Меню

4 5 Матричная диаграмма таблица качества

4.5. Матричная диаграмма (таблица качества)

Матричную диаграмму используют для такой организации и представления большого количества данных (элементов), чтобы графически проиллюстриро­вать логические связи между различными элементами с одновременным ото­бражением важности (силы) этих связей.

Цель матричной диаграммы — табличное представление логических связей и относительной важности этих связей между большим количеством словесных (вербальных) описаний, имеющих отношение к следующему:

• задачам (проблемам) качества;

• причинам проблем качества;

• требованиям, установленным и предполагаемым потребностям потреби­телей;

• характеристикам и функциям продукции;

• характеристикам и функциям процессов;

• характеристикам и функциям производственных операций и оборудования. Матричная диаграмма выражает соответствие определенных факторов (и яв­лений) различным причинам их проявления и средствам устранения их послед­ствий, а также показывает степень (силу) зависимости этих факторов от причин их возникновения и/или от мер по их устранению.

Пример матричной диаграммы, часто называемой матрицей связей, приведен в табл. 4.2. В табл. 4.2 использованы следующие обозначения:

А (а1, а2, . аб) — основные причины проблемы, представленные в виде компонентов а1, а2, аЗ, а4, а5, аб;

Символ который находится на пересечении строки и столбца матричной диа­граммы, указывает не только на наличие связи мслсзу компонентами, но и на тес­ноту этой связи.

Связь \ 1С лезу компонентами А и В часто изображают в виде символов, харак­теризующих степень (силу) тесноты этих связей, например, Д— слабая связь (1); О — средняя связь (3), (*) — сильная связь (9).

Калсзому из используемых в табл. 4.2 символов часто ставят в соответствие опре­деленное значение весового коэффициента (как, например, указанные выше в скоб­ках значения 1, 3 и 9).

В некоторых случаях возникает необходимость в более подробном отображении силы (тесноты) связей. Тогда можно использовать следующие символы и весовые коэффициенты: А — слабая связь (1); П — существенная связь (3); О — средняя связь (9); ®— сильная связь (16); Ф — очень сильная связь (25).

Часто связь между факторами может быть как положительной, так и отрица­тельной. В этом случае можно рекомендовать для использования представленные ниже символы и весовые коэффициенты; ^ — сильная положительная связь (+9); ^ — средняя положительная связь (+3); Д — слабая положительная связь (+1);

— отсутствие связи (0);

V — слабая отрицательная связь (-1); ^ — средняя отрицательная связь (-3);

— сильная отрицательная связь (-9).

В практической работе применяют различные по своей компоновке матрицы связей. Наибольшее распространение получили матричные диаграммы в виде Ь-, Т- и Х-карты, приведенные на рис. 4.7.

Из рис. 4.7 видно, что Ь-, Т-, Х-карты получили такие названия, потому что выделенные более жирными линиями строки и столбцы напоминают:

• повернутую на -90° латинскую букву Ь;

• повернутую на +90° букву Т;

• повернутую на +45° букву X.

Матричные диаграммы в виде Ь-карты применяют на практике наиболее часто, особенно при развертывании функции качества (СДТЗ-методология, «дом качества»). Этим объясняется их второе назначение — таблицы качества.

При практическом построении матричной диаграммы (в процессе работы ко­манды качества) рекомендуется следующее:

1. С применением метода «мозговой атаки» («штурма») сформулируйте пе­речень компонентов (а1, а2, . ап), (Ы, Ь2, . Ьк), (с1, с2, . ст), определяющих причины А, меры борьбы В с этими причинами и средства С, необходимые для достижения успеха.

2. Составьте форму матричной диаграммы (таблицы качества) в виде Ь-, Т- или Х-карты и подготовьте (напечатайте) необходимое количество экзем­пляров таких таблиц.

3. Предложите каждому участнику команды (кружка, группы) самостоятель­но заполнить подготовленную таблицу качества символами, отображаю­щими тесноту связи между рассматриваемыми компонентами.

4. Сравните полученные результаты и в процессе обсуждения выработайте

общее мнение (придите к консенсусу).

5. Аккуратно оформите матрицу связей (таблицу качества) — результат рабо­ты команды.

Не забудьте на этом документе указать сведения, которые позволят челове­ку, даже не принимавшему участия в работе команды, полностью понять и од­нозначно истолковать полученный результат.

Для этого рядом с таблицей качества (матричной диаграммой) следует указать:

• название, местоположение (цех, участок) и основные характеристики объекта исследования;

• состав команды и ее руководителя;

• главные результаты работы;

• даты начала и окончания работы;

• любые другие сведения, достойные внимания.

Источник

Матричная диаграмма (таблица качества)

Матричную диаграмму используют для такой организации и представления большого количества данных (элементов), чтобы графически проиллюстрировать логические связи между различными элементами с одновременным отображением важности (силы) этих связей.

Читайте также:  Любовь и влюбленность где разница

Цель матричной диаграммы — табличное представление логических связей и относительной важности этих связей между большим количеством словесных (вербальных) описаний, имеющих отношение к следующему: задачам (проблемам) качества; причинам проблем качества; требованиям, установленным и предполагаемым потребностям потребителей; характеристикам и функциям продукции; характеристикам и функциям процессов;

• характеристикам и функциям производственных операций и оборудования. Матричная диаграмма выражает соответствие определенных факторов (и явлений) различным причинам их проявления и средствам устранения их последствий, а также показывает степень (силу) зависимости этих факторов от причин их возникновения и/или от мер по их устранению.

Пример матричной диаграммы, часто называемой матрицей связей, приведен в табл. 4.2. В табл. 4.2 использованы следующие обозначения:

A (al, а2, . аб) — основные причины проблемы, представленные в виде компонентов al, а2, аЗ, а4, а5, аб;

В (Ы, Ь2, ЬЗ. Ь7) — возможные средства для устранения последствий этих причин, изображенных в виде элементов (компонентов) Ы, Ь2, ЬЗ, Ь4, Ь5, Ь6, Ь7.

Символ который находится на пересечении строки и столбца матричной диаграммы, указывает не только на наличие связи мокну компонентами, но и на тесноту этой связи.

Связь мокну компонентами А и В часто изображают в виде символов, характеризующих степень (силу) тесноты этих связей, например, Д|— слабая связь (!)• О — средняя связь (3), (*) — сильная связь (9).

Каждому из используемых в табл. 4.2 символов часто ставят в соответствие определенное значение весового коэффициента (как, например, указанные выше в скобках значения 1, 3 и 9).

В некоторых случаях возникает необходимость в более подробном отображении силы (тесноты) связей. Тогда можно использовать следующие символы и весовые коэффициенты:

А — слабая связь (1);

? — существенная связь (3);

О — средняя связь (9);

® — сильная связь (16);

Ф — очень сильная связь (25).

Часто связь между факторами может быть как положительной, так и отрицательной. В этом случае можно рекомендовать для использования представленные ниже символы и весовые коэффициенты; сильная положительная связь (+9); средняя положительная связь (+3);

А- слабая положительная связь (+1); отсутствие связи (0);

V — слабая отрицательная связь (-1); средняя отрицательная связь (-3);

[7^1 — сильная отрицательная связь (-9).

В практической работе применяют различные по своей компоновке матрицы связей. Наибольшее распространение получили матричные диаграммы в виде L-,

Т- и Х-карты, приведенные на рис. 4.7.

Из рис. 4.7 видно, что L-, Т-, Х-карты получили такие названия, потому что выделенные более жирными линиями строки и столбцы напоминают: повернутую на -90° латинскую букву L; повернутую на +90° букву Т; повернутую на +45° букву X.

Матричные диаграммы в виде L-карты применяют на практике наиболее часто, особенно при развертывании функции качества (QFD-методология, «дом качества»). Этим объясняется их второе назначение — таблицы качества.

При практическом построении матричной диаграммы (в процессе работы команды качества) рекомендуется следующее:

С применением метода «мозговой атаки» («штурма») сформулируйте перечень компонентов (al, а2, . ап), (Ы, Ь2, . bk), (cl, с2, . cm), определяющих причины А, меры борьбы В с этими причинами и средства С, необходимые для достижения успеха. Составьте форму матричной диаграммы (таблицы качества) в виде L-, Т- или Х-карты и подготовьте (напечатайте) необходимое количество экземпляров таких таблиц. Предложите каждому участнику команды (кружка, группы) самостоятельно заполнить подготовленную таблицу качества символами, отображающими тесноту связи между рассматриваемыми компонентами. Сравните полученные результаты и в процессе обсуждения выработайте

общее мнение (придите к консенсусу). Аккуратно оформите матрицу связей (таблицу качества) — результат работы команды.

Не забудьте на этом документе указать сведения, которые позволят человеку, даже не принимавшему участия в работе команды, полностью понять и однозначно истолковать полученный результат.

Для этого рядом с таблицей качества (матричной диаграммой) следует указать: название, местоположение (цех, участок) и основные характеристики объекта исследования; состав команды и ее руководителя; главные результаты работы; даты начала и окончания работы; любые другие сведения, достойные внимания.

Источник



Матричная диаграмма

Матричная диаграмма – это инструмент, позволяющий определить наличие и важность связей между элементами — задачами, функциями или характеристиками объекта рассмотрения. Она представляет собой таблицу, включающую элементы, между которыми необходимо установить связь. Часть ячеек таблицы содержит исследуемые элементы, а в других располагаются символы или числа, указывающие наличие и силу взаимосвязи.

Читайте также:  Логопедическая диагностика дошкольников

Наиболее полезным и эффективным инструментом матричная диаграмма является в случаях, когда необходимо установить взаимосвязь по принципу «многие ко многим». Если же между рассматриваемыми элементами существует только простая связь «один к одному», то применять данный инструмент качества не имеет смысла.

Тип взаимосвязи

Матричная диаграмма может иметь несколько вариантов представления. Варианты получили названия по латинским буквам алфавита, т.к. форма представления большинства матриц имеет сходство с этими буквами (за исключением 2-х, которые имеют сходство с формой предметов). Основные варианты применяемых матриц: L — матрица, T – матрица, X – матрица, C – матрица, Y – матрица, матрица типа «крыша».

Выбор варианта диаграммы зависит от количества списков элементов, между которыми необходимо установить взаимосвязь:

L – матрица применяется для определения взаимосвязи элементов одного списка с элементами второго списка.

T – матрица применяется для определения взаимосвязи элементов одного списка с элементами двух других списков.

X – матрица применяется для сравнения четырех списков и попарного определения взаимосвязи каждого списка с двумя другими.

C — матрица (по форме напоминает куб) применяется для определения взаимосвязи элементов трех списков одновременно.

Y – матрица применяется для определения взаимосвязи элементов трех списков, каждый список сопоставляется с двумя другими.

Матрица типа «крыша» (по форме напоминает крышу дома) применяется для определения взаимосвязи между элементами одного списка.

L и T матрицы

X и C матрицы

Y матрица и матрица типа крыша

В менеджменте качества наиболее часто используется L – матрица. Как правило, в этой матрице элементы списка, расположенные в строках представляют рассматриваемые проблемы, а в столбцах предполагаемые решения. Также, часто встречается и матрица типа «крыша». Она входит составной частью в «домик качества» (инструмент техники развертывания функций качества).

Применяется матричная диаграмма в основном для решения сложных и комплексных проблем. При этом сопоставление производится для наиболее критических элементов, а не для всех аспектов рассматриваемых проблем. Это связано с тем, что даже для самой простой L – матрицы необходимо выполнять большое число сопоставлений (например, для матрицы состоящей из 10 элементов в строках и 10 элементов в столбцах таких сопоставлений будет выполнено 100).

Матричная диаграмма строится следующим образом:

1. Определяется проблема, для решения которой может понадобиться матричная диаграмма – сопоставление элементов различных списков, выявление взаимосвязи между ними и силы этой взаимосвязи.

2. Формируется команда для проведения анализа проблемы и составления матричной диаграммы. Желательно, чтобы в состав команды входило не менее 4-х человек. Командная работа повышает объективность результатов, которые дает матричная диаграмма.

3. Определяется, что необходимо сопоставлять с помощью матричной диаграммы. Для этого возможно потребуется применение других инструментов качества. В результате выполнения этого действия могут появиться один, два или более списков элементов, между которыми необходимо установить взаимосвязь.

4. Выбирается подходящий вариант матрицы – L, T, Y, X, C или матрица типа «крыша».

5. Выбирается система обозначений для представления силы взаимосвязи между сравниваемыми элементами списков (например, сильная связь, средняя связь, слабая связь). Система обозначений может быть числовой или символьной. Если выбирается символьная система, то для каждого символа необходимо назначить весовой коэффициент, определяющий силу взаимосвязи.

6. Элементы из списков, составленных на шаге 3, размещаются в строках и столбцах матрицы, и выполняется попарное сопоставление элементов. В случае если команда решит, что между элементами существует взаимосвязь, в ячейке матрицы проставляется символ или число в соответствии с выбранной на шаге 5 системой обозначений.

7. Проводится оценка и анализ матричной диаграммы – выявляются элементы, которые имеют малое количество связей с другими элементами (или не имеют их вовсе), определяются ключевые элементы (имеют большое количество связей с другими элементами), выявляются элементы, взаимосвязь которых требует дальнейшего исследования.

Основные преимущества, которыми обладает матричная диаграмма по сравнению с другими методами это наглядное графическое представление взаимосвязи между различными элементами, возможность быстро оценить силу взаимосвязи, возможность проводить многомерное сравнение элементов списков (от двух до четырех).

К недостаткам можно отнести ограниченность числа сопоставляемых элементов при увеличении числа сравниваемых списков.

Инструмент «матричная диаграмма» включен в состав сборника «Семь новых инструментов качества». Вы можете приобрести сборник «Семь новых инструментов качества» в интернет-магазине «Менеджмент качества».

Семь новых инструментов качества

Семь новых инструментов качества

Брошюра «Семь новых инструментов качества» включает в себя подробное описание инструментов управления качеством. Эти инструменты были разработаны союзом японских ученых и инженеров в 1979 г. и завоевали популярность на многих предприятиях различных отраслей. Инструменты отличаются своей простотой и наглядностью, при этом являются очень эффективными, интуитивно понятными.

Читайте также:  Значения синуса косинуса тангенса таблица полная

В брошюре представлено описание и даны примеры применения следующих инструментов управления качеством:

  • Диаграмма сродства;
  • Диаграмма связей;
  • Древовидная диаграмма;
  • Матричная диаграмма;
  • Сетевой график;
  • Диаграмма принятия решений (PDPC);
  • Матрица приоритетов.

Источник

Новые инструменты управления качеством

1 Основные инструменты контроля, анализа и управления качеством .

1.1. Контрольный листок.

1.3. Метод стратификации (группировки, расслоения)

1.4. Причинно-следственная диаграмма Исикавы .

1.5. Диаграмма Парето .

1.6. Диаграмма разброса (рассеивания) .

1.7. Контрольные карты процессов и временные ряды.

2 Новые инструменты управления качеством .

2.1. «Мозговая атака» («штурм, осада») и «атака разносом» .

2.2. Диаграмма сродства .

2.3. Диаграмма связей .

2.4. Древовидная диаграмма .

2.5. Матричная диаграмма (таблица качества) .

2.6. Стрелочная диаграмма .

2.7. Поточная диаграмма (flow chart) .

2.8. Диаграмма процесса осуществления программы .

2.9. Матрица приоритетов .

3 Комплексные инструменты и методологии улучшения качества …..

3.1. Коллективная работа в командах — важнейший инструмент осуществления проектов прорыва и/или постепенного улучшения качества …

3.2. Анализ форм и последствий отказов (FMEA-методология).

3.3. Развертывание функции качества (QFD-методология) .

3.4. Реинжиниринг — методология радикального улучшения .

3.6. Методология «Шесть сигм» .

3.10 Анализ деятельности подразделений (АДП)……………

3.11. Методы Гэнити Тагути.

3.12. Самооценка. Премия имени Малкольма Болдриджа

и Европейская модель делового совершенства .

3.13. Методология решения проблем .

Список используемой литературы

Новые инструменты управления качеством

Большинство простых инструментов основано на анализе численных данных. Это вполне соответствует принципу менеджмента качества: «Принятие решений, основанных на фактах».

Однако факты не всегда бывают численными по своей природе. Принятие решений в этом случае должно базироваться [1, 3, 4, 5, 15 – 19]:

− на знании закономерностей поведения людей (поведенческой науки);

− на знании операционного анализа;

− на знании статистики;

− на знании теории оптимизации.

В связи с этим был разработан очень полезный набор инструментов, позволяющих облегчить решение проблем управления качеством при анализе различного рода фактов, представленных преимущественно не в численной, а в какой-либо другой форме, например, в виде словесных (устных) описаний.

Информацию, представленную в виде словесных (устных) описаний, часто называют вербальной информацией.

Эти инструменты получили название «восемь новых инструментов управления качеством». К этим новым восьми инструментам относятся [1]:

– мозговая атака (штурм, осада) (brainstorming);

– диаграмма сродства (affinity diagram);

– диаграмма (график) связей (interrelationship diagram);

– древовидная диаграмма, или дерево решений (tree diagram);

– матричная диаграмма, или таблица качества (matrix diagram or quality table);

– стрелочная диаграмма (arrow diagram);

– поточная диаграмма процесса (flow chart) и диаграмма процесса осуществления программы (process decision program chart – PDPC);

– матрица приоритетов (анализ матричных данных) (matrix data analysis).

Восемь новых инструментов являются частью методологии решения проблем [2], рассматриваемой в теории TQM. Эти инструменты наиболее успешно могут быть использованы в рамках групповой работы в командах, создаваемых в организациях для поиска и выработки решения проблем качества.

Сбор исходных данных для новых инструментов управления качеством обычно осуществляют с применением так называемых «мозговых атак» (штурмов и осад). После проведения мозговой атаки собранные данные анализируют, группируют и, на основе их использования, составляют различные диаграммы в соответствии с рекомендациями для рассматриваемых ниже новых инструментов управления качеством.

На этом этапе не допускается какая-либо критика или простое обсуждение высказанных идей — разрешается только поддержка и углубление высказанных предложений.

5. Высказанные идеи записывают (например, на специально подготовленных карточках), так, чтобы все их видели.

6. Процесс выдвижения идей продолжается до тех пор, пока не прекратится их поток.

7. Высказанные идеи группируются, например, с использованием мнемонического приема 4М . 6М или по другим соображениям.

8. Все высказанные идеи обсуждаются и рассматриваются для уточнения их формулировок, правильности включения в конкретную группу причин и формирования результатов работы, например, диаграммы Исикавы типа «рыбья кость».

«Мозговой штурм» [1] в отличие от «мозговой атаки» длится 3—4 часа (половина рабочего дня), «мозговая осада» [1] — от одного до нескольких рабочих дней. Например, «мозговая осада» может включать в себя шесть «мозговых атак», каждая из которых, возможно, будет посвящена построению одной из шести «больших костей» диаграммы Исикавы, отражающих влияние на качество:

Источник