ЕГЭ. Обществознание. Тема 6. Экономические школы
Человечество с древности пыталось понять, в чём сущность экономических процессов и законов, как увеличить производительность, что является мерилом богатства страны. С течением времени взгяды на особенности экономических процессов стали аккумулироваться в определённые течения, а затем – экономические школы.
Экономические школы – это система взглядов на экономические процессы, имеющая своих представителей и последователей, которые пытаются объяснить законы развития экономической сферы общества, предложить свои пути преодоления негативных процессов в ней для дальнейшего развития общества.
Одним из основных вопросов экономистов 16 века был вопрос о том, что такое богатство и каким путём его можно увеличить .
В 20 веке появились новые вопросы: каковы законы экономического развития страны, какова роль государства в экономике, каким должно быть его вмешательство.
Рассмотрим, как отвечают на данные вопросы представители разных экономических школ.
Экономические школы
Меркантилизм
Его представители считали, что основой экономического процветания страны является богатство, а именно серебро и золото, получаемое страной в результате внешней торговли.
Экспорт должен превышать импорт, это приведёт к запасу золота и серебра, а значит, к благосостоянию нации.
Их девиз: меньше покупать, больше продавать.
Правительство должно поддерживать своих производителей (протекционизм).
Представители :
Антуан де Монкрентьен («Трактат о полиической экономии» , 1615 г.)
Томас Манн («Рассуждения о торговле Англии с Отс-Индией»)
Физиократы
( 2 пол.18 в.) – считали, что источником богатства страны является сельское хозяйство.
Они впервые разделили сферы экономики по значимости для страны. Природные ресурсы, сельское хозяйство — даны от Бога, и задача человека- приумножать их.
А раз главное богатство — «от земли», то государство не должно мешать предпринимателям, всё должно идти естественным путём.
Представители: О.Кенэ, А.Тюрго, Визер.
Классическая политическая экономия
( 18 в.-30-е годы 19 в.) – её представители изучали отношения в системе производства, объективные закономерности развития экономики, анализировали само производство, капитал.
Считали что главная сфера в экономике — производство.
Впервые сформулировали экономические законы.
Рассматривали рынок как саморегулирующуюся систему( «невидимая рука рынка» , по Смиту).
Они отмечали, что роль государства заключается лишь в поддержке конкуренции, обеспечивать связь, стоить дороги, развивать образование.
Изложили теорию трудовой стоимости, по которой единственным источником стоимости является человеческая деятельность.
Процесс производства они рассматривали как воспроизводство с его четырьмя этапами: производство, обмен, распределение, потребление.
К. Маркс назвал их классиками политэкономии, отсюда и название школы.
Представители: А.Смит («Исследование о природе и причине богатства народов» ), Д. Рикардо («Начало политической экономии»), У Пети. С.Сисмонди.
Марксизм
(сер.19 в.) – К.Маркс развивал трудовую теорию стоимости, впервые создал учение о прибавочной стоимости (она присваивается капиталистами в виде прибыли, что является основой эксплуатации).
Дал определение общественно-экономической формации, положив в основу формации взаимодействие производительных сил и производственных отношений.
Конфликт между опережающими развитие производительными силами и отстающими производственными отношениями может быть разрешён только путём революции. В результате чего происходит смена формаций.
В основе развития общества лежит материальное производство.
Представители: К.Маркс («Капитал»)
Мальтузианство
(конец 18- 1 четверть 19 в.)- Мальтус сформулировал закон убывающего плодородия почвы.
Народонаселение растёт, а ограниченные ресурсы сокращаются. Приостановить рост населения можно лишь несчастьями (войнами, эпидемиями) и нравственным воздержанием.
Представитель: Томас Мальту « Очерк о законе народонаселения».
Маржинализм
(«школа предельной полезности») – появился во второй половине 19 века.
Сторонники отмечали, что, наряду с полезностью товара, нужно говорить о его редкости.
Дали определение стоимости с точки зрения психологии покупателя.
Существует иерархия потребностей.
Цель человека- максимальное удовлетворение потребностей.
Выбор потребителей зависит от степени значимости блага
Представители: У.Джевонс («Теория политической экономии»), Л.Вальрас («Элементы чистой политической экономии») , К.Менгер(«Основания политической экономии»).
Неоклассическая политическая экономия
Это ведущее направление в современной экономической теории.
Объект изучения — равновесие хозяйствования отдельных экономических единиц, наименьшее вмешательство государства в экономику.
Основная категория экономки – полезность.
Они изложили теорию издержек производства.
Концепция равновесной цены, изучали законы спроса и предложения, условия эластичности спроса.
Представители: А.Маршалл ( «Принципы политической экономии», 1890г.), А.Пигу, Дж.Б.Кларк.
Кейнсианство
(30-е годы 20 века- до нашего времени)– представители уверены, что государство должно активно вмешиваться в экономику, регулировать её путём стимулирования инвестиций, совокупного спроса, проведения бюджетно- кредитной политики.
Представители: Д.Кейнс («Общая теория занятости, процента и денег»)
Монетаризм
( 50-е г.20 века- до наших дней) – представители придерживаются неолиберальных взглядов, выступают за ограниченное вмешательство государства в экономику через регулирование обращения денег.
Они считают, что деньги – главный и решающий фактор рыночного хозяйства. Государство должно проводить антиинфляционную деятельность.
Монетаристское правило: денежное обращение должно расширяться с той же скоростью, что и рост реального ВВП.
Рыночное хозяйство стремится к стабильности.
Представители : Л.Фридмен («Роль монетарной (денежной) политики», «Деньги и экономическое развитие»)
Институционализм
(70-е г.20 века) – в его основе лежит идея о важности деятельности институтов в принятии решений по экономическим вопросам (государство, законодательство, общественные организации и др.).
Представители считают, что движущей силой развития общества являются социально — правовые и психологические факторы, а не развитие производственных отношений.
Развивали теорию постиндустриального общества , в основе которого- деятельность независимых общественных институтов.
Представители : Гелбрейт («Общество изобилия»), Ойкен, Веблен, А.Гобсон, Д.Коммонс, Т.Верлен, Л.Эрхард («Благосостояние для всех»)
Русская экономическая школа
Так обобщённо называют учёных -экономистов, внёсших вклад в развитие науки.
В.Дмитриев — предложил методику применения прикладной математики в экономической теории;
А .Чаянов— многое сделал в изучении теории аграрных отношений; Н.Кондратьев— его теория длинных волн лежит в основе концепции циклического развития экономики и др.
Примечание: о российской экономической школе готовится отдельная статья. Следите за публикациями
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Источник
Таблица экономических школ
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 00:31, доклад
Краткое описание
Вложенные файлы: 1 файл
экономика.doc
Научные школы и их представители
Основные научные достижение отличительные черты
Основные научные труды
Томас Ман (1571-1641)
Ж.Б. Кольбер (1619-1683)
А. де Монкретьен (1576-1621)
Денежный баланс. Ограничение импорта, запрет вывоза серебра и золота из страны.
Золото и сокровища являются выражением богатства
Поддержка промышленности путем импорта дешевого сырья
Протекционистские тарифы на импортные товары
Рост населения для поддержания низкого уровня заработной платы (поддержание предложения рабочей силы)
Обеспечение притока в страну золота и серебра
Недопущение в национальную экономику заграничных инвестиций
Предметом изучения меркантилизма является рассмотрение проблем сферы обращения, в отрыве от проблематики сферы производства.
Методом изучения меркантилизма является эмпиризм (направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания).
Повышение предложения труда увязывают с необходимость более низкой, а не высокой заработной платы
Экономический рост рассматривают как следствие приумножения денежного богатства страны благодаря государственному регулированию внешней торговли и достижению положительного сальдо торгового баланса
Меркантилизм обозначил переходный период в зарождении экономической науки в качестве самостоятельной отрасли человеческих знаний.
Физиократия 18 в.
Ф. Кенэ (1694-1774)
А. Тюрго (1727-1781)
Земля – единственный фактор производства.
. Богатство создается не в сфере торговли, а в сельском хозяйстве.
Общество делится на три класса: фермеры; ремесленники, промышленные рабочие, торговцы, прислуга; землевладельцы.
Производителен труд только в сельском хозяйстве, труд фермеров.
Особую роль играет земля: землевладелец собирает хлеб превышение произведенного продукта над потребленным в сельском хозяйстве. а больше, чем посеял зерен.
делит производительный класс на предпринимателей (капиталистов, дающих авансы) и простых рабочих; делит «бесплодный класс» на хозяев-фабрикантов и простых ремесленников. Свобода торговли и неограниченная конкуренция.
Классическая полит. экономия 18-19 вв.
Адам Смит (1723-1790)
Давид Рикардо (1772-1823)
Жан Батист Сэй (1767-1832)
Томас Мальтус (1766-1834)
Джон Стюарт Милль (1806-1873)
Концепция «невидимой руки» (эгоизм экономического человека в итоге приводит к максимально возможному общественному благосостоянию).
Существуют три основных класса и соответствующие им три вида доходов: 1. владельцы земли — рента; 2. собственники денег и капитала, необходимого для обработки этой земли — прибыль; 3. рабочие, обрабатывающие эту землю — заработная плата. Теория сравнительных преимуществ (специализация в производстве выгодна даже стране, у которой нет абсолютных преимуществ, при условии, что у нее имеются сравнительные преимущества при производстве какого-либо товара).
Закон Сэя (совокупный спрос в экономике всегда равен совокупному предложению => невозможность кризисов перепроизводства в рыночной экономике). Сэй формирует четыре основных закона рынка: чем больше рынок, тем более экстенсивным является производство и тем более прибыльным он есть для производителя, поскольку цена возрастает с ростом предложения; каждый производитель заинтересован в успехе другого, так как успех одной отрасли способствует успеху остальных, стимулируя всеобщее развитие; импорт способствует развитию обмена, так как иностранные товары можно приобрести лишь после реализации своих; те слои общества, которые ничего не производят, не приумножают богатство экономики, но разоряют его.
. Классическая макроэкономическая модель: 3 главных рынка – труда, благ и капитала, 2 сектора экономики – первичный (с/х и добывающая промышленность) и вторичный (обрабатывающая промышленность). Все переменные в модели выражаются в реальных величинах.
Экономика воспринимается как система, подчиняющаяся универсальным и объективным законам. Экономический либерализм (отрицательное отношение к гос. вмешательству, свободная торговля). Концепция «экономического человека». Трудовая теория ценности и теория факторов производства.
Маржинализм 19 в.
Антуан Курно (1801-1877)
Жюль Дюпюи (1804-1866)
Герман Генрих Госсен (1810-1858)
Карл Менгер (1840-1921)
Эйген фон Бём-Баверк (1851-1914)
Фридрих фон Визер (1851-1926)
Стенли Джевонс (1835-1882)
Фрэнсис Эджуорт (1845-1926)
Леон Вальрас (1834-1910)
Вильфредо Парето (1848-1923)
Джон Бейтс Кларк (1847-1938)
Концепция ценности производственных благ (ценность производственных благ определяется ценностью предметов потребления, выпускаемых с помощью этих средств производства). Идея о взаимозаменяемости и взаимодополняемости производственных благ. Теория обмена. Эволюционная теория денег. Люди склонны накапливать товары, которые обладают большей реализуемостью, и постепенно выделяется товар с наибольшей способностью к обмену – это и есть деньги.
Приближает теоретический анализ к реальности, выражает субъективные ценности товаров в деньгах. Считал, что общая полезность вычисляется как сумма его отдельных единиц. Теория капитала и процента.
Концепция полезности блага: должна вычисляться как произведение предельной полезности последней единицы блага и его количества. Концепция ценности производственных благ: определяется в виде суммы предельных полезностей всех предметов потребления, которые могут быть произведены при помощи этого производственного блага.
Заложил традиции использования дифференциального и интегрального исчисления. Ввел понятие последней степени полезности (с увеличением количества блага последняя степень полезности убывает). Теория труда: труд – это боль. Составляющие процесса труда: 1)продолжительность 2) тягость 3) результат. Теория обмена: модель обмена при совершенной конкуренции (совершенная информативность, отсутствие сговора, однородность продукции). Пропорция обмена двух благ обратно пропорциональна соотношению последних степеней полезности этих благ.
Продолжил теорию Джевонса. Процесс функционирования рынка – процесс непрерывного заключения и перезаключения контрактов. Участники рынка заключают друг с другом сделки, но если обнаруживают более выгодные условия, немедленно перезаключают их, и это происходит до тех пор, пока на рынке не установится система относительных цен, устраивающая всех его участников. Предложил кривые безразличия.
Экономику уподобили механическим системам, чтобы ее можно было представить в виде равновесной системы.
Модель общего равновесия: установление равновесия в потреблении и производстве происходит в процессе «нащупывания» (аукционщик выкрикивает относительные цены, участники сообщают ему какое количества благ они готовы купить или продать, при несовпадении аукционщик назначает новые цены; обмен состоится только при равновесных относительных ценах). Выделял скоротечные (предметы потребления, сырые материалы) и капитальные блага (земля, личные способности, капитал). Благо может быть объектом присвоения, обмена и предметом промышленного производства.
Оптимальное размещение ресурсов: размещение ресурсов является оптимальным, если посредством производства и обмена товаров и услуг нельзя увеличить благосостояние хотя бы одного хозяйствующего субъекта без уменьшения благосостояния другого.
Теория убывающей производительности труда и капитала. Подразделял экономическую науку на 3 раздела: 1) раздел анализа универсальных законов 2) статики (условия экономического равновесия) 3) динамики (переход от одного равновесия к другому).
Маржиналистская революция в 1870 привела к резким методологическим и теоретическим сдвигам. Применение предельных величин, использование математических методов.
Неоклассика зародилось в 1870-е
Альфред Маршалл (1842-1924)
Соединение идей классической полит. экономии и маржинализма.
Сформулировал общий закон спроса, закон убывающей отдачи, ввел понятия излишек потребителя и коэффициент эластичности. Главные элементы хозяйственной деятельности человека: спрос и потребление.
Источник
Экономическая теория таблица школа направления
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 00:31, доклад
Краткое описание
Вложенные файлы: 1 файл
экономика.doc
Научные школы и их представители
Основные научные достижение отличительные черты
Основные научные труды
Томас Ман (1571-1641)
Ж.Б. Кольбер (1619-1683)
А. де Монкретьен (1576-1621)
Денежный баланс. Ограничение импорта, запрет вывоза серебра и золота из страны.
Золото и сокровища являются выражением богатства
Поддержка промышленности путем импорта дешевого сырья
Протекционистские тарифы на импортные товары
Рост населения для поддержания низкого уровня заработной платы (поддержание предложения рабочей силы)
Обеспечение притока в страну золота и серебра
Недопущение в национальную экономику заграничных инвестиций
Предметом изучения меркантилизма является рассмотрение проблем сферы обращения, в отрыве от проблематики сферы производства.
Методом изучения меркантилизма является эмпиризм (направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания).
Повышение предложения труда увязывают с необходимость более низкой, а не высокой заработной платы
Экономический рост рассматривают как следствие приумножения денежного богатства страны благодаря государственному регулированию внешней торговли и достижению положительного сальдо торгового баланса
Меркантилизм обозначил переходный период в зарождении экономической науки в качестве самостоятельной отрасли человеческих знаний.
Физиократия 18 в.
Ф. Кенэ (1694-1774)
А. Тюрго (1727-1781)
Земля – единственный фактор производства.
. Богатство создается не в сфере торговли, а в сельском хозяйстве.
Общество делится на три класса: фермеры; ремесленники, промышленные рабочие, торговцы, прислуга; землевладельцы.
Производителен труд только в сельском хозяйстве, труд фермеров.
Особую роль играет земля: землевладелец собирает хлеб превышение произведенного продукта над потребленным в сельском хозяйстве. а больше, чем посеял зерен.
делит производительный класс на предпринимателей (капиталистов, дающих авансы) и простых рабочих; делит «бесплодный класс» на хозяев-фабрикантов и простых ремесленников. Свобода торговли и неограниченная конкуренция.
Классическая полит. экономия 18-19 вв.
Адам Смит (1723-1790)
Давид Рикардо (1772-1823)
Жан Батист Сэй (1767-1832)
Томас Мальтус (1766-1834)
Джон Стюарт Милль (1806-1873)
Концепция «невидимой руки» (эгоизм экономического человека в итоге приводит к максимально возможному общественному благосостоянию).
Существуют три основных класса и соответствующие им три вида доходов: 1. владельцы земли — рента; 2. собственники денег и капитала, необходимого для обработки этой земли — прибыль; 3. рабочие, обрабатывающие эту землю — заработная плата. Теория сравнительных преимуществ (специализация в производстве выгодна даже стране, у которой нет абсолютных преимуществ, при условии, что у нее имеются сравнительные преимущества при производстве какого-либо товара).
Закон Сэя (совокупный спрос в экономике всегда равен совокупному предложению => невозможность кризисов перепроизводства в рыночной экономике). Сэй формирует четыре основных закона рынка: чем больше рынок, тем более экстенсивным является производство и тем более прибыльным он есть для производителя, поскольку цена возрастает с ростом предложения; каждый производитель заинтересован в успехе другого, так как успех одной отрасли способствует успеху остальных, стимулируя всеобщее развитие; импорт способствует развитию обмена, так как иностранные товары можно приобрести лишь после реализации своих; те слои общества, которые ничего не производят, не приумножают богатство экономики, но разоряют его.
. Классическая макроэкономическая модель: 3 главных рынка – труда, благ и капитала, 2 сектора экономики – первичный (с/х и добывающая промышленность) и вторичный (обрабатывающая промышленность). Все переменные в модели выражаются в реальных величинах.
Экономика воспринимается как система, подчиняющаяся универсальным и объективным законам. Экономический либерализм (отрицательное отношение к гос. вмешательству, свободная торговля). Концепция «экономического человека». Трудовая теория ценности и теория факторов производства.
Маржинализм 19 в.
Антуан Курно (1801-1877)
Жюль Дюпюи (1804-1866)
Герман Генрих Госсен (1810-1858)
Карл Менгер (1840-1921)
Эйген фон Бём-Баверк (1851-1914)
Фридрих фон Визер (1851-1926)
Стенли Джевонс (1835-1882)
Фрэнсис Эджуорт (1845-1926)
Леон Вальрас (1834-1910)
Вильфредо Парето (1848-1923)
Джон Бейтс Кларк (1847-1938)
Концепция ценности производственных благ (ценность производственных благ определяется ценностью предметов потребления, выпускаемых с помощью этих средств производства). Идея о взаимозаменяемости и взаимодополняемости производственных благ. Теория обмена. Эволюционная теория денег. Люди склонны накапливать товары, которые обладают большей реализуемостью, и постепенно выделяется товар с наибольшей способностью к обмену – это и есть деньги.
Приближает теоретический анализ к реальности, выражает субъективные ценности товаров в деньгах. Считал, что общая полезность вычисляется как сумма его отдельных единиц. Теория капитала и процента.
Концепция полезности блага: должна вычисляться как произведение предельной полезности последней единицы блага и его количества. Концепция ценности производственных благ: определяется в виде суммы предельных полезностей всех предметов потребления, которые могут быть произведены при помощи этого производственного блага.
Заложил традиции использования дифференциального и интегрального исчисления. Ввел понятие последней степени полезности (с увеличением количества блага последняя степень полезности убывает). Теория труда: труд – это боль. Составляющие процесса труда: 1)продолжительность 2) тягость 3) результат. Теория обмена: модель обмена при совершенной конкуренции (совершенная информативность, отсутствие сговора, однородность продукции). Пропорция обмена двух благ обратно пропорциональна соотношению последних степеней полезности этих благ.
Продолжил теорию Джевонса. Процесс функционирования рынка – процесс непрерывного заключения и перезаключения контрактов. Участники рынка заключают друг с другом сделки, но если обнаруживают более выгодные условия, немедленно перезаключают их, и это происходит до тех пор, пока на рынке не установится система относительных цен, устраивающая всех его участников. Предложил кривые безразличия.
Экономику уподобили механическим системам, чтобы ее можно было представить в виде равновесной системы.
Модель общего равновесия: установление равновесия в потреблении и производстве происходит в процессе «нащупывания» (аукционщик выкрикивает относительные цены, участники сообщают ему какое количества благ они готовы купить или продать, при несовпадении аукционщик назначает новые цены; обмен состоится только при равновесных относительных ценах). Выделял скоротечные (предметы потребления, сырые материалы) и капитальные блага (земля, личные способности, капитал). Благо может быть объектом присвоения, обмена и предметом промышленного производства.
Оптимальное размещение ресурсов: размещение ресурсов является оптимальным, если посредством производства и обмена товаров и услуг нельзя увеличить благосостояние хотя бы одного хозяйствующего субъекта без уменьшения благосостояния другого.
Теория убывающей производительности труда и капитала. Подразделял экономическую науку на 3 раздела: 1) раздел анализа универсальных законов 2) статики (условия экономического равновесия) 3) динамики (переход от одного равновесия к другому).
Маржиналистская революция в 1870 привела к резким методологическим и теоретическим сдвигам. Применение предельных величин, использование математических методов.
Неоклассика зародилось в 1870-е
Альфред Маршалл (1842-1924)
Соединение идей классической полит. экономии и маржинализма.
Сформулировал общий закон спроса, закон убывающей отдачи, ввел понятия излишек потребителя и коэффициент эластичности. Главные элементы хозяйственной деятельности человека: спрос и потребление.
Источник
Обществоведение. 10 класс
*§ 12-0. Экономика как наука
Становление экономической науки. Развитие экономической мысли является логическим отражением экономической жизни человеческого общества в сознании людей. Экономика как наука прошла в своём развитии длительный путь от разрозненных экономических представлений до современных концепций, объясняющих закономерности функционирования и развития как отдельных экономических субъектов, так и экономики страны в целом. Наука об экономике, дающая цельное представление обо всей экономической жизни людей в системе понятий, категорий, принципов, теорий и экономических законов, называется экономической теорией.
Сегодня экономическая теория выполняет несколько важных функций.
Функции экономической теории | |
Познавательная | Состоит в постижении закономерностей развития экономики, раскрытии принципов её развития |
Методологическая | Состоит в том, что экономическая теория служит фундаментом или базой для экономических наук |
Практическая | Заключается в том, что закономерности, формулируемые в экономической теории, могут использоваться в практической деятельности человека |
С точки зрения объекта исследования выделяются следующие разделы экономической теории:
Экономическая теория | |
Микроэкономика | Изучает функционирование отдельных экономических субъектов с целью выявления условий и механизмов эффективного размещения ограниченных экономических ресурсов, имеющих альтернативные варианты использования |
Макроэкономика | Изучает национальную экономику как единое целое с целью установления механизмов достижения макроэкономического равновесия при отсутствии проявлений макроэкономической нестабильности (экономического спада, безработицы, инфляции, внешнеэкономической несбалансированности) |
Истоки экономической теории обнаруживаются в идеях и взглядах мыслителей Древнего мира, запечатлённых в записках, трактатах, сочинениях по искусству управления государством, сводах законов и других письменных документах. Однако мыслители древности ещё не выделяли экономические явления из всей суммы общественных процессов, не создали систематизированного учения об экономике.
Как наука экономика начала формироваться в ХV−ХVI вв. Основной вопрос, который тогда интересовал экономистов, — почему одни страны богатые, а другие бедные, откуда берётся богатство? И экономика становится наукой о богатстве. Термин «политическая экономия» ввёл французский экономист Антуа́н Монкретьен, опубликовавший в 1615 г. «Трактат о политической экономии», в котором формулировалась экономическая политика государства того времени. Таким образом, политическая экономия — наука о законах функционирования общественного хозяйства в рамках государства. В самостоятельную науку политическая экономия превращается в начале XVII в.
Источник