Меню

Дневник фенологических наблюдений

Дневник фенологических наблюдений

Осенние явления

(должны отмечаться во II половине суток).

Объект наблюдения: 1) Дерево _____________________________________________

Осенние изменения у растений.

Созревание семян и плодов

Начало окрашивания листвы

Полная раскраска листьев

I -й иней на почве

заморозок в воздухе

Образование устойчивого снежного покрова

В графы таблицы вписывают даты наблюдаемых явлений. При ненормальном начале листопада, или наоборот запоздалом листопаде указывают его причины.

Зимние явления

Выявление выносливости путем наблюдения за степенью перезимовки выбранных древесных растений.

Объект наблюдения: 1) Дерево – 2 вида_______________________________

Зимостойкость оценивают по 5-бальной системе по наличию повреждений и общему состоянию растений весной, в начале вегетации.

Критерии зимостойкости

Отличная зимостойкость (5) – признаков повреждений нет;

хорошая (4) — следы обмерзания имеются, но очень слабые,

не отражающиеся на жизнедеятельности

растений (замедленное распускание почек);

удовлетворительная (3) — наблюдаются слабые повреждения (легкое

подмерзание цветочных почек, слабое по-

темнение древесины или сердцевины побегов,

подмерзание концов молодых проростков).

плохая (2) — сильные повреждения, вызывающие длитель-

ное заболевание или угнетение растения (ги-

Источник

Дневник наблюдений за природой

В советских школах ученикам младших классов нужно было вести «Дневник наблюдений за природой». Это, после прописей, была самая первая ТПО (тетрадь с печатной основой) тех времен. Сегодня во многих школах учителя не придают большого значения ведению таких дневников. И это плохо. Ведь наблюдать за природой очень интересно.

Для учеников ведение такого дневника — это своеобразный проект, даже, можно сказать, целая научная работа. Ведение записей не предполагает помощь родителей, маленький человек все делает сам. И это здорово!

Первая страница Дневника наблюдений

Ведение Дневника наблюдений организует ученика, заставляет его обратить внимание на природу, взглянуть по-новому на приметы погоды, учит определять температуру по термометру, узнавать какой сегодня ветер и что несут в себе облака. Изучая приметы погоды и заполняя дневник, ребенок будет понимать, что происходит с растениями и животными при сменах времен года и изменениях погодных условий. Все эти наблюдения и записи научат маленького человека организованности, помогут сопоставлять факты и выводить закономерности. Это важно и познавательно!

ЧТО ТАКОЕ ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ

Календарь погоды

Итак, Дневник наблюдений — это тетрадь, где школьник будет записывать свои наблюдения за природой, делиться своими впечатлениями, делать опыты, выводы и зарисовки.

Я предлагаю не пользоваться готовыми печатными Дневниками наблюдений, а завести свой дневник. В этом случае маленькому исследователю не придется слепо следовать отпечатанным указаниям, и он не будет ограничен выделенным на страницах местом.

Свой дневник ребенок должен заполнять сам и сам решать, сколько места он потратит на запись, рисунок или вывод. Это творческий труд.

Лучше всего, по-моему, использовать для дневника альбом для рисования или большой блокнот с плотными листами. Это позволит наклеить на страницы листья разных деревьев, нарисовать картинку или даже написать маленький отчет.

Блокнот для дневника наблюдений

Можно начать вести такой дневник с начала календарного года (1 января) или с начала учебного года (1 сентября). Здесь нет большой разницы. Часто начало учебного года больше организует ученика.

Начинаем вести дневник наблюдений. Что писать в дневник?

Собирать сведения про погоду — интересное и увлекательное дело, которое помогает глубже проникать в тайны природы. Для этого я предлагаю школьнику вести свой дневник наблюдений. С чего же начать?

  1. Обложка.
    Чтобы тетрадка не потерялась и не запачкалась (а пользоваться ей нужно будет почти каждый день и иногда на природе), поместим дневник в подходящую обложку и напишем большими буквами «ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ». Можно указать свою фамилию (если хочется) и обязательно год, ведь в следующем году погода будет другая 🙂
    Для ребенка будет занимательно через несколько лет открыть тетрадку и посмотреть, что было в этот день, какая стояла погода.
  2. Первая страница
    Самую первую страницу дневника можно оставить под рисунок или попросить ребенка написать на ней (как в настоящем личном дневнике) для чего он и что туда будет записываться.
  3. Наблюдения
    Со следующей страницы начинаются наблюдения. Ставим число, месяц, год (если дневник начат с сентября) как в ежедневнике. Размечать каждую страничку сразу не стоит, ведь не известно сколько будет надписей в определенный день. Все зависит от настроения. Иногда будет всего лишь пару строк, а в другой день и двух страниц будет мало.

Итак поставили число — рядом записываем какая в этот день погода. Тут пригодятся условные обозначения. Ребенок может придумать их сам или воспользоваться уже готовыми.
Условные знаки погоды

Температура воздуха, направление ветра и его скорость, осадки, роса, изморозь, иней, туман, виды облаков и т.д. Все это маленький исследователь может изучать и записывать постепенно, знакомясь с явлениями погоды.

  • Рисунок или рассказ
    Мало просто одних условных значков. Иногда такое настроение, что хочется его выразить в рисунке, рассказе или даже стихотворении. И не нужно себя останавливать. Хочется — вперед к творчеству!
    Распустились головки одуванчиков — нарисуем их во всей красе. Опали листья с деревьев — соберем, высушим и вклеим их в дневник. Гуляли по лесу — запишем, что видели и слышали.
  • Задания для Дневника наблюдений

    Кроме всего вышеперечисленного, я хочу предложить еще задания, с которыми будет интереснее и веселее заполнять тетрадь. Эти вопросы разграничены по месяцам, но выполнить их можно в любой подходящий день. Ведь природа порой преподносит сюрпризы. Так снег может выпасть только в январе, или отлет птиц начнется раньше срока.

    ЗАДАНИЕ НА СЕНТЯБРЬ

    Собери опавшие осенние листья клена, осины, липы, дуба, березы и рябины. Высуши и вклей в дневник.
    Запиши, когда забагрянили осиновые листья. Наблюдай за образованием птичьих стай, — запиши день отлета птиц на зимовку.
    Отметь день, когда созрели плоды боярышника, облепихи, клюквы и других растений. Запиши как меняется поведение птиц и зверей в дни непогоды.
    Запиши день, когда увидел первый лед на лужах.

    ЗАДАНИЕ НА ОКТЯБРЬ

    Отметь начало массовою отлета птиц; какой формы стаи гусей, диких уток, журавлей и других птиц?
    Когда созрели плоды рябины? Отметь в дневнике дни с первыми заморозками.
    Когда появились наши зимние гости — снегири и свиристели?

    ЗАДАНИЕ НА НОЯБРЬ

    Запиши все ли растения сбросили листья к зиме. Зарисуй веточки нескольких деревьев. Отметь когда озеро, пруд или река покрылись льдом.
    Подготовь зимние кормушки для пернатых друзей. Отметь какие птицы прилетают к кормушке.

    ЗАДАНИЕ НА ДЕКАБРЬ

    Запиши какое чаще всего небо, какими оно покрыто облаками. Отличается ли зимнее небо от осеннего?
    Поймай на рукавичку или рукав пальто снежинку. Рассмотри ее. Зарисуй снежинку в тетради. Посмотри как лежит снег возле дома, в поле, на дороге. Где его больше? Зарисуй.

    ЗАДАНИЕ НА ЯНВАРЬ

    Отметь дни с самыми сильными морозами. Не забывай подкармливать птиц — следи, чтобы в кормушках вовремя появлялся корм для пернатых друзей.

    ЗАДАНИЕ НА ФЕВРАЛЬ

    Отметь самые холодные дни и дни оттепелей. Запиши как ведут себя птицы и звери в разную погоду. Какие птицы чаще прилетают к твоей кормушке? В какое время дня их больше всего?

    ЗАДАНИЕ НА МАРТ

    Записывай в свой дневник когда начался ледоход, сколько дней он длился. Голоса каких перелетных птиц ты слышал? Какие насекомые проснулись первыми? Когда зацвела ива и черемуха? Как ведут себя скворцы возле домика, который ты для них смастерил?

    Сделай наблюдение — повесь термометр на солнечном месте и запиши его показатели. Перевесь термометр в тень и через некоторое время также запиши какую он показал температуру. Сравни показатели, сделай вывод.

    ЗАДАНИЕ НА АПРЕЛЬ

    Запиши когда зацвели подснежники. Укажи их правильное название.
    Если знаешь, напиши когда зацвели: мать-и-мачеха, гусиный лук, медуница, ветреница.
    Отметь когда растаял последний снег на поле и в лесу.
    Отметь месяц в котором было много ручейков.

    ЗАДАНИЕ НА МАЙ

    Когда была первая гроза? Когда листья на берёзе развернулись? Когда впервые встретил майских жуков? Когда в первый раз куковала кукушка? Когда услышал первое кваканье лягушки?

    Напиши, что ты видел во время прогулки по лесу или парку.

    ЗАДАНИЕ НА ИЮНЬ

    Понаблюдай за цветами. Когда они раскрывают свои венчики? Ты помнишь, что делают эти цветы в определенное время? Например, тюльпан открывается в 6 утра и засыпает в 5 дня. А как ведут себя другие цветы?
    Отметь день, когда можно было купаться в пруду или на озере, реке.
    Отметь день, когда расцвел шиповник — это начало лета!

    ЗАДАНИЕ НА ИЮЛЬ

    Был ли ты в поле, на лугу, в лесу, на речке или озере? Запиши, что видел и какие знакомые растения встретил. Опиши 1-2 незнакомых тебе растения. Сфотографируй их или зарисуй. Дома выясни как они называются.

    Собери во время цветения немного чабреца, ромашки, душицы. Чай с ними зимой очень вкусен.

    ЗАДАНИЕ НА АВГУСТ

    Лето такое щедрое на разные события, невозможно за всем уследить. Но не печалься: лучше иметь меньше записей в дневнике, но, чтобы они были более детальные. Проследи за появлением плодов и семян у растений. Отметь период массового вылета мух жигалок и слепней. Не пропусти прощальных трелей соловья и последнего кукования кукушки.

    В конце года можно пролистать дневник и составить табличку, из которой станет ясно сколько дней в году была хорошая или плохая погода. Таблица погоды за год

    Сегодня в продаже имеются большие плакаты наблюдений за погодой на каждый месяц. Такой календарь погоды можно закрепить на стенд в классе и отмечать погоду там каждый день. А в конце года вместе со всем классом проанализировать, что получилось.

    Рекомендую это видео всем, кто любит творчество и оригами!

    Источник

    

    Наблюдения осени

    Изменения в погоде

    Когда осенняя прохлада приходит на смену жаркой летней погоде, в природе начинают происходить перемены. Благодаря им все живое в природе понимает, что не за горами – зима, и к ней нужно успеть подготовиться.

    Осенью погода меняется следующим образом:

    • Ветра меняют свое направление, становятся более сильными, порывистыми. Именно они приносят с собой непогоду и атмосферные осадки. Если это происходит постепенно, то погода осенью не радует – бесконечный дождь и слякоть способны кому угодно испортить настроение.

    Дождливая погода

    Рис. 1. Дождливая погода.

    • Начиная с середины осени, с появлением различных циклонов, может идти дождь со снегом. Иногда он может пройти и в начале сентября.

    При резких перепадах температуры рано утром можно наблюдать такое природное явление как туман. Это ни что иное, как густое, плотное облако, которое образуется у самой поверхности земли. Как только температура воздуха достаточно прогреется, туман рассеется: влага, сконцентрированная в воздухе, вновь выпадет на землю в виде росы или инея.

    • Осенний ледоход – это природное явление, когда при понижении температуры поверхность воды сковывает первый тонкий лед.
    • Гололед – образование льда на поверхности земли. Происходит при небольшом морозе, при котором дождь еще не может превратиться в снег.
    • Рано утром на жухлой траве может появляться иней – частички застывшей росы. Они напоминают колючие снежинки, которые покрывают все неровным слоем. Появление инея часто указывает на скорое приближение зимних холодов.

    Иней

    Растения и животные

    Осень – это переходная пора от жаркой погоды к холодной зиме. Она необходима, чтобы все живые существа успели подготовиться к затяжным холодам.

    Первыми на приход осени реагируют растения. Травы начинают постепенно желтеть, подсыхать и увядать, на клумбах и лугах уже почти не найдешь цветов – многие из них к середине осени увядают.

    ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

    • 1. Растения осенью
    • 2. Что такое погода (2 класс)
    • 3. Явления живой природы: примеры (2 класс)
    • 4. Живая и неживая природа: примеры

    Только осенью можно любоваться деревьями, одетыми в желтые и багряные наряды. Окраска листвы меняется с зеленой на желтую, красную, бордовую. Этой первый этап подготовки деревьев к предстоящим холодам. Далее листья начинают высыхать и опадать с веток.

    Листопад – уникальное природное явление, благодаря которому деревья получают возможность отдохнуть и накопить свежие силы. Без листьев деревья могут обходиться меньшим количеством влаги, на ветвях скапливается меньше снег и снижается риск их повреждений. Кроме того, вместе с листьями деревья избавляются и от многих насекомых, которые погибают на холоде.

    Листопад

    Во время листопада еще царит теплая, комфортная погода. В этот период поспевают поздние фрукты, садоводы собирают последний в году урожай.

    Осенью животные не сидят без дела, ведь нужно основательно подготовиться к холодной и голодной зиме.

    • Белки, бурундуки, полевые мыши готовят запасы – собирают и прячут в дуплах или норах еду: орехи, желуди, зерна.
    • Осенью уже почти не встретишь насекомых – многие из них впадают в продолжительную зимнюю спячку, укрываясь под землей, в коре деревьев, под опавшей листвой.
    • Осенью перелетные птицы готовятся отправиться в дальний путь – теплые страны, где они проведут всю зиму, чтобы с наступлением весны вновь вернуться в родные края.

    Что мы узнали?

    При изучении темы «Наблюдения осени» по программе окружающего мира 2 класса мы узнали, как меняются погодные условия с приходом осени. Также мы выяснили, как готовятся к предстоящим холодам животные и растения.

    Источник

    Наблюдения за изменениями в природе осенью (окружающий мир, 2 класс)

    Изменения в погоде и окружающей среде

    Перемены в природном мире начинают происходить в то время, когда летние знойные дни сменяются осенней прохладой. В результате флора и фауна понимают, что приближаются холода, а к ним нужно успеть подготовиться.

    Перемены в природе

    Осенью опускается температура, становится прохладнее. Все чаще стоит пасмурная погода. Ветер меняет направление, усиливается и становится временами порывистым. Это приводит к непогоде и осадкам. Иногда бывает постоянный моросящий дождь и слякоть, что приводит к ухудшению настроения людей, а порой случаются ливни.

    В сентябре люди собирают урожай. Растения убираются, собираются семена для посадки на следующий год. Еще пока цветут цветы, которые не боятся морозов.

    В середине осени появляются различные циклоны, возможен дождь со снегом и даже можно увидеть туман. Это явление происходит из-за перепада температуры, когда формируется густое и плотное облако над землей, воздух достаточно прогревается, туман рассеивается, а влага выпадает на землю в виде росы или инея.

    Помимо этого, в осеннее время года можно наблюдать следующие природные явления:

    • Осенний ледоход. Он происходит, когда уменьшается температура поверхности воды и образуется первый тонкий лед.
    • Гололед — формирование льда на дороге. Это обычно случается при резкой смене погоды: дождь не может превратиться в снег, превращается в наледь.
    • Рано утром на траве может появиться иней — частички застывшей росы.

    Растения и животные

    Осень необходима всем живым существам. Они должны успеть подготовиться к зимним холодам. Сначала в природе на перемену погоды реагируют растения. Трава начинает желтеть, а после засыхает и увядает. Из цветов остаются только те, что не боятся осенних холодов.

    Деревья начинают менять свой окрас. В октябре листва приобретает желтый, оранжевый, красный и бордовый оттенки. Все это очень красиво. Например, липа в солнечные дни выглядит особенно нарядно. На фоне синего неба ее желтая листва переливается золотым. Когда листья опадут, на этом дереве останутся висеть орешки, которые станут припасами маленьких зверьков.

    Постепенно листья засыхают и опадают. Листопад — уникальнейшее природное явление, когда у деревьев появляется возможность отдохнуть и накопить новые силы. Теперь им нужно меньше влаги, да и без листвы на ветках не будет сильно скапливаться снег, что уменьшит риск их повреждений. В период опадания листвы еще стоят теплые денечки.

    Звери тоже не сидят без дела. Им обязательно нужно подготовиться к холодной и голодной зиме, если им не удастся это сделать, они вряд ли смогут выжить. Белки, бурундуки, мыши пополняют кладовые. Можно увидеть, как они собирают и прячут в дуплах или норках орешки, желуди, зерна. Звери, которые на зиму впадают в спячку, усиленно питаются, накапливают жир. Часть зверей ближе к концу осени меняют цвет шкурки, например, зайцы. Это помогает им спрятаться от хищников. У многих зверьков шерстка становится гуще, чтобы защитить их от лютых морозов.

    Насекомых осенью практически не встретишь. Часть из них впадают в спячку, кто-то укрывается под землей, а какая-то часть из них в коре деревьев и под опавшими листьями.

    Перелетные птицы готовятся к перелету в теплые края. Там они зимуют, а весной будут возвращаться домой. Часть птиц остается на зимовку. Некоторые из них подготавливают гнезда к появлению будущего потомства, ведь есть пернатые, у которые птенчики появляются зимой.

    Систематизация знания

    Одним из первых научные наблюдения за природой стал вести Карл Линней. Это интересный и полезный процесс, который помогает детям научиться следующему:

    • анализировать, сравнивать и систематизировать информацию;
    • развивает внимательность к деталям и чувство прекрасного;
    • позволяет определить признаки осени.

    На окружающем мире во 2 классе, помимо изучения живой и неживой природы, дети учатся вести дневник наблюдений.

    Осенью в природе происходит множество изменений, которые нужно отметить и описать, как проявляются эти перемены, как связаны с погодными условиями.

    В дневник записывают время светового дня, отмечают температуру, осадки, трансформации в окружающем мире и другие наблюдения за осенью. Во 2 классе такие сведения помогают детям не только составить рассказ или написать сочинение о природных изменениях, но и справиться с тестом по теме.

    Источник

    Читайте также:  Срезы сводной таблицы эксель