Меню

1 Однородные члены предложения

Глава 28. Синтаксис. Осложнённые простые предложения. Общие понятия. Виды осложнений

В данной статье:

Простые предложения многообразны. Они могут быть осложнены. Механизмы осложнения различны, осложняющие компоненты имеют разную природу. Предложение может быть осложнено:

1) однородными членами,
2) обособлениями,
3) вводными словами и предложениями,
4) вставными конструкциями,обращениями.

Здесь рассматривается осложнение простого предложения однородными членами.

§1. Однородные члены предложения

Однородные члены – это члены предложения, связанные с одним и тем же словом и отвечающие на один и тот же вопрос. Примеры:

Я люблю мороженое.

простое двусоставное распространённое предложение

Я люблю мороженое, шоколад, печенье, торты.

простое двусоставное распространённое предложение, осложнённое однородными членами

Смеющиеся девочки вбежали в комнату.

простое двусоставное распространённое предложение

Весёлые, смеющиеся, визжащие, кричащие девочки вбежали в комнату.

простое двусоставное распространённое предложение, осложнённое однородными членами

Любой член предложения может быть выражен рядом однородных членов. Однородными могут быть подлежащие, сказуемые, дополнения, определения и обстоятельства. Осложнение однородными членами может быть по-разному введено в предложение и быть по-разному оформлено пунктуационно. Подробнее см.: Глава 10. Однородные члены предложения.

§2. Обособление

Обособление – способ смыслового выделения или уточнения. Обособляются только второстепенные члены предложения. Обычно обособления позволяют представить информацию более детально и привлечь к ней внимание.
Обособления различны. Различаются:

  • обособленные определения,
  • обособленные обстоятельства,
  • обособленные дополнения.

Обособленные определения делятся на:

  • согласованные,
  • несогласованные.

Ребёнок, заснувший у меня на руках, внезапно проснулся.

согласованное обособленное определение, выраженное причастным оборотом

Лёшка, в старой куртке, ничем не отличался от деревенских ребятишек.

несогласованное обособленное определение

Я ничего не слышал, кроме тиканья будильника.

§3. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции

Вводные слова и предложения, и тем более вставные конструкции, – это осложняющие компоненты, грамматически не связанные с членами предложения и членами предложения не являющиеся. Они необходимы, потому что с их помощью говорящий может выразить широкий спектр значений: уверенность-неуверенность, различные чувства, эмоции, оценки, степень достоверности, возможности, уверенности, указать на источник информации, выстроить речь последовательно, активизировать внимание собеседника и т.д. Вводные слова и предложения, а также вставные конструкции разнообразны. Важно узнавать их и не путать с омонимичными им членами предложения.

К счастью, мама не спросила, во сколько я вернулся, и неприятного разговора не было.

к счастью – вводное слово, выделяется запятой

Посуда бьётся к счастью.

к счастью – дополнение, синтаксическая связь – управление: бьётся (к чему?) к счастью

§4. Обращение

Обращение – это слово или сочетание слов, называющее лицо или группу лиц, к которым адресована речь. Обращение не является членом предложения.

Сынок, слушай, я расскажу тебе сказку.

Уважаемая Анна Сергеевна, здравствуйте!

уважаемая Анна Сергеевна – обращение

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Источник

Таблицы-памятки в словарик по темам «Части речи», «Члены предложения»
материал по русскому языку (5 класс)

Шеремета Карина Сергеевна

Таблицы-памятки в словарик по темам «Части речи», «Члены предложения»

Скачать:

Вложение Размер
tablitsy_-_chasti_rechi_chleny_predlozheniya.docx 19.76 КБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельные части речи

Отвечает на вопросы

Предмет: человек, стена, мышь, смелость, гром

По числам и падежам

Признак предмета: легкий, красный, синий, высокий, зелёная

какой? какая? какое? какие?

По числам и падежам;
в ед. ч. — по родам

Количество предметов: пять, восемь

Порядок предметов при счете: пятый, восьмой

По числам и падежам;
в ед. ч. — по родам

Указывает на предмет, но не называет его: он, ты, вы, я

По падежам; мест. 3-го л. — по числам; мест. 3-го л. в ед. ч. — по родам.

Действие и состояние предмета: летать, бежать, прочитать, спать, писать, жить

что делать?
что сделать?

Наст. и буд. вр. — по лицам и числам; прошл. вр. — по числам, в ед. ч. — по родам.

Признак действия и признак признака: шли наугад, очень хороший

где? куда? когда? откуда? как? в какой степени?

Служебные части речи

Предлог
в, на, за, к, по, о, над, под, от, до, перед, с

Частица
не, ни, же, бы(б)

Союз
и, а, но, что

Он скоро пройдёт.

Что делает? Что делал? Что сделает? Что будет делать?

Глагол, прилагательными (краткими и полными), причастиями, числительными, наречиями, существительными

Улетают птицы. Ученики читают и пишут.

__ __ __ __ __ __

Вопросы косвенных падежей: кого? чего?;

Кого? Кем? Чем? О ком? О чем?

Существительное, местоимение, числительное

Летом я жил у бабушки.

Она пекла пироги с малиной.

Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьё?

Прилагательно, причастие, местоимение

Признаки, качество, свойство предмета

Зеленеют молодые сосны и ели. За кустом мелькнул лисий хвост.

Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? Каким образом? Не смотря на что?

Место, время, причину, цель, образ действия, условие, уступки

Утром дети шли по лугу. Человек сидел неподвижно.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

. Проверочная работа по темам «Однородные члены предложения»,«Обобщающие слова при однородных членах предложения», « Тире в простом предложении» 8 класс

Обобщающий контроль в двух вариантах.

«Однородные члены предложения.Знаки препинания при однородных членах предложения»

Однородные члены предложения — одно из проявлений структурно-семантической категории синтаксиса — однородности,которая обнаруживается и на уровне сложного предложения.В блоке однородных членов е.

Учебное занятие: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами»

данное занятие предполагает закрепление знаний об однородных членах предложения;формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными.

презентация к учебному занятию: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами»

данная презентация помогает сделать занятие более эффективным, усилить мотивацию обучающихся к изучению русского языка.

Учебное занятие по русскому языку «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами».Учебное занятие сопровождается мультимедийной презентацией.

Методическая цель: внедрение личностно ориентированных технологий обучения.Образовательные цели: — закрепление знаний об однородных членах предложения;- формирование умения находить однородные чл.

Урок в 7 классе ( по учебнику Р.Бунеева) «Имя числительное как часть речи и член предложения»

Урок в 7 классе ( по учебнику Р.Бунеева) «Имя числительное как часть речи и член предложения» ( с использованием сингапурских структур) Урок рефлексии.

Конспект урока по ФГОС УМК Бунеев, «Школа 2100».

Источник



Осложненное предложение – что это такое понятным языком и про какие 5 осложнителей вам обязательно надо знать

Предложение, в котором есть хотя бы один из пяти осложнителей.

Осложненное предложение – это предложение, в котором есть хотя бы один из пяти осложнителей:

  1. Однородные члены.
  2. Обращения.
  3. Вводные слова.
  4. Вставные конструкции.
  5. Обособленные члены предложения.

Содержание

  1. Разбираю каждый из пяти осложнителей
  2. Однородные члены
  3. Обращения
  4. Вводные слова
  5. Вставные конструкции
  6. Обособленные члены
  7. Прямая речь ничего не осложняет
  8. Что говорить про осложнители при синтаксическом разборе
  9. Что отмечать на схеме осложненного предложения
  10. Полезные материалы по теме

Разбираю каждый из пяти осложнителей

У меня есть отдельные статьи о каждом из них, поэтому я очень углубленно их анализировать не буду, но отмечу основные характеристики, про которые надо знать.

Однородные члены

Однородными могут быть любые члены предложения. Их можно узнать по перечислительной интонации, а также по двум признакам: одно главное слово, одинаковый вопрос. Примеры:

  1. Мама и папа пьют чай – однородные подлежащие «мама» и «папа».
  2. Я танцую, пою песни и играю на гитаре – сказуемые «танцую», «пою», «играю».
  3. Дедушка читает книги и журналы, но не газеты – дополнения «книги», «газеты», «журналы».
  4. Пейте лекарство вечером, днем или утром – обстоятельства времени «вечером», «днем», «утром».
  5. Мы увидели итальянский, российский и американский флаг – определения «итальянский», «российский», «американский».

Чтобы понять, однородные члены предложения или нет – надо помнить про многие нюансы. Например, «зеленые, синие ленты» – однородные, а вот «маленькая извилистая речка» – неоднородные.

Читайте подробнее в отдельной статье, я постарался там все «разжевать».

Обращения

Их можно обнаружить по звательной интонации: «Я хочу есть, мам», «Я сегодня, Маш, не купил цветов», «Мурзик, кис-кис-кис».

Обращения нельзя выделять как члены предложения, потому что они ни от каких других слов не зависят. Но их обязательно надо выделить запятыми с обеих сторон.

Вводные слова

Это такие слова, которые можно «выкинуть» из предложения, и оно ничего от этого не потеряет. Например: «Я, в общем, подготовился к экзаменам, но все равно не сдал» – «Я подготовился к экзамену, но все равно не сдал».

Слова «итак», «во-первых», «во-вторых», «по словам очевидцев» – как раз вводные. Мы произносим их с выделительной интонацией и всегда выделяем запятыми на письме.

Статьи про вводные слова у меня пока нет, но я скоро обязательно ее напишу.

Вставные конструкции

Это слова или даже целые предложения, которые хочется «взять в скобки». Причем и интонационно, и на письме. Например: «Мой друг (по природе своей очень застенчивый) не побоялся прийти к нам в гости, когда мы его пригласили».

Обратите внимание, вставные конструкции могут еще выделяться двойными тире. Но скобки – более распространенный и общепринятый вариант их выделения.

Обособленные члены

Это такие члены предложения, которые мы «обособляем», то есть выделяем запятыми внутри предложения. Их отличие от вводных слов, вставных конструкций и обращений в том, что они всегда являются членами предложения.

Обособляются чаще всего причастные и деепричастные обороты. У меня про них есть отдельные статьи, где я объясняю, в каких случаях запятые нужны, а в каких нет. Посмотрите.

Прямая речь ничего не осложняет

Я на первом курсе вуза почему-то тупил и говорил, что прямая речь может осложнять предложение. Это не так. Потому что прямая речь делает простое предложение сложным.

Смотрите: “Я сказал: «Мы не будем участвовать в этом дурацком конкурсе!»”. Почему предложение сложное? Потому что в нем две грамматические основы: «Я сказал» и «Мы не будем участвовать».

Так что запомните, прямая речь ничего не осложняет.

Что говорить про осложнители при синтаксическом разборе

Когда вы делаете характеристику предложения, вы в самом конце должны про него сказать: «Осложненное. Осложнено …» – и перечислить осложнители.

Обратите внимание, в одном простом предложении может быть сразу пять осложнителей. Хотя встречается такое редко: «Во-первых, Саша, я тебе сказал, что Софья Павловна (учитель русского) завтра соберет ваши тетради и, проверив их, сразу выставит оценки за четверть».

Это предложение осложненное, оно осложнено обращением (Саша), вводным словом (во-первых), вставной конструкцией (учитель русского), однородными сказуемыми (соберет, выставит), обособленным обстоятельством, которое выражено деепричастным оборотом (проверив их).

Что отмечать на схеме осложненного предложения

Ничего. У простых предложений вообще нет смысла рисовать схему, потому что в этой схеме будет только две скобки. Схемы мы рисуем для сложных предложений, чтобы показать, что с чем связано, какие есть логико-грамматические части.

Иногда учителя требуют показывать осложнение внутри схемы. Они делают это для того, чтобы заставить ребенка в очередной раз увидеть осложнение. Если ваш учитель требует – выделяйте.

Обращения выделяются буквой «О», а однородные члены берутся в кружочек. Обратите внимание, если между однородными членами есть союзы – их тоже надо отображать на схеме.

Например, вот предложение: «Саша, вскипяти чайник и покорми хомячка». Оно осложнено обращением и двумя однородными сказуемыми. На схеме это будет выглядеть примерно так:

Обособленные члены надо подчеркивать в зависимости от того, каким членом предложения они являются. Над причастными и деепричастными оборотами надо еще рисовать крышку и писать внутри, что это за обороты. Например: «Балерина, танцуя на сцене, жила настоящей жизнью». Схема такая.

Если у вас при однородных членах есть обобщающие слова, то они выделяются кружком с точкой внутри. Возьмем для примера предложение: «На бал пришли все представители знати: бароны, графы, высшие сановники».

Полезные материалы по теме

Подпишитесь на мою рассылку. Я буду еженедельно присылать вам лучшие статьи по русскому языку. В ближайшие 5-6 месяцев их будет много.

Посмотрите мое видео о том, как надо выделять причастный оборот при разборе предложения по членам. Ученики всегда здесь путаются и либо никак не выделяют, либо выделяют просто как обстоятельство.

Посмотрите три моих подборки с курсами по русскому языку. Они вам помогут подготовиться к экзаменам и проверочным работам. В каждой подборке вас ждут «плюшки» – бесплатные справочники и пособия, которые можно скачивать прямо из статей. Я их сам подбирал, они очень хорошие:

Напишите, пожалуйста, ваше мнение о статье в комментариях. Напишите обо всех недостатках, которые вы видите, чтобы я мог их доработать и сделать этот материал лучше. Свои вопросы можете писать там же, я отвечаю в течение суток.

Источник

Простое осложненное предложение – примеры, знаки препинания, таблица 11 класс, русский язык

Содержание

  1. Что такое простое осложненное предложение и его примеры
  2. Классификация элементов, осложняющих простое предложение
  3. Знаки препинания в простом осложненном предложении
  4. Что мы узнали?

Классификация синтаксических единиц в русском языке достаточно сложная, она включает в себя множество разнообразных понятий, среди которых есть и простое осложненное предложение. Эта тема изучается в 11 классе и требует от учеников большого внимания, так как на ней основано множество пунктуационных правил.

Что такое простое осложненное предложение и его примеры

Итак, простое осложненное предложение – это такая синтаксическая единица, в конструкцию которой, кроме обычных членов предложения, входят также другие конструкции без грамматической основы. Имеются в виду вводные слова, обращения и вставки.

Часто простые осложненные предложения путают со сложными, ведь они напоминают их по структуре, отличаясь вместе с тем по семантике.

Разница между сложным предложением и простым осложненным заключается в том, что у сложного две и больше грамматических основ, а у простого – только одна. Таким образом, если найти подлежащее и сказуемое (или только один из этих главных членов, если речь идет об односоставном предложении), то легко определить, какое именно это предложение.

Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, нужно рассмотреть примеры простого осложненного предложения.

Виктор Петрович, позвольте нам уйти пораньше – в этом предложении грамматическая основа состоит из одного глагола, а обращение осложняет его – у него нет своей грамматической основы, но оно тесно связано по смыслу с основной частью синтаксической единицы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что осложняющий компонент – это некое дополнительное высказывание, которое связано с предложением.

Классификация элементов, осложняющих простое предложение

Для начала следует рассмотреть таблицу, в которой они перечислены с примерами:

Осложняющий элемент Пример
Однородные члены предложения Я умею играть на пианино, гармони и флейте
Обособленные члены предложения Я не слышал ничего, кроме тиканья часов
Вводные и вставные конструкции Сестра, однако, ничего не заметила

В качестве осложняющей конструкции может выступать и обращение, то есть наименование лица, к которому обращена речь: Сынок, принеси мне пилу.

Знаки препинания в простом осложненном предложении

Правила, которые регламентируют их постановку, достаточно простые, но их нужно запомнить.

Так, если предложение осложняется однородными членами, то между ними и основной частью синтаксической единицы запятая не ставится, но может стоять двоеточие, если есть определяющее слово.

Все остальные конструкции, то есть обращения, вводные слова, вставки и обособленные члены предложения, отделяются от основной его части с помощью запятой.

Что мы узнали?

Простое осложненное предложение – это предложение с одной грамматической основой, которое может осложняться разнообразными конструкциями, среди которых однородные члены предложения, вводные слова и вставки, обращения, а также обособленные члены предложения (и обстоятельства, и определения, и дополнения). Определить, сложное ли это предложение или простое, но осложненное, можно после того, как будет найдена грамматическая основа. Если она одна, то это простое предложение, а то, что кажется еще одним предложением – просто осложняющий его элемент. Чтобы понять, какие знаки препинания нужно ставить в осложненном предложении, для начала определяют, что именно его осложняет. Если это однородные члены, то отделять их от основной синтаксической конструкции не нужно, во всех остальных случаях запятая между основной частью предложения и тем, что его осложняет, обязательна.

Источник

Читайте также:  Таблица размеров женской спортивной обуви