Морские узлы

УЗЛЫ  ДЛЯ  УТОЛЩЕНИЯ  ТРОСА:
Восьмерка. Служит отличным стопором на конце троса, чтобы последний не выхлестывался из блока, кипы. Даже при сильной тяге не портит трос и его всегда можно легко развязать.

Устричный узел. Несмотря на свое название, этот узел, как и восьмерка, благодаря своей симметрии, с успехом применяется музыкантами для крепления на кол­ках струн скрипки, гитары, мандолины и других музыкаль­ных инструментов. По своим размерам затянутый устрич­ный узел намного больше восьмерки, и поэтому его ис­пользуют в тех случаях, когда отверстия на колках по ка­ким-либо причинам больше, чем нужно для той или иной струны.

НЕЗАТЯГИВАЮЩИЕСЯ   УЗЛЫ:

Коечный штык. На протяжении многих столе­тий постелью для матросов на кораблях служила парусино­вая подвесная койка в виде гамака с тонким матрацем из крошеной пробки. В плане она имеет вид прямоугольника, у малых сторон которого сделано по восемь люверсов для так называемых шкентросов. Эти шкентросы соединяются в кольцах, которые в свою очередь подвешиваются за коеч­ные штерты к особым рымам в бимсах или к прутьям, сде­ланным в кубрике корабля для подвешивания на ночь ко­ек. Днем койки в скатанном виде вместе с подушкой, одея­лом и простыней хранились в так называемых коечных сетках вдоль борта на палубе и служили надежным бруст­вером от ядер и шрапнели во время боя. Вечером, перед отбоем по команде «Койки вниз!» их несли под палубу и подвешивали. Завязывание узла для подвешивания кой­ки — дело серьезное. Здесь нужно применить такой узел, который бы не затягивался, легко развязывался и надежно держал. Самое главное, чтобы он не развязался сам под действием непрерывной качки корабля. Матросы пользова­лись для подвешивания своих коек различными узлами, но наиболее надежным считался коечный штык.

Рыбацкий штык (якорный узел). Один из наиболее ответственных случаев применения узла в мор­ском деле — это привязывание якорного каната к якорю. За пять тысяч лет существования судоходства люди для этой цели не могли придумать более надежного узла, чем рыбацкий штык. Проверенный многовековым опытом мор­ской практики, этот узел признан моряками всех стран как самый надежный для прикрепления каната к рыму или к скобе якоря.

Рыбацкий штык (или якорный узел) в какой-то степени схож с простым штыком со шлагом (см. рис. 12). Отличает­ся от него тем, что первый из двух полуштыков проходит дополнительно внутри шлага, обхватывающего предмет. Применяя этот узел для якоря, всегда необходимо прихва­тывать ходовой конец схваткой к коренному. В этом слу­чае, даже при очень сильной тяге, рыбацкий штык не затя­гивается и надежно держит. Его можно смело применять во всех случаях при работе с тросами, когда они подвержены сильной тяге.

                              

Портовый узел. Задержать швартовный синте­тический конец на парном кнехте — дело нехитрое. А как быть, если вместо парного кнехта в вашем распоряжении одинарный кнехт (или битенг), а на конце швартова нет огона? Для этой цели в морской практике есть несколько оригинальных узлов. Объясним принцип одного из них, ко­торый можно отнести к числу незатягивающихся узлов.

Сначала вокруг одинарного кнехта нужно сделать не­сколько шлагов ходовым концом швартовного троса. После этого сложить ходовой конец вдвое и в таком виде, петлей, пропустить его под натянутую коренную часть троса, по­вернуть петлю на 360 градусов и накинуть сверху на кнехт. Этот узел не скользит, надежно держит. Трос мож­но в любую минуту отдать, если даже швартов находится под сильным натяжением. Для этого нужно немного вы­брать проходящий под коренным концом ходовой конец и увеличить петлю, после чего ее нетрудно будет скинуть с кнехта.

В зарубежной практике та­келажного дела этот узел считается одним из лучших уз лов для связывания двух растительных тросов большого ди­аметра. Он не очень сложен по своей схеме и весьма ком­пактен, когда затянут.

УЗЛЫ ДЛЯ СВЯЗЫВАНИЯ ДВУХ ТРОСОВ:

Дубовый  узел. Моряки применяют его лишь в исключительных случаях, когда возникает необходимость очень быстро связать два троса. Хотя соединение расти­тельных тросов дубовым узлом вполне надежно, оно имеет серьезный недостаток: сильно затянутый узел очень трудно потом развязать, особенно если он намок. Кроме того, за­вязанный таким узлом трос имеет меньшую прочность и при работе создает опасность за что-нибудь зацепиться при своем движении. Единственные его положительные качест­ва — это скорость, с которой его можно завязать, и надежность.

Прямой  узел. Археологиче­ские находки свидетельствуют о том, что примерно за пять тысяч лет до нашей эры им пользовались египтяне. Древ­ние греки и римляне называли его NodusHercules — гер­кулесовым или геракловым узлом, потому что мифический герой Геракл так завязывал на своей груди передние лапы шкуры убитого им льва. Римляне применяли прямой узел для сшивания ран и при лечении переломов костей. Он представляет собой два полуузла, последовательно завязан­ных один над другим в разные стороны. Это обычный, са­мый простой способ его вязки

Прямой узел

Кинжальный узел. В зарубежной практике та­келажного дела этот узел считается одним из лучших уз лов для связывания двух растительных тросов большого ди­аметра. Он не очень сложен по своей схеме и весьма ком­пактен, когда затянут.

Шкотовый  узел. Свое название он получил от слова «шкот» — снасть, которой управляют парусом, рас­тягивая его за один нижний угол, если он косой, и одно­временно за два, если он прямой и подвешен к рею. Шко­ты носят названия того паруса, к которому они прикрепля­ются. Например, фока-шкот и грота-шкот — снасти, с помощью которых ставятся нижние паруса — фок и грот со­ответственно. Марса-шкоты служат для постановки марсе­лей, кливер-шкоты вытягивают назад шкотовый угол кли­вера, а фока-стаксель-шкоты вытягивают назад шкотовый угол фор-стакселя и т. д. В парусном флоте этот узел при­менялся тогда, когда надо было ввязать снасть в огон пару­са серединой, как, например, марса-лисель-шкот.

Шкотовый узел прост и очень легко развязывается, но вполне оправдывает свое назначение — надежно держит шкот в кренгельсе паруса. Сильно затягиваясь, он не пор­тит троса.

Докерский  узел. В морской практике нередко возникает необходимость прикрепить к толстому канату намного более тонкий по сравнению с ним трос. Такая не­обходимость всегда есть во время швартовки судна к при­чалу, когда с палубы нужно подать один или сразу не­сколько швартовных концов. Существует несколько спосо­бов крепления бросательного конца к швартову, у которого нет огона, но наиболее распространенный из них — приме­нение докерского узла.

ЗАТЯГИВАЮЩИЕСЯ УЗЛЫ:

Выбленочный узел. Свое название этот узел получил из-за того, что на кораблях им издавна крепили к вантам выбленки — поперечные отрезки смоленого троса, служащие ступеньками для подъема на мачты.

Выбленочный узел состоит из двух полуштыков, завя­занных в одну и ту же сторону. Это очень надежный затя­гивающийся узел, который безотказно держит, пока тяга приложена к обоим концам троса. Он исключительно удо­бен для прикрепления тросов к предметам, имеющим глад­кую поверхность, как, например, мачта, рей, стрела или просто бревно. Во времена парусного флота, помимо своего основного назначения, выбленочный узел применялся для вязки коренных концов марса-драйрепов на топе стеньги.

                           

Задвижной    штык. На парусных кораблях этот узел находил еще большее применение, чем выбленочный. Это объясняется тем, что он еще более совершенен и более надежен, нежели выбленочный. Его можно применять и в тех случаях, когда направление тяги троса находится под острым углом к бревну (рею, мачте и пр.) или к тросу, к которому он прикреплен. Задвижной штык держит даже в том случае, если тяга направлена почти вдоль бревна. В отличие от выбленочного узла у задвижного штыка не два, а три охватывающих предмет шлага: один с одной стороны коренного конца и два — с другой. При завязывании этого узла необходимо учитывать, в какую сторону будет на­правлена тяга за коренной конец, и в зависимости от этого вязать узел. Легко запомнить: с какой стороны тяга — там два шлага.

                                

Паловый узел. Этот нехитрый узел очень удо­бен для закрепления фалиня шлюпки или катера за пал, битенг или одинарный кнехт. Чтобы правильно завязать его, ходовой конец фалиня нужно сложить вдвое, обнести пал сбоку, пропустить петлю под оба конца и накинуть сверху на пал.

Битенговый узел. Он также служит при швар­товке небольших судов для зачаливания на битенг, пал или причальную тумбу. Ходовой конец фалиня или швартова обносят вокруг битенга, потом складывают его вдвое пет­лей и пропускают под коренной конец. Здесь петлю пере­кручивают один раз на 180 градусов и надевают сверху на битенг. Такой способ закрепления швартовного конца прост и вполне надежен.

НАВЕРХ   ГЛАВНАЯ