Меню

Билет 9 Государственный строй Римской республики



История. 5 класс

Конспект урока

История, 5 класс

Урок 26. Устройство Римской республики

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Народное собрание в Древнем Риме.
  2. Сенат в Древнем Риме.
  3. Борьба плебеев за политические права.

Консул это выборное должностное лицо в Риме эпохи республики, обладавшее высшей военной и гражданской властью.

Народный трибун – должностное лицо, избирался из числа плебеев и призван был защищать их права, используя право вето (запрета) на решения патрициев.

Народное собрание высший государственный орган. В его полномочия входило принятие законов, решений о войне и мире, избрание должностных лиц.

Патриции – изначально коренные полноправные граждане Римского государства, противостоявшие плебеям, позднее знатные роды римского общества.

Плебеи – неполноправные граждане Римской республики, постепенно добившиеся уравнения с патрициями, со II века до н.э. низший, бедный слой граждан Рима.

Сенат совет, в который входило 300 человек. Любой законопроект должен был быть обсужден в Сенате, прежде чем попасть на рассмотрение собрания. Обладал большой властью в Риме.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая; под ред. А. А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2019.
  2. Древний мир. Книга для чтения по истории / Под ред. В. П. Буданова. – М.: АСТ., 2006.
  3. Немировский А. И. Книга для чтения по истории древнего мира. – М.: Просвещение, 1991.
  4. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. – М.: Учпедгиз, 1993.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Установив республику, римляне создали государство как в греческой демократии, в котором власть принадлежала народу.

Народное собрание решало важнейшие дела республики, принимало законы. Повседневное управление государством доверялось избранным должностным лицам – магистратам. Все магистраты избирались на один год. Свои обязанности они исполняли безвозмездно и были ответственны перед народным собранием. Таким образом, в республике сложилась система народного представительства.

Каждый год римляне собирались на Марсовом поле, чтобы избрать из числа коренных полноправных граждан, которых называли патрициями, двух консулов. Они были высшими должностными лицами республики. Консулы управляли государством, созывали сенат и народное собрание. Но главной их функцией было предводительствовать войсками. Даже годы в Риме назывались их именами.

В условиях войны и при других чрезвычайных обстоятельствах по предложению сената мог быть назначен диктатор сроком не более чем на шесть месяцев. Диктатор обладал всей полнотой власти в республике, стоял над консулами и сенатом. Также избирались 8 преторов – которые должны были стать судьями. 4 эдила – наблюдали за порядком на улицах, рынках и устраивали зрелища. 2 цензора – руководили общественными работами, сбором налогов, заключали государственные договоры.

Наряду с народным собранием важную роль в управлении республикой играл сенат. Число сенаторов увеличилось со 100 до 300 человек, а в более позднее время до 600. Сенаторы были одними из самых знатных граждан республики, обычно их назначали из числа отслуживших свой срок высших магистратов.

Члены сената носили белую тогу с пурпурной полосой. Заседания сената проходили в специальном здании – курии, расположенном на Форуме. Сенат рассматривал различные проекты законов, которые затем утверждались в народном собрании. Сенаторы ведали отношениями с другими государствами.

Члены сената (инсценировка)

Звание сенаторов было пожизненным и очень почётным. От сенаторов требовалось безупречное поведение.

Ежегодно избирали десять народных трибунов. Ими могли стать только плебеи (неполноправные граждане).

Почему народным трибуном мог быть только плебей? Они защищали интересы простого народа, предлагали новые законы, а также могли наложить запрет на решения сената или консулов, произнеся лишь одно слово «вето» – что значит «я запрещаю».

Это стало возможным после продолжительной борьбы плебеев с патрициями за равенство в сфере власти.

В римской республике существовало рабство, но рабов было ещё немного. Рабы были совершенно бесправны. Они сами и их жизнь принадлежали хозяевам. Первоначально рабы были заняты преимущественно в домашнем хозяйстве. Со временем численность рабов возросла, их труд всё шире использовали на самых тяжелых работах.

Римляне создали многочисленную и боеспособную армию. Она делилась на легионы. Служба в армии была одной из основных обязанностей гражданина. Основную массу воинов-легионеров составляли землевладельцы. Безземельных жителей долгое время не набирали в армию. Римляне считали, что бедняки не знают, что такое собственность, а значит и сражаться им не за что.

В обычное время римляне набирали четыре легиона. В каждом легионе было около 4,5 тысяч человек: 300 из них – всадники, остальные – пешие воины. Также к легионам приписывались отряды «союзников» (из покорённых Римом земель Италии). В таком отряде было около 5 тысяч воинов.

Основное вооружение римского легионера состояло из короткого меча, копья, большого изогнутого щита. На тело надевалась кольчуга без рукавов или металлический доспех. Голову воина защищал шлем.

Перед боем основные силы римляне строились в три линии в шахматном порядке. Впереди находилась лёгкая пехота. Задачей этих воинов было метание дротиков в противника и быстрое отступление за спины легионеров. Первая линия состояла из юношей призывного возраста (в Древнем Риме он составлял 17 лет). Вторая – из воинов постарше и покрепче. В третьей линии находились самые надежные и опытные легионеры. Они вступали в бой, только если первые две линии не могли одолеть врага.

Римская конница во время боя защищала пехоту с флангов. При победе преследовала разбитого противника. В военных походах, даже останавливаясь на одну ночь, римляне строили укрепленный лагерь. В самом простом исполнении место ночёвки легиона окружалось рвом и валом, изгородью из подручных материалов. В том случае, если в лагере было нужно провести некоторое время, римляне возводили настоящую крепость, огражденную, помимо рва и вала, частоколом со смотровыми башнями. Внутри устанавливалась палатка командующего и палатки воинов. Такой лагерь был надежной защитой для отдыхающего войска.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Ответьте на вопросы, чтобы увидеть рисунок. Для каждого верного утверждения поставьте «1», для каждого неверного утверждения – «0».

Каждый год из числа патрициев избирали двух консулов.

В условиях войны народным собранием избирался диктатор.

Диктатор обладал всей полнотой власти в республике, стоял над консулами, но не над сенатом.

Пояснение: Если обратиться к тексту урока, то можно убедиться, что первое утверждение верное, действительно, каждый год из числа патрициев избирали двух консулов. Второе утверждение неверно: в условиях войны диктатор назначался не народным собранием, а по предложению сената и не более чем на шесть месяцев. Третье утверждение тоже неверно, диктатор обладал всей полнотой власти в республике, стоял над консулами и над сенатом.

Задание 2. Заполните пропуски в тексте. Для этого наберите пропущенные слова на клавиатуре компьютера.

Повседневное управление государством доверялось избранным должностным лицам –___________.

Ответ: магистратам.

Пояснение: Постарайтесь внимательно изучить текст урока и вспомнить, что Магистрат (лат. Magistratus – «Начальство») – сословный орган городского управления. В Древнем Риме – должностное лицо, избираемое населением на 1 год, для безвозмездного исполнения государственных функций. В руках магистратов была сосредоточена исполнительная власть, право законодательной инициативы и, совместная с сенатом, значительная часть административных функций.

Источник

Сенат (Древний Рим)

Сена́т (лат. senatus , от senex — старик, совет старейшин) — один из высших государственных органов власти в Древнем Риме.

Читайте также:  Основа этого учения находится в Библии

Возник из совета старейшин патрицианских родов в конце царской эпохи (около VI века до н. э.);

С установлением республики, сенат, наряду с магистратами и народными собраниями (комициями), стал существенным элементом общественной жизни. В состав сената пожизненно входили бывшие магистраты — таким образом, здесь концентрировались политические силы и государственный опыт Рима.

Члены сената делились на ранги в соответствии с ранее занимаемыми должностями. Во время дискуссий сенаторы получали слово в соответствии с этими рангами. Во главе сената стоял наиболее заслуженный, первый из сенаторов — принцепс (princeps senatus).

В период Республики в ходе сословной борьбы плебеев с патрициями (V—III вв. до н. э.) власть сената была несколько ограничена в пользу комиций (народных собраний).

В III—I вв. до н. э. сенат предварительно рассматривал законопроекты, предлагавшиеся для голосования в комициях, ему принадлежало высшее руководство военными делами, внешней политикой, финансами и государственным имуществом, надзор за религиозными культами, право объявлять чрезвычайное положение и т. д. Сенат утверждал законы и результаты выборов, контролировал деятельность магистратов. Таким образом, сенат фактически осуществлял руководство государством.

Постановления сената (s. c., senatus consulta) имели силу закона, так же как и постановления народного собрания и собрания плебеев — плебисцита.

По словам Полибия (то есть с точки зрения римлян) решения в Карфагене принимались народом (плебсом), а в Риме — лучшими людьми, то есть Сенатом. [1] И это при том, что по мнению многих историков Карфагеном правила Олигархия. [1]

В период Империи власть сената всё более ограничивалась, сосредоточиваясь в руках императора, хотя формально сенат продолжал считаться одним из высших государственных учреждений. На самом деле, сенат превратился в собрание представителей знатных семейств, не имеющее большого политического влияния. Постановления сената сохранили силу законов, но принимались обычно по инициативе императора. Начиная с Октавиана Августа, фактический император Рима носил титул «принцепс» — то есть «первый из сенаторов».

Число сенаторов неоднократно менялось:

  • первоначально — 100
  • во времена ранней республики (до 88 до н. э.) — 300
  • со времён Суллы — 600
  • при Цезаре — 900
  • со времён Августа — опять 600
  • в период поздней античности (домината) — 2000.

Первоначально в сенат входили только члены исконно римских фамилий, но с I века до н. э. это право получили и италики, а во времена Империи — даже знатные провинциалы.

С 313 до н. э. в члены сената принимал цензор — он составлял список из лиц, занимавших или занимающих магистратуру, с определённым имущественным цензом (например, при Августе (I век н. э.) — 1 млн сестерциев). Во времена империи это стало прерогативой императора.

При Диоклетиане (конец III века) сенат был превращен в городской совет Рима, при Константине (IV век) был учрежден сенат в Константинополе — «втором Риме», уравненный в правах с сенатом Рима.

Источник

История римского права

Часть I. История институтов публичного права

§ 3. Древ­ней­ший государ­ст­вен­ный строй. Царь, сенат, народ­ное собра­ние

Царь, его власть и вопрос о пре­ем­стве

Основ­ны­ми эле­мен­та­ми древ­ней­ше­го государ­ст­вен­но­го устрой­ства Рима явля­ют­ся царь, сенат и народ­ное собра­ние.

О том, что пери­о­ду рес­пуб­ли­ки пред­ше­ст­во­вал в Риме пери­од царей, кро­ме рим­ской тра­ди­ции, свиде­тель­ст­ву­ют такие пере­жи­ва­ния сре­ди позд­ней­ших учреж­де­ний рес­пуб­ли­ки, как in­ter­reg­num, rex sac­ri­fi­cu­lus 1 , re­gi­fu­gium 2 и т. д.

Царь (rex) явля­ет­ся вер­хов­ным вла­ды­кой государ­ства; в его руках сосре­дото­чи­ва­ют­ся все функ­ции государ­ст­вен­ной вла­сти. Он явля­ет­ся и вер­хов­ным пол­ко­вод­цем наро­да, и блю­сти­те­лем внут­рен­не­го поряд­ка, и пред­ста­те­лем за народ перед 22 бога­ми. В каче­стве пол­ко­во­д­ца он рас­по­ря­жа­ет­ся воен­ны­ми сила­ми наро­да, назна­ча­ет коман­ди­ров и т. д. В каче­стве блю­сти­те­ля внут­рен­не­го поряд­ка он име­ет пра­во суда и нака­за­ния над все­ми граж­да­на­ми (jus coer­ci­tio­nis) вплоть до пра­ва жиз­ни и смер­ти. В каче­стве вер­хов­но­го жре­ца он заве­ду­ет совер­ше­ни­ем обще­на­род­ных жерт­во­при­но­ше­ний и т. д.

Рим не явля­ет­ся, одна­ко, монар­хи­ей дина­сти­че­ской. Воз­мож­но, что в эпо­ху доис­то­ри­че­скую и Рим знал цар­скую власть, пере­хо­див­шую по наслед­ству в каком-нибудь роде [Берн­гёфт 3 нахо­дит следы такой наслед­ст­вен­но­сти], но во вся­ком слу­чае, уже с само­го нача­ла исто­ри­че­ской эпо­хи о такой наслед­ст­вен­но­сти речи быть не может. Неко­то­рые из совре­мен­ных уче­ных дума­ют, что царь — напо­до­бие того, как впо­след­ст­вии дик­та­тор и rex sac­ro­rum — назна­чал­ся пред­ше­ст­вен­ни­ком (Бон­фан­те, Майр). Веро­ят­нее, одна­ко, гос­под­ст­ву­ю­щее мне­ние, кото­рое счи­та­ет цар­скую власть выбор­ной. После смер­ти царя, в момент меж­ду­цар­ст­вия (in­ter­reg­num) вер­хов­ная власть в государ­стве пере­хо­дит к сена­ту. Сенат выби­ра­ет из сво­ей среды 10 чело­век (in­ter­re­ges), кото­рые по оче­реди (по 5 дней каж­дый) управ­ля­ют государ­ст­вом до тех пор, пока не будет наме­чен кан­дидат в цари. Наме­чен­но­го кан­дида­та оче­ред­ной in­ter­rex пред­ла­га­ет народ­но­му собра­нию, кото­рое и обле­ка­ет его вла­стью (lex cu­ria­ta de im­pe­rio 4 ). Для при­об­ре­те­ния пра­ва с. 39 сно­сить­ся с бога­ми вновь избран­но­му царю необ­хо­ди­мо еще осо­бое посвя­ще­ние — inau­gu­ra­tio.

При отправ­ле­нии сво­ей вла­сти царь может назна­чать себе помощ­ни­ков; но обра­зо­ва­лось ли уже в цар­ский пери­од что-либо вро­де посто­ян­ных маги­ст­ра­тур, труд­но ска­зать. Несо­мнен­но, суще­ст­во­ва­ли коман­ди­ры отдель­ных вой­ско­вых частей (tri­bu­ni mi­li­tum, tri­bu­nus ce­le­rum 5 ); воз­мож­но, что на вре­мя сво­его отсут­ст­вия царь остав­лял в горо­де кого-либо в каче­стве сво­его заме­сти­те­ля (prae­fec­tus ur­bi), но посто­ян­ные судьи для уго­лов­ных дел (duo­vi­ri per­duel­lio­nis и quaes­to­res par­ri­ci­dii), по всей веро­ят­но­сти, отно­сят­ся уже к эпо­хе рес­пуб­ли­ки.

Рядом с царем сто­ит сенат (se­na­tus), состо­яв­ший в древ­ней­шее вре­мя из всех родо­вых ста­рей­шин, кото­рые явля­лись, таким обра­зом, как пред­ста­ви­те­ли родов, чле­на­ми сена­та ex of­fi­cio 6 . На это ука­зы­ва­ет уже упо­ми­нав­ше­е­ся ранее сов­па­де­ние чис­ла сена­то­ров с чис­лом родов по рим­ско­му пре­да­нию, а так­же наиме­но­ва­ние сена­то­ров « pat­res » 7 . Поз­же, одна­ко, с посте­пен­ным паде­ни­ем зна­че­ния родов и с уси­ле­ни­ем цар­ской вла­сти, этот прин­цип родо­во­го пред­ста­ви­тель­ства отпа­да­ет и сенат состав­ля­ет­ся назна­че­ни­ем царя.

Роль сена­та по отно­ше­нию к царю явля­ет­ся чисто сове­ща­тель­ной: сенат обсуж­да­ет по пред­ло­же­нию царя те или дру­гие вопро­сы, и его заклю­че­ния (se­na­tus­con­sul­ta) име­ют прин­ци­пи­аль­но зна­че­ние сове­тов, для царя юриди­че­ски не обя­за­тель­ных, но име­ю­щих, конеч­но, огром­ную фак­ти­че­скую силу.

23 По отно­ше­нию к наро­ду сенат игра­ет роль опе­ку­на. Эта роль ска­зы­ва­ет­ся уже в опи­сан­ном выше in­ter­reg­num. Но и сверх того, вся­кий новый закон, при­ня­тый в народ­ном собра­нии, нуж­да­ет­ся еще для сво­ей дей­ст­ви­тель­но­сти в утвер­жде­нии сена­та (т. н. auc­to­ri­tas pat­rum, кото­рую Момм­зен спра­вед­ли­во сбли­жа­ет с auc­to­ri­tas tu­to­ris 8 ).

Народ­ное собра­ние (co­mi­tia cu­ria­ta)

Третьим эле­мен­том государ­ст­вен­но­го устрой­ства явля­ет­ся народ­ное собра­ние, т. е. собра­ние всех взрос­лых (спо­соб­ных носить ору­жие) пол­но­прав­ных граж­дан (т. е. пат­ри­ци­ев). В осно­ву орга­ни­за­ции этих народ­ных собра­ний поло­же­но опи­сан­ное выше деле­ние на курии, поче­му и самое собра­ние назы­ва­ет­ся co­mi­tia cu­ria­ta или (по спо­со­бу сво­его созы­ва, через гла­ша­та­ев) co­mi­tia ca­la­ta 9 . Народ­ное собра­ние созы­ва­ет­ся по ини­ци­а­ти­ве царя, с. 40 кото­рый и вно­сит туда свои пред­ло­же­ния. Пред­ло­же­ния эти в собра­нии не деба­ти­ру­ют­ся, а лишь про­сто при­ни­ма­ют­ся или отвер­га­ют­ся откры­тою уст­ною пода­чей голо­сов (про­стым « да » или « нет » ). Боль­шин­ство голо­сов в дан­ной курии дава­ло голос курии, а боль­шин­ство голо­сов этих послед­них дава­ло реше­ние народ­но­го собра­ния. Пред­ме­ты ведом­ства народ­ных собра­ний едва ли могут быть опре­де­ле­ны с доста­точ­ной ясно­стью. А prio­ri мож­но пред­по­ло­жить, что в санк­ции народ­ных собра­ний нуж­да­лись все новые зако­ны, затра­ги­вав­шие более или менее суще­ст­вен­но пра­во­вой строй обще­ства. В народ­ном собра­нии, далее, про­ис­хо­дит при­ня­тие кого-либо в состав пат­ри­ци­ев (coop­ta­tio in pat­ri­ciis), а так­же неко­то­рые важ­ней­шие акты част­но­пра­во­вой жиз­ни — усы­нов­ле­ние (ar­ro­ga­tio) и заве­ща­ние (tes­ta­men­tum). Нако­нец, веро­ят­но, в собра­ни­ях же реша­лись и важ­ней­шие вопро­сы теку­щей внут­рен­ней и внеш­ней поли­ти­ки — напр., вопрос об объ­яв­ле­нии вой­ны, о заклю­че­нии мира и т. п.

Читайте также:  Название района виды специализации таблица

Но, вооб­ще, пере­дать или не пере­дать тот или иной вопрос на реше­ние народ­но­го собра­ния зави­се­ло все­це­ло от воли царя, ибо и само народ­ное собра­ние без его воли состо­ять­ся не мог­ло.

Пат­ри­ар­халь­ный харак­тер древ­не­рим­ско­го государ­ст­вен­но­го строя устра­ня­ет мысль о каких бы то ни было юриди­че­ских (кон­сти­ту­ци­он­ных) пра­вах народ­ных собра­ний по отно­ше­нию к царю. Фак­ти­че­ски, конеч­но, царь во всех важ­ней­ших слу­ча­ях дол­жен был искать опо­ры в наро­де, но юриди­че­ски его лич­ная воля, его вер­хов­ная власть (im­pe­rium) ничем не была свя­за­на. Вме­сто того, чтобы вно­сить свои пред­ло­же­ния в co­mi­tia, царь мог и само­сто­я­тель­но пове­леть (im­pe­ra­re) то, что нахо­дил нуж­ным, и такое началь­ст­вен­ное пред­пи­са­ние было для граж­дан так же обя­за­тель­но, как и закон, — с тем раз­ве толь­ко раз­ли­чи­ем, что закон, при­ня­тый в народ­ном собра­нии (lex), есть jus­sus po­pu­li 10 , обя­за­тель­ный навсе­гда (до отме­ны в таком же поряд­ке); меж тем как лич­ное пред­пи­са­ние царя име­ет силу лишь до тех пор, пока этот царь нахо­дит­ся у вла­сти, и, сле­до­ва­тель­но, со смер­тью его eo ip­so 11 пере­ста­ет быть обя­за­тель­ным.

Вопрос об общем харак­те­ре государ­ст­вен­но­го устрой­ства это­го пери­о­да

24 Ввиду налич­но­сти всех трех опи­сан­ных эле­мен­тов, общий харак­тер рим­ско­го государ­ст­вен­но­го устрой­ства это­го пери­о­да пред­став­ля­ет­ся спор­ным. Ввиду того, что рядом с царем сто­ят сенат и народ­ное собра­ние, государ­ст­вен­ное устрой­ство может пока­зать­ся с. 41 монар­хи­ей кон­сти­ту­ци­он­ной; с дру­гой сто­ро­ны, ввиду отсут­ст­вия каких-либо юриди­че­ских огра­ни­че­ний цар­ской вла­сти, оно может быть поня­то как монар­хия абсо­лют­ная; нако­нец, при­ни­мая во вни­ма­ние выбор­ный харак­тер цар­ской вла­сти и срав­ни­тель­ную пол­ноту пол­но­мо­чий позд­ней­ших рес­пуб­ли­кан­ских маги­ст­ра­тов, в осо­бен­но­сти дик­та­то­ров и кон­су­лов, мож­но и древ­ней­ший Рим счесть за рес­пуб­ли­ку, толь­ко с дик­та­то­ром пожиз­нен­ным. Рав­ным обра­зом, спо­рен и внут­рен­ний харак­тер это­го устрой­ства: одни выдви­га­ют в цар­ской вла­сти на пер­вый план эле­мент воен­ный (напр., де Санк­тис), дру­гие — эле­мент рели­ги­оз­ный, тео­кра­ти­че­ский (напр., Фюстель-де-Куланж) и т. д.

Все эти спо­ры нахо­дят себе объ­яс­не­ние в том, что в государ­ст­вен­ном устрой­стве это­го пери­о­да заклю­че­ны еще все эти эле­мен­ты вме­сте и что к не сло­жив­ше­му­ся еще строю нель­зя при­ла­гать наших нынеш­них тео­ре­ти­че­ских кате­го­рий 12 . И если уж жела­тель­но дать это­му строю какое-либо общее опре­де­ле­ние, то наи­бо­лее вер­ным будет « пат­ри­ар­халь­ный » . Царь явля­ет­ся пат­ри­ар­халь­ным вла­ды­кой сво­его наро­да и сто­ит к послед­не­му в таком же отно­ше­нии, как pa­ter­fa­mi­lias к сво­ей семье. Как в руках pa­ter­fa­mi­lias сосре­дото­чи­ва­лись все функ­ции семей­ной вла­сти, так в руках царя сосре­дото­чи­ва­лось началь­ство над наро­дом во всех сто­ро­нах его суще­ст­во­ва­ния; как pa­ter­fa­mi­lias не огра­ни­чен ничем, кро­ме рели­гии и обще­ст­вен­но­го мне­ния, так не огра­ни­чен и царь в сво­ем управ­ле­нии наро­дом 13 .

  • 1 Rex sac­ri­fi­cu­lus — вер­хов­ный жрец, на кото­ро­го после изгна­ния царей пере­шли функ­ции царя в каче­стве рели­ги­оз­но­го гла­вы рим­ско­го обще­ства.
  • 2 Re­gi­fu­gium — бук­валь­но: «бег­ство царей», празд­ник, кото­рый справ­лял­ся в фев­ра­ле в честь изгна­ния царей.
  • 3Bernhöft F. Staat und Recht der rö­mi­schen Kö­nigszeit. Stuttg., 1882.
  • 4 Lex cu­ria­ta de im­pe­rio — «при­ня­тый кури­ат­ны­ми коми­ци­я­ми закон о наде­ле­нии вла­стью». (Пер. ред.)
  • 5 Tri­bu­ni mi­li­tum — «воен­ные три­бу­ны», выс­шие офи­це­ры в леги­о­нах; tri­bu­ni ce­le­rum — «началь­ни­ки кон­ни­цы».
  • 6 Ex of­fi­cio — «в силу долж­ност­ных пол­но­мо­чий». (Пер. ред.)
  • 7 Pat­res — «отцы». (Пер. ред.)
  • 8 Ср.: Bloch G. La ré­pub­li­que ro­mai­ne. 1913. P. 17— 18. («Auc­to­ri­tas pat­rum» — «власть отцов», «auc­to­ri­tas tu­to­ris» — «власть опе­ку­на». — Пер. ред.)
  • 9 Co­mi­tia ca­la­ta — от гла­го­ла «ca­la­re» — «созы­вать кри­ком», то есть через гла­ша­тая. (Прим. ред.)
  • 10 Jus­sus po­pu­li — «при­каз наро­да». (Пер. ред.)
  • 11 Eo ip­so — «тем самым». (Пер. ред.)
  • 12 Подоб­ное нераздель­ное и орга­нич­ное сосу­ще­ст­во­ва­ние всех фак­то­ров государ­ст­вен­ной жиз­ни в рус­ском язы­ке обо­зна­ча­ет­ся поня­ти­ем «собор­ность».
  • 13Момм­зен Т. Рим­ская исто­рия. Т. 1. Рус­ский пере­вод Неве­дом­ско­го (1887). С. 61 и сл.; Bloch G. loc. cit. P. 22: «La ci­té est, à beau­coup d’egards, l’ima­ge de la fa­mil­le com­me le roi est l’ima­ge du pè­re» — «город­ская общи­на во мно­гих отно­ше­ни­ях пред­став­ля­ет собой подо­бие семьи, в то вре­мя как царь пред­став­ля­ет подо­бие отца». (Пер. ред.)

    Источник

    Билет № 9.Государственный строй Римской республики

    В период республики организация власти была достаточно проста и некоторое время отвечала условиям, какие были в Риме ко времени возникновения государства. На протяжении последующих пяти веков существования республики размеры государства значительно увеличились. Но это почти не отразилось на структуре высших органов государства, по-прежнему находившихся в Риме и осуществлявших централизованное управление громадными территориями. Естественно, что такое положение снижало эффективность управления и стало со временем одной из причин падения республиканского строя.

    В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах, в Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых. Это отразилось в полномочиях и взаимоотношениях высших государственных органов. Ими являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Хотя народные собрания считались органами власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии, не они преимущественно управляли государством. Это делали сенат и магистраты — органы реальной власти нобилитета.

    Сенат. Главным органом государственной власти в Римской республике был сенат. Сенаторы (вначале их было 300, по числу патрицианских родов, позже число сенаторов было увеличено сначала до 600, а затем до 900) не избирались. Специальные должностные лица — цензоры, распределявшие граждан по центуриям и трибам, раз в пять лет составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей. Это делал сенат органом верхушки рабовладельцев, фактически независимым от воли большинства свободных граждан.

    Формально сенат был совещательным органом, и его постановления назывались сенатус-консульты. Но компетенция сената была обширной, Он контролировал законодательную деятельность центуриатных (а затем и плебейских) собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая законопроекты. Контролировал избрание народными собраниями должностных лиц. В распоряжении сената находилась казна государства. Он устанавливал налоги. К компетенции сената относились постановления по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу. Важное значение имели внешнеполитические полномочия сената. Им решались вопросы объявления и ведения войны. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями. Наконец, в чрезвычайных обстоятельствах сенат мог принять решение об установлении диктатуры.

    Комиции. В Римской республике существовали три вида народных собраний — центуриатные, трибутные и куриатные.

    Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие благодаря своей структуре и порядку принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев.

    В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

    Второй вид народных собраний представляли трибутные собрания, которые в зависимости от состава жителей триб, участвовавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Поначалу их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Плебейские собрания, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. они получили и право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима.

    Читайте также:  Сколько грамм в столовой ложке Таблица соотношений разных продуктов

    Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия потеряли былое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и в конце концов были заменены собранием тридцати представителей курии — ликторов.

    Народные собрания. Народные собрания в Риме созывались по усмотрению высших должностных лиц, которые могли и прервать собрание, и перенести его на другой день. Они же председательствовали в собрании и объявляли вопросы, подлежащие решению. Участники собрания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по ним было открытым и только в конце республиканского периода было введено тайное голосование.

    Магистратура. Магистратами в Риме именовались высшие государственные должности – консулы, преторы, народные трибуны.. Как и в Древних Афинах, в Риме сложились определенные принципы замещения магистратур. Такими принципами были выборность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответственность.

    Все магистраты (кроме диктатора) избирались центуриатными или трибутными собраниями на один год. Кроме того, полномочия консула, командовавшего армией, в случае незакончившейся военной кампании могли быть продлены сенатом. Как и в Афинах, все магистратуры были коллегиальными — на одну должность избиралось несколько человек (диктатор назначался один). Но специфика коллегиальности в Риме заключалась в том, что каждый магистрат имел право самостоятельно принимать решение. Это решение могло быть отменено его коллегой (право интерцессии). Вознаграждения магистраты не получали, что, естественно, закрывало путь к магистратурам малоимущим и неимущим. В то же время магистратуры, особенно в конце республиканского периода, стали источником значительных доходов. Магистраты (за исключением диктатора, цензора и плебейского трибуна) по истечении срока их полномочий могли быть привлечены к ответственности народным собранием, избравшим их.

    Необходимо отметить и еще одно существенное отличие римской магистратуры — иерархию должностей (право вышестоящего магистрата отменить решение нижестоящего).

    Власть магистратов подразделялась на высшую (imperium) и общую (potestas). В imperium включались высшая военная власть и право заключать перемирие, право созывать сенат и народные собрания и председательствовать в них, право издавать приказы и принуждать к их исполнению, право суда и назначения наказания. Эта власть принадлежала диктатору, консулам и преторам. Диктатор имел «высочайший империум» (summum imperium), включавший право приговаривать к смертной казни, не подлежащее обжалованию. Консулу принадлежал большой империум (majus imperium) — право выносить смертный приговор, который мог быть обжалован в центуриатном собрании, если он был вынесен в городе Риме, и не подлежал обжалованию, если был вынесен за пределами города. У претора был ограниченный империум (imperium minus) — без права приговаривать к смертной казни.

    Власть potestas принадлежала всем магистратам и включала в себя право отдавать распоряжения и налагать штрафы за их невыполнение.

    Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстраординарные, (чрезвычайные). К ординарным магистратурам относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.

    Консулы (в Риме избирались два консула) были высшими магистратами и возглавляли всю систему магистратур. Особенно существенными были военные полномочия консулов: набор в армию и командование ею, назначение военачальников, право заключать перемирие и распоряжаться военной добычей. Преторы появились в середине IV в. до н.э. в качестве помощников консулов. В силу того, что последние, командуя армиями, часто отсутствовали в Риме, к преторам перешло управление городом и, что особенно важно, руководство судопроизводством, позволявшее в силу имевшегося у них империума издавать общеобязательные постановления и тем самым создавать новые нормы права. Вначале избирался один претор, затем два, один из которых рассматривал дела римских граждан (городской претор), а другой — дела с участием иностранцев (претор перегринов). Постепенно число преторов увеличилось до восьми.

    Два цензора избирались раз в пять лет для составления списков римских граждан, распределения их по трибам и разрядам и для составления списка сенаторов. Кроме того, к их компетенции относилось наблюдение за нравственностью и издание соответствующих эдиктов. Квесторы, бывшие сначала помощниками консулов без специальной компетенции, со временем стали ведать (под контролем сената) финансовыми расходами и расследованием некоторых уголовных дел. Эдилы (их было два) наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организовывали празднества и зрелища.

    Коллегии «двадцати шести мужей» состояли из двадцати шести человек, входивших в пять коллегий, ведавших надзором за тюрьмами, чеканкой монеты, очисткой дорог и некоторыми судебными делами.

    Особое место среди магистров занимали плебейские трибуны. Их право veto играло большую роль в период завершения борьбы плебеев за равноправие.

    Диктатор. Экстраординарные магистратуры создавались только в чрезвычайных, грозящих особой опасностью Римскому государству обстоятельствах — тяжелая война, большое восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Право veto плебейского трибуна на него не действовало, распоряжения диктатора не подлежали обжалованию, и за свои действия он не нес ответственности. Правда, в первые века существования республики диктатуры вводились не только в чрезвычайных обстоятельствах, а для решения конкретных задач и полномочия диктатора ограничивались рамками этой задачи. За ее пределами действовали ординарные магистратуры. В период расцвета республики к диктатуре почти не прибегали.

    Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Вместе с тем в период кризиса республики это правило было нарушено и появились даже пожизненные диктатуры (диктатура Суллы «для издания законов и устройства государства»).

    К экстраординарным магистратурам могут быть отнесены и комиссии децемвиров, образованные в период одного из подъемов борьбы плебеев за свои права для подготовки Законов XII таблиц, созданных в 450—451 гг. до н.э.

    Армия. Военная организация Рима сыграла очень большую роль в его истории. Громадное расширение его пределов, достигнутое вооруженным путем, свидетельствовало как о роли армии, так и о росте ее политического значения. Да и сама судьба республики оказалась во многом в руках армии.

    Первоначальная военная организация Рима была проста. Постоянной армии не было. Все граждане с 18 до 60 лет, обладавшие имущественным цензом, были обязаны участвовать в военных действиях (причем клиенты могли выполнять военные обязанности вместо патронов). Воины в поход должны были являться со своим оружием и продовольствием. Как отмечалось выше, каждый разряд имущих граждан выставлял определенное число центурий, объединявшихся в легионы. Командование армией сенат вручал одному из консулов, который мог передать командование претору. Во главе легионов стояли военные трибуны, центуриями командовали центурионы, отряды конницы (декурии) возглавлялись декурионами.

    Длительность и частота войн превращает армию в постоянную организацию. Они же вызвали растущее недовольство основного контингента воинов — крестьянства, отвлекаемого от своих хозяйств, приходящих из-за этого в упадок. Назрела необходимость реорганизации армии. Она была проведена Марием в 107 году до н.э.

    Военная реформа Мария, сохранив воинскую повинность римских граждан, допустила набор добровольцев, получавших вооружение и жалованье от государства. Кроме того, легионерам полагалась часть военной добычи, а с 1 в. до н.э. ветераны могли получать земли в Африке, Галлии и в Италии (за счет конфискованных и свободных земель). Реформа существенно изменила социальный состав армии — большую ее часть теперь составляли выходцы из малоимущих и неимущих слоев населения. Армия профессионализировалась, превратилась в постоянную и становилась самостоятельной политической силой, а полководец, от успехов которого зависело благосостояние легионеров, — крупной политической фигурой.

    Источник