Меню

Анализ рассказа Н А Тэффи Свои и чужие 8 класс

Свои и чужие таблица обсуждение легкого недомогания героини

Татьяна-Дмитриевна Хлескина

27.04 Литература
Тема: Н.А. Тэффи. «Свои и чужие». Большие проблемы «маленьких» людей.
Включаем голосовые сообщения.
Добрый день, ребята. Сегодня мы познакомимся с личностью и творчеством замечательного писателя- сатирика 20 века Надеждой Александровной Тэффи, Лохницкой.
Перед нами рассказ «Свои и чужие»
Итак, кто же они, «свои» и «чужие», повествование о которых пронизано горьким, печальным юмором Тэффи. И почему те, кому предназначено быть ближе и роднее, становятся подчас холодными и эгоистичными, чёрствыми и равнодушными? А совершенно чужие люди оказываются гораздо человечнее…
Давайте определимся, кто для вас «свои» и «чужие».
«Свои»: родители, мама, папа, друг, сестра, другое. «Чужие»: соседи, одноклассники, прохожие, друзья, другое.
Как вы относитесь к своим близким, друзьям? Любим своих близких, заботимся о них, переживаем.
Надежда Тэффи в своем рассказе высказала идею о том, что любовь «своих» хуже, чем любовь «чужих». Согласны ли вы с этим?
Почему же у Надежды Тэффи была такая позиция? Как это понять?
Задание 1. Прочитать рассказ «Свои и чужие» стр.»209-213
Сюжет рассказа построен на доказательстве тезиса «чем больше у че¬ловека своих, тем больше он знает о себе горьких истин и тем тяжелее ему живется на свете».
Чем отличается отношение «своих» от «чужих»? Близкие о нас беспокоятся. Но почему это беспокойство так обидно для нас?
Задание 2
• Закончите таблицу, впишите фразы, передающие отношение «своих» и «чужих».
Свои Чужие
Встреча на улице, обсуждение внешнего вида героини
«Свои считают своей обязанно¬стью непременно резать вам в глаза правду-матку».
«Посмотрит на вас презрительно»
Обсуждение легкого недомогания героини
«От чужих вам только радость и удовольствие», «делают вид, что страшно испуганы»
В гостях
«Водить знакомство со своими грустно и раздражительно, все вы¬лезают хмурые и унылые, подадут чай со вчерашними сухарями. »

Обсуждение жизненных планов героини
«Заранее оплакивают вас, недовер¬чиво качают головой и каркают. » «И, кроме того, зная вашу беспеч¬ность, безалаберность, рассеян¬ность и неумение ладить с людьми, они могут вам доказать, как дважды два — четыре, что вас ждут большие неприятности и очень печальные последствия, если вы вовремя не одумаетесь и не выкинете из головы дурацкой затеи»

Домашнее задание- составить таблицу, отправить на проверку

Источник

Анализ рассказа Н.А.Тэффи «Свои и чужие» 8 класс

Н.А. Тэффи «Свои и чужие»

С именем Тэффи связано целое направление в русской сатирической литературе начала 20 века. Современники назвали его «лирической сатирой». Природа явления, названного «лирической сатирой», двойственна: с одной стороны, это странная сатира – сатира – шарж, почти карикатура на современность, а вместе с тем –элегия, жалоба сердца, словно слова дневника.

Сюжет рассказа «Свои и чужие» построен на доказательстве тезиса «Чем больше у человека своих, тем больше он знает о себе горьких истин и тем тяжелее ему живётся на свете». Доказывая этот тезис, автор рисует следующие жизненные ситуации: обсуждение внешнего вида, лёгкого недомогания, «дружеского» приёма, жизненных планов героини.

Фразы, передающие отношение своих и чужих

«Свои считают своей обязанностью непременно резать вам в глаза правду-матку»

«Посмотрит на вас презрительно»

«Чужие должны деликатно привирать»

«Улыбнётся вам приветливо»

Обсуждение лёгкого недомогания героини

«Начнёт допытываться, где и когда могли вы простудиться, начнёт укорять, зачем вы простудились».

Будет долго издеваться над вами

«От чужих вам только радость и удовольствие», «делают вид, что страшно испуганы»

«Водить знакомство со своими грустно и раздражительно, все вылезают хмурые и унылые, подадут чай со вчерашними сухарями…»

«Принимают вас весело, делают вид, что рады вашему приходу до экстаза. Лица припудрены, моложавы, разговоры весёлые, живые, бодрые, полны относительно вас самых светлых прогнозов, посадят в лучшую комнату, разговоры заведут для вас приятные»

Обсуждение жизненных планов героини

«Заранее оплакивают вас, недоверчиво качают головой и каркают…»

«И, кроме того, зная вашу беспечность, безалаберность, рассеянность и неумение ладить с людьми, они могут вам доказать, как дважды два – четыре, что вас ждут большие неприятности и очень печальные последствия, если вы вовремя не одумаетесь и не выкинете из головы дурацкой затеи»

Читайте также:  Основные методы экономического анализа Горизонтальный и вертикальный анализ

« По отношению к вам полны самых светлых прогнозов. Все предприятия к вам, наверное, великолепно удадутся. С вашим –то умом , да с вашей обаятельностью»

Свои режут правду – матку, чужие деликатно привирают, при этом и те и другие обнаруживают эгоизм, равнодушие, лицемерие. Как у своих, так и у чужих эти качества скрываются под маской заботы о ближнем.

Особенности лирической сатиры Тэффи

Особенности лирической сатиры Тэффи

Самовыражение автора в форме монолога, обращённого к читателю, которого он постоянно имеет в виду.

«Встретите вы, например, на улице чужого человека. Всё это для вас приятно…»

Ориентация на устное воспроизведение. Характер персонажей раскрывается преимущественно в диалогах, воссоздающих различные оттенки(индивидуальные и социальные) живой разговорной речи

«Уж он и в постель завалился!»

«Подбодрись –стыдно так раскисать!»

Фрагментарность и мозаичность – основной композиционный принцип.

Включение в авторское повествование коротких рассказов, приводимых в качестве примеров – доказательств или примеров -отправных точек рассуждения, монологи – рассуждения.

Рамка, в которой происходит своеобразная игра автора и читателя, как композиционный приём.

Двойная оценка происходящего со стороны рассказчика и оценка происходящего и образа рассказчика со стороны читателя.

Рассказ о случае в вагоне.

«Всех людей по отношению к нам мы разделяем на «своих» и «чужих».

« И слушатели не удивлялись странной похвале. Не удивляюсь и я».

Самовыражение автора в форме монолога, обращённого к читателю, которого он постоянно имеет в виду.

«Встретите вы, например, на улице чужого человека. Всё это для вас приятно…»

Ориентация на устное воспроизведение. Характер персонажей раскрывается преимущественно в диалогах, воссоздающих различные оттенки(индивидуальные и социальные) живой разговорной речи

«Уж он и в постель завалился!»

«Подбодрись –стыдно так раскисать!»

Фрагментарность и мозаичность – основной композиционный принцип.

Включение в авторское повествование коротких рассказов, приводимых в качестве примеров – доказательств или примеров -отправных точек рассуждения, монологи – рассуждения.

Рамка, в которой происходит своеобразная игра автора и читателя, как композиционный приём.

Двойная оценка происходящего со стороны рассказчика и оценка происходящего и образа рассказчика со стороны читателя.

Рассказ о случае в вагоне.

«Всех людей по отношению к нам мы разделяем на «своих» и «чужих».

« И слушатели не удивлялись странной похвале. Не удивляюсь и я».

Источник



Свои и чужие таблица обсуждение легкого недомогания героини

Материал из пособия Соловьёвой Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс». (авт-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. Ч2 /Ф.Е. Соловьёва; под ред. Г.С. Меркина – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013

Урок 1. Краткие сведения о Н.А. Тэффи. Темы творчества

1.Составьте план рассказа о Н.А. Тэффи по материалам статьи учебника.

2.Подчеркните строчки стихотворения Н.А. Тэффи «Подсолнечник», в которых нашла отражение жизненная позиция писательницы.

Мы нищие. Для вас ли будет день!

Мы гордые. Для вас ли упованья!

И если чёрная над нами встала тень,

Мы смехом заглушим свои стенанья.

3.Прослушайте сообщения учителя и учащихся о рассказах Н.А. Тэффи. Коротко запишите в третью часть таблицы основные темы творчества писательницы.

«Юмористические рассказы» (1910)

«Неживой зверь» (1916)

1930 – 1940-е годы

4.К первому сборнику «Юмористических рассказов» Тэффи взяла эпиграфом изречение Спинозы: «Ибо смех есть радость, а посему сам по себе – благо».

Составьте письменный ответ на вопрос: «Почему смех Тэффи “сам по себе благо”?»

Урок 2. Н.А. Тэффи «Свои и чужие»

1.Запишите названия разновидностей комического. Укажите отличия юмора от сатиры и иронии.

2.Исследовательская работа с текстом.

Выпишите фразы, передающие отношение «своих» и «чужих» по образцу. Подберите существительные, воссоздающие черты характера «своих» и «чужих».

Встреча на улице, обсуждение внешнего вида героини

«Свои считают своей обязанностью непременно резать вам в глаза правду-матку».

«Чужие должны деликатно привирать».

«Улыбнётся вам приветливо»

Обсуждение лёгкого недомогания героини

Обсуждение жизненных планов героини

3.Познакомьтесь с особенностями лирической сатиры Тэффи. Заполните вторую часть таблицы примерами по образцу.

Особенности «лирической сатиры» Тэффи

Самовыражение автора в форме монолога, обращённого к читателю, которого он постоянно имеет в виду

Читайте также:  1914 год первая мировая война основные события таблица

«Встретите вы, например, на улице чужого человека. Всё это для вас приятно…»

Ориентация на устное воспроизведение. Характер персонажей раскрывается преимущественно в диалогах, воссоздающих различные оттенки (индивидуальные и социальные) живой разговорной речи

Фрагментарность и мозаичность – основной композиционный принцип. Включение в авторское повествование коротких рассказов, приводимых в качестве примеров-доказательств или примеров – отправных точек рассуждения, монологи-рассуждения.

Рамка, в которой происходит своеобразная игра автора и читателя, как композиционный приём.

Оценка происходящего со стороны рассказчика и оценка происходящего и образа рассказчика со стороны читателя

4.Прочитайте рассказ Н.А. Тэффи «Свои и чужие» (1923). О каких общественных пороках идёт речь в рассказе? В чём состоит сходство композиции рассказа 1913 и 1923 годов?

Вопросы и задания для самоконтроля

1.Как в литературоведении называется отдельное художественное произведение, содержащее насмешку над отрицательными явлениями или отдельными лицами; вид литературы, имеющий обличительный характер?

2.Выпишите из текста рассказа Н.А. Тэффи афористические выражения.

Источник

Урок литературы по теме «Любим ли мы «своих»?. . Рассказ Н. А. Тэффи «Свои и чужие» для 8 класса

Урок литературы по теме «Любим ли мы «своих»?. . Рассказ Н. А. Тэффи «Свои и чужие» для 8 класса

Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. / Авторы-составители: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – 4-е изд. , испр. – М. : Русское слово, 2010.

Учебник: Литература. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 3 ч. / Авт. – сост. Г. С. Меркин. – 7-изд. – М. , 2009.

Специфика обучаемых: общеобразовательный класс, четвертый год обучения по данной программе.

Тип урока: интерактивное изучение нового материала.

1) предметная – продолжить работу по развитию навыков анализа прозаического произведения;

2) метапредметная – развитие навыков исследовательской работы, критического мышления;

3) личностная – формирование доброго, уважительного отношения к близким.

В связи с заявленными целями в ходе занятия должны быть решены следующие задачи:

– расширить поле имеющихся знаний по литературе,

– познакомить учащихся с творчеством Надежды Тэффи, темами иособенностя­ми творчества писательницы;

– продолжить формирование умения критически оценить произведение литературы,

– совершенствовать навык анализа прозаического текста;

– развитие навыка исследовательской работы с текстом, выразительного чтения, коммуникативных способностей учащихся,

– развитие критического мышления современного старшеклассника;

– формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе анализа рассказа «Свои и чужие» (1913 и 1923 гг. ),

– развитие внимательного, доброго отношения к близким.

Форма работы – фронтальная, групповая.

Методы и приемы – наблюдение, сопоставление, решение проблемных вопросов и ситуаций, анализ, моделирование. Особенно ценным представляется такое действие учащихся, как анализ современных продуктов творческой деятельности и синтез всех имеющихся учебных компетенций учащихся для формирования отношения к произведениям русской литературы.

Предполагаемый результат – вооружение способом понимания своеобразия произведения, который заключается в выстраивании правильной иерархии первостепенного (определяющего) и второстепенного (дополнительного, сопутствующего) содержания.

Оборудование: компьютер с подключением к Интернету, проектор, проекционный экран.

I. Мобилизующий этап.

До революции литературная слава Тэффи была поистине огромна. Ею «восхищались буквально все, – вспоминает И. Одоевцева, – начиная от почтово-телеграфных чиновников до императора Николая II». «Царь по прочтении рассказов Тэффи, – продолжает Одоевцева, – делал пометы в своем дневнике, а в юбилейном сборнике, посвященном 300-летию Дома Романовых, из литературных имен пожелал видеть лишь ее имя («Тэффи! Только ее. Никого не надо. Одну Тэффи!»). Не исключено, что действи­тельность и миф слишком тесно сплелись в этих воспоминаниях, – имя Тэффи всегда окружали легенды и мифы, зачастую авторство последних принадлежало ей самой.

Излюбленный жанр Тэффи – миниатюра, построенная на описании незначительного комического происшествия.

Г. Иванов утверждал: «Тэффи-юмористка – культурный, умный, хоро­ший писатель. Серьезная Тэффи – неповторимое явление русской лите­ратуры, которому через сто лет будут удивляться».

Художественный такт, чисто женская мягкость сочетаются в рассказах Тэффи с едкой иронией, комическое сближается с трагическим.

Учитель: Как вы относитесь к своим близким, друзьям? Прокомментируйте тему нашего урока.

Учащиеся отвечают, что любят своих близких, заботятся о них, переживают.

Учитель: Надежда Тэффи в своем рассказе высказала идею о том, что любовь «своих» хуже, чем любовь «чужих». Согласны ли вы с этим?

Читайте также:  Презентация по биологии на тему Покровы тела

Учащиеся чаще всего высказывают категорическое несогласие с писательницей.

Учитель: Почему же у Надежды Тэффи была такая позиция? Как это понять? Что нам нужно узнать, чтобы понять автора?

Сформулируйте цели нашего урока.

Формулирование учащимися целей занятия по схеме: вспомнить – узнать – уметь.

Ø Вспомнить – узнать (что?) темы, над которыми работала Н. Тэффи.

Ø Для чего мы это делаем? Цель: узнать жизненную позицию автора, ответить «странный» на вопрос темы: «Любим ли мы «своих»?

Ø Как мы это сделаем? Наметим путь, по которому пойдём.

Предложения ребят по данным вопросам.

Учитель: Обратимся к языку математики. Перед нами обычный треугольник. Попробуйте схематически на треугольнике изобразить проблематику рассказа Н. Тэффи.

Примерно у ребят должен получиться следующее изображение:

«Свои» «Чужие» III. Коммуникация – приход к общему решению, заполнение таблицы.

Для того, чтобы лучше понять мировоззрение Надежды Александровны Тэффи, учащиеся, получившие домашнее задание заранее, кратко пересказывают ее произведения.

Остальные восьмиклассники активно обсуждают их содержание, выявляют темы данных рассказов, заполняют таблицу.

Примерно она может выглядеть так:

Название сборников Название рассказов Темы
«Юмористические рассказы» (1910) «Корсиканец»,

IV. Совместная деятельность.

Полностью отвергнув октябрьский переворот 1917 года, Тэффи оказа­лись среди вынужденных эмигрантов. В эмиграции: жизнь Тэффи сложилась внешне благополучно. Она жила в Париже, много писала, печаталась в газете «Последние новости» и других изданиях. Но что-то умерло в ней безвозвратно.

Едкая ирония Тэффи по адресу белой эмиграции очевидна. Смешные, подчас карикатурные фигуры, которые она изображает, убоги и трагичны. Это губернаторские дочки, прислуживающие в кафе, боевой офицер, ра­ботающий приказчиком в лавке, генерал, плетущий шапочки из крашеной соломы, барон Зельф – цыган в хоре.

Тэффи показывает, что потеря родины неминуемо влечет за собой по­терю национального облика. Рассказы «Ностальгия», «Сладкие воспоми­нания», «Осколки» и другие окрашивает острая тоска по России. Это же чувство рождает серию рассказов Тэффи под общим заглавием «Далекое»,

В 1930—1940-х годах она уходит от сатиры, погружаясь в сферу со­зерцательного юмора, окрашенного грустным лиризмом.

Талант Тэффи многогранен: салонные безделушки, в которых чув­ствуется «печальное вино», философические новеллы, рассказы, под­слушанные у народа, утонченно жеманные стихи, восточные сказки и стихотворения в прозе. Ее юмор, кажущийся созерцательным и добродушным, оставляет в душе незаживающие царапины, а сатира поражает меткостью и остротой. Мастерство портретных характеристик, меткость колючих острот сближают ее не только с Чеховым, но и с Буниным.

С именем Тэффи связано целое направление в русской сатирической литературе начала XX века. Современники назвали его «лирической са­тирой».

Назовите виды комического. Вспомните материал 5-7 классов и составьте схему, отражающую отличие сатиры от юмора.

Учащиеся выполняют это задание 1-2 минуты. Примерно, у них должно получиться следующее:

Юмор – осмеяние частного. Сатира – осмеяние общего.

Один из учащихся в это время находит в интернете в «Словаре литературоведческих терминов» на сайте www. licey. net/lit/slovar или www. gramma. ru/LIT/?id=3. 0 точное определение сатиры и юмора. Восьмиклассники убеждаются, что основное отличие сатиры и юмора они вспомнили верно.

Какие эмоции вызвал у вас рассказ «Свои и чужие»?

Согласны ли вы с автором?

На чем построен сюжет рассказа?

Сюжет рассказа построен на доказательстве тезиса «чем больше у че­ловека своих, тем больше он знает о себе горьких истин и тем тяжелее ему живется на свете».

Чем отличается отношение «своих» от «чужих»? Близкие о нас беспокоятся. Но почему это беспокойство так обидно для нас?

Вспомните ситуации из вашей жизни, когда близкие что-то вам запрещают, о чем-то вас предупреждают. Что вы чувствуете? Обиду? Почему?

Что по этому вопросу говорит Надежа Тэффи в своем рассказе? Какие жизненные ситуации рисует рассказчик, доказывая тезис?

Обсуждение внешнего вида, легкого недомогания, «дружеского» прие­ма, жизненных планов героини.

Учащиеся разбиваются на три группы.

Задание для 1-ой исследовательской группы:

• Выпишите фразы, передающие отношение «своих» и «чужих».

У восьмиклассников может получиться следующая таблица:

Источник