Меню

16 КУЛЬТУРА СТРАНЫ СОВЕТОВ В 1917 1922 гг

Культура Советской эпохи

Культура периода Советского Союза была разнообразной и многогранной. В свое нелегкое время, она терпела неудачи и подъемы. После падения царской системы правления, у руля нового государства, стали большевики. В процессе этого, впервые года существования нового государственного порядка, одни из лучших умов России, эмигрировали на запад. Несмотря на это, новая «советская страна» с самого начала, взяла курс на ликвидацию, повальной безграмотности. Были даны возможности обучению, без отрыва от производства, а главное – бесплатное начальное обучение простых советских граждан. Результатом этого, стало невиданное культурно-техническое развитие государства, наравне с лучшими западными конкурентами. Уверенно и планомерно развивались военно-промышленные комплексы, которые создавали лучшие образцы техники. Культурный аспект страны привнес миру настоящих классиков своей эпохи, труды которых считают лучшими по сей день. Победы в этой неотъемлемой сфере, стали результатом плодотворной роботы всего государственного аппарата коммунистического строя, который был нацелен на равенство, достаток, и развитие человеческой мысли.

Материальная культура (наука, техника, строительство, транспорт)

Духовная культура (образование, литература, искусство)

К. А. Тимирязев, В. М. Бехтерев

А.В. Луначарский, U.K. Крупская, А. А. Блок, А. А. Богданов, В.Я. Брюсов

Восстановление народного хозяйства, транспорта. План ГОЭЛРО, первые ГЭС. ГО. Графтио, Я. М. Гаккель

АХРР (Ассоциация художников революционной России), РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), рабфаки; СЛ. Есенин, Д. А. Фурманов, В.Э. Мейерхольд

Синтетический каучук, учение о центрах происхождения культурных растений. С. В. Лебедев Н.И. Вавилов И. В. Мичурин В. И. Вернадский

Марксизм-ленинизм, атеизм, Ликвидация неграмотности, всеобщее бесплатное начальное обучение, обучение без отрыва от производства. ССП (Союз советских писателей), социалистический реализм. М. Горький, А. Н. Толстой, Д. Бедный, В. В. Мая­ковский, Н. А. Островский, М. А. Шолохов, М.А. Булгаков, А.А. Ахматова, М.А. Зощенко

«Катюши», Т-34, Ил-2, ППД (пистолет-пулемет Дегтярева), ППШ (пистолет-пулемет Шиапша) С. В. Ильюшин, А. С. Яковлев, А. Н. Туполев, В. А. Дегтярев

А. Т. Твардовский, И. Г. Эренбург. А. П. Гайдар

Атомная и водородная бомбы, термоядерная реакция на установке «Токамак», освоение космоса, спутник, Ан-124 («Руслан»), лазеры, автоматизация, механизация, электрификация. И. В. Курчатов Л.А. Арцимович Ю.Б. Харитон, А. Д. Сахаров, СП. Королев, Ю.А. Гагарин

О. К. Антонов, Н. Г. Басов, А. М. Прохоров, Л. Д. Ландау

Всеобщее бесплатное обязательное среднее образование. Абстракционизм, авангардизм, формализм, «самиздат», «тамиздат».

А. А. Ахматова, М. М. Зощенко, В. И. Мурадели, А. И. Хачатурян, А. П. Довженко, А. И. Солженицын, А. А. Фадеев, А.Т. Твардовский, В. Ы. Войнович, А. А. Тарковский, Ф.А. Абрамов, A.M. Адамович, Г Я. Бакланов, Ю. В. Бондарев, В. В. Быков, В. Г Распутин, А. А. Бек, Б. А. Можаев, Ю. В. Трифонов, И. А. Бродский, Г. А. Товстоногов

A. Н. Рыбаков, Е.С Гинзбург, В.Т. Шаламов, В.П. Аксенов,

B. C. Гроссман, И.С. Глазунов, М.М. Шемякин

Культура советской эпохи

После 1917 г. часть деятелей культуры и науки эмигрировала из страны (И. А. Бунин, Д. С. Мережковский, В. В. Кандинский, Ф.И. Шаляпин, СВ. Рахманинов и др.). Некоторые (Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, Л. П. Карсавин, П. А. Сорокин) были высланы Советской властью или расстреляны (Н. С. Гумилев, профессора В. Н. Таганцев, М. М. Тихвинский, философ П. А. Флоренский). Некоторые из эмиг­рантов (А. Н. Толстой, М. И. Цветаева, А. И. Куприн) по разным причинам вернулись на родину.

К середине 30-х гг. была ликвидирована неграмотность у взрослого населения, получило распространение образование без отрыва от производства (вечернее, заочное, курсы, кружки, народные университеты и т.д.). На протяжении 30-х гг. было введено всеобщее бесплатное обязательное начальное обучение, затем — неполное (семилетнее) среднее образование, сначала в городах, позже в сельской местности. В 70-х гг. было введено всеобщее обязательное среднее политехническое десятилетнее образование. Численность вузов и студентов выросла в десятки раз.

В СССР наряду с Всесоюзной Академией Наук сложились рес­публиканские и отраслевые академии. Сформировались советские научные школы: С. В. Лебедев — производство синтетического кау­чука; Н. И. Вавилов — генетика; И. В. Мичурин — биология и селекция; И. В. Курчатов, Ю. Б. Харитон, А. Д. Сахаров, С. П. Королев — атомное и ракетное оружие и др. Значительная часть научных сил была сосредоточена в военно-промышленном комплексе.

Литература и искусство от борьбы различных направлений в 20-х гг. пришли к «сплочению» на основе «социалистического реализма», который с 30-х гг. считался единственно правильным методом художественного творчества. Официальное признание получили писатели М. Горький, В .В. Маяковский, Д. Бедный, М.А.Шолохов, А.А.Фадеев, Н.А. Островский, А. Т. Твардовский. Некоторым талантливым художникам приходилось работать «в стол» (А.А. Ахматова, М.А. Булгаков), перебиваться случайными заработками (М.А. Зощенко), уезжать за границу (А. И. Солженицын, В. Н. Войнович, А. А. Тарковский).

Все сферы культурного, духовного производства были поставлены под контроль государства, Коммунистической партии. Под лозунгами «Культуру —в массы», «Искусство принадлежит народу» происходила демократизация культуры, приобщение широких масс трудящихся к культуре. С другой стороны, сфера культуры, духовной жизни общества подверглась жесткой идеологизации и всеобъемлющей поли­тизации. Коммунисты являлись материалистами, воинствующими атеистами (безбожниками) и стремились ликвидировать влияние всех религий, в которых видели конкуренцию марксизму-ленинизму. В целом народ в основной массе мог приобщиться только к той культуре, которую ему давало руководство страны.

Культурный советской эпохи: деятели культуры по сферам деятельности

конструкторы — оборона, вооружение

Ж.Я. Котин, В.М. Петляков, А.Н. Туполев,

A. С. Яковлев, А.Ф. Иоффе, Г. С. Шпагин,

B. А. Дегтярев, И. В. Курчатов, Ю. Б. Харитон,
СП. Королев, М.Т. Калашников, В.П. Бармин,
Г. В. Кисунько, В.Ф. Уткин, И. Д. Спасский

Ученые в гражданских отраслях

Химик С. В. Лебедев, биолог Н. И. Вавилов,

селекционер И. В. Мичурин,

физики П.Л. Капица, СИ. Вавилов, Н.Г. Басов,

A.M. Прохоров, П.А. Черенков,

математики Л. В. Канторович, М.В. Келдыш,

врач-офтальмолог С. Н. Федоров

К. С. Мельников, А. В. Щусев

А. А. Ахматова, С. А. Есенин, В. В. Маяковский,

Демьян Бедный, В.Я. Брюсов, А.Т. Твардовский,

Н.С. Тихонов, Б. А. Пастернак,

Е. А. Евтушенко, М. И. Алигер, О.Ф. Бергольц,

А. А. Вознесенский, И. А. Бродский,

Б. А. Ахмадулина, Р. Г. Гамзатов, А. Д. Дементьев,

Н. Н. Добронравов, Р. И. Рождественский,

М. Горький, М.А. Шолохов, Д. А. Фурманов, В. П. Катаев, И. Э. Бабель, Л. М. Леонов, А. С. Серафимович, М.Е. Кольцов, К. М. Симонов, А. А. Фадеев, А. П. Гайдар, М. М. Джалиль, Б. Н. Полевой, В. А. Каверин, А. С. Грин, К. И. Чуковский, И. Г. Эренбург, А.Н. Толстой, М.А. Булгаков, М.М. Зощенко, А. И. Солженицын, Ф. А. Абрамов,

A. M. Адамович, Г.Я. Бакланов, Ю.В. Бондарев,

B. В. Быков, В. Г. Распутин, А. А. Бек,

Б. А. Можаев, Ю. В. Трифонов, А. Н. Рыбаков, Е.С Гинзбург, В. Т. Шаламов, В. П. Аксенов, B.C. Гроссман

B. И. Лебедев-Кумач, И. О. Дунаевский,

C. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович,
Н.Я. Мясковский, А.Н. Пахмутова,
О. Б. Фельцман, Д. Ф. Тухманов

С.Я. Лемешев, И. С. Козловский,

Г П. Вишневская, И. К. Архипова,

Е. В. Образцова, Т. И. Синявская,

Е. Е. Нестеренко, З.Л. Соткилава,

М.Л. Ростропович, В.Т. Спиваков,

К. И. Шульженко, Л. А. Русланова, Л. О. Утесов,

Л. Г Зыкина, М. М. Магомаев, Э. С. Пьеха,

И. Д. Кобзон, А. Б. Пугачева

A. А. Дейнека, П.Д. Корин, Ю. И. Пименов,
М. В. Нестеров, К. С. Петров-Водкин,

П. П. Конч&повский, А. А. Пластов, Кукрыниксы (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов),

И. С. Глазунов, М.М. Шемякин;

Режиссеры кино, театра, балета

A. П. Довженко, С. М. Эйзенштейн,

Г. М. Козинцев, Э.А. Рязанов, А. А. Тарковский,

B. Я. Мотыль, Л. И. Гайдай, С. Ф. Бондарчук,
М. М. Хуциев, О. Н. Ефремов, В. М. Шукшин,
Н. С. Михалков, Г. Н. Данелия, С. В. Образцов,
Ю. Н. Григорович

Актеры кино, театра, балета

Л. П. Орлова, М. Н. Ермолова, Ф. Г. Раневская, Н.А. Черкасов, И.М. Смоктуновский, М.А. Ульянов, А.И. Райкин, B.C. Высоцкий,

A. А. Миронов, Л. М. Гурченко, Е. П. Леонов,

B. В. Тихонов, А. Б. Фрейндлих, Ю. В. Яковлев,
А. В. Мягков, Г. С. Уланова, М. Г. Плисецкая,

Е. С. Максимова, В. В. Васильев, М. Э. Лиепа

Русская культура в эмиграции

Авиаконструктор И. И. Сикорский,

социолог П. А. Сорокин, писатель И. А Бунин,

оперный певец Ф. И. Шаляпин,

композитор СВ. Рахманинов,

художник Н.К. Рерих,

философы Н.А. Бердяев, И.А. Ильин,

Д. С. Мережковский

Культура советской эпохи: творения деятелей культуры

Творения деятелей культуры

Г. С. Шпагин, В. А. Дегтярев, И.Я. Стечкии, М.Т Калашников

Пулеметы, автоматы, противотанковое ружье, подствольный гранатомет

М. И. Кошкин, Ж. Я. Котин

Танки, самоходные артиллерийские установки

В. М. Петляков, А. Н. Туполев, А. С. Яковлев, О. К. Антонов

Самолеты: АНТ-25, Ту-104 (первый реактивный пассажирский самолет), Ту-114, -134, -154: Ан-124 «Руслан»

И. В. Курчатов, Ю. Б. Харитон, А. Д. Сахаров, Я. Б. Зельдович, Е. П. Славский

Атомное и водородное оружие

С. П. Королев, В. П. Глушко, В. Н. Челомей, Н.А. Пилюгин, В. П. Бармин

Искусственные спутники земли («Про­тон», «Полет»), космические корабли «Восток», «Восход», «Буран-Энергия», орбитальные космические станции («Са­лют»)

Н. Г. Басов, А. М. Прохоров

Создали первый квантовый генератор — лазер

Л. Н. Руднев, С. Е. Чернышев

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова на Воробьевых горах в Москве

Башня телецентра в Останкино в Москве

«Стихи о Прекрасной Даме», «Двена­дцать», «Последние дни старого режима», представитель символизма

Лирика — «Вечер», «Четки» и др., «Рекви­ем», «Бег времени»

Лирика, цикл «Москва кабацкая»

Поэмы «Хорошо», «Владимир Ильич Ленин»

Творения деятелей культуры

«Донские рассказы», «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Судьба человека»

Повесть «Оттепель» в журнале «Новый мир» (1954) стала метафорой для обозна­чения ситуации в стране после смерти Сталина и в начале реформ Хрущева

Читайте также:  Таблица концентрации и плотности серной кислоты от концентрации

Повести «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», романы «В круге первом», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ», «Красное колесо»

Комедии «Операция Ы…», «Кавказская пленница» и др.

Комедии «Карнавальная ночь», «Гусарская баллада», «Берегись автомобиля», «Ирония судьбы, или С легким паром», «Гараж», «Вокзал для двоих» и др.

Авторская песня, сборник стихов «Нерв», роли в кино — «Вертикаль», «Место встречи изменить нельзя», в театре на Таганке

В СССР сложилась уникальная в своём роде система поддержки культуры. Фактически деятели искусства были госслужащими. Конечно, у такой системы тоже были издержки, но, видимо, только в СССР сотни писателей, художников и режиссёров могли заниматься своим делом, не беспокоясь о хлебе насущном.

В нашей стране вообще много уникальных фактов. Только у нас например, могли судить поэта за тунеядство. Это я о Бродском. Это, правда, позже было.

Ну, не только в нашей. В Чехословакии Вацлав Гавел за тунеядство был сослан работать на пивной завод. А что касается этой статьи — очень впечатляет выписанные в одну графу пулеметы, танки, гранатометы и водородная бомба с «Тихим Доном», «Москвой кабацкой» и «Реквиемом». (Это не сарказм, действительно впечатляет).

В третьей таблице в «Москве кабацкой» С.А. Есенина можно добавить не менее значимые «Анна Снегина», «Страна негодяев» и «Черный человек». И Симонов заслуживает упоминания в ней за стихи о войне и трилогию «Живые и мертвые».

Это все — такое родное!! Есть ли что-то лучше и красивее «Катюши»? Или что-то более «близкое» песен Пугачевой, Кобзона? Это то, что прошло через все наши семьи… Настоящее искусство.

Источник

Культура в 1917–1928 гг.

Культура в 1917–1928 гг.

В результате прихода к власти большевистской партии господствующей идеологией в России постепенно становится марксизм-ленинизм, вытеснивший из интеллектуальной и духовной сферы все другие мировоззренческие позиции. Созданные большевиками Наркомпрос, Главполитпросвет уделяли основное внимание просветительской деятельности, привнеся в нее свою идеологию. Поэтому «победа» большевистского мировоззрения на «культурном фронте» была предопределена изначально.

В годы Гражданской войны были закрыты все небольшевистские газеты, национализированы многие издательства, театры и кинодело. Эта политика оттолкнула от новой власти все сколько-нибудь значимые культурные силы страны. За некоторым исключением, большевиков отвергала вся творческая интеллигенция России. Для достижения своей цели – «создания нового социалистического человека» – большевистское руководство встало на путь унификации культурной жизни, признавая только марксизм и «революционное искусство» и уничтожая проявления духовности. Этот процесс активизировался после окончания Гражданской войны, когда на смену военным фронтам пришел фронт идеологический. «Бойцов» этого фронта готовили специально созданные партией учебные центры: Коммунистическая академия, Институт красной профессуры, Коммунистический университет трудящихся Востока и др. Используя пропагандистские и насильственные методы, большевики осуществили разгром православной церкви. В 1917–1922 гг. были расстреляны тысячи священников, проводились кампании глумления над православными святынями, взрывались храмы, монастыри превращались в концентрационные лагеря и тюрьмы. Массовыми тиражами издавались антирелигиозные журналы: «Революция и церковь», «Безбожник» и др. Были созданы атеистические общественные организации («Союз воинствующих безбожников»).

С 1921 г. была взята под жесткий административный контроль высшая школа. Постановлением Совнаркома ликвидировалась автономия университетов и других высших учебных заведений. Вводилось обязательное изучение в вузах марксистских дисциплин. Свобода преподавания, выборы профессоров и руководства отменялись. Программы обучения и тексты лекций подвергались цензурному контролю. Несогласных увольняли. Настроенные против большевиков крупные ученые были в 1922 г. насильно высланы из страны (Н.А. Бердяев, П.А. Сорокин, С.Н. Булгаков, Н.О. Лосский и др.).

Первые годы советской власти ознаменовались появлением массы литературно-художественных группировок. Только в Москве в 20-х годах их было более тридцати. Значительная их часть стояла на радикально-революционных позициях, требуя полного уничтожения старой культуры. Эти «ликвидаторы» – молодые художники-недоучки и второсортные литераторы – объединились вокруг организации «Пролетарская культура» (Пролеткульт) и первое время пользовались поддержкой властей. Позже организация была распущена.

В 1917–1918 гг. были национализированы крупные частные книжные собрания, создана единая библиотечная система. Одновременно по инициативе Н.К. Крупской проводилась «чистка» всех российских библиотек, из фондов которых изымались произведения мировых классиков, «чуждые пролетарскому сознанию». Часть книг была сожжена, часть – передана в отделы специального хранения.

Просвещение. «Безграмотный человек стоит вне политики» – эти слова В.И. Ленина раскрывают основную цель большевиков в борьбе с неграмотностью. В декабре 1919 г. СНК принял декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», по которому все граждане Республики в возрасте от 8 до 50 лет обязаны были обучаться. В 1920 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. В 1923 г. образовано общество «Долой неграмотность». Советская школа тогда разделялась на две ступени (первая – 5 лет, вторая – 4 года). Обучение носило утилитарный характер и сочеталось с производственным трудом. Все учебные заведения находились под государственным контролем и финансировались из госбюджета. В 1925 г. было введено всеобщее начальное обучение. К 1926 г. примерно 70 % населения знали грамоту, и СССР по уровню грамотности вышел на 19-е место в Европе.

В 1918 г. был разрешен прием в вузы без экзаменов и без ограничений. Роль «пожарной лестницы» в вузы для рабочих стали играть созданные в 1919 г. специальные рабочие факультеты (рабфаки). С 1920 г. внешкольным образованием занимался Главполитпросвет, который наряду с распространением начатков грамоты проводил среди населения политическую пропаганду и агитацию. В его ведении находились агитпоезда и агитпароходы, «красные чумы», избы-читальни и другие пункты «ликбеза» (ликвидации безграмотности). Для внедрения в сознание масс новой идеологии проводились шумные кампании: монументальная пропаганда, «мистерии освобожденного труда», живые газеты и т. п.

В начале 20-х годов, в период восстановления экономики, большевистское руководство столкнулось с проблемой нехватки специалистов во всех отраслях знаний. Значительная часть старой интеллигенции либо погибла в Гражданской войне, либо оказалась в эмиграции. К оставшимся «буржуазным специалистам» власть относилась с подозрением. Для создания «советской интеллигенции» была расширена система высшего и специального образования. В 1927 г. в РСФСР насчитывалось 90 вузов и 672 техникума (в 1914 г. соответственно – 72 и 297). Правда, из-за недостатка материальных средств и низкой квалификации преподавательского состава уровень подготовки в этих учебных заведениях был на порядок ниже дореволюционного. Новая высшая школа формировалась по классовому принципу и находилась под жестким государственным контролем.

Художественная культура. Большевистская революция внесла коренные изменения во взаимоотношения искусства и действительности. Искусство становилось зависимым от идеологии и политики. Такая зависимость не устраивала многих талантливых творческих людей. Эмигрировали И.А. Бунин, А.И. Куприн, К.Д. Бальмонт, Е.И. Замятин, К.А. Коровин, Ф.И. Шаляпин, А.П. Павлова и другие. В Советской России остались в основном представители модернистских направлений, воспринявшие революцию как проявление «космических стихий» – поэты А.А. Блок, В.В. Маяковский, художники К.С. Петров-Водкин, режиссеры С.М. Эйзенштейн, А.Я. Таиров, В.Э. Мейерхольд. С 1920 по 1926 г. в советской литературе появилось 150 новых имен. Среди них Н.С. Тихонов, А.А. Фадеев, М.А. Шолохов, В.А. Каверин. Центральной фигурой в советской литературе стал А.М. Горький. Молодые творческие силы Советской республики начали свою деятельность с создания множества различных объединений: «Кузница», «Серапионовы братья», Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), «Левый фронт искусств» (ЛЕФ), «Перевал» и т. п. Эти организации делили писателей и художников на «своих» и «попутчиков», презрительно относились к дореволюционной культуре и искали новые формы самовыражения. Во время массовых агитационных кампаний они занимались оформлением улиц и площадей, рисовали пропагандистские плакаты. Каждая из этих групп отстаивала свою позицию, и между ними шла постоянная борьба. В первой половине 20-х годов государство в эту борьбу не вмешивалось. Из многочисленных произведений литературы, вышедших в этот период, испытание временем прошли лишь некоторые – стихотворения и поэмы В.В. Маяковского, С.А. Есенина, рассказы И.Э. Бабеля, романы и повести А.Н. Толстого, и И.Г. Эренбурга.

В сфере изобразительного искусства наблюдается та же картина. Принявшие революцию художники создают множество объединений: Ассоциацию художников революционной России (АХРР), Общество художников-станковистов (ОСТ), «4 искусства» и др. Свои произведения художники старались создавать в упрощенной манере, чтобы они были доступны массам. Тематика картин носила агитационный характер («Тачанка» М.Б. Грекова, «Заседание сельской ячейки» Е.М. Чепцова, «Оборона Петрограда» А.А. Дейнеки, «Тяжелая индустрия» Ю.И. Пименова и др.).

Репертуар оперных и балетных театров по-прежнему состоял из классики. Это встречало противодействие молодых, революционно настроенных музыкантов, объединившихся в Российскую ассоциацию пролетарских музыкантов и отдававших предпочтение массовой песне. Кино, которое Ленин считал «важнейшим из всех искусств», было взято под государственный контроль. Среди режиссеров этого периода можно выделить Д. Вертова и С.М. Эйзенштейна, автора кинофильмов «Броненосец “Потемкин”» и «Октябрь».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

1928 год

1928 год 3) Преображенский П. «В защиту исторической науки от „реализма“» Статья в газете «Правда» от 13 мая 1928 года. НАШИ ПОЯСНЕНИЯ: Попытка возразить Н. А. Морозову ссылками на «авторитеты» средневековой хронологии. Н.А Морозов вполне аргументированно ответил статьей «В

1917-1928 НА ПУТЯХ К ВЛАСТИ

1917-1928 НА ПУТЯХ К ВЛАСТИ . Швондер и есть самый главный дурак. Он не понимает, что Шариков для него более грозная опасность, чем для меня. Ну сейчас он всячески старается натравить его на меня, не соображая, что если кто-нибудь в свою очередь натравит Шарикова на самого

Культурная роль римской армии. Культура обыденная и культура сакральная

Культурная роль римской армии. Культура обыденная и культура сакральная Мы убедились, что солдаты играли важную экономическую роль, но делали это косвенным образом, поскольку подобная деятельность не составляла главного смысла их существования. Аналогичным было их

Культура сталинского времени (1928–1953)

Культура сталинского времени (1928–1953) С конца 20-х годов в стране установилась диктатура Сталина, который, избавившись от оппозиции и свернув НЭП, начал воплощать в жизнь ленинский план построения социализма – «индустриализация, коллективизация и культурная революция». В

Читайте также:  Золото и сплавы на его основе Марки

Ямная культура и культура шнуровой керамики

Ямная культура и культура шнуровой керамики К крупным историческим событиям конца IV — начала III тысячелетий относится возникновение огромной Ямной культурно-исторической общности, простиравшейся от южного Приуралья до Прутско-Днестровского междуречья. На севере ее

№2п Справка Управления делами НКВМ по истории организации центрального аппарата военного управления в 1917-1928 гг.

№2п Справка Управления делами НКВМ по истории организации центрального аппарата военного управления в 1917-1928 гг. 28 июня 1928 г.Краткая историческая справка об организации центрального военного управления РККА (1917-1928)*Схема №1**. В июне 1917 г. постановлением Всероссийской

Глава 21. 1917 Февральская революция 1917 года и свержение Романовых

Глава 21. 1917 Февральская революция 1917 года и свержение Романовых Перебои с хлебом и углем в столице в начале 1917 вызывают волнения и уличные демонстрации, которые становятся все более многолюдными и увенчиваются решающими днями «Февральской революции» (8-11 марта). С

1.4. КУЛЬТУРА ВООБЩЕ, ЛОКАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ, ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ЦЕЛОМ

1.4. КУЛЬТУРА ВООБЩЕ, ЛОКАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ, ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ЦЕЛОМ 1.4.1. Понятие культуры вообще О понятии культуры написаны горы литературы. Существует огромное множество определений слова «культура». Разные авторы вкладывают в него самый различный смысл.

Культура капиталистической России (1861–1917) В последние десятилетия XIX в. и первые десятилетия XX в. золотой век (1800–1880) русской культуры уступил место серебряному веку (1880–1920). В эпоху «великих реформ» Александра II росла сеть начальных школ, реальных и классических гимназий, воскресных

Культура капиталистической России (1861–1917) В последние десятилетия XIX в. и первые десятилетия XX в. золотой век (1800–1880) русской культуры уступил место серебряному веку (1880–1920). В эпоху «великих реформ» Александра II росла сеть начальных школ, реальных и классических

Культура в СССР (1917–1991)

Культура в СССР (1917–1991) К середине 1930-х была ликвидирована неграмотность у взрослого населения, получило распространение образование без отрыва от производства (вечернее, заочное, курсы, кружки, народные университеты и т. д.). На протяжении 1930-х было введено всеобщее

Приложение 4 Обеспеченность донских казачьих хозяйств сельскохозяйственным инвентарем и скотом к 1917 году (По материалам подворного обследования Всероссийской сельскохозяйственной поземельной переписи 1917 г. по округам области Войска Донского)*

Приложение 4 Обеспеченность донских казачьих хозяйств сельскохозяйственным инвентарем и скотом к 1917 году (По материалам подворного обследования Всероссийской сельскохозяйственной поземельной переписи 1917 г. по округам области Войска Донского)* * Таблица составлена по

61. Культура господствующая и культура угнетенных

61. Культура господствующая и культура угнетенных Мы уже не раз наталкивались на поразительные аналогии между фундаментальными особенностями крестьянской культуры, которую мы пытались реконструировать, и некоторыми передовыми тенденциями высокой культуры того

Культура айнов — охотничья культура

Культура айнов — охотничья культура Они не занимались земледелием.Основными отраслями их хозяйства были собирательство, рыболовство и охота, поэтому для айнов было жизненно важно сохранять равновесие в природной среде.Айны не допускали демографических

Источник



Культура ссср 1917 1922 таблица

Подробное решение Параграфы § 16 по истории для учащихся 11 класса, авторов Н.В. Загладин, Ю.А. Петров Базовый уровень 2014

Вопрос 01. В чём состояли особенности духовной жизни страны в 1920-е гг.?

1) власть поддерживала представителей нового искусства, которые попагандировали разрушение всего старого, революцию и в искусстве;

2) искусство стремились сделать доступным народу, вывести на улицу;

3) искусство воспело бытовые лишения времён Гражданской войны и периода восстановления, которые нужны были ради светлого будущего;

4) многие известные художники и поэты участвовали в создании плакатов, видя в этом свой долг перед революцией;

5) наглядная агитация вообще стала своего рода эмблемой новой эпохи, был разработан государственный план монументальной пропаганды

6) по всей стране воздвигались новые памятники – деятелям революции и марксизма.

Вопрос 02. Назовите основные направления в искусстве, получившие развитие в послереволюционные годы. Охарактеризуйте их.

Ответ. Боровшиеся друг с другом направления, каждое из которых стремилось остаться единственным:

1) авангардизм выступал за новаторстве в искусстве, всевозможные эксперименты (именно сюда относиться музыка, которую в «12 стульях» играли на клистирах);

2) реализм стремился показывать традиционными методами жизнь такой, какая она есть, но, конечно, не отрицательные стороны социальной несправедливости (как это было до революции), а светлую жизнь, наступившую благодаря революции.

Вопрос 03. Расскажите о достижениях в различных областях искусства.

1) в архитектуре вырабатывался новый стиль общественных зданий (рабочих клубов, дворцов культуры и т. П.);

2) вырабатывался новый стиль жилых зданий (без архитектурных излишеств, с максимальной функциональностью всех элементов) – конструктивизм;

3) в искусстве создавался новый идеал борца-революционера;

4) новые фильмы были наполнены символами и новыми художествеными средствам воздействия на массы (например, «Броненосец Потёмкин» до сих пор считается шедевром кино, открывшим много нового в этом виде искусства).

Вопрос 04. Как деятели культуры представляли себе задачи революционного искусства?

Ответ. Считалось, что искусство должно служить революции, распространять в массах нужные идеи. Дореволюционное стремление «творить искусство ради искусства» было забыто. Теперь творец нёс такую ответственность перед историей за то, что пропагандировал, как и журналист или агитатор.

Вопрос 05. Расскажите о художественных объединениях 1920-х гг., о борьбе литературно-художественных группировок и о содержании этой борьбы.

Ответ. Многие поэты (Н.Н. Асеев, О.М. Брик, В.В. Маяковский, художники Л.С. Попова, А.М. Родченко, В.Ф. Степанова и др.) объединились в Левый фронт искусств (ЛЕФ). Заявляя о себе, как о приемниках футуризма, они требовали ниспровержения старых канонов искусства, само искусство они стремились сделать частью быта, повседневной жизни, стремились к тому, чтобы оно перестало быть отдельной, выделенной сферой человеческой деятельности. Для партийных функционеров ЛЕФ был радикален до непонятности. Они скорее склонялись к поддержке идейных противников ЛЕФа – Ассоциации художников революционной России (АХРР). В последнем объединении состояли в основном художники (А.М. Герасимов, И.И. Бродский, Б.В. Иогансон, Е.А. Кацман и др.), они осуждали стремление ЛЕФа ниспровергнуть все старое, опирались на традиции реализма, творчества передвижников. Характерно именно их соперничество. Обычно поэтам и художникам нечего делить, они работают в разных направлениях. Но в 1920-е годы в искусстве стремились установить единую идейную линию и сурово карать тех, кто от этой лини отклоняется. Стремились к этому сами творцы, деятели партии в то время вмешивались в их борьбу мало. Борьба велась через заявления, статьи, манифесты в публицистике. Идейных противников просто словесно клеймили, не стесняясь в выражениях. Все забыли про то, как до революции даже в одном виде искусства мирно уживалось сразу несколько абсолютно разных стилей.

Вопрос 06. Каково было отношение властей к радикальному искусству в 1920-е гг.?

Ответ. К радикальному искусству партия относилась умеренно отрицательно. Эксперименты в искусстве были мало понятны населению, настолько оказывались радикальными. Однако активно вмешиваться в борьбу между творческими объединениями и отдельными творцами (запрещать выпуск книг, постановки пьес и т. Д.) власти стали только к концу десятилетия с утверждением главенствующего положении И.В. Сталина во власти.

Вопрос 07. В чём состояла особенность спортивного движения в послереволюционное десятилетие?

Ответ. Физкультурное движение стало всеобъемлющим, так как призвано было готовить здоровых, сильных и выносливых бойцов будущей мировой революции. Физкультурная активность стала чертой идеального комсомольца, парады физкультурников стали обязательным атрибутом празднеств. При этом от участия в международных спортивных организациях, соответственно, соревнованиях революционная Россия была отстранена.

Источник

Всемирная история

§ 16. КУЛЬТУРА СТРАНЫ СОВЕТОВ В 1917-1922 гг.

Какие направления духовной жизни России начала XX в. предвещали революционные изменения в обществе?

1. «Музыка революции»: искусство, общество и власть в 1917- 1922 гг. Смена власти, происходившая в стране в 1917-1922 гг., дала новый импульс развитию художественного творчества. События октября 1917 г. разделили деятелей искусства на горячих сторонников новой власти, аполитичных наблюдателей и её яростных противников (среди последних были, например, З.Н. Гиппиус и Д.С. Мережковский).

На призывы партии большевиков к сотрудничеству первыми откликнулись поэты В.В. Маяковский и АЛ. Блок, художники И.И. Машков, П.В. Кузнецов и Р.Р. Фальк, скульпторы А.Т. Матвеев и С.Т. Конёнков, архитекторы И.В. Жолтовский, В.А. Щуко и Л .B. Руднев. Многие представители художественной интеллигенции вошли в состав коллегий по делам искусств, организованных и в Петрограде, и в Москве. Одним из очагов культурной жизни стал Витебск, где в школе искусств преподавали художники М.З. Шагал и К.С. Малевич.

Советская власть на первых порах поддерживала представителей нового искусства, поскольку они воплощали революционное, деструктивное по отношению к традициям прошлого начало. Художники, в свою очередь, рассматривали смену власти как сокрушение основ старого мира, открывавшее путь для свободы творчества.

Отличительная черта первых послереволюционных лет — выход искусства на улицы. Шёл активный поиск путей обеспечения доступности искусства народу.

Сам суровый, аскетический быт был опоэтизирован в произведениях тех художников, которые услышали в нём «музыку» будущего. Разные по стилю натюрморты К. С. Петрова-Водкина и Д.П. Штеренберга выглядели как красноречивые документы голодных лет Гражданской войны. Б.М. Кустодиев изобразил поступь революции в монументальном полотне «Большевик». К.Ф. Юон создал аллегории разрушения старого мира и рождения нового в картинах «Симфония действия» и «Новая планета».

Массовый отклик находило искусство плаката. Художник М.М. Черемных предложил вывешивать плакаты в пустующих витринах магазинов. В условиях информационного голода (бумаги часто не хватало даже на газеты) наглядная агитация несла горожанам новости с фронтов. Плакаты знаменитых «Окон РОСТа» и подписи к ним делали лучшие художники страны. В. Маяковскому принадлежит несколько сот листовок-откликов на события Гражданской войны. Над плакатами работали В.Н. Дени, В.В. Лебедев, Д.С. Моор. Полем для наглядной агитации стали предметы быта. Художники С.В. Чехонин, М.М. Адамович и др. расписывали тарелки, блюдца, чашки пропагандистскими лозунгами и революционной символикой. Агитфарфор превратился в своего рода эмблему новой эпохи.

Читайте также:  Обзор рыб в игре Реальная рыбалка

Большевик. Художник Б. М. Кустодиев

Агитация за новый быт велась и средствами коммерческой рекламы, бурно развивавшейся в годы нэпа. Шедевры рекламного плаката создали А.М. Родченко и Эль Лисицкий; автором многих коротких текстов-призывов покупать продукцию государственных и кооперативных предприятий был В. Маяковский. Реклама украсила фасады зданий, в том числе знаменитого дома Моссельпрома — первого советского «небоскреба» в восемь этажей (арх. Д.М.Коган и А.Ф. Лолейт).

Символом романтических иллюзий послереволюционных лет выглядит проект памятника III Интернационалу, созданный в 1919- 1920 гг. художником В.Е. Татлиным. Многоярусная башня, устремлённая в небо, воплощала идею грядущего объединения людей и дух абсолютной свободы.

В овеянные романтикой революции 1920-е гг. свои произведения создавали скульпторы И.Д. Шадр, В.И. Мухина и др.

В 1918 г. был разработан государственный план монументальной пропаганды. В.И. Ленин утвердил список политических деятелей, людей науки и культуры, которым предполагалось поставить монументы в Москве и других городах РСФСР. В их числе оказались К. Маркс и Ф. Энгельс, С.Т. Разин, П.И. Пестель, Н.Г. Чернышевский, А.И. Герцен, а также Спартак, Ж.П. Марат, К. Сен-Симон, Дж. Гарибальди и др. Реализацией этого проекта руководил А.В. Луначарский. Над памятниками работали лучшие художники; одними из первых были открыты памятник А.Н. Радищеву работы Л.В. Шервуда в Петрограде и мемориальный рельеф С.Т. Конёнкова «Павшим за мир и братство народов» на Красной площади в Москве. Новая власть всячески поддерживала идеи социалистического переустройства общества средствами искусства.

2. Художественное многообразие 1920-х гг. Это было время активной деятельности десятков разнообразных литературных и других художественных группировок, ставших выразителями свободной творческой атмосферы, воцарившейся в стране. Но уже в начале нэпа чётко обозначилось стремление групп, провозгласивших в своём творчестве пролетарскую, классовую ориентацию, к идеологическому диктату в художественной жизни.

Среди самых заметных объединений, стоявших на полярных идейных позициях, оказались Левый фронт искусств (ЛЕФ) и Ассоциация художников революционной России (АХРР). Ядро первого объединения составляли поэты Н.Н. Асеев, О.М. Брик, В.В. Маяковский, художники Л.С. Попова, А.М. Родченко, В.Ф. Степанова и др. Группа подчёркивала свою преемственность футуризму и отстаивала новое искусство в противовес классическому культурному наследию. Стремление ЛЕФа участвовать в строительстве новой жизни воплотилось в попытках сделать искусство частью быта, повседневности. Эксперименты художников — членов этого объединения в создании новых образцов мебели, рисунков для тканей, рекламы моделей производственной одежды, оформлении книг и театральных постановок стали лицом новой эпохи.

Власти сдержанно относились к радикальному искусству. Поддержкой правящей партии пользовалось объединение, противостоявшее ЛЕФу, — АХРР. Ассоциация боролась с установками ЛЕФа на ниспровержение «старого» искусства, опираясь на наследие реализма. В числе учредителей АХРРа были работавшие в традициях передвижников художники А.М. Герасимов, И.И. Бродский, Б.В. Иогансон, Е.А. Кацман и др. Выставки членов ассоциации проводились с большим размахом. Более понятные неподготовленному зрителю, работы художников-реалистов воплощали установку правящей партии на служение народу и революции в наглядных художественных образах.

В 1920-е гг. партийное руководство воздерживалось от прямого вмешательства в художественную жизнь. Между тем некоторые группы добивались, чтобы власти поддержали их претензии выступать от имени «единственно правильного» пролетарского искусства. Они позволяли себе огульно критиковать известных деятелей литературы и искусства, не участвовавших в работе ассоциаций и объединений или принадлежавших к другим группировкам. Так, Всероссийская ассоциация пролетарских писателей (ВАПП, с 1928 г. — РАПП) выдвигала идею создания классовой литературы, противопоставляя её «старой», буржуазной, и требовала отмежеваться от «попутчиков» как «классово чуждых пролетариату». В объединении в разное время состояли поэты А.И. Безыменский, Д. Бедный, А.А. Жаров, писатели Д.А. Фурманов, А. Весёлый и др.

Ассоциация полемизировала с теориями Пролеткульта — организации, возникшей накануне событий 1917 г. и ставившей целью создание «чистой» пролетарской культуры путём развития творческой самодеятельности масс. Пролеткульт ориентировался на радикальную молодёжь, претендовавшую на роль единственного глашатая «пролетарского дела» в культурной жизни страны.

Однако многие известные литераторы со временем отошли от активной работы в литературных объединениях (Б.Л. Пастернак, С.А. Есенин и др.). Но и они не избежали публичных обвинений в безыдейности и неправильной политической ориентации. Ожесточённой критике подверглись произведения детских писателей, в частности К.И. Чуковского.

Активная полемика шла вокруг постановки пьесы М.А. Булгакова «Дни Турбиных» на сцене МХАТа. Левые литераторы требовали запретить пьесу как классово чуждую, но спектакль нравился И.В. Сталину, и потому каждый театральный сезон принималось специальное решение о возобновлении спектакля. Запретили к публикации роман-антиутопию Е.И. Замятина «Мы» с его поразительным предвидением наступления эпохи культа личности, тотальной слежки и террора. Рапповская критика заклеймила А.П. Платонова как идеологически враждебного писателя. В результате его основные произведения были опубликованы на Родине только через полвека после их создания.

3. Архитектура и зрелищные искусства как воплощение идей социального новаторства. Изменения условий социальной жизни сформировали общественный запрос на новую городскую среду, в которой коллективное начало господствовало бы над личными интересами. Для массовой культурной работы оказались востребованы общественные здания, отвечающие эстетическим потребностям «строителей нового мира».

Архитектурное творчество 1920-х гг. и строительство стали сферой самых смелых поисков и новаторских решений. Во второй половине 1920-х — начале 1930-х гг. архитекторы К.С. Мельников, И.И. Леонидов, братья Л.А., В.А. и А.А. Веснины, А.В. Щусев создали архитектурные образы и формы, свидетельствовавшие о рождении нового стиля. Хотя в творческих поисках архитекторов-новаторов наблюдались расхождения, все их проекты отличали такие черты, как упрощение форм, отсутствие декора, использование возможностей новых материалов — стекла, бетона, металлических каркасов. Именно они стали главным средством выразительности создаваемых образов. Новаторские идеи архитекторов реализовывались в строительстве производственных зданий и рабочих клубов, фабрик-кухонь, депо и гаражей, жилищном строительстве. За новым стилем закрепилось название конструктивизма.

По проектам К.С. Мельникова были построены рабочие клубы в Москве (им. И.В. Русакова, им. М.В. Фрунзе, завода «Каучук», фабрик «Буревестник» и «Свобода»), собственный дом на Арбате, здания общественных гаражей. Все эти постройки отличает лаконичность форм, сочетание разновеликих геометрических структур, использование стеклянных оконных конструкций, объединяющих единой плоскостью несколько этажей.

Средством мобилизации людей на поддержку власти стали зрелищные искусства. Прежде всего это относится к области киноискусства.

В ранние годы советской власти документальные фильмы о текущих событиях снимали режиссёры А.П. Довженко и В.И. Пудовкин. Главными героями нового игрового кино стали не кинозвёзды, как в эпоху дореволюционного кинематографа, а народ и коллектив единомышленников. Прорыв в использовании новых изобразительных средств и форм эмоционального контакта со зрителем совершил С.М. Эйзенштейн. К 20-летию революции 1905 г. режиссёр снял кинофильм «Броненосец “Потёмкин”». Используя монтаж кадров, чередование эпизодов разной эмоциональной насыщенности, давая крупные планы и массовые сцены, Эйзенштейн создал зримый образ революции, наполнил его романтическим пафосом. Новаторские поиски Эйзенштейна стали знаменательной вехой в истории мирового кино.

Поиски новых художественных форм в театральном искусстве 1920-х гг. связаны с именем режиссёра и актёра В.Э. Мейерхольда.

Основную задачу советского театра он сформулировал как служение революции во имя радикального обновления искусства и преодоления традиций академического театра. В спектаклях «Смерть Тарелкина» по пьесе А.В. Сухово-Кобылина, «Клоп» и «Баня» по пьесам В.В. Маяковского Мейерхольд смело экспериментировал с театральным пространством, широко использовал эксцентрику, гротеск и острые сатирические интонации.

4. Физкультура и спорт. После октябрьских событий 1917 г. связи России с международным спортивным движением, в том числе олимпийским, были разорваны (они начали восстанавливаться только после Второй мировой войны). В международных чемпионатах участвовали лишь представители эмиграции.

Борьба с «буржуазным наследием» в спорте привела к быстрому разрушению спортивных клубов. В целях повышения дисциплины были созданы органы Всевобуча (всеобщее военное обучение), на которые возлагалась организация физкультурной и спортивной работы. Стремление к высоким спортивным достижениям, к рекордам рассматривалось как «буржуазный пережиток». Главное внимание уделялось внедрению физической культуры в массы, что рассматривалось как средство воспитания, повышения дисциплины и сплочения молодёжи вокруг партии. Установка на развитие массового спорта стала ориентиром физкультурного движения.

Уже в 1918 г. организуются первые физкультурно-спортивные ячейки и кружки Всевобуча, комсомольские спортивные общества «Муравей» (Москва), «Спартак» (Петроград) и др. В 1923 г. появилось общество «Динамо», началась деятельность спортивного клуба Красной армии. Организация массовой физкультурной работы была возложена на профсоюзы. Популярной формой спортивной работы стали кружки физкультуры — железнодорожников, металлистов, пищевиков и др. Там люди занимались в свободное от работы время. Спортивные площадки, залы открывались в основном при заводах и фабриках, где для этого были материальные условия. В результате уже в 1925 г. число физкультурников составило около 700 тыс. человек (в 1920 г. — 143 тыс.).

В 1918 г. в Москве открылся Институт физической культуры. В 1919 г. на базе бывших курсов П.Ф. Лесгафта в Петрограде был создан Институт физического образования. В Москве на Красной площади уже в мае 1919 г. состоялся парад физкультурников.

Постепенно создавалась материально-техническая база спортивного движения. Так, в 1927 г. в Ленинграде вступил в строй первый плавательный бассейн с четырьмя дорожками по 25 м и трибунами. В 1928 г. в Москве открылся Центральный стадион «Динамо» — первый в стране, соответствовавший международным стандартам. Спортивное движение приобретало массовый характер, в стартах Всесоюзной спартакиады (1928) участвовало по всей стране около 3,5 млн физкультурников.

1. В чём состояли особенности духовной жизни страны в 1920-е гг.?

2. Назовите основные направления в искусстве, получившие развитие в послереволюционные годы. Охарактеризуйте их.

3. Расскажите о достижениях в различных областях искусства.

4. Как деятели культуры представляли себе задачи революционного искусства?

5. Расскажите о художественных объединениях 1920-х гг., о борьбе литературно-художественных группировок и о содержании этой борьбы.

6. Каково было отношение властей к радикальному искусству в 1920-е гг.?

7. В чём состояла особенность спортивного движения в послереволюционное десятилетие?

Источник

Adblock
detector