Меню

Экологическая безопасность жилища

Экологическая безопасность жилища

Ю. А. Табунщиков, президент НП «АВОК», профессор, член-корреспондент РААСН

Современное понятие «Микроклимат помещения» является явно недостаточным, чтобы оценить влияние окружающей среды помещения на организм человека. В большей степени влиянию внутренней среды жилища на человека отвечает понятие «Экология жилища». Экология – от греч. o’ikos – жилище, местопребывание и . логия. Часто экологию определяют также как науку о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой.

В данной статье автор не ставит цель дать исчерпывающее понимание «экологии жилища», так как, во-первых, эта наука находится в начальной стадии своего развития, во-вторых, в рамках отдельной статьи нет возможности изложить современные достижения в этой области. Цель статьи – привлечь внимание специалистов в области отопления, вентиляции, кондиционировании воздуха к проблеме экологической безопасности жилища, которая является особо актуальной для помещений многоэтажных зданий современного массового строительства. Например, в одном из районных судов Москвы на один день было назначено слушанье по 14 искам, связанным с плохой вентиляцией в доме.

По результатам изучения Национального института по безопасности жилья и здоровья США, 2002 год: «Один миллион зданий в США имеет плохое качество внутреннего воздуха, в результате чего снижается производительность труда, и величина этих потерь достигает 60 миллиардов долларов в год. Более половины проблем с качеством внутреннего воздуха связаны с непрофессионализмом в проектировании систем вентиляции и кондиционирования воздуха».

До середины XX века общепринятым мнением было, что люди являются главным источником загрязнения в жилых помещениях. К биологическим выделения человека относят выделение углекислого газа, влаги и выделение тысячи химических веществ в крайне малых концентрациях, трудно измеримых даже с использованием современной сложной химической техники. Поэтому необходимо было осуществить вентиляцию помещений, чтобы разбавить биологические выделения до уровня, когда качество воздуха воспринимается как приемлемое. В последние сорок лет специалисты установили, что в помещениях, помимо людей, существует много других источников загрязнения. Строительные материалы, мебель, ковры, электронное оборудование и даже системы отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха сами являются загрязнителями. Вот почему один и тот же расход приточного воздуха в расчете на человека в одних случаях обеспечивает хорошее качество внутреннего воздуха, в других случаях – среднее, а в третьих случаях – катастрофически низкий уровень качества внутреннего воздуха.

Следовательно, необходимый расход вентиляционного воздуха должен рассчитываться с учетом всех известных загрязнителей воздуха. Интересная мысль с точки зрения энергосбережения: помещения с хорошей мебелью из дерева, с натуральными шерстяными коврами, с минимумом синтетических изделий и электронного оборудования имеют меньше источников загрязнений. В этом случае расход вентиляционного воздуха может быть уменьшен и сокращены затраты энергии на его подогрев.

Введем понятие «экология жилища», которое будет включать в себя «микроклимат помещения» плюс «загрязняющие факторы».

Микроклимат помещения – состояние внутренней среды помещения, характеризуемое следующими показателями: температурой воздуха, радиационной температурой, скоростью движения и относительной влажностью воздуха.

Загрязняющие факторы – комплекс выделений и воздействий вредных для состояния организма человека.

К вредным для состояния организма человека выделениям будем относить газообразные (например, табачный дым, формальдегиды) и биологические (например, бактерии легионеллы).

К вредным для состояния организма человека воздействиям будем относить радиационные, электромагнитные, звуковые воздействия и т. п.

В данной статье будем рассматривать только те загрязняющие факторы, уровень которых может регулироваться системой вентиляции или выбором строительных материалов и конструкций.

1. Газообразные загрязнители

включают в себя запахи от людей, углекислый газ, продукты курения, формальдегиды, газ радон и др.

Наиболее опасным для здоровья людей среди них считаются формальдегиды и газ радон.

Формальдегид – это бесцветный газ с резким запахом.

Основными источниками формальдегида в жилых помещениях являются изделия из древесно-стружечных плит, а также пенопластовая уреаформальдегидная теплоизоляция, устанавливаемая в стеновых полостях. Ковры, занавески и обивка мебели также могут быть источниками формальдегида. Обычно изделия выделяют формальдегид в виде газа, пока они еще новые; со временем его выделение уменьшается. Малые концентрации в воздухе могут вызывать раздражение глаз, носа и горла, возможно, чиханье, кашель, повышенное слезоотделение.

При более высоких концентрациях газ может вызывать ощущение тошноты и одышку.

Формальдегид внесен в список достоверно канцерогенных веществ, обладает хронической токсичностью, негативно воздействует на наследственную генетическую и хромосомную мутацию, репродуктивные органы, раздражаетслизистые оболочки глаз, горла, верхних дыхательных путей, вызывает головную боль и тошноту.

Газ радон – это радиоактивный газ, который встречается в природе. Известно, что в большинстве случаев основная часть содержащегося в помещениях радона поступает в них из грунтового основания здания. Интенсивность выделения радона из грунта зависит от большого числа разнородных факторов и в общем определяется местными геологическими, геофизическими, гидрогеологическими и другими условиями.

Радон попадает в здание через:

• Трещины в основании пола по грунту.

• Трещины в стенах подвалов.

• Щели в междуэтажных перекрытиях.

• Трещины в стенах.

• Щели вокруг труб.

• Воздушные прослойки в стенах.

Чем опасен радон?

Газ радон невозможно увидеть, почувствовать его запах и вкус.

Известным эффектом является рак легкого.

В США от рака легкого ежегодно умирает примерно 120 000 человек.

Минздрав Российской Федерации установил следующие контрольные уровни радона в жилищах:

• Для существующих жилищ – не более 200 Бк/м 3 .

• Во вновь строящихся домах – не более 100 Бк/м 3 .

Если не удается снизить концентрацию радона ниже 400 Бк/м 3 , решается вопрос о переселении жильцов.

При обследовании квартир и офисов в США, Англии, Швеции и иных странах были выявлены концентрации радона, превышающие предельно допустимые для работников урановых рудников.

В соседних с нами странах – Швеции и Финляндии были обнаружены дома с концентрацией радона в тысячи раз превышающие его содержание в наружном воздухе.

К сожалению, в обществе существует недопонимание радоновой опасности или, во всяком случае, ее игнорирование как проблемы социального значения.

2. Биологические загрязнители

включают в себя плесень (разновидность грибов) и бактерии, например, легионеллы.

Плесень обычно возникает в плохо вентилируемых жилых помещениях. Плесневые грибы распространяются за счет выброса в воздух миллионов крошечных спор. Грибы присутствуют во всех жилых помещениях, но их споры достигают значительного количества там, где их росту способствуют сырость и влажность. Переносимые по воздуху споры плесени могут вызывать у чувствительных к ним людей аллергические реакции, сходные с сенной лихорадкой или астмой.

Бактерии легионеллы были впервые описаны в 1976 году в Филадельфии как болезнь легионеров. В гостинице, где происходил съезд Американского легиона, возникла вспышка пневмонии. Специалисты из Центра по контролю заболеваемости обнаружили в легких умерших ее возбудителя – грамотрицательную аэробную бактерию, названную Legionella pneumophila. Легионеллы широко распространены во всем мире, это часть естественной флоры многих водоемов как естественных, так и искусственных.

Бактерии легионеллы найдены в обычной теплой водопроводной воде и ваннах-джакузи в спа-салонах. Опасным разносчиком бактерии легионеллы в жилых помещениях могут явиться системы кондиционирования воздуха в тех частях, где вода в установке кондиционирования контактирует с приточным воздухом. Для того чтобы человек заразился, ему достаточно вдохнуть возбудителя, находящегося в водном аэрозоле душа, потока воздуха из кондиционера, различных фонтанов и фонтанчиков.

3. радиационные излучения в помещении

К вредным для состояния организма человека воздействиям относятся радиационные излучения в помещении.

Радиационная обстановка складывается из естественного радиационного фона и излучения объектов, созданных человеком.

• Здание может быть построено с использованием радиоактивных материалов или находится в районах с интенсивным природным выделением радионуклидов.

• Природный фон обусловлен космическим излучением и радиоактивными источниками, входящими в состав вещества Земли.

• Удельная эффективная активность (Аэфф) естественных радионуклидов в строительных материалах, добываемых на их месторождениях, не должна превышать для материалов, используемых во вновь строящихся жилых и общественных зданиях, 370 Бк/кг.

Изучение совместного воздействия на организм человека перечисленных выше загрязняющих факторов и показателей микроклимата сформировало новое научное направление, которое получило название «синдром больного здания» (Sick Building Syndrome). «Синдром больного здания» имеет место в тех случаях, когда показатели «экологии жилища» превышают допустимые гигиенистами значения. В настоящее время этому научному направлению посвящаются многочисленные международные научные конференции.

«Синдром больного здания» проявляется у проживающих в нем людей в виде проблем с дыханием, затем – болей в суставах, бессонницы. Симптомы могут напоминать грипп, но этот вялотекущий «грипп» продолжается неделями, месяцами, годами. Постепенно разрушается иммунная система.

Читайте также:  Классификация течений в Мировом океане

• Раздражение слизистой носа/заложенность носа/насморк.

• Сухость кожи рук.

• Хрипота или сухость во рту.

• Покраснение/сухость кожи лица.

• Ощущение тяжести в голове.

• Перхоть на голове или мочках ушей.

Причина – плохие показатели «экологии жилища».

«Ежедневно около 5 тысяч человек умирает от плохого качества внутреннего воздуха».

П. Оле Фангер, Международная конференция по архитектуре и качеству окружающей среды, Тяньжань, Китай, 13 мая 2004 года.

К сожалению, в настоящее время нет возможности инструментального измерения большинства загрязнителей, как и нет возможности инструментального измерения экологической безопасности жилища. Замечательные и оригинальные работы проф. П. Оле Фангера по созданию методов оценки качества внутреннего воздуха на основе восприятия этого качества группой специально подготовительных людей (очевидная аналогия – дегустация пищи), получившие широкую известность и признанные во всем мире, в то же время не стали основой нормативных документов, связанных с расчетом необходимого вентиляционного воздухообмена. Особую опасность представляет экологическая обстановка в помещениях многоэтажных зданий современного массового строительства с естественной вентиляцией. Здесь и дешевые строительные материалы, и мебель на основе клеевых древесностружечных материалов с обивкой из синтетических тканей, и пластиковые покрытия полов, и газовые плиты и т. д.

Вопрос «быть или не быть» экологически безопасному жилищу в таких зданий относится не только к специалистам, он требует проявления определенной гражданской позиции от руководителей, принимающих решения: это связано со здоровьем людей.

Во введении к Стандарту ASHRAE 62–1989 «Ventilation for Acceptable Indoor Air Quality», который рассматривается как крупное мировое достижение в области нормирования вентиляционного воздухообмена, указывается: «В настоящее время невозможно создать стандарт, который обеспечит допустимое качество воздуха в помещениях для всех пользователей в любых условиях».

Очевиден дефицит знаний!

По нашему мнению, первоочередными оперативными мероприятиями по повышению экологической безопасности жилища должны быть следующие три:

1. Создание стандарта по паспортизации систем вентиляции. Проведение паспортизации систем вентиляции.

2. Создание стандарта по оценке «здоровья здания». Провести натурную оценку «здоровья зданий».

3. Оценка экологической безопасности отделочных материалов, мебели, компьютеров, ковровых покрытий и т. д. Разработка рекомендаций по выбору экологически безопасного оборудования, отделочных материалов, мебели и т. д.

Источник

Экология жилища человека: источники загрязнения и влияние на здоровье

Квартира, дом или другой вид жилища – экосистема. Главное звено в ней – человек. Он взаимодействует с элементами: влияет на них и попадает под их влияние. Поддержание здоровья начинается с комфортных условий. Комфорт основывается на чистоте окружающей среды. Экология жилища заслуживает особого внимания специалистов.

Что такое экологически чистый дом?

Экологически чистый дом – это образ жизни. Для описания жилища человека как искусственной экосистемы учитывается микроклимат, расположение дома, строительные материалы, систему вентиляции, освещенность. Дом – это надежная крепость, укрытие от неблагоприятных факторов окружающей среды.

Однако само жилище может негативно сказываться на человеке, ведь с течением времени в каждом помещении накапливаются вредные химические соединения, патогенные организмы. Борьбу с источниками надо начинать как можно скорее. Для этого надо изучить основы экологически чистого жилья.

Как обеспечить экологическую безопасность дома?

Современная экология заставляет задумываться человека о путях решения проблемы. Создание благоприятной экологии жилища стало приоритетным направлением.

Комнатные растения очищают воздух

Растения быстрее всех живых существ реагируют на негативные изменения, происходящие вокруг. Приспосабливаясь к окружающей обстановке они направляют свои силы на создание благоприятных, комфортных условий.

Цветы способствуют детоксикации вредных компонентов. Некоторые из них, взаимодействуя с цитоплазмой растительных клеток, становятся неактивными, разрушаются. Оставшиеся являются ценным питательным компонентом для цветов. Крупногабаритные цветы, деревья очищают от 3 до 10 раз быстрее и эффективнее. Однако, чтобы цветы эффективно очищали воздух, важно обеспечить благоприятные условия. Позаботьтесь о температуре, влажности, освещенности.

Технические средства очистки воздуха

Проветривание помещения – мероприятие, которое рекомендуется проводить регулярно для поддержания экологии жилища. Если такая возможность отсутствует, то можно использовать технические средства.

Популярны системы кондиционирования и вентиляции. Бытовой кондиционер не самое эффективное средство для очистки . Его основная задача – регуляция температуры, а очистка производится посредством противопылевого фильтра. Воздух, проходящий через кондиционер, циркулирует по замкнутому кругу, а притока свежего нет. Очистки от газов и вредных испарений нет.

Система вентиляции эффективнее. Через нее поступает свежий воздух, который может предварительно подогреваться или охлаждаться. Очистка от пыли производится пористым бумажным или текстильным фильтром. Однако, как и с кондиционером, система не очищает от газов, паров. С ними борются сорбционные фильтры (к примеру, активированный уголь). Такие фильтры требуют регулярной замены. После очистки им воздуха требуется ионизация.

Эффективный метод борьбы с пылью и газами – озонирование. Метод требует строгого соблюдения правил безопасности.

Загрязнители воздуха в жилище

Знание загрязнителей направляет человека на исправление ошибок, допущенных изначально. Выделяется 4 категории, влияющие на экологию жилища.

Строительные и отделочные материалы

Источниками загрязненного воздуха являются стройматериалы. Обои, напольное покрытие, лакокрасочные средства, потолочные панели превращают жилое помещение в газовую камеру. Они опасны из-за того, что выделяют фенол, формальдегид, эфиры карбоновых кислот.

Формальдегид – газ, выделяющийся из полимерных материалов. Измерения проведенные в квартирах указывают на высокий уровень концентрации формальдегида. Значения колеблются в рамках от 0,5 мг/м3 до 2,8 мг/м3. Это выше норматива в естественной среде. Рекомендуемый уровень для жилища не превышает установленной нормы 0,1-0,12 мг/м3.

Это вещество вызывает аллергические реакции, нарушения со стороны слизистых оболочек, конъюнктивит и другие неприятные опасные заболевания.

Асбест заслужил внимание своими электро- и тепло- изоляционными свойствами. Он продается в виде асбоцемента, виниласбестовых материалов и т.д. Волокна этого вещества, попадая в легкие человека, представляет угрозу здоровью. Он длительное время не растворяется, что в итоге вызывает рак легких.

Исследования американских ученых показали, что свинцовые белила тоже негативно сказываются на здоровье. Они вызывают нарушения психологического и эмоционального фона человека, а также умственные отклонения при развитии малыша.

Выбирая строительные материалы, обратите внимание на лицензию и сертификат качества. Это свидетельство о прохождении строгого экологического контроля.

Технические и технологические системы жилища

Газоснабжение, канализация, водопровод – удобства, без которых сложно представить жилище. Кухонные плиты, электрические нагреватели, газовые холодильники – источники оксида азота. Он является причиной болезней легких и дыхательных путей.

Система городского водоснабжения и водоотведения становятся источниками для бактерий и микроорганизмов, которые влияют на здоровье.

Человек и его деятельность

Животные, насекомые, бактерии, человек тоже являются весомым источником загрязнения окружающей среды. В процессе жизнедеятельности выделяется много токсичных веществ и соединений.

Обогревательные элементы, автомобильные выхлопные газы образуют оксид и моноксид углерода. При накоплении этих газов снижается работоспособность, появляются головные боли, нарушается кровообращение. При достижении пиковых значений эти соединения становятся причиной летального исхода.

Запахи в жилом доме – отдельная проблема. Они не означают присутствие токсичных веществ, однако, становятся причиной негативных эмоций. Это приводит к развитию стрессовых и депрессивных состояний.

Табачный дым – распространенный источник загрязнения жилья. Он становится причиной неприятного запаха, переносит алюминий, свинец.

Важно поддержание уровня влажности . Она варьируется в пределах 40-50%. В противном случае развиваются бронхолегочные заболевания, нарушается работа слизистых оболочек. При превышении уровня развиваются плесень, грибки, прочие патогенные микроорганизмы. Они представляют угрозу человеческому здоровью.

Бытовые предметы и бытовая химия

К этой категории относятся:

  • растворы для стирки, полоскания одежды;
  • растворы для ухода за мебелью;
  • средства для мытья полов;
  • жидкость для мытья посуды;
  • средства для ухода за домашней утварью.

Они прочно вошли в жизнь человека. По составу они разные, но все негативно сказываются на здоровье. Перед использованием рекомендуется изучить инструкцию.

Экология жилища – сфера требующая постоянного, внимательного изучения. Внедрение новых технологий ведет к загрязнению окружающей среды и жилища. Поэтому, требуется изменение подхода к созданию и поддержанию комфортных условий в жизни человека.

Этапы утилизации кондиционеров и регулирование законом

Влияние загрязнения атмосферы на здоровье человека и окружающую среду

Причины возникновения экологических проблем в больших городах

4 метода очистки сточных вод от нефтепродуктов

Загрязнение атмосферы выхлопными газами: влияние на человека и окружающую среду

Состав и утилизация отходов из выгребных ям

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу: источники и нормирование

Что относится к сооружениям механической и биологической очистки сточных вод?

Тепловое загрязнение окружающей среды: источники и последствия

Основные вещества и виды загрязнения биосферы

Читайте также:  Октябрьская революция 1917 года историческая справка

Естественное и антропогенное загрязнение атмосферы

Источник



ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДОМА

Экологическая безопасность жилища находится в прямой зависимости от качества окружающей среды урбанизированной территории, подвергаемой одновременному воздействию природных и техногенных факторов, включающих температурное, электромагнитное, радиоактивное, ультрафиолетовое, вибрационное, шумовое и химическое воздействие.

Качество внутренней среды зданий, степень ее экологической безопасности подвергается эмиссии загрязнений, проникающих в помещения с наружным атмосферным воздухом, а также является следствием миграции токсичных ингредиентов во внутреннюю среду из стеновых и отделочных материалов, особенно полимерных. Особую опасность экологии внутренних помещений представляют строительные материалы, добываемые и перерабатываемые в экологически загрязненных регионах, классифицируемых как зоны экологического бедствия. На западе существует даже такое понятие, как «синдром больных зданий».

Внутренняя среда помещений испытывает антропогенную нагрузку от продуктов неполного сгорания сетевого и баллонного газа, от использования предметов домашнего обихода и предметов бытовой химии, а также от выделения токсичных веществ из мебели, содержащей фенолы, формальдегид и другие опасные соединения.

Система показателей экологической безопасности жилых зданий должна учитывать комплекс факторов окружающей среды, включающей микроклимат, воздушный, ветровой, шумовой, вибрационный, радиационный, электромагнитный режим, действующие в различных климатических зонах. Неблагоприятные экологические факторы жилища могут быть подразделены на две основные группы:

• являющиеся непосредственными причинами возникновения ряда специфических заболеваний;

• способствующие созданию условий для развития специфических заболеваний.

Ряд факторов практически всегда вызывает заболевания. К ним можно отнести применение строительных материалов, включающих асбест, формальдегид, применение в ходе эксплуатации жилых помещений некоторых лакокрасочных материалов, предметов бытовой химии, являющихся аллергенами.

До настоящего времени недостаточно изученным остается вопрос формирования качества воздушной среды во внутренних помещениях жилых зданий и взаимозависимость качества наружного и внутреннего воздуха в различных городах России. Исследованиями установлено, что в воздухе жилых зданий одновременно может присутствовать более 100 летучих химических веществ и соединений, в том числе относящихся к 1- и 2-му классу опасности: углеводороды, эфиры, спирты, аэрозоли свинца, ртути, кадмия, цинка, никеля, хрома и других металлов.

Новые стеновые и отделочные материалы, изготовленные с применением химических добавок, являются источником загрязнения окружающей среды токсичными веществами. В промышленности строительных материалов находят применение гальванические шламы различных производств. Их используют при изготовлении бетона. Металл, находящийся в гальваношламе, в процессе эксплуатации жилого здания может поступить в воздушную среду помещения и представлять опасность для здоровья человека.

Экологическая безопасность жилых зданий может быть обеспечена с помощью мер экологической безопасности при производстве строительных деталей и конструкций. Такими мерами следует признать введение экологической сертификации бетонов и их составляющих, цементных растворов и технологическую подготовку воды из поверхностных и подземных источников с целью удаления из нее тяжелых металлов, фенолов, нефтепродуктов и других загрязнений или отказаться от использования воды для изготовления строительных материалов при особо опасной (выше 100 ПДК) степени загрязнений.

Улучшение качества внутренней среды жилых зданий, обеспечение

необходимой степени экологической безопасности помещений может быть достигнуто с помощью архитектурно-планировочных решений,

конструктивных особенностей зданий повышенной этажности.

Использование экологических особенностей ландшафта,

специализированное озеленение придомовых территорий, фасадов и крыш зданий, регламентация использования искусственных материалов и токсикантов при строительстве и ремонте домов и квартир; частое проветривание помещения при длительном пребывании в нем человека, пользование очистительных фильтров специального назначения при употреблении питьевой воды — вот условия, способствующие экологической безопасности жилища.

Вопросы для самоконтроля Что такое экологическая безопасность жилища и от чего она зависит? Что представляет особую опасность для экологии внутренних помещений? Что такое «синдром больных зданий»? Перечислите комплекс факторов окружающей среды, входящих в систему показателей экологической безопасности жилых зданий. Назовите две группы неблагоприятных экологических факторов жилища и дайте их характеристику. Какие меры экологической безопасности при производстве строительных деталей и конструкций вы знаете? Каким образом можно улучшить качество внутренней среды жилых зданий?

Источник

Практическое занятие «Экология жилища»
план-конспект урока на тему

Кустышева Татьяна Алиевна

Что же такое экологическая безопасность?

В соответствии с Федеральным Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», принятом ГД в 1999 году, экологическая безопасность – это состояние защищенности среды жизнедеятельности человека от возможного негативного воздействия различных экологических факторов.

Всемирная организация здравоохранения обращает внимание на то, что чувствовать себя в абсолютной экологической безопасности нельзя даже в собственной квартире. В медицине сейчас даже появился новый диагноз: синдром больных зданий, а в санитарии и экологии — новая тема: экологическая безопасность жилища. Тема очень актуальна как для общества (2017 год – экологии), так и для для каждого человека, так как более 70% времени мы проводим в условиях закрытых помещений, которые не всегда отвечают требованиям экологической безопасности.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_ekologiya_zhilishcha.docx 43.13 КБ
ekologiya_zhilya.pptx 2.26 МБ

Предварительный просмотр:

«Мой дом – моя крепость»

Конспект открытого урока по дисциплине « Экология»

Преподаватель Кустышева Т.А.

Группа: 109/110 (специальность «Коммерция»)

Тема урока — Экология жилища

Тип урока: урок открытия нового знания

Вид урока: практическое занятие в форме самостоятельной работы с элементами дискуссии

Тема занятия: Экология жилища

— Изучение факторов окружающей среды, влияющих на экологию жилища и предложение рекомендаций по созданию экологически безопасной для человека среды обитания.

— развитие самостоятельности обучающихся

— создание условий для включения каждого обучающегося в активную учебно-познавательную деятельность

— формирование умений самостоятельно находить пути решения проблемы

— формирование экологической культуры

— воспитание бережного отношения к природе

— пропаганда здорового образа жизни

Оборудование: Мультмедиа, презентация по теме урока, раздаточный материал в виде статьи «Виды загрязнений жилья»

Технологии обучения (элементы):

Междисциплинарные связи : география – окружающая среда и факторы окружающей среды, экологические проблемы; экономика – затраты на создание благоприятной экологической среды жилища; санитария и гигиена – факторы среды, влияющие на здоровье человека; материаловедение – производство различных товаров и материалов.

1. Организационный аспект

2. Мотивационно-целеполагающий аспект

3. Деятельностный аспект

4. Содержательный аспект

5. Оценочно-рефлексивный аспект

6. Психологический аспект (рефлексия)

Приветствие обучающихся, проверка явки обучающихся, создание доброжелательной обстановки, психологический настрой на позитивную совместную деятельность

Приветствие, психологический настрой и переход от режима отдыха к режиму урока

2. Мотивационно-целеполагающий аспект

Обсуждение с обучающимися смысла афоризма «Мой дом – моя крепость».

Афоризм «Мой дом – моя крепость» принадлежит английскому правоведу Эдуарду Коку (Coke; 1552–1634). Появился он в его комментариях к той части средневекового английского права, в которой говорится о неприкосновенности жилища. С глубокой древности дом для человека был не только строением, в котором он стремился отдохнуть от трудов, укрыться от губительного холода, нестерпимого зноя или от насилия. Выражение «чувствовать себя как дома» указывает на удобство, свободу и защиту и безопасность человека в своем доме. В современных условиях с точки зрения экологии, как науки о доме — в этой фразе на первое место по важности выходит понятие экологической безопасности.

Что же такое экологическая безопасность?

В соответствии с Федеральным Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», принятом ГД в 1999 году, экологическая безопасность – это состояние защищенности среды жизнедеятельности человека от возможного негативного воздействия различных экологических факторов.

Преподаватель создает предпосылки для мотивации обучающихся, приводя примеры из повседневной жизни человека.

Итак, о каком же возможном негативном воздействии нас предупреждают?

Всемирная организация здравоохранения обращает внимание на то, что ч увствовать себя в абсолютной экологической безопасности нельзя даже в собственной квартире. Экологически грязные дома — это не фантазии учёных и специалистов, а реальный факт, от которого страдает множество людей. Нередко бывает так: человек возвращается домой, и его начинают донимать головные боли, насморк, першение в горле. Стоит выйти на свежий воздух, и все недомогания как рукой снимает. А дома снова отвратительное самочувствие, а то ещё ломота в суставах или бессонница. Когда всё это происходит регулярно и ни один врач не может помочь, причину нужно искать в экологии своего жилища. В медицине сейчас даже появился новый диагноз: синдром больных зданий, а в санитарии — новая тема: экологическая безопасность жилища.

Преподаватель озвучивает тему урока и заостряет внимание на актуальности данной темы для общества и каждого гражданина, подводя обучающихся к возможности сформулировать цели урока.

Итак, тема нашего занятия: «Экология жилища». Тема очень актуальна как для общества (2017 год – экологии), так и для для каждого человека, так как более 70% времени мы проводим в условиях закрытых помещений, которые не всегда отвечают требованиям экологической безопасности. Так какие же факторы оказывают влияние на климат внутри помещения?

Цель нашего занятия : изучение факторов окружающей среды, влияющих на экологию жилища и выработка рекомендаций по созданию экологически безопасной для человека среды обитания.

Для достижения этой цели, нам необходимо решить в ходе занятия несколько задач:

  1. Выделить виды загрязнений жилья
  2. Найти причины(источники) загрязнений
  3. Выработать рекомендации для улучшения экологического состояния жилья

Преподаватель озвучивает информацию о домашнем задании: (по возможности) совместно с родителями выявить виды загрязнений своего жилья и определить их причины.

Слушают преподавателя, принимают участие в обсуждении,

высказывают свое мнение.

Записывают тему урока и домашнее задание в рабочую тетрадь.

Совместно с преподавателем участвуют в формулировании цели урока.

Слушают и обсуждают задачи, которые необходимо решить в ходе урока

Записывают домашнее задание в тетрадь

Для определения имеющегося объема знаний по изучаемой теме, преподаватель проводит фронтальный экспресс-опрос:

1.Экология дома и безопасность? Как связаны эти понятия?

2. Насколько безопасны наши дома (квартиры) с точки зрения экологии?

3. Какие из экологических факторов оказывают наибольшее влияние на экологию жилья? (Солнце, воздух, вода. )

3.Может ли сам человек повлиять на экологическое состояние своего дома (квартиры)

Преподаватель обращает внимание на важность и актуальность поставленных перед обучающимися задач и мотивирует обучающихся на их решение. Преподаватель проводит инструктаж для выполнения обучающимися самостоятельной работы. Обучающимся предлагается материал научно-популярной статьи для самостоятельного ознакомления в мини-группах. Решение поставленных задач должно быть отражено в рабочей тетради в виде таблицы: (Приложение №1).Преподаватель дает дополнительные разъяснения по ходу работы, устраняет трудности при выполнении заданий, отвечает на вопросы обучающихся, возникающих в процессе работы над текстом статьи.

Обучающиеся слушают преподавателя, участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы преподавателя

Слушают инструктаж по выполнению самостоятельной работы

Приступают к самостоятельной работе по изучаемой теме.

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ В ХОДЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

ВИДЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ЖИЛЬЯ»

По данным экологов, домашний воздух в 4–6 раз грязнее и в 8–10 раз токсичнее уличного. При этом мы сами зачастую превращаем свою квартиру в газовую камеру.

КАКИЕ ВИДЫ ЗАГРЯЗНЕНИЙ, ПРИСУЩИ КВАРТИРАМ? ЭТО:

  • Биологическое загрязнение;
  • Химическое загрязнение;
  • Физическое загрязнение;

Данная разновидность загрязнения предусматривает собой загрязнение воздуха в квартире пылью, всевозможными бактериями, спорами плесневых грибов, вирусами и т.д.

Так, плесневые грибы начинают произрастать в помещениях с повышенной влажностью. Плесневые грибы (плесень) — это основная причина возникновения аллергии, однако их вредное воздействие на здоровье человека значительно шире: в случае чрезмерной концентрации веществ в воздухе нарушается экология квартиры, в результате происходит подавление иммунной системы.

Квартирная пыль — не менее важный аспект экологической безопасности жилого помещения. Пыль, которая находится в матрасах, мягкой мебели, коврах, оказывает негативное влияние на организм окружающих. Человек, попадая в запыленное помещение, непроизвольно контактирует с ней.

Откуда берется и чем вредна пыль? Комнатная пыль представляет собой набор аллергенов. Микроскопический клещ — главный аллерген, который относится к сапрофитам (организмам, живущим благодаря другим организмам) и вызывает аллергию, сопровождающуюся болезнью органов дыхания и отеком горла.

Для борьбы с плесневыми грибами применяют противогрибковые средства, которые препятствуют росту и развитию микрофлоры. В борьбе с комнатной пылью необходимо регулярное проведение влажных уборок, своевременное использование пылесоса, разведение комнатных растений.

ХИМИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ. Данная разновидность загрязнения предусматривает загрязнение воздушной среды жилища. Основные источники : загрязнения, которые попадают в квартиру с улицы, а также отделочные и строительные материалы; мебель, работа газовой плиты, бытовая химия, табачный дым. При таком виде загрязнения в воздух внутри квартиры выделяются химические вещества: формальдегид — содержится в смоле древесно-волокнистых плит (ДВП ), древесно-стружечных плит (ДСП), мастик, фанеры и т.д.

фенол — содержится в красках, лаках, линолеуме ; радон – радиоактивный газ, его источниками являются щебень и бетон ; стирол — выделяется из облицовочного пластика и теплоизоляционных материалов; аэрозоли тяжелых металлов попадают в воздух из ковровых покрытий и некоторых видов обоев; углекислый газ, двуокись серы, бензпирен – выделяются при приготовлении пищи на газовой плите; никотин, синильная кислота… и еще около 4000 вредных веществ содержатся в табачном дыме!; ПАВ (поверхностно-активные вещества) – входят в состав порошков, шампуней и других средствах бытовой химии . Эти и другие вредные вещества раздражают слизистые оболочки, поражают почки и печень, вызывают астму, провоцируют легочные заболевания и заболевания сердечно-сосудистой системы, а также онкологические заболевания. Снизить риск и угрозы для здоровья поможет сведение до минимума применения различных бытовых химикатов, а также профессиональный подход к выбору материалов для ремонта.

ФИЗИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ – воздействие на организм человека уровня шума, вибрации, радиационного фона и электромагнитных волн.

Каждый человек ежедневно подвергается массированной атаке электромагнитных излучений, возникающих при работе различной бытовой техники – смартфонов, планшетов, СВЧ-печей, пылесосов, холодильников, стиральных машин , которые образуя электромагнитное поле губительно воздействуют на весь организм. Недаром, Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) назвала электромагнитное загрязнение еще одной глобальной экологической проблемой. Кроме этого, экология квартиры может быть нарушена из-за предметов, которые были куплены в качестве подарков или сувениров или привезены из других стран. Подобные предметы могут являться источниками радиации .

При оценке экологии квартиры большое значение имеют также уровень шума и вибрации . Вследствие повышения значений этих параметров может быть оказано воздействие на нервную систему и органы слуха, повышена утомляемость, появление расстройства координации движения. Снизить риск влияния электромагнитного поля может: уменьшение мощности оборудования; создание в квартире зон, свободных от бытовой техники; ремонт неисправных бытовых приборов и электрооборудования; уменьшение времени пребывания человека у источника загрязнения.

Учитывая все сказанное, можно сделать вывод о том, что экологическая безопасность жилья во многом определяет состояние нашего здоровья и качество жизни.

Обучающиеся знакомятся с содержанием статьи, решают задачи урока:

дают характеристику видов загрязнения, выявляют причины загрязнений, осуществляют поиск рекомендаций экологов по снижению интенсивности загрязнения жилья. Результаты работы заносят в таблицу.

5. Оценочно-рефлексивный аспект

Подведение итогов занятия: Преподаватель предлагает обучающимся ответить на вопросы тестового задания, представленного на слайдах:

1.Биологическое загрязнение жилья может быть вызвано:

а) спорами плесневых грибов ,

б)химическими веществами и их соединениями

в) работой бытовой техники

2.На каких этажах вероятнее всего может быть повышена концентрация радона:

г) этажность не имеет значения

3. Почему к древесностружечным плитам (ДСП), используемым в быту, экологи относятся с осторожностью:

а)ДСП сильно понижает уровень влажности в квартире;

б) увеличивает концентрацию формальдегида в квартире ;

4. Аллергические реакции, бронхиальную астму, риниты, конъюнктивиты у людей вызывают обычные обитатели квартир :

в) пылевые клещи;

5. Причиной физического загрязнения жилья может быть:

а) Шум от находящейся рядом стройки

б) хлорирование воды в быту

в) попадание в воздух загрязняющих веществ от работающих предприятий

6. По Указу Президента России 2017 год объявлен годом:

в)Арктики
г) Амурского тигра

Преподаватель предлагает использовать метод взаимопроверки тестового задания и озвучивает правильные ответы тестового задания и критерии его оценки. (5 правильных ответов – «5»; 4 – «4»; 3 – «3»; 2-«2»). Преподаватель визуально оценивает результаты тестового задания.

Преподаватель осуществляет сбор отчетов (в рабочих тетрадях) по выполненной работе для последующей проверки.

Преподаватель благодарит обучающихся за работу на уроке, отмечает наиболее активных обучающихся.

Преподаватель завершает урок вытекающими из темы урока выводами:

настало время начать следить за тем, чем мы себя окружаем – от коврика для мыши до напольного покрытия. В противном случае расплата за беспечность и сомнительную экономию на материалах для ремонта не заставит себя ждать. Но сразу хочется заметить, что полностью оградить себя от токсинов в современном мире практически невозможно. Наше дело – минимизировать вредное влияние синтетической среды на наш организм и следовать рекомендациям экологов, с которыми мы сегодня познакомились.

Кстати, далеко не вся синтетика представляет для нас опасность. Добросовестные производители (преимущественно европейские), производят искусственные материалы, которые практически не имеют токсической эмиссии. На сегодняшний день доступно достаточно много материалов, используя которые мы можем не нарушить экологическую обстановку в доме. О них мы и поговорим на следующем занятии , познакомившись с характеристикой материалов, используемых для строительства и ремонта жилых помещений.

В заключении урока прошу дать оценку нашему занятию: рефлексия:

Обучающиеся отвечают на вопросы тестового задания

Источник