Меню

Демократия от Античности к современности

Демократия: от Античности — к современности

Основные принципы демократии, известные современному обществу, были заложены более 20 веков назад в Древней Греции.

Власть народа: признаки и виды

Согласно одному из ряда определений, под демократией понимается такой способ организации политической системы, который даёт гарантию личности принимать участие в политических процессах. Иными словами, если в тоталитарном и авторитарном обществах основные вопросы решает группа людей, находящаяся у власти, или лидер государства, то в демократическом до принятия политических решений допущены все (или почти все) граждане. Ограничение их прав в данной системе возможно только на основании закона.

Рассматривая основополагающие признаки демократии, отметим, что к ним относятся, во-первых, признание народа источником власти в государстве. Это означает, что высшая государственная власть, по сути, принадлежит народу, который сам решает, кому её передоверять. Второй характерной чертой демократического политического режима является равноправие граждан, то есть их равный доступ не только к возможностям, но и к реальным способам осуществления и политической власти, и иных своих прав во всех сферах общественной жизни.

Следующая черта — это подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении. Следует отметить, что не все исследователи считают этот признак соответствующим традициям демократии. В американской политической философии нередко говорят, что демократия — это когда два волка и один ягнёнок решают, что сегодня вечером будет на ужин. В действительности то, что меньшинство должно подчиняться большинству, вовсе не означает, что у первого нет никаких прав. Они есть и определены законом. И большинство должно их уважать.

Ещё одной важной характеристикой демократии является выборность основных органов государства. Даже в условиях монархического правления премьер-министр, депутаты парламента и прочие государственные чиновники избираются народом и непосредственно зависят от него.

5.png

По самому общему основанию (речь пойдёт о видах) демократию можно разделить на непосредственную (прямую) и представительную. В первом случае люди сами осуществляет политическую власть, во втором — через своих представителей, избранных в органы власти.

Нередко говорят, что два этих вида демократии как бы исключают друг друга. На самом деле они представляют собой две стороны одной и той же монеты. Непосредственная демократия немыслима без представительной, а представительная не имеет смысла без непосредственной.

Исторический пример действия прямой демократии даёт нам Новгородская феодальная республика, где главным органом управления было народное собрание — вече. Однако это вовсе не означало, что в Новгороде отсутствовали институты представительной демократии. Избирался воевода, приглашался князь, существовала должность архиепископа. Всё это означало, что люди не могли осуществлять все государственные полномочия в полном объёме.

Также некоторые исследователи считают, что между непосредственной и представительной есть промежуточная форма — плебисцитарная демократия, когда люди выражают своё мнение, с одной стороны, непосредственно, с другой, — через определённые органы власти.

Концепции демократии: кто и как правит?

Идея демократии зародилась еще в Античности. Свидетельствует об этом и древнегреческий перевод слова — власть народа. Конечно, античное понятие демократии очень сильно отличалось от того, которым мы пользуемся сейчас. В истории существовало ещё несколько вариантов понимания этого термина. Одно из них было предложено в раннее Новое время английскими философами Томасом Гоббсом и Джоном Локком. Это так называемая либеральная концепция демократии. С этой точки зрения каждый человек в обществе должен быть самостоятельным, интересы общества должны полностью подчиняться его интересам. Вероятно, такая концепция была справедлива для 17 века, однако сегодня её реализация в полной мере вряд ли возможна.

Псковское вече. А. М. Васнецов.

А.В. Васнецов. Псковское вече. Источник: wikipedia.org

Вторая концепция демократии, которая существовала в Новое время, — это коллективистская концепция Жан-Жака Руссо. Одним из её сторонников был известный философ Карл Маркс. В данной концепции демократия, наоборот, должна реализовывать задачи всего общества, а интересы человека в значительной степени должны быть подчинены интересам общественным. Третья концепция — плюралистическая. В соответствии с ней, интересы общества, безусловно, важны, но гораздо важнее интересы социальных групп. Ну и, наконец, последняя концепция демократии — элитарная. В данном случае демократия представляет собой соперничество не отдельных людей, не социальных групп, а политических элит. Считается, что наиболее ярко эта концепция проявляется в Соединенных Штатах Америки. Действительно, на протяжении уже нескольких веков в США соперничают две политические партии: Демократическая и Республиканская. Формально никто не запрещает гражданам Америки создавать другие политические партии (и они, конечно, есть), но на каждых президентских и парламентских выборах граждане выбирают только между двумя партиями.

Демократический строй: основные характеристики

Кроме вышеназванных свойств демократии существуют также не менее значимые характеристики демократического режима, первой из которых является парламентаризм. Согласно этому признаку, в политическом управлении страны парламент занимает центральное место и имеет преимущественное право в принятии законов.

Следующей характеристикой демократического строя является политический плюрализм (от латинского слова pluralis — множественный), который предполагает уважение чужого мнения, сосуществование различных точек зрения на процесс развития общества, возможность для каждого человека свободно выражать свою позицию. Некогда даже Мао Цзэдун говорил: «Пусть соперничают сто школ, пусть расцветают сто цветов». Но после того, как люди в коммунистическом Китае стали свободно высказывать свои точки зрения, «великий кормчий» поменял позицию. В Поднебесной начались репрессии. В демократическом политическом режиме такой итог, конечно, недопустим.

Следующими характеристиками демократического политического режима являются толерантность (от латинского tolerantia — терпение, принятие) и консенсус (от латинского consensus — единодушие, единочаяние). В первом случае это терпимость к чужим мнениям, чувствам, обычаям, культуре. Во втором — существование в обществе прочного согласия по основным ценностям или принципам действия.

9.png

Гражданское общество и правовое государство — это ещё две важные характеристики демократического режима. Отметим, что существование первого невозможно без наличия второго.

В заключение следует сказать, что американская неправительственная организация Freedom House, публикующая результаты ежегодного анализа состояния свободы в мире, зафиксировала, что если в 1980 году в мире насчитывалась 51 свободная страна, то в 2019 году их число возросло до 83.

Источник

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Политика. 5.5. Демократия.

ОГЭ. ПОЛИТИКА

5.5. Демократия.

ПЛАН.
  • Демократия. Понятие.
  • Предпосылки демократии.
  • Признаки демократии.
  • Формы демократии.
  • Гарантии существования демократии.
  • Ценности демократии.
Читайте также:  Таблица соответствия размеров обуви мужчины

Демократия.

Демократия – форма организации общества, при которой обеспечивается реальное участие личности в различных сферах общественной жизни, реализуется правление народа, действенный контроль с его стороны за осуществление власти.

Предпосылки демократии:

  • рыночная экономика;
  • многообразие форм собственности, обязательное признание и гарантированность права частной собственности;
  • значительное место среднего класса в социальной структуре общества;
  • высокий уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам;
  • высокая степень развития общей и политической культуры, значительная социальная и политическая активность людей, добровольных объединений, готовых встать на защиту институтов демократии;

Признаки демократии:

  • признание народа источником власти и носителем суверенитета;
  • юридическое равноправие граждан, их равные возможности участия в политической жизни страны;
  • наличие прав и свобод человека, их признанием, гарантированностью и защитой со стороны государства;
  • принятие важнейших властных решений по принципу большинства;
  • право меньшинства на оппозицию при подчинении решениям большинства;
  • политический плюрализм, (от лат. множество), возможность наличия множества различных позиций и мнений в условиях политического единства общества;
  • разделение властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную; различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры;
  • гласностью действий государственных органов и должностных лиц, возможностью беспрепятственного контроля за ними со стороны общества.
  • существование свободных от цензуры и независимых от власти неправительственных средств массовой информации;
  • выборность основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании;
  • развитая система органов местного самоуправления.

Формы демократии.

Формы демократии отличаются способом осуществления народом своей власти:

  • прямая (непосредственная)
  • косвенная (представительная).

Прямая демократия – это непосредственное участие народа в формировании органов государственной власти, решении вопросов государственной политики, общественно-политической жизни через выборы и референдумы, собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, обращения в органы власти (петиции) и народное обсуждение важнейших вопросов. Народ сам осуществляет свои права.

Представительная демократия – возможность народа осуществлять свою власть через своих представителей в различных государственных органах (депутатов, делегатов, членов собраний и др.)

Референдум – это форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.

Гарантии существования демократии:

  • наличие системы контроля со стороны гражданского общества за деятельностью органов государственной власти и должностных лиц;
  • упрощение процедуры отзыва депутатов и смены чиновников;
  • ликвидация системы привилегий, связанных с обладанием властью;
  • существование своевременного полного политического информирования граждан.

Ценности демократии:

  • защита интересов людей,
  • возможность жить людям согласно их собственным законам,
  • гарантированность личной свободы и прав человека,
  • равенство всех перед законом,
  • моральная ответственность людей за их политические решения,
  • политическое равенство,
  • свободные и честные выборы,
  • справедливое судопроизводство,
  • толерантность, сотрудничество и компромисс в отношениях между народом и властью,
  • предотвращение деспотизма.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник



Демократическое государство

Демокра́тия (др.-греческого δημοκρατία — «власть народа», от δῆμος — «народ» и κράτος — «власть») – управление государством, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. В современном понимании демократия рассматривается не как власть народа, а как участие граждан и их объединений в осуществлении власти.

Формы этого участия могут быть различными (членство в партии, участие в демонстрации, участие в выборах президента, губернатора, депутатов, в обращении с жалобами, заявлениями и т.д. и т.п.). Если субъектом демократии может быть как отдельный человек, так и группа людей, а также весь народ, то субъектом народовластия может быть только народ в целом.

Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трех терминов. Демокра­тическое государство не может не быть одновременно конститу­ционным и правовым.

Государство может соответствовать характеристике демокра­тического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Это государство не должно стремиться к этатизму, оно должно строго придерживаться установленных пределов вмеша­тельства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечи­вают свободу предпринимательства и культуры. В функции демо­кратического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.

Принципы демократического государства (применительно к РФ):

Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина возможно в условиях демокра­тического режима, когда в государстве уста­навливается законность и исключается произвол силовых струк­тур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демо­кратический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ за­крепила все известные мировой практике права и свободы. Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонару­шения. Однако принуж­дение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только впра­ве, но и обязаны применять силу в определенных случаях, одна­ко при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона.

Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство (ст. 1 Конституции РФ). Носителем суверенитета и единственным источником власти в Рос­сийской Федерации является ее многонациональный на­род. Народ, с юридической точки зрения — принадлеж­ность данной группы населения, ассоциированной в рам­ках единого государства, совокупности людей к соответ­ствующему государству. В зависимости от формы волеизъявления народа разли­чаются демократии: представительная и непосредственная.

Представительная демократия — осуществление наро­дом власти через выборных представите­лей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют. Непосредственная демократия — это форма непосред­ственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непосредственным выражением вла­сти народа, — указывается в Конституции Российской Федерации (ст. 3), — являются референдум и свободные выборы». Референдум Российской Федерации (всероссийский ре­ферендум) — всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни государства. Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации. Помимо всерос­сийских референдумов могут проводиться региональные и местные референдумы.

Читайте также:  Классификация суставов и их общая характеристика

Принцип федерализма является основой его государственно-территориального устройства РФ. Он способствует демократизации управления государством, лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни.

Принцип разделения властей — выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Впервые в Российской Федерации принцип разделения властей был провозглашен в Декларации «О государствен­ном суверенитете РСФСР», в которой разделение законо­дательной, исполнительной и судебной властей объявля­лось важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства. В апреле 1992 г. этот принцип был внесен в Конститу­цию РФ в качестве одной из незыблемых основ конститу­ционного строя России (ст. 2). Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление её на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ и аналогичные им органы субъектов федерации). Разделение властей поэтому не ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Это равновесие достигается системой «сдержек и противовесов», которая выражается в полномочиях государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших государственных проблем.

Принципы идеологического и политического плюрализма. Идеологический плюрализм означает, что в РФ признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.13,ч. 1,2 Конституции). РФ провозглашается светским государством (ст.14 Конституции). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ст.13, ч.3, 4, 5 Конституции). Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоёв населения.

Принцип многообразия форм экономической деятельности подразумевает, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Дата публикации: 13.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Источник

Становление конституционных основ демократических прав граждан

Демократические постулаты составляют основу правового положения граждан, живущих в большинстве стран мира. Однако, сама демократия является результатом борьбы любого народа за то, чтобы быть не просто услышанным, но и полноценность принимать участие в управлении делами государства, выбирать тех лиц, которые служили бы народу и проводить в жизнь те идеи и принципы, которые бы соответствовали народной воле, а не воле отдельных личностей или управленческих структур.

Основные демократические завоевания в Европе были достигнуты в ходе борьбы народа за свои права в процессе революционного буржуазного движения, произошедшего в конце XVIII в.

В Российском государстве демократические права были провозглашены после свершения Октябрьской социалистической революции, произошедшей в 1917 году. Данные права были закреплены в Конституции РСФСР, принятой в 1918 году, положения которой провозглашали весь пролетариат страны в качестве основного носителя государственной власти, представительными органами которой являлись Советы.

Борьба за расширение демократических прав и их закрепление конституционными нормами различных государств продолжалось вплоть до признания в 1945 году на мировом уровне права народов на самоопределение, будучи зафиксированном в Уставе Организации Объединенных Наций [1], в соответствии с которым демократия приобрела не только формальные формы, но и стала реальной силой, которая могла противостоять любому принуждению или насилию. В качестве инструмента реализации демократических прав и свобод была утверждена процедура, в виде референдума, в ходе которой граждане того или иного государства могли заявить свою волю, выразить свое отношение к важным вопросам.

В соответствии с теорией демократии, не может развитое государство противопоставлять основным правам граждан государственные интересы, попирать общественные права ради достижения государством определенного блага. Представляется, что для такого государства, которое считает и провозглашает себя демократическим и правовым, именно достижение общественного интереса и провозглашение в качестве основного постулата основных прав личности считается главной целью [2].

Именно в демократическом государстве права личности должны охраняться и защищаться конституционными нормами, в соответствии с которыми любое нарушение этих прав, принятие любого нормативного акта или решения должностного лица государственного органа, нарушающего данные права или не соответствующие Конституции, должны признаваться незаконными и немедленно отменяться.

Только такая демократия, которая служит не только отдельно государственным или отдельно общественным интересам, но провозглашающая и защищающие интересы и отдельной личности, и общества, и самого государства, является подлинной демократией. Демократические ценности в таком государстве защищаются при помощи референдума, проведения выборов, при помощи собрания на местном уровне, возможности выдвижения инициатив и т.п.

Справедливо отмечает профессор Л. А. Нудненко, что легитимация большинства народа, местного сообщества не означает, однако, что не существует пространства для реализации целей и деятельности части народа, местного сообщества, не входящей в большинство [3].

Доминирующее положение государственной воли над большинством субъектов правоотношений оставляет открытым вопрос о содержании и значении воли народа как особого субъекта конституционно-правовых отношений. Строго говоря, воля представляет собой понятие, достаточно широко употребляемое в различных отраслях юридической науки.

Исследуя содержание данного понятия, Е. И. Козлова отмечала, что воля народа выступает как одна из разновидностей общественной воли, субъектом которой является историческая общность — советский народ. По ее мнению, воля народа объективируется в различных формах, одной из которых является государственная власть. Также воля народа объективируется в участии в процессе формирования государственной воли народа, в различных проявлениях суверенитета советского народа, в деятельности различных носителей воли народа [4].

В целом соглашаясь с данной концепцией, хотелось бы отметить, что подход, при котором носителями воли народа может быть множество субъектов, является не совсем верным. В любом современном демократическом обществе воля народа является неким абсолютом, но наличие факта множества ее носителей нивелирует это значение. Воля народа выступает тем неотчуждаемым его инструментом, применение которого объективизирует народ в качестве действительного носителя суверенитета.

Читайте также:  Самые большие страны по численности населения

В этой связи представляется вполне справедливым утверждение Б.С. Эбзеева, воля народа является сущностной характеристикой демократии и базовым началом организации власти. При этом воля народа может двояко проявляться в организации государственной власти и ее функционировании: во-первых, как некое руководящее начало, основополагающий фундаментальный принцип организации государства, который выражается в избрании народом главы государства и органов народного представительства; во-вторых, как некая положительная сила, регулирующая государственную жизнь, выражающаяся в актах непосредственного волеизъявления народа [5].

При исследовании содержания действующих нормативных правовых актов можно обнаружить достаточно примеров употребления термина «волеизъявление». Однако использование данного понятия осуществляется как в отношении граждан (избирателей), так и в отношении народа.

Форма выражения воли народа может проявляться в совершении как активных, так и пассивных действий. Одним из примеров осуществления пассивных действий может служить политический протест в демократически организованном государстве, характер проявления которого, по мнению С. А. Авакьяна, может быть весьма широким, охватывает конституционно допустимые правоотношения и в целом является элементом, а то и необходимым атрибутом демократического общества [6].

Внешнее выражение воли народа может как проявляться в целом в отношении государства и общества, так и быть направленным на иные субъекты конституционно-правовых отношений, которым государство не только предоставляет права, но и гарантирует их.

Полагаем, что права и свободы человека и гражданина являются плодом демократии, в первую очередь в форме референдума и коллективных прав — права народа на сопротивление угнетению, права народа на самоопределение. Поэтому абсолютизация прав личности самих по себе не обоснована и исторически не оправдана [7].

Как полагает В.Е. Чиркин, права человека — это социальные возможности иметь элементарные блага, существующие вне зависимости от признания их государством [8].

По мнению Е.А. Лукашевой, правами человека выражается и закрепляется система жизнеобеспечения личности, без чего невозможно ожидать его нормального развития. Изначально в права человека заложены принципы взаимоотношений индивида и общества, гарантирующие нормальную жизнедеятельность и обществу, и индивиду. В этом их ценность [9].

Права человека, как их чаще всего понимают, являются сферой дозволенной индивиду самостоятельности [10]. Но юридически их сложно соотнести с субъективным правом, то есть рассматривать их как меру возможного поведения, которую определяет сам человек, и, более того, рассматривать их в качестве меры возможного поведения в пределах дозволенного.

В условиях, когда уважают честь и достоинство человека растут гражданские инициативы, основываются гражданские институты, проходит свое становление гражданское общество. Именно таким государством гордятся граждане.

Проявление воли народа в отношении государств осуществляется в широком многообразии общественных отношений.

Во-первых, это правовые отношения, связанные с учреждением самого государства, которое может заключаться как в создании ранее не существовавшего государственного образования, так и в правовом оформлении новых качественных характеристик функционирующего. В конституционно-правовом поле юридическое оформление этих фактов как правило осуществляется путем принятия особого правового акта — конституции.

Во-вторых, это правоотношения, возникающие в связи с формированием системы органов публичной власти, где волеизъявление народа проявляется путем проведения свободных выборов.

В-третьих, это общественные отношения, связанные с реализацией государственных функций. В этой связи справедливым представляется утверждение П.А. Астафичева о том, что народ как носитель суверенитета и единственный источник власти имеет право через своих представителей не только законодательствовать, но также исполнять и применять законы [11]. В целом не отрицая такого подхода, отметим, что один из наиболее ярких примеров влияния воли народа на осуществление государственных функций можно обнаружить в сфере правотворчества [12].

Таким образом, становление конституционных основ демократических прав граждан в науке конституционного права происходило и происходит путем ведения научных дискуссий в отношении закрепления в конституции воли народа, права на волеизъявление и необходимости легитимации народа, как субъекта конституционно-правовых отношений. Демократическое государство не может отрицать волю народа, более того, именно воплощение воли народа в качестве основной конституционной концепции демократии является подлинным воплощением демократии в данном государстве. Ни одна сложная публично-властная система не может обладать признаками устойчивости и поступательно развиваться в условиях отсутствия действенных конституционно-правовых механизмов взаимодействия народа и государства. Способная объективироваться как прямо — путем непосредственного волеизъявления, так и косвенно — через волеизъявление избирателей и деятельность представительных органов государственной власти воля народа получает свое конституционно-правовое закрепление.

Список литературы
1. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, Вып. XII, — М., 2011, с. 14 — 47
2. Иванов И.В. Демократия как предмет конституционного права: история и современность //Актуальные проблемы российского права. 2018. № 12. С. 55.
3. Нудненко Л. А. Теория демократии. М.: Юристъ, 2001. С. 34.
4. Козлова Е. И. Воля советского народа (государственно-правовой аспект) // Государство и право. 1972. №. 9. С. 23.
5. Эбзеев Б. С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М., 2013. С. 420—421.
6. Авакьян С. А. Демократия протестных отношений: конституционно-правовое измерение // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 1. С. 3—17.
7. Скуратов Ю. И. Преемственность в конституционном праве России (состояние, тенденции развития) // Образование и право. 2016. № 1. С. 8—17.
8. Чиркин В.Е. Конституционные личные права человека и гражданина: Россия и зарубежные страны// Гражданин и право. 2014. №1. С. 28.
9. Лукашева Е.А. Кризисная ситуация в советском обществе и права человека // Права человека: время трудных решений. М., 2013. С. 55.
10. Малахов В.П. Права человека и гражданское общество: международная научно-практическая конференция. М.: Московский университет МВД России, 2013. С. 19.
11. Астафичев П. А. Народное представительство в современной России: проблемы теории и правового регулирования: дис. . д-ра юрид. наук. М., 2006. С. 151.
12. Зенин С.С. Воля народа в конституционно-правовой парадигме народовластия //Lex Russica. 2017. № 1. С. 24.

Источник