1. Сравнить картезианскую и Марксову традиции в рассмотрении природы сознания. Заполнить таблицу.
Сознание – замкнутый в себе внутренний мир
Сознание – результат развития материи
Основные характеристики сознания
Сознание хранит в себе идеи, образы, все, с чем придется столкнуться;
Сознание отождествляется с мышлением т.е. максимально рационализировано. Оно может конструировать мир по правилам логики, т.к. сознание тождественно предметному миру.
Сознание открыто самому себе.[1]
Сознание выражает определенную реальность, историческую практику только косвенно, частично;
Маркс впервые вводит сознание в область научного детерминизма, открывая его социальное измерение, его социальные механизмы;[2]
Из схем Марксова анализа сознания вытекают элементы целого ряда теорий: 1) теоретической модели социальной обусловленности сознания; 2) теории фетишизма и символики социального в сознании; 3) теории идеологии (заметим, что развитая Марксом социально-философская критика идеологии и превратилась впоследствии в то, что называется теперь социологией знания как академической дисциплиной); 4) теории науки и свободного духовного производства как особых форм деятельности сознания; 5) теории сознания как орудия личностного развития человека и его ответственности в сфере культуры и исторического действия.[3]
Механизм развития сознания
Для развития сознания необходимо постоянно находиться в процессе познания.
Сознание развивается в процессе труда и материального производства.
Способы изучения сознания
Сознание можно изучать используя законы механики и фундаментальные законы взаимодействия в природе.
Сознание может в принципе изучаться совершенно объективно, по его «предметностям», по значащим для него объективациям, рассматриваемым в качестве порожденных саморазвитием и дифференциацией системы социальной деятельности как целого.
2. Упражнения и логические задачи, комментарии.
К.Маркс в своем произведении «Капитал» вывел следующую известную формулу, описывающую процесс формирования самосознания человека: «Лишь относясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к себе как к человеку».
Прокомментируйте данную цитату. Дайте ответы на вопросы:
1. Что понимается в современной философии под «самосознанием»?
2. Как формируется самосознание? Какую роль в этом процессе играет общество?
3. Каково значение самосознания?
Сравните цитату из «Капитала» с высказыванием Спинозы: «Слова Павла о Петре говорят нам больше о Павле, чем о Петре» на какие проблемы обратил внимание философ XVII века?
Этими словами Маркс имел в виду, то, что самосознание личности формируется во взаимодействии с «себе подобными». Человек начинает сравнивать себя, с другими, в результате чего замечает отличительные особенности, ценности и выделяет себя из массы «других», т.е. формирует свое самосознание.
1. В современной философии, самосознание – убеждение в ценности собственной личности. Это переживание единства и специфичности Я как существа, наделенного мыслями, чувствами и желаниями, противоположное осознанию внешнего мира. Согласно Канту, самосознание и осознание внешнего мира согласуются: «Сознание моего собственного наличного бытия есть одновременно непосредственное осознание бытия других вещей, находящихся вне меня». Согласно Гегелю, картина мира, которую люди создают себе в философии, есть осознание мира. По мнению Гартмана, возможно «самосознание мира», ибо дух, член этого мира, который в состоянии познать слои, лежащие ниже его может осознать и самого себя.
2. Самосознание формируется при взаимодействии с внешним миром. Как только человек вступает в познавательный контакт с окружающим миром, он начинает отделять себя от него, у него появляется самосознание. Он понимает себя как отдельное свободное существо, которое существует, потому что существует мир.
Общество играет большую роль в формировании самосознании человека.
Во-первых, благодаря обществу, индивид становится человеком sapiens, т.е. разумным и осознающим себя личностью.
Во-вторых, общество (при правильном воспитании) заставляет человека формировать собственную индивидуальность, свой стиль, отличающий и выделяющий человека от других.
В-третьих, общество оценивает результаты деятельности человека, что утверждает, либо унижает человека и влияет на самосознание укрепляя его либо стирая.
3. Самосознание необходимо для формирования личности; самосознание заставляет человека стремиться к лучшему, к более совершенному, развитию своих способностей.
Самосознание помогает осознать себя необходимой, индивидуальной частью общества и природы, помогает осознать ценность собственной жизни.
В высказывании Б.Спинозы есть указание на то, что внутренние проблемы человека выражаются в частности его высказываниях относительно других, потому Павел, высказываясь относительно Петра, говорит Больше о себе, чем о Петре.
3. Тесты
1. Из приведенных ниже, выделите основные свойства сознания:
б) Интенциальность;
г) Рефлексивность;
2. Соотнесите сферы сознания и его компоненты
1. Сфера телесно-перцептивных переживаний
3. Личностные субъективно-психологические переживания и чувства
2. Логико-понятийная сфера
4. Мотивы деятельности, идеалы личности, когнитивные способности
3. Эмоциональная сфера
2. Аналитико-синтетические операции
4. Ценностно-смысловая сфера
1. Ощущения, восприятие, память представление
3. Завершите определение: «Знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную функцию в процессе человеческой деятельности называется информацией».
4. Как называется принцип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок?
в) Рефлексия;
5. Из приведенных ниже, выделите основные функции сознания:
а) Преобразовательная;
г) Отражательная.
6. Кто является автором данного определения «Идеальное – это материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразовательное в ней»?
г) К.Маркс
7. Впишите пропущенные слова: «Сознание – высшая форма психического отражения действительности, реализуемая человеком».
8. Укажите соответствие между концепцией возникновения идеального и автором:
1. Идеальное объективно существует в качестве первообразов, познающихся посредством рациональной интуиции
2. Идеальное как сущность «просвечивает» сквозь явление, для познания необходимо сочетание чувственного и сверхчувственного познания
3. Идеальное – субъективное проявление некоторых мозговых нейродинамических процессов, его источником служит индивидуальное сознание
5. 1. Д.И.Дубровский
4. Идеальное — объективированные мыслительные формы, схемы предметно-практической деятельности, которые складываются независимо от индивида
5. Человек обрекает идеальное, приобщаясь к исторически развившимся формам общественной жизни
9. Как называется раздел философии, изучающий проблемы человека?
б) Антропология;
10. Соотнесите произведения и их авторов:
4. «Сознание и самосознание»
Список литературы
1. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. — М.: Политиздат, 1990.
2. История философии. Учебник для высших учебных заведений. / под ред. Иванченко Н.С. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
3. Хрестоматия по философии. Под ред. Иванченко Н.С. — Ростов-на-Дону.: Феникс, 1997.
4. Малышевский А. Ф., Карпунин В. А., Пигров К. С. – История философии. — М.: Просвещение, 2004.
5. Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности. – М.: ТД “ГРАНД”, 2002.
[1] Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. — М.: Политиздат, 1990. – с. 159.
[2] Хрестоматия по философии. Под ред. Иванченко Н.С. — Ростов-на-Дону.: Феникс, 1997. – с. 211.
[3] Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности. – М.: ТД “ГРАНД”, 2002. – с. 401.
Источник
Рабочая тетрадь по Основам философии для II курса
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЧЕРНОГОРСКИЙ МЕХАНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
На заседании МК СГД Зам. директора по УР
Протоколом №_________ Бычкова С.А.
Рабочая тетрадь по дисциплине
«Основы философии»
для II курса
Преподаватель истории и обществознания
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .
Рабочая тетрадь по дисциплине «Основы философии» представляет собой систематически разработанный сборник вопросов и заданий по основным темам курса обучения студентов второго курса ЧМТТ. Вопросы касаются не только философских персоналий, но и теоретической, историко-философской, философско-мировоззренческой тематики.
По структуре пособие состоит из ряда вопросов, каждый из которых позволяет студентам проконтролировать меру усвоения философских знаний. Каждый вопрос формулируется ясно, логически продуман и предполагает выбор верного однозначного ответа, содержащегося в предложенном ниже перечне, состоящем из трех или четырех вариантов, установить соответствие между типами мировоззренческих систем и их сущностью, установить соответствие между философскими проблемами и изучаемыми ими структурами.
РАЗДЕЛ 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА.
1. Что в переводе с древнегреческого означает «философия»?
2. Напишите составляющие природы философского знания.
3. Перечислите философские категории:
4. Дайте определения:
5. Перечислите достоинства и недостатки материализма:
6. Назовите «идолов» Ф. Бэкона:
7. Назовите имя основоположника рационализма
8. Перечислите основные разделы философии:
9. Дайте определения:
10. Назовите особенности философского знания:
11. Человеческая воля имеет возможность свободно выбирать ту или иную позицию, но это зависит от некоторых условий. Перечислите эти условия.
Источник
Рабочая тетрадь по философии
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ФИЛОСОФИЯ»
для специальности: 060501 «Сестринское дело»
на заседании ЦМК № ____________
Протокол № ____
от «___»__________ 2013 г.
Председатель ЦМК ______________
_______________________________
(Ф.И.О.)
Зам. директора колледжа по УР
__________ И.Г.Кобзарь
« ___»___________2013 г.
Методист (старший)
_________ О. В. Артамонова
Составитель: Костенко Анна Викторовна, преподаватель социально-экономических дисциплин КГОБУСПО «Уссурийский медицинский колледж».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая тетрадь по дисциплине «Философия» представляет собой систематически разработанный сборник вопросов и заданий по основным темам курса обучения студентов первого курса медицинского колледжа. Вопросы касаются не только философских персоналий, но и теоретической, историко-философской, философско-мировоззренческой тематики.
По структуре пособие состоит из ряда вопросов, каждый из которых позволяет студентам проконтролировать меру усвоения философских знаний. Каждый вопрос формулируется ясно, логически продуман и предполагает выбор верного однозначного ответа, содержащегося в предложенном ниже перечне, состоящем из трех или четырех вариантов, установить соответствие между типами мировоззренческих систем и их сущностью, установить соответствие между философскими проблемами и изучаемыми ими структурами.
7. Назовите имя основоположника рационализма
____________________________________________________________________
8. Перечислите основные разделы философии:
____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Дайте определения:
Диалектика
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Назовите особенности философского знания:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Человеческая воля имеет возможность свободно выбирать ту или иную позицию, но это зависит от некоторых условий. Перечислите эти условия.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РАЗДЕЛ 2. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИИ О БЫТИИ.
1. Назовите основные формы бытия:
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
2. Дайте определения:
Схоластика
____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Номинализм
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Идеализм
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Перечислите основные элементы научной картины мира:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Виды картины мира
Проблемы картины мира
Идеи картины мира
6. Перечислите виды движения материи:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Напишите уровни живой и неживой природы:
Неживая природа
Живая природа
РАЗДЕЛ 3. ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА И СМЫСЛ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ.
2. Дайте определения:
Антропогенез
________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Свобода
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Свобода воли
________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Волюнтаризм
________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Фатализм
___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Гедонизм
____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Аскетизм
____________________________________________________________________
Древняя Греция и Рим
РАЗДЕЛ 4. СОЗНАНИЕ.
1. Дайте определения:
Сознание
____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Субстанция
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Раздражимость
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Чувствительность
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Ощущения
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Перечислите и опишите виды мышления:
___________________________________________________________________________________________
·______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Заполните таблицу «Природа сознания»
Модель сознания
Основная идея
4. Формы проявления бессознательного сознания
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Напишите, как информация попадает в подсознание?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Как вы считаете, существует ли взаимосвязь индивидуального и общественного сознания?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РАЗДЕЛ 5. ПОЗНАНИЕ.
1. Дайте определения:
Познание
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Личность
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Социализация
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Знание
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сенсуализм
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Интуиция
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Перечислите этапы познания:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Опишите формы познания
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Напишите разновидности философских оснований науки
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Специфические признаки научного познания
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Социальные функции науки:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РАЗДЕЛ 6. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ.
1. Заполните таблицу «Этапы развития общества»
Неолитическая
революция
2. Маркс К. выделил пять общественно-экономических формаций в качестве ступеней прогрессивного развития человеческого общества. Напишите какие.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Условия, необходимые для становления и существования ноосферы:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Напишите элементы духовной жизни общества:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Дайте определения:
Индивид
____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Индивидуальность
____________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Личность
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Причины появления и обострения глобальных проблем в ХХ веке
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Какие, вы видите пути решения глобальных проблем
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Список литературы:
Волкогонова О.Д. Основы философии. / О.Д. Волкогонова, М.Н. Сидорова — М.: ИД «ФОРУМ-ИНФРА М», 2008.
Горелов А.А. Основы философии. / А.А. Горелов — М.: Академия, 2007.
Рычков А.К. Философия: 100 вопросов – 100 ответов. Учебное пособие.
Философия медицины. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2007.
Философия. Учебное пособие. / Под ред. В.Н. Лавриненко. М.: Юрист,2007.
Хрусталев Ю.М. Основы философии. / Ю.М Хрусталев. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
Источник
Прочитайте и заполните таблицу
Три стороны сознания
Можно выделить три стороны сознания: предметное сознание(то есть сознание, направленное на мир окружающих нас вещей, предметов, событий); самосознание(сознание направленное на самого себя, все время осознающее самое себя как нечто другое, чем весь остальной окружающий мир); и сознание как поток непосредственных переживаний.Первые две стороны сознания относятся к тому, что в философии всегда называлось духом. Третья сторона в философии называется душой.
В предметном сознании и самосознании мы имеем дело с идеями, понятиями, с моделями окружающего мира, с представлениями о самом себе. В духе человек возвышается над природой, создает второй идеальный мир, познает законы Вселенной и может на основании этих законов строить машины, возводить дома, посылать в космос ракеты.
Что касается души, то она занимается совсем другим делом. Душа, ее глубина и развитость делают человека живым. В принципе, познавать мир, развивать цивилизацию может и искусственный интеллект, мыслящая машина. И если бы человек не имел души, он и был бы такой машиной. Душа — нечто более значительное и глубокое в человеке, чем дух. Дух (и предметное сознание и самосознание) укоренены в душе. Они словно листья и ветви дерева, а душа — его корни.
Прочитайте и заполните таблицу
Сознание — это не только предметное сознание, не только самосознание и поток душевных переживаний. Откроем теперь еще одну сторону или слой жизни сознания — бессознательное. Бессознательное — это огромный пласт психики, по своему объему значительно больший, чем вся сознательная жизнь. Впервые бессознательное в начале века было открыто австрийским психиатром З.Фрейдом. В центре этого открытия лежит так называемый эдипов комплекс.
Древнегреческий миф о Эдипе гласит: когда у царя Фив родился сын, оракул предсказал, что, когда он вырастет, он убьет своего отца и женится на матери. В ужасе царь приказал убить младенца, но слуга пожалел его и увез на другой остров. Эдип вырос, вернулся в Фивы, в окрестностях Дельф случайно встретил своего отца, которого, конечно, не узнал, и в ссоре убил его. Потом он совершил несколько подвигов, в частности, освободил город от Сфинкса, и в благодарность за это его мать Иокаста согласилась выйти за него замуж, не зная, что он ее сын. Боги сурово наказали Эдипа: когда он узнал правду, он в отчаянии выколол себе глаза, а его мать покончила с собой.
Фрейд дает следующую трехзвенную картину человеческой психики:
Первый, верхний этаж —сверхсознание, сверх-Я;
Второй, средний этаж —сознание, Я;
Третий, нижний этаж —бессознательное, Оно.
Сверхсознание —это то, что дается индивиду обществом: правила поведения, родительские запреты, моральная цензура и т.п.
Бессознательное —бездонный резервуар нашей биологической по своей природе энергии: комплексы, страхи, неврозы, инстинкты. Среди инстинктов главное место занимает половой инстинкт.
Сознание —некоторая промежуточная часть психики.Снизу ее подпирают страсти и инстинкты, сверху — требования общества. Поддаться своим инстинктам (половой инстинкт, страсть к насилию, агрессивность и др.) нельзя: общество не потерпит. Подавить их тоже нельзя — это приводит к нервным срывам, к неврозам, к психическим заболеваниям. Как хочешь, так и живи — между Сциллой и Харибдой.
Главный вывод Фрейда: человек никогда не может сам себя знать до конца. Бессознательное не просвечивается светом разума. Это темный, бесконечно глубокий колодец, где чего только ни намешано. Здесь и эдипов комплекс, доставшийся нам в наследство от нашего животного состояния, здесь всевозможные страхи и комплексы, которые мы приобрели в детстве. Ребенок испугался чего-то, постарался забыть, сознание забыло, но психика ничего не забывает, она просто вытеснила это переживание в бессознательную сферу, и оно там живет и часто мучает человека. Например, человек боится находиться в закрытом помещении, или наоборот, боится открытого пространства, третий смертельно боится выезжать за границу.
Любой человек напичкан разными комплексами и страхами: один, ложась спать, обязательно заглянет во все шкафы и под все диваны, другой не уснет, если не поставит тапочки под прямым углом друг к другу, третий, садясь в трамвай, обязательно два раза чихнет и один раз почешет левую ногу — и кто знает, какие переживания и стрессы случились с ним в детстве и выразились теперь в таком странном поведении.
Источник