Меню

829 КАКОВЫ БЫЛИ ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ 1991 1992 ГГ



Экономические реформы

В 1992 г. начался переходный период. Предстояло решить задачи:

— осуществить переход от командной к рыночной экономике.

— создать демократическую политическую систему

— предотвратить распад России

— защитить национальные государственные интересы на международной арене.

В январе 1992 г. в стране начались радикальные экономические реформы. Россия использовала опыт Польши, Чехословакиии и Международного валютного фонда (МВФ). Решено было прибегнуть к варианту «шоковой терапии», т.е. болезненного и быстрого вхождения в рынок. Правительство возглавил сам Президент Ельцин, а творцом реформ стал назначенный в вице-премьером 35-летний Егор Гайдар. Программа экономических реформ Гайдара включала в себя:

1. либерализацию цен

2. отказ от государственного регулирования деятельности предприятий

3. резкое сокращение государственных расходов на развитие экономики: сокращение государственного заказа и финансирования

4. достижение конвертируемости рубля

5. предоставление предприятиям самостоятельности и права выхода на мировой рынок

6. приватизация предприятий

7. структурная перестройка экономики: сокращение удельного веса «группы А», перестройка предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК) на выпуск товаров массового потребления; увеличение удельного веса «группы Б»; техническое переоснащение предприятий(т.е. их модернизация)

С 1992 г. правительство Гайдара применило набор монетаристских мер, так называемая «шоковая терапия».

В январе 1992 г. было введено свободное ценообразование на 90% потребительских товаров: освобождение цен. Государство регулировало цены на газ, электроэнергию, транспортные, почтовые, коммунальные услуги. Прогнозировался рост цен в 5-10 раз. Но реально цены выросли в 1992 г в 100-150 раз, а к 1996 г. в 5.5-6тыс раз. Положительные последствия либерализации: было предоставлено право торговать всем желающим. Стремительно развивалась частная торговля. За 1992 год удалось насытить рынок товарами, ликвидировать очереди и товарный дефицит. Менялась психология граждан, которые теперь учились рассчитывать только на собственные силы. Негативныепоследствия политики «шоковой терапии»: 40% населения в результате роста цен оказались за чертой бедности, граждане потеряли свои денежные сбережения в банках и др. Недовольна была значительная часть населения. До этого советская экономика была монополизированной (т.е. в каждой отрасли существовало несколько предприятий-гигантов). Монополии получили свободу устанавливать рыночные цены. Они взвинчивали цены, получая сверхприбыль, а покупательная способность населения резко упала. Новые собственники не стали вкладывать деньги в техническую модернизацию предприятий. Они предпочитали вывозить капитал за границу и вкладывать в западные банки. В январе 1992 г. была введена свобода торговли. С одной стороны, предприятия и граждане получили право свободно заниматься предпринимательской деятельностью, но с другой стороны, произошло резкое социальное расслоение общества.

В 1992 г. введен свободный конвертируемый рубль. Это привело к резкому падению курса рубля по отношению к доллару. Весной 1995 г. он «стоил» 5 000 руб.

Массовое недовольство вызвала «народная» приватизация (разгосударствление собственности. Осуществляется посредством продажи или безвозмездной передачи государственной собственности в руки коллективов и частных лиц. На этой основе образуется акционерная, корпоративная и частная собственность), осуществлявшаяся с лета 1992 г до лета 1994. Руководил ею Чубайс.

Приватизация была осуществлена в два этапа:

1. Приватизацию государственной собственности осуществляли путем бесплатной раздачи всем россиянам приватизационных чеков – ваучеров стоимостью 10 тыс. тогдашних рублей. На эти ваучеры люди получили право приобретать акции приватизированных предприятий. Считалось, что можно с этих акций получать проценты. На деле ваучерная приватизация стала одним из способов ограбления населения. В условиях инфляции ваучеры быстро обесценивались. Если в августе 1992 г. на 10 тыс. можно было купить половину автомобиля, то в конце 1993 г. – 3-4 бутылки водки. Люди, не получавшие зарплату вовремя, стали продавать ваучеры. Кроме того, большую часть ваучеров люди отнесли в ЧИФы — Чековые инвестиционные фонды.Они, забрав ваучеры у населения, прекратили свою деятельность, фактически ограбив большую часть людей.

Собственниками предприятий стали: бывшая партийная и государственная номенклатура (т.е. лица. Занимавшие высокие посты в государственном и партийном аппарате, бывшие директора предприятий: они скупили ваучеры у населения, а затем акции предприятий, когда они продавались государством дешево), трудовые коллективы, ЧИФы, государство.

Второй этап приватизации начался с 1994 г. — свободная купля — продажа частных и акционерных предприятий на биржах. Лучшие предприятия с экспортным потенциалом оказались в руках небольшой группы московских «уполномоченных» банкиров.

Результаты приватизации: была создана многоукладная экономика (частная, акционерная, государственная). Появился класс собственников, он формировался из высокопоставленных чиновников и директоров предприятий (61% собственников – представители бывшей номенклатуры)

Произошел глубокий спад производства. Экономика носила сырьевой характер (т.е. развивались отрасли, добывающие сырье: газовая, нефтяная).

В конце 1992 г. оппозиция (Верховный Совет РФ) добилась отставки Е. Гайдара с поста исполняющего обязанности председателя правительства ( с конца 1991 по июнь 1992 гг. он был зампредседателя правительства; июнь-декабрь – и.о. председателя правительства). Причина отставки – экономический кризис, рост недовольства население политикой правительства Гайдара. Премьер-министром нового правительства стал Черномырдин в конце 1992. Он занимал этот пост до марта 1998 г.

Экономические перемены 1993-1999 гг.

В течение нескольких лет не было радикальных экономических реформ. В правительстве усиливалось то реформаторское, то антиреформаторское крыло. Пытались решить задачи: стабилизировать экономику, преодолеть финансовый кризис. Но все эти годы продолжался экономический кризис. Дефицит бюджета был огромным. Правительство брало кредиты у МВФ (Международный валютный фонд). В 1997 г. в «застойное правительство» Черномырдина вошли Борис Немцов и Анатолий Чубайс. Их называли «младореформаторами». Началось погашение долгов по заработной плате. Началась разработка жилищно-коммунальной и налоговой реформ. Не произошло перелома в экономике. Рос внешний долг государства.

Российские и зарубежные аналитики констатировали, что правительство Черномырдина не смогло вывести Россию в число процветающих стран.

Весна 1998 г. – резкий поворот в политике Ельцина. 23 марта неожиданно подписан указ об отставке всего правительства РФ во главе с Черномырдиным. После трех голосований в нижней палате Дума утвердила кандидатуру Президента — Кириенко. В марте 1998 г. председателем правительства РФ. был назначен С.В. Кириенко. Первоочередной задачей политики «молодых технократов» стало проведение бюджетной политики, соответствующей реальным возможностям государства. Правительство выработало антикризисную программу под названием «новый курс». Однако экономическая ситуация ухудшалась. Причины: нестабильность на азиатских рынках, сокращение золотовалютных резервов Центробанка, массовые акции протеста шахтеров против невыплаты заработной платы и низкого уровня жизни, задержки кредита МВФ, падение цен на нефть. Стремительно падал курс рубля, росли цены на товары. У государства был огромный долг, который нельзя было покрыть налоговой политикой. Единственной мерой была девальвация национальной валюты и отмена фиксированного валютного коридора. 17 августа 1998 г. грянул кризис всей валютно-финансовой системы России. Центральный Банк РФ заявил об отказе по обязательствам государства в выплате ГКО и о расширении рамок «валютного коридора» до 9,5 руб. за 1 дол. США. 17 августа 1998 г. Кириенко заявил о дефолте – отказ от обязательств по выплате внутренних и внешних долгов. (Государство отказалось возвращать заемные деньги). Не платили проценты по ГКО – Государственные казначейские обязательства ( это государственные ценные бумаги, которые покупало население, а государство платило по ним проценты; это один из видов внутренних займов). Многие люди потеряли деньги, которые лежали в банках. Резко упал курс рубля. Снизился жизненный уровень населения. Основная причина объявления дефолта – выплаты по внешним и внутренним долгам были столь большими, что не было денег погашать долги. Ельцин отправил правительство Кириенко в отставку.

За финансовым кризисом последовал политический кризис. 23 августа 1998 г. Президент подписал указ об отставке правительства «молодых технократов» во главе с Кириенко. Председателем правительства в сентябре 1998 г.стал Примаков Евгений Максимович, известный ученый-международник, полит. Деятель с огромным стажем, ранее занимавший посты руководителя Службы внешней разведки и министра иностранных дел. 11 сен. 1998 г. он получил полное одобрение Думы,компромиссный политик, который сумел наладить отношения с Думой. Правительство Примакова стремилось стабилизировать финансовую ситуацию в стране и не допустить дальнейшего снижения жизненного уровня населения. Погашали долги бюджетникам, государство поддерживало экономику. Начались переговоры с Западом по реструктуризации российских долгов – изменение условий выплаты долга и процентов по нему: увеличение срока погашения, отсрочка платежей, прощение (списание) части долга.

В мае 1999 г. новым председателем правительства был назначен Степашин

. Он занимал это пост всего 82 дня – до августа 1999., когда Ельцин назначил председателем правительства Путина Владимира Владимировича (до мая 2000 г.) ( С 1 января 2000г. Путин исполнял обязанности Президента РФ, в марте 2000 г. был избран Президентом.

Становление президентской республики в 90-е годы

Неотложным вопросом было создание новой системы государственного управления. Речь шла о выборе формы государства:

— президентской республики (сильный президент, формирующий правительство и имеющий право при определю обстоятельствах распускать парламент и объявлять новые выборы. На этой форме настаивал Президент и его окружение);

парламентской республики (сильный парламент, назначающий подотчетное ему правительство. На этой форме настаивал Верховный Совет);

В 1993 году началась борьба за форму республики между Президентом Ельциным и его командой (исполнительной ветвью власти), с одной стороны, и Верховным Советом (законодательной ветвью власти), с другой.

В апреле 1993 г. состоялся референдум о доверии политике Президента. На референдум были вынесеныследующие вопросы: 1. Доверяете ли Вы Президенту? 2. Одобряете ли Вы социальную политику Президента? 3. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента. 4. Считаете ли Вы необходимым досрочные выборы депутатов? 58% высказали доверие. 67% проголосовали за досрочные выборы депутатов. Президент одержал победу, т.к. он получил поддержку на референдуме. Сторонники Президента видели путь выхода их конфликта с Верховным Советом в принятии новой конституции, которая должна была утвердить в стране президентскую республику.

Борьба между законодательной и исполнительной ветвями власти продолжалась все лето и обострилась осенью 1993 г.

Октябрьские события 1993 г.

В сентябре 1993 г. Верховный Совет высказался за досрочные выборы Президента и парламента.

Президент Ельцин 21 сентября 1993 г. объявил о прекращении деятельности Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. Тогда же (21 сен. 1993 г.) было объявлено о формировании новых органов высшей власти – Государственной думы и Совета Федерации. На 12 декабря 1993 г. были назначены выборы в Государственную думу. До создания нового парламента фактически вводилось прямое президентское правление. В день выборов – 12 декабря 1993 г. должен был состояться референдум по проекту новой конституции.

21 сентября 1993 г. в «Белом доме» собрался Верховный Совет с единственным вопросом – о политической ситуации. Конституционный суд признал указ Президента от 21 сентября не соответствующим конституции. Конституционный суд принял постановление «О прекращении полномочий Президента РФ Ельцина». Исполнение обязанностей Президента было возложено на вице-президента А. Руцкого, который 23 сентября принял присягу.

Читайте также:  Создать базу данных в phpMyAdmin

22 сентября открылся внеочередной 10 съезд народных депутатов. Депутаты решили не покидать здание «Белого дома». В «Белом доме» начали вооружаться. Правительство потребовало сдать оружие, выставило милицейские заслоны. Защитники «Белого дома» ответили отказом. Правительство контролировало силовые структуры страны. Оно перешло к решительным действиям. Всем находившимся в Белом доме» людям был объявлен ультиматум: покинуть здание в течение двух дней.

3 октября 1993 г. толпа сторонников парламента прорвалась к «Белому дому». Отряды сторонников Верховного Совета предприняли попытку захватить здание мэрии, пытались захватить телецентр Останкино. У телецентра произошло столкновение нападавших сторонников Верховного Совета и защитниками телецентра.

3 октября 1993 г. Президент ввел в Москве чрезвычайное положение. Были введены войска. 4 октября начался штурм «Белого дома». Здание было полностью блокировано войсками. Танки открыли огонь по зданию. Сопротивление депутатов было сломлено.

В октябре 1993 г. была проведена реформа представительных органов власти. Были распущены Советы во всей стране. Советская власть была ликвидирована.

В ноябре 1993 г. указом Президента был установлен трехцветный флаг. Гербом страны стал герб Российской империи в варианте до февраля 1917 года.: двуглавый орел с коронами, скипетром и державой.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

829,КАКОВЫ БЫЛИ ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ 1991-1992 ГГ, ?

Денежная реформа в СССР 1991 года (также известна как павловская реформа — по фамилии премьер-министра СССР Валентина Павлова) — обмен крупных денежных банкнот, проведённый в СССР в январе — апреле 1991 года.

От советской экономической системы – к рынку.

Выборы Президента РСФСР и августовский политический кризис 1991 г. создали предпосылки для решительных действий в экономике. 28 октября 1991 г. на V Съезде народных депутатов России Ельцин выступил с программой перехода страны к рынку. Президент предложил радикально изменить экономическую систему страны. Он заявил о либерализации цен и торговли. Что стояло за этими словами? Государство должно было отказаться от регулирования цен, чтобы наполнить рынок товарами, преодолеть нехватку (дефицит) самого необходимого.

Предлагалось начать структурную перестройку промышленности, приватизировать большинство объектов государственной собственности, начать земельную реформу и со временем разрешить куплю-продажу земли. Говорилось о необходимости активизировать внешнеэкономические связи России с другими странами, снять ограничения на внешнеторговые операции, ввести российскую национальную валюту (рубль) и обеспечить его конвертируемость (свободный обмен на иностранную валюту).

Самым болезненным было решение о либерализации цен: на это, опасаясь социального взрыва, так и не пошло руководство СССР за годы перестройки.

Из указа Президента РСФСР Б. Н. Ельцина «О либерализации цен». 3 декабря 1991 г.

Осуществить со 2 января 1992 года переход в основном на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги… Государственные закупки сельскохозяйственной продукции также производить по свободным (рыночным) ценам.

Ответственным за проведение программы реформ стал один из ее разработчиков – вице-премьер правительства РСФСР Е. Т. Гайдар.

Цели реформы

Инициатором конфискационной денежной реформы был министр финансов Валентин Сергеевич Павлов. Он намеревался, используя «эффект неожиданности», провести рублёвую реформу и стабилизировать денежное обращение в СССР. Хотя распоряжение Павлова предварялось его собственными публичными заверениями, что денежная реформа проводиться не будет.

Реформа преследовала цель избавиться от избыточной денежной массы, находившейся в наличном обращении, и хотя бы частично решить проблему дефицита на товарном рынке СССР.

Формальной же причиной для проведения реформы была объявлена борьба с фальшивыми рублями, якобы завозимыми в СССР из-за рубежа. Кроме того, реформа должна была «заморозить» нетрудовые доходы, средства теневого сектора экономики, спекулянтов и коррупционеров.

«Шоковая терапия».

Термин «шоковая терапия» был впервые использован в Польше в связи с перестройкой экономики на рыночные рельсы в конце 80-х гг. Его применяют и для обозначения экономических реформ начала 90-х гг. в России. Правительство полагало, что после введения свободного ценообразования цены вырастут в 3 раза. Для компенсации потерь населения была на 70 % увеличена зарплата бюджетников (учителей, врачей, работников государственных предприятий и учреждений – всех, кто получал зарплату от государства).

Действительность оказалась более суровой. Товарный дефицит, нехватка жизненно необходимых товаров были настолько острыми, что цены на многие из них сразу возросли в 10–12 раз.

Инфляция обесценила денежные вклады в Сбербанке и привела к серьезному снижению жизненного уровня населения.

Резко возросло количество товаров широкого спроса, ввозимых из-за рубежа. Импорт позволил быстрее справиться с дефицитом, но он привел к спаду не выдержавшего конкуренции отечественного производства, к закрытию предприятий. Впервые за многие десятилетия безработица приобрела массовый характер. Особенно сложная ситуация сложилась в военно-промышленном комплексе, в котором были заняты миллионы россиян.

Государственный бюджет лишился традиционных источников доходов. Падение бюджетных поступлений произошло стремительно. Более других от резкого снижения финансирования пострадали наука, культура, образование, здравоохранение.

Социальная цена первого года радикальных экономических реформ оказалась высокой. Но предпринятые правительством шаги дали и положительный результат. Страна сумела избежать вполне реального тогда полного распада хозяйственных связей и экономического коллапса. Стремительное введение рыночных отношений ликвидировало товарный дефицит и наполнило прилавки, по-прежнему недоступные для большинства населения из-за отсутствия денег.

И все-таки население понесло столь значительные потери, что уровень доверия общества к власти существенно снизился.

Условия реформы

22 января 1991 года Президент СССР Михаил Горбачёв подписал Указ об изъятии из обращения и обмене 50- и 100-рублёвых банкнот образца 1961 года. О подписании Указа было сообщено по телевидению в 21 час по московскому времени того же дня, когда практически все финансовые учреждения и магазины уже были закрыты. Наиболее находчивые люди в ближайшие часы после этого смогли разменять имевшиеся у них 50- и 100-рублёвые банкноты в кассах метро, железнодорожных вокзалов и у таксистов (многие кассиры и таксисты, занятые работой, ещё не знали об оглашении указа). Некоторым удалось отправить крупные денежные переводы в отделениях почты при вокзалах, работавших до полуночи. Некоторые покупали за 50- и 100-рублёвые банкноты в кассах железнодорожных вокзалов и аэропортов билеты на дальние расстояния на несколько дней вперёд, а потом, после окончания обмена, сдавали эти билеты и получали деньги. Реформой предусматривалось, что 50- и 100-рублёвые банкноты образца 1961 года подлежат обмену на более мелкие банкноты образца того же 1961 года, а также банкноты 50 и 100 рублей образца 1991 года.

Обмен изымаемых банкнот сопровождался существенными ограничениями:

  • Сжатые сроки обмена — три дня с 23 по 25 января (со среды по пятницу).
  • Не более 1000 рублей на человека — возможность обмена остальных банкнот рассматривалась в специальных комиссиях до конца марта 1991 года.

Одновременно была ограничена сумма наличных денег, доступных для снятия в Сберегательном банке СССР — не более 500 рублей в месяц на одного вкладчика. Поскольку граждане могли иметь вклады в нескольких сберкассах, в том числе в разных городах, то на последних страницах общегражданского паспорта сотрудниками сберкасс делались отметки о снятых со вкладов суммах.

Приватизация.

Формирование слоя собственников с самого начала являлось важной задачей экономической реформы. Считалось, что его основой станут мелкие предприниматели и акционеры предприятий. Решить эту задачу был призван в первую очередь переход объектов государственной собственности к частным владельцам – отдельным лицам или трудовым коллективам (приватизация).

Приватизация началась осенью 1992 г. У подавляющего большинства населения средств для покупки акций не было. Вот почему правительство решило выдать каждому гражданину приватизационный чек (ваучер). Ваучер можно было обменять на определенное количество акций. Номинальная стоимость ваучера (та, что была на нем указана) рассчитывалась просто: условную стоимость основных производственных фондов по состоянию на 1 января 1992 г. (около 1 трлн 400 млрд рублей) разделили на число российских граждан. Ваучер, таким образом, был оценен в 10 тыс. рублей. Всего за первый год реформ были приватизированы 24 тыс. предприятий, 160 тыс. фермерских хозяйств, 15% всех предприятий торговли.

Главная цель была достигнута: в стране быстрыми темпами формировался слой собственников. Однако ваучерная приватизация не улучшила материального положения россиян и не стала стимулом для развития производства. К тому же слабость государственной власти неизбежно вела к небывалым махинациям в сфере экономики.

Результаты реформы и критика

Планы правительства реализовались лишь частично: конфискационная процедура позволила изъять из обращения 14 миллиардов наличных рублей. Эффект неожиданности реформы должен был помочь в борьбе со спекуляцией, нетрудовыми доходами, фальшивомонетничеством, контрабандой и коррупцией, но на практике главным последствием реформы стала утрата доверия населения к действиям союзного правительства. Однако реформа отвлекла население Прибалтики от баррикад января 1991 года в пользу решения насущных личных проблем.

Непопулярные «шоковые» реформы, проводимые в СССР под руководством Павлова, продолжились. Со 2 апреля, так же неожиданно, в стране были установлены новые цены, которые были до 3 раз выше предыдущих.

Корректировка курса реформ.

Результаты первого года реформ были существенны, но решить основную задачу – стабилизировать экономику страны – правительству не удалось.

В декабре 1992 г. VII Съезд народных депутатов РСФСР отправил в отставку исполняющего обязанности председателя правительства Е.Т. Гайдара и утвердил в должности премьер-министра B.C. Черномырдина. Приход опытного хозяйственника, бывшего министра газовой промышленности означал неизбежную корректировку курса реформ. Гайдар стремился ослабить роль государства в экономике. Новый глава правительства, наоборот, сделал ставку на усиление государственного регулирования. Особое внимание уделялось топливно-энергетическому и оборонному комплексам.

Но доходы государственного бюджета оставались недостаточными. Трудности объяснялись двумя главными причинами: продолжалось падение отечественного производства и усиливалось «бегство капиталов» за границу – предприниматели не желали оставлять прибыль в России и вывозили ее за рубеж. Государство не имело возможности финансировать новый этап экономической реформы за счет средств бюджета. В то же время главные держатели российских капиталов – финансово-промышленные группы олигархов, созданные в результате приватизации, предпочитали получать доходы не от инвестирования в отечественную промышленность, а от спекулятивных финансовых операций.

Правительство Черномырдина попыталось привлечь деньги зарубежных банков и фирм и получить кредиты (займы) международных организаций. Иностранные компании вкладывать (инвестировать) деньги в российскую экономику не спешили, их отпугивали политическая нестабильность и отсутствие законодательной базы. А вот кредиты получить удалось.

Их выделили Международный валютный фонд и Всемирный банк. Правительство приступило также к выпуску государственных краткосрочных обязательств (ГКО), продажа которых давала большие средства для экономики страны. Другим каналом получения капиталов стало привлечение денежных средств населения в банки.

Читайте также:  Запасы металлических полезных ископаемых Кыргызстана i обзор i

Всеми этими мерами правительству Черномырдина удалось снизить темпы инфляции, обеспечить относительную стабильность цен и курса рубля. Однако использовались эти огромные средства далеко не всегда эффективно. Кредиты расходовались подчас не на нужды экономических реформ, а на выплаты бюджетникам и решение острых социальных проблем.

Задолженность страны по внутренним и внешним обязательствам нарастала с каждым днем. Продавая ГКО, государство должно было выплачивать их держателям огромные денежные суммы. Постепенно вызревали предпосылки мощного финансового кризиса.

Денежные знаки образца 1991 года

Первыми денежными знаками образца 1991 года были новые банкноты 50 и 100 рублей, которые пришли на смену изъятым из оборота старым банкнотам 50 и 100 рублей образца 1961 года. После этого в СССР в денежном обращении имелись банкноты образца 1961 года достоинством от 1 до 25 рублей включительно, металлические монеты, а также новые банкноты 50 и 100 рублей образца 1991 года.

Позже были введены новые банкноты образца 1991 года достоинством 1, 3, 5 и 10 рублей, отличавшиеся от старых оттенком (незначительно), отсутствием надписей номинала на языках союзных республик и другим. Также были введены банкноты номиналов, не существовавших в СССР с 1920-х годов: 200, 500 и 1000 рублей. Старые банкноты 1, 3, 5, 10 и 25 рублей образца 1961 года и все имевшие хождение советские монеты продолжили обращение наравне с новыми, образца 1991 года. Новая банкнота номиналом 25 рублей не выпускалась.

Также Госбанком СССР были выпущены новые монеты образца 1991 года отличающихся от прежних размеров, номиналом 10 копеек (железо, покрытое латунью), 50 копеек, 1 рубль, 5 рублей (никелевый сплав), 10 рублей (биметалл).

Первые результаты экономических реформ.

В 90-х гг. экономика России становилась многоукладной. Развивались различные формы собственности – индивидуальная частная, государственная, акционерная, муниципальная и др. Отдельные звенья сложной экономической системы оказывались эффективными, другие переживали кризисные явления.

Результаты первых лет экономических реформ противоречивы. Продолжалась структурная перестройка металлургической промышленности: на смену мартеновскому производству (характерному для раннеиндустриального периода) шло кислородно-конверторное производство, присущее развитым индустриальным странам.

Одним из важнейших показателей стало увеличение удельного веса сферы услуг в экономике страны с 37 % в 1980 г. до 51% в 1996 г. (у развитых мировых держав данный показатель составлял в это время 53 %).

Сократился импорт зерновых – 0,6 млн т в 1995 г. (во всем СССР он составлял в 1970 г. 2,2 млн т, в России в 1994 г. – 2,1 млн т). Снизилось производство продукции животноводства, поэтому возрос импорт мяса и мясопродуктов: в 1995 г. он составил 1,2 млн т (в 1980 г. – 0,8 млн т).

Снижение реальных доходов населения изменило структуру потребления. Существенно сократилось потребление мяса и мясопродуктов (этот показатель снизился до уровня 1970 г.). А вот показатели обеспеченности населения телефонами, автомобилями, компьютерной и бытовой техникой выросли. Так, на 100 российских семей в 1992 г. приходился 21 автомобиль, а в 1998 г. – 29.

Источник

Социально-экономические реформы в 1992-1998 гг. и их последствия

Российские реформы 1990-х гг. проводились без тщательного учета ресурсных ограничений и выбора последовательности реформенных мероприятий. Игнорировались интересы населения – достаточно упомянуть полное обесценение сбережений в 1992 г., резкое падение жизненного уровня, невыплаты заработной платы, фактическое разорение большинства предприятий несырьевого сектора на начальном этапе реформ.

Российское руководство во главе с Б.Н. Ельциным предложило либерально-радикальное реформирование экономики страны В конце октября 1991 г. на V Съезде народных депутатов президент России Б.Н. Ельцин обнародовал программу экономических преобразований на 1992 г. Молодые экономисты Е. Гайдар, А. Шохин, А. Чубайс, подготовившие программу либеральных реформ с учётом советов западных экспертов, были убеждены в том, что административно-командную экономическую систему с централизованным управлением и распределением необходимо немедленно сломать. В основе радикальной «шоковой терапии» лежали методы, разработанные «чикагской школой», предусматривавшие одномоментный запуск всех рыночных механизмов без ограничений с целью быстрого перехода к рыночной экономике. Реформаторы считали, что рынок сам выведет страну из экономического кризиса без государственного регулирования экономики. Программа либеральных реформ предусматривала приватизацию, то есть разгосударствление собственности и передачу её в частные руки с целью создания слоя собственников и превращения частного сектора в преобладающий сектор экономики. Это должно было привести к максимальной свободе и полной ответственности владельцев предприятий за результаты хозяйственной деятельности, избавить государство от несвойственных ему функций. Предложенная программа либерально-радикальной модернизации была поддержана Международным валютным фондом, Всемирным банком Реконструкции и Развития и другими международными финансовыми организациями.

1) Либерализация цен. С января 1992 г. были «отпущены» розничные цены. В условиях всеобщего товарного дефицита и отсутствия конкуренции товаропроизводителей цены выросли не в 3-5 раз, как предполагали новые министры, а в 10-12 раз, а к концу года 100-150 раз. Замороженные в январе 1992 г. денежные вклады населения обесценились. Повышение в бюджетной сфере заработной платы, пенсий, стипендий и других выплат на 70 % далеко отстало от темпов роста цен. Результаты либерализации оказались неожиданными. Произошло резкое падение уровня жизни большинства населения, особенно занятых в бюджетной сфере. В промышленности проявился кризис взаимных неплатежей. Курс рубля резко упал, в стране произошла бурная инфляция. Финансовая стабилизация не состоялась. Меры по либерализации привели к возникновению «теневого» бизнеса, оттоку капитала из России за рубеж до 20 млрд. долларов в год.

Платой за такое начало реформы стала инфляция, темпы которой достигали в отдельные моменты 15–20 процентов в месяц. В итоге ни Е.Т. Гайдару(председатель правительства РФ в июне – декабре 1992 г.), ни В.С. Черномырдину(председатель правительства РФ с декабря 1992 г. по март 1998 г.) не удалось стабилизировать рубль по отношению к доллару США, в котором стали вестись основные расчеты. В стране наблюдался спад производства, составивший в натуральном выражении почти 50%, что превысило уровень падения экономики в начальный период Великой Отечественной войны. Отрицательно сказался обвальный разрыв связей с бывшими республиками СССР, ставшими независимыми государствами. Был потерян единый технологический цикл промышленности.

2) Ваучерная приватизация. Летом 1992 г. в стране была утверждена программа чековой (ваучерной) приватизации. Всему населению страны с 1 октября 1992 г. бесплатно раздавались приватизационные чеки («ваучеры») номинальной стоимостью 10 тыс. рублей (стоимость двух автомашин «Волга»). «Ваучер» рекомендовалось вложить в предприятие или инвестиционный фонд, чтобы получать проценты от прибыли, или продать чек. С осени 1994 г. начался второй этап приватизации – приватизация государственных предприятий путем прямого акционирования и начало продажи акционерных предприятий. Правительство рассчитывало, что ваучерная приватизация нейтрализует негативные последствия радикальных реформ, в стране возникнет «средний класс» собственников – акционеров, которые поддержат правительство. Но ваучерная приватизация оказалась неэффективной, и массового слоя собственников не возникло. Активные скупщики «ваучеров», которых стали называть «новыми русскими», сконцентрировали в своих руках собственность, и стали ее реальными владельцами. Отсутствие средств у большинства населения привело к раздаче за минимальные суммы госсобственности преимущественно чиновникам и криминальным структурам. Приватизация сопровождалась хищениями госсобственности, ростом коррупции и преступности в стране. «Оборотистыми» дельцами были созданы фонды – финансовые пирамиды – такие как, «МММ», «Хопёр-Инвест», «Тибет», «Русский дом Селенга», и т.д., которые аккумулировали денежные средства доверчивых вкладчиков. Организаторы подобных фирм присвоили их деньги, в результате чего, в стране появился социальный слой обманутых вкладчиков, ведущих борьбу за возвращение своих вложений.

В 1994 г. была завершена начатая в 1993 г. ваучерная приватизация, руководителем которой стал А.Б. Чубайс. Приватизация в настоящее время признается неудавшейся большинством исследователей. Никаких доходов от нее государство не получило. Богатства страны плавно перетекли в руки узкого круга лиц. Под непосредственным влиянием приватизации ухудшились такие области социального состояния, как сфера быта и услуг, медицинское обслуживание, транспортное обеспечение и др.

Чековая приватизация превратила в неимущих большинство населения и, вместе с тем, освободила государство от ответственности за созданную при его попустительстве сеть различных «пирамидальных» компаний,то есть таких, в которых дивиденды акционерам выплачиваются за счет следующих вкладчиков.

3) Финансовая стабилизация. В начале 1993 г. правительство во главе с новым председателем обнародовало программу реформ, выдержанную в русле гайдаровского монетарного подхода. В качестве основной меры по выходу из кризиса предлагалась финансовая стабилизация и стихийный механизм саморегулирования экономики. Вместе с тем правительство В.С. Черномырдина скорректировало темпы проведения реформ. Было оказана финансовая помощь предприятиям ВПК, предоставлены дешевые кредиты топливно-энергетическому комплексу. Несколько стабилизировались выплаты заработной платы бюджетникам с помощью введения Единой тарифной сетки (ЕТС) и предусмотренной индексации тарифных ставок, а так же выплаты пенсий.

4) Создание основ рыночного хозяйства. Проведение либеральных эконмических реформ привело к созданию фондового рынка и его институтов (бирж, инвестиционных компаний и др.), а также развитию банковской сферы (наряду с государственными, возникли многочисленные коммерческие финансовые структуры).

Однако негативные явления в реальном секторе экономики не удалось преодолеть. Бюджетный дефицит составил 12-18 %, инфляция достигла 200–250 %, угрожая перерасти в гиперинфляцию. Спад промышленного производства составил 50 % в сравнении с 1991 г., а в машиностроении и наукоёмких отраслях до 70 %. И только в нефтяной и газовой промышленности, черной и цветной металлургии, имеющих выход на зарубежные рынки, обстановка была относительно благоприятной. В октябре 1994 г. введён фиксированный обменный курс рубля по отношению к свободно конвертируемой валюте. Но это не остановило роста цен, многие из которых превысили мировые. Результаты такой политики оказались весьма противоречивыми.

Позитивным результатами либеральных реформ стали: ликвидация товарного дефицита и очередей, насыщение потребительского рынка товарами; развитие рыночной инфраструктуры: коммерческих банков, товарных бирж, валютного рынка, страховых компаний; бурное развитие частного сектора в экономике, частного предпринимательства. Несмотря на указанные изменения, социальная цена реформ оказалась чрезвычайно высокой. Произошло обесценивание сбережений населения и предприятий в сберкассах и банках (1992 г.), невыплата заработной платы, пенсий и пособий приобрела хронический характер, массовая открытая и скрытая безработица продолжала пополнять ряды людей, не занятых полезным трудом, более половины населения страны имели минимальные или низкие доходы, средние слои интеллигенции и квалифицированные рабочие были доведены до обнищания; резко сократилось финансирование духовной сферы: науки, образования, культуры. Всё это повлекло за собой депопуляцию населения и сокращение продолжительности жизни.

5) Новый этап реформ. С 1998 г. правительство В.С. Черномырдина предприняло попытку выйти из финансового кризиса. Был принят новый Закон о банкротстве, проведена деноминация рубля («вычеркивание нулей»). Ухудшение ситуации на финансовом рынке в мае-июне 1998 г. приобрело катастрофический характер. Премьер-министр С. Кириенко попытался сбалансировать бюджет государства, положил конец финансовым госпирамидам. Однако в августе 1998 г. Россию потряс сильнейший финансовый кризис, вызванный мировым финансовым кризисом и резким падением мировых цен на нефть. В результате резко поднялся курс доллара США, а потребительские цены в стране выросли за тот год на 80%. Материальное положение подавляющего большинства граждан России значительное ухудшилось.

Читайте также:  Язык запросов параметры виртуальной таблицы

Правительством была предложена антикризисная стабилизационная программа. Оно приступило к разработке плана вертикальной и горизонтальной перестройки в таких отраслях как транспортировка нефти, энергетика, телекоммуникации, газовая промышленность. 17 августа премьер-министр России С.В. Кириенко объявил о дефолте, т.е. отказе от выплат по обязательствам государства и моратории на выплату долгов зарубежным банкам. Это события вошло в историю как «черный август». Страна бала отброшена в своем развитии к началу 1990 г. Существенно снизились доходы граждан, национальная валюта обесценилась. Цены были переведены в доллары. Наступил крах рыночной инфраструктуры и кризис банковской системы и рынка ценных бумаг.

Источник

История. 11 класс

Конспект урока

История, 11 класс. Урок № 29.

Тема – Корректировка курса реформ и попытки стабилизации экономики

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Роль иностранных займов.
  2. Проблема сбора налогов и стимулирования инвестиций.
  3. Тенденции деиндустриализации и увеличения зависимости экономики от мировых цен на энергоносители.
  4. Начало радикальных экономических преобразовании.
  5. Дефолт 1998 г. и его последствия.

Азиатский финансовый кризис 1997 — 1998 годов — экономический кризис в Юго-Восточной Азии, который разразился в июле 1997 года и стал серьёзным потрясением мировой экономики в конце 1990-х годов. Подоплёкой кризиса стал чрезвычайно быстрый рост экономик «азиатских тигров», который способствовал массивному притоку капитала в эти страны, росту государственного и корпоративного долга, перегреву экономики и буму на рынке недвижимости.

Государственные краткосрочные облигации (ГКО), или официально государственные краткосрочные бескупонные облигации Российской Федерации, — государственные ценные бумаги, эмитентом которых выступало Министерство финансов Российской Федерации (эмитент — организация, которая выпускает (эмитирует) ценные бумаги для развития и финансирования своей деятельности).

Деиндустриализация — процесс социальных и экономических изменений, вызванных снижением или полным прекращением индустриальных активностей в регионе или стране, особенно в тяжелой промышленности и в индустриальном производстве.

Дефолт–это невозможность выполнять обязательства по возврату долгов или выплате процентов по ценным бумагам, а также любые другие нарушения договор займа.

Инфляция — чрезмерное увеличение обращающих в стране бумажных денег, вызывающее их обесценивание.

Конвертируемая валюта – валюта, свободно и неограниченно обмениваемая на другие иностранные валюта.

Либерализация цен — элемент экономической политики российского правительства в начале 1990-х годов, заключавшийся в ослаблении государственного регулирования в области ценообразования.

Облигации федерального займа (ОФЗ) — рублёвые облигации, выпускаемые Министерством финансов Российской Федерации. По некоторым выпускам ОФЗ в определённые даты предусматривается частичное погашение номинала (амортизация долга).

Перестройка – политические и экономические реформы, осуществлявшиеся в СССР в 1986 – 1991 годах.

Приватизация — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи-продажи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки.

Рынок — совокупность процессов, обеспечивающих обмен между покупателями и продавцами.

Шоковая терапия — элемент экономической политики российского правительства в начале 1990-х годов, заключавшийся в ослаблении государственного регулирования в области ценообразования.

Ключевые слова

Шоковая терапия, рынок, либерализация цен, приватизация, дефолт, инфляция, деиндустриализация.

Основная и дополнительная литература

История России». 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 3 ч. Ч.2./ Горинов М.М., Данилов А.А. и др./,, под ред. А. В. Торкунова. – М., «Просвещение», 2016.

История России. Хрестоматия. 6-10 класс. В 2-х частях под ред. Торкунова. М.: 2015. — Ч-2

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Политический кризис августа 1991 года и выборы президента РСФСР дали условия решительным шагам в развитии экономики. Осенью 1991 года президент РСФСР Борис Николаевич Ельцин выступил за переход государства на рыночные отношения.

Было решено провести так называемую «шоковую терапию», иными словами быстро начать рыночное взаимодействие. Отчасти это была реакция на провальные итоги перестройки. Сначала планировали отпустить цены, следующий шаг: введение свободной торговли и последний – приватизация.

Реформаторы считали, что свободные цены помогут запустить механизм конкуренции, а приватизация станет толчком к интенсивному труду.

Перестройку было решено начать с промышленных объектов, приватизировать часть государственного имущества, разработать земельную реформу и узаконить процесс купли-продажи земельных участков. Закон о приватизации был принят в июле 1991 года.

Правительство понимало, что необходимо развивать экономические связи России с иными государствами, снять торговые ограничения, гарантировать конвертируемость национальной валюты – рубля. Опасаясь народных волнений, правительство не провело либерализацию цен.

Свободное ценообразование послужило толчком к повышению стоимости товаров первой необходимости в двенадцать раз, вместо ожидаемых трех. Зарплаты бюджетным работникам увеличили на 70 процентов, но эта мера не спасла ситуацию. Сбережения обесценились, уровень жизни упал.

Дефицит товаров восполнялся импортом. Это привело к резкому падению отечественного производства. Кроме того, приобрести товар могли теперь далеко не все из-за отсутствия денег. Следствием таких неудач стала потеря доверия к власти.

И хотя реформы 1992-1993 гг. показали невозможность построения полноценного экономического взаимодействия, рынок постепенно сформировался.

Зимой 1992 г. на VII Съезде народных депутатов РФ происходит смена председателя правительства Е.Т. Гайдара на премьер-министра В. С. Черномырдина.

Новый, опытный кабинет министров продолжил курс экономических реформ. Изменению подверглись темпы производства, сбалансированы преобразования.

Из госбюджета были выделены средства для поддержки убыточных предприятий. В оборонной промышленности предоставляли выгодные кредиты на развитие топливно-энергетического комплекса. С помощью новой единой тарифной сетки для бюджетников была стабилизирована выдача зарплаты. Также предусмотрели систему индексации тарифных ставок.

Летом 1994 года правительством обнародована новая программа изменений. Она была ориентирована на строительство эффективного и динамичного рынка с учетом социальной обстановки.

В 1994-1996 годах основной задачей стало сдерживание инфляции, контроль производства, выравнивание доходов по отраслям и сохранение минимальных социальных стандартов. Руководство полагало, что это поможет стабилизировать финансовый баланс.

Однако намеченные меры привели к еще большей инфляции. Вливание инвестиций в промышленное производство привело к новому витку обесценивания денег.

Спад в наукоемком производстве и предприятиях сложного машиностроения достигал восьмидесяти процентов. Тем не менее, сырьевая отрасль добывающей промышленности находилась на сравнительно благополучном уровне. Продукты нефтяной, газовой промышленности и черной металлургии имели выход на зарубежные рынки. Именно это помогло им остаться на плаву.

Первоочередной экономической задачей руководства Российской федерации в 1996-1997 гг. являлась жесткая дисциплина и уменьшение бюджетных расходов.

Российское правительство продолжало брать иностранные займы. На этот период внешний долг превышал сто тридцать миллиардов долларов с учетом долгов Советского Союза. Также привлекали доходы от приватизации и внутренние финансовые ресурсы (государственные краткосрочные облигации и облигации федерального займа) за счет высокого процента прибыльности государственных обязательств.

Осенью 1996 года начали проводить залоговые аукционы. Продавали государственные пакеты акций крупнейших в России промышленных предприятий на время в частные руки. Отбор происходил на основе конкурса, где важной характеристикой являлось обладание высоким уровнем финансов. Ряд экспертов считает, что российская экономика к завершению 1997 года прошла стадию затяжного структурного кризиса.

Большая часть показателей на макроэкономическом уровне показывала тенденцию стабилизации промышленного производства. Семилетний промежуток, по сравнению с 1996 г., показал рост объема производственного ВВП на 0,4%.

Темпы инфляции в 1997 году составили двенадцать с половиной процентов, что свидетельствует о заметном снижении обесценивания денег.

По мировым стандартам цены были слишком высоки, однако наконец-то в России отмечается финансовая стабильность. Россия становится государством с открытой экономикой. Это вело как к положительным, так и отрицательным последствиям. Особенно заметно это стало во время мирового «азиатского» финансового кризиса осенью 1997 года.

Государство жестко регулировало конвертируемость российской национальной валюты. Обменный курс фиксировался на золотом запасе Центробанка РФ. В завершении 1997 года он составлял почти 20 миллиардов долларов и 380 тонн золота.

В этом же году начинает набирать мощность отечественное производство: 1,5% в среднем на добывающей и обрабатывающей отраслях.

Эти достижения были непрочны. Августовский кризис 1998 года, обвал национальной валюты и угроза краха банковской системы стали тому показателями.

В результате финансового кризиса по данным Госкомстата России в сравнении с 1997 годом совокупный валовой внутренний продукт составил почти 2,7 триллионов рублей, Это означало снижение прежних показателей почти на пять процентов, а выпуск продукции уменьшился на 5,2%.

«Неэффективная экономическая политика» привела к отставке правительства Примакова. Сменившее его правительство С. В. Степашина проработало около трех месяцев, и в августе 1999 года также было смещено. Новое правительство возглавил бывший руководитель ФСБ В. В. Путин.

Внешний долг России на этот период составлял 141 миллиард долларов. Правительству было необходимо сначала выплатить более 17,5 миллиардов долларов.

В начале ХХ века Россия была в числе пяти наиболее промышленно развитых стран. В середине века она стала заминать второе место по промышленному производству. К концу столетия сместилась на конец второго десятка стран мира по совокупным показателям экономики.

Разбор типового тренировочного задания

1.Установление соответствий между элементами двух множеств

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго

Определение

чрезмерное увеличение обращающих в стране бумажных денег, вызывающее их обесценивание

форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи-продажи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки

Приватизация

это невозможность выполнять обязательства по возврату долгов или выплате процентов по ценным бумагам, а также любые другие нарушения договор займа

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Определение

это невозможность выполнять обязательства по возврату долгов или выплате процентов по ценным бумагам, а также любые другие нарушения договор займа

чрезмерное увеличение обращающих в стране бумажных денег, вызывающее их обесценивание

Приватизация

форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи-продажи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки

2. Автоматически заполняемый кроссворд

Задания для автоматически заполняемого кроссворда:

1. Для вывода страны из кризиса правительством во главе с Б. Н. Ельциным был выбран путь ____________, т. е. быстрого вхождения в рынок.

2. 28 октября 1991 г. на V Съезде народных депутатов России Президент РСФСР _________ выступил с программой перехода страны к рыночным отношениям.

3. «Неэффективная экономическая политика» привела к отставке правительства .

Правильные варианты:

1. шоковой терапии

Слова, которые автоматически вписываются в кроссворд:

  1. Экономика
  2. Дефицит
  3. Политика

Источник