Меню

Доиндустриальное общество Признаки доиндустриального общества

Доиндустриальное общество. Признаки доиндустриального общества

Основные черты доиндустриального общества будут рассмотрены в этой статье. Мы подробно расскажем о том, какие особенности являются характерными для него. Доиндустриальное общество называют также традиционным потому, что основным средством воспроизводства здесь является традиция. В доиндустриальном, как и в любом другом обществе, появлялись новые социальные изобретения. Однако отличительная черта его состоит в том, что деятельность человека и всех членов той или иной общности в целом представляется как следование порядку, установленному в древности. Наука в доиндустриальном обществе не играла значимой роли. Традиция здесь диктовала свои правила.

Преобладание личных связей

На личной связи базировалась жизнь людей в традиционных обществах. Это сложная, множественная связь, основанная на личном доверии. Она наблюдается в той или иной степени в любых обществах: мафия, подростковые «племена», соседи. Вспоминается, например, русская интеллигенция. Ее круг был довольно узок. При чтении мемуаров создается впечатление, что друг друга знали все ее представители. В обществах, называющихся традиционными, эта связь являлась преобладающей. Доверие людей друг к другу служило источником легитимности установленного мира.

Два полюса

Крестьянство и дворянство представляли собой два полюса всех разновидностей этого типа общества. Все знали друг друга в деревне. Дворянское общество — тоже достаточно замкнутый узкий круг (сначала абсолютно, а затем относительно). Оно создавалось во многом на основе родственных связей. Друг друга здесь также знали все. Можно напомнить, что некоторые европейские монархи уже в конце девятнадцатого столетия были родственниками. До сих пор существует Сен-Жерменское предместье в том виде, в каком мы знаем его из описаний Марселя Пруста и Оноре де Бальзака.

Малые общности (локализм)

Еще одна характеристика доиндустриального общества заключается в том, что люди жили в нем в основном малыми сообществами (общностями). Данный феномен называется в науке локализмом. В противоположность той или иной малой общности общество в целом не может существовать без наличия длинных связей. Длинные связи являются трансцендентными (внешними) по отношению к небольшой общности. Это власть деспота или короля, которые являются представителями «всех», а также мировые религии (слово «религия», напомним, восходит к латинскому названию, означающему «связывать»).

Было ли сходство между дворянами и крестьянами?

Полной противоположностью простому крестьянину виделся джентльмен. Он был одет по-иному, иначе говорил, держал себя. Нельзя в то же время не обратить внимание на то, что существовал целый ряд черт, объединяющих его с крестьянином. Недаром оба они являлись представителями одного общества. Именно связь личного типа объединяла их. Каждый из них знал, кому он подчинен, осознавал также и то, кто от него зависит.

Персонифицировались любые отношения, то есть все они представлялись в виде той или иной персоны. Например, власть, Бог (или боги). У рыцаря личные отношения складывались с его оружием — копьем или мечом и конем, у крестьянина — со скотом и с плугом. По отношению к орудиям труда или оружию, то есть к неодушевленным вещам, часто употреблялись относимые к живым существам местоимения.

Власть в традиционных обществах

В традиционных обществах власть осуществлялась как личная зависимость. Те, кто ее имел, прямо отнимали прибавочный продукт или даже жизнь у тех, кто зависел от них. В личной зависимости от своего помещика находился крестьянин. Власть выступала одновременно как покровительство подданным. Формой ее легитимации являлась защита униженных и оскорбленных. Помещик был прежде всего покровителем. Воин являлся защитником.

Деревня и замок

Фернан Бродель (на фото ниже), знаменитый французский историк, привел прекрасную иллюстрацию, позволяющую лучше понять сказанное выше. Это окруженный деревней с находящимися за ней полями с виноградником замок. Этот замок сросся с окружением. Вместе они составляют одно целое.

Деревня и замок расположены в одном физическом пространстве. Однако обитатели их находятся при этом в разных социальных пространствах. Их объединяет в общество связь личного типа. Однако они пребывают в то же время на разных полюсах. Разные общественные функции выполняют деревня и замок, разными социальными ресурсами обладают они. Дворянин делает ставки в общественных играх, недоступных крестьянину, который находится в личной зависимости от своего помещика, даже если при этом он не в крепостной зависимости от него.

Представления о богатстве и инновации

Категория нажитого честным путем богатства отсутствовала в традиционном обществе. Люди не осознавали, как через обмен образуется богатство. То, что было получено от владения землей, являлось его идеальной формой. Помещик-землевладелец, крестьянин — фигуры чтимые. Торговец — нет. Считается, что власть дает богатство, а не богатство — власть.

В этом обществе отсутствовала идея внеморальных внеличностных сил, которыми человек не может прямо оперировать. Можно сказать, что умение и привычка жить в мире абстракций тоже практически отсутствовали. Крестьянин не осознавал, как можно зарабатывать на возке песка — ведь его природа дает бесплатно, к такому способу заработка не приложен труд. В свою очередь, дворянин не понимал, почему следует отдавать вовремя долг купцу. В обществе, таким образом, к абстрактным социальным посредникам обращались относительно мало.

Практически не было в доиндустриальном обществе представления об инновации. Дело в том, что человек обитал в Круге времени. Время представлялось как круг, как бесконечная смена повторяющихся времен года. От Бога, от различных мистических сил природы приходят изменения, но не от человека.

Значение социальной роли

Доиндустриальное общество характеризовалось также тем, что в нем не ценилась индивидуальность. Считалось, что важно как можно лучше вписаться в свою социальную роль, которая воспринимается при этом как судьба, данная Богом, а судьбу нельзя изменить. У каждого человека была одна роль, и ей просто нельзя было не соответствовать в традиционном обществе. Если кто-то пробовал это делать, он автоматически становился изгоем.

У дворян и крестьян понятие чести отождествлялось с соответствием своей роли. Существует дворянская честь, однако есть и крестьянская. Напомним в качестве примера об обязательности дуэльного кодекса для дворян. Бесчестьем для крестьянина считалось не явиться на толоку (существовавший в то время вид взаимопомощи, при котором, например, вся община собирается для постройки дома для какого-то ее члена). Кодекс чести у тех и у других на чужаков не распространялся. У дворянина кодекс чести диктовал также обязательный возврат карточных долгов. А вот возвращать долг торговцам, ремесленникам и кредиторам обязательным не считалось.

Ритуал

Социальные механизмы, социальная память в традиционном обществе работали через ритуал, а не через сознание отдельного индивида. Высоко ритуализированным являлось доиндустриальное общество. Касается это как верхов, так и низов. Ритуал — это работа не с сознанием, а с телом. Поведение регулировалось на уровне языка, например, поговорками, воплощающими ту или иную социальную норму.

Узкие рамки выбора

Рамки жизненного выбора для индивидов были узкими: считалось, что человек должен следовать роли, предназначенной ему, даже если это роль короля. Слова Людовика Четырнадцатого, говорившего «государство — это я», о многом свидетельствуют. Они демонстрируют совсем не высочайшую степень его личной свободы, а как раз наоборот. Рабом своей роли является король. Свобода в традиционных обществах — это возможность либо своевольничать, либо следовать предназначенному свыше благому пути.

Читайте также:  Варианты таблиц для сайта

Человек не выбирает, однако он может быть «призван». Такая призванность при этом рассматривалась как великое событие, в котором принимают участие сверхчеловеческие силы. Вспомним, например, Жанну Д’Арк. Эта женщина избрала свой путь не сама. Она на него вступила по велению свыше. У живущих в двадцать первом веке людей призвание ассоциируется с автономным, личностно-индивидуальным решением индивида. Жизненные рамки в традиционных обществах создавались ритуалом и обычаем: каждый член такого общества знал, что он должен делать, как ему следует поступить. Его путь был предопределен.

Изменения в доиндустриальных обществах

В них изменения происходили очень медленно, в течение столетий. Жизнь крестьян менялась наиболее медленно. Рацион, одежда, способы обработки земли, физический облик (учитывая местные особенности, конечно) сохранялись почти до начала двадцатого столетия. Практические схемы деятельности в крестьянских сообществах являлись кодифицированными: через распорядок года и дня, ритуалы и обычаи, заключенную в поговорках и пословицах народную мудрость. Такие коды существовали очень долгое время. Они, как правило, в письменной форме не фиксировались, то есть кодексов обычного права не имел доиндустриальный тип общества.

Если же обратиться к жизни различных привилегированных его слоев, можно обнаружить, что здесь значительно быстрее происходили изменения. Новые нормы поведения возникали в доиндустриальном обществе, появлялись символические цивилизационные коды, включая зафиксированные в письменном виде. Важным источником власти являлся эффективный аппарат самоконтроля. С большей вероятностью самоконтроль складывался в привилегированных пространствах. Прерогативой господ, а не рабов, являлась возможность превосходить, а также быть свободными в действиях.

Изобретения

Экономика доиндустриального общества не была основана на научных достижениях. Изобретения не очень-то ценились, поскольку люди предпочитали традиционные способы ведения хозяйства и социальные отношения. Однако непреднамеренные социальные изобретения возникали в любых обществах, в том числе и в традиционных.

Ими пользуются все люди. Сюда относятся и родившиеся в среде крестьянства тактики повседневного сопротивления, и возникшие в придворной среде вежливые манеры, и централизация насилия, которая постепенно привела к формированию государств в сегодняшнем их значении. «Изобретения» эти меняли общество постепенно, однако не делали его еще современным постиндустриальным. Новый человек должен был появиться для того, чтобы совершился переход от доиндустриального общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному. О последнем мы немного расскажем в конце статьи.

Экономические характеристики доиндустриального общества

Перечислим основные экономические признаки доиндустриального общества. Оно представляло собой очень пеструю, разнородную мозаику, состоящую из изолированных социальных единиц. Доиндустриальное общество было отмечено тем, что протекание экономических процессов определялось в значительной степени именно религиозными властями. Структура занятости такова, что практически все люди заняты были в первичном секторе, в основном в сельском хозяйстве.

Производительность труда при этом была относительно низка. Для доиндустриального общества характерно было то, что ее темпы не позволяли высвободить работников для привлечения их в другие отрасли производства. Хозяйственная деятельность в таком обществе была вторичной, подчиненной неким более важным принципам регуляции, которые исходили из властных установлений или сакральных законов. На шкале престижности священническая деятельность занимала высокое место по поддержанию вечных ценностей.

На это же была направлена управляющая обществом верховная власть, поскольку она была выражением насилия и мощи. Для большинства населения такого общества (а также для многих людей сегодня, проживающих в странах третьего мира) труд в домашнем хозяйстве и производственная деятельность не разделимы. Все эти характерные признаки доиндустриального общества, как вы понимаете, к обществу современному не имеют отношения. Экономика его основана совсем на других принципах.

Типы доиндустриальных обществ

Важным для традиционных обществ было то, базируются ли они на производящем или присваивающем хозяйстве. Типы общества с присваивающим хозяйством, в свою очередь, выделяются в зависимости от того, земледелие или скотоводство преобладает в них. Охота, рыбная ловля и собирательство относятся к присваивающим типам. К производящим — животноводство и земледелие. Достаточно условно, конечно, деление на земледельцев и скотоводов. В истории, вероятно, практически не существовали типы общества, которые производили и потребляли бы лишь растительную или животную пищу.

Постиндустриальное общество

Как мы и обещали, расскажем вкратце и о нем. Доиндустриальное и индустриальное общество рассматриваются как два основных типа. Однако сегодня деление этим уже не ограничивается. Дело в том, что в середине двадцатого столетия возникло общество постиндустриальное, принципиально новое по отношению к индустриальному. Его можно определить также как информационное, то есть такое, в котором информация является главной ценностью.

Это общество прежде всего образованных людей, в отличие от доиндустриального. Еще одно название его — глобальное, поскольку основывается оно на господстве в экономике транснациональных корпораций и широко использующемся международном разделении труда. Существует предположение, что общества в традиционном смысле этого слова сегодня перестают существовать, и постепенно формируется основанное на общей культуре планетарное общество. Идея эта имеет многочисленных сторонников и противников. Однако само существование постиндустриального общества сегодня уже не отрицает никто.

Источник

Доиндустриальное общество

Всем привет дорогие друзья тема сегодняшнего разговора будет посвящена традиционному обществу в целом,его примеры характеристики и признаки.И так поехали).Наиболее распространенное в научных кругах является точка зрения согласно которой человеческие сообщества относятся к трём типам:

1.Традиционное общество(доиндустриальное)

Это общество которое регулируется традицией и обычаями,т.е опытом прошлых поколений.Для такого типа общества характерны сословная иерархия и очень низкая мобильность.Традиционное общество очень ценит опыт прошлых поколений и меняется постепенно.Изменения могут происходить на протяжении нескольких поколений. Традиционное это в первую очередь аграрное.Аграрным обычно называют общество,где около 50% людей заняты в сельском хозяйстве.Но есть и исключение в виде общества охотников-собирателей,они не относятся к аграрному типу.

  • Примеры традиционных обществ.

Примером традиционных обществ служат Древний Египет,Средневековая Русь и страны Европы(Англия,Франция,Германия) до XVII века.

Рассмотрим на примере средневековой Руси.Здесь существовало деления на сословия: крестьяне,бояре,дворяне и духовенство.Перейти из одного сословия в другое было очень не просто.Крестьянин по традиции как и его предки занимался сельским хозяйством.Его произведённая продукция шла не на продажу для рынка,а для его собственного потребления.

Роль духовенства в жизни народа было крайне велико.Церковь была органом административного управления на местах,ведь в писцовых книгах,хранившихся при монастырях,были записаны данные о населении прихода.

  • Основные характеристики традиционного(доиндустриального)общества:

-Сельское хозяйство,как основополагающее

-Деления на сословия

-Преобладающее влияние церкви на жизнь людей

-Сельское хозяйство является основной сферой экономической жизни

-Развитие находится на очень низком уровне

-общество не приемлет новых технологий

-Общество направлено на удовлетворение бытовых нужд

  • Всем спасибо за внимание,в следующей статье мы более подробно рассмотрим индустриальное общество
  • Также не забываем ставить лайки и смело подписываться на канал

Источник



Типы общества: традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество

Типология обществ. Обществознание, 10 класс, ЕГЭ. Что такое модернизация, теория модернизации. Основные типы общества: аграрное, промышленное и информационное общество. Признаки традиционного, индустриального и постиндустриального общества.

Типология обществ. Что такое модернизация

Человеческие общества многообразны, и в науке существуют разные способы делить их на типы. Например, марксизм предлагает формационный подход: делит общества на первобытные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и коммунистические. Другая теория предлагает рассматривать историю человечества как процесс модернизации.

Модернизация — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к индустриальному обществу в процессе промышленной революции. В дальнейшем стали говорить о переходе индустриального к постиндустриальному обществу .

Три типа обществ отличаются друг от друга устройством экономики, политической сферы, социальной структурой, культурой и духовными ценностями.

Читайте также:  Ключевые критерии оценки мочи и норма

Теория модернизации оформилась в США в середине XX века. В дальнейшем ее нередко критиковали за то, что она приравнивает развитие к «вестернизации» — прогрессу по пути западных стран — и тем самым отвергает возможные альтернативы.

Современная теория модернизации признает индивидуальные особенности этого процесса в разных странах. Ученые стали признавать не только положительные, но и отрицательные последствия модернизации: ущерб экологии, уничтожение традиционных общественных институтов , социальные конфликты. Таким образом, модернизация уже не рассматривается как линейный, неизбежный и исключительно позитивный процесс.

Традиционное общество и его признаки

Экономика аграрного общества опирается на сельское хозяйство — в этой сфере занято больше половины населения. Главный фактор производства — земля. Основной производимый продукт — пища. Господствует натуральное хозяйство.

В традиционных обществах низкая социальная мобильность : социальные структуры замкнуты, людям сложно перейти из сословия в сословие.

Политические свободы в таких обществах обычно отсутствуют. Власть авторитарна , преобладают монархические формы правления .

В духовной сфере господствуют религиозные ценности, коллективизм преобладает над индивидуализмом.

Примерами традиционных обществ могут служить любые общества до начала промышленной революции : Древний Египет, средневековая Русь, Англия до XVIII века etc .

Индустриальное общество и его признаки

Индустриальное (промышленное) общество основано на машинном производстве, механическом труде.

Для индустриального общества характерны массовое производство, развитие рынка товаров и услуг . Главным фактором производства становится капитал. Основная сфера производства — промышленность, в ней занято более 50% населения.

Социальная мобильность повышается: структуры общества становятся подвижными, положение человека все чаще зависит от его личных заслуг, а не от происхождения.

Провозглашаются политические свободы и равноправие. Абсолютизм сменяется ограниченной монархией или республикой. Идет формирование гражданского общества .

На смену религиозным ценностям приходят идеалы прогресса и успеха, индивидуализма. Возникает массовая культура .

Постиндустриальное общество и его признаки

Постиндустриальное общество возникает в результате научно-технической революции, когда основой экономики становятся наука и знания. Автоматизация и компьютеризация резко повышают производительность труда.

Большая часть населения в постиндустриальном обществе занята в сфере услуг. Главным фактором производства становится информация, поэтому данный тип общества еще называют информационным обществом.

Социальная мобильность становится максимальной, а общество — более демократичным . Положение человека в нем больше определяет не капитал, а знания, умения, приносимая обществу польза — реализуется принцип меритократии .

В политике провозглашаются ценности плюрализма , гражданского общества , демократии консенсуса .

Сравнительная таблица: традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество

Главный фактор производства — земля

Основная сфера — сельское хозяйство

Основной продукт — пища

Производство основано на ручном труде

Господствует натуральное хозяйство

Главный фактор производства — капитал

Основная сфера — промышленность.

Основной продукт — промышленные изделия

Производство основано на механическом труде

Главный фактор производства — знания, информация

Основная сфера — сфера услуг. Основной продукт — услуги

Производство основано на автоматизации

Низкая социальная мобильность.

Закрытые социальные структуры — сословия

Социальная мобильность повышается.

Подвижные социальные структуры — классы

Максимальная социальная мобильность. Профессиональная дифференциация

Отсутствие политических свобод, преобладают монархические формы правления

Провозглашение политических свобод, равенства граждан перед законом, отход от абсолютной монархии

Религиозные ценности, коллективизм

Ценности прогресса, индивидуального успеха

Установите соответствие между типами обществ. Ответы на вопросы из ЕГЭ

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо различать традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество, знать их основные признаки. Для примера разберем ряд заданий из тестов ЕГЭ прошлых лет.

Задание 1. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми раз­лич­ных об­ществ и их ти­па­ми: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

A) гос­под­ство сель­ско­го на­ту­раль­но­го хо­зяй­ства

Б) до­ми­ни­ро­ва­ние ин­тен­сив­ных тех­но­ло­гий

B) гос­под­ство об­щин­ной соб­ствен­но­сти

Г) пре­об­ла­да­ние руч­ных ору­дий труда

Д) раз­ви­тие рас­ши­рен­но­го вос­про­из­вод­ства

1) тра­ди­ци­он­ное (аг­рар­ное)

Задание 2. Установите соответствие между характеристикой и типом общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

A) сословная структура общества

Б) серийное производство товаров массового потребления

B) низкая социальная мобильность

Г) ведущая роль информации в жизни общества

Задание 3. Установите со­от­вет­ствие между от­ли­чи­тель­ны­ми признаками и ти­па­ми обществ, ко­то­рые они иллюстрируют: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

А) раз­ви­тие высоких технологий

Б) уско­ре­ние развития промышленности

В) вы­дви­же­ние на пер­вый план сферы услуг

Г) до­ми­ни­ро­ва­ние религиозных ценностей

Д) об­щин­ный уклад, коллективизм

1) тра­ди­ци­он­ное (аграрное)

3) ин­фор­ма­ци­он­ное (постиндустриальное)

Задание 4. Студент ра­бо­та­ет над ре­фе­ра­том «Общество тра­ди­ци­он­но­го типа». Какие осо­бен­но­сти обществ из пе­ре­чис­лен­ных ниже он может рас­смот­реть в своей работе? (Запишите цифры, под ко­то­ры­ми эти осо­бен­но­сти указаны).
1) Экономика ха­рак­те­ри­зу­ет­ся господством сель­ско­го хозяйства и при­ми­тив­но­го ремесла.
2) В по­ли­ти­че­ской сфере гос­под­ству­ют церковь и армия.
3) Экономической базой об­ще­ства является промышленность.
4) Социальная струк­ту­ра сословно корпоративна, стабильна.
5) Преобладает экс­тен­сив­ная технология.
6) В об­ще­ствен­ных отношениях гос­под­ству­ют право и закон.
Ответ: 1245

Задание 5. Студент работает над рефератом «Признаки индустриального общества». Какие характерные черты индустриального общества из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.)
1) Экономика характеризуется господством сельского хозяйства и примитивного ремесла.
2) В политической сфере господствуют церковь и армия.
3) Экономической базой общества является промышленность.
4) Социальная структура является сословно корпоративной, стабильной.
5) Преобладает интенсивная технология.
6) В общественных отношениях господствуют право и закон.
Ответ: 356

Задание 6. Найдите в приведенном списке черты, присущие постиндустриальному обществу. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) развитие сферы услуг
2) рост численности рабочего класса
3) отсутствие социальной стратификации
4) использование информационных технологий
5) новые интеллектуальные технологии
Ответ: 145

Источник

Доиндустриальное общество. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество

Доказано, что социум непрерывно эволюционирует. Развитие общества может протекать по двум направлениям и принимать три определённые формы.

Направления развития социума

Принято выделять общественный прогресс (тенденция развития от низшего уровня материального состояния социума и духовной эволюции личности к более высокому) и регресс (противоположность прогресса: переход от более развитого состояния к менее развитому).

Если продемонстрировать развитие общества графически, то получится ломаная линия (где будут отображены спады и подъемы, к примеру, период фашизма – стадия общественного регресса).

Общество – сложный и многогранный механизм, в связи с чем в одной его сфере может прослеживаться прогресс, в то время как в другой – регресс.

Итак, если обратиться к историческим фактам, то можно отчетливо увидеть технический прогресс (переход от примитивных орудий труда к сложнейшим станкам с ЧПУ, от вьючного скота к поездам, автомобилям, самолетам и т. д.). Однако обратная сторона медали (регресс) – уничтожение природных ресурсов, подрыв естественной среды обитания человека и т. п.

Читайте также:  Как распределяются виды энергии в каждой системе

Критерии социального прогресса

Их насчитывается шесть:

  • утверждение демократии;
  • рост благосостояния населения и его социальная защищенность;
  • совершенствование межличностных отношений;
  • рост духовности и этической составляющей социума;
  • ослабление межличностной конфронтации;
  • мера свободы, предоставляемой индивиду обществом (степень гарантированной социумом индивидуальной свободы).

Формы общественного развития

Самая распространенная – эволюция (плавные, постепенные изменения в жизни социума, протекающие естественным образом). Особенности ее характера: постепенность, непрерывность, восхождение (например, научная и техническая эволюция).

Вторая форма общественного развития – революция (быстрые, глубокие перемены; коренной переворот социальной жизни). Характер революционных изменений имеет радикальные и фундаментальные черты.

Революции могут быть:

  • краткосрочные либо долговременные;
  • в рамках одного либо нескольких государств;
  • в пределах одной либо нескольких сфер.

Если данные изменения затрагивают все существующие общественные сферы (политику, повседневную жизнь, экономику, культуру, общественную организацию), то революция именуется социальной. Такого рода перемены вызывают сильную эмоциональность, массовую активность всего населения (к примеру, такие российские революции, как Октябрьская, Февральская).

Третья форма социального развития – реформы (комплекс мероприятий, ориентированных на преобразование конкретных сторон жизни общества, к примеру, экономическая реформа либо реформа в сфере образования).

Систематическая модель типологий общественного развития Д. Белла

Этот американский социолог разграничил всемирную историю на стадии (типы) относительно развития социума:

  • доиндустриальный тип общества;
  • индустриальный;
  • постиндустриальный.

Переход от одной стадии к другой сопровождается изменением технологии, формы собственности, политического режима, образа жизни, социальной структуры общества, способа производства, социальных институтов, культуры, численности населения.

Доиндустриальное общество: характерные черты

Здесь выделяют простые и сложные общества. Доиндустриальное общество (простое) – это общество без социального неравенства и разделения на страты либо классы, а также без товарно-денежных отношений и госаппарата.

В первобытные времена простым обществом жили собиратели, охотники, затем ранние скотоводы, земледельцы.

Социальная структура доиндустриального общества (простого) имеет следующие черты:

  • незначительные размеры объединения;
  • примитивный уровень развития техники и разделения труда;
  • эгалитаризм (экономическое, политическое, социальное равенство);
  • приоритет кровных родственных связей.

Этапы эволюции простых обществ

  • группы (локальные);
  • общины (первобытные).

Второй этап имеет два периода:

  • родовая община;
  • соседская.

Переход от родовых общин к соседским стал возможным благодаря оседлому образу жизни: группы кровных родственников селились неподалеку друг от друга и соединялись как браками, так и взаимовыручкой касаемо совместных территорий, корпорацией труда.

Таким образом, доиндустриальное общество характеризуется постепенным возникновением семьи, появлением разделения труда (межполового, межвозрастного), зарождением социальных норм, представляющих собой табу (абсолютные запреты).

Переходная форма от простого общества к сложному

Вождество — иерархическая структура строя людей, не имеющего разветвленного управленческого аппарата, который является неотъемлемой частью зрелого государства.

По критерию численности это крупное объединение (больше племени). В нем уже присутствует огородничество без пашенного земледелия и избыточный продукт без прибавочного. Постепенно возникает расслоение на богатых и бедных, знатных и простых. Число управленческих уровней – 2-10 и больше. Современным примером вождеств выступают: Новая Гвинея, Тропическая Африка и Полинезия.

Сложные общества доиндустриального типа

Финишным этапом эволюции простых обществ, а также прологом к сложным стала Неолитическая революция. Сложное (доиндустриальное) общество характеризуется возникновением прибавочного продукта, социального неравенства и стратификации (каст, классов, рабства, сословий), товарно-денежных отношений, разветвленного, специализированного аппарата управления.

Оно, как правило, многочисленное (сотни тысяч – сотни миллионов человек). В рамках сложного общества кровнородственные, личные отношения заменяются неродственными, безличными (особенно это проявляется в городах, когда даже сожители могут быть незнакомы).

Социальные ранги заменяются социальной стратификацией. Как правило, доиндустриальное общество (сложное) именуется как стратифицированное ввиду того, что страты многочисленны, а группы включают исключительно тех, кто не связан родственными отношениями с правящим классом.

Признаки сложного общества В. Чайлда

Их насчитывается как минимум восемь. Признаки доиндустриального общества (сложного) следующие:

  1. Люди расселены по городам.
  2. Развивается неаграрная специализация труда.
  3. Появляется и накапливается прибавочный продукт.
  4. Возникают четкие классовые дистанции.
  5. Обычное право заменяется юридическим законом.
  6. Зарождаются крупномасштабные общественные работы по типу ирригации, а также возникают пирамиды.
  7. Появляется заморская торговля.
  8. Возникает письменность, математика и элитарная культура.

Несмотря на то что аграрное общество (доиндустриальное) характеризуется появлением большого числа городов, большая часть населения проживала в деревне (замкнутой территориальной крестьянской общине, ведущей натуральное хозяйство, которое слабо связано с рынком). Деревня ориентирована на религиозные ценности и традиционный образ жизни.

Характерные особенности доиндустриального общества

Выделяют следующие черты традиционного общества:

  1. Сельское хозяйство занимает доминирующие позиции, в котором преобладают ручные технологии (применяется энергия животных и людей).
  2. Существенная доля населения приходится на сельских жителей.
  3. Производство ориентировано на личное потребление, в связи с чем рыночные отношения слаборазвиты.
  4. Кастовая либо сословная система классификации населения.
  5. Низкий уровень социальной мобильности.
  6. Большие патриархальные семьи.
  7. Социальные изменения протекают низкими темпами.
  8. Приоритет отдается религиозно-мифологическому мировоззрению.
  9. Однородность ценностей и норм.
  10. Сакрализованная, авторитарная политическая власть.

Это схематические и упрощенные черты традиционного общества.

Индустриальный тип общества

Переход к данному типу был обусловлен двумя глобальными процессами:

  • индустриализацией (создание масштабного машинного производства);
  • урбанизацией (переселение людей из деревень в города, а также пропаганда городских жизненных ценностей во всех слоях населения).

Индустриальное общество (зародившееся в XVIII в.) — дитя двух революций – политической (Великая французская революция) и экономической (Английская промышленная революция). Результат первой – экономические свободы, новая социальная стратификация, а второй – новая политическая форма (демократия), политические свободы.

Феодализм сменился капитализмом. В обиходе укрепилось понятие «индустриализация». Ее флагман — Англия. Эта страна – родина машинного производства, нового законодательства и свободного предпринимательства.

Индустриализация интерпретируется как использование научных знаний относительно промышленной технологии, открытие принципиально новых источников энергии, которые позволяли выполнять все работы, ранее осуществляемые людьми либо тяглыми животными.

Благодаря переходу к промышленности небольшая доля населения оказалась в состоянии прокормить значительное количество людей без процедуры обработки земель.

По сравнению с земледельческими государствами и империями, индустриальные страны многочисленнее (десятки, сотни млн человек). Это так называемые высокоурбанизированные общества (города стали играть главенствующую роль).

Признаки индустриального общества:

  • индустриализация;
  • классовый антагонизм;
  • представительная демократия;
  • урбанизация;
  • деление общества на классы;
  • переход власти к собственникам;
  • незначительная социальная мобильность.

Таким образом, можно говорить о том, что доиндустриальное и индустриальное общества – это фактически разные социальные миры. Данный переход заведомо не мог быть ни легким, ни быстрым. Западным обществам, так сказать, пионерам модернизации, понадобилось для воплощения этого процесса не одно столетие.

Постиндустриальное общество

В нем приоритет отдается сфере услуг, которая превалирует над промышленностью и сельским хозяйством. Социальная структура постиндустриального общества сдвигается в пользу занятых в вышеупомянутой сфере, также выделяются новые элиты: сциентисты и технократы.

Данный тип общества характеризуется как «постклассовый» ввиду того, что в нем прослеживается распад укрепившихся социальных структур, идентичностей, которые так характерны индустриальному обществу.

Индустриальное и постиндустриальное общество: отличительные особенности

Основные характеристики современного и постсовременного общества указаны далее в таблице.

Источник