Меню

Экономическая реформа А Н Косыгина

Экономическая реформа А. Н. Косыгина

Термином «реформа А.Н. Косыгина» в истории принято обозначать преобразования в сфере экономики, которые проводило руководство СССР начиная с 1965-го до начала 1970-х годов. Своё название она получила по фамилии контролировавшего её проведение Алексея Николаевича Косыгина. Он, занимая на тот момент один из высших постов в стране – председателя Совета Министров, был, фактически, вторым лицом в государстве.

Однако, на практике реформу разрабатывал целый коллектив, а в её основе лежали идеи известного экономиста того времени – профессора Е. Г. Либермана.

Главные цели и первый этап реформы

Введение реформы было связано с изменениями в органах власти страны. В конце 1964 года был насильно отправлен в отставку глава государства – Н. С. Хрущёв, а его место занял Л. И. Брежнев. Анализируя недостатки политики Хрущёва, новое руководство пришло к выводу о необходимости экономической реформы.

Главные цели реформы:

  • ускорение темпов роста экономики;
  • увеличение её эффективности;
  • повышение жизненного уровня населения.

Основной идеей реформы стала мысль о необходимости использовать в руководстве хозяйством страны не только характерное для советской власти административное давление, но и экономические стимулы. Для этого предполагалось дать предприятиям некоторую экономическую самостоятельность и возможность самим распоряжаться частью своей прибыли.

Первый этап реформы проходил в 1965 году и заключался, прежде всего, в перестройке центральных органов управления:

Были ликвидированы территориальные органы управления, находившиеся за пределами столицы – введённые Хрущёвым Советы народного хозяйства. Взамен были восстановлены министерства, каждое из которых отвечало за развитие конкретной отрасли хозяйства по всей стране.

Были созданы особые комитеты, централизованно занимавшиеся определённым вопросом экономики на территории государства:

  • Госкомцен;
  • Госснаб.

Непосредственное осуществление реформы началось после принятия ряда постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Ее основной этап проходил с 1966 по 1970 годы – в течение восьмой пятилетки.

Мероприятия реформы, проводившиеся в сфере промышленности

Количество показателей, обязательных для исполнения предприятиями (согласно пятилетнему плану) было сокращено от тридцати до девяти.

Предприятиям давалась определённая хозяйственная самостоятельность. Теперь они могли:

сами определять ассортимент производимой продукции;

оставлять себе часть прибыли и распоряжаться ею, вкладывая в специальные фонды, которые занимались материальным стимулированием работников, социально-культурной сферой и строительством жилья;

по своему усмотрению направлять часть доходов на совершенствование материальной базы через фонд развития производства;

заключать договора и вести оптовую торговлю непосредственно между предприятиями, без привычного участия государства;

определять необходимое количество работников, вплоть до сокращения излишнего персонала.

  1. Работа предприятий оценивалась не по количеству выпущенной ими валовой продукции, а по показателю её реализации и сумме полученной прибыли.

Мероприятия реформы, проводившиеся в сфере сельского хозяйства

Повышение закупочных цен на продукцию сельского хозяйства в 1,5 – 2 раза.

При выполнении плана, доходы за сверхплановую продукцию оставались в распоряжении колхозов и могли направляться, так же как и в промышленности, в социальную, культурную, жилищную сферы.

Уменьшение размеров обязательных поставок по основным видам продукции сельского хозяйства.

Цены за поставки сверхплановой продукции повышались на 50%.

Отмена оплаты труда колхозников из расчёта отработанных трудодней. С 1966 года они начали получать реальную зарплату согласно тарифным ставкам.

Введение выборности председателей колхозов, бригадиров и других должностей.

Были отменены ограничения на личные подсобные хозяйства колхозников.

Результаты реформы

Восьмую пятилетку принято называть «золотой» в силу того, что экономическая реформа Косыгина в годы ее осуществления дала кратковременный положительный эффект.

Объём промышленного производства увеличился на 50%. В стране было создано около двух тысяч новых предприятий. На них начала вводится автоматизированная система управления. Интенсивно развивалось жилищное строительство. Увеличилась заработная плата населения. Валовой общественный продукт и национальный доход в этот период достигли 6,5%. Темпы роста экономики достигли максимальных размеров.

Но после 1975 года рекордные показатели пошли на спад. Официально реформа государственными органами не отменялась, но постепенно, во второй половине 1970-х годов была свёрнута. Поэтому в целом, с учётом её последствий для дальнейшего развития страны, реформа Косыгина считается неудачной.

Причины неудачи реформы

Реформа была половинчатой, для её успешного продолжения необходимо было изменить основы плановой экономики страны и переориентироваться на рыночную, что было невозможно в условиях тоталитарного режима.

Важнейшей причиной является противодействие реформе высших бюрократических партийных кругов. Многие руководители Коммунистической партии и члены правительства, а также представители чиновничества на местах, противодействовали продолжению реформы. Они не привыкли и не хотели работать без директивных методов.

Подобные экономические свободы в Чехословакии привели к Пражской весне и попыткам смены социалистического режима. Это вызвало небезосновательные опасения руководства СССР, что углубление реформы приведёт к демократизации общества и необходимости изменения политического строя.

В 1960-70-х годах наша страна начала получать основную часть своих доходов от экспорта нефти. Данное обстоятельство позволяло отложить попытки получения больших доходов за счёт реформы собственной экономики.

Тем не менее, основные идеи реформы Косыгина – Либермана были использованы в эпоху «перестройки» Горбачева и привели к последствиям, которых так опасалось советское руководство. Коммунистический режим и плановая экономика исчезли, а на смену им пришли демократия и рыночная экономика, основанная на принципах конкуренции.

Плюсы и минусы реформы А. Н. Косыгина

После отставки Н. С. Хрущёва, правительство Л. И. Брежнева начало спешно разрабатывать план по преобразованию экономической системы, которая на данный момент находилась в тупике. Главной целью правительства стало стимулирование производства путём внедрения капиталистических методов в социалистическую экономическую систему. Историки по-разному оценивают результаты косыгинской реформы.

Положительные стороны реформы

Реформа Косыгина на какое-то время действительно дала положительный эффект, поэтому восьмилетку, за которую проводилась реформа, принято называть «золотой». В основном положительные моменты коснулись сельского хозяйства и состояли они в следующем:

  1. Увеличились доходы колхозов на 15%. Это был хороший шаг в сторону развития сельскохозяйственного производства;
  2. Объём с/х производства вырос на 21%;
  3. Простили долги колхозов и совхозов;
  4. Снизили цены на технику;
  5. Трудодни были заменены на заработную плату и продукты;
  6. Работники колхоза начали получать пенсию;
  7. Повысились закупочные цены в 1,5 раза;
  8. Запустили единую систему электроснабжения. Теперь техника могла работать на электричестве, что увеличило производительность;
  9. Кратковременный, но стремительный положительный эффект произошёл и в сфере промышленности. Так, объём промышленного производства возрос на 50%, что обеспечило стабильную заработную плату;
  10. Интенсивное жилищное строительство;

Отрицательные стороны реформы

После 1975 года развитие экономики прекратилось, а потом начало стремительно падать. Отрицательные стороны коснулись в основном промышленности, которая, вопреки ожиданиям правительства начала развиваться при помощи экстенсивных методов.

Таким образом, причинами провала реформы стали:

Противоречия между экономическим курсом и политическим режимом. Для дальнейшей успешной реализации экономической программы необходимо было отойти от плановой экономики, но такая стратегия исключалась при тоталитарном режиме;

Негативное отношение бюрократии, которой не нравилось, что распределение дохода колхозов теперь зависит не от неё;

Производители скоро поняли, что намного быстрее и проще будет получать прибыль путём экономии на качественном сырье. Это привело к несоответствию цены товара и его качества;

Предприятия, производившие некачественный продукт, устранялись, что повлекло за собой массовую безработицу;

Возникла угроза социалистическому режиму, который показал свою несостоятельность в борьбе с экономическим кризисом. В обществе начались волнения, апогеем которых стала печально известная Пражская весна – бунт в Чехословакии;

Читайте также:  Шапочки для девочек таблица

Последствия реформы

Реформа А.Н. Косыгина не добилась значительных перемен в лучшую сторону, но положила начало новой экономический системе. Последствия реформы состояли в следующем:

В плановую экономику активно входили элементы рыночной. В 1977 году была выпущена новая Конституция СССР, в которой прописывалась новая система экономического планирования. Согласно этой системе, управление экономикой всё ещё находилось во власти государственного аппарата, однако, допускалось активное функционирование и даже стимулирование частного предпринимательства.

Дефицит и инфляция. Из-за стремительного увеличения зарплат рабочим, у населения в скором времени появилось на руках слишком много свободных денег, которые просто обесценивались. К дефициту на рынке привела невозможность предприятий удовлетворять потребности населения.

Дефицит государственного бюджета. Большая часть денег сосредоточилась в руках частных предпринимателей, в то время как казна стремительно пустела.

Быстрыми темпами росла безработица, поскольку множество государственных предприятий начали закрываться из-за недостатка финансов.

Интегрируя вышеперечисленные последствия, можно сделать вывод о том, что СССР переживал острый кризис, который в дальнейшем привёл к развалу Союза.

Это была попытка при социализме внедрить капиталистические элементы. Таким образом, товары стали бы более конкурентоспособными и востребованными. Мне кажется, что СССР дошел бы до такой формы хозяйствования, если бы не произошло свержение власти. Но реформы не прижились при Косыгине из-за нежелания руководства менять стиль ведения хозяйствования.

Есть мнение, что реформу не удалось осуществить полностью, по двум причинам. Первая это отсутствие денег у государства. И вторая это из-за не состыковок в его программе. Да и все новое, в то время воспринималось не очень позитивно.

Все как всегда. Сами по себе реформы хорошие, но когда оказывается, что надо что-то менять, руководство начинает перекладывать решение вопросов друг на друга. В итоге получается то, что получается.

Правительство никогда не будет готово к новым реформам, ведь всегда трудно что-то менять, особенно если какая-либо система уже давно укоренилась. Однако, это неизменное условие прогресса, нужно все время двигаться дальше, чтобы достигать поставленные перед государством цели. Плох тот правитель, который не готов к переменам.

Хотели ускорения экономики, а получили «теневиков», которые позже, успешно разрушили советскую экономику.

Сколько было попыток усовершенствования экономики? Правильно — много. Чем всё заканчивалось? Сворачиванием. Только причины для этого были разные, но в большинстве случаев чиновники просто ничего не хотели менять, особенно при Брежневе.
Реформа-то неплоха, но нежелание руководящих особ что-либо менять, не позволило выжать из неё желаемый результат.
Меня это немного смутило «что было невозможно в условиях тоталитарного режима». Тоталитарный режим ведь был только до смерти Сталина. Или я ошибаюсь?

Товарищи! Суть коммунизма состоит в том, что бы пролетариат был правящим классом, а значит владел средствами производства… Таким образом значение денег сходит до ничтожного значения. Проблема крылась в крайне слабой теоретической подготовленности партийного аппарата. Во времена революции пролетарий хотел, что бы не было бедных, однако пролетарий в период стагнации захотел, что бы все были богатыми… Выводы из вышесказанного воплотились в «святые» девяностые…

Я считаю, что косыгинские реформы стали началом конца для советской социалистической экономики.

Гибельной проблемой для советской экономики стало отставание экономической науки и, в первую очередь, политэкономической науки. Советская экономическая наука из-за ее игнорирования Хрущевым, его безграмотности и волюнтаризма, отстала от масштабов и темпов производства, что позволило сторонникам сращивания капитализма с социализмом навязать свою точку зрения руководству государства. Что создало почву для появления коммунистической буржуазии -«теневиков», которые начали свою скрытую деятельность по компрометации КПСС и с «низов» и изнутри КПСС. Вспомните откровения Горбачева о его тридцатилетней борьбе с КПСС, чтобы развалить ее изнутри. Подобное же высказывание Хасбулатова о том, что он гордился тем, что он с Ельциным тридцать лет боролись с КПСС.

Верно. Необходимо было идти по пути преодоления товарного производства и заниматься разрабатыванием методов внеэкономического стимулирования.

Какие «частные предприниматели»? Какое закрытие предприятий? Какая безработица? Кто это писал и сколько ему лет?

Партаппарат победил. Партаппарат КПСС, это были новоявленные клирикалы. Церковь вон до сих пор живёт тысячелетними заветами. Но Царьков это про душу, а КПСС добралась до экономики. По этому Ленин был прим’ерминистром, а не председателем партии. Руководить государством должен светский. До чего слава Богу и дожили.

Добавить комментарий Отменить ответ

HisterlHisterl © 2014-2021 :: Контакты :: Карта сайта :: Дворцовые перевороты :: Романовы :: Войны :: Правители :: ВОВ :: Все даты по истории ::

Источник

Косыгинская реформа: суть экономической реформы 1965 года в СССР кратко

Реформа Косыгина: реформа экономики 1965 года. Причины, основные меры и последствия. Почему свернули косыгинскую реформу и могла ли она спасти СССР от краха?

«Косыгинская реформа» — это экономическая реформа, проводившаяся в 1965 году в Советском Союзе. Реформа осуществлялась под руководством Алексея Косыгина — тогдашнего главы правительства, председателя Совета Министров СССР.

В ходе реформы была отменена введённая при Н.С. Хрущёве территориальная система управления экономикой (упразднены Совнархозы). Расширилась самостоятельность предприятий, часть из них перевели на хозрасчет — теперь они должны были ориентироваться на прибыль, а не на объёмы производства, предписанные планом.

Реформу Косыгина принято считать удачной. Восьмая пятилетка 1966-1970 годов в СССР получила название «золотой пятилетки»: это был период наиболее стабильного экономического развития страны за всё послевоенное время.

Однако реформа оказалась половинчатой. Начинания Косыгина не получили необходимой политической поддержки. Советское руководство свернуло реформы, вновь взяло экономику под жесткий контроль, и после «золотой пятилетки» страна погрузилась в эпоху застоя —

, закончившейся глубоким кризисом и падением советского строя.

Причины реформы

К середине 1960-х годов хозяйственное отставание Советского Союза от капиталистических стран продолжало нарастать. Идея «догнать и перегнать Америку» оказалась несбыточной.

Непоследовательные экономические реформы Никиты Хрущёва не дали заметных результатов: в частности, отказ от отраслевых министерств в пользу территориальных Советов народного хозяйства (Совнархозов) вредил экономическим связям внутри СССР.

оставалась командно-административной: производство определялось не спросом, а указаниями сверху. Госплан СССР решал, сколько и какой продукции должны произвести фабрики и заводы, устанавливал жёсткие цены.

В этих условиях предприятия не были заинтересованы в производстве продукции, необходимой потребителям. Существовал дефицит качественных товаров и услуг: важнее было выполнить план по количеству продукции, а не обеспечить покупателей необходимыми продуктами, одеждой, книгами, техникой, жильём.

У работников не было стимулов трудиться активнее, производить более качественную продукцию — в любом случае они получали одну и ту же зарплату. Точно так же руководство предприятий не стремилось внедрять новые технологии, расширять ассортимент, ориентироваться на запросы потребителей.

Налицо были все минусы централизованной экономики: выполнение плана стало самоцелью, а реальные потребности населения не учитывались.

Суть косыгинской реформы

  1. Была упразднена территориальная система управления народным хозяйством: исчезли хрущёвские Совнархозы, существовавшие с 1957 года. Было восстановлено отраслевое управление через соответствующие министерства.
  2. Предприятия получили более широкую самостоятельность: они смогли сами определять ассортимент продукции, договариваться с поставщиками и потребителями, материально поощрять работников.
  3. Резко сократилось число директивных плановых показателей (с 30 до 9), главным показателем становился объем реализованной продукции.
  4. Предприятия переводились на хозрасчет: начали учитываться их прибыль и рентабельность. Частью прибыли предприятия могли распоряжаться на своё усмотрение: платить работникам премии, вкладывать деньги в производство, строить жильё для сотрудников и т.п.
  5. В сельском хозяйстве в 1,5–2 раза повышались закупочные цены, снимались запреты на приусадебные хозяйства, уменьшался подоходный налог.
Читайте также:  Особенности нераспределенной прибыли предприятия

Итоги косыгинской реформы. Почему ее свернули?

К 1969 году на новую систему перешли 32 тысячи советских предприятий, выпускавшие 77% всей продукции в стране.

Восьмая пятилетка (1966-1970 годов) была временем наиболее стабильного развития послевоенной экономики. Национальный доход рос в среднем на 7,8% ежегодно. Объем промышленного производства за пятилетку вырос в полтора раза. Открылись 1900 новых предприятий (например, ВАЗ в Тольятти). Активно велось жилищное строительство.

Поначалу косыгинская реформа дала заметный эффект, однако он оказался кратковременным. Причину этого историки видят в том, что реформа не затрагивала основ командно-административной системы: экономическая свобода производителя по-прежнему была крайне ограничена. Замедление роста было связано ещё и с исчерпанием возможностей для

советской экономики: расти дальше «вширь» было трудно, а стимулов для внедрения инноваций и автоматизации производства в СССР так и не появилось.

У Косыгина было немало противников: его реформу критиковали в руководстве страны (например, глава Верховного Совета Николай Подгорный). Особенно настороженным стало отношение к любым реформам после Пражской весны 1968 года — тогда в Чехословакии умеренные рыночные и политические реформы привели к антисоветским выступлениям, и их подавили силой.

В первой половине 1970-х годов реформа Косыгина была свернута. Отказаться от экономических преобразований временно позволил приток «нефтедолларов» в связи с открытием новых нефтяных месторождений (Самотлор), наращиванием экспорта нефтепродуктов на Запад и резким ростом цен на нефть (

Мог ли Косыгин спасти СССР от развала?

Сегодня о косыгинской реформе нередко пишут как о последнем шансе СССР спастись от кризиса и развала, реформировать страну так, как это сделал Китай, соединив коммунистическую идеологию с рыночной экономикой. Специалисты, однако, указывают, что косыгинская реформа не была панацеей (спасительным средством от всех болезней).

Косыгинская реформа стала «последней серьёзной попыткой найти пути изменения системы управления советской экономикой, открыть дорогу восстановлению рыночных механизмов», писал Егор Гайдар в книге «Гибель империи». Признавая, что пятилетка 1966-70 годов оказалась самой успешной для позднего СССР, он обращал внимание на крайне низкую эффективность производства:

«Советский Союз добывал в 8 раз больше железной руды, чем США, выплавлял из этой руды втрое больше чугуна, стали из этого чугуна — вдвое больше. Машин из этого металла производил по стоимости примерно столько же, сколько США. В СССР потребление сырья и энергии в расчете на единицу конечного продукта было соответственно в 1,6 и 2,1 больше, чем в США».

Егор Гайдар. «Гибель империи»

«Невозможность создания эффективных стимулов в централизованной экономике, управляемой Госпланом, была связана не с тем, что схемы поощрения были организованы неправильно. Сама система, нацеленная на экстрактивный рост, сопротивлялась повышению собственной эффективности», — объясняют Дарон Аджемоглу и Джеймс Робинсон в книге «Почему одни страны богатые, а другие бедные».

Таким образом, осторожные реформы Косыгина вряд ли могли уберечь Советский Союз от надвигающегося экономического кризиса и связанных с ним политических проблем. Рассчитывать же на углубление преобразований было невозможно, поскольку против выступало руководство страны.

Источник



Реформа Косыгина: к чему привела модернизация сельского хозяйства и промышленности

Реформа Косыгина проходила в СССР в период с 1965 до 1970 года. Она была направлена на модернизацию сельского хозяйства и промышленности. Нужно было срочно устранять плачевные результаты деятельности Никиты Хрущева. Поэтому коллектив авторов разработал систему действий для поднятия экономики страны. Значимый вклад в создание реформы сделал профессор Либерман. Но поскольку контролировал ее проведение Алексей Косыгин, то реформа получила название по его фамилии.

Цели экономической реформы

В конце 1964 года Никиту Хрущева принудительно отправили в отставку. Его место занял Леонид Брежнев. Новое правительство тут же занялось реформированием деятельности предшественника. Поскольку экономика СССР находилась в плачевном состоянии, основной упор делался именно на нее. Реформа Косыгина предполагала:

  • Ускорение темпов роста экономики.
  • Улучшение материального положения людей.

Достигать всего этого планировалось за счет введения экономических стимулов. Административное давление уже показало свою несостоятельность, поэтому было решено дать предприятиям небольшую самостоятельность. То есть, руководство организаций могло по своему усмотрению распоряжаться частью прибыли.

Реформа Косыгина

Реформа Косыгина стартовала в 1965 году. Первые шаги:

  • Ликвидация Советов народного хозяйства. Восстановление работы профильных министерств.
  • Создание комитетов Госкомцен и Госснаб, занимавшихся экономикой страны.

Полный запуск реформы произошел в 1966 году. Основной этап пришелся на 8-ю пятилетку.

Реформирование промышленности

Чтобы возродить промышленность, Брежнев принял решение не только совершенствовать производство, но и стимулировать работников. Главные аспекты реформы:

  • Открытие отраслевых министерств. Они занимались созданием планов, которые предприятия имели право изменять под свои возможности.
  • Введение поощрений. Часть прибыли не изымалась и пускалась на развитие предприятия. Деньги рекомендовалось делить на 3 фонда: премии для сотрудников, бытовые нужны организации, социально-культурное развитие работников (путевки, билеты).
  • Повышение качества выпускаемой продукции. Количество плановых показателей сокращено с 30 до 9. Результаты работы определялись по реализованной продукции, а не выпущенной, благодаря чему предприятия были заинтересованы в ее качестве.
  • Разрешение на самостоятельность. Предприятия получили право не только оставлять себе часть прибыли, но и вести между собой хозрасчет.
  • Финансовая мотивация сотрудников. Государство поощряло лучших работников за счет премий.

Конечно, современному человеку такая реформа кажется сильно ограниченной, неполноценной. Но на то время она дала хороший результат. Всего за 5 лет промышленное производство выросло на 50%. К тому же открылось почти 2 тыс. новых предприятий. Но это был пик реформы. После 1970 года ее эффективность пошла на спад.

Реформирование аграрного сектора

Реформирование аграрного сектора

Сельское хозяйство требовало от правительства наибольших изменений. Аграрии на своих плечах на протяжении десятилетий вытягивали экономику страны. Но именно их государство постоянно обходило стороной, никак не улучшая жизнь сельских жителей. Реформа Косыгина предполагала полное реформирование аграрного сектора. Главные идеи:

  • Повышение закупочных цен на сельхоз продукцию в 1,5-2 раза. Колхозы и совхозы получали большую прибыль.
  • Утверждение закупочных цен на 10 лет. Государство давало определенные гарантии, благодаря которым сельские жители могли быть уверенны в завтрашнем дне.
  • Поощрение за перевыполнение плана. На сверхплановую поставку сельхоз продукции насчитывалась 50% надбавка.
  • Обновление материально-технической базы колхозов и совхозов. Государство выделяло крупные суммы на оснащение.
  • Новая система оплаты труда. Колхозники получали зарплату по тарифным ставкам, а не по трудодням.
  • Введение выборных должностей. Люди сами могли выбирать бригадиров, председателей колхозов.
  • Разрешение на ведение подсобного хозяйства. Колхозники получили возможность выращивать свою продукцию.

Аграрная реформа имела свои плюсы и минусы. Из положительного стоит отметить повышение закупочных цен, надбавку за перевыполнение плана, гарантии на закупку. Но правительство умалчивало, что все это делается для списания долгов с колхозов и совхозов. Все эти организации в 60-х годах были убыточными. Долги у них образовались из-за неправильной политики Хрущева, который выкупал сельхоз продукцию за копейки.

Оплата труда по тарифным ставкам имеет двоякую оценку. Для колхозников такое нововведение было плюсом, поскольку давало социальную защиту, гарантии в оплате труда. Но для государства оно оказалось убыточным. Дело в том, что раньше для каждого колхозника определялась норма выполнения работы. Например, за месяц работник должен собрать 300 кг овощей и за это получал деньги. Теперь же человек за месяц мог собрать и 20 кг овощей, но ему все равно платили деньги, поскольку он выходил на работу. Мотивация колхозников была на нуле.

Читайте также:  Что такое шатунный вкладыш и для чего он нужен

Результаты реформы Косыгина

Промышленность хорошо откликнулась на реформы. Объем производства увеличился в 1,5 раза. По всей стране начали открываться новые предприятия. Подъем пережило жилищное строительство. Постепенно увеличивалась заработная плата людей. Но после 1970 года показатели развития экономики пошли на спад. Оборудование изнашивалось, количество трудоспособных граждан сокращалось, стоимость добычи полезных ископаемых увеличивалась. Это лишь некоторые причины спада экономики в 70-х годах.

Результаты реформы Косыгина

В аграрном секторе было все еще хуже. Правительство планировало за счет поднятия сельского хозяйства обеспечить огромную страну продуктами, но их ожидания не оправдались. Рентабельность совхозов и колхозов повысилась всего на 20-30%. Наблюдалось сокращение пахотных земель. Потери продукции составляли до 40%. Люди не были заинтересованы в эффективной работе. Неправильные действия руководства привели к ухудшению экологической ситуации.

За пятилетку количество пахотных земель сократилось на 22 млн га. Богатая черноземом страна была вынуждена закупать продукты питания в соседних государствах. Реформе Косыгина так и не удалось сделать аграрный сектор прибыльным, наладить в нем эффективную работу.

Причины провала экономической реформы

Идеи Либермана имели поверхностный характер. В стране с плановой экономикой попытались ввести отдельные элементы из рыночной экономики. Но в половинчатом варианте это не работает. Нужно придерживаться какой-то одной стратегии развития. Тоталитарный режим не позволял ослаблять контроль над предприятиями.

На провал реформы повлияли следующие факторы:

  • Противостояние идеологии и экономики. Постулаты социализма для правительства были на первом месте. Ухудшение состояния экономики не так беспокоило правящую верхушку как непоколебимость идеологии.
  • Отсутствие единства взглядов в Коммунистической партии. Чиновники всячески противодействовали реформе. Им было удобнее работать с директивами. Высшее руководство пыталось продвигать свои интересы, из-за чего каждый тянул одеяло на себя.
  • Экспорт нефти. Эта деятельность приносила высокие доходы СССР, поэтому правительство имело возможность и дальше закрывать глаза на плачевное состояние экономики.
  • Боязнь крушения тоталитарного режима. Похожая реформа в Чехословакии привела к Пражской весне. В СССР опасались бунта, поэтому реформу было принято свернуть.

Провал реформы Косыгина

К идеям Косыгина вернулся Горбачев. Он попытался реанимировать экономику, но в итоге произошло то, чего опасалось правительство Брежнева – изменение политического строя. Плановая экономика рухнула. Стране пришлось привыкать к рыночной экономике с ее жесткими, но справедливыми законами.

Источник

Начало реформ Косыгина

Косыгинская реформа (Реформа Либермана) — экономическая реформа, направленная на совершенствование системы планирования и управления народным хозяйством в СССР.

Начало Косыгинской реформе было положено в 1965 г., однако из-за ряда проблем ее осуществление продлилось до 1970 г., после чего она была свернута. Свое название экономическая реформа получила в честь А.Н. Косыгина, председателя Совета министров СССР, которому было поручено заниматься разработкой и проведением экономических преобразований. Кроме того, она известна как Реформа Либермана — в честь второго автора и разработчика проекта, советского экономиста Е.Г. Либермана.

Суть реформы заключалась во внедрении совершенно новой экономической системы управления на предприятия, которая опиралась бы на показатели эффективности и готовила экономику к новому витку развития.

Краткая биография Косыгина

Алексей Николаевич Косыгин родился 21 февраля 1904 г. в Санкт-Петербурге, получил хорошее образование. С 1919 по 1921 г. он служил в армии на военно-полевом строительстве участка дороги между Петроградом и Мурманском, после чего вернулся в город и стал слушателем Всероссийских продовольственных курсов Наркомпрома. В этом же году он поступил в Ленинградский кооперативный техникум, после окончания которого отправился в Новосибирск. В 1927 г. Косыгин стал членом ВКП(б), а в 1930 г. вернулся в Ленинград и поступил в Ленинградский текстильный институт.

После окончания института карьера Косыгина развивалась достаточно быстро. С 1936 по 1937 г. он работал сначала простым мастером, затем начальником смены, а после и директором фабрики «Октябрьская». В 1938 г. его назначили на пост заведующего промышленно-транспортным отделом Ленинградского обкома ВКП(б), а уже спустя год избрали членом ЦК ВКП(б). С этого момента началась политическая карьера Косыгина, который стремительно поднимался по карьерной лестнице в партии.

В начале войны его назначили во главу группы комиссаров Комитета по гражданской обороне. Комитет занимался эвакуацией и поставками пропитания для мирных жителей в осажденный Ленинград. В ходе своей работы Косыгин стал одним из участников группы, создавшей и распланировавшей знаменитую «Дорогу жизни», что во многом и способствовало его дальнейшим успехам в политической деятельности.

После войны Косыгина назначили председателем Оперативного бюро Совета народных комиссаров РСФСР, а в 1946 г. он стал Председателем Совета министров СССР и членом политбюро ЦК КПССС. Именно на этих должностях и прошла его основная политическая и экономическая деятельность, одно из самых заметных мест в которой занимает экономическая реформа 1965 г.

Косыгинская экономическая реформа

После того как в октябре 1964 г. пост главы государства покинул Н.С. Хрущев, закончилась и знаменитая хрущевская оттепель, во время которой в СССР активно проводились разнообразные реформы, порой очень смелые и довольно часто непродуманные. На смену им пришли уже более умеренные и консервативные преобразования новой власти.

Несмотря на опасения, с приходом Л. Брежнева страна не вернулась к сталинизму, начался ряд умеренных преобразований с целью совершенствования социализма. В это же время в мире происходит резкий научно-технический скачок, что приводит к необходимости преобразовать существующую экономическую систему. Разработку экономической реформы поручили Косыгину.

Суть Косыгинской реформы

Суть реформы заключается в том, чтобы сделать предприятия более самостоятельными, повысить степень их хозяйственной и экономической свободы и выбрать новые экономические стимулы взамен старым.

  • ликвидацию органов территориального управления хозяйством, восстановление системы отраслевого управления;
  • сокращение количества плановых показателей с целью уменьшить бюрократизацию процесса производства;
  • переход на экономические стимулы;
  • ключевыми показателями эффективности становились рентабельность и прибыль;
  • новая политика формирования цен.

К сожалению, уже на первом этапе проведение реформы столкнулось с определенными трудностями: аграрный сектор оказался не готов к новой экономической системе, поэтому проведение реформ затянулось на пять лет. К 1970 г. стало понятно, что полностью осуществить задуманное невозможно, и реформы постепенно сошли на нет.

Итоги реформы Косыгина и причины провала

Основная цель экономической реформы заключалась в том, чтобы подстегнуть экономику перейти к интенсивному качеству роста и создать фундамент для дальнейшего ее развития, но уже с новыми основами. К сожалению, Косыгинскую реформу можно назвать неудавшейся, так как полностью воплотить ее в жизнь так и не удалось.

Историки называют ряд причин, по которым реформа провалилась, однако основное место в них занимают несостыковки и большое количество противоречий в административно-управленческом корпусе (проведения реформы хотела далеко не вся правящая часть партии). Кроме того, сказалась банальная нехватка денег на осуществление преобразований. Несмотря на неудачу, реформы легли в основу экономических преобразований в 1987-1988 гг.

В 1980 г. Косыгина освободили от всех должностей в связи с ухудшением здоровья, а позднее, 18 декабря 1980 г., он умер. За период своей политической карьеры Косыгин не только занимался разработкой экономических преобразований, но и внес существенный вклад во внешнюю политику СССР.

Источник