Ядра и бомбы

Полнотелые ядра

Полнотелые ядра — наиболее древний и наиболее распространенный вид боеприпаса. Первые ядра изготовлялись из отесанных камней, изготовление каждого ядра занимало довольно длительное время, иногда исчислявшееся неделями. Каменные ядра были найдены при подводных исследованиях первых испанских нао на Карибах.

Позже появились свинцовые и чугунные ядра, получившие развитие в XVI веке. Наиболее поздними считаются железные ядра. Иногда чугунные и железные ядра обливали свинцом. Свинец обеспечивал более плотное прилегание ядра к стенкам канала ствола, при этом износ последнего был существенно ниже, чем при стрельбе однородными чугунными и железными ядрами.

Полнотелое ядро обладало наибольшей пробивной силой из всех прочих видов боеприпасов, но во флоте было неэффективно против живой силы противника (чего нельзя сказать о сухопутной артиллерии, где полнотелое ядро наносило очень большой урон живой силе противника вследствие применения европейскими армиями плотного пехотного построения).

Во флоте ядра использовались для нанесения урона корпусу судна, а также для стрельбы по береговым укреплениям. В раннем периоде развития артиллерии применялись также глиняные ядра как замена каменным. Глиняные ядра в процесе изготовления дополнительно пропитывали льняным маслом для увеличения их прочности. Такие ядра по прочности были очень близки каменным. О применении глинянных ядер непостредственно в корабельной артиллерии автору статьи неизвестно, однако известно, что такие ядра применялись в крепостной артиллерии (в том числе — в фортах).

Самыми распространенными, начиная с конца XV века, были чугунные ядра из-за простоты их изготовления, большой прочности и пробивной силе при небольших размерах.

Каленые ядра

Так называли обычные чугунные ядра которые непосредственно перед выстрелом раскаливали докрасна в специальной калильной печи. На Руси такие ядра также были хорошо известны еще до царствования Иоанна IV Грозного и назывались «расженые».

Каленые ядра обладали довольно хорошей зажигающей способностью, однако требовали дополнительных усилий и аккуратности при зарядке. Так как класть на порох или обычный пыж раскаленное ядро было опасно, предусматривались специальные меры предосторожности: «Заряди пушку добрым порохом, да забей деревянным пыжом и на тот пыж намаж гораздо с палец толщиной глины, которая б не исщеплялась, да дай ей высохнуть гораздо, потом вымажь где понуже надобно, да укрепи такою глиною мажучи, чтоб от ядра порох не запалился». Как видим, процесс зарядки орудия каленым ядром был весьма трудоемок. Также не допускалось больших задержек между окончанием зарядки и выстрелом так как ядро, соприкасаясь с холодными стенками орудия, быстро остывало, поэтому калили только ядра больших калибров.

Порой каленые ядра не вызывали ожидаемого эффекта, так как глубоко засевшие в древесине, они не могли вызвать пожара из-за недостаточного притока воздуха.

Во флотах многих держав каленые ядра применялись для устройства пожара на кораблях противника.

Зажигательные ядра

Зажигательные ядра были самыми разнообразными и известны начиная с XVI века. Одно из простейших зажигательных ядер представляло собой обычное каменное ядро, облепленное зажигательным составом.

К XVII веку конструкция зажигательных ядер усложнилась: зажигательный состав помещался в мешочек, который оплетался веревками, осмаливался, погружался в расплавленную серу, опять облеплялся зажигательным составом и снова оплетался и осмаливался.Материалы для таких ядер использовались самые различные: это «известь, что водой не смочена», камедь, сера, масло, смола, «терпентин» (скипидар) и селитра.

Большое количество рецептов зажигательных смесей и конструкций ядер найдено в «Уставе ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» XVI-го века. Например, огненные ядра для улучшения зажигательных возможностей снабжали металлическими штырями: «проверти дырю в ядре глубиною трех поперечин перста большого и сделай железные сваи семи поперечин длиною и залей их накрепко свинцом, чтобы они тверды были, а кругом устрой огненными хитростями». Такие ядра очень хорошо застревали в кровлях домов, вызывая пожары.

Иногда прибегали к разного рода хитростям, чтобы воспрепятствовать быстрому тушению ядра. Например, в ядра вставляли заряженные пульками отрезки трубок: «ковати стволы в железе на глухих концах учинити востры, а у острых концов учинити запалы и зарядити добрым порохом и пульками, и острыми конце бити в ядра огненные». Пылая, такое ядро еще и стреляло во все стороны. Иногда внутрь зажигательного ядра помещали пороховой заряд или снаряженную гранату: такое ядро, догорев, взрывалось.

Брандскугели

Брандскугель — зажигательный снаряд, впервые появился в XVIII веке. Он отличался от бомбы и зажигательного снарядов тем, что снаряжался зажигательным веществом, был цилиндрической формы и вместо одного отверстия (очка) для трубки (как в обычном зажигательно снаряде) имел от 3 до 5 отверстий. Снаряд оказался весьма ненадежным и опасным, часто разрывался при вылете из ствола и к середине XIX века от них отказались во всех европейских странах, включая и Россию, где брандскугель был официально снят с вооружения приказом от 1837 года.

Картечи

Картеченый боеприпас представлял собой матерчатый или бумажный мешочек с кусками свинца внутри. Хотя самые первые картечи просто засыпались в канал ствола и прибивались прибойником и пыжом. Сначала это были просто рубленные куски, позже, для улучшения аэродинамики картечь стали обкатывать (так называемая катаная картечь), еще позже — применять литые пули диаметром 13-23 мм (так называемая пулевая картечь). В момент выстрела мешочек рвался прямо в канале ствола пушки и пули выдавливались пыжом. Картечные снаряды были следующих видов — картечь в корпусе; картечь вязаная (для предотвращения повреждения канала ствола орудия картечные пули обматывались тонкими нитями или кусочками ткани); картечь в кругах. Картечь поражала живую силу противника на дальности не более 150-500 метров, в зависимости от калибра, заряда и типа картечи. Картечь не обладала сколь-нибудь заметным пробивным действием, зато обладала большой зоной поражения и применялась для уничтожения открытой живой силы на средних и коротких дистанциях, будучи чрезвычайно эффективна как против латной, так и против бездоспешной пехоты

Картечь широко применялась во флоте для поражения экипажа неприятельского корабля и уничтожения его абордажной команды. Стреляли картечью вдоль открытых палуб. До конца XVI века картечь применялась, в основном, для фальконетов, позже — и для более крупных орудий.

Картечь различали ближнюю и дальнюю. В ближней картечи было больше пуль, дальняя имела немного пуль, но большего диаметра и массы. Понятно, что такие пули летели дальше.

Шрапнели

На рубеже XIX века английский офицер-артиллерист Генри Шрапнэл, совершенствуя разрывной снаряд, создал новый снаряд, обладающий более высоким поражающим действием против живой силы противника. Для увеличения дальности действия своего снаряда Шрапнэл предложил наполнять его пулями и разрывным зарядом и снаряжать взрывателем — деревянной (позднее — латунной) трубкой с пороховым составом. Снаряд сперва получил названиекартечной гранаты. Трубка поджигалась в момент выстрела из пушки, через определенное время она прогорала и подрывала пороховой заряд внутри ядра. Сначала предполагалось, что картечная граната будет падать на землю, а потом уже взрываться. Первые картечные гранаты действовали именно так. Но в процессе экспериментов выяснилось, что если такая граната взорвется в воздухе над головами неприятельской пехоты, то эффект будет значительно больше. И последующие снаряды стали использовать именно этот способ: они взрывались в воздухе и пули градом накрывали живую силу противника. Очень красочно этот эффект показан в отечественной киноленте «Турецкий гамбит».

После внедрения картечных гранат в регулярную армию они быстро получили название «шрапнель» по имени их создателя. Большим преимуществом шрапнели перед картечью была возможность поражения укрывшегося — и потому недоступного для поражения иными боеприпасами — неприятеля.

Основной сложностью успеха шрапнели было точно рассчитать время замедления, чтобы снаряд взорвался как раз в момент пролета над неприятелем.

В качестве боеприпаса корабельной артиллерии парусного флота шрапнель применялась редко.

Разрывные снаряды

В зависимости от веса разрывные снаряды в некоторых странах делились на бомбы и гранаты (не путать с ручными гранатами!), однако принцип действия их был одинаков. Это были пустотелые металлические (обычно — чугунные, позже из литого железа) ядра, внутри которых находился большой запас пороха. После падения на землю снаряд подрывался и разлетался на осколки. Образовывалось до 20 осколков (обычно от 8 до 17-18), убойную силу они сохраняли на расстоянии до нескольких десятков метров. Недостатком такого типа боеприпаса была ненадежность: каждый 4 или 5 снаряд не взрывалсяиз-за несовершенства трубок. В среднем одна граната выводила из строя 4 пехотинцев в пешем строю, хотя это очень усредненная цифра.

В некоторых изданиях бомбы ошибочно описывают как фугасные боеприпасы, то есть когда снаряд взрывался в результате удара о препятствие. Это категорическпи неверно! Такие боеприпасы появились лишь в конце XIX века с появлением детонаторов и взрывателей ударного действия.

Книппели

Книппель — это снаряд, употреблявшийся для повреждения рангоута и такелажа парусных кораблей противника. Состоял из двух ядер или полуядер, соединенных между собой железным стержнем или цепью. Книппели, в целом, были малоэффективны, редко применялись и быстро вышли из употребления. Малоэффективность выражалась в непредсказуемой траектории полета снаряда и малой дальности, а также практически нулевой эффективности против деревянных элементов корабля, включая мачты.

Цепные ядра

Очень похожи на книппель, но соединялись не стержнем, а цепью, иногда довольно длинной (до 3-4 метров). Оба ядра заряжались в одно орудие: в некоторых источниках утверждается, что стреляли цепным ядром одновременно с двух орудий, но автору этой статьи это представляется невероятным, учитывая несовершенство артиллерии, когда разброс по времени выстрела двух орудий достигал нескольких секунд!

Назначение этого боеприпаса аналогично книппелю с той лишь разницей, что длинная цепь предполагала нанесение более серьезных повреждений или запутываний рангоута и такелажа. Кроме того, цепные ядра применялись и против пехоты, вызывая довольно значительные потери. Цепные ядра окончательно вышли из употребления к первой половине XIX века.

Заряды

Самые первые пороховые пушки заряжались с дульной части, куда совком из бочонка засыпалось нужное количество пороха, которое потом трамбовалось с определенной силой (чем сильнее — тем больше будет сила выстрела, но и вероятность осечки возрастала пропорционально). Потом ставился пыж, после чего само ядро и снова пыж (чтобы ядро не выкатилось обратно). Потом на полку насыпался запальный порох, который поджигался палительной свечой или фитилем и производился выстрел. Скоростерльность такого орудия была довольно низкой, из-за большого числа операций при перезарядке. Точность также оставляла желать лучшего, поскольку каждый раз насыпалось разное количество пороха и трамбовался он каждый раз с разным усилием.

Позже, в XVI веке, удалось усовершенствовать этот процесс, введя зарядный пороховой картуз. Картуз — это полотняный мешочек с точным количеством пороха, отмеренным заранее. Картуз закладывался в пушку, потом пыж, потом ядро, потом опять пыж. Все очень похоже, но процесс зарядки ускорился, поскольку не было надобности в точном отмере пороха каждый раз. В процесс зарядки ввели так называемый «протравник» — небольшую палку с острым шипом на конце. С помощью шипа картуз прокалывался сквозь запальное отверстие и только потом туда насыпался запальный порох.

НАВЕРХ    ГЛАВНАЯ