Меню

Альтернативное образование детей где учиться вместо обычной школы

Таблица системы обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классификация систем обучения- это таблица

Просмотр содержимого документа
«Таблица системы обучения»

Лекционно-семинарская система.(план Трампа) Используется в практике высшего и послевузовского образования. Она позволяет органично соединять массовые, групповые и индивидуальные формы обучения.

Проектная система. Она должна быть связана с реальной жизнью и в зависимости от специализации учебной группы отражать общественно-политическую, хозяйственно-производственную или культурно бытовую ее сторон.

Классно-урочная система. Классная- учитель проводит занятия с группой учащихся определенного возраста. Урочная- обучение проводится в строго определенные отрезки времени- уроки. Эта система была разработана в 17в Я.А. Коменским.

Индивидуально-групповое. Учитель, занимается с группой детей, по-прежнему обучал индивидуально 10-15 человек. Изложив материал одному, он давал ему задание для самостоятельной работы и переходил к другому. Иногда собирал всех учеников группы для коллективных бесед.

Система индивидуального обучения- передача опыта от одного человека к другому, от старшего к младшему. Индивидуальное обучение сохранило свою значимость до настоящего времени в виде репетиторства, тьюторства, менторства, гувернерства.

Бригадно-лабораторный метод. Его особенностью являлось сочетание коллективной работы всего класса с бригадной и индивидуальной работой. Бригадой называлась часть класса – группа из нескольких человек.

Индивидуализированная система. Она предполагает работу учителя с отдельным учеником индивидуально, часто на дому. В XVIII — XIX вв. эта форма обучения практиковалась в семейном воспитании среди зажиточных слоев общества в виде гувернерства, которое отчасти возродилось и сегодня.

Магеймская система. Её основателем является Йозеф Зиккингер, который предложил разделять учащихся народных (начальных) школ на классы не только по возрасту и уровню подготовленности, полученному на предыдущем этапе обучения, а ещё и по способностям. Эта идея была реализована в проведённой им реформе народных школ Мангейма.

Батавская система. В батавской системе учебный процесс делится на две части:

1) уроки, проводимые со всœем классом;

2) индивидуальные занятия (оказание помощи отстающим в учёбе или работа со способными учениками, опережающими одноклассников в своём развитии).

Бель-ланкастерская. Стремление разрешить противоречия между потребностью в более широком распространении элементарных знаний среди рабочих и сохранением минимальных затрат на обучение и подготовку учителей.

Источник

Альтернативное образование детей: где учиться вместо обычной школы

Методы традиционной школьной системы подходят не всем. Многие родители хотят, чтобы школа предоставляла детям больше свободы и уделяла время не только умственному, но и нравственному, духовному и творческому развитию. В этой статье мы расскажем, какие альтернативы обычной школе существуют в нашей стране, рассмотрим их достоинства и недостатки.

Содержание

  • Формы альтернативного образования в России
  • Школы с альтернативными методиками
  • Заочная форма обучения как альтернатива обычной школе
  • Семейное образование
  • Плюсы и минусы альтернативного образования
  • Кому подойдёт альтернативное образование
  • Резюме

Получить основное общее образование обязан каждый гражданин России (статья 43 Конституции РФ). При этом в какой форме оно будет получено (в государственной, в частной школе или путём самообразования) — неважно. Главное, чтобы качество знаний соответствовало федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС).

Альтернативное образование — это любой способ получения знаний, который не вписывается в рамки традиционной школы. Множество педагогических методик существуют параллельно с государственной образовательной системой, ничем не уступая, а порой и превосходя её в эффективности.

Формы альтернативного образования в России

Есть несколько вариантов, позволяющих освоить школьную программу вне традиционной системы:

  • найти школу с альтернативной методикой преподавания,
  • перейти на заочную или очно-заочную форму обучения в традиционной общеобразовательной школе,
  • перейти на семейное образование (самообразование).

Рассмотрим подробно каждый из этих способов.

Школы с альтернативными методиками

Альтернативное образование в России получают в нескольких типах школ.

Школы с авторскими программами: Школа Щетинина, «Школа диалога культур» В. Библера, «Школа самоопределения» А. Тубельского и другие.

У каждой авторской школы свой подход к образованию. Как правило, ученикам предоставляется больше свободы, а основной акцент сделан не на зубрёжке фактов, а на воспитании личности. Так, в демократической системе Тубельского каждый ученик может участвовать в управлении школой, а оценки школьники ставят себе сами.

В школе Щетинина нет классов и уроков в привычном понимании — занятия ведутся в разновозрастных группах, где дети обучают друг друга.

Среди отечественных систем альтернативного образования есть ещё более оригинальные, например «Школа диалога культур». В ней последовательность классов соответствует разным стадиям развития общества — античность, средневековье, новое время и так далее. В каждом классе дети изучают научные и культурные достижения определённой эпохи.

Школы Монтессори.

Суть педагогики Монтессори заключается в том, чтобы предоставить ребёнку свободу познания мира — каждый учащийся получает знания в том объёме, в котором его интересует данный предмет. Взрослые играют второстепенную роль — они не наставляют ребёнка, а помогают заинтересоваться предметом, найти ответы на свои вопросы и разобраться во всём самостоятельно. Дети учатся в своём темпе, не соревнуясь между собой.

Школы-парки

Похожая система реализована в школах-парках — ребята разного возраста учатся по собственному желанию и без ограничений по времени. В каждой школе-парке есть ученики-гости (те, кто пока только знакомятся с системой), ученики-клиенты (ребята, которым нужна помощь учителя по конкретным вопросам) и ученики-подмастерья, уже заинтересованные в конкретном предмете и помогающие учиться другим.

Читайте также:  Температура планет земной группы и планет гигантов таблица

Вальдорфские школы

Вальдорфские школы позволяют ребёнку учиться в своём темпе, без принуждения и системы оценок. Ребёнок сам выбирает, что ему интересно и реализует сильные стороны своей натуры под мягким руководством учителя. Большое внимание уделяется физическому труду, нравственному и эмоциональному развитию.

Заочная форма обучения как альтернатива обычной школе

На заочной форме обучения ребёнок числится в школе, но не ходит туда каждый день. За освоение программы и успеваемость заочников отвечает школа. Педагоги предоставляют им учебные материалы и устраивают консультации. Ученик должен сдавать контрольные, проверочные и другие работы в соответствии с программой и учебным планом.

Хотя на заочке ученик обязан следовать школьным правилам, эта форма образования предоставляет определённую свободу. Родители сами могут выбирать, где и как ребёнок будет готовиться, сколько времени посвящать занятиям и так далее.

Семейное образование

Семейное обучение — это форма получения образования, при которой учебная программа осваивается без посещения школы. Чаще всего ребёнок учится дома, а за качество образования отвечают родители.

Это наиболее свободная форма альтернативного образования. Она позволяет родителям выбирать программу, учебный план, пособия и ресурсы по своему усмотрению. Можно глубже изучить любимые предметы, подробнее останавливаясь на интересных ребёнку темах. Можно осваивать программу ускоренными темпами и замедляться там, где требуется. На семейном обучении никто не будет спрашивать, как конкретно учится ребёнок.

Перевести ребёнка на семейное образование имеет право каждый родитель. О том, как это сделать, читайте в нашем пошаговом руководстве — в нём содержится подробное описание всех действий, образцы документов и советы юристов.

Семейное образование не означает, что родители должны заменить ребёнку учителей. Можно пользоваться услугами репетиторов или записаться в онлайн-школу. «Домашняя школа Фоксфорда» позволяет получать знания по школьной программе и не только, находясь дома или в любой точке мира, где есть интернет. Для своих учеников мы разрабатываем индивидуальные образовательные маршруты, позволяющие глубже изучить интересные ребёнку предметы, подготовиться к олимпиадам и определиться с выбором профессии.

Плюсы и минусы альтернативного образования

Каждая альтернатива школе имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим плюсы и минусы, характерные для альтернативного обучения в целом.

  • Возможность выбрать методику с учётом индивидуальных особенностей ребёнка.
  • Развитие ответственности и самостоятельности вместо «обязаловки».
  • Ученики не конкурируют, а учатся друг у друга.
  • Поощряется нестандартное мышление.
  • Широкие возможности для эмоционального, духовного и творческого развития.
  • Упор на практическое применение знаний.
  • Обучение, как правило, платное.
  • Могут возникать трудности с дисциплиной.
  • Не развивает стрессоустойчивость.
  • Сложно оценить достигнутые результаты традиционными методами.

Кому подойдёт альтернативное образование

Согласно социологическому исследованию, проведённому специалистами МГУ в 2018 году, большинство родителей выбирают альтернативное образование для своих детей потому, что недовольны качеством знаний, предлагаемых обычной школой.

Не менее частой причиной оказывается желание избавить ребёнка от чрезмерных учебных нагрузок.

Большую группу родителей привлекает возможность совмещать альтернативное образование с профессиональным обучением (спортивным, музыкальным, художественным и так далее).

Четверть опрошенных не устраивала напряжённая психологическая обстановка в обычных школах.

Резюме

Альтернативные системы образования делают упор на свободу в обучении, позволяют глубже изучать любимые предметы и познавать новое в атмосфере взаимоуважения и равенства. При этом нетрадиционные методики редко уделяют внимание развитию дисциплины и стрессоустойчивости: эти навыки ребёнок должен будет получить самостоятельно.

Альтернативное образование выбирают родители, которые хотят дать ребёнку больше, чем способна среднестатистическая школа, — интересный процесс обучения, развитие креативного мышления и духовных и личностных качеств.

Существует множество способов учить ребёнка вне традиционной школьной системы: школы с авторскими программами, заочное и семейное образование — разнообразие выбора позволяет учесть индивидуальные потребности ребёнка.

Источник



Авторские педагогические системы

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие авторской педагогической системы

Разработка и создание авторской педагогической системы зависит от внутреннего импульса педагога, его стремления к инновационной деятельности, творческому саморазвитию в рамках собственной педагогической деятельности.

Авторская педагогическая система требует от педагога внесение авторского начала во все ее компоненты (цель, содержание, структуру и т.д.).

Особенностью авторской системы является то, что для нее характерно саморазвитие, основанное на синтезе профессиональной мотивации, ориентир на получение высоких воспитательно-образовательных результатов, а также получение опыта самообразования в профессиональной деятельности.

Выделяют ряд критериев, определяющих сформированность авторской педагогической системы:

Помощь со студенческой работой на тему
Авторские педагогические системы

  1. Субъективность педагога в рамках его профессиональной деятельности. Это выражается в авторской постановке цели обучения (воспитания), наполнения (содержания) и разработке ситуаций развития личности ребенка.
  2. Адаптированность методической системы. Предусматривает обязательную адаптацию используемых педагогом методов, средств и приемов, к индивидуальному стилю педагога.
  3. Соавторство педагога и ребенка в процессе разработки структурных компонентов педагогического процесса (цели, средства, планируемые результаты, критерии оценивания и т.д.).
  4. Технологичность педагогической деятельность – направлена на результативность системы, то есть совпадение ожидаемых результатов с полученными в итоге.
  5. Обеспечение единства когнитивного и личностно-смыслового развития каждого ученика (воспитанника).

Таким образом, авторская педагогическая система должна быть личностно-ориентированной и предусматривать формирование адекватной ценностно-смысловой сферы развития личности.

Читайте также:  Форматы изображений таблица виды

Характеристика основных авторских педагогических систем

В настоящее время разработано достаточное количество авторских педагогических систем по обучению и воспитанию детей разных возрастов и в разных направлениях. Ряд авторских педагогических систем являются общепризнанными во всем мире и используются в практике педагогической деятельности. Рассмотрим наиболее известные системы.

Классно-урочная система Я.А. Коменского.

Авторская педагогическая система Я.А. Коменского, описанная в его труде «Великая дидактика» совершила переворот в традиционной педагогике. Это связано с тем, что ранее использовался индивидуальный подход в обучении и воспитании, а классно-урочная система обучения значительно облегчала труд педагога, позволяла охватить большее количество детей, планировать педагогическую деятельность.

В рамках данной системы, Я.А. Коменский разработал и описал принципы обучения и воспитания, которые остаются актуальными и в настоящее время:

  • Принцип социальной полезности образования – предполагает, что основной задачей учебного заведения является процесс обучения людей («школа – это мастерская людей»).
  • Принцип равенства и справедливости в образовательной политике – согласно данному принципу, доступ к получению образования должны иметь все без различия пола, расы, сословия, достатка и т.д.
  • Принцип иерархичности целей образования – процесс обучения должен быть не просто интересен детям, а побуждать их к самостоятельной постановке целей и их последующему достижению.
  • Принцип универсальности знаний – основан на том, что невозможно знать все и обо всем, в процессе обучения детям необходимо дать основу (фундамент) знаний, которые будут способствовать расширению их кругозора и представлений об окружающем мире.
  • Принцип ориентации на человека (учащегося) – согласно данному принципу, обучения должно в первую очередь быть направлено на развитие человека, удовлетворение его потребностей в знаниях, а не на благо отдельного государства.

Авторская педагогическая система Дж. Локка «Воспитание джентльмена».

Данная система ориентирована на то, что каждый человек должен не просто существовать, а жить и действовать разумно, не ущемлять свободу других. Учить всему этому необходимо с самого раннего детства.

Согласно авторской системе подготовка будущего члена общества должна включать в себя воспитание и обучение, принципиально отличающиеся по педагогическому подходу.

Вначале процесса воспитания для свободы нет места, так как ребенок не умеет ею рационально пользоваться. Основа воспитания – это формирование поведения, привычек, навыков общения, понимания что хорошо, а что плохо и т.п. Только после того как все это будет усвоение ребенком, ему дается определенная свобода действий. Важно отметить, что свобода дается постепенно, в зависимости от того, какие навыки были усвоены ребенком.

Авторская педагогическая система И. Г. Песталоцци «Природосообразность развития».

Данная авторская система опирается в первую очередь на то, что каждый человек – это творение природы. Невозможно воспитать полноценно развитую личность, если сам процесс воспитания и обучения будет идти против природы. В педагогическом процессе педагог должен опираться на природные потребности и возможности каждого ребенка, понимать их значимость в развитии личности.

Основой воспитания И.Г. Песталоцци считал занятия трудом, в рамках которых ребенок может удовлетворить свою природную потребность в деятельности.

Авторская педагогическая система Л. Н. Толстого.

Опираясь на положения Ж.-Ж. Руссо, об идеальной природе ребенка, Л. Н. Толстой призывал отказаться от какого-то ни было воспитания как недопустимого, по его мнению, давления на еще не сформировавшуюся личность. В Яснополянской школе, открытой для крестьянских детей, было реализовано стремление Л. Н. Толстого создать систему образования «не для народа, а из народа» и нашли отражение основные положения его авторской педагогической системы. Успех и результативность Яснополянской школы основаны на органическом и средовом подходах.

Авторская педагогическая система А. С. Макаренко.

Данная система основана на том, что воспитание человека должно осуществляться в коллективе и через коллектив. Основные принципы системы А.С. Макаренко:

  • школа — это свободная ассоциация-коммуна учащихся и педагогов;
  • идея открытости школы окружающей ее природной и социальной среде;
  • идея активности ребенка, его внутреннего саморазвития, важнейшим стимулом которого является трудовая деятельность;
  • единство индустриального труда и нравственного воспитания.

Источник

Авторские системы обучения

date image2015-01-30
views image2676

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

Любая авторская система обучения основана на оригинальной идее, авторской концепции, которая имеет существенные отличия от массовой практики. В отличие от рассмотренных выше систем обучения, авторские системы не только связаны с конкретным именем (имена многих разработчиков массовых систем обучения также известны), но и отражают уникальный в своём роде авторский опыт, личностные особенности педагога-автора, специфику конкретных условий применения. Поэтому авторские системы, как правило, плохо поддаются точному копированию и тиражированию. Однако существенные особенности той или иной авторской системы нередко становятся основой для создания в массовой практике новых систем обучения.

Например, систему классно-урочного обучения, применённую И. Штурмом в середине XVI в. в страсбургской протестантской гимназии, и сегодня можно назвать авторской, поскольку она не получила развития в массовой педагогической практике в том виде, в каком была создана (а именно: как система академического обучения на латинском языке). Но существующая в наше время классно-урочная система изначально разрабатывалась Я.А. Коменским не как авторская, а как ориентированная на массовую школу, открытая для обогащения новыми идеями и развития за счёт опыта многих учителей. Это оказалось возможным, поскольку Коменский сопроводил её глубоким научным обоснованием, раскрыл богатство её возможностей и подготовил необходимые для её реализации учебные книги и методические рекомендации для учителей.

Читайте также:  Когда проводится определение группы крови

По степени локализации использования авторские системы обучения можно разделить на.

· общедидактические авторские системы — не локализованные одной предметной областью, находящие применение в преподавании различных предметов (например, широко известные системы В.Ф. Шаталова и С.Н. Лысенковой);

· частнопредметные авторские системы, функционирующие в пределах преподавания одного учебного предмета или одной образовательной области (например, системы обучения Е.Н. Ильина и Б.С. Дыхановой рассчитаны исключительно на преподавание литературы, их оригинальность проявляется в новых подходах к содержанию образования, способам и средствам, специфичным именно для этого учебного предмета).

По количественному признаку (масштабности, количеству авторов и охватываемых участников педагогического процесса) выделяются.

· индивидуально-авторские системы — реализуемые в индивидуальной деятельности педагога (примерами таких систем могут служить вышеназванные авторские системы);

· авторские системы, реализуемые педагогическим коллективом (наиболее показательными примерами таких систем являются авторские школы).

Авторские школы – образовательные учреждения, деятельность которых построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику (Г.К. Селевко). Новизна авторских идей и технологий может заключаться в новых подходах к принципам и формам организации обучения, в оригинальности вариативной части учебного плана школы, в разнообразии внеурочного образования и т. д.

Общие черты авторских школ:

 инновационность (наличие оригинальных авторских идей, касающихся изменения педагогического процесса);

 альтернативность (отличие каких-либо компонентов учебно-воспитательного процесса от традиционных, принятых в массовой школе;

 концептуальность (осознание и использование в авторской модели учебно-воспитательного процесса научных оснований);

 системность и комплексность педагогического процесса (не отдельные разрозненные инновации, а единая система инноваций в данной школе);

 социально-педагогическая целесообразность (соответствие целей школы требованиям общества);

 реальность и эффективность (возможность получения хороших результатов в реально существующих условиях).

К авторским школам можно отнести опыт ряда педагогов-новаторов. Так, педагогический коллектив общеобразовательной школы г. Азова под руководством М.П. Щетинина существенно изменил учебно-воспитательный процесс, введя в него новые формы организации учебно-познавательной деятельности детей, осуществляя систему занятий по интересам во второй половине учебного дня, распределяя нагрузку на школьников в течение дня и недели по уровню сложности учебных предметов. В школе практиковались персональные задания для каждого ученика, широкое распространение получило ученическое самоуправление. М.П. Щетинин ввёл в педагогическую практику «метод погружения», когда функции учителя, полностью или частично, передавались специально подготовленным ученикам-«консультантам».

Ещё одним примером авторской школы является школа адаптирующего обучения (адаптивная школа), теоретически обоснованная и воплощённая в жизнь на базе 109-й школы г. Москвы Е.А. Ямбургом. Адаптивная школа предназначена как для обычных, так и для одарённых детей, а также для детей, требующих коррекционно-развивающего обучения (суть названия «адаптивная» и состоит в том, что школа «приспосабливается» к особенностям разных учеников и помогает им приспособиться к школе, к организации обучения и внеучебной школьной жизни).

Адаптация школы к ребёнку достигается системой дифференциации учебно-воспитательного процесса, предусматривающей разнообразие уровней и вариантов содержания образования. Разнообразные образовательные программы адаптивной школы строятся на основе государственных образовательных стандартов. Идея дифференциации (разделения) обучения по уровню развития учащихся реализуется в виде трёх учебных потоков-«траекторий»:

1) траектория образовательного стандарта;

2) траектория продвинутого (лицейско-гимназического) образования;

3) траектория компенсирующего обучения (для детей, нуждающихся в коррекции).

Все траектории построены по вертикали от первого до последнего года обучения. Адаптация ребёнка к школе обеспечивается признанием его субъектом, работой в тесном контакте с его семьёй, комплексом социально-экономической и психолого-педагогической поддержки семьи и детства.

Контрольные вопросы и задания по теме «Теория обучения»(для тех, кто опоздал на занятия, плюс краткий конспект лекий.)

1. Что является предметом дидактики?

2. В чём состоит двусторонний характер учебного процесса?

3. Чем отличается учебно-познавательная деятельность от «просто учебной» и «просто познавательной»?

4. Докажите необходимость осуществления в обучении его основных функций: образовательной, воспитательной и развивающей.

5. В чём проявляются закономерности учебного процесса?

6. Назовите принципы обучения.

7. Как связаны между собой закономерности и принципы обучения?

8. В чём состоит общая черта современных дидактических концепций?

9. Сравните между собой различные дидактические концепции, выделяя их отличия друг от друга.

10. Что называется государственным образовательным стандартом?

11. Как связаны между собой понятия метод, приём, средство и форма обучения?

12. Какие методы обучения выделяются по характеру учебно-познавательной деятельности?

13. Какие методы обучения выделяются по источнику обучения?

14. На какие группы можно разделить средства обучения?

15. Приведите примеры взаимосвязи метода, приема и средства обучения.

16. Какие формы организации учебного занятия вам известны?

17. Какие основные формы организации учебно-познавательной деятельности применяются на учебном занятии?

18. В чём состоят сходства и отличия классно-урочной и лекционно-семинарской систем обучения.

19. Приведите примеры различных видов обучения.

20. Выделите особенности белл-ланкастерской, мангеймской и батавской систем обучения.

21. В чём состоит общий недостаток обучения по далтон-плану, проектного и бригадно-лабораторного обучения?

Источник