Меню

25 Зарождение революционного народничества и его идеология окончание



Революционное народничество и его идеологии; Лавров, Ткачев, Бакунин

date image2015-05-23
views image16955

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

Народничество — идеология интеллигенции в Российской империи в 1860-1910-х годах, ориентированная на «сближение» с народом в поиске своих корней, своего места в мире.

Идеология народничества основывалась на системе «самобытности» и самобытном пути развития России к социализму, минуя капитализм. Объективными условиями появления в России такой идеи явились слабое развитие капитализма и наличие крестьянской поземельной общины. Основы этого «русского социализма» были сформулированы на рубеже 40-50-х годов А. И. Герценом.

Поражение революций 1848-1849 гг. в странах Западной Европы произвело глубокое впечатление на Герцена, породило у него неверие в европейский социализм, разочарование в нем. Сопоставляя судьбы России и Запада, Герцен пришел к выводу, что социализм сначала должен утвердиться в России и основной «ячейкой» его станет крестьянская поземельная община. Крестьянское общинное землевладение, крестьянская идея права на землю и мирское самоуправление явятся, по Герцену, основой построения социалистического общества. Так возник «русский (или общинный) социализм» Герцена.

«Русский социализм» Герцена был ориентирован на крестьянство как свою социальную базу, поэтому получил также название «крестьянского социализма». Его главные цели состояли в освобождении крестьян с землей без всякого выкупа, ликвидации помещичьего землевладения, введении крестьянского общинного самоуправления, независимого от местных властей, демократизации страны.

«Сохранить общину и освободить личность, распространить сельское и волостное самоуправление на города, на государство в целом, поддерживая при этом национальное единство, развить частные права и сохранить неделимость земли — вот основной вопрос революции», — писал Герцен. Эти положения Герцена впоследствии были восприняты народниками, поэтому его называют основоположником, «предтечей», народничества.

Идея общинного социализма, сформулированная Герценом, была развита Н. Г. Чернышевским. Но, в отличие от Герцена, Чернышевский иначе смотрел на общину. Для него община — патриархальный институт русской жизни, которая призвана сначала выполнить роль «товарищеской формы производства» параллельно с капиталистическим производством. Затем она вытеснит капиталистическое хозяйство и окончательно утвердит коллективное производство и потребление. После этого община исчезнет как форма производственного объединения.

Возникнув в 1870-х гг., этот термин применяется относительно разных течений общественного движения. Так, в начале 1880-х гг., когда шла ожесточённая полемика между «либеральной» журналистикой и уличным патриотизмом, словом «народники» иногда обозначались представители грубого шовинизма и разнуздывания инстинктов толпы.

Понятие «народничество» часто употреблялось как синоним демократизма и вообще интереса к простому народу. Так, в обзорах русской литературы обыкновенно выделяли в одну общую группу «беллетристов-народников» и включали в неё как Г. И. Успенского, так и Н. Н. Златовратского, хотя они — представители весьма различных взглядов на народную жизнь. Наименование «народник» почти никто из писателей и публицистов за собой не признавал.

Один только Каблиц-Юзов назвал свои взгляды «основами народничества», чем немало содействовал тому, что многие, по существу своих воззрений весьма близко подходившие к народничеству, протестовали против именования их народниками. В народничестве Юзова было слишком много примирения с явлениями, возмущавшими гражданское чувство, а ещё более отталкивали грубые нападки на интеллигенцию, обзывание таких писателей, как Н. К. Михайловский, А. Н. Пыпин и др., «либеральными будочниками» и т. д.

Петр Лаврович Лавров (1823-1900) происходил из семьи дво­рян. Он получил хорошее образование, преподавал математику в высших военных учебных заведениях, в 35 лет стал полковником. Этот мыслитель вошел в историю как лидер пропагандистского направления в революционном народничестве.

Его публикации, из которых наиболее известны «Исторические письма», содержат скру­пулезный анализ текущей ситуации в России. Лавров считал, что для установления нового, справедливого строя в России нужны критически мыслящие личности, революционеры, и видел только один путь построения справедливого общества — революцию. Со­циальная революция, по Лаврову, должна была произойти в форме полного экономического переворота и полного уничтожения ста­рых государственных структур.

Михаил Александрович Бакунин (1814-1876) — потомственный дворянин. Он получил прекрасное военное образование, в 1840 г. уехал в Западную Европу, где и прошла вся его последующая жизнь. Бакунин был основателем и главой анархистского направления в российском народничестве.

Его книга «Государственность и анар­хия» оказала значительное влияние на воззрения современников. Экономической основой будущего идеального строя, считал Баку­нин, должна стать передача всей земли в государстве крестьянским земледельческим общинам. Что касается рабочих, то рабочие ассо­циации, а не отдельные рабочие, должны были, по идее Бакуни­на, получить в свое полное распоряжение все средства промыш­ленного производства.

Лидером так называемого «заговорческого» направления стал Петр Никитич Ткачев (1844-1885). Дворянин, получивший на ро­дине хорошее образование, он большую часть сознательной жизни провел на Западе. Основным стержнем преобразованной России Ткачев называл крестьянскую общину — социалистическую по сво­ему духу. Он был убежден во «врожденности» коммунистических институтов у русского крестьянина. Ткачев проявлял интерес к со­временным ему западным экономическим теориям, в частности к марксизму, учению Мальтуса и др., и считал, что изучение соци­альных и экономических процессов общественной жизни чрезвы­чайно важно 17 .

Основная социально-экономическая идея раннего народниче­ства заключается в том, чтобы «избежать» капитализма при опоре на стихийно-социалистические тенденции в среде крестьянства. Представители позднего, либерального, народничества 80-90-х го­дов (В.П. Воронцов, С.Н. Южаков, Н.Ф. Даниельсон, С.Н. Кривенко и др.) также утверждали, что капитализм для России означает регресс, что он приведет ее к упадку. Отсюда идея задержать разви­тие капитализма. Поздние народники считали российское эконо­мическое устройство принципиально отличным от западноевропей­ского. При этом они отрицали объективные законы общественного развития и полагали, что сознательные действия узких групп лю­дей могут изменить само направление этого развития.

Народники утверждали, что необходимость внешнего рынка обусловлена законами реализации общественного продукта и при­бавочной стоимости. Вслед за Сисмонди, повторяя «догму Смита», они полагали, что стоимость всего общественного продукта состо­ит только из доходов — заработной платы, прибыли и ренты. Рас­сматривая составные части стоимости, они игнорировали постоян­ный капитал. Из этой ошибочной теории народники делали столь же ошибочные выводы: они считали, что производство должно соответствовать потреблению, т.е. определяться доходами. Они ут­верждали, что внутри страны невозможно реализовать прибавочную стоимость и что поэтому только и необходимы внешние рынки.

В либеральном направлении выделялись профессиональные эко­номисты — представители университетской науки — профессора А.С. Посников, А.И. Чупров, Н.А. Каблуков, И.В. Вернадский. Ос­тановимся на воззрениях Чупрова и Вернадского. Оба они были известнейшими профессорами российских университетов, страст­ными публицистами, прекрасными историками экономической мысли. Оба были правоверными рикардианцами, но во многом их взгляды и различались.

Либеральная империя, либеральный империализм — концепция внутренней и внешней политики, в рамках которой сильное демократическое государство с рыночной экономикойведёт экспансию в другие государства с целью установления и поддержания в них политической стабильности, создания единого культурного и экономического пространств, что выгодно как самой империи, так и народам этих государств. Зона влияния империи, таким образом, видится больше как «зона ответственности». В основе либеральной империи, в отличие отимперии обычной, лежит не военная сила и принуждение, а привлекательность, образ источника мира и справедливости, прочные экономические связи.

Читайте также:  Независимый рейтинг почтовых отделений России

Концепции под аналогичным названием существовали во Франции и Великобритании в XIX веке и переживают второе рождение в настоящее время в США. В современный российский политический лексикон термин «либеральная империя» был введён А. Б. Чубайсом в 2003 году. При этом если на западе важнейшим аспектом либерального империализма считается обеспечение стабильности через установление марионеточных режимов, в том числе военными методами, то в России — экономическая и культурная экспансия без применения вооружённых сил.

Источник

Народничество

Вы будете перенаправлены на Автор24

Теория

Народничество как идеология крестьянской демократии возникло на рубеже $1860-1870$ гг., родоначальниками принято считать А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского.

Центральной идеей народничества является некапиталистическое развитие России, его идеологи отвергали наступление на страну капитализма и уповали на новый строй, основанный на принципах общинного социализма.

Революционеры, считавшие себя освободителями и защитниками народа и крестьянства, называли себя «народниками», а термин «народничество» пришел из революционного подполья.

М. А. Бакунин, П.А. Лавров, П.Н. Ткачев

Бакунин М.А. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Помощь со студенческой работой на тему
Народничество

Большинство революционеров считало себя последователями Бакунина. Он участвовал в революционных событиях $1848$ г. в Германии, за что был сослан с Сибирь Николаем I, в $1861$ г. сбежал за границу и сотрудничал с «Колоколом» Герцена. Бакунин звал революционную молодежь в народ, призывал поднять на бунт крестьян, строить безвластную федерацию общин.

Лавров П.Л. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Главное произведение Лаврова П.А. «Исторические письма» было написано после его ареста в $1866$ г., в ссылке, в Вологодской губернии. Он считал, что недовольство существующим порядком есть движение вперед.

В его теории «неоплатного долга интеллигенции народу» говорилось, что интеллигенция, получившая образование за счёт народа и пользующаяся наукой и культурой, должна вернуть народу долг. Лавров звал в народ для того, чтобы сблизиться с ним, служить ему, просвещать.Сбежав в $1870$ г. из ссылки в Швейцарию, Ларов становится автором и редактором газеты и журнала под общим названием «Вперед!». Бакунин и Ткачев отказывали ему в революционности, называя его «культуртрегером».

Ткачев П.Н. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

П. Н. Ткачёв в отличие от Бакунина и Лаврова считал, что революцию должно делать интеллигентское меньшинство, а не народ. Орудием для «революционного меньшинства» он выбирает диктатуру, которая возьмет власть с помощью социалистического переворота. Ткачев высказывал необходимость диктатуры в послереволюционном обществе. Народники $1870$-х гг. воспринимали идеи Ткачева

«Чайковцы», «Хождение в народ», «Земля и воля»

Кружок «чайковцев» был самым значительным из кружков Петербурга $1870$-х гг. Основателями являлись Н. В. Чайковским, С. Л. Перовской, М. А. Натансоном, сестрами Корниловыми в $1871$ г. Отделения в Москве, Одессе, Киеве действовали в контакте с Петербургом, но не подчинялись ему.

Программа кружка создавалась князем П. А. Кропоткиным ($1841-1921$). Главным своим делом «чайковцы» считали пропаганду среди рабочих фабрик и заводов. С целью пропаганды активизировалось «книжное дело» кружка – в типографиях Цюриха и Женевы издавались труды Радищева, Герцена, Добролюбова, Маркса. В начале $1874$ г. Кропоткин и многие «чайковцы» были арестованы, но это не помешало намеченному «хождению в народ». В $1876$ г. Кропоткину удается бежать за границу, где он вступает в ряды международного анархистского движения.

К весне $1874$ г. кружки народников заметно активизировались. Крестьянство считалось основной силой переворота, для этого им нужно было соединиться с интеллигенцией в революционном деле. Общественный подъем был во многом стихийным и разнородным. Многие шли в деревни, поднимать крестьян на бунт, кто-то занимался революционной пропагандой, вооружаясь брошюрами для народа.

В движении участвовало уже около $40$ губерний в основном в Поволжье и на юге России. И к концу года было произведено около тысячи арестов пропагандистов. В итоге движение было признано нерезультативным, приходило осознание необходимости создания разрозненно действующих революционных сил.

«Земля и воля» — революционное общество, возникшее в $1861$г., в $1876$ г. возобновившее деятельность с помощью народников. В программе землевольцев говорилось только о передаче земли общинам, об их самоуправлении, без каких-либо политических требований.

Просуществовала организация до середины $1879$ г. После чего распалась по причине обострения разногласий между революционерами, одни из которых («политики») говорили о невозможности дальнейшей работы без политической борьбы и террора, а другие («деревенщики») считали своей главной задачей работу среди крестьян.

Источник

§ 25. Зарождение революционного народничества и его идеология (окончание)

Начинать создание такого общества необходимо на следующий же день после победы революции, которая сметет старую власть и государство. Инициативу возьмут на себя революционеры, объединенные в небольшие группы на всей территории России. В бушующем море революционной стихии они должны ненавязчиво, не преследуя никаких личных интересов, убеждать и вести народные массы к созданию народного самоуправления, при котором «волости собственным народным движением соединились в уезды, уезды в области, области образовали бы между собою федерацию».

Петр Лаврович Лавров (1823—1900)

Петр Лаврович Лавров (1823—1900) стал идеологом пропагандистского крыла в народничестве. Он родился в богатой дворянской семье, окончил Петербургское артиллерийское училище и Артиллерийскую академию, преподавал математику в военных учебных заведениях, дослужился до чина полковника. С 1857 г. Лавров выступал со статьями по педагогике, философии, истории. В 1862 г. он сблизился с Чернышевским, вступил в общество «Земля и воля». В 1866 г. был арестован, предан военному суду и выслан в Вологодскую губернию. В 1870 г. Лавров бежал из ссылки, прибыл в Париж. С 1872 по 1876 г. он редактировал издававшийся за границей журнал «Вперед!», пользовавшийся значительным влиянием в среде русских революционеров.

Лавров, в отличие от Бакунина, не преклонялся перед стихийным бунтом. Он считал, что народная революция нуждается в длительной подготовке.

Осуществить такую подготовку могло, по мнению Лаврова, даже незначительное меньшинство лучших людей общества, так называемые «критически мыслящие личности», имеющие основательную научную подготовку. Они должны запастись терпением, идти в народ и при помощи пропаганды помочь ему уяснить его потребности и силу. Построив справедливое социалистическое общество, интеллигенция сможет «оплатить» свой «долг народу». Ведь она получила образование и другие жизненные блага благодаря трудам и лишениям многих поколений народа.

Петр Никитич Ткачев (1844—1885)

Петр Никитич Ткачев (1844—1885) являлся идеологом заговорщического направления в народничестве. Он родился в небогатой дворянской семье, в 1861 г. поступил на юридический факультет Петербургского университета. Как один из зачинщиков студенческих волнений был заключен в Петропавловскую крепость. С 1862 г. Ткачев начал печататься в различных журналах. В 1871 г. он был осужден за революционную деятельность. В 1873 г. бежал из ссылки за границу. Ткачев сотрудничал с Лавровым в журнале «Вперед!», а после разрыва с ним стал издавать в Женеве журнал «Набат». В конце 1882 г. он тяжело заболел и последние годы жизни провел в психиатрической больнице.

В отличие от других народников, Ткачев полагал, что крестьянство не способно самостоятельно осуществить революцию. Революция должна принять форму переворота, который совершит строго законспирированная организация революционеров, члены которой прошли строгий отбор и подчиняются железной дисциплине. Но предварительно эта организация должна была «расшатать» существующую власть путем террора. Выступая против анархизма Бакунина, Ткачев считал невозможным разрушение государства. В ходе революции, по его мнению, должна была произойти замена старых государственных институтов на новые, революционные.

Читайте также:  Random Address In Russiareport
Идеи Герцена и Чернышевского, развитые Бакуниным, Лавровым и Ткачевым, стали основой для деятельности революционных народнических организаций. В зависимости от обстановки среди народников усиливалось влияние взглядов либо Бакунина, либо Лаврова, либо Ткачева.

Вопросы и задания

1. Какие обстоятельства обусловили широкое распространение революционного движения в России? 2. Какова роль Н. Г. Чернышевского в революционном движении? 3. Дайте характеристику деятельности организации «Земля и воля». 4. В чем сходство и в чем различия взглядов М. А. Бакунина, П. Л. Лаврова, П. Н. Ткачева? 5. Определите характерные черты народничества.

Из работы М. А. Бакунина «Государственность и анархия»

. Мы не только не имеем намерения и малейшей охоты навязывать нашему или чужому народу какой бы то ни было идеал общественного устройства, вычитанного из книжек или выдуманного нами самими, но в убеждении, что народные массы носят в своих, более или менее развитых историей, инстинктах, в своих насущих потребностях и в своих стремлениях, сознательных и бессознательных, все элементы своей будущей нормальной организации, мы ищем этого идеала в самом народе; а так как всякая государственная власть, всякое правительство, по существу своему и по своему положению поставленное вне народа, над ним, непременным образом должно стремиться к подчинению его порядкам и целям ему чуждым, то мы объявляем себя врагами всякой правительственной, государственной власти, врагами государственного устройства вообще и думаем, что народ может быть только тогда счастлив, свободен, когда, организуясь снизу вверх, путем самостоятельных и совершенно свободных соединений и помимо всякой официальной опеки, но не помимо различных и равно свободных влияний лиц и партий, он сам создает свою жизнь.

Вопросы к документам

Расширяем словарный запас

Конспирация — методы, применяемые нелегальной организацией для сохранения в тайне своего существования и деятельности.

Источник

РЕВОЛЮЦИОННОЕ НАРОДНИЧЕСТВО

Социалистическая идеология, распространившая в России во второй половине XIX века.

«Русский социализм» А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского

У истоков ее стоял А.И. Герцен, эмигрировавший из России в 1847 году и своими глазами наблюдавший европейскую революцию 1848-1849 годов. Весь ход и конечные результаты этой беспощадно подавленной революции привели радикального западника Герцена к разочарованию в своих взглядах. Если раньше он видел в передовых европейских странах лидеров, ведущих человечество к социализму, то теперь потерял веру в их возможности; если раньше он считал капитализм не более, чем неизбежной и легко преодолимой стадией этого пути, то теперь воспринимал как безысходный тупик. В написанной в результате долгих и тяжелых раздумий работе «Развитие революционных идей в России» (1850) Герцен отмечал преимущества своей покинутой родины перед западом. С одной стороны, здесь не было пока сколько-нибудь сильной, способной к диктату буржуазии; с другой, Россия сохранила «великое сокровище», утраченное Европой – крестьянскую общину. Именно община, по мнению Герцена, содержала в себе в зародыше все необходимое для развития и победы социализма в России, а затем и во всем мире. Идеи Герцена легли в основу народничества, в целом, и революционного народничества, в первую очередь.

В конце 1850-х-начале 1860-х годов большой вклад в становление этой идеологии внес Н.Г. Чернышевский, доказывавший в своих работах социалистическую сущность отношений, связывавших членов крестьянской общины.

М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев

На протяжении большей части 1860-х годов, в эпоху нигилизма, народнические идеи были отодвинуты на задний план. На переломе 1860-х-1870-х годов, когда нигилизм как общественное течение явно исчерпал себя, народничество снова начинает привлекать внимание революционно настроенной части русского общества. Идеи Герцена и Чернышевского подхватывают и развивают их продолжатели – М.А. Бакунин, П.Л. Лавров и П.Н. Ткачев. Полностью соглашаясь с тем, что общинные отношения – коллективное владение землей и периодические ее переделы, круговая порука и т.п. – по сути своей социалистические, эти идеологи пытались нащупать путь, ведущий к их развитию и победе. Они утверждали, что главным препятствием на этом пути являются те крайне неблагоприятные условия, в которых поставлена община: малоземелье, непомерные платежи, административный произвол. Если же эти условия изменить к лучшему, процесс становления социализма в России пойдет полным ходом.

На вопрос «Как добиться перемен?» народнические идеологи давали разные ответы, формируя, тем самым, разные направления в этом движении. М.А. Бакунин основное средство освобождения общины видел в бунте, стихийном крестьянском движении, которое, по его мнению, могло вспыхнуть в России в любой момент. Крестьяне, считал Бакунин, к революции вполне готовы и ждут лишь толчка, который должна им дать интеллигенция. Сторонники М.А. Бакунина составили бунтарское направление народничества.

П.Л. Лавров тоже поддерживал идею крестьянской революции и рассматривал радикально настроенных интеллигентов как силу, способную побудить к ней народные массы. Но, в отличие от Бакунина, он считал, что потребуется достаточно длительный период для того, чтобы интеллигенция смогла найти общий язык с крестьянством – период пропагандистской работы. Сторонники П.Л. Лаврова и составили, соответственно, пропагандистское направление.

И наконец, П.Н. Ткачев, главный теоретик заговорщического направления, исходил из того, что разрыв между народом и интеллигенцией слишком значителен и в условиях господства самодержавия практически непреодолим. Поднять народные массы на сознательную революцию он считал делом нереальным. Освободить народ могла только интеллигенция, опираясь на собственные силы. Поскольку же эти силы были невелики, Ткачев делал ставку на заговор, вооруженный переворот, захват власти. Затем революционное правительство должно будет сверху провести необходимые социальные преобразования.

«Хождение в народ». «Земля и воля»

Под влиянием идеологов народничество превращается в мощное революционное движение. В начале 1870-х годов в разных российских городах появляются кружки народнически настроенной молодежи. Поначалу наибольшей популярностью в них пользовались взгляды Бакунина, в духе которых в 1874 году состоялось знаменитое «хождение в народ». Несколько сотен решительно настроенных «бунтарей» отправились в деревню поднимать крестьян на восстание. Никаких реальных результатов им добиться не удалось, крестьяне отнеслись к пришельцам с недоверием и подозрением, однако общество было взбудоражено, а власть напугана. Полиция, действуя нередко в согласии с крестьянами, провела массовые аресты, в результате которых состоялся судебный «процесс 193-х». Но главным результатом этого действа можно было считать разочарование в бунтарстве: стало очевидно, что призывы Бакунина надуманны и ошибочны.

Эта неудача заставила народников изменить тактику. С 1875 года начинается второе «хождение в народ» — в духе наставлений Лаврова. Интеллигенты теперь стремились внедриться в народную среду; наилучшие средства для этого могло предоставить земство, которому требовались в большом количестве врачи, учителя, агрономы и т.п. Некоторые пропагандисты, чтобы лучше «прикрыть» свою деятельность, обучались ремеслам – кузнечному, столярскому. Наконец были попытки создавать земледельческие поселения из интеллигентов. Конечная цель оставалась прежней: поднять народ на революцию. Но теперь, осознав свою оторванность от народа, пропагандисты стремились наладить более или менее длительные отношения с крестьянами, расположить их к себе, вызвать доверие. К середине 1870-х годов стало ясно, что на сколько-нибудь серьезные результаты революционеры могут рассчитывать, лишь объединив свои разрозненные силы. С этой целью в 1876 году была создана организация «Земля и воля», объединившая около 200 человек, действовавших в разных регионах России. Наряду с зеленой молодежью и случайными людьми среди них были люди чрезвычайно убежденные, успевшие зарекомендовать себя опытными, последовательными революционерами: Г.В. Плеханов, М.А. Натансон, А.Д. Михайлов, А.И. Желябов, Л.А. Тихомиров, С.М. Кравчинский, В.Н. Фигнер, С.Л. Перовская. Руководил организацией выборный центр в количестве 30 человек. В целом «Земля и воля» представляла собой скорее ряд более или менее скоординированных в своей деятельности кружков, чем единую централизованную организацию.

Читайте также:  Тема урока Моделирование в электронных таблицах

Землевольцы пытались вести в крестьянской среде пропаганду социалистических идей и народной революции – так же, как и их предшественники, только с лучшей организацией и большим размахом. Однако, как и раньше, эта пропаганда успеха не приносила. Гораздо лучше дела шли в рабочих кружках, которые также создавались землевольцами; однако рабочих народники считали безусловно второстепенной силой, опираясь на которую невозможно решить поставленные задачи. В то же время «Земля и воля» постоянно теряла своих членов в результате репрессивной политики правительства.

«Народная воля»

В 1879 году в рядах землевольцев складывается группа единомышленников, считавших, что в условиях постоянных преследований, отсутствия свободы слова и гарантий неприкосновенности личности рассчитывать на успех пропагандистской деятельности не приходится. Прежде чем вести широкую социалистическую пропаганду, необходимо в корне изменить государственный строй России, добиться введения конституции. А так как найти поддержку в народе пока невозможно, то в этой борьбе за политические права революционерам приходится рассчитывать лишь на самих себя. Следовательно, важно укреплять и совершенствовать свою, пока еще рыхлую организацию, придать ей сплоченный, боевой характер. Что же касалось способов борьбы, с помощью которых небольшая подпольная организация могла заставить пойти на уступки царское правительство, то здесь на первый план неизбежно выходил индивидуальный террор – политические убийства. Таким образом, часть народников готова была взять на вооружение идеи Ткачева.

Весной 1879 года сторонники нового направления организовали свой, независимый от центра, Исполнительный комитет. 2 апреля один из его членов А.К. Соловьев совершил неудачное покушение на Александра II. Это вызвало волну арестов. Местные общества «Земли и воли» стали сворачивать свою деятельность. Организация переживала идейный кризис, который скоро привел к расколу. Среди землевольцев было немало противников не только террора, но и борьбы за политические права, в целом. Они считали, что никакая конституция не сможет реально улучшить положение крестьян, что борьба за нее лишь отвлекает от главного дела – подготовки крестьянской революции, которая должна дать им не дутые «права», а землю и волю – настоящую свободу от государственной власти. Споры между «деревенщиками» и «политиками» становились все ожесточеннее. Летом 1879 года сторонники политической борьбы собрались в Липецке, где обговорили свою линию поведения. Вскоре состоялся общий съезд землевольцев в Воронеже. Точку зрения «политиков» на нем наиболее последовательно отстаивал А.И. Желябов, «деревенщиков» — Г.В. Плеханов. Общего языка найти не удалось и в августе того же года, на последнем съезде землевольцев в Петербурге было принято решение разойтись: «Земля и воля» распалась на две независимые организации. Одна из них – «Черный передел» во главе с Плехановым – вскоре была разгромлена полицией; другой – «Народной воле» — суждено было оставить глубокий след в истории России.

Возглавил «Народную волю» Исполнительный комитет (ИК), в который вошли А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, Н.А. Морозов, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер и др. ИК взял на себя организацию террористической деятельности, которая сразу же стала для народовольцев определяющей. Поначалу организация рассчитывала развернуть террор очень широко. Однако после нескольких удачных и неудачных покушений на представителей власти (наиболее сильное впечатление на правительство и общество произвело убийство шефа жандармов Н.В. Мезенцова террористом С.М. Кравчинским в том же 1879 году) они сосредоточили все свои силы на организации покушения на Александра II. Царя они искренно ненавидели, ставя ему в вину тяжелое положение народа и постоянное преследование оппозиционных общественных деятелей. Заслуги царя-реформатора не признавались совершенно. Руководители «Народной воли» были убеждены, что убийство царя откроет им путь к достижению своих целей: потрясет правительство и заставит его пойти на уступки. Главным требованием к власти был созыв Учредительного собрания на основе всеобщего избирательного права. Народовольцы были убеждены, что если такой орган, представляющий интересы всего народа, будет созван, то он легко и быстро решит все основные проблемы русской жизни. Самодержавие ликвидируется, его заменит народная республика; крестьяне получат помещичью землю и таким образом откроется путь к торжеству общинных, то есть социалистических отношений.

Несколько покушений на царя, пусть и неудачных, напугали правительство. Особенно впечатляющим оказался взрыв в Зимнем дворце в феврале 1880 года. В то же время хорошо организованная и законспирированная «Народная воля» какое-то время казалась совершенно неуязвимой – политическая полиция никак не могла напасть на ее след. В этих условиях Александр II создал Верховную распорядительную комиссию по охране государственного порядка и общественного спокойствия во главе с М.Т. Лорис-Меликовым. Комиссия должна была разработать и принять чрезвычайные меры по борьбе с «Народной волей». В то же время М.Т. Лорис-Меликов предложил царю ряд мер либерального характера для того, чтобы расположить общество к поддержке правительства и изолировать революционеров. Главным из этих предложений было привлечь представителей земств и городских дум к обсуждению законопроектов. Деятельность Лорис-Меликова, который действительно сумел завоевать общественные симпатии и в то же время нанес «Народной воле» ряд чувствительных ударов, — преобразованная им политическая полиция арестовала целый ряд лидеров организации – поставила революционеров в тяжелое положение. Однако их сил хватило на то, чтобы 1 марта 1881 года совершить решающий теракт: Александр II был смертельно ранен бомбой, брошенной И. Гриневицким.

Как показали дальнейшие события, этим действием народовольцы исчерпали свои силы. В ультиматуме, отправленном новому царю Александру III – автором его был Лев Тихомиров, один из немногих членов ИК, оставшихся к тому времени на свободе – было предъявлено требование немедленно созвать Учредительное собрание; в противном случае ему угрожали продолжением террора. Однако реальных возможностей к тому у организации уже не было. В 1883 году «Народная воля» была окончательно разгромлена полицией. Все попытки возродить ее или создать другую подобную ей организацию в царствование Александра III оканчивались неудачей. Помимо высокопрофессиональной деятельности созданной в это время охранки, это объяснялось еще глубоким идейным кризисом, которое переживало революционное народничество. Впрочем, эта идеология имела определенные перспективы: многие ее постулаты были взяты на вооружение партией социалистов-революционеров (эсеров), формирование которой происходит на рубеже XIX-XX веков.

Источник