Меню

1 Сравнить картезианскую и Марксову традиции в рассмотрении природы сознания Заполнить таблицу i

1. Сравнить картезианскую и Марксову традиции в рассмотрении природы сознания. Заполнить таблицу.

Сознание – замкнутый в себе внутренний мир

Сознание – результат развития материи

Основные характеристики сознания

Сознание хранит в себе идеи, образы, все, с чем придется столкнуться;

Сознание отождествляется с мышлением т.е. максимально рационализировано. Оно может конструировать мир по правилам логики, т.к. сознание тождественно предметному миру.

Сознание открыто самому себе.[1]

Сознание выражает определенную реальность, историческую практику только косвенно, частично;

Маркс впервые вводит сознание в область научного детерминизма, открывая его социальное измерение, его социальные механизмы;[2]

Из схем Марксова анализа сознания вытекают элементы целого ряда теорий: 1) теоретической модели социальной обусловленности сознания; 2) теории фетишизма и символики социального в сознании; 3) теории идеологии (заметим, что развитая Марксом социально-философская критика идеологии и превратилась впоследствии в то, что называется теперь социологией знания как академической дисциплиной); 4) теории науки и свободного духовного производства как особых форм деятельности сознания; 5) теории сознания как орудия личностного развития человека и его ответственности в сфере культуры и исторического действия.[3]

Механизм развития сознания

Для развития сознания необходимо постоянно находиться в процессе познания.

Сознание развивается в процессе труда и материального производства.

Способы изучения сознания

Сознание можно изучать используя законы механики и фундаментальные законы взаимодействия в природе.

Сознание может в принципе изучаться совершенно объективно, по его «предметностям», по значащим для него объективациям, рассматриваемым в качестве порожденных саморазвитием и дифференциацией системы социальной деятельности как целого.

2. Упражнения и логические задачи, комментарии.

К.Маркс в своем произведении «Капитал» вывел следующую известную формулу, описывающую процесс формирования самосознания человека: «Лишь относясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к себе как к человеку».

Прокомментируйте данную цитату. Дайте ответы на вопросы:

1. Что понимается в современной философии под «самосознанием»?

2. Как формируется самосознание? Какую роль в этом процессе играет общество?

3. Каково значение самосознания?

Сравните цитату из «Капитала» с высказыванием Спинозы: «Слова Павла о Петре говорят нам больше о Павле, чем о Петре» на какие проблемы обратил внимание философ XVII века?

Этими словами Маркс имел в виду, то, что самосознание личности формируется во взаимодействии с «себе подобными». Человек начинает сравнивать себя, с другими, в результате чего замечает отличительные особенности, ценности и выделяет себя из массы «других», т.е. формирует свое самосознание.

1. В современной философии, самосознание – убеждение в ценности собственной личности. Это переживание единства и специфичности Я как существа, наделенного мыслями, чувствами и желаниями, противоположное осознанию внешнего мира. Согласно Канту, самосознание и осознание внешнего мира согласуются: «Сознание моего собственного наличного бытия есть одновременно непосредственное осознание бытия других вещей, находящихся вне меня». Согласно Гегелю, картина мира, которую люди создают себе в философии, есть осознание мира. По мнению Гартмана, возможно «самосознание мира», ибо дух, член этого мира, который в состоянии познать слои, лежащие ниже его может осознать и самого себя.

2. Самосознание формируется при взаимодействии с внешним миром. Как только человек вступает в познавательный контакт с окружающим миром, он начинает отделять себя от него, у него появляется самосознание. Он понимает себя как отдельное свободное существо, которое существует, потому что существует мир.

Общество играет большую роль в формировании самосознании человека.

Во-первых, благодаря обществу, индивид становится человеком sapiens, т.е. разумным и осознающим себя личностью.

Во-вторых, общество (при правильном воспитании) заставляет человека формировать собственную индивидуальность, свой стиль, отличающий и выделяющий человека от других.

В-третьих, общество оценивает результаты деятельности человека, что утверждает, либо унижает человека и влияет на самосознание укрепляя его либо стирая.

3. Самосознание необходимо для формирования личности; самосознание заставляет человека стремиться к лучшему, к более совершенному, развитию своих способностей.

Самосознание помогает осознать себя необходимой, индивидуальной частью общества и природы, помогает осознать ценность собственной жизни.

В высказывании Б.Спинозы есть указание на то, что внутренние проблемы человека выражаются в частности его высказываниях относительно других, потому Павел, высказываясь относительно Петра, говорит Больше о себе, чем о Петре.

Читайте также:  Средства художественной выразительности речи литературные тропы примеры и таблица

3. Тесты

1. Из приведенных ниже, выделите основные свойства сознания:

б) Интенциальность;

г) Рефлексивность;

2. Соотнесите сферы сознания и его компоненты

1. Сфера телесно-перцептивных переживаний

3. Личностные субъективно-психологические переживания и чувства

2. Логико-понятийная сфера

4. Мотивы деятельности, идеалы личности, когнитивные способности

3. Эмоциональная сфера

2. Аналитико-синтетические операции

4. Ценностно-смысловая сфера

1. Ощущения, восприятие, память представление

3. Завершите определение: «Знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную функцию в процессе человеческой деятельности называется информацией».

4. Как называется принцип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок?

в) Рефлексия;

5. Из приведенных ниже, выделите основные функции сознания:

а) Преобразовательная;

г) Отражательная.

6. Кто является автором данного определения «Идеальное – это материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразовательное в ней»?

г) К.Маркс

7. Впишите пропущенные слова: «Сознание – высшая форма психического отражения действительности, реализуемая человеком».

8. Укажите соответствие между концепцией возникновения идеального и автором:

1. Идеальное объективно существует в качестве первообразов, познающихся посредством рациональной интуиции

2. Идеальное как сущность «просвечивает» сквозь явление, для познания необходимо сочетание чувственного и сверхчувственного познания

3. Идеальное – субъективное проявление некоторых мозговых нейродинамических процессов, его источником служит индивидуальное сознание

5. 1. Д.И.Дубровский

4. Идеальное — объективированные мыслительные формы, схемы предметно-практической деятельности, которые складываются независимо от индивида

5. Человек обрекает идеальное, приобщаясь к исторически развившимся формам общественной жизни

9. Как называется раздел философии, изучающий проблемы человека?

б) Антропология;

10. Соотнесите произведения и их авторов:

4. «Сознание и самосознание»

Список литературы

1. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. — М.: Политиздат, 1990.

2. История философии. Учебник для высших учебных заведений. / под ред. Иванченко Н.С. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

3. Хрестоматия по философии. Под ред. Иванченко Н.С. — Ростов-на-Дону.: Феникс, 1997.

4. Малышевский А. Ф., Карпунин В. А., Пигров К. С. – История философии. — М.: Просвещение, 2004.

5. Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности. – М.: ТД “ГРАНД”, 2002.

[1] Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. — М.: Политиздат, 1990. – с. 159.

[2] Хрестоматия по философии. Под ред. Иванченко Н.С. — Ростов-на-Дону.: Феникс, 1997. – с. 211.

[3] Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности. – М.: ТД “ГРАНД”, 2002. – с. 401.

Источник

Рабочая тетрадь по Основам философии для II курса

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЧЕРНОГОРСКИЙ МЕХАНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

На заседании МК СГД Зам. директора по УР

Протоколом №_________ Бычкова С.А.

Рабочая тетрадь по дисциплине

«Основы философии»

для II курса

Преподаватель истории и обществознания

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .

Рабочая тетрадь по дисциплине «Основы философии» представляет собой систематически разработанный сборник вопросов и заданий по основным темам курса обучения студентов второго курса ЧМТТ. Вопросы касаются не только философских персоналий, но и теоретической, историко-философской, философско-мировоззренческой тематики.

По структуре пособие состоит из ряда вопросов, каждый из которых позволяет студентам проконтролировать меру усвоения философских знаний. Каждый вопрос формулируется ясно, логически продуман и предполагает выбор верного однозначного ответа, содержащегося в предложенном ниже перечне, состоящем из трех или четырех вариантов, установить соответствие между типами мировоззренческих систем и их сущностью, установить соответствие между философскими проблемами и изучаемыми ими структурами.

РАЗДЕЛ 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА.

1. Что в переводе с древнегреческого означает «философия»?

2. Напишите составляющие природы философского знания.

3. Перечислите философские категории:

4. Дайте определения:

5. Перечислите достоинства и недостатки материализма:

6. Назовите «идолов» Ф. Бэкона:

7. Назовите имя основоположника рационализма

8. Перечислите основные разделы философии:

9. Дайте определения:

10. Назовите особенности философского знания:

11. Человеческая воля имеет возможность свободно выбирать ту или иную позицию, но это зависит от некоторых условий. Перечислите эти условия.

Читайте также:  Таблица размеров для коньков edea

Источник



Рабочая тетрадь по философии

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ФИЛОСОФИЯ»

для специальности: 060501 «Сестринское дело»

на заседании ЦМК № ____________
Протокол № ____
от «___»__________ 2013 г.
Председатель ЦМК ______________
_______________________________
(Ф.И.О.)

Зам. директора колледжа по УР
__________ И.Г.Кобзарь
« ___»___________2013 г.

Методист (старший)
_________ О. В. Артамонова

Составитель: Костенко Анна Викторовна, преподаватель социально-экономических дисциплин КГОБУСПО «Уссурийский медицинский колледж».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая тетрадь по дисциплине «Философия» представляет собой систематически разработанный сборник вопросов и заданий по основным темам курса обучения студентов первого курса медицинского колледжа. Вопросы касаются не только философских персоналий, но и теоретической, историко-философской, философско-мировоззренческой тематики.
По структуре пособие состоит из ряда вопросов, каждый из которых позволяет студентам проконтролировать меру усвоения философских знаний. Каждый вопрос формулируется ясно, логически продуман и предполагает выбор верного однозначного ответа, содержащегося в предложенном ниже перечне, состоящем из трех или четырех вариантов, установить соответствие между типами мировоззренческих систем и их сущностью, установить соответствие между философскими проблемами и изучаемыми ими структурами.

7. Назовите имя основоположника рационализма
____________________________________________________________________

8. Перечислите основные разделы философии:
____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Дайте определения:
Диалектика
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Назовите особенности философского знания:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Человеческая воля имеет возможность свободно выбирать ту или иную позицию, но это зависит от некоторых условий. Перечислите эти условия.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

РАЗДЕЛ 2. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИИ О БЫТИИ.
1. Назовите основные формы бытия:
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________

2. Дайте определения:
Схоластика
____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Номинализм
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Идеализм
__________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Перечислите основные элементы научной картины мира:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Виды картины мира
Проблемы картины мира
Идеи картины мира

6. Перечислите виды движения материи:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Напишите уровни живой и неживой природы:

Неживая природа
Живая природа

РАЗДЕЛ 3. ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА И СМЫСЛ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ.

2. Дайте определения:
Антропогенез
________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Свобода
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Свобода воли
________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Волюнтаризм
________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Фатализм
___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Гедонизм
____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Аскетизм
____________________________________________________________________

Древняя Греция и Рим

РАЗДЕЛ 4. СОЗНАНИЕ.

1. Дайте определения:
Сознание
____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Субстанция
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Раздражимость
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Чувствительность
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Ощущения
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Перечислите и опишите виды мышления:
___________________________________________________________________________________________
·______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Заполните таблицу «Природа сознания»
Модель сознания
Основная идея

4. Формы проявления бессознательного сознания
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Напишите, как информация попадает в подсознание?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Как вы считаете, существует ли взаимосвязь индивидуального и общественного сознания?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

РАЗДЕЛ 5. ПОЗНАНИЕ.

1. Дайте определения:
Познание
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Личность
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Социализация
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Знание
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сенсуализм
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Интуиция
__________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Перечислите этапы познания:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Опишите формы познания
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Напишите разновидности философских оснований науки
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Специфические признаки научного познания
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Социальные функции науки:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

РАЗДЕЛ 6. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ.

1. Заполните таблицу «Этапы развития общества»
Неолитическая
революция

2. Маркс К. выделил пять общественно-экономических формаций в качестве ступеней прогрессивного развития человеческого общества. Напишите какие.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Условия, необходимые для становления и существования ноосферы:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Напишите элементы духовной жизни общества:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Дайте определения:
Индивид
____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Индивидуальность
____________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Личность
__________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Причины появления и обострения глобальных проблем в ХХ веке
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Какие, вы видите пути решения глобальных проблем
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Список литературы:

Волкогонова О.Д. Основы философии. / О.Д. Волкогонова, М.Н. Сидорова — М.: ИД «ФОРУМ-ИНФРА М», 2008.
Горелов А.А. Основы философии. / А.А. Горелов — М.: Академия, 2007.
Рычков А.К. Философия: 100 вопросов – 100 ответов. Учебное пособие.
Философия медицины. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2007.
Философия. Учебное пособие. / Под ред. В.Н. Лавриненко. М.: Юрист,2007.
Хрусталев Ю.М. Основы философии. / Ю.М Хрусталев. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.

Источник

Прочитайте и заполните таблицу

Три стороны сознания

Можно выделить три стороны сознания: предмет­ное сознание(то есть сознание, направленное на мир окружающих нас вещей, предметов, событий); самосоз­нание(сознание направленное на самого себя, все вре­мя осознающее самое себя как нечто другое, чем весь остальной окружающий мир); и сознание как поток непосредственных переживаний.Первые две стороны сознания относятся к тому, что в философии всегда на­зывалось духом. Третья сторона в философии называ­ется душой.

Читайте также:  PassComposи его особенности во французском языке

В предметном сознании и самосознании мы имеем дело с идея­ми, понятиями, с моделями окружающего мира, с представлениями о самом себе. В духе человек возвышается над природой, создает второй идеальный мир, познает законы Вселенной и может на основании этих законов строить машины, возводить дома, посылать в космос ракеты.

Что касается души, то она занимается совсем другим делом. Душа, ее глубина и развитость делают человека живым. В принципе, познавать мир, развивать цивили­зацию может и искусственный интеллект, мыслящая машина. И если бы человек не имел души, он и был бы такой машиной. Душа — нечто более значительное и глубокое в человеке, чем дух. Дух (и предметное созна­ние и самосознание) укоренены в душе. Они словно лис­тья и ветви дерева, а душа — его корни.

Прочитайте и заполните таблицу

Сознание — это не только предметное сознание, не только самосознание и поток душевных переживаний. Откроем теперь еще одну сторону или слой жизни созна­ния — бессознательное. Бессознательное — это огром­ный пласт психики, по своему объему значительно боль­ший, чем вся сознательная жизнь. Впервые бессозна­тельное в начале века было открыто австрийским психи­атром З.Фрейдом. В центре этого открытия лежит так называемый эдипов комплекс.

Древнегреческий миф о Эдипе гласит: когда у царя Фив родился сын, оракул предсказал, что, когда он вы­растет, он убьет своего отца и женится на матери. В ужа­се царь приказал убить младенца, но слуга пожалел его и увез на другой остров. Эдип вырос, вернулся в Фивы, в окрестностях Дельф случайно встретил своего отца, ко­торого, конечно, не узнал, и в ссоре убил его. Потом он совершил несколько подвигов, в частности, освободил город от Сфинкса, и в благодарность за это его мать Иокаста согласилась выйти за него замуж, не зная, что он ее сын. Боги сурово наказали Эдипа: когда он узнал правду, он в отчаянии выколол себе глаза, а его мать покончила с собой.

Фрейд дает следующую трехзвенную картину челове­ческой психики:

Первый, верхний этаж —сверхсознание, сверх-Я;

Второй, средний этаж —сознание, Я;

Третий, нижний этаж —бессознательное, Оно.

Сверхсознание —это то, что дается индивиду обще­ством: правила поведения, родительские запреты, мо­ральная цензура и т.п.

Бессознательное —бездонный резервуар нашей био­логической по своей природе энергии: комплексы, стра­хи, неврозы, инстинкты. Среди инстинктов главное мес­то занимает половой инстинкт.

Сознание —некоторая промежуточная часть психи­ки.Снизу ее подпирают страсти и инстинкты, сверху — требования общества. Поддаться своим инстинктам (по­ловой инстинкт, страсть к насилию, агрессивность и др.) нельзя: общество не потерпит. Подавить их тоже нельзя — это приводит к нервным срывам, к неврозам, к психи­ческим заболеваниям. Как хочешь, так и живи — меж­ду Сциллой и Харибдой.

Главный вывод Фрейда: человек никогда не может сам себя знать до конца. Бессознательное не просвечива­ется светом разума. Это темный, бесконечно глубокий колодец, где чего только ни намешано. Здесь и эдипов комплекс, доставшийся нам в наследство от нашего жи­вотного состояния, здесь всевозможные страхи и комп­лексы, которые мы приобрели в детстве. Ребенок испу­гался чего-то, постарался забыть, сознание забыло, но психика ничего не забывает, она просто вытеснила это переживание в бессознательную сферу, и оно там живет и часто мучает человека. Например, человек боится на­ходиться в закрытом помещении, или наоборот, боится открытого пространства, третий смертельно боится вы­езжать за границу.

Любой человек напичкан разными комплексами и страхами: один, ложась спать, обязательно заглянет во все шкафы и под все диваны, другой не уснет, если не поставит тапочки под прямым углом друг к другу, тре­тий, садясь в трамвай, обязательно два раза чихнет и один раз почешет левую ногу — и кто знает, какие пере­живания и стрессы случились с ним в детстве и вырази­лись теперь в таком странном поведении.

Источник

Adblock
detector