Меню

Авиационная промышленность факторы размещения характеристика и особенности развития отрасли

Авиационная промышленность — факторы размещения, характеристика и особенности развития отрасли

Содержание

Самолетостроение считается важнейшим и самым сложным производством в российской и мировой экономике. Факторы размещения авиационной промышленности играют важную роль в развитии этой отрасли машиностроения. Ежегодно отечественный авиапром выпускает около 100 военных самолетов, 250 вертолетов и 30 авиалайнеров гражданского назначения. Значительная часть оборонной продукции поступает на экспорт.

Первые заводы

Мировое самолетостроение берет начало в 1903 году, когда в воздух поднялась конструкция братьев Райт. Но российские историки считают, что первый самолет был создан морским офицером А. Ф. Можайским в конце XIX века. Правда, документы, подтверждающие это событие, не сохранились, поэтому в мировой науке такой факт не учитывается. Предшественниками зарождения первых заводов авиапромышленности стали ремонтные мастерские, в которых восстанавливалась техника иностранных летчиков, прибывших на показательные выступления.

Одновременно с заявками на ремонт стали поступать заказы на изготовление самолетов. Русская авиаиндустрия образовалась в 1909 г., а через год начали строиться первые бипланы по конструкции А. Фармана из Франции.

Некоторые заводы в стране создавались на основе существующих транспортных компаний. Первые авиастроительные предприятия России:

Завод «Гамаюн», созданный в городе Санкт-Петербурге на базе мастерских. «Дукс» — московский завод, который сначала производил велосипеды и мотоциклы. Завод аэропланов «Анатра» — одесское предприятие, построенное банкиром А. А. Анатрой. Мастерские Русско-Балтийского вагонного завода, где главным конструктором работал И. И. Сикорский. Завод В. А. Лебедева — на тот период по площади самое крупное предприятие в Санкт-Петербурге и России.

На заводе «Гамаюн» создавались первые гидросамолеты конструктора П. Григоровича, которые предназначались для проведения военных операций на воде. После Великой Октябрьской революции предприятие «Дукс» было национализировано, что позволило повысить его ассортимент до 22 видов самолетов.

Именно на одном из них выполнил «мертвую петлю» летчик П. Н. Нестеров. В 1913 году под руководством И. И. Сикорского были созданы первые тяжелые самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец». Лидером по производительности в то время считался завод «Антара», который по военным заказам выпускал ежемесячно около 100 самолетов.

Современная авиационная промышленность

Особенностью авиапрома России в начале двухтысячных годов стало то, что вместо единого государственного перевозчика организовалось несколько частных предприятий. Так, на 2005 год в стране насчитывалось более 180 независимых компаний. Функции и характеристика управления в гражданской авиации сегодня разделены между:

  • Росавиацией;
  • Ространснадзором;
  • Министерством транспорта России.

В Минтранспорте все управление сосредоточено в руках Департамента государственной политики в области гражданской авиации. Некоторые преобразования затронули сферу организации воздушного движения. В конце XX века была сформирована компания, которая входит в совет «Евразия».

Совет состоит из семи организаций стран СНГ, которые решают вопросы по общему использованию воздушного пространства и организации движения. Государственная компания России осуществляет контроль за 869 трассами, протяженность которых составляет 700 тыс. км.

В среднем организация обслуживает почти 1,5 млн российских и зарубежных рейсов. Создание самолетов считается процессом высоких технологий, а все организации можно отнести к группе новых отраслей. К основным факторам размещения авиастроения относятся:

  • наличие специалистов высокой квалификации;
  • близкое расположение научных центров и конструкторских бюро;
  • расширенные транспортные сети.

Последний фактор особенно важен, так как многие предприятия проводят только сборочные работы из привозных элементов и деталей. Всеми авиастроительными заводами управляют два государственных холдинга:

Объединенная авиастроительная корпорация. В нее входят основные предприятия. Оборонпром. Объединяет предприятия по производству вертолетов и двигателей.

В общей сложности в их состав входят 214 предприятий и организаций. В конце 2016 года Правительство Российской Федерации создало Авиационную коллегию. В ее обязанности входит координирование деятельности руководящих органов и предприятий авиапрома в сфере разработки, производства и продвижения на международном рынке авиационной техники.

Так, периодически в России проводится Международный авиакосмический салон, в котором участвуют ведущие предприятия страны.

Развитие отрасли в других странах

Кроме России наиболее развитыми авиационными промышленностями обладают США, Бразилия и страны ЕС. В них насчитывается наибольшее количество компаний и заводов этой отрасли. Из-за больших издержек и капиталоемкости авиационного строения в этих странах наблюдается высокая монополизация.

Жесткая конкуренция приводит к объединению даже крупных компаний внутри государства. Примером может служить слияние предприятий «Боинг» и «Макдоннелл-Дуглас» в Соединенных Штатах, а также совместное производство «Эйрбас индастри», в котором участвуют:

  • Франция;
  • Германия;
  • Великобритания;
  • Испания.

Европейские страны объединились с целью противостояния монополии США в гражданском авиастроении, поэтому в конце XX века только «Боинг» и «Эйрбас» выпускали 90% самолетов большой вместимости. Бразилия, Канада и Китай в основном выпускают лайнеры вместимостью до 100 человек для обслуживания внутренних рейсов.

Самая развитая и мощная авиационная отрасль находится в Соединенных Штатах. Начиная с послевоенного времени, когда у производителей Америки практически не было конкурентов, весь западный рынок оказался в руках США. Они и сейчас снабжают военной техникой партнеров по НАТО, а их самолеты гражданской авиации есть практически во всем мире.

Все это способствовало быстрому росту не только авиапрома, но и машиностроения страны, которое обеспечивает потребности авиационного и ракетного производства. В Европе лидирующее положение держат Франция и Великобритания. Кроме совместного участия в создании пассажирских самолетов они производят военные истребители и космическое оборудование.

Источник

Факторы размещения машиностроения — основные принципы

Их достаточно много — от особенностей ландшафта до социально-экономической структуры района и плотности населения. Особенно важна доступность ресурсов и кадров.

Основные факторы

Машиностроение — трудная отрасль производства, на успешную реализацию которой должны быть направлены усилия нескольких предприятий и тысяч обученных кадров.

При размещении завода учитываются такие факторы:

  • Наукоёмкость. Современные типы машиностроения опираются на производство сложных механизмов — электроники, радиотехники, приборных компонентов, прошивки. Для этого в составе технологического комплекса должны присутствовать квалифицированные научные кадры и соответствующее оборудование. Особенно это относится к авиакосмической, корабельной, военной сферам.
  • Трудоёмкость. Для строительства машины нужны рабочие — начиная от грузчиков и перевозчиков и заканчивая инженерами, калибровщиками, техниками. Потому заводы стоит размещать в районах с высокой плотностью населения и доступом к квалифицированным кадрам. Особенно это касается производства станков и приборов.
  • Кооперирование. Сложные механизмы состоят из десятков тысяч различных деталей, которые невозможно произвести на одном или нескольких заводах. Потому один из главных пунктов в таблице факторов размещения машиностроения — кооперация заводов, их взаимосвязь. Нередко предприятия строятся в непосредственной близости друг от друга, создавая целые экономические районы машинной промышленности.
  • Металлоёмкость. При производстве расходуется множество ресурсов, основной из которых — металл. Потому заводы стараются размещать рядом с металлургическими базами, карьерами, выплавляющими фабриками.
  • Потребительство. Специализации, работающие с крупными машинами (сельскохозяйственными компаниям, горным оборудованием, поездами), стараются строить предприятия неподалёку от районов-покупателей продукции. Этот фактор учитывается при размещении около 20% производственных мощностей.
  • Военно-стратегическая обстановка. Фактор важен только для заводов военного и оборонного машиностроения. Как правило, их размещают вдалеке от государственных границ. Доступ на предприятия или даже в прилегающие к ним города и районы может быть ограничен или закрыт для широкой публики.

Значимость факторов различается в зависимости от типа выпускаемых машин. Играет роль также специализация страны, особенности её географического расположения.

Географические условия

Особенности местности — важный фактор размещения тяжёлого машиностроения, ведь оно потребляет наибольшее количество ресурсов и особенно нуждается в них. Для некоторых других отраслей (электроника, высокоточные приборы, радиомашины) он незначителен, для третьих — играет среднюю роль. Составляющие фактора географии:

  • наличие металлургических и химических комплексов поблизости;
  • развитая транспортная сеть, близость корабельных портов и аэропортов;
  • сложившиеся традиции промышленности;
  • наличие рядом потребителей (например, районов сельскохозяйственной промышленности);
  • экологическая ситуация.
Читайте также:  Составное именное сказуемое Примеры предложений с составным именным сказуемым

Примером важности географических характеристик местности могут послужить восточные штаты США. Там главной причиной развития машиностроения стало наличие уже существующего металлургического и химического комплекса. Это привлекло естественных потребителей металла — авиастроительные и транспортные компании.

Географические факторы обуславливают размещение центров машиностроения не только в отдельно взятой стране, но и в мире. Например, в низинных районах с плодородной почвой и развитым сельским хозяйством образуется естественная потребность в производстве аграрной техники и перерабатывающих заводов, отчего две отрасли часто соседствуют.

Такой симбиоз можно наблюдать на юге США, в Австралии, Аргентине, Канаде, Узбекистане.

Научно-технический прогресс

Модель развития машиностроения и привлекательность района для этой отрасли зависит не только от наличия научных активов, но и от общего технического прогресса в стране.

Значение имеют такие факторы:

  • наличие научно-исследовательских лабораторий;
  • возможность нанять квалифицированных специалистов;
  • количество и размещение ВУЗов для подготовки новых кадров.

Высокоразвитые государства, например, Япония, специализируются на соответствующих областях машиностроения — IT-технологиях, ядерной энергетике, военной технике, космической и автомобильной областях. Развитие сфер производства в них идёт по другой модели, чем в России, США и прочих стран с развитой металлургией и богатыми запасами ресурсов.

При размещении машиностроительных предприятий часто ориентируются на уже существующие экономические регионы, поскольку эта отрасль сильно зависит от других. В результате образуются стабильные комплексы. Они постоянно развиваются, дополняясь новыми фабриками и привлекая потребителей для готовой продукции.

Множество примеров можно найти, если взглянуть на карту стран Юго-Восточной Азии. Машиностроительные предприятия по производству бытовой техники и радиоэлектроники собираются в огромные районы, работающие как один слаженный аппарат. Постоянный прирост дешёвой рабочей силы стимулирует владельцев расширять его, создавая новые фабрики для удовлетворения нужд потребителей.

Инвестиции и финансовые вложения

Главные инвесторы в машиностроение — владельцы уже функционирующих предприятий. Они действуют по готовым схемам развития, определяющим развитие отрасли. Как правило, планы расписаны на десятилетия вперёд, потому размещение предопределено и проходит без неожиданностей.

Исключениями являются случаи кризисных ситуаций, когда заводы открываются не для получения прибыли, а для создания рабочих мест и сохранения производства на потоке.

Такие ситуации происходят довольно часто во время финансовых кризисов, социальных беспокойств.

Интеграция в экономику

Один из ключевых факторов размещения трудоёмкого машиностроения — возможность вписать предприятия в местную и глобальную экономику. Сюда входит:

  • возможность кооперации;
  • соответствие специализации страны или региона;
  • спрос.

Грамотная интеграция в экономику необходима для выполнения инвестиционных планов и достижения проектом хорошей окупаемости.

Примером удачного решения служат многочисленные заводы бытовой техники в Китае — они заняли идеальную нишу, найдя многочисленных постоянных поставщиков ресурсов и потребителей готового товара.

Транспортная сеть

При машиностроении требуется постоянный перевоз ресурсов, деталей, частей механизма от одного завода к другому. Поэтому все предприятия нуждаются в развитой транспортной сети, наличии перевозчиков, отлаженной системе дорожной безопасности. Некоторым отраслям (например, тяжёлому машиностроению) жизненно необходимы железнодорожные станции, морские порты, аэропорты для транспортировки.

Сложные машины могут состоять из тысяч незаменимых деталей, потому важна их своевременная транспортировка от предприятия к предприятию. Заводы стараются размещать у крупных магистралей и транспортных узлов. Коммуникации необходимы для слаженной работы всего цикла, ведь последствиями даже небольшой задержки могут стать огромные убытки.

Количество и квалификация рабочих

На перспективы развития любого предприятия влияет доступность работников с соответствующими навыками.

Именно от их умений, знаний, трудолюбия и ответственности зависит успех фабрики.

Потому перед выбором места руководители предприятий тщательно проверяют доступность трудовых ресурсов по нескольким показателям:

  • численность и плотность населения;
  • традиции региона;
  • средние показатели здоровья;
  • профессиональная пригодность;
  • уровень образования;
  • показатели безработицы и занятости;
  • здоровье людей;
  • общая профессиональная пригодность кадров;
  • демографический состав населения по возрасту, полу и другим показателям.

Каким бы благоприятным не был регион с точки зрения ресурсов, предприятие не сможет работать без людей. Потому этот фактор не стоит недооценивать.

Природные ресурсы и сырьё

Один из важнейших факторов при определении оптимального размещения машиностроения — сырьевые и природные ресурсы.

Стоит учитывать, что важно не только само их наличие в области региона, но также доступность и скорость транспортировки, цена, наличие нескольких постоянных поставщиков, развитая сеть сотрудничества.

Во многом этот фактор зависит от особенностей местности и ландшафта. Залежи природных ресурсов привлекают инвесторов, открывающих металлургические и химические заводы, за ними приходят производители деталей и машин. Облюбованная зона становится привлекательнее для новых компаний, постепенно преобразуясь в слаженный комплекс.

Масштабы потребления

Перед размещением завода какой-либо продукции директора должны тщательно проанализировать спрос и заранее подобрать потенциальных клиентов, ведь только там можно получить от производства выгоду. Не исключением из этого принципа станут и механизмы — они бесполезны для производителя, если их нельзя продать. От спроса зависит не только выбор региона, но и численность персонала, масштабы производства, объёмы выходящих на свет машин.

Особенности для разных видов

Важность и влияние требований и проблем на фабрику зависит от специализации и типа предприятия. Например, факторы размещения железнодорожного машиностроения значительно отличаются у таковых от аэрокосмического или автомобильного. Это связано со спецификой затрат ресурсов и рабочей силы. Краткое описание особенностей для основных отраслей:

  • Общее машиностроение (под ним подразумевают выпуск производственного оборудования, сложной техники, нефтедобывающих, лесопильных, сельскохозяйственных механизмов) для работы больше других нуждается в квалифицированных кадрах — на них уходит до 30% от бюджета предприятия. Остальное тратится на сырьё, материалы и электроэнергию. В связи со спецификой продукции очень важно учитывать рынок сбыта при размещении такого завода.
  • Среднее машиностроение, включая производство автомобилей, нуждается в энергоресурсах и большом количестве рабочих специалистов. Затраты металла на таком производстве относительно низкие, но они всё же гораздо больше, чем в научном, электрическом или радиотехническом производстве, потому ими не стоит пренебрегать. Обычно предприятия средней отрасли имеют узкую специализацию, потому для них важно налаживание своевременных поставок деталей и ресурсов, а также поиск покупателей.
  • Тяжёлое машиностроение характеризуется относительно небольшой потребностью в трудовых ресурсах. Но оно очень металлоёмкое — на закупку и перевозку сырья и материалов уходит от 40 до 80% всего бюджета. По этой причине предприятия соседствуют с металлургическими заводами и рынком сбыта. Если они строятся не в непосредственной близости от покупателя или заказчика, важна хорошо развитая транспортная сеть, приспособленная к работе с громоздкими и тяжёлыми механизмами.
Читайте также:  Где можно продать двухкопеечники 1924 1925 годов медь

Основные факторы размещения машиностроения: доступность природных ресурсов для производства, наличие трудоспособных квалифицированных кадров, степень развития отрасли в конкретном регионе, экономическая целесообразность.

Учитывать их необходимо для того, чтобы предприятие окупалось и приносило прибыль.

Источник



Авиастроение: факторы размещения

1 ответ

Авиастроение производит продукцию высокотехнологичную. Предприятия можно отнести к группе новых отраслей. Важными факторами размещения являются:

  • наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов;
  • близость научных центров, конструкторских бюро;
  • развитая транспортная сеть.

Последний фактор важен, так как в отрасли используются специализация и кооперирование.

Если кратко, учитываются факторы: трудовых ресурсов, транспортный, научный.

Оценка: 4.3 ( 26 голосов)

Похожие вопросы

  • 1. Фактор размещения тракторостроения
  • 2. Факторы размещения автомобильной промышленности
  • 3. Кооперирование — это ..
  • 4. Что такое кооперирование в географии?
  • 5. Локомотивостроение: факторы размещения
  • 6. Главные районы размещения машиностроения, факторы, принципы и география
  • 7. Авиастроение Поволжья

Знаете ответ?

Предметы

Новые вопросы

Рейтинг сайта

  1. 1. AC DC 1,154
  2. 2. Ксения Шабунина 362
  3. 3. Надя БороваяНадя Боровая 285
  4. 4. Игорь Проскуренко 240
  5. 5. Роир ИмоирРоир Имоир 220
  6. 6. Екатерина Рыбкина 185
  7. 7. София Бурдукова 163
  8. 8. Марина Кулешова 145
  9. 9. Nominee .Nominee . 143
  10. 10. Никита ДейнекоНикита Дейнеко 138
  1. 1. Игорь Проскуренко 25,311
  2. 2. Кристина 1Кристина Волосочева 19,120
  3. 3. EkaterinaEkaterina 18,721
  4. 4. Юлия БроЮлия Бронникова 18,580
  5. 5. Darth VaderDarth Vader 17,856
  6. 6. Алина СайбельАлина Сайбель 16,787
  7. 7. Мария НиколаевнаМария Николаевна 15,775
  8. 8. Лариса СамодуроваЛариса Самодурова 15,735
  9. 9. LizaLiza 15,165
  10. 10. Дмитрий ПрошинTorkMen 14,876

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Источник

Авиационная промышленность

Понятие и факторы размещения предприятий авиационной промышленности

История развития авиационной промышленности началась в начале XX века. В годы Первой мировой войны она развивалась как самая крупная отрасль промышленности. Большего роста авиационная промышленность получила в период 1939-1945 гг. Она является наиболее концентрированной отраслью современной индустрии. Входит в состав военно-промышленного комплекса (ВПК).

Авиационная промышленность – это отрасль, в которой проводятся исследования, научные разработки, строительство и испытания опытных образцов, серийный выпуск летательных аппаратов и их элементов (двигатели и другое оборудование).

Научно-технический и производственный потенциал авиационной промышленности является основой для развития других отраслей: металлургической, радиотехнической, электротехнической и др.

Авиационная промышленность имеет большое общеэкономическое и оборонное значение для государства. Современное авиастроение – это одно из наиболее перспективных направлений развития экономики развитых стран.

В ВПК авиационная индустрия представлена 220 предприятиями и 150 научными организациями. Большая часть их расположена в районе Поволжья и на Урале. На крупных промышленных базах собираются готовые изделия из поставляемых деталей и узлов. Ключевыми факторами размещения производственных комбинатов являются наличие квалифицированных специалистов и транспортная инфраструктура. Разработки и проектирование осуществляется в конструкторских бюро Москвы и Московской области. Кроме строительства самолетов-амфибий. Они разрабатываются в Таганроге. Помимо этого немало важными факторами размещения авиастроительных предприятий считаются отдаленность от границ с другими государствами, обеспечение полной безопасности для населения, а также наличие дешевых ресурсов (электроэнергия, алюминий и др.).

Мировая авиационная промышленность

Мировая авиация зародилась и стала бурно развиваться в начале прошлого века. Основным мотивом ее развития является военная промышленность. Поэтому изначально авиационная промышленность формировалась как отрасль военного характера, а позже стала выпускать самолеты для гражданских целей. Развитие данной сферы промышленности определяется количеством постоянных военных госзаказов и возможностью экспорта техники в другие государства.

Мировая авиационная промышленность включается в себя следующие направления: разработка; производство; испытание; ремонт, утилизация летательных аппаратов; расследование катастроф.

Авиационная промышленность обладает высокой степенью капиталоемкости, что определяет ее высокую монополизацию отрасли. В ведущих государствах представлено 3-4 компании по авиастроению. Жесткая конкуренция способствует слиянию и объединению даже крупных предприятий в рамках одной страны. Основная цель интеграции – это усиление мощности и противостояние другим государствам

Лидерами гражданского самолётостроения являются наиболее известные на сегодняшний день компании. Американская фирма «Boeing» (Боинг) – это один из лидеров по выпуску больших гражданских самолётов для дальних перелётов. Ее основным конкурентом считается европейская организация «Airbus». И Россия составляет немалую конкуренцию американским и европейским летательным аппаратам.

Для военных целей главными разработчиками самолетов и вертолетов являются США и Россия. Но встречаются и удачные разработки и у других государств. В частности лидеров в сфере производства беспилотных самолетов (БПЛА) считается Израиль. Также Америка приняла на вооружение французский самолет Хариер.

В структуре мировой авиационной промышленности представлено:

  • производство различных типов самолетов и вертолетов;
  • изготовление двигателей;
  • разработка и производство авионики (электронного оборудования).

Важнейшими отраслями авиационной промышленности являются самолето- и вертолетостроение. Эти сферы представлены более, чем в 20 стран мира. Крупные авиалайнеры выпускаются в США, В западной Европе и в некоторых странах СНГ и России. Самолеты до 100 пассажиров для внутриконтинентальных рейсов производят в Бразилии, КНР и Канаде.

Большое значение в последнее время имеет производство и реализация легких гражданских самолетов для обеспечения охраны и безопасности, поиска людей и объектов, а также для спортивных, медицинских и деловых целей.

Место и роль авиационной промышленности в экономике России

В СССР авиационная промышленность получила свое развитие после декрета Советского правительства о национализации авиазаводов в 1918 году. В это время в стране было 15 небольших авиационных заводов с численностью работников в 10 тысяч, а также один аэрогидродинамический институт. Пик своего роста советская авиаиндустрия получила во время Второй мировой войны.

В настоящее время авиационная промышленность РФ занимает лидирующие позиции в мире по объемам выпуска гражданской и военной авиатехники. Это одна из наиболее высокотехнологичных областей промышленности с большим количеством высококвалифицированных работников.

На территории Росси представлено более 20 крупных предприятий серийного производства, четыре компании опытного и экспериментального авиастроения, авиационные заводы по ремонту техники и по изготовлению различных агрегатов. Самыми крупными заводами считаются Иркутский авиазавод (ИАЗ) и Нижегородский завод «Сокол».

Читайте также:  Таблица размеров new balance мужские оригинал

Структура и размещения основных отраслей российской авиационной промышленности:

  • предприятия по производству авиационных двигателей (Пермь, Самара, Казань, Москва, Омск);
  • авиастроительные предприятия (Иркутск, Новосибирск, Воронеж, Ульяновск);
  • строительство вертолетов (Москва, Казань, Ростов).

На территории РФ функционируют объединенная авиастроительная корпорация, в состав которой входят крупнейшие предприятия по производству самолетов, а также Оборонпром (крупные компании по строительству вертолетов и двигателей).

Несмотря на бурное развитие отрасли, авиационная промышленность сталкивается с рядом проблем:

  1. недостаток финансирования;
  2. ослабление кадрового потенциала;
  3. рост накопленной задолженности;
  4. невозмещение затрат на незавершенное производство в рамках государственных оборонных заказов.

Для решения поставленных проблем необходимо государственное вмешательство. Правительство для обеспечения обороны старается вкладывать значительные средства в разработку и производства военной авиатехники и развитие гражданской авиации. Создаются инновационные научно-производственные, испытательные и другие базы. Модели российских летательных аппаратов не уступают иностранным, а даже и превосходят по некоторым критериям.

Источник

Факторы размещения машиностроения — Машиностроение

Определение 1 Машиностроение является наиболее сложной отраслью промышленности, и на сегодняшний день состоит из более чем семидесяти самостоятельных отраслей.

Факторы размещения машиностроения в основной своей массе обуславливаются технологией производства.

Базовыми для любой отрасли являются следующие факторы:

  • Трудоемкость. Для изготовления оборудования и механизмов требуется большой объем труда. По этой причине большая часть отраслей находятся в таких областях, которые предполагают большую концентрацию населения. Огромные издержки труда неотъемлемая часть таких отраслей как приборостроение и станкостроение;
  • Наукоёмкость. На сегодняшний день в мире сильно акцентируется внимание на науку. По этой причине, заводы и фабрики этих отраслей концентрируются в основной своей массе в административных районах, которые обладают развитой высокоинтеллектуальной базой (научно-исследовательские институты, проектные бюро, испытательные заводы);
  • Сырьевой фактор. Если взять для примера тяжелое машиностроение, то можно увидеть, что оно потребляет большие количества металлопроката. И это означает, что предприятие этой отрасли будет находиться поблизости месторождения соответствующей сырьевой базы;
  • Потребительский фактор. Изделия машиностроительной отрасли довольно разнообразны, и большинство предприятий размещаются, оглядываясь на заказчиков своей продукции. К примеру, транспорт для транспортировки древесины изготавливается в Карелии, потому что он тяжёл в перемещении;
  • Транспортный фактор. Так как транспортировка оборудования, механизмов и комплектующих производится периодически на далёкие протяжённости, то большинство заводов и фабрик стараются расположить, как можно ближе к большим дорогам и путям, как к автомобильным, так и к железнодорожным, и к морским;
  • Территориальное сосредоточение.

Замечание 1 Есть смысл заметить, что главный фактор в металлоемком производстве — это внушительное количество металла, а трудоемкое и наукоемкое машиностроение ориентируется на квалифицированную рабочую силу и на научные исследования.

Например, изготовление высокоточных машин сосредотачивается в областях, где доминируют квалифицированные работники, потому что в данном сегменте главную роль играет не сырьё, а высококвалифицированный труд.

География машиностроительной отрасли

Наибольшим фактором расположения заводов и фабрик машиностроения являются традиции формирования промышленности для конкретного географического района. Исходя из большого скопления химических и металлургических залежей, в США сосредоточенно много предприятий крупного машиностроения.

На территории Соединённых Штатов Америки находятся одни из самых крупных автомобильных и авиационных заводов. География машиностроительной отрасли отслеживается не только в конкретной стране, но и по всему миру.

К примеру, южная часть США, большая часть Канады, Австралии и некоторые районы Аргентины, всегда были областями, в которых прекрасно развивается производство продуктов питания и сельскохозяйственная отрасль.

Это приводило к повышенному спросу на продукцию сельскохозяйственной промышленности и оборудование по переработке продуктов питания.

Изредка детерминантом размещения производств может являться фактор самого производства. В основной своей массе это имеет отношение к производству, которое очень металлоемко.

Главные черты местоположения машиностроительной отрасли

Машиностроительная отрасль развита по всей площади Российской Федерации, но развита она не однообразно. Так сложилось исторически, что между восточными и западными частями России различные уровни развитости.

Львиная доля машиностроительного производства сосредотачивается в Европейской части Российской Федерации. И эта часть потребляет около девяносто процентов всей производимой продукции.

В свою очередь, на Европейской части страны производственное хозяйство эволюционировало не однообразно. Примерно семьдесят процентов производства находится на Урале, в Центральной России и на Поволжье.

Машиностроительная отрасль находится в преимущественно в больших населённых пунктах, таких как Москва, Новосибирск, Екатеринбург.

География машиностроительной отрасли Российской Федерации

Определение 2 Отрасль тяжелого машиностроения является особо металлоемкой. На сегодняшний день данная отрасль производит около шестидесяти процентов продукции. Заводы и фабрики машиностроения ориентируются в основном на районы потребления и на сырьевую базу.

В основном тяжелое машиностроение размещено в Центральном районе России, на Урале (оборудование для горнодобывающей промышленности), в Сибири, в Санкт-Петербурге (производство турбин и генераторов) и в Екатеринбурге (кузнечнопрессовое оборудование).

Общее же машиностроение различается специализацией в узкой области, подвержено кооперированию, с невысоким потреблением металла и многочисленностью производимой продукции.

Основной отраслью общего машиностроения считается автомобилестроение, количество автомобильных заводов превышает двести единиц.

Так как важным фактором для автомобилестроения является транспортные соединения, именно по этой причине многие предприятия находятся недалеко от больших магистралей.

Основные города, в которых расположены автомобильные заводы для производства легковых автомобилей, — это Москва, Тольятти и Ижевск.

В свою очередь средне-тоннажные автомобили, производятся в Москве и в Нижнем Новгороде. А вот грузовые автомобили производятся в городе Набережные Челны.

Город Энгельс известен производством троллейбусов, а город Краснодар и город Голицын производят автобусы.

Промышленность по производству тракторов сосредоточена в районах сельскохозяйственного назначения, это следующие города: Липецк, Санкт-Петербург, Челябинск.

Промышленность по производству электротехнической продукции находится в областях, где преобладает квалифицированная рабочая база, с большим количеством потребителей и научно-исследовательскими институтами.

На сегодняшний день эти большие производства работают в центральном, западносибирском и северо-западном районах.

Предприятия станко-инструментальной промышленности хоть сравнительно и не велики по размерам, но находятся в крупных городах России, таких как Москва, Рязань, Новосибирск и Иваново.

Отрасль приборостроения сосредоточенна в основном в Москве и Московской области, так как требуется большое количество квалифицированной рабочей силы и научно-исследовательская база.

Авиационная промышленность выделяется своей высочайшей степенью квалификации инженерно-технических и рабочих кадров, и это обуславливает расположение основного производства в больших центрах.

Самолёты для грузовых и пассажирских перевозок изготавливаются в таких больших городах, как Москва, Смоленск, Воронеж.

Около девяносто процентов продукции изготавливается в Европейской части Российской Федерации, по той причине, что здесь проживает примерно восемьдесят процентов населения страны, и расположено много научно-исследовательских институтов.

Большим отрицательным моментом этого является мизерная сопричастность регионов, которые расположены за уральским хребтом, невзирая на то, что у этих регионов огромный сырьевой потенциал.

Источник