Меню

Анализ применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за 2020 г

Роспотребнадзор (стенд)

Роспотребнадзор (стенд)

Анализ применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за 2020 г. — Административная практика

Анализ применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за 2020 г.

Анализ применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за 2020 г.

За 2020 г. должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Республике Калмыкия (далее – Управление) составлен 497 протоколов об административных правонарушениях (АППГ –1567), из них 172 протоколов направлено в суд для рассмотрения по подведомственности.

Из 497 составленных протоколов об административных правонарушений в отношении граждан составлено – 175 протоколов (35,2%), должностных лиц – 132 протоколов (26,6%), индивидуальных предпринимателей – 109 протоколов (21,9%), в отношении юридических лиц – 81 протокола (16,3%).

Общее количество составленных протоколов об административных правонарушениях за 2020 г. и аналогичный период 2019 г.

всего по Управлению

2020

2019

По итогам 2020 года Управлением вынесено 329 постановлений о назначении административных наказаний, из них 232 постановлений о назначении административного штрафа (средний размер наложенного штрафа – 4,2 тыс. руб.), 97 постановлений о назначении административного наказания в виде предупреждения (29,5%).

Из 232 постановлений о назначении административного штрафа вынесены в отношении:

граждан – 62 постановлений (26,7%);

должностных лиц – 95 постановлений (41%);

индивидуальных предпринимателей – 48 постановления (20,7%);

юридических лиц – 27 постановлений (11,6%).

Общая сумма наложенных штрафов составила 967,4 тыс. рублей, из них в отношении:

граждан – 64 тыс. рублей (6,6%);

должностных лиц – 359,4 тыс. рублей (37,2%);

индивидуальных предпринимателей – 193 тыс. рублей (19,9%);

юридических лиц – 351 тыс. рублей (36,3%).

Судами было вынесено 126 постановлений, в т.ч:

  • административный штраф – 97 постановлений;
  • административный штраф с конфискацией – 4 постановлений;
  • предупреждение – 16 постановление.

Административное наказание в виде административного штрафа с конфискацией назначалось судами по результатам рассмотрения дел об административном правонарушении, возбужденных должностными лицами ТО «Центральный» с.Троицкое (3) по ч.2 статье 15.12 КоАП РФ и по ч.4 статье 15.12 КоАП РФ, с.Приютное (1) по ч.2 статье 15.12 КоАП РФ.

Всего за 2020 год общая сумма наложенных штрафов с учетом постановлений суда составила 2403,4 тыс. рублей. АППГ – 3736,4 тыс. руб. Взыскано 1241,8 тыс. рублей (51,7%). АППГ – 3258,3 тыс. руб.

По результатам рассмотрения административных дел в соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ внесено 65 представлений об устранении причин и условий способствовавших совершению административного правонарушения (АППГ – 371).

Количество внесенных представлений за 2020 года

по сравнению с аналогичным периодом прошлого года

Из 125 составов КоАП, по которым должностные лица Роспотребнадзора имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, Управлением за 2020 год применены 33составов (26,4%). АППГ – 51 составов.

Общее количество составов КоАП РФ примененных за 2020 г.

33

Общее количество составов КоАП РФ примененных за 2019 г.

51

Общее количество составов КоАП РФ примененных структурными подразделениями Управления за 2020 г.

Структурные подразделения Роспотребнадзора по РК

количество примененных составов КоАП РФ

За 2020 год, по заявлению лиц привлеченных к административной ответственности, обжаловано 8 постановлений должностных лиц Управления. Из них: 2 заявления оставлены без удовлетворения, постановления оставлены без изменения; 2 заявления изменено в части; 4 заявления удовлетворено.

За 2020 год удовлетворено 1 исковое заявления, поданное должностным лицом Управления, в интересах гр. Земсковой Н.А., административным ответчиком являлся ООО«Легион».

Федеральной службой ежеквартально проводится мониторинг практики применения новых статей КоАП, а также мониторинг редко применяемых составов КоАП.

За 2020 год Управлением передано 8 административных дела на принудительное исполнение в Федеральную службу судебных приставов России по Республике Калмыкия: переданы ТО «Центральный» с. Троицкое (2); ТО «ТО Северо-Восточный» п. Яшкуль (1); ОЗПП (4); ОСН (1).

За 2020 год Управлением не применялись следующие редко применяемые составы КоАП:

статья 6.1«Сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения»;

часть 8 и 9 статьи 9.22«Нарушение порядка ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод»;

часть 4 статьи 14.8«Неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов»;

статья 14.10«Незаконное использование товарного знака»;

часть 2 статья 14.53«Оптовая или розничная продажа насвая, табака сосательного снюса;

часть 3 ст. 14.53«Продажа несовершеннолетнему табачной продукции или табачных изделий»;

часть 15 статьи 19.5«Невыполнение изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), органом по сертификации или испытательной лабораторией (центром) в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации».

часть 2 статьи 19.4.1 «Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки»;

В Управлении по-прежнему отсутствует практика по новым статьям, введенным с 1 июля 2017 года:

статья 6.3.1, устанавливающей административную ответственность за использование генно-инженерно-модифицированных организмов;

статья 14.46.2,устанавливающей административную ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) за непринятие мер по предотвращению причинения вреда при обращении продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов;

часть 8 статьи 13.15, предусматривающую ответственность за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции;

Должностным лицам, осуществляющим контрольно-надзорные полномочия, необходимо принять направляемую информацию к руководству в деятельности при организации и осуществлении производства по делам об административных правонарушениях.

Источник

Нарушения КоАП и размеры штрафов

Такие нарушения определены в Главах 5, 14, 15 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ. Основная их часть размещена в таблице ниже.

Вид нарушения Размер штрафа, иной ответственности Основание (статья КоАП)
Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве ИП или юридического лица От 500 до 2 000 руб. ч.1 ст. 14.1
Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) От 40 000 до 50 000 руб. — для юридических лиц, с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;
От 4 000 до 5 000 руб. — для должностных лиц, с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой
ч.2 ст. 14.1
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) От 30 000 до 40 000 руб. — для юридических лиц;
От 3 000 до 4 000 руб. — для должностных лиц
ч.3 ст. 14.1
Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) От 100 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток — для юридических лиц;
От 5 000 до 10 000 руб. — для должностных лиц
ч.4 ст. 14.1
Нарушения в сфере налогового законодательства
Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций От 40 000 до 50 000 руб. — для юридических лиц;
От 4 000 до 5 000 руб. — для должностных лиц
ст. 15.1
Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе От 500 до 1 000 руб. — для должностных лиц;
От 2 000 до 3 000 руб. — для должностных лиц (с сопряженным ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе)
ст. 15.3
Нарушение установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации Предупреждение или штраф от 1 000 до 2 000 руб. — для должностных лиц ст. 15.4
Нарушение установленных сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета Предупреждение или штраф от 300 до 500 руб. — для должностных лиц ст. 15.5
Непредставление в установленный срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля От 300 до 500 руб. — для должностных лиц ст. 15.6
Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности От 5 000 до 10 000 руб. — для должностных лиц;
От 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет — для должностных лиц (при повторном совершении)
ст. 15.11
Производство товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации От 50 000 до 100 000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения — для юридических лиц;
От 5 000 до 10 000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения — для должностных лиц
ч.1 ст. 15.12
Продажа товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации От 50 000 до 300 000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения — для юридических лиц;
От 5 000 до 10 000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения — для должностных лиц
ч.2 ст. 15.12
Нарушения в сфере трудового законодательства
Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права От 30 000 до 50 000 руб. — для юридических лиц;
Предупреждение или штраф от 1 000 до 5 000 руб. — для должностных лиц;
От 1 000 до 5 000 руб. — для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица
ч.1 ст. 5.27
Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27 повторно От 50 000 до 70 000 руб. — для юридических лиц;
Дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет или штраф от 10 000 до 20 000 руб. — для должностных лиц;
От 10 000 до 20 000 руб. — для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица
ч.2 ст. 5.27
Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями От 10 000 до 20 000 руб. — для должностных лиц ч.3 ст. 5.27
Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора От 50 000 до 100 000 руб. — для юридических лиц;
От 10 000 до 20 000 руб. — для должностных лиц;
От 5 000 до 10 000 руб. — для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица
ч.4 ст. 5.27
Совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.3 или ч.4 ст. 5.27 повторно От 100 000 до 200 000 руб. — для юридических лиц;
Дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет — для должностных лиц;
От 30 000 до 40 000 руб. — для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица
ч.5 ст. 5.27
Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений От 30 000 до 50 000 руб. — для юридических лиц;
От 10 000 до 20 000 руб. — для должностных лиц;
От 1 000 до 5 000 руб. — для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица
ч.6 ст. 5.27
Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст. 5.27 От 50 000 до 100 000 руб. — для юридических лиц;
Дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет или штраф от 20 000 до 30 000 руб. — для должностных лиц;
От 10 000 до 30 000 руб. — для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица
ч.7 ст. 5.27
Нарушение государственных нормативных требований охраны труда От 50 000 до 80 000 руб. — для юридических лиц;
От 2 000 до 5 000 руб. — для должностных лиц;
От 2 000 до 5 000 руб. — для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица
ч.1 ст. 5.27.1
Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение От 60 000 до 80 000 руб. — для юридических лиц;
Предупреждение или штраф от 5 000 до 10 000 руб. — для должностных лиц;
От 5 000 до 10 000 руб. — для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица
ч.2 ст. 5.27.1
Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда От 100 000 до 130 000 руб. — для юридических лиц;
От 15 000 до 25 000 руб. — для должностных лиц;
От 15 000 до 25 000 руб. — для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица
ч.3 ст. 5.27.1
Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты От 100 000 до 150 000 руб. — для юридических лиц;
От 20 000 до 30 000 руб. — для должностных лиц;
От 20 000 до 30 000 руб. — для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица
ч.4 ст. 5.27.1
Совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.1-4 ст. 5.27.1 повторно Приостановление деятельности на срок до 90 суток или штраф от 100 000 до 200 000 руб. — для юридических лиц;
Дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет или штраф от 30 000 до 40 000 руб. — для должностных лиц;
Приостановление деятельности на срок до 90 суток или штраф от 30 000 до 40 000 руб. — для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица
ч.5 ст. 5.27.1
Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров Предупреждение или штраф от 1 000 до 3 000 руб. ст. 5.28
Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров Предупреждение или штраф от 1 000 до 3 000 руб. ст. 5.29
Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения Предупреждение или штраф от 3 000 до 5 000 руб. ст. 5.30
Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению Предупреждение или штраф от 3 000 до 5 000 руб. ст. 5.31
Уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах От 1 000 до 3 000 руб. ст. 5.32
Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры От 2 000 до 4 000 руб. ст. 5.33
Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки От 4 000 до 5 000 руб. ст. 5.34
Нарушения в сфере обязательного социального страхования
Нарушение страхователями установленного срока регистрации в органах государственных внебюджетных фондов От 500 до 1 000 руб. — для должностных лиц ст. 15.32
Нарушение установленного срока представления в ФСС информации об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации От 1 000 до 2 000 руб. — для должностных лиц ч.1 ст. 15.33
Нарушение сроков представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальные органы ФСС От 300 до 500 руб. — для должностных лиц ч.2 ст. 15.33
Непредставление в установленный срок либо отказ от представления в территориальные органы ФСС оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде От 300 до 500 руб. — для должностных лиц ч.3 ст. 15.33
Непредставление на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством либо отказ от представления в территориальные органы ФСС оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью назначения, исчисления и выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде От 300 до 500 руб. — для должностных лиц ч.4 ст. 15.33
Сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний От 5 000 до 10 000 руб. — для юридических лиц;
От 500 до 1 000 руб. — для должностных лиц
ст. 15.34
Читайте также:  Использование JavaScript для добавления строки таблицы в середину таблицы

Административная ответственность за нарушение трудового и налогового законодательства наступает в случае совершения юридическим или физическим лицом административного деликта, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ.

Налоговые деликты

Первичным звеном в процедуре привлечения к админответственности является составление протокола об административном правонарушении.

Основанием для возбуждения административного производства является выявление должностным лицом ИФНС фактов нарушения налогового законодательства. По результатам проверки сотрудник ИФНС, усмотревший в деяниях конкретного лица состав административного правонарушения, составляет соответствующий протокол.

Право рассматривать подобные протоколы закон делегирует многим государственным органам. Так, в силу положений главы 23 КоАП РФ:

  • территориальные органы ФНС возбуждают и рассматривают административные деликты, предусмотренные ст.ст. 14.5. 14.13, 15.1, 15.27, 19.7.6 КоАП РФ, относящиеся к категории правоотношений, напрямую связанных с полномочиями ФНС;
  • судьи рассматривают административные протоколы, составленные ИФНС и связанные с нарушением налогового законодательства по ст.ст.15.4–15.8, 15.11, 15.15.6 .

Поскольку любой вид ответственности персонифицирован, то при нарушениях, допущенных юридическим лицом в сфере налогового законодательства, административное наказание накладывается на должностных лиц предприятия, организации или субъекта предпринимательской деятельности.

Размер штрафа как наказания по КоАП диверсифицируется в зависимости от:

  • размера причиненного государству ущерба;
  • повторности деяния;
  • длительности срока, в течение которого совершались правонарушения и т.д.

Деликты в трудовом праве

Статья 5.27 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение норм трудового права, изложенных как непосредственно в ТК РФ, так и в иных нормативных актах, включая сам КоАП.

Так, нарушение положений ТК и иных нормативных актов влечет за собой наложение штрафа на работодателя в границах от 1000 рублей (для ИП и физических лиц) до 50 000 рублей для юридических лиц.

Размер штрафа, в силу положений п.2 ст. 5.27, может быть увеличен в границах от 10 000 до 70 000 рублей, если работодатель привлекается к ответственности за нарушение трудового законодательства повторно.

Кроме того, КоАП устанавливает собственные виды административных деликтов, а именно:

  • незаключение или уклонение от заключения с работником трудового договора;
  • фактическое допущение к работе работника, с которым не был заключен трудовой договор;
  • умышленная подмена трудового договора гражданско-правовым договором с работником;
  • ненадлежащее составление трудового договора с работником;
  • невыплата заработной платы или неполная ее выплата при условии отсутствия в действиях работодателя состава уголовного преступления;
  • учинение работнику препятствий в деле выбора банка для перечисления заработной платы;
  • умышленное занижение размера заработной платы работников ниже нормы, предусмотренной ТК.

Административные протоколы по правонарушениям в сфере трудового законодательства составляются, в соответствии с п.6 ст. 28.3 КоАП РФ, должностными лицами государственных органов, контролирующих исполнение трудового законодательства.

Рассматриваются материалы по административным нарушениям в сфере трудового законодательства судьями в соответствии с принципом территориальности.

Источник



Статья 20.6.1 в новой редакции с комментариями — ответственность при коронавирусе

В КоАП РФ есть статья 20.6.1. Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения. Она была введена Федеральным законом от 01.04.2020 N 99-ФЗ. Расскажем подробнее о штрафах, а также изменениях в КоАП РФ.

В КоАП РФ есть статья 20.6.1. Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения. Она была введена Федеральным законом от 01.04.2020 N 99-ФЗ. Расскажем подробнее о штрафах, а также изменениях в КоАП РФ.

КоАП РФ Статья 20.6.1. Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения

(введена Федеральным законом от 01.04.2020 N 99-ФЗ)

1. Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, —

  • влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Читайте также:  Проект строительства детского дома творчества Пояснительная записка к курсовому проекту 17 страница 2

2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6.3 настоящего Кодекса, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —

  • влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Изменения в КоАП РФ

Проект нового КоАП РФСкачать официальный проект

Проект нового Кодекса совершенно отличается от действующего. Вводится новая структура документа, новые понятия и термины.

Проект охватывает три раздела: «Общая часть», «Особенная часть», «Субъекты административной юрисдикции».

Общая часть содержит моменты, касающиеся в том числе принципов законодательства

  • об административных правонарушениях,
  • административного правонарушения и административной ответственности,
  • административных наказаний и правил их назначения,
  • освобождения от административной ответственности и от административного наказания.

Особенная часть объединяет в себе составы административных правонарушений на основе их классификации по видовым объектам противоправного посягательства.

В последнем разделе перечисляются:

  • субъекты административной юрисдикции,
  • уполномоченные на возбуждение,
  • рассмотрение и пересмотр дел об административных правонарушениях.

Изменение Статьи 20.6.1 «Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения»

В новом Кодексе статья «Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения» имеет номер 39.27.

Разницу в ответственности за нарушение рассмотрим в таблице:

Ответственность по новому КоАП РФ (ПРОЕКТ)

Ответственность по действующему КоАП РФ

Нарушение правил поведения при режиме повышенной готовности

Для граждан — предупреждение или штраф от одной тысячи до тридцати тысяч рублей;

на должностных лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей;

на индивидуальных предпринимателей — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;

на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Для граждан — предупреждение или штраф в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей;

на должностных лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей;

на ИП, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;

на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Нарушение правил поведения при режиме повышенной готовности повлекшее причинение вреда здоровью человека или имуществу

Для граждан — штраф в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;

на должностных лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или дисквалификация на срок от одного года до трех лет;

на индивидуальных предпринимателей — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административный запрет деятельности на срок до тридцати суток;

на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административный запрет деятельности на срок до тридцати суток.

Для граждан — штраф в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;

на должностных лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;

на ИП, — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Таким образом, суммы штрафов останутся прежними, изменится срок административного запрета деятельности. Он станет меньше. По действующему КоАП срок — до 90 суток, по проекту — до 30 суток.

Кроме того, в проекте упразднено понятие «административное приостановление деятельности». Вместо него используется «административный запрет деятельности».

Новый КоАП и штрафы для ИП

Проект Кодекса значительно ужесточает ответственность для предпринимателей. ИП по сумме штрафов приравнивают к компаниям. Размеры штрафов вырастут.

Штраф за неисполнение предписания органов контроля и надзора вырастет для ИП в 20 раз, для должностных лиц — в 5 раз.

Размер минимального штрафа для ИП вырос в 5 раз (с 10 тыс. до 50 тыс. рублей), для должностных лиц — в 2,5 раза (с 20 тыс. до 50 тыс. руб.).

Новые санкции по УК РФ

Уголовная ответственность наступит для руководителя компании, если докажут, что его действия повлекли негативные последствия для людей. Риск заразится вирусом увеличивается в транспорте и общественных местах. Значит, в зоне риска развлекательные и торговые центры, кафе, рестораны, и прочие заведения, куда массово приходят посетители. Также рискуют работодатели, чьи работники до сих пор ходят в офис.

Уголовную ответственность тоже ужесточили. Поправки внесли в статью 236 УК (Федеральный закон от 01.04.2020 № 100-ФЗ). В зависимости от обстоятельств и последствий нарушителю грозят миллионные штрафы, лишение права на профессию на несколько лет или лишение свободы сроком до семи лет. Прежние и новые штрафы смотрите в таблице.

Источник

Анализ статей 6.3, 20.6.1 КоАП РФ и 3.18.1 КоАП Москвы, или Лебедь, Рак и Щука административной ответственности за нарушение режима самоизоляции (карантина)

Ранее мной описывались ключевые нормы об установлении режима повышенной готовности в городе Москве и основные проблемы привлечения к административной ответственности за нарушение такого режима.

В настоящей публикации предлагается анализ статей, по каждой из которых граждане теоретически могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение режима самоизоляции (карантина), а именно: ст. 6.3, ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП Москвы и их соотношение между собой (презюмируем законность Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ).

До перехода к анализу законодательства об административных правонарушениях, предлагаю определиться с терминологией.

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – «Закон о ЧС») устанавливает, что органы государственной власти субъектов РФ могут устанавливать обязательные для исполнения гражданами правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Статьей 6 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – «Закон о благополучии населения») устанавливается, что к полномочиям субъектов РФ относится введение и отмена на территории субъекта РФ ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей.

При этом под ограничительными мероприятиями (карантином) понимаются административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Согласно Предписанию Главного государственного санитарного врача города Москвы от 29.03.2020 года № 1П (далее – «Предписание ГСВ Москвы») Правительству города предписано утвердить, кроме прочего, перечень противоэпидемических мероприятий, в том числе обязать граждан не покидать места проживания (пребывания).

Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 года № 12-УМ (далее – «Указ Мэра Москвы») в столице введен режим повышенной готовности, а изменениями, внесенными в Указ Мэра Москвы 29.03.2020 года, гражданам запретили покидать места проживания (пребывания).

Таким образом, с принятием Указа Мэра Москвы на основании Закона о ЧС и Закона о благополучии населения в Москве введен режим повышенной готовности с установлением правил поведения и фактически утверждены ограничительные мероприятия (карантин).

Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ

Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 года № 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Однако данными правилами не устанавливается запрет нахождения вне места жительства (пребывания).

При этом из статьи 3 Закона о благополучии населения следует, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ могут являться законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Как обосновывалось выше, Указ Мэра Москвы одновременно устанавливает правила поведения при введении режима повышенной готовности и является актом в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

То есть нарушение запрета покидать место жительства (пребывания) одновременно является невыполнением правил поведения при введении режима повышенной готовности (часть 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ) и нарушением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (статья 6.3 КоАП РФ).

В соответствии с частью 5 статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

При этом разрешение данной конкуренции норм содержится в самой части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, в которой указано: «…за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ».

Таким образом, за неисполнение обязанности не покидать место жительства (пребывания) гражданин не может быть привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, если такие действия могут квалифицироваться по статье 6.3 КоАП РФ.

(Часть 1) Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, …

Как установлено выше Указ Мэра Москвы относится к законодательству в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Следовательно, его нарушение, в том числе неисполнение обязанности не покидать место проживания (пребывания) при отсутствии к тому оснований, является нарушением законодательства по смыслу статьи 6.3 КоАП РФ.

…выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, …

Санитарные правила и гигиенические нормативы, связанные с режимом повышенной готовности (самоизоляции), в настоящее время не установлены.

Предписанием ГСВ Москвы и Указом Мэра Москвы утверждены противоэпидемические мероприятия, в том числе запрет гражданам покидать места проживания (пребывания), за исключением установленных случаев.

Следовательно, противоэпидемические мероприятия, невыполнение которых может повлечь административную ответственность по части 1 статьи 6.3 КоАП РФ установлены Предписанием ГСВ Москвы и Указом Мэра Москвы, а невыполнение таких мероприятий само по себе может повлечь привлечение к административной ответственности по части 1 статьи 6.3 КоАП РФ.

(Часть 2) …совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, …

Режим чрезвычайной ситуации в порядке, установленном Законом о ЧС, на территории России или отдельного субъекта РФ не введен.

Читайте также:  Сэкономить и не убиться сравнительный тест 15 дюймовых летних шин

Между тем наличие угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих (COVID-19), очевидно.

Кроме того, на распространение и на наличие угрозы распространения новой коронавирусной инфекции указано в преамбулах Указа Президента РФ № 239 от 02.04.2020 года и Указа Мэра Москвы.

…либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), …

Несмотря на то, что в Предписании ГСВ Москвы и Указе Мэра Москвы отсутствует указание на введение ограничительных мероприятий (карантина), предпринимаемые данными нормативными правовыми актами меры фактически являются именно ограничительными мероприятиями (карантином) по смыслу Закона о благополучии населения.

Кроме того, пунктом 2 Указа Президента РФ № 239 от 02.04.2020 года высшим должностным лицам субъектов РФ с учетом особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий в субъекте РФ.

Представляется, что в настоящее время на территории города Москвы фактически осуществляются ограничительные мероприятия (карантин), но с точки зрения надлежащей квалификации действий граждан по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ более обоснованной является квалификация с указанием на наличие угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.

…либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий

На сегодняшний день отсутствует единообразное толкование данного положения как среди юристов, так и среди судов, в том числе находящихся в одном субъекте РФ.

Так, например, большинство районных судов города Москвы исходят из того, что существующие в данном субъекте РФ Указ Мэра Москвы и Предписание ГСВ Москвы являются такими актами, а их невыполнение попадает под данную норму.

Щербинский районный суд города Москвы, привлекая к административной ответственности гражданку за нахождение на расстоянии более 100 метров от места фактического проживания, в числе прочего указал на игнорирование гражданкой законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (Постановление от 09.04.2020 года по делу № 05-0873/2020).

Между тем Савеловский районный суд города Москвы, возвращая материалы дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, указал, что в отношении гражданина законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий не выносилось и соответственно получено гражданином не было (Определение от 13.04.2020 года по делу № 5-502/20).

При этом в названном протоколе об административном правонарушении было указано, что гражданин, игнорируя требования соответствующего предписания территориального органа Роспотребнадзора, находился в общественном месте, на улице, на проезжей части.

Таким образом, при разных подходах к толкованию данного положения правоприменители могут приходить к выводам о том, что оно распространяется только на лиц, в отношении которых вынесены персональные предписания о помещении на карантин (лица с подтвержденной коронавирусной инфекцией), или в целом на всех граждан, нарушающих Указ Мэра Москвы и Предписание ГСВ Москвы.

Однако следует отметить, что независимо от того, какой из двух подходов к толкованию будет применяться судом, при указании в протоколе об административном правонарушении на иные положения части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, по основаниям, приведенным выше, такой протокол представляется законным, а лицо — подлежащим привлечению к ответственности по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ.

Часть 2 статьи 3.18.1 КоАП Москвы

Невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, в том числе необеспечение режима самоизоляции, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с КоАП РФ, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере четырех тысяч рублей

Как следует из буквального содержания указанной правовой нормы, административная ответственность по ней наступает за невыполнение гражданами требований Указа Мэра Москвы.

Несмотря на то, что Указ Мэра Москвы является актом города Москвы, порядок введения на территории субъекта РФ режима повышенной готовности установлен Законом о ЧС, а порядок утверждения противоэпидемических мероприятий (или ограничительных мероприятий (карантина) – Законом о благополучии, то есть федеральным законодательством.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 1.3 КоАП РФ к ведению РФ в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В связи с тем, что нарушение Указа Мэра Москвы, как указано выше, фактически является нарушением федерального законодательства (Закона о ЧС и Закона о благополучии), ответственность за такое нарушение установлена статьей 6.3 КоАП РФ и не может дублироваться посредством установления дополнительных ограничений на уровне субъекта РФ.

Такое правовое регулирование субъекта РФ с неизбежностью порождает конкуренцию, коллизию и несогласованность региональных и федеральных норм в системе законодательства об административных правонарушениях.

Изложенная позиция соотносится со сложившейся судебной практикой, в частности с Определением ВС РФ от 11.04.2017 № 305-АД17-2436 по делу № А40-12895/2016, Апелляционным определением ВС РФ от 22.03.2017 № 78-АПГ17-2 и Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2017 № 19АП-2078/2017 по делу № А08-8579/2016.

При этом важно отметить, что КоАП Москвы устанавливает более мягкую административную ответственность (4 тысячи рублей против 15-40 тысяч рублей по КоАП РФ) и очевидно, что с позиции защиты прав граждан применение КоАП Москвы предпочтительнее.

Однако с учетом изложенного квалификация действий граждан, направленных на нарушение режима самоизоляции (карантина), по части 2 статьи 3.18.1 КоАП Москвы является незаконной, поскольку применению подлежит федеральное законодательство, то есть статья 6.3 КоАП РФ.

UPD: выводы, сделанные в настоящей статье, не в полной мере соответствуют позиции Верховного Суда РФ, отраженной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 21 апреля 2020 года, однако могут рассматриваться в качестве альтернативной позиции по отдельным вопросам.

Источник

Таблица административных наказаний

Статья КоАП РФ

Виды административных нарушений

Административное наказание (предупреждение, штраф, лишение прав),

сумма штрафа

Выпуск в эксплуатацию маломерного судна с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума

Эксплуатация маломерных судов с превышением содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума

Предупреждение, или Штраф

ст. 11.7 ч.2 КоАП РФ

Нарушение правил плавания, в том числе:

превышение судоводителем или иным лицом, управляющим маломерным судном, установленной скорости;

несоблюдение требований навигационных знаков;

преднамеренная остановка или стоянка судна в запрещенных местах;

нарушение правил маневрирования;

нарушения подачи звуковых сигналов, несении бортовых огней и знаков

Штраф 300-500 руб., или

Лишение права управления до 6 месяцев

Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления, в том числе управление судном:

не прошедшим технического осмотра (освидетельствования), либо не несущим бортовых номеров или обозначений, либо переоборудованным без соответствующего разрешения или с нарушением норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания

(ст. 11.8 ч.1 КоАП РФ)

управление судном лицом, не имеющим права управления этим судном, или передача управления судном лицу, не имеющему права управления

(ст. 11.8 ч.2 КоАП РФ)

управление судном (в том числе маломерным, подлежащим государственной регистрации), не зарегистрированным в установленном порядке либо имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация

(ст. 11.8 ч.3 КоАП РФ)

ст. 11.8.1 КоАП РФ

Управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе документов, необходимых для допуска к управлению маломерным судном, в том числе:

управление судном судоводителем, не имеющим при себе удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета маломерного судна или его копии, заверенной в установленном порядке, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им судном в отсутствие владельца (ст.11.8.1.ч.1 КоАП)

Передача управления маломерным судном лицу, не имеющему при себе удостоверения на право управления маломерным судном

Управление судном судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения, в том числе:

управление маломерным судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения, а равно передача управления судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения

Штраф 1500-2000 руб., или

Лишение права управления от 1 года до 2 лет

Уклонение судоводителя или иного лица, управляющего судном, от прохождения в соответствии с установленным порядком медицинского освидетельствования на состояние опьянения

Штраф 1000-1500 руб., или

Лишение права управления от 1 года до 2 лет

ст. 11.10 КоАП РФ

Нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на маломерных судах, в том числе:

Нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при их высадке с маломерных судов

Штраф 300-500 руб. на граждан,

500-1000 руб. на должностных лиц

ст. 11.11 КоАП РФ

Нарушение правил погрузки и разгрузки судов

Штраф 300-500 руб. на граждан,

500-1000 руб. на должностных лиц,

5000-10000 на юридических лиц

ст. 11.12 КоАП РФ

Нарушение правил пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов:

эксплуатация баз (сооружений) для стоянок маломерных судов без разрешения органов государственной инспекции по маломерным судам либо нарушение норм базирования маломерных судов, условий и технических требований безопасной эксплуатации баз (сооружений), а равно содержание на указанных базах (сооружениях) не зарегистрированных в установленном порядке маломерных судов

Штраф 500-1000 руб.

ст. 11.13 ч. 2 КоАП РФ

Нарушение правил выпуска судна в плавание или допуск к управлению судном лиц, не имеющих права управления судном либо находящихся в состоянии опьянения, в том числе выпуск в плавание маломерного судна:

не зарегистрированного в установленном порядке, или не прошедшего технического осмотра (освидетельствования), или имеющего неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, или не укомплектованного снаряжением, или переоборудованного без соответствующего разрешения, а равно допуск к управлению маломерным судном лиц, не имеющих права управления этим судном либо находящихся в состоянии опьянения

Штраф 1000-2000 руб.

ст. 19.22 ч. 2 КоАП РФ

Нарушение правил государственной регистрации маломерных судов

Источник

Adblock
detector