Меню

Диагностика устойчивости внимания таблицы шульте



Таблицы Шульте

Таблицы Шульте онлайн скачать для детей горбова методика

Таблица Шульте — таблица случайно расположенных чисел, обычно размером 5×5 элементов и обычно состоит из цифр и букв. Это упражнение способствует развитию скорочтения, потому что улучшает периферийное зрение, так же помогает развивать память и устный счет.

Тренажер таблицы Шульте для онлайн тренировок

Пройти тест таблицы Шульте. Как пользоваться этой программой написано чуть ниже.

Тренируйте мозг с удовольствием

Скачать и распечатать таблицы Шульте

Скачайте бесплатно таблицы Шульте, чтобы заниматься без интернета или напечатать их на бумаге.

Видео-тренинг из курса: Как правильно проходить Таблицы Шульте

Программа таблицы Шульте

Нажмите на кнопку «Начать», чтобы начать проходить упражнение. Проходить можно как кликая по цифрам в таблице, так и нажимая кнопку «Стоп». Практика показывает, что при прохождении только по таймеру, скорость прохождения всегда будет намного больше, потому что время не затрачивается на клики мышкой по таблице. Способ с кликами может хорошо подойти начинающим, особенно если выбрать легкий режим с подсветкой найденных цифр. В тренажере предусмотрено два режима: «легкий» и «тренировка». В легком режиме все нажатые цифры подсвечиваются.

Режим тренировки

В режиме тренировки тренажер сам перебирает элементы таблицы по очереди. Вам остается только следить. На небольшой скорости можно стараться найти элемент быстрее тренажера, а на большой успевать следить. Такой подход при регулярных занятиях позволит быстрее развить периферийное зрение и способность быстро находить нужные символы или слова в тексте, что очень важно при быстром чтении или поиске информации, подробнее об этом в разделе скорочтение.

Увеличить скорость чтения в 3 раза

Буквенные таблицы

Если Вы добились хорошего результата и быстро проходите упражнение с обычной таблицей Шульте, то можете попробовать буквенный вариант этого упражнения. Буквенные таблицы Шульте позволяют «отвлечься» от привычных таблиц и заставить мозг поработать чуть усерднее.

Методика таблицы Шульте

Таблицу Шульте необходимо проходить смотря строго в центр таблицы и периферийным, боковым зрением находить цифры или буквы в порядке их возрастания. Чем быстрее будут найдены все цифры или буквы в порядке их возрастания, тем лучше. Во время прохождения упражнения необходимо остановить внутренний диалог, то есть ничего не проговаривать про себя.

Эти упражнения способствуют развитию развитию интеллекта, развитию мозга и скорочтения. Также для достижения результата необходимо тренироваться каждый день, но не более 10 тренировок, чтобы избежать переутомления. Когда замечаете, что скорость выполнения упражнения падает необходимо прекратить тренировку и отдохнуть 15-20 минут, потому приступить снова.

Во время отдыха нельзя читать, смотреть телевизор или заниматься чем-то подобным, что приводит к умственной работе. По мере уменьшения скорости прохождения таблиц, обычно переходят к таблицам с размерностью 6х6, 7х7 и так далее. в зависимости от текущих способностей.

Правильное и неправильное выполнение таблиц Шульте

Для младших школьников и детей

Безусловно маленьким детям будет сложно собирать такие таблицы и им нужен вариант попроще, где меньше цифр и проще ориентироваться. Поэтому для детей можно пройти специальные, небольшие таблицы размером 3×3, 4×3, 4×4 и 5×4 клеток.

Таблицы Шульте для детей онлайн:

  • Таблица Шульте 3×3
  • Таблица Шульте 4×3
  • Таблица Шульте 4×4
  • Таблица Шульте 5×4

Таблица Горбова-Шульте

Таблица Горбова-Шульте является разновидностью таблиц Шульте. В ней помимо простых белых блоков присутствуют по набору красных и черных блоков, черных блоков 25 штук, а красных 24.

Примеры красно-черных таблицы Горбова-Шульте

Красно-черные таблицы Горбова Шульте

Примеры таблиц Шульте

Ниже приведены варианты таких таблиц:

Таблица Шульте, вариант 1Таблица Шульте, вариант 2

Тест таблицы Шульте

Тест таблицы Шульте помогает увидеть насколько хорошо развито у человека периферийное зрение, память, концентрация и внимание.

Другие упражнения c подобным эффектом:

  • Чтение пристрелкой
  • Игры на развитие памяти
  • Игры на развитие внимания
  • Игры на развитие мышления

Попробуйте пройти усложненный вариант Таблицы Шульте представленный на картинке ниже. Там вместо 25, целых 90 значений, распределены по неравномерной сетке и имеют сложную, запутанную форму:

Пример старой бумажной таблицы Шульте

Результаты таблицы Шульте

Результаты таблицы Шульте позволят быстрее читать, быстрее находить нужный материал, лучше ориентироваться в тексте и так же способствуют развитию памяти, потому что при нахождении нужных чисел так или иначе приходится запоминать расположение следующих или предыдущих, чтобы лучше в них ориентироваться и быстрее проходить это задание.

Еще таблицы Шульте:

Курсы для развития скорочтения и тренировки мозга

Вы бы хотели очень быстро прочитывать интересные Вам книги, статьи, рассылки и т.д? Если Ваш ответ «да», то наш курс поможет Вам развить скорочтение и синхронизировать оба полушария головного мозга.

При синхронизированной, совместной работе обеих полушарий, мозг начинает работать в разы быстрее, что открывает намного больше возможностей. Внимание, концентрация, скорость восприятия усиливаются многократно! Используя техники скорочтения из нашего курса вы сможете:

  1. Научиться быстро читать
  2. Улучшить внимание и концентрацию, так как при быстром чтении они важны
  3. Легко прочитывать в день одну книгу
  4. Быстрее и внимательнее работать

скорочтение, скорочтение за 30 дней, курс по скорочтению, быстрое чтение

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь. 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы.

Секреты фитнеса мозга, игры, задачи, тренировки, курс, упражнения

Супер-память за 30 дней

Как только запишитесь на этот курс — для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга.

В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.

Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательность слов, цифры, изображения, события, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.

Курс развития памяти Супер-память за 30 дней

Как улучшить память и развить внимание

Бесплатное практическое занятие от advance.

Читайте также:  Аукцион монет современной России

Как улучшить память и развить внимание. Бесплатное практическое занятие от advance

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Секретные и популярные приемы и лайфхаки, подойдет даже ребенку. Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого вычитания, сложения, умножения, деления, расчета процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх! Устный счет тоже требует много внимания и концентрации, которые активно тренируются при решении интересных задач.

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика, учимся быстро считать, не ментальная арифметика

Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать копить деньги и в дальнейшем инвестировать их.

Курс Деньги и мышление миллионера

Другие развивающие игры

Рекомендуем поиграть в пятнашки, потому что эта ига похожа на Таблицы Шульте. В игре пятнашки Вам нужно не просто найти числа от первого до последнего, а еще и отсортировать их в порядке возрастания:

В этой статье я рассказал про таблицы Шульте, как с ними тренироваться, какие навыки они развивают и какие виды таблиц Шульте чаще всего встречаются. Помните, что регулярные тренировки на этих таблицах способствуют развитию навыка скорочтения, тренировке памяти, устного счета и развитию мозга в целом. Желаю успешных, результативных тренировок!

Источник

Метод Шульте. Тренируем внимание и концентрацию за 10 минут в день

Сразу отмечу, что по-началу будет не просто. Но если заниматься регулярно, то результат не заставит себя ждать. «Прокачку» внимания рекомендуют выполнять в комплексе с методом Патрика Келли, но если очень хочется немедленно приступить к тренировкам, то можно начать с таблиц Шульте, в процессе добавляя метод Келли. Метод Шульте можно сравнить с подготовкой спортсменов к соревнованиям: Когда у спортсмена хорошая физическая форма, но он хочет «проработать» отдельные мышцы своего тела.

«Этот интеллектуальный тренажер перевернет ваше представление обо всех аналогичных методиках, поскольку за счет особой активации внимания позволит овладеть способностью увеличивать коэффициент вашего интеллекта, в считанные секунды извлекать всю нужную информацию из глубин памяти, быстро и правильно принимать решения.»

— Антон Могучий, автор.

В результате вы сможете:

• в любой момент за считанные секунды многократно усиливать интеллектуальный потенциал, привлекая скрытые резервы своего мозга;

• активировать память и извлекать из нее всю необходимую информацию здесь и сейчас;

• быстро выбирать из миллиона возможных единственно правильное решение!

Прежде чем приступить, нам нужно понимать -как работает память и что это такое.
Обычно, внимание описывают при помощи следующих характеристик:

— Интенсивность внимания – способность человека на протяжении длительного времени произвольно сохранять внимание на том или ином объекте.
— Объем внимания – количество объектов, которые человек одновременно может охватить с достаточной ясностью.
— Концентрация внимания (сосредоточенность) – сознательное выделение определенного объекта и направление на него внимания.
— Распределение внимания – способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно.
— Переключаемость внимания – способность внимания быстро «выключаться» из одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям.
— Устойчивость внимания – продолжительность времени, в течение которого человек может поддерживать свое внимание на объекте.
— Отвлекаемость внимания – непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.

Как работать с тренажером?
Ниже представлена таблица из определенного количества клеток, в которых в произвольном порядке расположены цифры. Задача состоит в том, чтобы, фиксируя взгляд в центральной части таблицы, боковым зрением отыскать все цифры в порядке возрастания (убывания).

Разместите таблицу перед глазами на удобном расстоянии, убедитесь, что вас ничто не отвлекает. Найдите взглядом центральный квадрат. Представьте, что в самой его середине располагается точка и зафиксируйте на ней взгляд. Не отводя взгляда с центра таблицы постарайтесь отыскать цифру 1, затем цифру 2, и так по порядку. Не забудьте включить секундомер перед выполнением упражнения. После того, как вы нашли последнюю цифру в таблице, выключите секундомер и запишите результат. Переходите к следующей таблице. Как только пройдете 4 таблицы, сделайте перерыв в 20 секунд. Пройдите оставшиеся таблицы

☝ Слева — запись движения глаз при первом прохождении теста, справа — после прохождения курса.

Не торопитесь с выполнением, по-началу будет сложно — не переводить взгляд от центра таблицы. Но со временем вы заметите, что ваш обзор «расширяется» и вы начнёте видеть больше цифр и находить их быстрее.

Как долго нужно тренироваться для получения первых результатов?
Если вы проводите две тренировки в день, первые результаты можно ощутить уже через 5 дней. После этого нужно сделать перерыв, чтобы мозг адаптировался к новому режиму работы. Далее нужно проводить 1 тренировку в 2-3 дня для поддержания работоспособности внимания.

Делитесь в комментариях вашими результатами, мне важно понимать, что моя аудитория развивается вместе со мной.

Источник

Диагностика устойчивости внимания таблицы шульте

нЕФПДЙЛБ ЪБЙНУФЧПЧБОБ ЙЪ РУЙИПМПЗЙЙ ФТХДБ (ФБЛ ОБЪЩЧБЕНЩЕ ФБВМЙГЩ ыХМШФЕ), ОП ЙНЕЕФ ВПМШЫПЕ РТЙНЕОЕОЙЕ Ч ПВМБУФЙ РБФПМПЗЙЙ. дБООБС НЕФПДЙЛБ НПЦЕФ ВЩФШ ЙУРПМШЪПЧБОБ ДМС ЙУУМЕДПЧБОЙС РУЙИЙЮЕУЛПЗП ФЕНРБ, ФПЮОЕЕ, ДМС ЧЩСЧМЕОЙС УЛПТПУФЙ ПТЙЕОФЙТПЧПЮОП-РПЙУЛПЧЩИ ДЧЙЦЕОЙК ЧЪПТБ, ДМС ЙУУМЕДПЧБОЙС ПВЯЕНБ ЧОЙНБОЙС (Л ЪТЙФЕМШОЩН ТБЪДТБЦЙФЕМСН), УЧПКУФЧ ТБУРТЕДЕМЕОЙС Й РЕТЕЛМАЮЕОЙС ЧОЙНБОЙС. нЕФПДЙЛБ НПЦЕФ ВЩФШ ЙУРПМШЪПЧБОБ ДМС ПВУМЕДПЧБОЙС Й ДЕФЕК, Й ЧЪТПУМЩИ. еДЙОУФЧЕООПЕ ПЗТБОЙЮЕОЙЕ Л РТПЧЕДЕОЙА НЕФПДЙЛЙ — ЪОБОЙЕ ТЕВЕОЛПН ГЙЖТ Й ХНЕОЙС УЮЙФБФШ Ч РТЕДЕМБИ ОЕУЛПМШЛЙИ ДЕУСФЛПЧ.

дМС РТПЧЕДЕОЙС ПВУМЕДПЧБОЙС ОЕПВИПДЙНП УМЕДХАЭЕЕ ПВПТХДПЧБОЙЕ:
– РСФШ ФБВМЙГ ТБЪНЕТПН 50 И 50 УН У ОБРЙУБООЩНЙ ОБ ОЙИ Ч ВЕУРПТСДЛЕ ЮЙУМБНЙ ПФ 1 ДП 25 (ОБ ЛБЦДПК ЙЪ РСФЙ ФБВМЙГ ЮЙУМБ ТБУРПМПЦЕОЩ РП-ТБЪОПНХ)
– УЕЛХОДПНЕТ
– ОЕВПМШЫБС ХЛБЪЛБ (РТЙНЕТОП Ч 30 УН).

Читайте также:  Моря России омывающие территорию страны карта и список

пВУМЕДХЕНПНХ НЕМШЛПН РПЛБЪЩЧБАФ ФБВМЙГХ, УПРТПЧПЦДБС ЬФПФ РПЛБЪ УМПЧБНЙ: «чПФ ОБ ЬФПК ФБВМЙГЕ ЮЙУМБ ПФ 1 ДП 25 ТБУРПМПЦЕОЩ ОЕ РП РПТСДЛХ». дБМЕЕ ФБВМЙГХ РТЙЛТЩЧБАФ, Ф. Е. ЛМБДХФ ОБ УФПМ ЮЙУМБНЙ ЛОЙЪХ Й РТПДПМЦБАФ ЙОУФТХЛГЙА: «чЩ ДПМЦОЩ ВХДЕФЕ ЧПФ ЬФПК ХЛБЪЛПК РПЛБЪЩЧБФШ Й ОБЪЩЧБФШ ЧУМХИ ЧУЕ ЮЙУМБ РП РПТСДЛХ ПФ 1 ДП 25. рПУФБТБКФЕУШ ДЕМБФШ ЬФП ЛБЛ НПЦОП УЛПТЕЕ, ОП ОЕ ПЫЙВБФШУС, РПОСФОП?» (еУМЙ ПВУМЕДХЕНЩК ОЕ РПОСМ, ЕНХ ПВЯСУОСАФ УОПЧБ, ОП ОЕ ПФЛТЩЧБС ФБВМЙГХ.) ъБФЕН ЬЛУРЕТЙНЕОФБФПТ ПДОПЧТЕНЕООП УФБЧЙФ ФБВМЙГХ РТСНП РЕТЕД МЙГПН ПВУМЕДХЕНПЗП ЧЕТФЙЛБМШОП ОБ ТБУУФПСОЙЙ 70—75 УН ПФ ОЕЗП Й, ЧЛМАЮБС УЕЛХОДПНЕТ, ЗПЧПТЙФ: «оБЮЙОБКФЕ!»

рПЛБ ПВУМЕДХЕНЩК РПЛБЪЩЧБЕФ Й ОБЪЩЧБЕФ ЮЙУМБ, ЬЛУРЕТЙНЕОФБФПТ УМЕДЙФ ЪБ РТБЧЙМШОПУФША ЕЗП ДЕКУФЧЙК, Б ЛПЗДБ ПВУМЕДХЕНЩК ОБЪЩЧБЕФ ЮЙУМП «25», ЬЛУРЕТЙНЕОФБФПТ ПУФБОБЧМЙЧБЕФ УЕЛХОДПНЕТ.

рПУМЕ РЕТЧПК ФБВМЙГЩ ВЕЪ ЧУСЛЙИ ДПРПМОЙФЕМШОЩИ ЙОУФТХЛГЙК ПВУМЕДХЕНПНХ РТЕДМБЗБАФ ФБЛЙН ЦЕ ПВТБЪПН ПФЩУЛЙЧБФШ ЮЙУМБ ОБ 2-К, 3-К, 4-К Й 5-К ФБВМЙГЕ.

рУЙИПМПЗ ТЕЗЙУФТЙТХЕФ ЧТЕНС, ЪБФТБЮЕООПЕ ЙУРЩФХЕНЩН ОБ РПЛБЪЩЧБОЙЕ Й ОБЪЩЧБОЙЕ ЧУЕЗП ТСДБ ГЙЖТ Ч ЛБЦДПК ФБВМЙГЕ Ч ПФДЕМШОПУФЙ. пФНЕЮБАФУС УМЕДХАЭЙЕ РПЛБЪБФЕМЙ:
1) РТЕЧЩЫЕОЙЕ ОПТНБФЙЧОПЗП (40—50 УЕЛХОД) ЧТЕНЕОЙ, ЪБФТБЮЕООПЗП ОБ ХЛБЪЩЧБОЙЕ Й ОБЪЩЧБОЙЕ ТСДБ ГЙЖТ Ч ФБВМЙГБИ;
2) ДЙОБНЙЛБ ЧТЕНЕООЩИ РПЛБЪБФЕМЕК Ч РТПГЕУУЕ ПВУМЕДПЧБОЙС РП ЧУЕН РСФЙ ФБВМЙГБН.

рП ТЕЪХМШФБФБН ДБООПЗП ФЕУФБ ЧПЪНПЦОЩ УМЕДХАЭЙЕ ИБТБЛФЕТЙУФЙЛЙ ЧОЙНБОЙС ЙУРЩФХЕНПЗП:

  • лПОГЕОФТБГЙС ЧОЙНБОЙС (ОПТНБМШОБС, ЕУМЙ ОБ ЛБЦДХА ЙЪ ФБВМЙГ ыХМШФЕ ЙУРЩФХЕНЩК ЪБФТБЮЙЧБЕФ ЧТЕНС, УППФЧЕФУФЧХАЭЕЕ ОПТНБФЙЧОПНХ; ОЕДПУФБФПЮОБС — ЕУМЙ ОБ ЛБЦДХА ЙЪ ФБВМЙГ ыХМШФЕ ЙУРЩФХЕНЩК ЪБФТБЮЙЧБЕФ ЧТЕНС, РТЕЧЩЫБАЭЕЕ ОПТНБФЙЧОПЕ).
  • хУФПКЮЙЧПУФШ ЧОЙНБОЙС (ХУФПКЮЙЧП — ЕУМЙ ОЕ ПФНЕЮБЕФУС ЪОБЮЙФЕМШОЩИ ЧТЕНЕООЩИ ПФМЙЮЙК РТЙ РПДУЮЕФЕ ГЙЖТ Ч ЛБЦДПК ЙЪ ЮЕФЩТЕИ-РСФЙ ФБВМЙГ; ОЕХУФПКЮЙЧП — ЕУМЙ ПФНЕЮБАФУС ЪОБЮЙФЕМШОЩЕ ЛПМЕВБОЙС ТЕЪХМШФБФПЧ РП ДБООЩН ФБВМЙГ ВЕЪ ФЕОДЕОГЙЙ Л ХЧЕМЙЮЕОЙА ЧТЕНЕОЙ, ЪБФТБЮЕООПЗП ОБ ЛБЦДХА УМЕДХАЭХА ФБВМЙГХ.
  • йУФПЭБЕНПУФШ ЧОЙНБОЙС — ЕУМЙ ПФНЕЮБЕФУС ФЕОДЕОГЙС Л ХЧЕМЙЮЕОЙА ЧТЕНЕОЙ, ЪБФТБЮЙЧБЕНПЗП ЙУРЩФХЕНЩН ОБ ЛБЦДХА УМЕДХАЭХА ФБВМЙГХ.

тЕБМЙЪБГЙС НЕФПДЙЛЙ Ч РТПЗТБННОПН ЛПНРМЕЛУЕ «ьЛУРЕТЙНЕОФБМШОЩЕ ЙУУМЕДПЧБОЙС Ч РУЙИПМПЗЙЙ»
дМС ЧЩЪПЧБ ДБООПК НЕФПДЙЛЙ ЧЩВЕТЙФЕ Ч НЕОА «нЕФПД» РХОЛФ «247 фБВМЙГЩ ыХМШФЕ — УВПТ ДБООЩИ». нЕФПДЙЛБ ДПВБЧЙФУС Ч ФЕЛУФПЧПЕ РПМЕ «нЕФПДЩ (ФЙР, ДБФБ Й ЧТЕНС ОБЮБМБ), ПФЛХДБ ЕЈ ОБДП ЪБРХУФЙФШ ДЧПКОЩН ЛМЙЛПН РТБЧПК ЛОПРЛЙ НЩЫЙ. ч ПФЛТЩЧЫЕНУС ПЛОЕ «пВЭБС РПДЗПФПЧЛБ Л РТПЧЕДЕОЙА НЕФПДБ» НПЦОП ПЪОБЛПНЙФШУС У ЙОУФТХЛГЙЕК РП ЧЩРПМОЕОЙА ЪБДБОЙК, ЧЩВТБФШ РБТБНЕФТЩ (Ч ДБООПН УМХЮБЕ, РБТБНЕФТ ПДЙО — ЬФП ЧТЕНС ТБВПФЩ, ЧЩВТБФШ НПЦОП ЛПМЙЮЕУФЧП ФБВМЙГ ДМС ФЕУФЙТПЧБОЙС), Б ФБЛЦЕ ТБУРЕЮБФБФШ ВМБОЛ НЕФПДЙЛЙ ДМС ЪБОЕУЕОЙС ТЕЪХМШФБФПЧ ФЕУФЙТПЧБОЙС (ЛМБЧЙЫБ «вМБОЛ» ПФЛТЩЧБЕФ ДПЛХНЕОФ ЖПТНБФБ doc), ЕУМЙ РТЕДРПМБЗБЕФУС РТПЧЕУФЙ ОЕЛПНРШАФЕТОПЕ ФЕУФЙТПЧБОЙЕ. рПУМЕ ЙЪХЮЕОЙС РТЕДУФБЧМЕООПК ЙОЖПТНБГЙЙ Й ЧЩВПТБ РБТБНЕФТПЧ НПЦОП РЕТЕКФЙ ОЕРПУТЕДУФЧЕООП Л РТПГЕУУХ ФЕУФЙТПЧБОЙС, ОБЦБЧ ЛМБЧЙЫХ «дБМЕЕ». ч РПСЧЙЧЫЕНУС ПЛОЕ «фЕУФЙТПЧБОЙЕ», Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ЙОУФТХЛГЙЕК, РТЙУФХРБЕН Л РТПИПЦДЕОЙА НЕФПДЙЛЙ.

рПУМЕ ФПЗП ЛБЛ НЕФПДЙЛБ РТПКДЕОБ (ДПМЦОП РПСЧЙФШУС УППВЭЕОЙЕ «тЕЪХМШФБФЩ ПВУМЕДПЧБОЙС чБН УППВЭЙФ УРЕГЙБМЙУФ») НПЦОП РТПУНПФТЕФШ ТЕЪХМШФБФЩ. дМС ЬФПЗП Ч ФЕЛУФПЧПН РПМЕ «нЕФПДЩ (ФЙР, ДБФБ Й ЧТЕНС ОБЮБМБ), ОБДП ЪБРХУФЙФШ ДЧПКОЩН ЛМЙЛПН РХОЛФ «248 фБВМЙГЩ ыХМШФЕ — ПВТБВПФЛБ». рПСЧЙФУС ПЛОП У ЪОБЮЕОЙСНЙ ЧТЕНЕОЙ, ЪБФТБЮЕООПЗП ОБ РТПИПЦДЕОЙЕ ФПК ЙМЙ ЙОПК ФБВМЙГЩ.

фБВМЙГЩ ыХМШФЕ ПВМБДБАФ ТБЧОПК УФЕРЕОША ФТХДОПУФЙ, ПОЙ РПЮФЙ ОЕ ЪБРПНЙОБАФУС Й РПЬФПНХ Ч РТПГЕУУЕ ЙУУМЕДПЧБОЙС ЙИ НПЦОП ЙУРПМШЪПЧБФШ РПЧФПТОП. нПЦОП РПМШЪПЧБФШУС ФЕНЙ ЦЕ РСФША ФБВМЙГБНЙ Ч РЕТЧЩК, ЧФПТПК Й, ЕУМЙ ОХЦОП, ФТЕФЙК ТБЪ.

мЙФЕТБФХТБ
у.с тХВЙОЫФЕКО ьЛУРЕТЙНЕОФБМШОЩЕ НЕФПДЩ РБФПРУЙИПМПЗЙЙ Й ПРЩФ РТЙНЕОЕОЙС ЙИ Ч ЛМЙОЙЛЕ. рТБЛФЙЮЕУЛПЕ ТХЛПЧПДУФЧП // бРТЕМШ – рТЕУУ, н., 2004
ч. н. вМЕКИЕТ й.ч. лТХЛ. рБФПРУЙИПМПЗЙЮЕУЛБС ДЙБЗОПУФЙЛБ. // лЙЕЧ, 1986

Источник

Как использовать таблицы Шульте для развития внимания младших школьников?

Тренируем внимание с помощью чисел

Непроизвольность психических процессов, характерная для дошкольников, доставит младшим школьникам много трудностей в обучении, если вовремя не провести работу над совершенствованием внимания, памяти, мышления. Педагоги начальной школы сетуют на то, что зачастую ученики не могут вовремя сконцентрироваться на изучаемом материале, распределить свое внимание, когда надо слушать учителя и одновременно писать, решать задачи и вспоминать правила. Вот поэтому надо помочь маленькому школьнику овладеть навыками, без которых невозможно успешное обучение. Одним из таких навыков является управление произвольным вниманием, для которого необходима постановка цели и прикладывание волевого усилия. Чтобы правильно обучить ребенка такому навыку, нужно знать, каков уровень сформированности его внимания, какие упражнения следует использовать для тренировки навыка. Возможно, они будут простые с небольшим количеством действий, или, наоборот, ученику можно предложить достаточно сложные решения, чтобы двигаться дальше. Для диагностики предполагаемого уровня внимания предназначены таблицы Шульте для детей. В школе психолог проводит диагностику психических свойств у младших школьников, но родители тоже могут при помощи несложных упражнений провести предварительное обследование своего любимого чада.

Что надо знать родителям о методике Шульте?

Таблицы Шульте – классическая, проверенная временем, психодиагностическая методика, предназначенная для исследования устойчивости внимания, его объема, распределения между объектами. С ее помощью можно также определить эффективность самостоятельной работы детей и проводить тренировку периферического зрения, что очень важно для овладения быстрым чтением. Можно сказать, что таблицы служат материалом не только для обследования детей, но и тренажером необходимого свойства, например, внимания. Ученикам младших классов систематические и постоянные тренинги при помощи таблиц помогут:

  • быстро и прочно освоить учебные задания;
  • адекватно оценить приобретенные знания;
  • продуктивно воспринимать учебный материал;
  • концентрировать внимание на любом объекте или действии.

В стимульный материал методики включены пять карточек размером 60 на 60 см, которые изготовлены из плотного картона. Карточка расчерчена на 25 квадратов, в каждом располагаются числа от 1 до 25 (для разных таблиц индивидуальный вариант). Школьнику требуется прочитать все числа в прямом или обратном порядке. При нахождении чисел можно опираться на вспомогательные средства: показывать указкой, подчеркивать карандашом.

Читайте также:  Размеры обуви какаду таблица

таблица Шульте, 5 на 5

Уровень выполнения зависит от возраста и подготовленности школьника. Родители могут купить такие таблицы или начертить их сами, так как они довольно просты в изготовлении.

Важно: расположение цифр в таблицах нужно периодически менять, так как ребенок может довольно быстро выучить, где находится каждая из них.

Как использовать таблицы в работе с детьми?

Для того чтобы четко проводить проверку, а затем и тренировку внимания, необходимо правильно подготовить представленный выше стимульный материал. Психологи советуют расположить таблицы на расстоянии не более 35 см от обследуемого. Если это старший дошкольник или первоклассник, незнакомые с методикой, для первого тестирования нужно заготовить таблицы лишь из 16 клеток.

Таблица Шульте: как правильно с ней работать

В дальнейшем, количество ячеек постепенно увеличивается, так как чем их больше, тем сложнее задание. Затем взрослый дает ребенку инструкцию:

  1. внимательно посмотреть на таблицу, не отвлекаясь (примерно 10 сек.);
  2. перевернуть ее, сосредоточиться на просмотренном материале;
  3. взять карандаш, повернуть таблицу лицевой стороной к себе;
  4. не раздумывая, провести непрерывную линию для соединения цифр от 1 до 16 (25) по порядку;
  5. все числа нужно назвать вслух.

Важно: для тестирования необходимо подготовить сразу несколько таблиц, с которыми должен работать ребенок. Математические вычисления не требуются, поэтому тест выполняется быстро, и его результаты максимально объективны. Все показатели строго фиксируются.

Интерпретация результатов теста

Главное, при трактовке полученных результатов необходимо учитывать время, затраченное на выполнение теста, и количество допущенных ошибок. Даже не обладая специальными знаниями, любой родитель поймет, чем дольше ребенок будет выполнять задание и чем больше допустит ошибок при нахождении чисел, тем хуже полученные результаты. Тем более интенсивной следует сделать работу на тренажерах. И, наоборот, быстрое и безошибочное решение теста – хороший знак того, что младший школьник положительно прошел тестирование.

Для родителя важно знать, как правильно интерпретировать результаты обследования. В методике разработан специальный инструментарий, который поможет это сделать. К нему относятся средние показатели: формула расчета эффективности работы ЭР и формула врабатываемости (включенности в тест) Вр.

ЭР (в секундах) = (т1 + т2 + т3 + т4 + т5) / 5

т1…т5 ‒ количество времени на очередную карточку;

5 ‒ количество используемых таблиц.

Важно: в расчет берется общее время (в секундах), потраченное на работу со всеми таблицами.

Оценка эффективности работы ЭР соотносится с возрастом ребенка, измеряется в баллах, высокий балл – хороший результат, низкий балл – плохой результат:

возраст 5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
6 лет от 60 до 56 61-70 71-80 81-90 больше 90
7 лет от 55 до 51 56-65 66-75 76-85 больше 86
8 лет от 50 до 46 51-60 61-70 71-80 больше 81
9 лет от 46 до 41 46-55 56-65 66-75 больше 76
10 лет от 40 до 36 41-50 51-60 61-70 больше 71

Высота уровня врабатываемости находится при помощи формулы:

Вр = т1 / ЭР

Важно: рассчитывается время именно по первой таблице.

Для того чтобы определить получившийся уровень Вр ребенка, надо рассмотреть показатель:

  • если он меньше единицы – уровень высокий,
  • больше единицы – уровень низкий, то есть младшему школьнику трудно будет включаться в работу.

Кроме указанных показателей, можно также рассмотреть устойчивость, способность школьника сконцентрироваться на задаче — ПУ, которая рассчитывается по формуле:

ПУ = т4 / ЭР

Важно: за отсчет берется время четвертой таблицы (т4). Показатель, характеризующий школьника с сильной устойчивостью психики, должен быть меньше единицы. Значительные данные говорят о низкой способности концентрировать свое внимание на поставленной задаче.

Таблицы в качестве тренажеров внимания

Методика Шульте оригинальна тем, что ее можно использовать, как тренажеры внимания в работе с младшими школьниками. Она также находка в домашнем обучении, так как ее стимульный материал прост в исполнении, для него не требуется специальная подготовка родителей. Однако необходимо знать о существенных моментах проведения таких тренингов.

Психологи советуют на первых занятиях с ребенком использовать, как тренировочный материал, таблицу с частично выделенными цифрами, например, все нечетные выделены жирным. Когда младший школьник научится быстро ориентироваться в карточках с цифрами, стимульный материал нужно усложнять. Например, увеличивать количество ячеек, делая квадрат большего размера.

Учитывая, что игра занимает пока много места в жизни младших школьников, специалисты рекомендуют вносить игровые элементы в тренинги для детей. Тогда обычные тренировочные упражнения могут выглядеть как игровые.

Упражнение «Покажи и назови правильно»

Взрослый и ребенок совместно выполняют действия, но в разных направлениях. Сначала школьник называет числа в прямом порядке (по возрастанию), а взрослый одновременно в обратном (по убыванию). Затем игроки меняются.

Упражнение «Чет-нечет»

Взрослый и ребенок также выполняют одновременные действия, один читает четные числа, другой – нечетные. После нескольких действий игроки меняются ролями. Это довольно сложно для ребенка, так как сосредоточенность и концентрация должна идти при внешних ярких помехах.

Упражнение«Красный-черный»

Для упражнения таблица делается в красно-черном варианте, размером 7 на 7, то есть 49 ячеек. В них вписываются два набора чисел, один — в красном цвете (например, от 1 до 25), другой — в черном (от 1 до 24). Ребенок называет сначала все красные числа, потом все черные.

Черно-красная таблица Шульте

Как вариант, называя все красные числа, использовать прямой счет, называя все черные, — обратный.

Поскольку игровых вариаций можно придумать множество, тренажеры не утомляют ребятишек. Родителя можно использовать также соревновательные элементы, призы и награды, чтобы поддерживать интерес школьников к занятиям на тренажерах.

Источник