Меню

Аналитический отчет что это такое и как его составить в разных профессиях

Аналитический отчет – что это такое и как его составить в разных профессиях

Аналитический отчет является очень важным документом, который поможет проанализировать рынок и собственную деятельность на его фоне. Благодаря аналитическому отчету добивались успеха уже очень много разных компаний. Аналитический отчет нужен в почти любой сфере, где есть конкуренция.

А поскольку она является очень важной составляющей рыночных отношений, в которых находится наша страна, то данный документ составляют почти все корпорации.

Аналитический отчет является залогом успешной конкурентности любой компании, независимо от ее рода деятельности.

Человек может быть учителем, преподавателем и этот документ будет не только помогать повышать общий престиж какой-то школы или университета, но и от качества его составления порой зависит успешность работы конкретного специалиста.

Давайте же более детально разберемся в том, зачем нужен такой необходимый документ.

Что такое аналитический отчет?

Кажется, что сложно это сделать? Понять, что такое аналитический отчет, очень просто. Достаточно просто проанализировать сам термин.

Первое слово в нем – это аналитический. От какого оно произошло? Правильно, анализ. Значит, аналитический отчет – это доклад о том, какие выводы имеет анализ чего-то.

Что же такое анализ? Это разбор составляющих на части и нахождение закономерностей как внутри этой системы, так и за ее пределами. Все это так абстрактно и отдаленно от реальности, что давайте более детально разберемся в этом на примере.

Анализ рынка включает в себя установление основных движущих сил, которые определяют доминирующие тенденции в нем, а также то, какие факторы влияют на существование этих сил.

Кроме этого анализ рынка включает в себя такие моменты, как взаимодействие одной действующей силы с другой и какие результаты получаются в результате.

Вся совокупность полученной информации систематизируется и подается в форме отчета, который показывает наглядно весь объем полученной информации. Собственно, вот вам первый толчок в мир аналитических отчетов.

Функции аналитического отчета

Зачем нужно составлять аналитический отчет? Разве от него есть какой-нибудь толк? Да, в начале статьи говорится о том, что без него не может существовать компания.

Но ведь это размытые фразы. В начале статьи достаточно редко говорится конкретика, это уже прерогатива основной части.

Поэтому давайте более детально разберемся, для чего нужен аналитический отчет? Итак, функции аналитического отчета.

  • Наглядность.
  • Анализ.
  • Инновационность.

1. Наглядность. Поскольку в аналитическом отчете имеется огромное количество графиков, схем и диаграмм, то можно судить о его наглядности. Вся информация находится перед человеком, как на ладони, что позволяет быстрее принимать правильное решение.

2. Анализ. Получается немного тавтологическая функция, но именно благодаря аналитическим отчетам осуществляется анализ эффективности работы определенного специалиста или предприятия. С работником все ясно.

Если он неправильно справляется со своими функциями, то его можно выгнать. Но это случается редко. Как правило, определяются ошибки его деятельности и всей организации в целом, которые в дальнейшем исправляются.

3. Инновационность. Да, инновации ценятся в любой компании. И ничего удивительного здесь нет, так как внедрение чего-то нового в большом количестве случаев сопряжено с определенными прорывами. Естественно, это происходит не всегда. Инновации должны вводиться в те сферы, которые в них нуждаются. Только в этом случае от них есть толк. И аналитический отчет позволяет наглядно продемонстрировать, что и как работает.

Аналитический отчет воспитателя

Аналитический отчет воспитателя за год обычно составляется в конце отчетного периода. Он выполняет функцию проверки определенного специалиста, как он справляется со своими обязанностями. Аналитический отчет воспитателя направлен на узнавание сильных и слабых сторон человека, который занимается детьми.

Данный документ очень сложный, так как требует огромного количества графической, табличной и другого рода элементов наглядности. Форма относительно свободная, но при этом важно понимать, что аналитический отчет должен быть максимально детализированным.

То есть, он должен учитывать огромное количество аспектов, которые включает работа воспитателем. Например, данный специалист должен привести графики успешности проведения учебной работы, связанной с освоением малышами определенных навыков, количество заболевших детей, отношения между ними в группе.

Желательно даже провести анализ самых групп в детском саду для повышения эффективности работы с ними в дальнейшем.

Все это нужно не только красиво расписать, но и наглядно продемонстрировать, со всеми доказательствами. Аналитический отчет воспитателя за год является очень сложным документом как в моральном, так и в производственном плане.

Для этого нужно приноровиться и желательно анализировать деятельность в течение всего года, а не за несколько дней до начала отчетного периода.

Аналитический отчет психолога

Аналитическая работа психолога ничуть не легче воспитательской. В какой-то степени даже труднее. Содержание аналитического отчета психолога всецело зависит от организации, в которой работает данный специалист.

Например, если он работает в школе, то в зону его компетенции входят такие пункты, как результативность повышения успеваемости отдельных учеников, снижение конфликтов между ними. Последний пункт очень сроден корпоративной психологии, где также нужно налаживать оптимальный микроклимат в рабочей обстановке.

Если же деятельность психолога является классической, то его работа будет в этом случае заключаться в том, чтобы показать наглядно эффективность работы с клиентами, подробную статистику работы с ними.

Особо важное внимание следует уделить таким показателям, как возраст, пол, профессию и тип психологических проблем, с которыми сталкивается клиент.

Все это в совокупности поможет устроить более эффективную работу с клиентами психолога в дальнейшем.

Ну а там, как говорилось ранее, следует больше внимания уделить индивидуальным требованиям к работе данного специалиста, которые оговариваются непосредственно на основном рабочем месте. Аналитический отчет психолога в разных организациях может быть совершенно разным.

Аналитический отчет учителя

А как же дела обстоят с педагогами? Основная сфера, в которой требуется аналитический отчет – это естественно, педагогика.

Ведь от эффективности проведения учебно-воспитательной работы со стороны учителя зависит успех определенной школы или иного типа учебного заведения не только в микрорайоне, но и на районном или даже городском уровне. А все это престиж, который в дальнейшем нередко перетекает в самые настоящие деньги.

Умение составлять аналитический отчет педагога прекрасно поможет в дальнейшем правильно организовать свою учебную деятельность. Пункты различны для разных учителей, но универсальные – это стандартные пол, возраст и так далее.

Что такое ФГОС?

Если вы не знаете, что такое ФГОС, то вы никогда не имели дело с государственными стандартами, которые распространяются на огромное количество разных сфер человеческой жизни и в том числе, образовательные учреждения, в которых нужно составлять аналитический отчет воспитателя по ФГОС.

Вообще, сам документ аналитического отчета должен соответствовать данным стандартам. И это хорошо, так как стандартизированность позволяет целому спектру разных работников общаться на одном языке.

Аналитический отчет по ФГОС

Как составить аналитический отчет по ФГОМ? Составление аналитического отчета – дело нетрудное. Нужно просто соблюдать требования, которые предусмотрены государственными стандартами. Аналитический отчет воспитателя по ФГОС, по сути, ничем особо не отличается.

В какой-то степени, если следовать стандартам, то даже проще, так как они являются опорой для вас при создании действительно качественного продукта. Где же можно найти требования к аналитическим отчетам со всеми стандартами?

Разобраться со всем можно в интернете. Нужно просто включить поиск документов и набрать «как составить аналитический отчет по ФГОС». Там будет выдано множество методологических рекомендаций.

Читайте также:  Строение лимфосистемы человека что упускают врачи и о ч м не знают пациенты

Ничего сложного в этом нет, можно понять требования всего за несколько минут, которые вы потратите для того, чтобы это все прочитать.

Аналитический отчет ДОУ

Что такое ДОУ? Аналитический отче ДОУ – что это такое? Многие люди вообще не знают, что это за аббревиатура, хотя понимание данного термина необходимо, если вы собираетесь составлять аналитический отчет данного учреждения.

Но как же расшифровывается эта аббервиатура? Очень просто – дошкольное образовательное учреждение. Проще говоря, ДОУ – это детский садик, в котором дети могут развлекаться и получать нужные в школе навыки. Аналитический отчет за год – дело обыденное в этих учреждениях.

Как составить аналитический отчет ДОУ?

Дошкольное образовательное учреждение имеет свои специфические особенности при составлении аналитического отчета. Их важно учитывать. Данная задача не очень сложная. Важно, чтобы вы реализовывали ее.

Если же вам нужно составить аналитический отчет детского сада, то в интернете можно найти образцы, где подробно, в табличной форме, указывается на то, какие требования имеет дошкольное образовательное учреждение к аналитическим отчетам.

Но опять же, не забывайте о том, что требования, предъявленные в этом разделе, могут отличаться от тех, которые имеет определенный детский сад. Если вы не будете иметь это в виду, то у вас может не получиться составить качественный аналитический отчет.

Ведь качество определяется не только объективными показателями типа государственных стандартов, но и индивидуальными, такими как составления аналитического отчета для определенного детского садика или любого другого образовательного учреждения.

Необходимо понимать, что только человек, который понимает специфику составления аналитических отчетов в определенном учреждении, может это сделать. Если же вы плохо разбираетесь во всех нюансах, которые сопровождают вашу деятельность, то составление аналитического отчета – не ваше дело. И вас жаль, если данная задача была на вас возложена.

Как может составить аналитический отчет учителя?

Составление аналитического отчета учителем – задача похожая на пункт с педагогом. Но при этом последнее понятие является более широким, поэтому составление аналитического отчета учителем имеет ряд особенностей.

В целом, нужно особое внимание уделить анализу такого показателя, как успеваемость и поведение. Другим педагогам, таким как преподавателям в университете, данный показатель не имеет настолько большого значения, так как ученики в высших учебных заведениях уже более ответственны.

А задачей школы является не только вложить нужные ребенку знания, согласно школьной программе, но и обеспечить максимально эффективное взросление ребенка и его социализацию. Аналитический отчет учителя не легче и не сложнее, чем остальные.

В этой статье мы разобрались, какие моменты следует учитывать при составлении аналитического отчета дошкольного образовательного учреждения, а также других отчетов, связанных с педагого-психологической деятельностью.

Кроме всего, мы разобрались, зачем вообще нужен аналитический отчет, что поможет осознать весь смысл, которые дает эта работа.

Подписывайтесь на канал «Сосед-Домосед» . Впереди вас ждет масса полезной информации для дома и семьи.

Вам понравились эти советы? Поставьте лайк , оцените наш труд.

Источник

Аналитическая записка

Аналитическая записка составляется в тех случаях, когда руководству предприятия или организации требуется анализ какой-либо нестандартной, сложной или даже кризисной ситуации. От аналитического отчета этот вид документации отличается тем, что в нем не только описывается сложившаяся проблема и анализируются ее причины, но и приводятся варианты развития событий, а также предлагаются пути решения.

Для чего нужна аналитическая записка

Обычно цель создания записки –

  • предотвращение аналогичных проблемных ситуаций,
  • грамотное планирование расходов компании в будущем,
  • повышение производительности труда,
  • улучшение контроля за теми или иными направлениями бизнеса.

Документ может служить большим подспорьем при определении дальнейшего курса развития компании.

Иногда аналитические записки используются при проведений презентаций, семинаров, совещаний и пр. внутрикорпоративных мероприятий.

В некоторых случаях данный документ может стать доказательством при судебных разбирательствах, поэтому относится к его составлению необходимо крайне внимательно и со всей ответственностью.

Кто составляет аналитическую записку

Обычно обязанность по составлению аналитической записки входит в компетенцию сотрудников специализированного отдела аналитики или специалиста структурного подразделения, осведомленного о проблеме. В любом случае, лицо, составляющее аналитическую записку должно быть компетентным и в полной мере владеть всей необходимой информацией по рассматриваемой в записке проблеме. Не лишним является и привлечение к ее разработке сотрудников других отделов и структурных подразделений, которые могут дополнить аналитику какими-то своими немаловажными данными.

Правила составления аналитической записки

Стандартного, унифицированного образца документа нет, поэтому написана записка может быть в произвольной форме. Некоторые организации, особенно достаточно крупные, разрабатывают собственный шаблон документа, исходя из своих потребностей, хотя чаще всего все же используется свободная подача. Однако независимо от того, какой вариант применяется, структура аналитической записки всегда примерно одинакова.

В начале документа указывается

  • его номер по внутреннему документообороту,
  • дата составления,
  • адресат: это обычно руководитель организации,
  • а также автор записки, занимавшийся проведением анализа.

Затем идет описательная часть, в которую включаются

  • суть проблемы,
  • ее причины и последствия,
  • рекомендации для предотвращения подобных ситуаций в дальнейшем,
  • делаются выводы.

Все сведения должны быть аргументированы и доказательны, детали, имеющие значения для подведения итогов нужно также обязательно указывать в документе.

Как правило, в записке анализируется одна проблема, но если она сложная, то ее можно разделить на несколько параграфов или пунктов, каждый из которых проанализировать по отдельности, а в конце подвести общий результат.

При составлении текста записки следует избегать специальной терминологии, понятной лишь узкому кругу специалистов, при необходимости надо стараться подбирать к таким словам и выражениям общепринятые синонимы и понятия. В крайнем случае, к терминам следует делать специальные разъясняющие их значение сноски.

Если к аналитической записке прикладываются дополнительные документы (фотографии, акты, договоры, накладные, счета, расчеты и т.д.), это необходимо также отразить в ее содержании.

В конце аналитическая записка обязательно должна быть подписана составителем.

Образец аналитической записки

Правила оформления и регистрации аналитической записки

Записка составляется в двух экземплярах, один из которых передается руководителю для ознакомления с проблемой и принятий решений по дальнейшим действиям, а второй остается в структурном подразделении (на всякий случай).

Писать документ можно как от руки, так и печатать на компьютере. Первый вариант в настоящее время используется крайне редко, чаще всего записки оформляются в печатном виде. Во многом это связано еще и с тем, что часто при оставлении записки используются различные таблицы, графики, схемы, диаграммы и чертежи – в специальных компьютерных программах рисовать их гораздо удобнее и быстрее (их, кстати, для наглядности и более выраженного эффекта, лучше всего оформлять в цвете).

Объем аналитической записки никак не ограничен – иногда он может достигать нескольких страниц, но считается, что их количество не должно превышать 6-7 листов. При этом, если документ многостраничный, его надо скреплять специальным образом при помощи крепкой нити, помещать в плотную обложку или заказывать переплет в типографии.

Регистрировать аналитическую записку не обязательно, но если в компании ведется контроль за движением внутренних документов (служебных, докладных записок, актов и т.д.), то, конечно, зарегистрировать ее стоит.

Документ может носить как единичный характер, так и применяться на регулярной основе (например, при формировании ежеквартальной или ежегодной отчетности).

Читайте также:  Сокращенный вариант таблицы умножения

Нужно ли заверять аналитическую записку

Обычно после составления записка передается руководителю структурного подразделения или другому сотруднику, способному на уровне эксперта оценить работу, выявить ошибки и дать профессиональные комментарии к ней. Только после его утверждения документ уходит на ознакомление высшему должностному лицу предприятия для передачи картины по проблеме и формирования дальнейших перспектив.

Если в записке найдены ошибки и неточности

Случается, что иногда после составления записки обнаруживаются новые сведения, которые могут кардинально поменять информацию и выводы, приведенные в ней. В этом случае нужно

  • по возможности внести в электронную версию записки все необходимые исправления и изменения и распечатать документ уже с ними
  • или пометить неточности в тексте специальными значками и дать к ним комментарии и разъяснения в отдельном приложении.

Источник



Особенности документирования информационно-аналитической деятельности в органах регионального управления: информационные продукты

Автор: Д. В. Ростовцева

Особенности документирования информационно-аналитической деятельности в органах регионального управления: информационные продукты

Д. В. Ростовцева, Уральский госуниверситет

Одной из характерных черт современности стала информатизация, в условиях которой общество разрабатывает новые способы создания и распространения информации, что неминуемо влечет за собой возрастающую потребность в обработке все большего ее количества. В этой ситуации очень важно оперативно отследить и проанализировать бесконечные информационные потоки.

Решение данной проблемы связано с грамотной организацией информационно-аналитической деятельности (далее — ИАД), которая представляет собой вид деятельности, призванной обеспечить информационные потребности общества с помощью аналитических технологий за счет переработки исходной информации и получения качественно нового знания . Сегодня информационно-аналитическая (далее — ИА) поддержка становится незаменимой частью процесса принятия решения в самых различных организациях: от органов государственного управления, крупных предприятий и холдингов, кредитных и финансовых учреждений до небольших банков и частных компаний, так как обоснованные прогнозы необходимы для ведения успешной деятельности.

Региональные органы государственной власти осуществляют управление субъектами РФ, а значит, в силу специфики их деятельности в них ежедневно принимаются управленческие решения, которые должны соответствовать множеству факторов развития региона и носить стратегический характер. Естественно, что речь при этом идет о необходимости сбора и анализа больших объемов информации, поэтому на сегодняшний день наличие ИА структур в органах регионального управления (далее — ОРУ) становится не просто желательным, а необходимым условием работы.

Основная цель деятельности ИА подразделений в ОРУ — обеспечить лицо, принимающее решение (далее — ЛПР), информационными продуктами, необходимыми для осуществления его деятельности. Информационный продукт — документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей . В ОРУ продукты ИАД являются информационным базисом для разработки и принятия управленческих решений, воплощаемых в организационно-правовых, плановых и распорядительных документах. В большинстве случаев именно документы, являющиеся продуктами ИАД, сосредотачивают основной объем сведений о фактическом положении дел, возникающих проблемах, тенденциях в системе управления органа власти.

Существует ряд различных наименований продуктов ИАД: дайджест, доклад, записка, обзор, отчет, сводка, справка, статья. Теоретически можно выделить характерные особенности каждого из них, однако на практике зачастую увидеть и объяснить различия между справкой, запиской, отчетом, обзором и другими вышеперечисленными продуктами ИАД бывает непросто.

С точки зрения рассмотрения продуктов ИАД как информационного базиса для принятия управленческих решений можно обратиться к следующей классификации, предлагаемой в работе Н. А. Гайдамакина :

Обратимся к конкретным видам продуктов ИАД с целью выявления их особенностей.
Справка — это документ, содержащий анализ значений показателей информационного поля (то есть массива информации, складывающегося вокруг объекта мониторинга) с точки зрения поставленной проблемы.
Информационно-аналитическая записка — термин подразумевает четкое и краткое описание проблемы или проделанной работы. Таким образом, не ясно, какими специфическими чертами записка отличается от справки в контексте ИА документов.
Аналитический обзор предназначен для быстрого ознакомления и комплексного изучения сложных предметов. Помимо «обзорности» и «сжатости», эти документы обладают еще и аналитическим аспектом, связанным с анализом, сопоставлением различных точек зрения и формированием обоснованных оценок. Таким образом, аналитические обзоры (в отличие от справок и статей) имеют комплексный и емкий характер.
Доклад — это документ, содержащий изложение определенных вопросов, выводов, предложений и предназначенный для устного прочтения. ИА доклад предполагает не только перечисление параметров проблемы и формулировку связывающих их выводов, но и внесение предложений по решению вопроса.
Информационная сводка по событиям, происшествиям, обстановке представляет сведенную воедино за определенный временной период в отношении определенного объекта (территории, структуры, сферы) информацию о произошедших событиях, особенностях обстановки, положении дел.
Аналитический отчет — это аналитический продукт, в котором описана совокупность показателей, по которым оценивается информационное поле объекта мониторинга. Он состоит из диаграмм, графиков и таблиц, сопровождающихся краткими или развернутыми аналитическими справками. Заключение отчета обычно содержит основные выводы и рекомендации.
Аналитическая статья — это статья, в которой содержится анализ деятельности объекта мониторинга. Данный документ содержит большое количество анализируемых фактов и определяет их взаимосвязи. Статья, с одной стороны, должна быть доступна для понимания широкому кругу читателей, а с другой — интересна для специалиста в исследуемой сфере.
Дайджест — информационный продукт, который содержит краткие аннотации и выходные данные статей. Такой формат удобен для ежедневного предоставления — например, для ознакомления с основными новостями отрасли.
В связи с обращением к проблеме документирования ИАД, необходимо выделить характерные параметры представления информации и структуру различных информационных продуктов, проанализировать их предназначение и особенности составления. Обобщив эти данные, можно сформулировать (как с точки зрения информационного содержания, так и с позиции документирования) общие черты документов, выделяющие их в массиве всей управленческой документации, и особенности.
Можно выделить следующие черты, присущие продуктам ИАД в ОРУ и отличающие их как комплекс документов:

Таким образом, можно сказать, что все ИА документы обладают высокой информативностью, однако не все из них предусматривают обобщение и анализ материала, формулировку выводов и выработку предложений по решению проблемы или задачи (см. Таблицу 1).

Содержание анализов, выводов и предложений по решению проблемы в документах, являющихся продуктами ИАД*

Источник

Информационно-аналитическая деятельность: понятие, основы, структура

Информационно-аналитическая деятельность является одним из важнейших направлений интеллектуальной деятельности современного человека. Она связана с решением задач в самых различных сферах жизни: политике, истории, экономике, образовании и других. Такая работа проводится по определенной методике. В качестве основных источников информации служат текстовые данные, для упрощения обработки которых применяются автоматизированные системы.

Общее описание

В науке существует множество определений информационно-аналитической деятельности. Чаще всего ее рассматривают как один из процессов в сфере управления. Если рассматривать ее с терминологической точки зрения, то она состоит из двух слагаемых:

  • анализ – расчленение объектов на отдельные элементы, что позволяет в конечном итоге получить общее представление об их строении и функциях;
  • информация, а точнее, ее сбор, накопление, систематизация и обработка.

В более общем понимании аналитика – это разновидность техники мыслительной деятельности, с помощью которой производится обработка фактических данных с элементами прогнозирования. Содержание этого понятия у различных ученых и исследователей имеет свои специфические оттенки:

  • инструмент для преобразования интуитивных понятий в логическую категорию;
  • форма знания, используемая для выработки оптимальных управленческих решений;
  • способ для исследования неявных процессов в социально-экономической и политической жизни;
  • механизм обобщения разрозненных данных;
  • основа научно-исследовательских изысканий и другие.
Читайте также:  Расчет основных показателей работы предприятия

Сущность и структура

Основу структуры информационно-аналитической деятельности составляют следующие процессы:

  • анализ целей и постановка задач работы;
  • осуществление сбора информации в комплексе с адаптацией к изменяющимся условиям ситуации;
  • анализ и оценка полученных данных в контексте управленческих целей;
  • выявление сущности исследуемых процессов и явлений;
  • формирование модели по существенной части данных и среды функционирования объекта;
  • проверка соответствия модели и ее корректировка (при необходимости);
  • планирование и осуществление эксперимента в естественных условиях или создание мысленной рабочей модели;
  • формирование новых знаний на основе исследования, прогнозирование;
  • обоснование и доведение результатов до потребителя, исполнителя или управленческого лица, принимающего решение.

Данная дисциплина включает в себя три главные составляющие:

  • методологию работы в аналитическом и информационном аспекте;
  • организационное обеспечение;
  • технико-методологическое обеспечение (создание инструментальных компонентов для достижения поставленных целей).

Исходя из вышеуказанных базовых процессов, аналитика – это основа мыслительной деятельности, которая направлена на решение практических задач. В плане познавательной деятельности даже ошибочный вывод, полученный в результате аналитического осмысления, также обладает определенной ценностью, так как он способствует получению новых знаний.

История развития

Зарождение основ информационно-аналитической деятельности уходит своими корнями в историю Древней Греции. В IV веке до н. э. философ и основоположник логики Аристотель написал две книги – «Первая аналитика» и «Вторая аналитика». В них он сформулировал и истолковал законы классической логики.

Другого древнегреческого философа – Сократа – считают основоположником аналитических технологий. В своих трудах он использовал полемический анализ, целью которого было получение новых знаний в процессе спора с оппонентом.

В XX в. такая область знаний и осмысления стала профессиональной информационно-аналитической деятельностью. Во всех странах в государственных структурах существуют информационно-аналитические службы. Они создаются и в отдельных организациях, банках, образовательных и других учреждениях. Развиваются программные методы обеспечения.

В России эта сфера человеческой деятельности начала складываться лишь в конце XX в. в результате обострения социально-экономических проблем. В настоящее время активно создаются неправительственные аналитические центры, основной миссией которых является развитие гражданского общества и решение социальных проблем (ИАЦ «Сова», Московский центр Карнеги и другие).

Цели и управленческие задачи

Главная цель информационно-аналитической работы (ИАР) – это получение качественно новой информации по исследуемому вопросу в результате обобщения исходных материалов, которые были приняты к обработке не систематизированными и беспорядочными.

В рамках стратегического консалтинга организации задачами данного процесса являются:

  • обеспечение руководства объективными данными о внутреннем и внешнем функционировании;
  • подготовка основы для выработки курса развития предприятия;
  • выявление «узких» мест в системе управления;
  • внедрение масштабных проектов.

Уровни

Во время осуществления такой деятельности выделяют два уровня:

  • Информационный уровень (или эмпирический). Работа на этом этапе связана с получением и предварительной обработкой фактических данных. Уровень состоит из нескольких стадий: добывание и фиксирование информации, ее осмысление и описание научными терминами, классифицирование и определение основных зависимостей. Работа исследователя также заключается в отсеивании несущественных деталей и данных, имеющих случайный характер, в выделении наиболее типичных, часто повторяющихся фактов, определении тенденции развития, выявлении очевидных связей.
  • Аналитический уровень (или теоретический). На данном этапе проводится глубокий и всесторонний анализ фактического материала, исследование сущности явлений и процессов, качественное и количественное определение закономерностей. Итогом работы служит прогнозирование возможных событий и выработка рекомендаций для осуществления воздействия на будущие процессы.

Принципы

Основными принципами информационно-аналитической деятельности являются:

  • ориентированность на определенные цели для выполнения прикладных задач;
  • значимость исследования на данный момент времени (актуальность), своевременность выдачи результатов;
  • использование достоверных данных для анализа, объективность при составлении выводов и предложений, беспристрастное отношение к исследованию;
  • учет всей информации, имеющей отношение к поставленной задаче, непрерывный мониторинг условий и их изменений;
  • лояльный подход к мнению каждого сотрудника аналитической службы, проработка альтернативных вариантов, в том числе тех, которые выходят за пределы общепринятых представлений;
  • использование последних достижений науки и техники для получения обоснованных результатов;
  • комплексное решение проблем с учетом взаимосвязи различных факторов;
  • высокий уровень адаптации к изменяющимся общественно-политическим условиям.

Технология

Исходя из основных элементов структуры данного понятия, можно определить технологический цикл ИАР. Технология аналитической работы – это организованная во времени совокупность методов и операций, которые способствуют достижению поставленной цели. Ниже приведена ее краткая последовательность:

  1. Подготовительные работы.
  2. Проработка характеристик поиска.
  3. Сбор информации и ее предварительный анализ (эмпирический этап).
  4. Непосредственно аналитическая деятельность.

Подготовительные работы включают в себя следующие мероприятия:

  • описание проблемы;
  • выработка главной цели и ее уточнение, установление стиля работы, учитывающего специфику потребителя информационной продукции;
  • определение предварительного бюджета для исследования.

Детальная проработка поисковых мероприятий содержит следующие операции:

  • образование группы работников для проведения исследования, назначение менеджера проекта;
  • разбиение главной цели на функции, задачи и операции;
  • выработка частных (промежуточных) целей по направлениям;
  • формирование списка возможных источников информации и оцениваемых признаков, состава выборки данных, достаточной для решения задачи;
  • определение кадровых и других ресурсов для поиска информации;
  • установление источников данных и оценка их информативности;
  • разработка бюджета для информационного уровня.

Анализ и завершающий этап информационно-аналитической деятельности

Эмпирический этап работы состоит из таких процедур, как:

  • определение средств для сбора данных;
  • накопление информации;
  • анализ репрезентативности выборки;
  • интегрирование массивов данных, полученных из разных источников, оценка их противоречивости;
  • анализ всего массива, определение тенденций;
  • синтез модели;
  • выработка выводов о целях, которые можно достичь без корректирующих мероприятий;
  • определение бюджета для заключительного этапа.

Аналитический, заключительный этап работы, проводится в следующем порядке:

  • выявление критических точек, влияние на которые может привести к максимальному эффекту;
  • создание имитационной модели;
  • оценка результата;
  • выработка комплексной стратегии управления;
  • сдача информационного продукта заказчику.

Источники информации

Данные, используемые во время информационно-аналитической деятельности, могут носить символьный и не символьный характер. Ко второму типу относятся конструктивные особенности, химический состав и другие виды образцов. Чаще всего применяются следующие источники символьных (текстовых) данных:

  • объекты неоперативной информации (архивы, библиотеки, хранилища документов);
  • традиционные носители: книги, журналы, газеты и другая периодическая литература, рукописи, фотоснимки;
  • нетрадиционные носители данных: голографические, магнитооптические, оптические накопители, информационно-вычислительные сети различного уровня, магнитные ленты;
  • объекты оперативной информации – информационно-коммуникационные системы (телевидение, радиовещание, мультисерверные и сотовые системы связи и другие).

Текстовые данные обладают наибольшей информационной емкостью. Их достоинством также является и то, что их сбор и обработка сравнительно легко поддаются автоматизации.

Типы средств автоматизации

Информатизация ИАР производится с помощью двух типов средств:

  • для сбора и накопления данных;
  • для обработки и анализа информации.

Применение автоматизированных систем позволяет значительно сократить затраты времени на поиск и обработку текстовой информации. Их недостатком является то, что сгенерированные результаты все-таки нуждаются в правке и редактуре человеком, а также невозможно произвести фильтрацию неявного упоминания терминов.

Информационно-аналитические системы

Современное программное обеспечение может предоставить следующую совокупность поисковых сервисов:

  • анализ точного совпадения слова или набора слов с поисковым заданием;
  • адаптационный поиск с учетом различных словоформ;
  • поиск с учетом разнесения элементов фразы по тексту на заданное расстояние (оно измеряется в словах);
  • поиск фразы с учетом перестановок и подстановок слов.

На отечественном и зарубежном рынках представлено много разработок подобного характера: программное обеспечение «Следопыт», «Арион», «Классификатор», Decision, «Аннотатор», Deductor, СУБД «Кронос», TextAnalyst, VisualLinks и другие.

Источник