Меню

Акакий Акакиевич и Значительное лицо

Уроки по повести Н.В.Гоголя «Шинель»

Учитель МБОУ «Тюшинская СОШ» Кардымовского района Смоленской области Стригачева Татьяна Николаевна 2015г.

Образ «маленького человека» 1 урок «Все мы вышли из гоголевской «Шинели»

Считается, что первым «маленьким человеком» в русской литературе был станционный смотритель Самсон Вырин. В творчестве Гоголя этот образ нашёл наиболее яркое отражение. Какие предположения можно сделать о том, каков «маленький человек»?

«Маленький человек» – герой, занимающий одно из низших мест в социальной иерархии, что определяет его психологию и общественное поведение Черты личности приниженность острое ощущение несправедливости уязвлённая гордость Принцип развития сюжета История обиды, оскорбления, несчастья Герой-протагонист высокопоставленный человек, «значительное лицо»

История создания повести «Однажды при Гоголе рассказан был канцелярский анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми, усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего лепажевского ружья рублей в 200(асс.). В первый раз, как на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружье перед собою на нос, он находился, по его собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришел в себя только тогда, как, взглянув на нос, не увидал своей обновки. Ружьё было стянуто в воду густым тростником, через который он где-то проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лёг в постель и уже не вставал: он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии и купивших ему новое ружьё, возвращён он был к жизни… Все смеялись анекдоту, имевшему в основании истинное происшествие, исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслию чудной повести его «Шинель»

Сравним, насколько Гоголь в повести отошёл от реальной основы «Канцелярский анекдот» Линии сравнения Повесть «Шинель» Суть происшествия Хобби героя Роль данной вещи в жизни героя Причина потери вещи Финал событий

«Канцелярский анекдот» Линии сравнения Повесть «Шинель» Потеря важной и дорогой для бедного чиновника вещи Суть происшествия Потеря важной и дорогой для бедного чиновника вещи Страстный охотник Хобби героя Хобби нет. Служба поглотила всего героя Ружье – предмет роскоши Роль данной вещи в жизни героя Шинель – вещь необходимая Случайность и небрежность Причина потери вещи Ограбление Товарищи возместили потерю ружья Финал событий Никто не смог или не захотел помочь

Сделаем выводы. Попробуйте заполнить пропуски в отрывке из статьи Ю.Манна «Одно из глубочайших созданий Гоголя» «Гоголь изменял и перерабатывал реальный материал таким образом, чтобы на первый план выступила _________ идея. Он взял ____________и ____________существо, не обнаруживавшее никогда никаких притязаний, разве притязание на __________ — на «шинель». И вот этого-то человека жизнь беспощадно __________ и ____________, как какого-то ________и _________.

Сделаем выводы. Попробуйте заполнить пропуски в высказывании Ю.Манна «Одно из глубочайших созданий Гоголя» «Гоголь изменял и перерабатывал реальный материал таким образом, чтобы на первый план выступила гуманная идея. Он взял тишайшее и безобиднейшее существо, не обнаруживавшее никогда никаких притязаний, разве притязание на самое необходимое — на «шинель». И вот этого-то человека жизнь беспощадно наказывает и уничтожает, как какого-то злодея и преступника.

Поработаем с текстом Итак, в одном департаменте служил один чиновник, чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на-вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным… Что ж делать! виноват петербургский климат. Что касается до чина (ибо у нас прежде всего нужно объявить чин), то он был то, что называют вечный________________, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновенье налегать на тех, которые не могут кусаться.

Следующий по классу после чина титулярного советника чин коллежского асессора давал право на потомственное дворянство. Дворянство остерегалось чрезмерно пополняться за счет незнатных. Большинство титулярных советников навеки оставались в этом чине, не рассчитывая на большее; их называли «вечными титулярными советниками», а насмешливо — штулярами или титуляшками. Название чина происходило от слова «титулярный», то есть «номинальный» — как бы уже не секретарь, но еще не полноправный советник, своего рода кандидат в советники. Следующий по классу после чина титулярного советника чин коллежского асессора давал право на потомственное дворянство. Дворянство остерегалось чрезмерно пополняться за счет незнатных. Большинство титулярных советников навеки оставались в этом чине, не рассчитывая на большее; их называли «вечными титулярными советниками», а насмешливо — штулярами или титуляшками. Название чина происходило от слова «титулярный», то есть «номинальный» — как бы уже не секретарь, но еще не полноправный советник, своего рода кандидат в советники.

Поработаем с текстом Фамилия чиновника была _________. … Имя его было:______________. Может быть, читателю оно покажется несколько странным и выисканным, но можно уверить, что его никак не искали, а что сами собою случились такие обстоятельства, что никак нельзя было дать другого имени …

Акакий (др.-греч. Ἀκακιος) — мужское имя, в переводе с греческого языка — «не делающий зла», «неплохой». Один из святых, носивших это имя — Акакий (к. III — н. IV веков) — христианский святой, мученик, подвергнут казни при императоре Ликинии за открытое исповедование христианства. Акакий (др.-греч. Ἀκακιος) — мужское имя, в переводе с греческого языка — «не делающий зла», «неплохой». Один из святых, носивших это имя — Акакий (к. III — н. IV веков) — христианский святой, мученик, подвергнут казни при императоре Ликинии за открытое исповедование христианства. Из его жития известно только о перенесенных им пытках, которые не причинили ему вреда. Святой был казнен путем отсечения головы, из раны по преданию вытекла кровь и молоко.

Поработаем с текстом В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая ___________.

Литота — это образное выражение, стилистическая фигура, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы значения изображаемого предмета или явления. Литота в этом смысле противоположна гиперболе, поэтому по-другому её называют обратной гиперболой Литота — это образное выражение, стилистическая фигура, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы значения изображаемого предмета или явления. Литота в этом смысле противоположна гиперболе, поэтому по-другому её называют обратной гиперболой

Поработаем с текстом И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкою на лбу, с своими проникающими словами: «оставьте меня, зачем вы меня обижаете» — и в этих проникающих словах звенели другие слова: «________» И закрывал себя рукою бедный молодой человек, и много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости, и, боже! даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным.

Брат — это слово употребляется в различных значениях: 1) в значении «родной брат», когда дети имеют общих родителей 2) в значении кровного родственника 3) так называют представителей одного народа или представителей родственных народов 5) так может быть назван друг или просто ближний 6) слово брат указывает также на схожесть судеб или характеров Брат — это слово употребляется в различных значениях: 1) в значении «родной брат», когда дети имеют общих родителей 2) в значении кровного родственника 3) так называют представителей одного народа или представителей родственных народов 5) так может быть назван друг или просто ближний 6) слово брат указывает также на схожесть судеб или характеров 7) поскольку Церковь понималась как новый народ Божий, то так стали называть и единоверцев-христиан. Слово «брат» наиболее точно отражает родство отдельных людей, объединенных общей причастностью к Христу, исполненностью Св. Духом и являющихся чадами одного Небесного Отца.

Поработаем с текстом Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно, нет, он служил с_________. Там, в этом переписываньи, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его; некоторые ______у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую_____, которую выводило перо его. Если бы соразмерно его рвению давали ему награды, он, к изумлению своему, может быть, даже попал бы в статские советники…

Читайте также:  10 словосочетаний с get have make do и take

Каллиграфия (от греч. καλλιγραφία — «красивый почерк») — одна из отраслей изобразительного искусства. Ещё каллиграфию часто называют искусством красивого письма. Каллиграфия (от греч. καλλιγραφία — «красивый почерк») — одна из отраслей изобразительного искусства. Ещё каллиграфию часто называют искусством красивого письма.

Поработаем с текстом Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья, или около того. Враг этот не кто другой, как ___________________…

ШИНЕЛЬ — форменное пальто особого покроя, со складкой на спине и хлястиком. ШИНЕЛЬ — форменное пальто особого покроя, со складкой на спине и хлястиком. КАПОТ — 1. Женская верхняя одежда широкого покроя для домашнего употребления. 2. Верхняя мужская одежда в виде халата (устар.)

Диалог Петровича и Акакия Акакиевича

Домашнее задание: заполнить таблицу цитатами из повести, сделать выводы об изменениях, произошедших с героем Период «капота» Период новой шинели Отношение к переписыванию бумаг Отношение к внешнему миру и развлечениям Отношение к своей одежде самого героя и его сослуживцев Отношение к переменам в жизни

Мечта и реальность. Образ Петербурга 2 урок

Проверим домашнее задание (вариант заполнения таблицы) Период «капота» Период новой шинели Отношение к переписыванию бумаг Там, в этом переписываньи, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир Один раз, переписывая бумагу, он чуть-было даже не сделал ошибки… после обеда уж ничего не писал, никаких бумаг Отношение к внешнему миру и развлечениям Ни один раз в жизни не обратил он внимания на то, что делается и происходит всякой день на улице… даже тогда, когда всё стремится развлечься, Акакий Акакиевич не предавался никакому развлечению. Акакий Акакиевич глядел на всё это, как на новость. Остановился с любопытством перед освещенным окошком магазина… даже побежал-было вдруг, неизвестно почему, за какою-то дамою…

Проверим домашнее задание (вариант заполнения таблицы) Период «капота» Период новой шинели Отношение к своей одежде самого героя и сослуживцев Он не думал вовсе о своем платье: вицмундир у него был не зеленый, а какого-то рыжевато-мучного цвета… Шинель Акакия Акакиевича служила тоже предметом насмешек чиновникам… шинель-то, сукно… вот видишь, везде в других местах совсем крепкое, оно немножко запылилось, и кажется, как будто старое, а оно новое… скинул шинель и повесил ее бережно на стене, налюбовавшись еще раз сукном и подкладкой, и потом нарочно вытащил, для сравненья, прежний капот свой, совершенно расползшийся. Ой взглянул на него, и сам даже засмеялся: такая была далекая разница! Все в ту же минуту выбежали в швейцарскую смотреть новую шинель Акакия Акакиевича. Начали поздравлять его, приветствовать…

Проверим домашнее задание (вариант заполнения таблицы) Период «капота» Период новой шинели Отношение к переменам в жизни нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь… При слове «новую» у Акакия Акакиевича затуманило в глазах, и всё, что ни было в комнате, так и пошло пред ним путаться. Сердце его, вообще весьма покойное, начало биться… Он чувствовал всякой миг минуты, что на плечах его новая шинель, и несколько раз даже усмехнулся от внутреннего удовольствия.

Сделаем выводы: Как изменилась жизнь Акакия Акакиевича и почему? Как называется приём, при помощи которого писатель противопоставляет события, героев? С какой целью его использует Гоголь?

«С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, — и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу. Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность, словом все колеблющиеся и неопределенные черты. Огонь порою показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли…» «С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, — и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу. Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность, словом все колеблющиеся и неопределенные черты. Огонь порою показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли…»

Гоголь так отзывался в одном из своих писем о Петербурге: «… на Петербурге же нет никакого характера… Тишина в нем необыкновенная, никакой дух не блестит в народе… всё погрязло в бездельных, ничтожных трудах, в которых бесплодно издерживается жизнь их». Гоголь так отзывался в одном из своих писем о Петербурге: «… на Петербурге же нет никакого характера… Тишина в нем необыкновенная, никакой дух не блестит в народе… всё погрязло в бездельных, ничтожных трудах, в которых бесплодно издерживается жизнь их». Повесть «Шинель» входит в так называемый цикл «Петербургских повестей». Каким выглядит Петербург Гоголя?

Художник С.Бродский создал цикл иллюстраций к повести. Рассмотрим их. Какой момент изображен на иллюстрации? Какие детали, особенности вы можете отметить?

Какой эпизод изобразил художник и какие детали текста отразил? (Обратитесь к повести). Какой мотив предыдущей иллюстрации повторяется?

Послушайте инструментальную композицию Д.Маликова. К какому эпизоду повести она бы подошла в качестве музыкальной иллюстрации? Какие чувства героя она отражает? Каким изобразил Петербург художник?

Обратимся к эпизоду «Акакий Акакиевич у значительного лица». Почему он не помог Акакию Акакиевичу? (зачитайте цитаты). Какую роль играет на иллюстрации уже знакомый мотив зеркала?

Зачитайте эпизод похорон Акакия Акакиевича. Каково отношение писателя к своему герою?

Гоголь, однако, ввёл фантастический финал. С какой целью? Объясните мотив зеркала на иллюстрации.

Сделаем выводы: Как соотносятся мечта и реальность в повести?

Домашнее задание Ответ на вопрос «В чём причины гибели Акакия Акакиевича?» Комментарий: описать причины гибели с точки зрения Н.В.Гоголя, изложить точку зрения Н.Г.Чернышевского (прочитать отрывок из его статьи «Не начало ли перемены?»), высказать личную точку зрения.

Источник

Акакий Акакиевич и Значительное лицо.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок, который помогает понять учащимся противопоставление Акакий Акакиевича и Значительного лица. Путем сопоставления они понимают, что оба героя поставлены Гоголем в одинаковые ситуации.

Просмотр содержимого документа
«Акакий Акакиевич и Значительное лицо.»

Акакий Акакиевич и Значительное лицо.

Урок литературы в 7 Б классе.

Учитель Башлаева Л.Г.

выявить смысл противопоставления Акакия Акакиевича и «значительного лица»,

формировать навыки выразительного чтения, пересказа, работы с учебником, иллюстрациями, терминами, самостоятельной исследовательской работы с текстом;

развитие нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления художественной идеи произведения.

Оборудование: учебники литературы для 7 класса, рабочие тетради, мультимедийная презентация.

І. Оргмомент.

1.Сообщение темы, цели, плана урока.

2.Работа над темой урока.

II. Введение в урок. Вспомним наш вчерашний разговор и кратко охарактеризуем главного героя.

Заслушиваются ответы ребят.

III. Проверка домашнего задания: Сравнительная таблица: «Башмачкин периода старой шинели и периода новой шинели».

Делаем вывод: Главный герой во всем себя урезал, смирял. Но когда он поставил перед собой цель справить новую шинель, то его жизнь стала еще смиреннее. Но для него слишком велика и желанна была новая шинель.

IV. Изучение нового материала.

В собраниях сочинений Гоголя словосочетание новая шинель печаталось по-разному: то курсивом, то в кавычках. В Академическом полном собрании сочинений принята форма написания первого собрания сочинений Гоголя, т.е. в кавычках. Очевидно, что автор подчеркивает это слово, ставит на нем ударение, тем самым обозначая его особый смысл.

В повести отчетливо выделяются два периода в жизни героя, которые условно можно обозначить как «период капота» (или переписывания) и «период новой шинели».

«Период капота» и «период новой шинели» противопоставляются по целому ряду значимых признаков.

«Период капота»

«Период новой шинели»

Ничто «не имело даже влияния на занятия его; среди всех докук он не делал ни одной ошибки».

Читайте также:  Строки электронной таблицы именуются обозначаются или нумеруются

«Приходя домой, он садился тот же час за стол, хлебал наскоро свои щи и ел кусок говядины с луком. вынимал баночку с чернилами и переписывал бумаги, принесенные на дом»

«Переписывая бумагу, он чуть было даже не сделал ошибки».

«Пообедал он весело и после обеда уж ничего не писал, никаких бумаг, а немножко посибаритствовал на постеле, пока не потемнело»

«Акакий Акакиевич не предавался никакому развлечению»

«Он уж никак не мог отказаться от приглашения на вечеринку у столоначальника»

Внешний мир в сознании Акакия Акакиевича

«Ни один раз в жизни не обратил он внимания на то, что делается и происходит всякий раз на улице»

«Акакий Акакиевич глядел на все это как на новость. Остановился перед освещенным окошком магазина посмотреть на картину. покачнул головой и усмехнулся»

Отношение к шинели Акакия Акакиевича его самого и других чиновников

«Надобно сказать, что шинель Акакия Акакиевича служила тоже предметом насмешек чиновникам; от нее отнимали даже благородное имя шинели и называли ее капотом»

Придя домой в новой шинели, Башмачкин «скинул. и повесил ее бережно на стене. и потом нарочно вытащил, для сравнения, прежний капот свой. и сам даже засмеялся. И долго еще потом. он все усмехался, как только приходило ему на ум положение, в котором находился капот»

Отношение к переменам в жизни

Один директор захотел продвинуть Башмачкина по службе, приказав дать ему работу поважнее переписывания, но получил ответ: «Нет. дайте я перепишу что-нибудь»

«В голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник»

Слово учителя.

Чем вызвана необходимость пошива новой шинели? вызвано бытовой причиной — наступлением морозов.

Гоголь подробно указывает конкретные сроки замены старого капота новой шинелью: «Директор назначил Акакию Акакиевичу. целых шестьдесят рублей. Еще какие-нибудь два-три месяца небольшого голодания — и у Акакия Акакиевича набралось, точно, около восьмидесяти рублей». Портному понадобилось для работы «всего две недели». Таким образом, определяется конкретный срок «строительства» шинели — шесть с половиной месяцев.

Все это время пространство повествования становится все холоднее и холодней. Холод имеет не только бытовой смысл. Это один из центральных образов повести. «Физическое пространство» холода в повести не соотносимо с календарным временем. Петербургский северный мороз становится дьявольским соблазном, какой Акакий Акакиевич не в силах преодолеть.

С этого момента жизнь АА меняется. Каким образом? Теперь все подчинено мыслям, мечтам о новой шинели.

Легко ли было осуществить мечту? Нет.

Какая самая большая трудность стояла перед ним? Не было нужной суммы денег.

Слово учителя.

С появлением мечты о новой шинели в жизни Акакия Акакиевича все меняется. Шинель становится героиней повествования, определяя все перипетии сюжета. Все персонажи оказываются связанными именно их отношением к шинели. Это подчеркивается и заглавием повести. Вот почему Н. В. Гоголь отказался от названия «Повесть о чиновнике, крадущем шинели», заменив его на «Шинель».

Пересказ эпизодов:

сбор денег стр. 206

мечты АА и Петровича о новой шинели стр. 207

Новая шинель становится частью его существования, подругой жизни. Шинель заставляет аскета и затворника Акакия Акакиевича совершить ряд непоправимых роковых ошибок, выталкивая его из блаженного состояния замкнутого счастья в тревожный внешний мир, в круг чиновников и ночной улицы. Акакий Акакиевич, таким образом, предает в себе «кроткого» человека, предпочтя суетного, подверженного людским страстям и порочным наклонностям.

Акакий Акакиевич становится похожим на других чиновников: он едва не допускает ошибки во время переписывания, изменяет прежним привычкам и идет на вечеринку, вдруг бежит за незнакомой дамой, пьет шампанское, ест «винегрет с холодной телятиной, паштетом и кондитерскими пирожками».

— Случайно ли ограбление Акакия Акакиевича?

Это событие происходит как раз тогда, когда Акакий Акакиевич перестает быть «смиренным» человеком. Ограбление — это расплата за измену своему поприщу.

— Как ведет себя Акакий Акакиевич в первые минуты ограбления?

Пересказ эпизода: «ограбление»

Акакий Акакиевич теряет всю свою тихую кротость, совершает несвойственные его характеру поступки, он требует от мира понимания и помощи, активно наступает, добивается своего. Так, Акакий Акакиевич кричит будочнику, «что он спит и ни за чем не смотрит, не видит, как грабят человека», пугает хозяйку квартиры «страшным стуком в дверь», отправляется к частному приставу, грозит писарю, лжет, что пришел по казенному делу. Единственный раз в жизни Акакий Акакиевич пропускает присутствие. По совету чиновников Акакий Акакиевич отправляется к «значительному лицу».

Слово учителя.

Образ Акакия Акакиевича тесно связан с другим образом повести, а именно с образом «значительного лица». Несколько упрощая, можно сказать, что именно на столкновении этих двух образов и строится «Шинель».

— Как произошла встреча Акакия Акакиевича со «значительным лицом»?

Как чувствует себя генерал после встречи с АА?

После ухода Башмачкина генерал «почувствовал что-то вроде сожаления». Воспоминание о нем тревожило его, и он даже послал чиновника узнать о его делах. Известие о смерти Башмачкина поразило генерала. Он «слышал упреки совести».

В повести очевидно сходство внутренних состояний генерала и «одного молодого человека», нечаянно обидевшего Акакия Акакиевича в начале повести.

Разница между Акакием Акакиевичем и «значительным лицом» на первый взгляд огромна, однако между ними существует связь.

— Определите черты сходства в судьбах героев и в сцене с пропажей шинели.

Акакий Акакиевич

«Значительное лицо»

Новый генеральский мундир

Шинель заставила отметить обнову пирушкой

«Генеральский мундир сбил совершенно с толку»

Недавно построил шинель

«Недавно сделался значительным лицом, а до того времени. был незначительным»

«Приятельский» ужин, выпи­вает два бокала шампанского

Выпивает два стакана шампанского

«Побежал было вдруг. за какою-то дамою»

«Решил не ехать еще домой, а заехать к одной знакомой даме» ввиду внезапно прилива самых «дружеских» к ней «отношений»

«. Прибежал домой в совер­шенном беспорядке: волосы. совершенно растрепались; бок и грудь и все панталоны были в снегу»

«Бледный, перепуганный и без шинели он приехал к себе, доплелся кое-как до своей комнаты и провел ночь в весьма большом беспорядке»

— Почему с героями происходят одинаковые события?

Как бы ни была велика разница между Акакием Акакиевичем и «значительным лицом», она не так велика, чтобы между ними исчезла несомненная связь. Несчастье Акакия Акакиевича постигает и генерала, тем самым уравнивая их, две крошечные фигурки, равные перед лицом Всевышнего. Этой мысли, в частности, служит явная перекличка сцен пропажи шинели у Акакия Акакиевича и у «значительного лица».

Слово учителя.

Жизнь Акакия Акакиевича — это не обычная «жизнь». Акакий Акакиевич — «мученик 14-го класса». Земное бытие мученика посмертная молва окружила легендарными подробностями.

— Почему умирает герой?

«Вмиг надуло в его горло жабу».

Слово учителя.

Судьба Акакия Акакиевича — судьба человека вообще перед лицом вселенной. Его основной и, кажется, единственный талант заключался в способности довольствоваться тем, что у него есть. Это помогает ему преодолевать все противоречия жизни и в какой-то степени становится проявлением «бесстрастия». С утратой этого свойства Акакий Акакиевич утрачивает и саму жизнь.

Его поведение перед смертью полностью противоречит смирению.

— Почему в повести появляется призрак Акакия Акакиевича?

Беспокойный призрак Акакия Акакиевича, стаскивающий с чиновников шипели, — это неуспокоенность души бедного чиновника, неспособного ее обрести долгожданный покой после смерти.

V. Подведение итогов урока.

— Каков смысл финала?

Очевидно, что фантастический финал — средоточие смысла повести. Ясно и то, что финал заключает некую загадку, которую нельзя исчерпать одним толкованием.

Финал повести звучит и как «торжество правды», как изображение посмертного бунта Башмачкина против «значительных лиц», т. е. как грозная возможность бунта, а не ее реализация, как борьба не героя, а автора против деспотизма сильных мира, как выражение и мести и возмездия слабых.

Значение финала исследователи связывали не только с образом Башмачкина, но и с образом «значительного лица». И нередко получалось, что повесть написана лишь для того, чтобы показать раскаяние генерала.

IV. Домашнее задание.

К/В: Какова художественная идея повести «Шинель» с точки зрения Г.М. Фридлендера? Стр.228 -231.

— Какая интерпретация вам представляется наиболее интересной?

Ответ: «Значительные лица должны испытывать свою вину за трагическую судьбу Акакия Акакиевича. Вот почему образ его после смерти вырастает во враждебную им, страшную и зловещую символическую фигуру, тревожащую их совесть».

Читайте также:  Таблица внутренняя и внешняя политика рюрика до путина

Источник



Акакий акакиевич и значительное ли

<5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A>План«Период капота» «Период новой шинели»Отношение кпереписыванию бумагНичто «не имело даже влияния на занятия его; среди всех докук он не делал ни одной ошибки».«Приходя домой, он садился тот же час за стол, хлебал наскоро свои щи и ел кусок говядины с луком. вынимал баночку с чернилами и переписывал бумаги, принесенные на дом»«Переписывая бумагу, он чуть было даже не сделал ошибки».«Пообедал он весело и после обеда уж ничего не писал, никаких бумаг, а немножко посибаритствовал на постеле, пока не потемнело»Развлечения героя«Акакий Акакиевич не предавался никакому развлечению»«Он уж никак не мог отказаться от приглашения на вечеринку у столоначальника»Внешний мир в сознании Акакия Акакиевича«Ни один раз в жизни не обратил он внимания на то, что делается и происходит всякий раз на улице»«Акакий Акакиевич глядел на все это как на новость. Остановился перед освещенным окошком магазина посмотреть на картину. покачнул головой и усмехнулся»Отношение к шинели Акакия Акакиевича его самого и других чиновников«Надобно сказать, что шинель Акакия Акакиевича служила тоже предметом насмешек чиновникам; от нее отнимали даже благородное имя шинели и называли ее капотом»Придя домой в новой шинели, Башмачкин «скинул. и повесил ее бережно на стене. и потом нарочно вытащил, для сравнения, прежний капот свой. и сам даже засмеялся. И долго еще потом. он все усмехался, как только приходило ему на ум положение, в котором находился капот»Отношение к переменам в жизниОдин директор захотел продвинуть Башмачкина по службе, приказав дать ему работу поважнее переписывания, но получил ответ: «Нет. дайте я перепишу что-нибудь»«В голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник» — Почему Петрович отказался подновлять старую шинель?
Исследовательская работа с текстом1 вариант. Выписать из текста цитаты, свидетельствующие об отношении к шинели Акакия Акакиевича и других чиновников, отношении героя к переписыванию бумаг, о развлечениях героя.2 вариант. Выписать из текста цитаты, свидетельствующие об отношении Акакия Акакиевича к переменам в жизни, о его восприятии внешнего мира.

— Каким становится Акакий Акакиевич с появлением мечты о шинели и самой шинели? Кто преобладает в образе героя — «внешний» или «внутренний» человек?
Образ Акакия Акакиевича тесно связан с другим образом повести, а именно с образом «значительного лица». Несколько упрощая, можно сказать, что именно на столкновении этих двух образов и строится «Шинель».
<5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A>Акакий Акакиевич«Значительное лицо»Новая шинельНовый генеральский мундирШинель заставила отметить обнову пирушкой«Генеральский мундир сбил совершенно с толку»Недавно построил шинель«Недавно сделался значительным лицом, а до того времени. был незначительным»«Приятельский» ужин, выпи­вает два бокала шампанскогоВыпивает два стакана шампанского«Побежал было вдруг. за какою-то дамою»«Решил не ехать еще домой, а заехать к одной знакомой даме» ввиду внезапно прилива самых «дружеских» к ней «отношений» «. Прибежал домой в совер­шенном беспорядке: волосы. совершенно растрепались; бок и грудь и все панталоны были в снегу»«Бледный, перепуганный и без шинели он приехал к себе, доплелся кое-как до своей комнаты и провел ночь в весьма большом беспорядке» — Почему в повести появляется призрак Акакия Акакиевича?
Финал повести звучит и как «торжество правды», как изображение посмертного бунта Башмачкина против «значительных лиц», т. е. как грозная возможность бунта, а не ее реализация, как борьба не героя, а автора против деспотизма сильных мира, как выражение и мести и возмездия слабых. Значение финала исследователи связывали не только с образом Башмачкина, но и с образом «значительного лица». И нередко получалось, что повесть написана лишь для того, чтобы показать раскаяние генерала

Источник

Какие чувства связывали Акакия Башмачкина с его шинелью (9 стр.)

«Период капота» и «период новой шинели» противопоставляюся по целому ряду значимых признаков.

Ничто «не имело даже влияния на занятия его; среди всех докук он не делал ни одной ошибки» (2, т. 3, 111). «Приходя домой, он садился тот же час за стол, хлебал наскоро свои щи и ел кусок говядины с луком. вынимал баночку с чернилами и переписывал бумаги, принесенные на дом» (2, т.3, 112-113).

«Акакий Акакиевич не предавался никакому развлечению» (2, т.3, 113).

«Ни один раз в жизни не обратил он внимания на то, что делается и происходит всякий раз на улице» (2, т.3, 112).

«Период новой шинели»

«Переписывая бумагу, он чуть было даже не сделал ошибки» (2, т.3, 120)

«Пообедал он весело и после обеда уж ничего не писал, никаких бумаг, а так немножко посибаритствовал на постеле, пока не потемнело (2, т.3, 123).

«Он уж никак не мог отказаться от приглашения на вечеринку у столоначальника» (2, т.3, 122).

«Акакий Акакиевич глядел на все это как на новость. Остановился перед освещенным окошком магазина посмотреть на картину . покачнул головой и усмехнулся» (2, т.3, 123)

В начале повести читаем: «Надобно сказать, что шинель Акакия Акакиевича служила тоже предметом насмешек чиновникам; от нее отнимали даже благородное имя шинели и называли ее капотом (2, т.3, 114)» — первый период.

Придя домой в новой шинели, Башмачкин «скинул. и повесил ее бережно на стене. и потом нарочно вытащил, для сравнения, прежний капот свой. и сам даже засмеялся. И долго еще потом. он все усмехался, как только приходило ему на ум положение, в котором находился капот»(2, т.3, 123) — второй период.

В «период капота» один директор захотел продвинуть Башмачкина по службе, приказав дать ему работу поважнее переписывания, но получил ответ: «нет. дайте я перепишу что-нибудь» (2, т.3, 112).

Как противоположная возникает в сюжете новая тема героя: «в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник» (2, т.3, 120). Для департаментской службы неумение героя перевести «глаголы из первого лица в третье» (2, т.3, 112) равносильно неудаче в экзамене на чин, а мечта о кунице тождественна желанию должностного продвижения. Это подтверждается и тем, что новая шинель Башмачкина помогла чиновникам рассмотреть в нем своего. Теперь герой «не простая муха», он вставлен в общую систему отношений.

Гоголь, представив своего героя как «одного чиновника», служащего в «одном департаменте», то есть уподобив его всем чиновникам в любых департаментах, создает вместе с тем образ человека, который отличается от своей чиновничьей среды особым досугом, особым отношением к службе («служил с любовью» — 2, т.3, 111), не помышляет о чинах и наградах, доволен своим простым уделом. В чиновнике Башмачкине слилось несколько начал: с одной стороны, он титулярный советник, как все, с другой стороны, он же титулярный советник, не похожий на всех, и, наконец, он вечный титулярный советник.

Герой не случайно назван вечным титулярным советником. Эта его титулярная «вечность» ставит Башмачкина вне времени и помогает осмыслить его как некий мифологический персонаж. Мифологичность подчеркивается повествователем тем, что никто не мог припомнить, когда герой поступил в департамент, кто его определил, сколько переменилось при нем директоров и начальников: «его видели все на одном и тот же месте, в том же положении, в той же самой должности, тем же чиновником для письма; так что потом уверились, что он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове» (2, т.3, 110). Хотя ирония повествователя несколько ослабляет мифологический подтекст образа Башмачкина, но не снимает его совершенно. Тип героя строится посредством устойчивых противопоставлений, который как не странно не разобщают, но объединяют его в единое целое. Башмачкин одновременно чиновник и не чиновник («простая муха»); обыватель и отшельник; свой и чужой в одной и той же социальной среде.

«Строительство» шинели вызвано бытовой причиной — наступлением морозов, в то же время стихия холода в повести — главная сюжетная метафора. Это легко увидеть, обратив внимание на продолжительность «зимнего времени» в «Шинели», что не было еще предметом специального исследования.

Гоголь подробно указывает конкретные сроки замены старого капота новой шинелью: «директор назначил Акакию Акакиевичу. целых шестьдесят рублей. Еще какие-нибудь два-три месяца небольшого голодания — и у Акакия Акакиевича набралось, точно, около восьмидесяти рублей» (2, т.3, 121). Портному понадобилось для работы «всего две недели». Таким образом определяется конкретный срок «строительства» шинели — шесть с половиной месяцев.

Источник