Меню

Алгоритмические работы с таблицами



Работа с электронной таблицей. Создание таблицы в соответствии с условием задачи, использование функций. Построение диаграмм и графиков по табличным данным

Билет № 6

1. Основные алгоритмические структуры: следование, ветвление, цикл; изображение на блок-схемах. Разбиение задачи на подзадачи.

2. Работа с электронной таблицей. Создание таблицы в соответствии с условием задачи, использование функций. Построение диаграмм и графиков по табличным данным.

1. Основные алгоритмические структуры: следование, ветвление, цикл; изображение на блок-схемах. Разбиение задачи на подзадачи.

Алгоритм – описание последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов.

Существуют следующие основные алгоритмические структуры:

· следование (линейная структура);

Следование – это такая алгоритмическая структура, в которой все команды выполняются последовательно одна за другой.

Например: вычисление площади прямоугольника со сторонами a и b.

Блок – схема выполнения алгоритма

В отличие от линейных алгоритмов, в которых команды выполняются последовательно одна за другой, в разветвляющиеся алгоритмы входит условие, в зависимости от выполнения или невыполнения которого выполняется та или иная последовательность команд (серий).

Ветвление – это такая алгоритмическая структура, в которой в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.

Значение ветвления в современном программном обеспечении трудно переоценить. Достаточно вспомнить стандартные элементы управления, такие, как меню, радиокнопки, флажки проверки или списки. Именно они дают возможность пользователю чувствовать себя за компьютером свободно и комфортно и выбирать те режимы работы, которые ему нужны.

В качестве условия в разветвляющемся алгоритме может быть использовано любое понятное исполнителю утверждение, которое может соблюдаться (быть истинно) или не соблюдаться (быть ложно). Такое утверждение может быть выражено как словами, так и формулой. Таким образом, команда ветвления состоит из условия и двух или одной последовательностей команд. Ветвление бывает полное и неполное.

Блок – схема выполнения алгоритма полного ветвления запись на алгоритмическом языке и языке программирования QBasic

Рассмотрим в качестве примера разветвляющийся алгоритм, изображенный в виде блок-схемы.

Аргументами этого алгоритма являются две переменные А, В, а результатом — переменная X. Если условие А >= В истинно, то выполняется команда Х:=А*В, в противном случае выполняется команда Х:=А+В. В результате печатается то значение переменной X, которое она получает в результате выполнения одной из серий команд.

Запишем теперь этот алгоритм на алгоритмическом языке и на языке программирования Бейсик.

В отличие от линейных алгоритмов, в которых команды выполняются однократно, в циклические алгоритмы входит последовательность команд, выполняемая многократно. Такая последовательность команд называется телом цикла.

Циклы бывают с предусловием, с постусловием и с параметром (счетчиком).

В циклах с предусловием тело цикла выполняется до тех пор, пока выполняется условие. Выполнение таких циклов происходит следующим образом: пока условие справедливо (истинно), выполняется тело цикла, когда условие становится несправедливым, выполнение цикла прекращается.

В циклах с постусловием сначала выполняется тело цикла, затем проверяется условие. Если оно не выполняется, происходит следующий шаг цикла, если условие выполняется – происходит выход из цикла.

Выполнение таких циклов происходит следующим образом: тело цикла выполняется до тех пор, пока условие не становится справедливым, когда условие становится справедливым, выполнение цикла прекращается.

Циклические алгоритмы, в которых тело цикла выполняется заданное число раз, реализуются с помощью цикла с параметром (со счетчиком). Цикл со счетчиком реализуется с помощью команды повторения.

На следующих схемах в цикле с постусловием СЕРИЯ обозначает один или несколько любых операторов; ЛВ — логическое выражение (если его значение ИСТИНА, переход происходит по ветви ДА, иначе — то НЕТ). На схеме цикла с параметром использованы обозначения: ПЦ — параметр цикла, НЗ — начальное значение параметра цикла, КЗ — конечное значение параметра цикла, Ш — шаг изменения параметра цикла.

Процесс решения сложной задачи довольно часто сводится к решению нескольких более простых подзадач. Соответственно при разработке сложного алгоритма он может разбиваться на отдельные алгоритмы, которые называются вспомогательными. Каждый такой вспомогательный алгоритм описывает решение какой-либо подзадачи.

Работа с электронной таблицей. Создание таблицы в соответствии с условием задачи, использование функций. Построение диаграмм и графиков по табличным данным.

Практическое задание выполняется на компьютере.

Источник

Алгоритмические работы с таблицами

Для урока потребуется:

  • Листочки с домашним заданием (заготовка для печати расположена в папке home/14/ ).

Работаем по презентации и учебнику, поэтому перед началом урока следует открыть:

  • урок 14 учебника;
  • презентацию presentppt/14/14.ppt.

Методические указания по проведению урока в виде doc-файла расположены по адресу: mdoc/14/14.doc

Вступление

На этом занятии обратимся к двум темам: «Таблицы» и «Многострочный редактор».

Сначала повторим структуру таблиц, разберём, как выполняется отбор строк или столбцов таблицы по условию.

Рассмотрим команду присваивания с использованием таблиц.

Далее разберёмся с операциями «откатка« и «накатка» в многострочном редакторе.

Ответы на вопросы


  1. Назовите составные части таблицы:

Назовите размер таблицы, изображённой выше.

Знакомство с новым материалом

Несмотря на то, что таблицы и многострочное редактирование — далекие друг от друга темы, в этом уроке они связаны алгоритмическим подходом.

Поработаем с таблицами, выполняя задания на:

  • отбор строк или столбцов, удовлетворяющих некоторому условию;
  • использование команды присваивания при работе с табличными клетками.

Навык выполнения операций откатки и накатки будем отрабатывать, выполняя алгоритмы с использованием клавиатурных аккордов: Ctrl+Z и Ctrl+Y .

Большинство разделов с вопросами содержат основную и дополнительную части. Учитель, в зависимости от подготовленности группы, может спланировать сценарий занятия с использованием всех вопросов или их части так, чтобы уделить достаточное время каждому фрагменту урока.

Если материала окажется слишком много для конкретной группы детей, можно разбить его на два занятия («Работа с таблицами» и «Многострочное редактирование»).

Работаем с таблицами


Таблицы

Изложение материала в учебнике начинается с повторения структуры таблиц: на примере таблицы успеваемости демонстрируются: количество строк (5), столбцов (3), размер (5×3). Подчеркивается важность таких элементов, как заголовки строк и столбцов.

Для повторения подготовлены вопросы:

  • на отбор строк или столбцов, удовлетворяющих некоторому условию,
  • на обращение к элементам таблицы по индексам.

В 5-ти из 6-ти первых основных вопросов предлагается построить список из заголовков таких строк (или столбцов), элементы которых удовлетворяют заданному условию.

Например, требуется составить список отличников. В список включаются заголовки тех строк, в которых все элементы равны числу 5. Ответ: (Белочка) .

Еще пример: требуется составить список предметов, по которым нет троек. В список включаются заголовки тех столбцов, в которых ни один элемент не равен числу 3. Ответ: (Математика) .

Для того, чтобы дать ответ, необходимо просматривать таблицу по строкам (или столбцам) и отбирать в список заголовки тех строк (или столбцов), элементы которых отвечают заданному условию.

Решением некоторых заданий умышленно сделан пустой список. Достигаем сразу две цели: демонстрируем востребованность пустого списка и проверяем, насколько хорошо ученики усвоили это понятие.

Для учителя, знакомого с реляционными базами данных, ясно, что предлагаемые задания аналогичны запросам к содержимому базы данных и соответствуют поиску записей или полей, значения которых отвечают тому или иному условию.

Главный результат первой части — повторение элементов структуры таблиц: строки, столбцы, заголовки, но не путем теоретического опроса, а на практике.

Вторая часть раздела посвящена работе с индексами, т. е. тренировке навыков применения «утиного» правила.

Стараемся добиться уверенной (моторной) работы детей с индексами.

Команда присваивания

Повторяем алгоритм выполнения команды присваивания, изложенный в уроке 10.

И фронтально решаем 6 заданий из учебника.

Таблица в ячейке памяти

Из урока 10 известно, что ячейка памяти может хранить не только отдельные числа и тексты, но и целые списки чисел и (или) текстов.

Понятно, что в памяти можно хранить любую структуру данных. Мы называем область хранения ячейкой в силу того, что с хранимой структурой связываем имя (имя ячейки), по которому можно к этой структуре обращаться.

Может случиться и так, что эта виртуальная ячейка будет занимать не сплошной фрагмент реальной памяти компьютера, а распределяться по нескольким разрывным областям, которые соединяются в единое целое, благодаря, например, двум ссылкам, сопровождающим каждый элемент данных; первая указывает на предыдущий элемент, вторая — на следующий:

Однако такие детали распределения памяти мы пока раскрывать не будем, чтобы не перегружать наших учеников!

В этом разделе говорится о том, что таблица (как и список) может храниться в одной ячейке памяти. И что к элементам таблицы в памяти (как и к элементам списка) можно обращаться по индексам, приписывая их к имени ячейки, и использовать имя с индексами в правой и левой части команды присваивания.

Команда присваивания — основной инструмент для работы с данными в памяти, и «Азбука Роботландии» уделяет этой конструкции языков программирования повышенное внимание.

Важно добиться чёткого понимания смысла левой и правой частей команды присваивания.

В правой части записывается выражение для вычисления. В него могут входить имена ячеек, в том числе имена с индексами. Эти имена указывают, откуда брать данные для вычислений. Данные копируются в выражение, и выражение вычисляется. При этом никаких изменений в ячейках с данными не происходит.

В левой части команды присваивания указывается имя ячейки (возможно с индексами) в которую записывается результат вычисления правой части. Прежнее содержимое ячейки (или её индексируемой части) пропадает.

Пусть, например, в ячейках X и Y записаны, соответственно, числа 1 и 2. После выполнения команды присваивания

содержимое ячейки X не изменится, а прежнее содержимое ячейки Y заменится числом 3.

Еще пример. Дана таблица T , элементы которой строятся по правилу T i,j =i+j . После выполнения команды присваивания

содержимое табличной клетки T 2,3 не изменится, а прежнее содержимое табличной клетки Т 1,1 заменится числом 6.

В заключение знакомства с новым материалом герои Роботландии обсуждают механизм хранения таблиц в памяти компьютера по строкам.

Именно так реально хранятся таблицы, если для каждой табличной клетки требуется фиксированное число байт. Так, например, обстоит дело с числовыми таблицами и таблицами символов.

Запишем формулу доступа к табличным клеткам в памяти для этого случая.

Пусть дана таблица T размером n×m . Если табличные клетки хранятся в памяти непрерывно по строкам, легко написать формулу доступа к любой табличной клетке:

где k — размер данных в одной табличной клетке в байтах, а адрес объекта в памяти — это номер байта, с которого объект начинается.

Пусть, например, таблица размером 2×3 хранится в памяти, начиная с первого байта, и содержит символы ( k=1 ). Тогда формула примет вид:

Используя формулу, находим, что первый элемент во второй строке занимает байт с номером 4:

Раздел завершается 3-мя алгоритмами, которые дают возможность поработать с командой присваивания, в левой части которой стоит ссылка на табличную клетку (имя таблицы с индексами).

Задания

Решаем алгоритмические задания зайца Кости: работаем с командами присваивания, в которых задействованы индексы, в группе сложных заданий решаем задачи на поиск максимальных и минимальных элементов.

Многострочный редактор

Операции откатки и накатки, о которых идёт речь в этом разделе учебника на примере текстового редактора, очень важны для практики, ибо способствуют комфортной работе на компьютере без страха совершить «непоправимые» ошибки, из-за которых большую часть сделанного придётся переделывать заново.

Откатка и накатка

Накатка — восстанавливает правку.

Для выработки навыка работы с откаткой и накаткой выполняем 5 упражнений, приведённых в конце раздела и проверяем работу команд в «полевых» условиях на испытателе «Пробуй!».

Что мы повторили?

Повторили структурные элементы таблицы: строки, столбцы, размер таблицы, а также «утиное» правило для индексации элементов.

Что мы узнали?

  • как выполняется команда присваивания, когда в левой её части указано имя таблицы с индексами,
  • что такое откатка и накатка и как выполняются эти операции.

Зачёты и Практикумы (к)

  1. Практикумы 3, 4, 5 (таблицы).
  2. Зачёт 1 (работаем с таблицей).
  3. Зачёт 2 (работаем с таблицей).
  4. Практикумы 6, 7, 8 (откатка и накатка).

Дополнительно:

  • Практикумы 1, 2 (работа с таблицами).
  • Практикумы 9, 10, 11 (поиск информации и сложные вычисления в таблицах).

  • Зачёт 1. Работаем с таблицей. Задания на поиск информации в таблице успеваемости. 5 вопросов.
  • Зачёт 2. Работаем с таблицей. Задания на поиск информации в таблице успеваемости, работа с индексами. 5 вопросов.
  • Практикум 1. Построить таблицу («ноги, крылья, хвост»). Таблица 4×3 .
  • Практикум 2. Построить таблицу по заданному правилу (содержимое каждой клетки равно наименьшему из двух индексов этой клетки). Таблица 3×4
  • Практикум 3. Работаем с таблицей. Задания на поиск информации по таблице успеваемости. 5 вопросов.
  • Практикум 4. Выполнение алгоритма: работа с числами. 5 заданий.
  • Практикум 5. Выполнение алгоритма: работа с буквами. 5 заданий.
  • Практикум 6. Откатка. Выполнение алгоритма.
  • Практикум 7. Откатка. Выполнение алгоритма.
  • Практикум 8. Откатка и накатка. Выполнение алгоритма.

Практикумы в строке «Дополнительно» продолжают тренировку навыков работы с многострочным редактором.

  • Практикум 9. Работаем с таблицей: поиск информации в таблице. 6 заданий.
  • Практикум 10. Работаем с таблицей: сложные вычисления. 6 заданий.
  • Практикум 11. Построить таблицу: сложные вычисления. Таблица 3×3 .

Задание на дом


Поработать с уроком 14 по учебнику, выполнить практикумы, не выполненные на уроке.

Выполнить задание «Наводим порядок».

Наводим порядок


Задания

В таблице Т с помощью команды присваивания заполнить клетки буквами так, чтобы получились слова: в первой строчке БИТ, во второй КИТ, в третьей ЩИТ.

СОР
СОР
СОР

В таблице C надо убрать СОР: с помощью команд присваивания изменить содержимое ячеек последнего столбца так, чтобы во всех строчках появились новые слова.

Ответы

Т 1,1 ← Б
Т 2,1 ← К
Т 3,1 ← Щ

СОК
СОМ
СОН

С 1,3 ← К
С 2,3 ← М
С 3,3 ← Н

Источник

Алгоритмические работы с таблицами

Для урока потребуется:

  • Листочки с домашним заданием (заготовка для печати расположена в папке home/14/ ).

Работаем по презентации и учебнику, поэтому перед началом урока следует открыть:

  • урок 14 учебника;
  • презентацию presentppt/14/14.ppt.

Методические указания по проведению урока в виде doc-файла расположены по адресу: mdoc/14/14.doc

Вступление

На этом занятии обратимся к двум темам: «Таблицы» и «Многострочный редактор».

Сначала повторим структуру таблиц, разберём, как выполняется отбор строк или столбцов таблицы по условию.

Рассмотрим команду присваивания с использованием таблиц.

Далее разберёмся с операциями «откатка« и «накатка» в многострочном редакторе.

Ответы на вопросы


  1. Назовите составные части таблицы:

Назовите размер таблицы, изображённой выше.

Знакомство с новым материалом

Несмотря на то, что таблицы и многострочное редактирование — далекие друг от друга темы, в этом уроке они связаны алгоритмическим подходом.

Поработаем с таблицами, выполняя задания на:

  • отбор строк или столбцов, удовлетворяющих некоторому условию;
  • использование команды присваивания при работе с табличными клетками.

Навык выполнения операций откатки и накатки будем отрабатывать, выполняя алгоритмы с использованием клавиатурных аккордов: Ctrl+Z и Ctrl+Y .

Большинство разделов с вопросами содержат основную и дополнительную части. Учитель, в зависимости от подготовленности группы, может спланировать сценарий занятия с использованием всех вопросов или их части так, чтобы уделить достаточное время каждому фрагменту урока.

Если материала окажется слишком много для конкретной группы детей, можно разбить его на два занятия («Работа с таблицами» и «Многострочное редактирование»).

Работаем с таблицами


Таблицы

Изложение материала в учебнике начинается с повторения структуры таблиц: на примере таблицы успеваемости демонстрируются: количество строк (5), столбцов (3), размер (5×3). Подчеркивается важность таких элементов, как заголовки строк и столбцов.

Для повторения подготовлены вопросы:

  • на отбор строк или столбцов, удовлетворяющих некоторому условию,
  • на обращение к элементам таблицы по индексам.

В 5-ти из 6-ти первых основных вопросов предлагается построить список из заголовков таких строк (или столбцов), элементы которых удовлетворяют заданному условию.

Например, требуется составить список отличников. В список включаются заголовки тех строк, в которых все элементы равны числу 5. Ответ: (Белочка) .

Еще пример: требуется составить список предметов, по которым нет троек. В список включаются заголовки тех столбцов, в которых ни один элемент не равен числу 3. Ответ: (Математика) .

Для того, чтобы дать ответ, необходимо просматривать таблицу по строкам (или столбцам) и отбирать в список заголовки тех строк (или столбцов), элементы которых отвечают заданному условию.

Решением некоторых заданий умышленно сделан пустой список. Достигаем сразу две цели: демонстрируем востребованность пустого списка и проверяем, насколько хорошо ученики усвоили это понятие.

Для учителя, знакомого с реляционными базами данных, ясно, что предлагаемые задания аналогичны запросам к содержимому базы данных и соответствуют поиску записей или полей, значения которых отвечают тому или иному условию.

Главный результат первой части — повторение элементов структуры таблиц: строки, столбцы, заголовки, но не путем теоретического опроса, а на практике.

Вторая часть раздела посвящена работе с индексами, т. е. тренировке навыков применения «утиного» правила.

Стараемся добиться уверенной (моторной) работы детей с индексами.

Команда присваивания

Повторяем алгоритм выполнения команды присваивания, изложенный в уроке 10.

И фронтально решаем 6 заданий из учебника.

Таблица в ячейке памяти

Из урока 10 известно, что ячейка памяти может хранить не только отдельные числа и тексты, но и целые списки чисел и (или) текстов.

Понятно, что в памяти можно хранить любую структуру данных. Мы называем область хранения ячейкой в силу того, что с хранимой структурой связываем имя (имя ячейки), по которому можно к этой структуре обращаться.

Может случиться и так, что эта виртуальная ячейка будет занимать не сплошной фрагмент реальной памяти компьютера, а распределяться по нескольким разрывным областям, которые соединяются в единое целое, благодаря, например, двум ссылкам, сопровождающим каждый элемент данных; первая указывает на предыдущий элемент, вторая — на следующий:

Однако такие детали распределения памяти мы пока раскрывать не будем, чтобы не перегружать наших учеников!

В этом разделе говорится о том, что таблица (как и список) может храниться в одной ячейке памяти. И что к элементам таблицы в памяти (как и к элементам списка) можно обращаться по индексам, приписывая их к имени ячейки, и использовать имя с индексами в правой и левой части команды присваивания.

Команда присваивания — основной инструмент для работы с данными в памяти, и «Азбука Роботландии» уделяет этой конструкции языков программирования повышенное внимание.

Важно добиться чёткого понимания смысла левой и правой частей команды присваивания.

В правой части записывается выражение для вычисления. В него могут входить имена ячеек, в том числе имена с индексами. Эти имена указывают, откуда брать данные для вычислений. Данные копируются в выражение, и выражение вычисляется. При этом никаких изменений в ячейках с данными не происходит.

В левой части команды присваивания указывается имя ячейки (возможно с индексами) в которую записывается результат вычисления правой части. Прежнее содержимое ячейки (или её индексируемой части) пропадает.

Пусть, например, в ячейках X и Y записаны, соответственно, числа 1 и 2. После выполнения команды присваивания

содержимое ячейки X не изменится, а прежнее содержимое ячейки Y заменится числом 3.

Еще пример. Дана таблица T , элементы которой строятся по правилу T i,j =i+j . После выполнения команды присваивания

содержимое табличной клетки T 2,3 не изменится, а прежнее содержимое табличной клетки Т 1,1 заменится числом 6.

В заключение знакомства с новым материалом герои Роботландии обсуждают механизм хранения таблиц в памяти компьютера по строкам.

Именно так реально хранятся таблицы, если для каждой табличной клетки требуется фиксированное число байт. Так, например, обстоит дело с числовыми таблицами и таблицами символов.

Запишем формулу доступа к табличным клеткам в памяти для этого случая.

Пусть дана таблица T размером n×m . Если табличные клетки хранятся в памяти непрерывно по строкам, легко написать формулу доступа к любой табличной клетке:

где k — размер данных в одной табличной клетке в байтах, а адрес объекта в памяти — это номер байта, с которого объект начинается.

Пусть, например, таблица размером 2×3 хранится в памяти, начиная с первого байта, и содержит символы ( k=1 ). Тогда формула примет вид:

Используя формулу, находим, что первый элемент во второй строке занимает байт с номером 4:

Раздел завершается 3-мя алгоритмами, которые дают возможность поработать с командой присваивания, в левой части которой стоит ссылка на табличную клетку (имя таблицы с индексами).

Задания

Решаем алгоритмические задания зайца Кости: работаем с командами присваивания, в которых задействованы индексы, в группе сложных заданий решаем задачи на поиск максимальных и минимальных элементов.

Многострочный редактор

Операции откатки и накатки, о которых идёт речь в этом разделе учебника на примере текстового редактора, очень важны для практики, ибо способствуют комфортной работе на компьютере без страха совершить «непоправимые» ошибки, из-за которых большую часть сделанного придётся переделывать заново.

Откатка и накатка

Накатка — восстанавливает правку.

Для выработки навыка работы с откаткой и накаткой выполняем 5 упражнений, приведённых в конце раздела и проверяем работу команд в «полевых» условиях на испытателе «Пробуй!».

Что мы повторили?

Повторили структурные элементы таблицы: строки, столбцы, размер таблицы, а также «утиное» правило для индексации элементов.

Что мы узнали?

  • как выполняется команда присваивания, когда в левой её части указано имя таблицы с индексами,
  • что такое откатка и накатка и как выполняются эти операции.

Зачёты и Практикумы (к)

  1. Практикумы 3, 4, 5 (таблицы).
  2. Зачёт 1 (работаем с таблицей).
  3. Зачёт 2 (работаем с таблицей).
  4. Практикумы 6, 7, 8 (откатка и накатка).

Дополнительно:

  • Практикумы 1, 2 (работа с таблицами).
  • Практикумы 9, 10, 11 (поиск информации и сложные вычисления в таблицах).

  • Зачёт 1. Работаем с таблицей. Задания на поиск информации в таблице успеваемости. 5 вопросов.
  • Зачёт 2. Работаем с таблицей. Задания на поиск информации в таблице успеваемости, работа с индексами. 5 вопросов.
  • Практикум 1. Построить таблицу («ноги, крылья, хвост»). Таблица 4×3 .
  • Практикум 2. Построить таблицу по заданному правилу (содержимое каждой клетки равно наименьшему из двух индексов этой клетки). Таблица 3×4
  • Практикум 3. Работаем с таблицей. Задания на поиск информации по таблице успеваемости. 5 вопросов.
  • Практикум 4. Выполнение алгоритма: работа с числами. 5 заданий.
  • Практикум 5. Выполнение алгоритма: работа с буквами. 5 заданий.
  • Практикум 6. Откатка. Выполнение алгоритма.
  • Практикум 7. Откатка. Выполнение алгоритма.
  • Практикум 8. Откатка и накатка. Выполнение алгоритма.

Практикумы в строке «Дополнительно» продолжают тренировку навыков работы с многострочным редактором.

  • Практикум 9. Работаем с таблицей: поиск информации в таблице. 6 заданий.
  • Практикум 10. Работаем с таблицей: сложные вычисления. 6 заданий.
  • Практикум 11. Построить таблицу: сложные вычисления. Таблица 3×3 .

Задание на дом


Поработать с уроком 14 по учебнику, выполнить практикумы, не выполненные на уроке.

Выполнить задание «Наводим порядок».

Наводим порядок


Задания

В таблице Т с помощью команды присваивания заполнить клетки буквами так, чтобы получились слова: в первой строчке БИТ, во второй КИТ, в третьей ЩИТ.

СОР
СОР
СОР

В таблице C надо убрать СОР: с помощью команд присваивания изменить содержимое ячеек последнего столбца так, чтобы во всех строчках появились новые слова.

Ответы

Т 1,1 ← Б
Т 2,1 ← К
Т 3,1 ← Щ

СОК
СОМ
СОН

С 1,3 ← К
С 2,3 ← М
С 3,3 ← Н

Источник

Алгоритмические таблицы решений

При технологическом проектировании встречаются задачи, число решений которых невелико, а логические зависимости их выбора сложны. В этом случае могут быть использованы алгоритмические таблицы решений.

Пример. Выбор модели токарного автомата.

Комплекс условий применимости (КУП) для выбора станка:

В КУП приняты следующие обозначения: М – материал обрабатываемой заготовки (детали); ФП – форма прутка, применяемого в качество заготовки.

Для решения поставленной задачи можно использовать таблицу решений. Но она будет громоздкой, т.к. условия применимости здесь взаимосвязаны, и объем таблицы решений будет в данном примере в 6 раз больше, чем таблица исходных характеристик станков. Уменьшение объемов таблицы и исключения повторов информации при сложной логике достигают при использовании алгоритмических таблиц решений.

Алгоритмическая таблица решений для выбора модели токарного автомата
No строки ФП (1) DZ (2) M (3) DR (4) LZ (5) Решение (6)
=0(4.1) =0(4.4) 1Б112
=0(4.1) =0(5.4) 1Б118
=0(4.1) =0(6.4) 1А124
=6(7.1) =1(1.4) 1Б112
=6(7.1) =1(2.4) 1Б118
=6(7.1) =1(3.4) 1А124
=4(10) =0(4.4) 1Б112
=4(10) =0(5.4) 1Б118
=4(10) =0(6.4) 1А124

В таблице приняты следующие обозначения по ФП: 0 – круглый, 4 – четырехгранный, 6 – шестигранный; по М: 0 – сталь, 1 – другие материалы. Числом «10» условно обозначен номер следующей подпрограммы, к которой осуществляется переход после решении задачи по выбору модели станка.

Каждый элемент таблицы записывается следующим образом: , где — тип условия ; — характеристическое значение параметра применимости; — адрес (метка) перехода. Имеется три вида переходов:

1. Стандартный – к следующей строке таблицы данного столбца (обозначается точкой).

2. Переход к строке и столбцу данной таблицы, где — номер строки ( целая часть ); — номер столбца ( дробная часть ).

3. Переход к другой подпрограмме, при этом — целое число (номер подпрограммы).

Пример поиска. Выбрать токарный автомат на операцию обработки детали из шестигранного стального прутка с размером под ключ 14 мм, у детали имеется резьба М10, длина детали равна 40 мм.

Множество исходных данных запишется следующим образом: U = <ФП, DZ, M, DR, LZ>= <6, 14, 0, 10, 40>. Обозначим через элемент таблицы. Тогда схема поиска:

Таблицы (матрицы) соответствий

Таблицы решений используют, когда необходимо найти одно решение. Если же нужно найти все допустимые решения, то применяют таблицы соответствий.

Пример. Выбор возможных моделей зубошевинговальных станков (см. ранее). Таблица соответствий представлена в табл. 12.3.

В левой части таблицы соответствий – множество решений . В верхней части таблицы – комплекс параметров применимости и их значения. Центральная часть таблицы – матрица соответствий, в которой зафиксированы связи между решениями и значениями параметров, определяющими их применимость: 1 – наличие связи; 0 – отсутствие связи.

Пусть . Задача решается нахождением соответствующих столбцов (для примера они выделены) и логическим умножением их содержимого. Если результатом логического умножения является «единица», то решение принимается, если «нуль», то не принимается. Для нашего примера возможными (допустимыми) решениями являются: и .

Логические таблицы (матрицы) соответствий

Таблицы решений применяют тогда, когда параметры применимости взаимно независимы. Но условия выбора решений могут быть сложнее.

Пример. Выбор абразивного материала шлифовального круга.

Блок – схема алгоритма выбора абразивного материала шлифовального круга представлена на рис.12.1.

Пусть Ra > 1,25 мкм, V 50 ед. решением будет абразивные материалы марок 33А, 43А, 91А. Пусть теперь Ra > 1,25 мкм, V > 35 м/с. При HRC 50 ед. решением будет абразивные материалы марок 24А, 33А, 91А.

Если здесь применить таблицу соответствий, то часть решений либо « пропадет», либо будет неверной. При выборе возможных (допустимых) моделей зубошевинговальных станков с помощью таблиц соответствий параметры применимости были независимыми. Здесь же параметры (условия) Ra, V, HRC являются зависимыми, и выбор решений зависит не только от их значений, но и от их сочетаний.

Построим логическую таблицу соответствий для рассматриваемого примера – см. табл. 12.4.

Источник

Читайте также:  Удаление временных таблиц в PostgreSQL