ОВЗ I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII видов и их расшифровка
Расшифровка категорий ОВЗ в образовании
Педагогическая расшифровка видов ОВЗ изложена в Федеральном Законе об образовании РФ. Он описывает специфику категорий «особых» школьников и специальные условия для получения образования каждой из них. Особенности развития диагностируются ППМК. К ним относятся нарушения зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития (ЗПР), нарушения интеллектуального развития, расстройство поведения и общения, в том числе РАС и СДВГ, комплексные нарушения развития.
При их подтверждении ППМК рекомендует конкретные специальные условия обучения ребенка.
Расшифровка категорий ОВЗ в медицине
Медицинская расшифровка категорий ОВЗ дана в «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков. МКФ-ДП» Всемирной организации здравоохранения. Нарушениями она называет проблемы при развитии физиологических и (или) психологических функций организма (умственные,сенсорные, речевые) и его структур (нервная, пищеварительная, эндокринная, сердечно-сосудистая, иммунная, дыхательная системы), их существенные отклонения и утрату. К формам нарушений относятся также задержки и отставание в процессе развития детей и подростков.
МКФ-ДП определяет 5 уровней нарушений в процентном соотношении (от 0-4 % – при отсутствии или незначительных нарушениях, до 96-100% – при абсолютных) и 4 уровня задержек, учитывая, что задержки могут исчезнуть. Нарушения и задержки регистрируются по кодам, присвоенным функциям и структурам организма, способностям к обучению и применению знаний на практике, социальным отношениям и влиянию окружающей среды. Классификация опубликована на сайте ВОЗ.
Сводная таблица «Классификация детей с ОВЗ» сайта rosuchebnik.ru дает более подробное описание особенностей всех категорий ОВЗ.
ОВЗ по ФГОС
Виды ОВЗ по ФГОС определены в соответствии с вариантами адаптированных основных образовательных программ (АООП) для «особых» учеников.
глухие, 4 варианта АООП НОО
слабослышащие, 3 варианта
слепые, 4 варианта
слабовидящие, 3 варианта
с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), 4 варианта
с задержкой психического развития (ЗПР), 3 варианта
с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), 3 варианта
с расстройствами аутического спектра (РАС), 4 варианта
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 варианта(3)
ФГОС рекомендует обучать таких детей в инклюзивных школах и Центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС). Центры ППМС чаще всего организуются на базе коррекционных школ и постепенно приходят им на замену. Вместе с тем, коррекционные школы 8 видов продолжают выполнять свою миссию. Познакомимся с категориями их воспитанников.(2)
I категория. Неслышащие, глухие дети без речи
Дети с глубоким стойким двусторонним нарушением слуха: рано потерявшие слух, родившиеся со слуховыми нарушениями или потерявшие слух до периода развития речи. Они не воспринимают речь и не могут самостоятельно ею овладеть. Чтобы разговаривать, им необходимо специальное обучение. Такие дети воспринимают мир зрением и осязанием. Их мыслительные процессы основаны не на речи, а на образах и действиях. Поэтому им трудно определять причины и следствия, свойства и отношения. Их внимание и память характеризуются неустойчивостью и низким объемом из-за утомляемости.
В обучении речи главную роль играет специальная акустическая и сурдоаппаратура. И хотя речь остается неразвитой, преобладают слова, обозначающие предметы и очень мало слов, описывающих качества и движение, они все же могут говорить. Пусть и допуская ошибки в звуках, заменяя слова похожими по звучанию.
Между собой дети общаются жестами и пытаются перенести такое общение в мир слышащих, имитируя жестикуляцией и мимикой разные объекты и их признаки. Иногда это воспринимается как агрессия, и идет такой же агрессивный ответ. Это одна из причин, почему дети с глухотой обладают низкой самооценкой.
II категория. Слабослышащие дети
Дети с частичной потерей слуха, тугоухостью и различной степенью недоразвития речи. Дети, сохранившие остаточный слух и самостоятельную речь . Они продолжают накапливать словарный запас.
Развитие их психических и познавательных процессов зависит от того, насколько рано они потеряли слух. Сохраненный низкий уровень слухового восприятия создает иллюзию, что на него можно опереться, но полученная информация очень искажается.
Главная задача при их обучении — развивать зрительное восприятие и учить концентрироваться на губах говорящего, параллельно обучая чтению. Как следствие, повысится устойчивость внимания и начнет развиваться наглядная память.
В отличие от глухих детей, слабослышащие имеют высокую и даже завышенную самооценку, поскольку любое малейшее их достижение воспринимается окружающими взрослыми как невероятный успех.
III и IV категории. Нарушения зрения (рассматриваются вместе)
Дети незрячие, в том числе слепорожденные и ослепшие до 3-х лет, слабовидящие и поздноослепшие, с косоглазием и амблиопией.
Слепые дети воспринимают окружающий мир исключительно слухом и осязанием, имеют повышенную вибрационную чувствительность. Сохранившие остаточное зрение через смутные и искаженные образы. Такой способ познания обедняет мыслительные процессы, мешает их целостности. Дети с трудом определяют расстояние, местоположение не только объектов, но и собственное. В итоге не имеют четких уверенных суждений.
Обучение данной категории основано на создании у них полисенсорного опыта: отсутствующий анализатор заменяется активизацией других. В первую очередь, с помощью речи. Но нужно учитывать, что слабовидящие дети приобретают речевые навыки позже своих здоровых сверстников, их лексика бедна и произносимые слова не всегда совпадают с реальными образами. Любое вербальное описание для них требует осязательного исследования.
Учеба развивает их неустойчивое внимание, не имеющее целевой направленности. Повышается его объем, концентрированность и произвольность. То же и с памятью, в первую очередь, словесно-логической.
Слепые и слабовидящие дети бывают конфликтны, несдержанны, не имеют целей. Но общение, совместные учебные и трудовые дела с видящими ровесникам развивают у них самостоятельность и конкурентоспособность.
V категория. Тяжелая речевая патология
Дети немые, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия. При алалии сохраняется нормальный слух и интеллект, но из-за органических поражений речевых областей головного мозга нарушается развитие речи. Появляются аграмматизмы, трудности при чтении и письме, снижается словарный запас.
Афазия характеризуется разрушением уже сформировавшейся речи, когда поражен двигательный или речевой центр головного мозга. В первом случае речь полностью отсутствует или сохраняется в виде отдельных фраз и слов с дефектами произношения. Во втором — нарушается дифференцированное восприятие звуков и слов. Ребенок перестает понимать, что ему говорят, но нормально воспринимает неречевые звуки.
Дизартрия и ринолалия — это нарушение произношения. При дизартрии – из-за недостаточного развития речевого аппарата, при ринолалии – из-за анатомических дефектов строения органов артикуляции. В результате страдают все психические процессы, за исключением логической, смысловой и зрительной памяти.
Обучение проходит через развитие моторики с помощью гимнастики, ритмики, музыки. В результате восстанавливается устойчивый познавательный интерес и адекватная самооценка.
Источник
Дети с ОВЗ в детском саду
Содержание
- Дети с ОВЗ это..
- Дети с ОВЗ в детском саду общеразвивающего вида
- Кто
входит в группу детей с ограниченными возможностями здоровья - Работа с детьми с ОВЗ в детском саду по ФГОС
- Адаптационный период в детском саду
- Особенности комплексного сопровождения детей с ОВЗ
- Специфика работы с детьми с нарушениями зрения: видео
- Работа с родителями детей с ОВЗ
- Обучение детей с ОВЗ в детском саду
- Сотрудники детского сада для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Социализация детей с ОВЗ в детском саду
- Основные принципы инклюзивного обучения
- Инклюзия в ДОУ: видео
- Питание детей с ОВЗ в детском саду
- Нормы потребностей детей в энергии и полезных веществах (таблица)
Каждый ребенок, вне зависимости от психического и физического состояния здоровья, имеет право на получение полноценного образования. При обучении малышей с ограниченными возможностями здоровья разрабатывается специальная программа развития, учитывающая индивидуальные особенности крохи. Итак, читаем статью: дети с ОВЗ в детском саду.
Дети с ОВЗ это..
Под здоровьем подразумевают полное физическое,
психическое и социальное благополучие.
Важно! На сегодняшний день до 80% малышей появляются на свет незрелыми. А в период обучения отстают от программы по причине плохого состояния здоровья.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья – это
кроха, имеющий психические или физические нарушения, либо оба вида патологий
вместе. Эти нарушения препятствуют нормальному усвоению знаний без создания
специальных условий обучения.
Детский сад для детей с ОВЗ становится практически
единственным местом, где созданы оптимальные условия для его полноценного
развития и воспитания.
Дети с ОВЗ в детском саду общеразвивающего вида
Детские учреждения дошкольного образования в России
делятся на два вида:
- Комбинированный. В группы садика зачисляют здоровых детей и малышей с небольшими отклонениями в легкой форме. Наполнение групп происходит в стандартном порядке, ко всем маленьким посетителям применяют одинаковые требования. Но при этом для крох с особенностями здоровья разрабатывают индивидуальные программы, минимально отличающиеся от программ общего развития.
- Компенсирующий. Такие детские сады посещают малыши со значительными отклонениями в физическом или психическом здоровье. Их обучение направлено не только на познавательную деятельность, но и на максимальное устранение дефектов здоровья и социальную адаптацию.
Каждый детский сад для малышей с ОВЗ проходит
ежегодную аттестацию.
В отличие от обычного садика, в учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья, называемыми ДОУ (дошкольные общеобразовательные учреждения) занятия проводятся в соответствии с уровнем здоровья каждого крохи.
В группе детского сада для детей с ОВЗ обычно
обучается не более 10-15 человек, при тяжелых формах отклонений у малышей – до
5 человек.
Кто входит в группу детей с ограниченными возможностями здоровья
Коррекционную группу детского сада могут посещать
дети, имеющие следующие дефекты развития:
- задержка
психического развития в легкой степени; - зрительные,
слуховые или речевые отклонения; - педагогическая
запущенность; - аллергические
проявления в тяжелой форме; - нарушения
двигательной активности в легкой форме; - длительность
и частота различных общих заболеваний; - негативные
психические проявления.
Решение о зачислении в ту или иную группу детского сада для малышей с ограниченными возможностями здоровья принимают медицинские сотрудники и территориальная психолого-медико- педагогическая комиссия (ПМПК), выдающая заключение об общем состоянии здоровья и рекомендации по дальнейшему развитию и обучению ребенка.
Если отклонения незначительные, возможно посещение
комбинированных групп. При серьезных нарушениях здоровья у малыша обучение
будет проходить в специализированном образовательном учреждении, где создаются
оптимально благоприятные условия для получения необходимых знаний.
Работа с детьми с ОВЗ в детском саду по ФГОС
ФГОС – это набор единых стандартов, принятых на
государственном уровне и регулирующих образовательные процессы.
При работе с детьми с особенностями развития в дошкольных учреждениях применяются следующие принципы:
- Поддержание стремления и желания
получать знания. - Использование
индивидуального подхода к обучению. - Поддержка
социального взаимодействия среди малышей. - Сохранение
индивидуального подхода при совместных занятиях. - Всестороннее
развитие в максимально возможном объеме. - Отслеживание
динамики развития малыша. - Взаимодействие с семьями
воспитанников на всех этапах обучения.
Индивидуальные программы по обучению детей с ОВЗ включают:
- трудовую
дисциплину; - восприятие
мира и понимание личности крохи в этом мире; - оздоровительное
воспитание; - ознакомление
с правилами личной гигиены; - воспитание
любви к спорту; - знакомство
детей с правами человека; - духовное
развитие и выявление творческих способностей; - развитие
способностей детей к самоанализу; - формирование
интереса к познанию и изучению; - обучение
навыкам самообслуживания и самостоятельности; - развитие
любознательности; - корректировка
речевых нарушений детей.
Адаптационный период в детском саду
Адаптационный период в детском саду даже для здоровых
детей часто проходит с негативными проявлениями. Образовательное учреждение для
малышей с особенностями развития и вовсе кажется совершенно новым, незнакомым и
пугающим миром. Поэтому очень важно, чтобы отношения в нем были дружелюбными,
способствующими максимальному раскрепощению и развитию детей.
Обычно на преодоление адаптационного периода
необходимо около 2 месяцев, после чего на смену приходит начало применения
реабилитационной программы.
Важно! В соответствии с ФГОС, специализированные
детские сады и их сотрудники могут самостоятельно разрабатывать и внедрять
программы по обучению малышей с ОВЗ.
Особенности комплексного сопровождения детей с ОВЗ
Для успешного обучения малыша с ограниченными
возможностями здоровья необходима совместная помощь следующих специалистов:
- воспитателей;
- логопедов;
- дефектологов;
- терапевтов;
- психологов;
- массажистов
и др.
Положительными сторонами комплексного подхода в
обучении детей с ОВЗ являются:
- единство
образовательных, коррекционных и воспитательных задач; - воспитание
самостоятельности малышей, повышение познавательной активности с опорой на
личный опыт детей; - выявление и использование в максимальной
степени резервов психического развития каждого ребенка; - разнообразие
методов и дидактического материала в работе различных специалистов; - последовательность
в обучении и систематичность в закреплении новых навыков и умений; - достижение
успеха на каждом занятии как способ стимуляции обучения.
Немаловажную роль играет помощь родителей в обучении своих детей, имеющих особенности здоровья. Педагоги детского сада должны проводить постоянную работу с мамами и папами воспитанников в виде семинаров, консультаций и бесед, направленных на ознакомление со способами развития крох в домашних условиях, в свободное время.
Специфика работы с детьми с нарушениями зрения: видео
Работа с родителями детей с ОВЗ
Родители детей с ОВЗ могут испытывать следующие психологические
трудности при воспитании:
- нарушение
взаимоотношений в семье; - неприятие
личности малыша; - страх
ответственности за ребенка с отклонениями; - неправильные
формы общения с чадом; - отказ
от признания проблемы со здоровьем у крохи; - ограничение
круга общения семьи.
Воспитатели, в ходе взаимодействия с родителями,
должны выявить данные проблемы и направить все усилия для их разрешения.
Помните! Каждому малышу с ограниченными возможностями здоровья родители должны стать еще и экспертами и главными педагогами.
Воспитатели детского сада проводят разнообразные консультации
с мамами и папами детей, задачами таких бесед являются:
- оказание
профессиональной помощи крохам в домашних условиях в вопросах воспитания и
образования; - предотвращение
возникновения вторичных нарушений развития; - совместное
определение методов обучения каждого ребенка в соответствии с индивидуальными
особенностями; - определение
интервалов труда и отдыха, для исключения переутомлений, в детском учреждении и
дома; - подготовка и вовлечение родителей в
образовательный процесс для наиболее успешной реализации коррекционной
программы.
Для установления контакта воспитателей с близкими
людьми малышей проводятся беседы, анкетирование, опросы, родительские собрания,
дни открытых дверей, детские праздники и развлечения с участием родственников,
родительские часы, открытые занятия, оформляются стенды с информацией и
тематические выставки с детскими работами. Наиболее эффективными являются
индивидуальные консультации.
Участие родителей в образовательной деятельности
ребенка стимулирует и вдохновляет близких, помогает осваивать новые методы
общения в семье, приводит в соответствие возможности малыша и требования
родителей к нему, при этом формируется активная позиция и адекватная самооценка
крохи.
Формирование правильной оценки физического и
психического состояния, а также повышение просвещенности родителей в области
воспитания ребенка с ОВЗ помогает детям лучше усваивать полученный на занятиях материал,
проявлять заинтересованность к новым знаниям, а близким людям принимать более
активное участие в обучающем процессе.
Обучение детей с ОВЗ в детском саду
К основным направлениям коррекционной работы с детьми с
ОВЗ относятся:
- Развитие физического здоровья. Специалист по лечебной или физической культуре (ЛФК) разрабатывает для каждого ребенка индивидуальную программу занятий и упражнений, направленных на устранение или поправление имеющихся дефектов.
Физкультура оказывает всестороннее благоприятное
воздействие:
- вырабатывает
силу воли; - помогает
детям принимать самостоятельные решения; - воспитывает
активную позицию в жизни; - делает
ребенка сильнее и выносливее во всех отношениях; - учит
выходить из сложных ситуаций самостоятельно. - Социально-коммуникативное
воспитание. Детям с особенностями развития очень важно научиться элементарным
бытовым вещам и самообслуживанию для дальнейшей успешной социализации. - Познавательное
развитие. Для обучения ребенка исследованию окружающего мира применяют
различные методы и приемы, подходящие конкретному малышу с определенным
психическим и физическим здоровьем. - Художественно-эстетическое
воспитание. Малыши с ОВЗ очень восприимчивы к искусству, музыке и всему красивому.
Для развития навыков общения с товарищами и взрослыми, мелкой моторики и работы
с различными материалами с детьми проводят занятия по лепке, конструированию,
рисованию, музыке и т.д.
Читайте также статьи:
Сотрудники детского сада для детей с ограниченными возможностями здоровья
Сотрудниками детского сада для детей с ограниченными
возможностями здоровья являются воспитатели высшей категории, прошедшие
специальное обучение и ознакомленные с методами работы с такими малышами и
способами корректировки нарушений в их развитии.
Источник
Нормативно-правовая база для дошкольного образования детей с ОВЗ
материал
Нормативно-правовая база для дошкольного образования детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_normativno-pravovaya_baza_dlya_doshkolnogo_obrazovaniya_detey_s_ovz_20180807t125133.docx | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нормативно-правовая база для дошкольного образования детей с ОВЗ
Первая лекция темы познакомит вас с нормативно-правовой базой, которая регулирует дошкольное образование детей с ОВЗ. Разберем основные документы, которые определяют специфику дошкольного образования для особых детей.
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». По закону, ДОО обязано создавать специальные условия для детей-инвалидов, чтобы они могли получить образование.
Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». Требует, чтобы ДОО:– развивало умственные и физические способности инвалидов;
– готовила инвалидов к участию в жизни общества;
– эффективно поддерживала инвалидов в процессе обучения;
– давала инвалидам доступ к образованию там, где они живут;
– создавала условия, чтобы инвалиды осваивали социальные навыки.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». По закону, специальные условия образования положены не только инвалидам, но и детям с ОВЗ. К этим условиям относят:
– особые образовательные программы и методы;
– специальные учебные пособия и дидактические материалы;
– технические средства для обучения детей с ОВЗ.
Федеральный государственный образовательный стандарт ДО (утв. приказом Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155 ). Для коррекционной работы с особыми детьми, которые учатся с обычными дошкольниками, нужно создавать специальные условия. Составьте перечень и план индивидуальных коррекционных мероприятий. Они нужны, чтобы удовлетворить особые образовательные потребности детей с ОВЗ.
Для работы с особыми детьми ДОО зачастую необходимы дополнительные квалифицированные специалисты. Это, в том числе, ассистенты или помощники, которые оказывают детям с ОВЗ помощь на постоянной основе. Предусмотрите особые должности педагогических работников для каждой группы детей с ОВЗ (п. 3.4.3 ФГОС ДО).
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам ДО (утв. приказом Минобрнауки от 30.08.2013 № 1014 ). Устанавливает, что дошкольная организация должна обеспечить для детей с ОВЗ определенные условия. Ознакомьтесь с ними в таблице 1.
Таблица 1. Какие условия должна обеспечить ДОО для детей с ОВЗ
Что нужно ребенку
Дети с ОВЗ
по зрению
Ассистент, который будет оказывать необходимую помощь.
Печатные материалы с крупным шрифтом или аудиофайлы
Дети с ОВЗ по слуху
Звуковые средства воспроизведения информации
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Пандусы, поручни, расширенные дверные проемы, лифты, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м.
Специальные кресла и другие условия, которые обеспечат доступ к помещениям ДОО
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО» (утв. постановлением Главгоссанврача от 15.05.2013 № 26). В комбинированные и компенсирующие группы ДОО нужно принимать ограниченное количество детей (таблицы 2 и 3).
Таблица 2. Сколько детей принимать в компенсирующие группы ДОО
Максимальное количество до 3 лет
Максимальное количество старше 3 лет
Дети с тяжелыми нарушениями речи
Дети с фонетико-фонематическими нарушениями речи старше 3 лет
Источник
ФГОС для детей с ОВЗ в ДОУ
ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ определяет порядок создания специальных условий в детском саду, подготовки и реализации индивидуальных коррекционно-образовательных маршрутов. Как выполнить требования ФГОС ДО с учетом актуальных реалий читайте в статье.
Пересмотр традиционных образовательных практик, обусловленный введением Федерального закона № 273-Ф3 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г., базируется на идее повсеместной организации инклюзивного обучения — обеспечения конституционного права на образование для всех категорий детей, в том числе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), посредством создания специальных условий. Положения и принципы ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ предусматривают требования к ряду организационных компонентов:
- структуре и объему адаптированных программных разработок;
- кадровым, материально-техническим, правовым, финансовым условиям воспитания дошкольников с особыми образовательными потребностями;
- результатам освоения воспитанниками с ОВЗ содержания адаптированных основных образовательных программ (АООП ДО).
⚡ Какие условия должен создать новый ППк для психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
В статье – как распределить нагрузку между администрацией, специалистами и воспитателями и организовать психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с ОВЗ в рамках работы нового ППк. Подробности есть в статье «Справочника старшего воспитателя дошкольного учреждения».
Дети с ОВЗ в ДОУ: трактовка ФГОС
Утверждение базовых нормативно-правовых документов, закрепивших значимость инклюзии в образовании, привело к появлению нового законодательного понятия — «ребенок с ограниченными возможностями здоровья»; понятия, которое не является равнозначным терминам «ребенок-инвалид» или «ребенок с инвалидностью». Дети с ОВЗ в ДОУ по нормам ФГОС дошкольного образования — несовершеннолетние физические лица, недостатки физиологического или психологического состояния которых препятствуют получению образования без создания специальных условий в детском саду и подтверждены заключением психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
К числу детей с ОВЗ могут быть отнесены следующие категории дошкольников:
- С нарушениями слуха (слабослышащие, глухие, позднооглохшие, кохлеарно имплантированные), нуждающиеся в сурдопедагогическом сопровождении.
- С дефектами зрения (слабовидящие, слепые).
- С задержкой психического развития — нарушением сроков формирования интеллекта, эмоционально-волевых качеств (низкая концентрация, рассеянность внимания, непонимание природы причинно-следственных связей, неспособность к ориентации в пространстве, неспособность к классификации, обобщению, анализу простейших данных).
- С тяжелыми нарушениями речи (моторной и сенсорной алалией, тяжелой степенью ринолалии, заикания, дизартрии, афазии).
- С нарушениями функций опорно-двигательного аппарата врожденного и приобретенного генеза.
- С патологиями аутистического характера (синдромом Каннера, дезинтегративным расстройством, синдромом Аспергера, неспецифическим первазивным нарушением возрастного развития).
- Со сложными комплексными (множественными) дефектами развития. С тяжелыми интеллектуальными нарушениями.
Показатель состояния здоровья детей возрастом от 0 до 18 лет определяют специалисты ПМПК посредством проведения специальных процедур тестирования, а также изучения медицинских заключений, выданных профильными врачами. Родителям (законным представителям) на руки выдается заключение установленного образца, в котором раскрывается уровень сформированности у ребенка основных интеллектуальных функций (восприятия, памяти, мышления, речи) и даются рекомендации по созданию условий, необходимых для организации эффектного учебно-воспитательного процесса с учетом имеющихся недостатков развития. При этом ФГОС ДО (полное название Федеральный Государственный Образовательный Стандарт) и другие законодательные документы рассматривают передачу заключения ПМПК в детский сад и другие образовательные организации как добровольное решение родителей.
В противовес вышесказанному следует отметить, что статус инвалида присваивает Бюро медико-социальной экспертизы на основании оценки наличия стойкого расстройства основных функций организма, возникшего вследствие врожденных патологий, хронических заболеваний или травматизма. Получение дошкольником статуса инвалида не всегда требует организации специальных образовательных условий в ДОУ: так, дети, страдающие от хронических сердечно-сосудистых патологий, сахарного диабета, почечной или печеночной недостаточности, способны освоить образовательный минимум при условии строгого контроля состояния со стороны воспитателя и старшей медицинской сестры. Вместе с тем некоторые воспитанники могут иметь статус инвалида и пребывать на учете ПМПК — к их числу относятся малыши с множественными дефектами развития, слепые, глухие, способные передвигаться только в инвалидных колясках.
ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ: основные положения
В рамках обеспечения равных возможностей для получения качественного образования всеми гражданами РФ независимо от пола, национальности, социального статуса и других индивидуальных факторов при разработке Стандарта, основанного на идее системно-деятельностного подхода в обучении и сохранения преемственности программного содержания, были максимально учтены образовательные потребности всех категорий дошкольников. Утвержденный ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ предусматривает не оценивание, а создание многообразия возможностей для личностного развития, успешной социализации и последующей самореализации.
Таким образом, к списку задач дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ согласно ФГОС ДОО относится:
- Создание специальных условий для всестороннего развития личности по ключевым направлениям — интеллектуальному, физическому, социально-коммуникативному, нравственно-эстетическому, творческому — с учетом индивидуальных психофизических показателей.
- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников, формирование эмоционально-нравственного благополучия, приобщение к общегражданской и общемировой системе гуманистических ценностей.
- Обеспечение предпосылок для закрепления основ учебной деятельности, расширение мировоззренческих знаний и практических умений.
- Развитие природного творческого потенциала каждого воспитанника независимо от уровня психоэмоционального развития.
- Создание вариативности дошкольного образования за счет использования различных форм педагогической деятельности и проектирования АООП ДО.
Ввиду утверждения ФГОС ДО для детей с ОВЗ дошкольного возраста возрастают требования к типовой дошкольной образовательной организации по ряду направлений — в связи с необходимостью проектирования доступной среды (как следствие — поиска материального обеспечения для осуществления преобразований), обеспечения последовательного повышения квалификации воспитателей и формирования собственной методологической базы, проектирования АООП ДО и привлечения к сотрудничеству профильных специалистов — дефектологов, логопедов, психологов. Таким образом, реализация требований Стандарта по вопросам организации в детских садах системы инклюзивного образования требует комплексного всестороннего подхода и поиска практических возможностей для разрешения проблемных моментов, которые уже были отмечены методистами, руководителями ДОУ, воспитателями и представителями семей.
Какие условия необходимо создать для детей с ОВЗ согласно ФГОС ДО?
Согласно актуальным законодательным нормам, для обучения детей с ОВЗ согласно ФГОС ДОО дошкольная образовательная организация обязана обеспечить создание специальных условий с учетом актуального психофизического состояния воспитанников (в частности, гарантировать доступность предметно-развивающей среды в группах), а также последовательно разрабатывать и реализовывать АООП ДО.
К числу специальных образовательных условий, которые должны быть созданы в детском саду согласно требованиям Стандарта при условии предоставления представителями семьи заключения ПМПК (актуально для дошкольников с ОВЗ) или индивидуальной реабилитационной программы (для воспитанников с инвалидностью), следует отнести:
- Разработку специальных программ дошкольного образования, методов, приемов и форм педагогической работы, способствующих всестороннему последовательному развитию дошкольника с особыми образовательными потребностями, сохранению и укреплению его психофизического здоровья.
- Создание и использование целевых дидактических материалов, учебных пособий.
- Применение специальных средств обучения и воспитания, соответствующих физиологическим возможностям ребенка с ОВЗ (например, использование специальных карточек со знаковым обозначением букв шрифтом Брайля для слабовидящих или слепых детей).
- Привлечение к оказанию помощи нуждающемуся дошкольнику ассистента для оказания технических услуг.
- Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий под руководством логопеда, дефектолога, психолога.
- Проектирование и создание безопасной и доступной среды, в границах которой все воспитанники имеют равный доступ к территориальным объектам, помещениям, учебным пособиям, игрушкам.
- Сокращение количества дошкольников в группах с целью равномерного распределения педагогической нагрузки и максимальной индивидуализации воспитания.
С целью реализации положений ФГОС в ДОУ для детей с ОВЗ руководитель дошкольной образовательной организации вправе задействовать средства, полученные для выполнения государственного задания, обеспечения основной деятельности (если это предусмотрено бюджетной сметой) или целевые дотации, осваиваемые в рамках госпрограммы «Доступная среда».
Разработка и реализация АООП ДО для детей с ОВЗ с учетом ФГОС дошкольного образования
Положения и цели ФГОС дошкольного образования закрепляет требования к структуре и содержанию программ, регламентирующих порядок реализации учебно-воспитательного комплекса, в том числе и для детей с ОВЗ. Специфика АООП ДО прослеживается, начиная с общих подходов к ее разработке, которая выполняется поэтапно.
Источник