Меню

Допуски и посадки в машиностроении виды обозначение и принципы построения единой системы



Основные таблицы допусков и посадок

определения и предельные отклонения


Основные термины и определения

&nbsp Государственные стандарты (ГОСТ 25346-89, ГОСТ 25347-82, ГОСТ 25348-89) заменили систему допусков и посадок ОСТ, которая действовала до января 1980 года.

&nbsp Термины приведены согласно ГОСТ 25346-89 «Основные нормы взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок».

Вал — термин, условно применяемый для обозначения наружных элементов деталей, включая и нецилиндрические элементы;
Отверстие — термин, условно применяемый для обозначения внутренних элементов деталей, включая и нецилиндрические элементы;
Основной вал — вал, верхнее отклонение которого равно нулю;
Основное отверстие — отверстие, нижнее отклонение которого равно нулю;
Размер — числовое значение линейной величины (диаметра, длины и т.п.) в выбранных единицах измерения;
Действительный размер — размер элемента,установленный измерением с допускаемой точностью;
Номинальный размер — размер, относительно которого определяются отклонения;
Отклонение — алгебраическая разность между размером (действительным или предельным размером) и соответствующим номинальным размером;
Квалитет — совокупность допусков, рассматриваемых как соответствующие одному уровню точности для всех номинальных размеров;
Посадка — характер соединения двух деталей, определяемый разностью их размеров до сборки.
Зазор — это разность между размерами отверстия и вала до сборки, если отверстие больше размера вала;
Натяг — разность между размерами вала и отверстия до сборки, если размер вала больше размера отверстия;
Допуск посадки — сумма допусков отверстия и вала, составляющих соединение;
Допуск Т — разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или алгебраическая разность между верхним и нижним отклонениями;
Стандартный допуск IT — любой из допусков, устанавливаемых данной системой допусков и посадок;
Поле допуска — поле, ограниченное наибольшим и наименьшим предельными размерами и определяемое величиной допуска и его положением относительно номинального размера;
Посадка с зазором — посадка, при которой всегда образуется зазор в соединении, т.е. наименьший предельный размер отверстия больше наибольшего предельного размера вала или равен ему;
Посадка с натягом — посадка, при которой всегда образуется натяг в соединении, т.е. наибольший предельный размер отверстия меньше наименьшего предельного размера вала или равен ему;
Переходная посадка — посадка, при которой возможно получение как зазора так и натяга в соединении, в зависимости от действительных размеров отверстия и вала;
Посадки в системе отверстия — посадки, в которых требуемые зазоры и натяги получаются сочетанием различных полей допусков валов с полем допуска основного отверстия;
Посадки в системе вала — посадки, в которых требуемые зазоры и натяги получаются сочетанием различных полей допусков отверстий с полем допуска основного вала.

&nbsp ГОСТ 25346-89 устанавливает 20 квалитетов (01, 0, 1, 2, . 18). Квалитеты от 01 до 5 предназначены преимущественно для калибров.
&nbsp Допуски и предельные отклонения, установленные в стандарте, относятся к размерам деталей при температуре +20 o C.
&nbsp Установлено 27 основных отклонений валов и 27 основных отклонений отверстий. Основное отклонение – одно из двух предельных отклонений (верхнее или нижнее), определяющее положение поля допуска относительно нулевой линии. Основным является отклонение, ближайшее к нулевой линии. Основные отклонения отверстий обозначаются прописными буквами латинского алфавита, валов – строчными. Схема расположения основных отклонений с указанием квалитетов, в которых рекомендуется их применять, для размеров до 500 мм приведена ниже. Затемненная область относится к отверстиям. Схема показана в сокращении.

СХЕМА ОСНОВНЫХ ПОЛЕЙ ДОПУСКОВ

СХЕМА ОСНОВНЫХ ПОЛЕЙ ДОПУСКОВ

Назначение посадок. Посадки выбирают в зависимости от назначения и условий работы оборудования и механизмов, их точности, условий сборки. При этом необходимо учитывать и возможность достижения точности при различных методах обработки изделия. В первую очередь должны применяться предпочтительные посадки. В основном применяют посадки в системе отверстия. Посадки системы вала целесообразны при использовании некоторых стандартных деталей (например, подшипников качения) и в случаях применения вала постоянного диаметра по всей длине для установки на него нескольких деталей с различными посадками.

Допуски отверстия и вала в посадке не должны отличаться более чем на 1-2 квалитета. Больший допуск, как правило, назначают для отверстия. Зазоры и натяги следует рассчитывать для большинства типов соединений, в особенности для посадок с натягом, подшипников жидкостного трения и других посадок. Во многих случаях посадки могут назначаться по аналогии с ранее спроектированными изделиями, сходными по условиям работы.

Примеры применения посадок, относящиеся главным образом к предпочтительным посадкам в системе отверстия при размерах 1-500 мм.

Посадки с зазором. Сочетание отверстия Н с валом h (скользящие посадки) применяют главным образом в неподвижных соединениях при необходимости частой разборки (сменные детали), если требуется легко передвигать или поворачивать детали одну относительно другой при настройке или регулировании, для центрирования неподвижно скрепляемых деталей.

Посадку H7/h6 применяют:

— для сменных зубчатых колес в станках;
— в соединениях с короткими рабочими ходами, например для хвостовиков пружинных клапанов в направляющих втулках (применима также посадка H7/g6);
— для соединения деталей, которые должны легко передвигаться при затяжке;
— для точного направления при возвратно-поступательных перемещениях (поршневой шток в направляющих втулках насосов высокого давления);
— для центрирования корпусов под подшипники качения в оборудовании и различных машинах.

Посадку H8/h7 используют для центрирующих поверхностей при пониженных требованиях к соосности.

Посадки H8/h8, H9/h8, H9/h9 применяют для неподвижно закрепляемых деталей при невысоких требованиях к точности механизмов, небольших нагрузках и необходимости обеспечить легкую сборку (зубчатые колеса,муфты, шкивы и другие детали, соединяющиеся с валом шпонкой; корпуса подшипников качения, центрирование фланцевых соединений), а также в подвижных соединениях при медленных или редких поступательных и вращательных перемещениях.

Посадку H11/h11 используют для относительно грубо центрированных неподвижных соединений (центрирование фланцевых крышек, фиксация накладных кондукторов), для неответственных шарниров.

Посадка H7/g6 характеризуется минимальной по сравнению с остальными величиной гарантированного зазора. Применяют в подвижных соединениях для обеспечения герметичности (например, золотник во втулке пневматической сверлильной машины), точного направления или при коротких ходах (клапаны в клапанной коробке) и др. В особо точных механизмахприменяют посадки H6/g5 и даже H5/g4.

Посадку Н7/f7 применяют в подшипниках скольжения при умеренных и постоянных скоростях и нагрузках, в том числе в коробках скоростей; центробежных насосах; для вращающихся свободно на валах зубчатых колес, а также колес, включаемых муфтами; для направлениятолкателей в двигателях внутреннего сгорания. Более точную посадку этого типа — H6/f6 — используют для точных подшипников, распределителей гидравлических передач легковых автомобилей.

Посадки Н7/е7, Н7/е8, Н8/е8 и Н8/е9 применяют в подшипниках при высокой частоте вращения (в электродвигателях, в механизме передач двигателя внутреннего сгорания), при разнесенных опорах или большой длине сопряжения, например, для блока зубчатых колес в станках.

Посадки H8/d9, H9/d9 применяют, например, для поршней в цилиндрах паровых машин и компрессоров, в соединениях клапанных коробок с корпусом компрессора (для их демонтажа необходим большой зазор из-за образования нагара и значительной температуры). Более точные посадки этого типа -H7/d8, H8/d8 — применяют для крупных подшипников при высокой частоте вращения.

Посадка H11/d11 применяется для подвижных соединений, работающих в условиях пыли и грязи (узлы сельскохозяйственных машин, железнодорожных вагонов), в шарнирных соединениях тяг, рычагов и т. п., для центрирования крышек паровых цилиндров с уплотнением стыка кольцевыми прокладками.

Переходные посадки. Предназначены для неподвижных соединений деталей, подвергающихся при ремонтах или по условиям эксплуатации сборке и разборке. Взаимная неподвижность деталей обеспечивается шпонками, штифтами, нажимными винтами и т.п. Менее тугие посадки назначают при необходимости в частых разборках соединения, при неудобствах требуется высокая точность центрирования, при ударных нагрузках и вибрациях.

Посадка Н7/п6 (типа глухой) дает наиболее прочные соединения. Примеры применения:

— для зубчатых колес, муфт, кривошипов и других деталей при больших нагрузках, ударах или вибрациях в соединениях, разбираемых обычно только при капитальном ремонте;
— посадка установочных колец на валах малых и средних электромашин; в) посадка кондукторных втулок, установочных пальцев, штифтов.

Посадка Н7/к6 (типа напряженной) в среднем дает незначительный зазор (1-5 мкм) и обеспечивает хорошее центрирование, не требуя значительных усилий для сборки и разборки. Применяется чаще других переходных посадок: для посадки шкивов, зубчатых колес, муфт, маховиков (на шпонках), втулок подшипников.

Посадка H7/js6 (типа плотной) имеет большие средние зазоры, чем предыдущая, и применяется взамен ее при необходимости облегчить сборку.

Посадки с натягом. Выбор посадки производится из условия, чтобы при наименьшем натяге были обеспечены прочность соединения и передача, нагрузки, а при наибольшем натяге — прочность деталей.

Посадку Н7/р6 применяют при сравнительно небольших нагрузках (например, посадка на вал уплотнительного кольца, фиксирующего положение внутреннего кольца подшипника у крановых и тяговых двигателей).

Посадки Н7/г6, H7/s6, H8/s7 используют в соединениях без крепежных деталей при небольших нагрузках (например, втулка в головке шатуна пневматического двигателя) и с крепежными деталями при больших нагрузках (посадка на шпонке зубчатых колес и муфт в прокатных станах, нефтебуровом оборудовании и др.).

Посадки Н7/u7 и Н8/u8 применяют в соединениях без крепежных деталей при значительных нагрузках, в том числе знакопеременных (например, соединение пальца с эксцентриком в режущем аппарате уборочных сельскохозяйственных машин); с крепежными деталями при очень больших нагрузках (посадка крупных муфт в приводах прокатных станов), при небольших нагрузках, но малой длине сопряжения (седло клапана в головке блока цилиндров грузового автомобиля, втулка в рычаге очистки зерноуборочного комбайна).

Посадки с натягом высокой точности Н6/р5, Н6/г5, H6/s5 применяют относительно редко и в соединениях, особо чувствительных к колебаниям натягов, например посадка двухступенчатой втулки на вал якоря тягового электродвигателя.

Допуски несопрягаемых размеров. Для несопрягаемых размеров допуски назначают в зависимости от функциональных требований. Поля допусков обычно располагают:
— в «плюс» для отверстий (обозначают буквой Н и номером квалитета, например НЗ, Н9, Н14);
— в «минус» для валов (обозначают буквой h и номером квалитета, например h3, h9, h14);
— симметрично относительно нулевой линии («плюс — минус половину допуска» обозначают, например, ±IT3/2, ±IT9/2, ±IT14/2). Симметричные поля допусков для отверстий могут быть обозначены буквами JS (например, JS3, JS9, JS14), а для валов — буквами js (например, js3, js9, js14).

Допуски по 12-18-му квалитетам характеризуют несопрягаемые или сопрягаемые размеры относительно низкой точности. Многократно повторяющиеся предельные отклонения в этих квалитетах разрешается не указывать у размеров, а оговаривать общей записью в технических требованиях.

&nbsp ЕСДП рекомендует применять преимущественно посадки в системе отверстия (основное отверстие Н) и в системе вала (основной вал h).

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПОСАДКИ В СИСТЕМЕ ОТВЕРСТИЯ
при размерах от 1 до 500 мм

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПОСАДКИ В СИСТЕМЕ ОТВЕРСТИЯ

&nbsp Предпочтительные посадки помещены в рамку.

ПОЛЯ ДОПУСКОВ В ПОСАДКАХ С ЗАЗОРОМ И ПЕРЕХОДНЫХ

ПОЛЯ ДОПУСКОВ В ПОСАДКАХ С ЗАЗОРОМ И ПЕРЕХОДНЫХ

ПОЛЯ ДОПУСКОВ В ПОСАДКАХ С НАТЯГОМ

ПОЛЯ ДОПУСКОВ В ПОСАДКАХ С НАТЯГОМ

&nbsp Электронная таблица допусков отверстий и валов с указанием полей по старой системе ОСТ и по ЕСДП.

&nbsp Полная таблица допусков и посадок гладких соединений в системах отверстия и вала, с указанием полей допусков по старой системе ОСТ и по ЕСДП:

Таблицы Допусков углов
ГОСТ 25346-89 «Основные нормы взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок. Общие положения, ряды допусков и основных отклонений»
ГОСТ 8908-81 «Основные нормы взаимозаменяемости. Нормальные углы и допуски углов»
ГОСТ 24642-81 «Основные нормы взаимозаменяемости. Допуски формы и расположения поверхностей. Основные термины и определения»
ГОСТ 24643-81 «Основные нормы взаимозаменяемости. Допуски формы и расположения поверхностей. Числовые значения»
ГОСТ 2.308-79 «Единая система конструкторской документации. Указание на чертежах допусков формы и расположения поверхностей»
ГОСТ 14140-81 «Основные нормы взаимозаменяемости. Допуски расположения осей отверстий для крепежных деталей»

Источник

Обозначение допусков и посадок на чертежах

Содержание

  1. Общие положения
  2. Допуски формы
  3. Допуски расположения
  4. Суммарные допуски формы и расположения
  5. Нанесение обозначений допусков

Сборка любого агрегата, состоящего из отдельных заранее изготовленных деталей невозможна без заранее предусмотренной системы допусков и посадок. Это обосновано реальными возможностями обрабатывающих станков. С одной стороны, невозможно добиться идеальной точности обработки, с другой стороны, не предусмотрев зазоры необходимой величины, невозможно будет собрать готовое изделие. В каждом конкретном случае величина таких зазоров определяется спецификой работы изделия и допустимой точностью обработки.

Обязательным правилом оформления конструкторской документации является не только правильное обозначение контуров и деталей конструкции, изображение проекций, указание размеров, но и обозначение на чертежах допусков. Существующая система обозначений предназначена для приведения обозначений к стандартизации и пониманию, нанесённых графических изображений и надписей. Составление подробной карты процесса производства требует утверждённых правил обозначения допусков формы и расположения поверхностей. Благодаря этому выбирают параметры обработки для получения требуемого класса точности. Система обозначений отклонения формы и расположения поверхностей позволяет подробно обозначить все необходимые данные. Она способствует получению высокоточных деталей, правильности сборки, проведению быстрого и качественного ремонта.

Общие положения

В крупносерийном производстве каждая деталь изготовлена с заранее заданной степенью точности. Изготовить их с полностью одинаковыми характеристиками практически невозможно. Поэтому предусмотрена стройная система разрешённых изменений в реальных классах точности.

В технологии по металлообработке допуском называют установленную стандартом величину, на которую разрешено изменять точность обработки.

Каждый параметр обозначается на чертеже. Указанный размер допуска отражает численную характеристику разрешённого зазора, место размещения на изделии. По правилам размещение области, к которой относится допуск, ориентируется относительно так называемой нулевой линии. По этому показателю допуски бывают:

  • симметричными и ассиметричными (разрешённое отклонение допускается с одной или обеих сторон относительно выбранной нулевой линии);
  • выше или ниже заданной нормали;
  • с заданной величиной смещения в требуемом направлении.

Посадкой называют параметр, который указывает допустимую точность при соединении отдельных деталей в цельный агрегат. Он задаётся установленными зазорами или натягами.

Их делят на три утверждённых типа:

  • заранее предусмотренным зазором;
  • допустимым натягом;
  • переходного типа.

Во всех случаях допуском посадки считается величина, которая рассчитывается как разность между большим и наименьшим значением допустимого зазора. Вся существующая система классифицируется по следующим признакам:

  • основания системы – это допуски отверстий и валов;
  • классам точности (их подразделяют на 19 квалитетов);
  • величине предусмотренных натягов.

Под допусками для отверстий понимают совокупность разрешённых значений с одинаковыми квалитетами. Для них устанавливаются предельно допустимые размеры отверстий. Вариация величины посадок достигается благодаря изменению предельных размеров вала. В системе вала перечисленные параметры изменяются в обратном порядке. Предельный размер вала сохраняет постоянство для различных посадок, а происходит изменение предельных размеров отверстия.

В системе допусков и посадок номера квалитетов являются показателями точности обработки. С возрастанием порядкового номера допуск размера увеличивается. Все размеры разделены на определённое количество интервалов. Величина каждого интервала равна трём миллиметрам. Линейка этих интервалов начинается с размера от 1 до 3 мм, затем от 3 до 6 мм и так далее. Для каждого интервала уже установлен свой усреднённый геометрический размер и обозначение. Он определяется по границам интервала. Для них определены квалитеты от пятого до семнадцатого. Чем меньше номер квалитета, тем обработка считается более точной.

Все рассчитанные параметры сведены в таблицы. Основными документами, которые систематизируют эти показатели, и правила их обозначения являются:

  • ЕСДП расшифровывается как единая система допусков и посадок — установлена ГОСТ 25347-82;
  • ОНВ закреплены в стандарте 25346-89 (основные нормы взаимозаменяемости устанавливают возможности по замене одних изделий аналогичными);
  • ЕСКД единая система конструкторской документации объединяет все требования к оформлению и документов и нанесению обозначений — подробно изложена в стандарте 2.001-2013;
  • Стандарты различного уровня и назначения: государственные ведомственные, отраслевые;
  • Технические условия (применяются как нормы изготовления узкоспециальных деталей).

Источник

Допуски и посадки таблица для системы вал

Профессиональные справочные системы
для специалистов строительной отрасли

Основные нормы взаимозаменяемости

ЕДИНАЯ СИСТЕМА ДОПУСКОВ И ПОСАДОК

Общие положения, ряды допусков и основных отклонений

Basic norms of interchangeability. Unified system of tolerances and fits. General, series of tolerances and fundamental deviations

Дата введения 1990-01-01

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством станкостроительной и инструментальной промышленности СССР

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 11.04.89 N 983

3. ВЗАМЕН ГОСТ 25346-82

4. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 145-88

5. Стандарт соответствует международному стандарту ИСО 286-1-88*

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.

* Текст документа соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.

7. ИЗДАНИЕ с Поправками (ИУС 1-91, 5-92)

Настоящий стандарт распространяется на гладкие элементы деталей, цилиндрические и ограниченные параллельными плоскостями, а также на образованные ими посадки и устанавливает термины, определения и условные обозначения, допуски и основные отклонения системы допусков и посадок для размеров до 3150 мм и любых линейных размеров, если они не установлены другими стандартами.

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Термины и определения

1.1.1. Размер — числовое значение линейной величины (диаметра, длины и т.п.) в выбранных единицах измерения.

1.1.2. Действительный размер — размер элемента, установленный измерением с допускаемой погрешностью.

1.1.3. Предельные размеры — два предельно допустимых размера элемента, между которыми должен находиться (или которым может быть равен) действительный размер (см. п.1.4).

1.1.4. Наибольший предельный размер — наибольший допустимый размер элемента (черт.1).

1.1.5. Наименьший предельный размер — наименьший допустимый размер элемента (черт.1).

1.1.6. Номинальный размер — размер, относительно которого определяются отклонения (черт.1 и 2).

1.1.7. Отклонение — алгебраическая разность между размером (действительным или предельным размером) и соответствующим номинальным размером.

1.1.8. Действительное отклонение — алгебраическая разность между действительным и соответствующим номинальным размерами.

1.1.9. Предельное отклонение — алгебраическая разность между предельным и соответствующим номинальным размерами. Различают верхнее и нижнее предельные отклонения.

1.1.10. Верхнее отклонение ES, es — алгебраическая разность между наибольшим предельным и соответствующим номинальным размерами (черт.2).

Примечание. ES — верхнее отклонение отверстия; es — верхнее отклонение вала.

1.1.11. Нижнее отклонение EI, ei — алгебраическая разность между наименьшим предельным и соответствующим номинальным размерами (черт.2).

Примечание. EI — нижнее отклонение отверстия; es — нижнее отклонение вала.

1.1.12. Основное отклонение — одно из двух предельных отклонений (верхнее или нижнее), определяющее положение поля допуска относительно нулевой линии. В данной системе допусков и посадок основным является отклонение, ближайшее к нулевой линии.

1.1.13. Нулевая линия — линия, соответствующая номинальному размеру, от которой откладываются отклонения размеров при графическом изображении полей допусков и посадок. Если нулевая линия расположена горизонтально, то положительные отклонения откладываются вверх от нее, а отрицательные — вниз (черт.2).

1.1.14. Допуск Т — разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или алгебраическая разность между верхним и нижним отклонениями (черт.2).

Примечание. Допуск — это абсолютная величина без знака.

1.1.15. Стандартный допуск IT — любой из допусков, устанавливаемых данной системой допусков и посадок.

Примечание. В дальнейшем в стандарте под термином «допуск» понимают «стандартный допуск».

1.1.16. Поле допуска — поле, ограниченное наибольшим и наименьшим предельными размерами и определяемое величиной допуска и его положением относительно номинального размера. При графическом изображении поле допуска заключено между двумя линиями, соответствующими верхнему и нижнему отклонениям относительно нулевой линии (черт.2).

1.1.17. Квалитет (степень точности) — совокупность допусков, рассматриваемых как соответствующие одному уровню точности для всех номинальных размеров.

1.1.18. Единица допуска i, I — множитель в формулах допусков, являющийся функцией номинального размера и служащий для определения числового значения допуска.

Примечание. i — единица допуска для номинальных размеров до 500 мм, I — единица допуска для номинальных размеров св. 500 мм.

1.1.19. Вал — термин, условно применяемый для обозначений наружных элементов деталей, включая и нецилиндрические элементы.

1.1.20. Отверстие — термин, условно применяемый для обозначения внутренних элементов деталей, включая и нецилиндрические элементы.

1.1.21. Основной вал — вал, верхнее отклонение которого равно нулю.

1.1.22. Основное отверстие — отверстие, нижнее отклонение которого равно нулю.

1.1.23. Предел максимума материала — термин, относящийся к тому из предельных размеров, которому соответствует наибольший объем материала, т.е. наибольшему предельному размеру вала или наименьшему предельному размеру отверстия.

Примечание. Применявшийся ранее термин «проходной предел» использовать не рекомендуется.

1.1.24. Предел минимума материала — термин, относящийся к тому из предельных размеров, которому соответствует наименьший объем материала, т.е. наименьшему предельному размеру вала или наибольшему предельному размеру отверстия.

Примечание. Применявшийся ранее термин «непроходной предел» использовать не рекомендуется.

1.1.25. Посадка — характер соединения двух деталей, определяемый разностью их размеров до сборки.

1.1.26. Номинальный размер посадки — номинальный размер, общий для отверстия и вала, составляющих соединение.

1.1.27. Допуск посадки — сумма допусков отверстия и вала, составляющих соединение.

1.1.28. Зазор — разность между размерами отверстия и вала до сборки, если размер отверстия больше размера вала (черт.3).

1.1.29. Натяг — разность между размерами вала и отверстия до сборки, если размер вала больше размера отверстия (черт.4).

Примечание. Натяг можно определять как отрицательную разность между размерами отверстия и вала.

1.1.30. Посадка с зазором — посадка, при которой всегда образуется зазор в соединении, т.е. наименьший предельный размер отверстия больше наибольшего предельного размера вала или равен ему. При графическом изображении поле допуска отверстия расположено над полем допуска вала (черт.5).

1.1.31. Посадка с натягом — посадка, при которой всегда образуется натяг в соединении, т.е. наибольший предельный размер отверстия меньше наименьшего предельного размера вала или равен ему. При графическом изображении поле допуска отверстия расположено под полем допуска вала (черт.6).

1.1.32. Переходная посадка — посадка, при которой возможно получение как зазора, так и натяга в соединении, в зависимости от действительных размеров отверстия и вала. При графическом изображении поля допусков отверстия и вала перекрываются полностью или частично (черт.7).

1.1.33. Наименьший зазор — разность между наименьшим предельным размером отверстия и наибольшим предельным размером вала в посадке с зазором (черт.8).

1.1.34. Наибольший зазор — разность между наибольшим предельным размером отверстия и наименьшим предельным размером вала в посадке с зазором или в переходной посадке (черт.8 и 9).

1.1.35. Наименьший натяг — разность между наименьшим предельным размером вала и наибольшим предельным размером отверстия до сборки в посадке с натягом (черт.10).

1.1.36. Наибольший натяг — разность между наибольшим предельным размером вала и наименьшим предельным размером отверстия до сборки в посадке с натягом или в переходной посадке (черт.9 и 10).

1.1.37. Посадки в системе отверстия — посадки, в которых требуемые зазоры и натяги получаются сочетанием различных полей допусков валов с полем допуска основного отверстия (черт.11).

1.1.38. Посадки в системе вала — посадки, в которых требуемые зазоры и натяги получаются сочетанием различных полей допусков отверстий с полем допуска основного вала (черт.12).

Источник

Допуски и посадки в машиностроении — виды, обозначение и принципы построения единой системы

Понятие о допусках

Допуском называется разность между максимально и минимально допустимыми размерами детали. При изготовлении любого изделия добиться точного размера невозможно. Этого не позволяет оборудование. Кроме того, нет приборов, какие могли бы измерить габарит с большой точностью. Но часто в этом нет надобности. Детали, изготовленные с погрешностью, тоже можно использовать. Главное, чтобы их размеры не вышли за допустимые пределы.

Все зависит от поставленной задачи. Для сложных приборов, используемых в метрологии, требуется качественное изготовление комплектующих. Простые изделия, такие как чайники или кастрюли, выполняются с меньшей точностью.

Существующие термины

В машиностроении применяется ряд терминов, характеризующих размер детали. На основании материала из учебных пособий они носят следующие названия:

  1. Номинальная величина. Нулевая линия, относительно которой идет отсчет отклонений.
  2. Действительная величина. Реальный размер детали с учетом погрешности изготовления.
  3. Верхнее отклонение. Разность между верхней допустимой величиной изделия и номиналом.
  4. Нижнее отклонение. Разность между нижним допустимым размером и номиналом.

Во время проектирования изделий необходимо пользоваться стандартными таблицами допусков и посадок, которые есть в учебниках или справочной литературе.

Варианты посадок

Под определением посадки понимается характер сопряжения двух деталей. Такое сочленение бывает 3 типов:

  1. С зазором. В этом случае охватывающая поверхность больше охватываемой. Зазор формируется благодаря тому, что нижнее отклонение отверстия больше верхнего у вала.
  2. С натягом. Охватывающая поверхность отверстия меньше охватываемой вала. Формируемое соединение образует прочное соединение, которое просто не разъединяется.
  3. Переходные. При таком соединении сочленение между деталями идет с легким натягом.

Все виды посадок в машиностроении находят свое применение. Когда нужно добиться жесткого соединения, чтобы одна деталь не вращалась относительно другой, применяется натяг. Иногда и этого бывает недостаточно. Для усиления прочности соединения части конструкции предварительно подвергаются нагреву. Образуемая посадка называется горячепрессовой.

Система отверстия и вала

На основании стандартов ЕСДП посадки могут проходить в двух системах. Они имеют свои особенности:

  1. Система отверстия. При формировании сочленения отверстие остается величиной постоянной, а под него подгоняется вал.
  2. Система вала. В этом случае размер вала остается величиной постоянной, под него формируется отверстие.

При изготовлении конструкций чаще применяется система отверстия. Связано это с облегченным процессом измерения наружной поверхности вала. Для этого существует специальный измерительный инструмент.

Система вала используется при изготовлении подшипников. Их наружная поверхность является основной, под нее подгоняются посадочные обоймы.

Квалитеты точности

Степень точности на каждый номинальный размер можно определить по квалитетам. Если перечислить количество, то их насчитывается 19. Все они сведены в таблицу. С возрастанием номинальных размеров идет расширение поля допуска. Связано это с тем, что изготовить деталь большого размера с жестким допуском сложнее, чем маленькую. Квалитеты обозначаются латинскими буквами:

  1. В системе отверстия используется дробное обозначение. В числителе ставится буква Н. Она означает основное отверстие. Рядом располагается номер квалитета. В знаменателе пишутся прописные латинские буквы с номером квалитета. Они означают отклонение вала. Например, H7/f6.
  2. В системе вала. В знаменателе стоит буква h с номером квалитета. Она означает, что вал является основным. В числителе ставятся заглавные латинские буквы с номером квалитета. Они обозначают отклонение отверстия. Например, R7/h6.

Такая унификация значительно облегчает работу конструкторов в процессе проектирования ими сложных изделий.

При обозначении посадок на чертежах одних буквенных обозначений недостаточно. Рабочий, изготавливающий деталь, должен видеть величину допусков, поэтому рядом с буквами ставятся цифры верхних и нижних отклонений. Все данные берутся из справочника.

Допуски и посадки составляют отдельный предмет в учебных заведениях. Студенты и ученики пишут рефераты по теме, которые потом зачитывают в классах или аудиториях.

Источник

Допуски и посадки таблица для системы вал

Числовые значения предельных отклонений размеров отверстий для предпочтительных полей допусков указаны в таблице 7, размеров валов — в таблице 8.

При соединении двух деталей образуется посадка, определяемая разностью их размеров до сборки, т. е. величиной получающихся зазоров или натягов в соединении. Посадка характеризует свободу относительного перемещения соединяемых деталей или степень сопротивления их взаимному смещению.

Различают посадки с зазором, с натягом и переходные, когда возможно получение как зазора, так и натяга.

Зазор — разность размеров отверстия и вала, если размер отверстия больше размеров вала. Натяг — разность размеров и отверстия до сборки, если размер вала больше размера отверстия.

Посадки должны назначаться предпочтительно в системе отверстия. Систему вала следует применять только в тех случаях, когда это оправдано конструктивными или экономическими условиями, например для получения разных посадок у нескольких деталей с отверстиями на одном гладком валу.

Обозначение посадки образуется сочетанием обозначений полей допусков соединяемых отверстия и вала, которое указывают после номинального размера соединяемых элементов, начиная с отверстия, по типу:

Пример обозначения посадки в системе отверстия:

Пример обозначения посадки в системе вала:

Таблица7: Предельные отклонения отверстий при номинальных размерах от 1 до 500 мм (система отверстия)

Интервал размеров, мм Предпочтительные поля допусков
H7 J s 7 K7 N7 P7 F8 H8 E9 H9 H11
Предельные отклонения, мкм
от 1 до 3 +10
+5
-5
0
-10
-4
-14
-6
-16
+20
+6
+14
+39
+14
+25
+60
Св. 3 до 6 +12
+6
-6
+3
-9
-4
-16
-8
-20
+28
+10
+18
+50
+20
+30
+75
Св. 6 до 10 +15
+7
-7
+5
-10
-4
-19
-9
-24
+35
+13
+22
+61
+25
+36
+90
Св. 10 до 18 +18
+9
-9
+6
-12
-5
-23
-11
-29
+43
+16
+27
+75
+32
+43
+110
Св. 18 до 30 +21
+10
-10
+6
-15
-7
-28
-14
-35
+53
+20
+33
+92
+40
+52
+130
Св. 30 до 50 +25
+12
-12
+7
-18
-8
-33
-17
-42
+64
+25
+39
+112
+50
+62
+160
Св. 50 до 80 +30
+15
-15
+9
-21
-9
-39
-21
-51
+76
+30
+46
+134
+60
+74
+190
Св. 80 до 120 +35
+17
-17
+10
-25
-10
-45
-24
-59
+90
+36
+54
+159
+72
+87
+220
Св. 120 до 180 +40
+20
-20
+12
-28
-12
-52
-28
-68
+106
+43
+63
+185
+85
+100
+250
Св. 180 до 250 +46
+23
-23
+13
-33
-14
-60
-33
-79
+122
+50
+72
+215
+100
+115
+290
Св. 250 до 315 +52
+26
-26
+16
-36
-14
-66
-36
-88
+137
+56
+81
+240
+110
+130
+320
Св. 315 до 400 +57
+28
-28
+17
-40
-16
-73
-41
-98
+151
+62
+89
+265
+125
+140
+360
Св. 400 до 500 +63
+31
-31
+18
-45
-17
-80
-45
-108
+165
+68
+97
+290
+135
+155
+400
Таблица8: Предельные отклонения валов при номинальных размерах от 1 до 500 мм (система отверстия)

Интервал размеров, мм предпочтительные поля допусков
g6 h6 js6 k6 n6 p6 r6 s6 f7 h7 e8 h8 d9 h9 d11 h11
Предельные отклонения, мкм
от 1 до 3 -2
-8
0
-6
+3
-3
+6
+10
+4
+12
+6
+16
+10
+20
+14
-6
-16
0
-10
-14
-28
0
-14
-20
-45
0
-25
-20
-80
0
-60
Св. 3 до 6 -4
-12
0
-8
+4
-4
+9
+1
+16
+8
+20
+12
+23
+15
+27
+19
-10
-22
0
-12
-20
-38
0
-18
-30
-60
0
-30
-30
-105
0
-75
Св. 6 до 10 -5
-14
0
-9
+4,5
-4,5
+10
+1
+19
+10
+24
+15
+28
+19
+32
+23
-13
-28
0
-15
-25
-47
0
-22
-40
-76
0
-36
-40
-130
0
-90
Св. 10 до 18 -6
-17
0
-11
+5,5
-5,5
+12
+1
+23
+12
+29
+18
+34
+23
+39
+28
-16
-34
0
-18
-32
-59
0
-27
-50
-93
0
-43
-50
-160
0
-110
Св. 18 до 30 -7
-20
0
-13
+6,5
-6,5
+15
+2
+28
+15
+35
+22
+41
+28
+48
+35
-20
-41
0
-21
-40
-73
0
-33
-65
-117
0
-52
-65
-195
0
-130
Св. 30 до 50 -9
-25
0
-16
+8,0
-8,0
+18
+2
+33
+17
+42
+26
+50
+34
+59
+43
-25
-50
0
-25
-50
-89
0
-39
-80
-142
0
-62
-80
-240
0
-160
Св. 50 до 65 -10
-29
0
-19
+9,5
-9,5
+21
+2
+39
+20
+51
+32
+60
+41
+72
+53
-30
-60
0
-30
-60
-106
0
-46
-100
-174
0
-74
-100
-290
0
-190
Св. 65 до 80 +62
+43
+78
+59
Св. 80 до 100 -12
-34
0
-22
+11
-11
+25
+3
+45
+23
+59
+37
+73
+51
+93
+71
-36
-71
0
-35
-72
-126
0
-54
-120
-207
0
-87
-120
-340
0
-220
Св. 100 до 120 +76
+54
+101
+79
Св. 120 до 140 -14
-39
0
-25
+12,5
-12,5
+28
+3
+52
+27
+68
+43
+88
+63
+117
+92
-43
-83
0
-40
-85
-148
0
-63
-145
-245
0
-100
-145
-395
0
-250
Св. 140 до 160 +90
+65
+125
+100
Св. 160 до 180 +93
+68
+133
+108
Св. 180 до 200 -14
-44
0
-29
+14,5
-14,5
+33
+4
+60
+31
+79
+50
+106
+77
+151
+122
-50
-96
0
-46
-100
-172
0
-72
-170
-285
0
-115
-170
-460
0
-290
Св. 200 до 225 +109
+80
+159
+130
Св. 225 до 250 +113
+84
+169
+140
Св. 250 до 280 -17
-49
0
-32
+16,0
-16,0
+36
+4
+66
+34
+88
+56
+126
+94
+190
+158
-56
-108
0
-52
-110
-191
0
-81
-190
-320
0
-130
-190
-510
0
-320
Св. 280 до 315 +130
+98
+202
+170
Св. 315 до 355 -18
-54
0
-36
+18,0
-18,0
+40
+4
+73
+37
+98
+62
+144
+108
+226
+190
-62
-119
0
-57
-125
-214
0
-89
-210
-350
0
-140
-210
-570
0
-360
Св. 355 до 400 +150
+114
+244
+208
Св. 400 до 450 -20
-60
0
-40
+20,0
-20,0
+45
+5
+80
+40
+108
+68
+166
+126
+272
+232
-68
-131
0
-63
-135
-232
0
-97
-230
-385
0
-155
-230
-630
0
-400
Св. 450 до 500 +172
+132
+292
+252

ГОСТ 25670—83 (СТ СЭВ 302—76) устанавливает предельные отклонения размеров гладких элементов деталей машин и приборов, если эти отклонения не указываются непосредственно у размеров, а оговариваются общей записью.

Неуказанные предельные отклонения линейных размеров, кроме радиусов закруглений и фасок, должны назначаться одним из двух способов:

  1. по квалитетам, приведенным в ГОСТ 25346—82 и ГОСТ 25348—82: для номинальных размеров менее 1 мм — квалитеты 11—13; для номинальных размеров от 1 до 10 000 мм — квалитеты 12—17;
  2. по классам точности ГОСТ 25670—83, которые условно называются точный, средний, грубый и очень грубый. Допуски по классам точности обозначаются буквой t с индексом 1, 2, 3 и 4 для классов точности соответственно точного, среднего, грубого и очень грубого (t 1 t 2 , t 3 , t 4 ).

Предельные отклонения размеров различных элементов, оговариваемые в одной общей записи, должны быть одинакового уровня точности (одного квалитета или соответствующего ему класса точности). Квалитеты 11 (при размерах менее 1 мм) и 12 соответствуют точному классу точности, квалитеты 13 и 14 — среднему, квалитеты 15 и 16 — грубому, квалитет 17 — очень грубому.

Неуказанные предельные отклонения размеров, получаемых обработкой резанием, предпочтительно назначать по квалитету 14 или среднему классу точности.

Общая запись неуказанных предельных отклонений размеров различных элементов в технических требованиях должна состоять из сочетаний, приведенных в таблице 10.

Допускается общей записью оговаривать неуказанные симметричные предельные отклонения по квалитетам ±1Т/2.

Числовые значения симметричных предельных отклонений линейных размеров по классам точности приведены в таблице 11, односторонних отклонений — в таблице 12.

Числовые значения неуказанных предельных отклонений углов приведены в таблице 13, предельных отклонений радиусов закруглений и фасок — в таблице 14. Неуказанные предельные отклонения углов, радиусов закруглений и фасок устанавливают в зависимости от квалитета или класса точности неуказанных предельных отклонений размеров (углов или линейных размеров соответственно).

Источник

Читайте также:  Периоды детского возраста и физические характеристики