Меню

Б Представьте в форме таблицы основные характеристики правомерного и неправомерного поведения

Таблица правомерное и неправомерное поведение

53. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ПРАВОНАРУШЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ

Правомерное поведение – осознанное поведение, соответствующее нормам права и социально полезным целям.

Признаки правомерного поведения:

1) осознанный и волевой характер, т. е. должно быть деянием (действием или бездействием) поэтому, напр., поведение невменяемого нельзя считать ни правомерным, ни противоправным;

2) формальный признак – не противоречит нормам права;

3) содержательный признак – соответствует социально полезным целям. Me всякое поведение, не являющееся противоправным, принято считать правомерным, напр., безнравственное поведение правомерным называть не принято.

Виды правомерного поведения: 1) необходимое (напр., уплата налогов); 2) желательное (напр., учеба в вузе); 3) допустимое (напр., умеренное употребление алкоголя). В зависимости от мотивации правомерное поведение бывает: 4) социально активным (когда лицо признает социальные ценности, охраняемые правом, и добровольно соблюдает, исполняет и использует право в своей деятельности); 5) конформистским (когда лицо соблюдает нормы права, при этом не осознавая их социальной ценности); 6) маргинальным, т. е. пограничным (когда лицо не признает ни социальных ценностей, ни норм права, но соблюдает их, опасаясь наказания).

Правонарушение – противоправное, общественно вредное, виновное деяние (т. е. действие или бездействие) деликтоспособного лица.

Противоправность выражается в: 1) прямом нарушении правового запрета; 2) неисполнении обязанности; 3)злоупотреблении субъективным правом 4) превышении полномочий.

Всякое правонарушение должно быть общественно вредным, т. е. посягать на охраняемые законом интересы личности, общества или гос-ва. Наибольшей степенью общественной вредности (общественной опасностью) обладают преступления.

Правонарушение должно быть обязательно виновным деянием. Вина – это психическое отношение правонарушителя к своему деянию и его последствиям (в формах умысла и неосторожности).

По характеру и степени общественной вредности правонарушения подразделяются на преступления и проступки (отсутствие уголовной противоправности и характерной для преступления общественной опасности).

Проступки могут быть гражданско-правовыми (деликты), административными и дисциплинарными. Уголовные преступления и административные проступки относятся к публичному праву. Поэтому нельзя за одно и то же деяние привлечь и к уголовной, и к административной ответственности. С другой стороны, за преступление или административный проступок можно одновременно привлечь к частноправовой ответственности. Напр., лицо, совершившее на работе мелкое хищение, можно привлечь к административной ответственности, уволить с работы и взыскать с него причиненный ущерб.

Источник

Право. 10 класс

Конспект урока

Право, 10 класс

Урок №7. Правонарушение и их характеристика

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Что такое правомерное поведение?

2. Каковы признаки правонарушения?

Глоссарий по теме:

Правомерное поведение – это поведение субъекта права (действие или бездействие), которое соответствует предписаниям правовых норм

Правонарушениеэто действие или бездействие, которое нарушает правовые нормы.

Состав правонарушения совокупность признаков любого правонарушения.

Субъект правонарушения – это тот, кто совершает проступок.

Объект правонарушения – общественные отношения, на которые направлено противоправное посягательство.

Объективная сторона правонарушения – деяние, противоправность которого обозначена в действующих нормах права.

Субъективная сторона правонарушения – психическая деятельность лица, связанная с совершением деяния.

Вина – психическое отношение лица к собственному противоправному поведению и его последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности.

Преступление – запрещенное уголовным законом противоправное, виновное, наказуемое деяние, характеризующееся высшей степенью общественной опасности.

Проступкиправонарушения, которые характеризуются меньшей степенью общественной опасности, чем преступления.

Правопорядок – система общественных отношений, в которой индивиды, социальные группы и общество согласовывают свои интересы, разрешают противоречия, конфликты, добиваются намеченных целей.

Ключевые слова: правонарушение; состав правонарушения; объект правонарушения; субъект правонарушения; субъективная сторона правонарушения; объективная сторона правонарушения; преступление; проступок; вина; прямой умысел; косвенный умысел; самонадеянность; небрежность.

Основная литература по теме урока:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.1/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово» – учебник», 2017. – стр.134-144.

На уроке мы узнаем, что такое правомерное поведение, правонарушение

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний ЕГЭ, касающихся правонарушений их признаков.

Основное содержание урока

По мнению ряда юристов, поступки людей, совершаемые ими в мире права, образуют правовое поведение.

Правомерное поведение – поведение субъекта права (действие или бездействие), которое соответствует предписаниям правовых норм

Виды правомерного поведения:

  1. Социально-активное поведение. Ценность такого вида правомерного поведения заключается в высокой степени организованности и дисциплинированности личности, ее уважительном отношении к праву.
  2. Традиционное (обычное) поведение основывается на убеждениях и принципах, сформировавшихся у личности под воздействием комплекса факторов (воспитание, влияние социальной среды, образование).
  3. Конформистское поведение. Такой вариант поведения является следствием приспособления личности к внешним обстоятельствам, поведению окружающих.
  4. Маргинальное (законобоязненное) поведение. Это правомерное поведение, основанное на страхе перед наказанием

Признаки правонарушения:

  1. Действие или бездействие;
  2. Противоправность поведения (при этом не имеет значения тот факт, что правонарушитель не знает требований закона);
  3. Виновное поведение человека;
  4. Причинение вреда обществу, государству, гражданам либо создание угрозы наступления такого вреда. Надо заметить, что не всякое причинение вреда является правонарушением (таковы необходимая оборона, крайняя необходимость и т. д.);
  5. совершение деяния дееспособным лицом.

Правонарушение — это (1) деяние, т.е. действие или бездействие, которое нарушает правовые нормы, (2) которое совершается дееспособным лицом (3) по вине этого лица, т.е. по умыслу или неосторожности, которое (4) опасно для общества, поскольку наносит вред окружающим. За правонарушение предусмотрена официальная негативная санкция — наказание.

Виды правонарушений:

  1. Преступление — это правонарушение, несущее высокую социальную опасность. Преступления наносят ущерб основным правам и свободам человека, существованию общества и государственного строя. К преступлениям относятся убийство, умышленное причинение вреда здоровью, изнасилование, грабеж, вымогательство, хулиганство, терроризм и т.д., т.е. все деяния, которые запрещены уголовным законодательством и за которые следуют строгие наказания.
  2. Проступок — правонарушение, которое характеризуется меньшей степенью социальной опасности. За проступки полагаются наказания не уголовного характера — штрафы, предупреждения, возмещение ущерба.

Состав правонарушения:

  1. Субъект правонарушения — это деликтоспособное лицо (физическое, юридическое), совершившее правонарушение.
  2. Субъективная сторона правонарушения это внутренняя сторона правонарушения, которая характеризует психическую деятельность лица в момент совершения правонарушения. В структуре содержания данной психической деятельности различают: вину, мотив, цель, эмоциональное состояние. Обязательный признак субъективной стороны: вина, то есть определенное психическое отношение лица к своему противоправному деянию и его общественно опасным или вредоносным последствиям (результату).
  3. Объект правонарушения это общественные отношения, охраняемые нормами права, которым при совершении правонарушения причиняется определенный вред или создается угроза причинения соответствующего вреда.
  4. Объективная сторона правонарушения это совокупность признаков, характеризующих внешнюю сторону состава правонарушения, то есть объективные признаки внешнего проявления правонарушения и объективные условия его совершения. Обязательные признаки объективной стороны так называемых материальных составов правонарушений: наличие деяния (общественно опасного или вредного), причинная связь, последствия (общественно опасные или вредные) деяния.
Читайте также:  Классификация костей Кости разнообразны по величине и форме занимают определенное положение в теле

Отклонение от общепринятых норм называется в социологии девиантным (отклоняющимся) поведением. В широком смысле понятие «девиация» означает любое несоответствие поведения любой социальной норме. В узком смысле девиантность относится к отклонениям от неформальных норм (бродяжничество, пьянство и пр.). Одним из типов девиантного поведения является делинквентное поведение — отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях, представляющее уголовно-наказуемое деяние. Например, действия подростка, который «за компанию» и из любопытства может бросать с балкона тяжелые предметы в прохожих, получая удовлетворение от точности попадания в «жертву», являются деликвентным поведением.

Законность политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формы и реализации идеи социальной справедливости путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующею законодательства.

Принципами законности выступают следующие требования:

  1. Она должна быть единой для всех;
  2. Должна гарантировать основные права и свободы граждан;
  3. Должна обеспечивать неотвратимость наказания за совершенное правонарушение;
  4. Не должна противостоять целесообразности;
  5. Должна быть взаимосвязана с воспитанием правовой культуры.

Правопорядок воплощенная в жизнь законность.

Правопорядок обеспечивается, поддерживается и восстанавливается специальными органами государства, которые называют правоохранительными. Среди правоохранительных органов, участвующих в обеспечении законности и правопорядка в России, следует выделить полицию и прокуратуру. Среди важных мер по укреплению правопорядка можно отметить правовое воспитание, профилактика правонарушений, соблюдение законности в деятельности государственного аппарата.

Разбор типового тренировочного задания

Подстановка элементов в пропуски в таблице

Разбор типового контрольного задания

Используя конспект урока, найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали в филворде правовые термины

Источник



Б)Представьте в форме таблицы основные характеристики правомерного и неправомерного поведения.

Вид поведения Основные черты
Правомерное поведение Объективная сторона — соответствие предписаниям, содержащимся в правовых нормах. Отражает общие, законные интересы граждан, органов, организации, всего общества, гарантированные и охраняемые государством Субъективная сторона — выражение понимания человеком своего гражданского долга, необходимости несения и неотвратимости наступления юридической ответственности за свои неправомерные деяния, сознательное, добросовестное отношение к выполнению возложенных на него обязанностей, уважение прав и законных интересов других граждан Последствия — формирование и укрепление общественного порядка, режима законности и стабильности правоотношений в обществе, обеспечение законных прав и интересов граждан
Неправомерное поведение Объективная сторона — не соответствие, (нарушение) предписаний законов и иных нормативных правовых актов Субъективная сторона — безразличное отношение лица к социальным нормам, правовым предписаниям государства, сознательное и целенаправленное их нарушение, его отрицательная оценка правил жизни людей, их прав и свобод Последствия — изменение (разрушение) социальных ценностей общества, а именно: равноправного отношения людей друг к другу, уважения прав и свобод человека, его достоинства, неприкосновенности личности, собственности. Развитие нестабильности в обществе, государстве способной привести к произволу и власти грубой силы

в) Представьте в форме эссе свое отношение к высказанной мысли:

«Не будет свободы в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной» Ш. Монтескье

Россия, согласно Конституции РФ 1993, года является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (ст.1 п.1).

В ст. 10 Конституции РФ закреплено, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Принцип разделения властей является одним из признаков правового государства. Этот принцип является весьма важным для функционирования правового государства. В чем же он заключается? – В государстве должны существовать относительно независимые друг от друга ветви власти. Законодательная (принадлежит парламенту страны), исполнительная (принадлежит правительству страны), судебная (принадлежит судам страны). Таким образом, государственная власть не концентрируется у одного лица или группы лиц, а распределена между различными органами.

Теория разделения властей берет свое начало еще в Древнем Риме, где власть в государстве, по свидетельству историка Полибия, была разделена таким образом, «дабы… государство неизменно пребывало в состоянии равномерного колебания и равновесия, наподобие идущего против ветра корабля».[1]

В средние века теория разделения властей развивается в работах английского философа Дж. Локка и французского философа Ш. Монтескье.

Дж. Локк в своих трудах «Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о правительстве» считал, что народ является высшей властью и с помощью общественного договора учреждает государство и передает власть правителям, которые делят власть на законодательную и исполнительную.
Его теорию развивает в дальнейшем Ш. Монтескье

В своем трактате «О духе законов» Ш.Монтескье полагал, что, чтобы создать стабильный механизм государственного управления надо научиться «комбинировать власти, регулировать их, умерять, приводить в действие, подбавлять, так сказать, балласту одной, чтобы она могла уравновешивать другую»[2]. Согласно мнению Ш. Монтескье «всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела, а в пределе — кто бы мог подумать! — нуждается и сама добродетель»… «необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга»[3]

Идеи теории разделения властей нашли свое закрепление во Франции в Декларации прав человека и гражданина 1789г.

Принцип разделения властей закреплен также в Конституции США 1787 года.

В России принцип разделения властей был впервые закреплен в качестве одной из основополагающих конституционных идей при внесении в 1992г. изменений в Конституцию РСФСР 1978 г.

Я считаю, что принципы и идеи, разработанные Ш. Монтескье при формировании теории разделения властей оказали основополагающее влияние на становление правовых, демократических государств по всему миру, обеспечили защиту граждан от произвола со стороны государственных органов. Эти принципы и идеи нашли свое закрепление в конституциях многих государств и, несомненно, должны развиваться и в дальнейшем.

Источник

Правоведение. Учебно-методическое пособие в таблицах, схемах и определениях

Содержит материалы для преподавателей и студентов различных специальностей и направлений подготовки к семинарским и практическим занятиям и призвано оказать помощь в процессе изучения указанной дисциплины.

Читайте также:  Футбольный клуб Таврия 2021 2022

Оглавление

  • Введение
  • Раздел 1. Введение в курс правоведения. Основы теории государства и права.
  • Раздел 2. Правонарушения. Юридическая ответственность.
  • Раздел 3. Основы конституционного права. Основы административного права.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правоведение. Учебно-методическое пособие в таблицах, схемах и определениях предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Раздел 2. Правонарушения. Юридическая ответственность.

Тема. Понятие правонарушения. Понятие юридической ответственности.

Юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения правовых отношений. Понятие правомерного поведения и его признаки. Правонарушение: понятие, признаки и его юридический состав. Юридическая ответственность: понятие, виды, принципы.

Юридические факты — это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Характеристика юридических фактов.

Правомерное поведение:

— это основная форма деятельности субъектов права в соответствии с предписаниями правовых норм.

— это поведение в рамках закона.

В демократическом обществе и правовом государстве правомерное поведение представляет собой общественно полезное явление, обеспечивающее нормальное функционирование общества.

Правомерное поведение определяется уровнем правосознания, которое означает отношение к действующему праву и вновь принимаемым правовым актам. Оно тесно связано с уровнем нравственного сознания. Взгляды, представления о праве передаются из поколения в поколение, воспитываются в процессе обучения, в семье.

Признаки правомерного поведения:

1. Находится в установленных законодательством рамках (формальный аспект).

2. Социально полезно, не противоречит общественным интересам и целям (содержательный аспект)

3. Является осознанным, что составляет его субъективную сторону.

Классификация правомерного поведения (в зависимости от мотивов)

Правонарушение (неправомерное поведение) — виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписанию норма права, причиняет вред обществу, государству и другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.

1. Противоправность, т. е. нарушается конкретная норма права.

2. Деяние — действие (кража, превышение водителем дозволенной скорости, грабеж и пр.) и бездействие (неуплата налогов, неоправданный невыход на работу и пр.)

3. Общественная вредность: вред наносится обществу, государству или конкретным лицам, либо создается угроза такого вреда.

4. Виновность — правонарушитель избирает такой вариант поведения, который не соответствует нормам права.

Юридический состав правонарушения — это система признаков правонарушения, необходимых для возложения юридической ответственности.

Преступления (уголовные правонарушения) — отличаются максимальной степенью общественной вредности, посягают на наиболее значимые интересы, охраняемые от посягательств уголовным законодательством. Перечень преступлений, предусмотренных уголовным законодательством, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Проступки отличаются меньшей степенью социальной опасности (вредности).

Классификация проступков:

Гражданско-правовые — совершаются в сфере имущественных и личных неимущественных отношений (неисполнение обязательств по договору, распространение сведений порочащих честь и достоинство гражданина и т. п.)

Административно-правовые — посягающие на установленные законом общественный порядок, на отношения в области исполнительно-распорядительной деятельности (нарушение правил дорожного движения, появление в общественном месте в нетрезвом виде и т. п.)

Дисциплинарные — совершаются в сфере трудовых отношений и посягают на внутренний трудовой распорядок деятельности организации (прогул, несоблюдение расписания и т. п.)

Юридическая ответственность — это применение к правонарушителю санкций правовых норм, указанных в них определенных мер ответственности.

Ретроспективная (есть исполнение правонарушителем обязанностей на основе государственного принуждения, правовое отношение, возникающее между государством и личностью, на которую возлагаются обязанности претерпеть в предусмотренной законом форме неблагоприятные последствия и лишения за совершенное правонарушение)

Гражданско-правовая (возмещение вреда, штраф, пеня)

Административно-правовая (штраф, административный арест)

Дисциплинарная (выговор, увольнение и др.)

Уголовная (лишение свободы, арест, лишение военного звания и др.)

Позитивная (есть сознание и воспроизведение личностью в своем поведении необходимости выполнения долга)

Конституциональная

Функциональная

Персональная

Законность

Справедливость

Презумпция невиновности

Индивидуальность

Ответственность только за вину

Целесообразность

Неотвратимость

Невменяемость (лицо не отдает отчет в своих действиях);

Необходимая оборона (имеет место при защите интересов государства, общества, личности от преступного посягательства путем причинения нападающему вреда);

Крайняя необходимость (допустимая в случаях устранения опасности, угрожающей интересам государства, общества, личности, если ее нельзя было устранить другими средствами и если причиненный вред меньше, чем предотвращенный);

Малозначительность общественной опасности;

Казус (случай).

В результате изучения учебных вопросов занятия ВЫ должны ЗНАТЬ:

— понятие, признаки, состав правонарушений;

— понятие, основные признаки и виды юридической ответственности;

— субъект, объект, субъективная, объективная стороны правонарушения.

— использовать указанные знания в своей профессиональной деятельности.

— методиками толкования нормативных правовых актов и их отдельных норм в правовых системах современности;

— практическим анализом логики различного рода рассуждений.

— о понятии, признаках и составе правонарушений;

— о понятии, основных признаках и видах юридической ответственности;

— о субъекте, объекте, субъективной, объективной сторонах правонарушения.

Текущий контроль

Задание 1. Охарактеризуйте элементы структуры правоотношения.

ОБРАЗЕЦ. Структура трудового правоотношения:

— Субъекты: работник (физическое лицо), работодатель (юридическое или физическое лицо).

— Объект: работа определе́нной квалификации, которую предоставляет работник работодателю за определе́нную плату.

— Содержание: это правоотношение, в котором обе стороны получают как субъективные права, так и юридические обязанности. Взаимодействие по двум направлениям:

1) субъективному праву работника на оборудованное рабочее место, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда, оплачиваемый отпуск и т. п. соответствует юридическая обязанность работодателя предоставить ему это;

2) юридической обязанности работника исполнять правила внутреннего распорядка, не нарушать трудовую дисциплину, выполнять нормативы труда, соблюдать технику безопасности и т. п. соответствует субъективное право работодателя потребовать исполнения всего этого.

По вышеприведенному образцу охарактеризуйте:

1. Гражданское правоотношение купли-продажи сапог. Гражданка М. приобрела зимние сапоги в магазине «О-Обувь». Субъекты: Объект: Содержание: 1) 2) 3)

2. Административное охранительное правоотношение, возникшее вследствие нарушения водителем ПДД. Водитель К., находясь в нетрезвом состоянии за рулем своего личного автомобиля, был остановлен сотрудником ГАИ. Субъекты: Объект: Содержание: 1)2)3)

Задание 2. Распределите по видам юридические факты, значимые для жизни гражданина: а) рождение; б) получение образования; в) достижение возраста 18 лет; г) покупка автомобиля; д) вступление в брак; е) рождение ребенка; ж) наводнение; з) расторжение брака; и) денежная реформа, к) достижение пенсионного возраста; л) самоубийство; м) естественная смерть. Факты события: Факты действия:

Читайте также:  Какие оценки будут вноситься в аттестат в 2021 году Перевод баллов ОГЭ 21 в оценки

Задание 3. Творческое задание. Приведите пример того, как один и тот же юридический факт одновременно является правообразующим, правоизменяющим и правопрекращающим для нескольких правоотношений. Юридический факт

A) является правообразующим для правоотношения

Б) является правоизменяющим для правоотношения

B) является правопрекращающим для правоотношения Задание 4. В данных утверждениях вставьте пропущенное слово:

A) Не может быть субъектом правонарушения лицо, призванное в установленном законом порядке_______________

Б) Отрицательное психическое отношение субъекта к совершаемому противоправному деянию называется______________

B) Субъектом преступления может быть только_______________лицо.

Г) Совокупность внешних признаков деяния, характеризующих его как правонарушение, называется_____________

Д) Лицо, нарушившее порядок государственного управления, закрепленный в соответствующих Правилах (ПДД, Правилах противопожарной безопасности, Правилах перевоза пассажиров и т. п.), привлекается к __________________________ответственности.

Задание 5. Охарактеризуйте элементы состава правонарушения.

ОБРАЗЕЦ. Совершен административный проступок: Водитель К., 18 мая 2013 г., следуя из Владивостока в Находку, значительно превысил скорость, установленную для участка дороги в районе аэропорта.

— Субъект: водитель (физическое лицо), праводееспособное в полном объеме.

— Объект: безопасность дорожного движения.

— Объективная сторона: 18 октября, шоссе в районе аэропорта, превышение скорости на 45 км.

— Субъективная сторона — прямой умысел.

По вышеприведенному образцу охарактеризуйте:

1. Состав уголовного преступления. Гражданин N, 24 лет, поссорившись со своим приятелем на почве ревности, решил убить его, подкараулив его в подъезде вечером, нанес три удара ножом, от которых пострадавший скончался.

2. Состав дисциплинарного проступка. Гражданин К., 37 лет, работающий охранником, назначил свидание продавщице находящегося поблизости магазина, вследствие чего в течение двух часов отсутствовал на охраняемом объекте.

Задание 6. Найдите ошибки, допущенные в газетной публикации: «В связи с участившимися случаями безбилетного проезда на городском транспорте, городская администрация г. Урюпинска приняла закон, квалифицирующий это деяние как преступление, и установила за него наказание в виде 6 месяцев каторжных работ».

Задание 7. Распределите правонарушения по степени общественного вреда:

а) опоздание на работу;

б) похищение человека;

в) контрабанда наркотиков;

г) задержка оплаты коммунальных платежей;

д) неподача декларации о доходах;

ж) охота без лицензии;

з) угон автомобиля;

и) розничная торговля в неустановленном месте;

к) превышение скорости;

л) недостоверное декларирование груза;

м) появление в общественном месте в нетрезвом виде.

Задание 8. Определите вид юридической ответственности.

A) Наступает за совершение трудовых и иных служебных правонарушений, налагается властью руководителя предприятия или учреждения —

Б) Наступает за причинение вреда имущественным и личным неимущественным правам других лиц, налагается по суду и по договору (например в форме пени — договорной ответственности) —

B) Наступает за совершение преступлений, налагается исключительно в судебном порядке —

Г) Наступает за нарушение правил государственного управления, налагается властью компетентных в данной сфере государственного управления должностных лиц — Задание 9. Терминологический контроль Норма права —

Предмет отрасли права —

Метод отрасли права —

1. Признаки правомерного поведения:

а) конкретная связь между субъектами выражается через их субъективные права и юридические обязанности;

б) социально полезно, не противоречит общественным интересам и целям;

в) является осознанным, что составляет его субъективную сторону;

г) находится в установленных законодательством рамках.

2. К физическим лицам правоотношения можно отнести:

а) лица без гражданства;

б) общественные организации;

в) иностранные граждане;

г) благотворительные фонды.

3. Правоспособность — это:

а) способность быть субъектом права;

б) возможность субъекта быть носителем прав и обязанностей;

в) способность нести юридическую ответственность за правонарушения;

г) возможность лица своими собственными действиями приобретать и осуществлять субъективные права и юридические обязанности.

4. Основные права и свободы человек имеет:

а) с момента рождения и до смерти;

б) по достижению возраста 14 лет;

в) по достижению возраста 18 лет;

г) по достижению возраста 21 год.

5. Общественно — опасное, противоправное, виновное деяние деликтоспособного лица, влекущие за собой юридическую ответственность это:

6. Правонарушение — это:

а) такое общественное отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемые государством;

б) виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписанию норм права, причиняет вред обществу, государству и другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность;

в) это санкционированное государством правило поведения;

г) основная форма деятельности субъектов права в соответствии с предписаниями правовых норм.

7. Признаками объективной стороны правонарушения является:

а) противоправное деяние;

г) противоправный результат.

8. Субъектом правонарушения является:

а) ценные бумаги и документы;

б) физическое лицо;

в) нематериальные блага;

г) жизнь, здоровье человека.

9. Преступления классифицируются на:

10. Признаки правонарушений:

а) противоправность, общественная опасность, юридическая ответственность;

б) субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона;

в) субъект, объект, содержание;

г) общественная опасность, наказуемость, противоправность.

11. Правомерное поведение — это:

а) поведение в рамках закона;

б) виновное поведение праводееспособного лица;

в) поведение, которое противоречит предписанию норм права, причиняет вред обществу, государству и другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность;

г) основная форма деятельности субъектов права в соответствии с предписаниями правовых норм.

12. Признаками субъективной стороны правонарушения является:

г) противоправный результат.

13. Объектом правонарушения является:

в) материальные ценности;

г) жизнь, здоровье человека.

14. Проступки классифицируются на:

15. Состав правонарушения — совокупность признаков, характеризующих:

а) объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона;

б) объект, субъект;

в) субъект, субъективная сторона;

г) объект, объективная сторона.

16. К видам юридической ответственности относится:

а) гражданско-правовая ответственность;

б) уголовная ответственность;

в) моральная ответственность;

г) дисциплинарная ответственность.

17. Ответственность за преступления предусмотрена нормами:

а) административного права;

б) гражданского права;

в) уголовного права;

г) конституционного права.

18. С какого минимального возраста наступает уголовная ответственность:

19. Уголовная ответственность применяется за:

в) преступления и проступки;

20. С какого возраста наступает дисциплинарная ответственность:

21. С какого возраста наступает административная ответственность:

22. С какого возраста наступает гражданско-правовая ответственность:

По выполнению программы учебного занятия:

В рабочую тетрадь запишите:

термины и определения, которые были не поняты при изучении раздела;

вопросы, которые возникли при изучении раздела.

Выясните то, что у Вас вызвало затруднения.

Источник