Меню

Этапы эмбрионального развития Дифференциация тканей и органов



Эмбриональное развитие

От момента образования зиготы и до выхода зародыша из яйцевых оболочек длится эмбриональный период развития.

Эмбриональный период

Дробление зиготы

После того, как произошло оплодотворение — слияние сперматозоида и яйцеклетки, образовавшаяся зигота начинает интенсивно делиться. Ее множественные митотические деления называют дроблением.

Важная особенность дробления в том, что не происходит увеличение в размере зародыша: клетки дробятся (делятся) настолько быстро, что не успевают накопить цитоплазматическую массу. Дробление зиготы человека является полным неравномерным асинхронным.

Дробление зиготы

В результате дробления образуется морула. Морула (лат. morum — ягода тутового дерева) — клетка на стадии этапа дробления, когда зародыш представляет собой компактную совокупность клеток (без полости внутри).

Бластуляция

Бластуляция — заключительный период дробления, в который зародыш называется бластулой.

После очередных этапов многократного деления образуется однослойный зародыш с полостью внутри — бластула (греч. blastos — зачаток).

Стенки бластулы состоят из бластомеров, которые окружают центральную полость — бластоцель (греч. koilos — полый). Соединяясь друг с другом, бластомеры образуют бластодерму из одного слоя клеток.

Бластула и морула

Гаструляция (греч. gaster — желудок, чрево)

Гаструляцией называют стадию эмбрионального развития, в ходе которой клетки, возникшие в результате дробления зиготы, формируют три зародышевых листка: эктодерму, мезодерму и энтодерму.

Стенка бластулы начинается впячиваться внутрь — происходит инвагинация стенки. По итогу такого впячивания зародыш становится двухслойным. Двухслойный зародыш называется — гаструла. Полость гаструлы называется гастроцель (полость первичной кишки), а отверстие, соединяющее гастроцель и внешнюю среду — первичный рот (бластопор).

Гаструла

У первичноротых животных на месте первичного рта (бластопора) образуется ротовое отверстие. К первичноротым относятся: кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви, моллюски, членистоногие.

У вторичноротых на месте бластопора формируется анальное отверстие, а ротовое отверстие образуется на противоположном полюсе. К вторичноротым относят хордовых и иглокожих (морских звезд, морских ежей).

Первичноротые и вторичноротые

При впячивании части бластулы (инвагинации) клетки бластодермы мигрируют внутрь и становятся энтодермой (греч. entós — внутренний). Оставшаяся часть бластодермы снаружи называется эктодермой (греч. ἔκτος — наружный).

Между энто- и эктодермой из группы клеток формируется третий зародышевый листок — мезодерма (греч. μέσος — средний).

Гаструляция

Нейрула

Эта стадия следует за гаструлой. Ранняя нейрула представляет собой трехслойный зародыш, состоящий из энто-, экто- и мезодермы. На этапе нейрулы происходит закладка отдельных органов.

Важно отметить, что на стадии нейрулы происходит процесс нейруляции — закладывание нервной трубки. Нервная пластинка, образовавшаяся на ранних этапах, прогибается внутрь, при этом ее края сближаются и, замыкаясь, формируют нервную трубку.

Нейруляция

Итак, как уже было сказано, на стадии нейрулы закладываются отдельные органы. Эктодерма образует покровный эпителий и нервную пластинку, мезодерма (из которой в дальнейшем появятся все соединительные ткани), энтодерма — окружает полость первичной кишки (гастроцель), образуя кишечник. От энтодермы отшнуровывается хорда.

Нейрула

Все три зародышевых листка требуют нашего особого внимания, а также понимания того, какие органы и структуры из них образуются.

Эктодерма (греч. ἔκτος — наружный) — наружный зародышевый листок, образует головной и спинной мозг, органы чувств, периферические нервы, эпителий кожи, эмаль зубов, эпителий ротовой полости, эпителий промежуточного и анального отделов прямой кишки, гипофиз, гипоталамус.

Мезодерма (греч. μέσος — средний) — средний зародышевый листок, образует соединительные ткани: кровеносную и лимфатическую системы, костную и хрящевую ткань, мышечные ткани, дентин и цемент зубов, а также выделительную (почки) и половую системы (семенники, яичники).

Энтодерма (греч. entós — «внутренний») — внутренний зародышевый листок, образует эпителий пищевода, желудка, кишечника, трахеи, бронхов, легких, желчного пузыря, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала, печень и поджелудочную железу, щитовидную и паращитовидную железы.

Зародышевые листки и их производные

Из зародышевых листков образуются ткани, органы и системы органов. Такой процесс называется органогенезом. В период закладки органов важное значение имеет воздержание матери от вредных привычек (алкоголь, курение), которые могут нарушить процесс дифференцировки клеток и привести к тяжелейшим аномалиям, уродствам плода.

Некоторые лекарства также могут оказывать на плод тератогенный эффект (греч. τέρας — чудовище, урод), приводя к развитию уродств. Периоды закладки органов и система органов вследствие их большой важности носят название критических периодов эмбриогенеза.

Критический период эмбриогенеза

Анамнии и амниоты

Анамнии, или низшие позвоночные — группа животных, не имеющая зародышевых оболочек (зародышевого органа — аллантоиса и амниона). Анамнии проводят большую часть жизни в воде, без которой невозможно их размножение.

К анамниям относятся рыбы, земноводные.

Анамнии

Амниоты — группа высших позвоночных, характеризующаяся наличием зародышевых оболочек. К амниотам относятся пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие.

Зародышевый орган, аллантоис, является органом дыхания и выделения.

За счет особых оболочек, развивающихся в ходе эмбрионального развития, амниона и серозы, у амниот формируется амниотическая полость. В ней находится зародыш, окруженный околоплодными водами. Благодаря такому гениальному устройству, амниотам для размножения и развития более не нужно постоянное нахождение в водоеме, они «обрели независимость» от него.

Амниоты

Развитие плода происходит в мышечном органе — матке, которая, сокращаясь во время родов, стимулирует изгнание плода через родовые пути. Питание осуществляется через плаценту — «детское место» — орган, который с одной стороны омывается кровью матери, а с другой — кровью плода. Через плаценту происходит транспорт питательных веществ и газообмен.

Соединяет плаценту и плод особый орган — пуповина, внутри которой проходят артерии, вены.

Плацента и матка

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Источник

Этапы эмбрионального развития. Дифференциация тканей и органов.

Раздел долгосрочного плана:

8.4. В Рост и развитие.

ФИО учителя: Алиева А.С.

Участвовали:

Отсутствовали:

Этапы эмбрионального развития. Дифференциация тканей и органов, органогенез.

Учебные цели для достижения на этом уроке (ссылка на учебную программу)

8.2.3.1 описывать этапы эмбрионального развития

8.2.3.2 описывать дифференциацию тканей и органов, формирующихся из разных зародышевых листков

Учащиеся могут знать

Определить этапы эмбрионального развития.

Характеризовать формирование определенных органов из зародышевых листков.

Описывать зародышевые листки, называя органы и ткани.

Раскрыть зависимость онтогенеза от условий окружающей среды

Крит ерий оценки

Учащиеся по рисунку определяют этапы эмбрионального развития.

Сравнивают этапы эмбрионального развития.

Описывают зародышевые листки, называя ткани и органы.

Оценивают зависимость онтогенеза от условий окружающей среды.

Языковые цели

Развитие терминологии и академического языка по предмету:

Лексика и терминология, специфичная для предмета :

Зигота, эмбрион, зародыш, зародешевый листок, бластула, гаструла,

нейрула, дифференциция тканей и органов, органогенез. Учащиеся могут назвать и написать основные термины на трех языках.

Привитие ценностей

Важность общенациональной идеи «Мəңгілік Ел» — единство

Светское общество и высокая духовность

Индустриализация и экономический рост, базирующийся на инновациях

Единство истории, культуры и языка.

Межпредметная связь

Связь с математикой, химией, экологией.

Предшествующие знания

7.4.2.1 объяснять понятия клетки, ткани, органы, системы органов.

7.4.2.2 различать растительную и животную клетки.

7.2.1.1 описывать бесполое и половое размножение у растений.

7.2.3.1 описывать процессы роста и развития организмов.

7.2.3.3 различать этапы онтогенеза животных и растений.

7.2.3.4 сравнивать прямой и непрямой типы онтогенеза у животных

Запланированны этапы урока

Виды запланированных

упражнений на уроке

Психологические минутки: приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

желаю (соприкасаются большими пальцами);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Метод «Ассоциации»:

— Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «эмбрион» ?

(Слова должны начинаться с букв данного слова.)

Биология. 8 класс. Методическое руководство.
Автор:
А.Р. Соловьева, Б.Т. Ибраимова.
Год издания:
2018

8 класс методическое пособие; автор Соловьева Р.А Ибраева Б.Т. Алматы «Атамұра»2018 год

Деление на 4 группы методом

«игральных карт»

Задание №1 (А) метод «Полиглот» Напишите в пустые графы термины и прочитайте на русском, казахском и английском языках, дайте определения. Необходимо зафиксировать скорость выполнения задания.

-Знают определения терминов на русском языке

Читайте также:  Таблица права гарантии и обязанности граждан

— Правильно пишут термины на трех языках

Ф.О по методу «Светофор»

Задание для 1 группы

Задание №2 (В) метод «Работа с текстом» Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

(1)Эмбриональное развитие – эмбриогенез начинается с момента деления яйцеклетки и заканчивается рождением организма или выходом его из яйца.

(2)Первый этап – дробление характеризуется быстрым делением без увеличения массы клеток эмбриона. (3)Дробление заканчивается образованием бластулы с бластоцелью внутри.

(4)На стадии гаструлы у хордовых животных образуется гастральная полость, которая в дальнейшем превращается в кишку, формируются энтодерма, мезодерма и эктодерма.

(5)На стадии нейрулы образуется нервная пластинка, которая преобразуется в нервную трубку, из которой в дальнейшем у позвоночных развивается головной и спинной мозг.

(6)В конце стадии нейрулы в эмбриогенезе хордовых животных образуется осевой комплекс органов: хорда, под которой расположены нервная и кишечная трубки. (7)Закладка органов начинается на стадии нейрулы и продолжается в процессе органогенеза.

1) 1 – Эмбриональное развитие – эмбриогенез начинается с момента оплодотворения и образования зиготы ; заканчивается рождением организма или выходом его из яйца.

2) 4 – На стадии гаструлы у хордовых животных образуется гастральная полость, которая в дальнейшем превращается в кишку, формируются энтодерма и эктодерма. ( убрали мезодерму , т.к. мезодерма закладывается на стадии нейрулы).

3) 6 – В конце стадии нейрулы в эмбриогенезе хордовых животных образуется осевой комплекс органов: хорда, над которой расположена нервная трубка, под хордой – кишечная трубка с жаберными карманами в глотке

-анализируют текст находит и исправляет ошибку в предложениях

-Указывают номера предложений в которых сделаны ошибки, и их исправляют.

Ф.О по методу «Аплодисменты»

Задание для 2 группы

Задание №3 (В) «Составление схемы» прочитайте текст в учебнике и составьте схему основные этапы индивидуального развития

Зигота  дробление  (Возрасные периоды)

-Составляют схему основных этапов индивидуального развития

-Распределяют этапы в правильном порядке

Ф.О метод «Медальон»

Задание для 3 группы

Задание №4 (А) «Биологический диктант». Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запищите в текст цифры, выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) запищите в таблицу.

… (А) — индивидуальное развитие организма. … (Б) период – период развития организма с момента образования зиготы до рождения или выхода из яйцевых оболочек.

… (В) – процесс образования однослойного зародыша – бластулы.

… (Г) – процесс образования двуслойного зародыша. Гистогенез и органогенез – формирование комплекса тканей и осевых органов из зародышевых

-Вставляют в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используют для этого цифровые обозначения.

— Записывают в тексте цифры, выбранных ответов

-правильную последовательность цифр (по тексту) записывают в таблицу

Ф.О по методу «Кулак–ладонь»

Физ.минутка.

Задание для 4 группы

Задание №5(В) метод «Работа по рисунку »

hello_html_m55cd3738.png

Определите какие стадии эмбрионального развития указаны на рисунке под цифрами 1-6? Ответ занесите в таблицу.

-Определяет стадию эмбрионального развития указанную на рисунке под цифрами 1-6

-Ответ заносит в таблицу.

Ф.О «Карусель»

Задание для 1 группы

Задание №6(В) « Работа по рисунку ». Определите какие зародышевые листки указаны на рисунке под цифрами 1-3? Ответ укажите в таблице. Какие типы тканей и какие органы формируются из зародышевого листка под цифрой 2?

hello_html_225833b4.png

-Определяют какие зародышевые листки указаны на рисунке под цифрами 1-3

— Ответ указывают в таблице.

Ф.О Метод «Смайлик»

Задание для 2 группы

Задание №7 (В) « Работа по рисунку ». Определите какие зародышевые листки указаны на рисунке под цифрами 1-3? Ответ укажите в таблице. Какие типы тканей и какие органы формируются из зародышевого листка под цифрой 1?

hello_html_225833b4.png

-Определяют какие зародышевые листки указаны на рисунке под цифрами 1-3

— Ответ указывают в таблице.

Ф.О метод «Деньги»

Задание для 3 группы

Задание №8(А) «Определи лишнее». Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны

Все перечисленные ниже термины, кроме двух, используются при описании эмбрионального этапа онтогенеза.

-Определяют два термина, «выпадающих» из общего списка

— записывают цифры, под которыми они указаны

Ф.О Метод «Звезда»
Задание для 4 группы

Задание №9 (А)«Определи лишнее» Определите два термина, «выпадающих» из общего списка и запишите цифры, под которыми они указаны.

Все приведенные ниже термины используются для описания эмбриона животного типа Хордовые.

-Определяют два термина, «выпадающих» из общего списка

-записывают цифры, под которыми они указаны.

Ф.О метод «Смайлик»

Задание №10 (С) «Метод графики», составьте схему слои клеток и опишите их

Слои клеток

— составляют схему слои клеток

— описывают эктодерму, мезодерму, эндодерму

ФФФ.О метод «Светофор»

Задание №11 (С)метод «Графики» заполните таблицу, укажите особенности этапов эмбрионального развития и зарисуйте рисунок

Образуется при слиянии половых клеток – яйцеклетки и сперматозоида

Дробление зиготы. Деление клеток, которое не сопровождается делением. В результате образуется однослойный зародыш — бластула

Перемещение части клеточного материала бластулы внутрь. Образование двух зародышевых листов – эктодермы, энтодермы. После завершения образуется третий зародышевый лист — мезодерма

Гисто – и органогенез

-указывают особенности этапов

— делают схематичный рисунок

Ф.О метод «Карусель »

Задание №11 (С) «Метод таблица» прочитайте и проанализируйте текст и заполните таблицу факторы влияющие на эмбриональное развитие, приведите примеры

Источник

Эмбриональное развитие

Posted on 04.04.2011 by Борис Садыков

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.

Откровенно говоря тема сегодняшнего поста не очень то любима учащимися. Да что в ней действительно может быть интересного, когда надо запоминать кучу каких-то несуразных терминов, связанных с начальными фазами эмбрионального развития живых систем.

Нередко слышишь от учеников неправильно поставленное ударение «бласт У ла, гастр У ла» вместо бл А стула, г А струла.

Возможно, что эти термины начальных стадий зарождения живого учащиеся вообще не слышали как произносятся правильно (или учителя произносят неверно). Но раз мы взялись вспоминать как устроена жизнь, без этих терминов нам не обойтись.

С чего начинается жизнь

При половом размножении новая жизнь будущего организма начинается с зиготы — оплодотворенной яйцеклетки — I. Первые стадии деления зиготы называют дроблением (очень уж быстро зигота делится путем настоящих митозов, но клетки при этом не успевают расти) — II.

Такие быстрые многочисленные дробления приводят сначала к образованию многоклеточной морулы (в конце дробления — II), по размерам совсем немного превышающим саму яйцеклетку.

Эмбриональное развитие ланцетника

Затем образуется бластула — III. На стадии бластулы зародыш имеет всего один слой клеток, то есть бластула — это однослойный зародыш, состоящий из генетически совершенно одинаковых клеток (что в прочем справедливо всегда и для любых уже дифференцированных клеток любого организма).

Затем деления клеток продолжаются. Но происходит одно из самых важных, до конца не разгаданных

Их активное перемещение. Какая-то часть клеток вдруг устремляется внутрь бластулы, а часть — остается снаружи. То есть именно в этот период клетки из омнипотентных, совершенно одинаковых не дифференцированных, можно сказать стволовых, превращаются в дифференцированные клетки разных зародышевых листков.

Ведь в дальнейшем клетки разных зародышевых листков послужат образованию таких разнообразных клеток различных тканей будущего организма, при этом всегда имея совершенно одинаковую генетическую информацию .

Так образуется двухслойный зародыш — гаструла IV, состоящая уже из двух слоев клеток: наружного слоя эктодермы и внутреннего — энтодермы .

У кишечнополостных животных эмбриональный период заканчивается стадией двухслойной гаструлы. Взрослые кишечнополостные представляют собой тела, состоящие из двух зародышевых листков — эктодермы и энтодермы.

У всех последующих групп животных в эмбриональном развитии на стадии поздней гаструлы — ранней нейрулы V между эктодермой и энтодермой идет закладка третьего среднего зародышевого листка — мезодермы .

То, что «мезо» средний не путает никто, а «экто» и «энто» можно запомнить так: буква «к» раньше «н» в алфавите и получается «экто» снаружи, «энто» внутри.

На этом сказ о трех зародышевых листках не заканчивается. Пока была лишь прелюдия к тому, что следует действительно знать. Так вот, снова повторюсь, формирование у эмбриона трех зародышевых листков, состоящих из генетически совершенно одинаковых групп клеток, обеспечивает в дальнейшем образование различных тканей и органов.

Читайте также:  Таблица заправочного веса фреона в кондиционерах автомобилей Skoda

Из каких зародышевых листков впоследствии какие виды тканей и какие органы формируются:

У кого есть вопросы по статье к репетитору биологии по Скайпу, замечания, пожелания — прошу в комментарии.

У меня на блоге вы можете приобрести ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

Источник

Биология в лицее

Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 г. Воронежа, РФ

Site biology teachers lyceum № 2 Voronezh city, Russian Federation

Эмбриональный период онтогенеза (эмбриональное развитие), происходящий внутриутробно в теле матери и оканчивающийся рождением, есть у большинства млекопитающих, в том числе у человека. У яйцекладущих организмов и выметывающих икру эмбриональное развитие происходит вне тела матери и оканчивается выходом из яйцевых оболочек (у рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, а также у многих беспозвоночных животных – иглокожих, моллюсков, червей и др.).

В эмбриональном периоде выделяют три основных этапа: дробление, гаструляцию и первичный органогенез. Эмбриональный, или зародышевый, период онтогенеза начинается с момента оплодотворения и продолжается до выхода зародыша из яйцевых оболочек.

У семенных растений к эмбриональному развитию относят процессы развития зародыша, происходящие в семени.

Дробление — это процесс деления зиготы или неоплодотворённого яйца на бластомеры. Дробление заканчивается образованием бластулы. Различают полное и частичное дробления.

Полное дробление — дробление, при котором цитоплазма яйца целиком разделяется на бластомеры. Обычно полное дробление проходят яйца с небольшим количеством равномерно распределённого в цитоплазме желтка. Различают полное равномерное и полное неравномерное дробления.

При полном дроблении всё яйцо делится на 2 части, затем на 4, 8, 16 и т. д. В результате такого дробления яйца образуется комочек клеток — морула . Позднее в центре зародыша возникает полость. Таким образом, морула является разновидностью бластулы, лишённой полости. Стадию морулы проходят губки, кишечнополостные, плоские черви, членистоногие, большинство млекопитающих.

Неполное (или частичное) дробление — дробление, при котором часть цитоплазмы яйца остается неразделённой на бластомеры. Различают частичное поверхностное и частичное дискоидальное дробления.

Неполное дробление наблюдается в яйцах с большим содержанием желтка. При этом типе дробления на бластомеры распадается не всё яйцо, а только часть его, в которой содержится ядро, окруженное цитоплазмой.

Бластула (греч. бластос — зачаток) — зародыш многоклеточных животных в период бластуляции. Обычно различают раннюю, среднюю и позднюю бластулу. Строение бластулы зависит от строения яйца и характера дробления.

В яйцах птиц, рыб и некоторых других животных участок, из которого будет развиваться зародыш, расположен на одном из полюсов в виде небольшого диска (такие яйца называются телолецитальными ). При развитии зародыша этот диск дробится на ряд бластомеров, расположенных в один слой, лежащий на массе желтка. В яйцах других животных (например, насекомых) желток обычно занимает среднюю часть (так называемые центролецитальные яйца ). Дробление окружающего желток участка приводит к возникновению периферического слоя бластомеров, к образованию однослойного зародыша — бластулы, внутри которого имеется первичная полость — бластоцель (иногда заполненная желтком).

У животных, яйца которых проходят полное, но неравномерное дробление, верхняя часть бластулы сложена мелкими, а нижняя — более крупными клетками ( блаcтомерами).

Гаструляция — следующий за формированием бластулы этап развития многоклеточного животного, который заключается в превращении однослойной бластулы в двухслойную гаструлу. Гаструляция у разных животных протекает неодинаково. У форм, яйца которых проходят полное и равномерное дробление, бластула имеет вид пузырька с клеточной стенкой примерно одинаковой толщины. В этом случае гаструляция идет путём впячивания нижней части бластулы. В результате образуется зародыш с двумя зародышевыми листками: наружным — эктодермой и внутренним — энтодермой.

Гаструла — это зародыш многоклеточных животных в период гаструляции. Гаструла впервые описана А. О. Ковалевским в 1865 году и названа «кишечной личинкой», термин «гаструла» введён в 1874 году Э. Геккелем. Обычно различают стадии ранней, средней и поздней гаструлы. На стадии поздней гаструлы зародыш образован двумя слоями клеток — наружным (первичной эктодермой) и внутренним (первичной энтодермой). У всех животных, кроме двухслойных (губки и кишечнополостные), образуется третий слой — мезодерма.

Как бы ни шёл процесс гаструляции, он приводит к образованию зародыша, состоящего из двух слоёв клеток: эктодермы и энтодермы. Но у более высокоорганизованных животных между эктодермой и энтодермой образуется средний зародышевый листок — мезодерма.

Зародышевые листки (зародышевые пласты) — слои тела зародыша многоклеточных животных и человека, образующиеся в процессе гаструляции. У большинства организмов три зародышевых листка: наружный — эктодерма, внутренний — энтодерма и средний — мезодерма.

В процессе развития эмбриона зародышевые листки путём дифференцировки образуют ткани и органы. В формировании эпителиальных тканей участвуют все три зародышевых листка. Из эктодермы развиваются кожный эпителий и его железы, передний и задний отделы кишечника, органы дыхания (у насекомых), нервная система; из энтодермы — эпителий среднего (пищеварительного) отдела кишечника, крупные застенные железы (печень и поджелудочная железа), органы дыхания; из мезодермы — скелет, мышцы, кровь, органы выделения и размножения.

Дифференцировка — это процесс, в результате которого клетка становится специализированной, т. е. приобретает химические, морфологические и функциональные особенности. Первые химические и морфогенетические различия между клетками, обусловливаемые самим ходом эмбриогенеза, обнаруживаются в период гаструляции.

Зародышевые листки и их производные являются примером ранней дифференцировки.

Зародышевый листок Органы и ткани
Эктодерма Зачатки ЦНС, органов чувств, эпидермиса и его производных, эмаль зубов
Энтодерма Кишечный эпителий с зачатками печени и поджелудочной железы, органы дыхания
Мезодерма Зачатки скелета, мускулатуры, кровеносной системы (включая сердце), половых органов, органов выделения, дермы, серозных оболочек, коркового вещества надпочечников

Осевые органы — это центральная нервная система (у хордовых — нервная трубка), хорда и пищеварительная трубка, которые начинают формироваться в позднюю стадию гаструляции (нейруляции) и дифференциации клеток. Нервная трубка, кишечник и хорда — комплекс осевых органов зародыша, который определяет двустороннюю симметрию тела.

Стадия развития зародыша, на которой осуществляется закладка осевых органов, называется нейрулой.

Большое влияние на развитие зародыша имеют факторы среды: радиация, токсические вещества (никотин, алкоголь, наркотики), недостаток кислорода, вирусы, паразиты, неудовлетворительное питание и т.п. Их постоянное воздействие может привести или к гибели зародыша, или к нарушению нормального развития (например, к появлению двухголовых ящериц, сиамских близнецов, слабоумию и др.).

Источник

Биология. 10 класс

Конспект урока

Биология, 10 класс

Урок 11. «Онтогенез. Эмбриональное развитие организма.»

3. Перечень вопросов, рассматриваемых в теме;

На уроке мы рассмотрим процесс индивидуального развития живых организмов. Вы узнаете, как из единственной клетки, проходя сложный путь преобразований, развивается целый организм. Какие стадии жизненного цикла общие у представителей разных систематических групп. Какое воздействие оказывают факторы среды на развитие организма в зародышевом периоде.

4. Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке);

Онтогенез, типы онтогенеза, эмбриональный период, постэмбриональный период, морула, бластула, бластоцель, гаструла, нейрула, эктодерма, энтодерма, мезодерма, эмбриональная индукция, метаморфоз

Эмбриология — наука об индивидуальном развитии организмов.

Онтогенез – процесс индивидуального развития особи от момента образования зиготы до конца жизни организма.

Эмбриональное развитие — период жизни организма, который начинается с образования зиготы и заканчивается рождением или выходом зародыша из яйца.

Дробление — многократное деление зиготы путем митоза.

Бластула – однослойный зародыш с полостью внутри;

Гаструляция — двухслойный зародыш

Нейрула трехслойного зародыша — появление третьего, среднего слоя клеток — мезодермы, завершение образования трех зародышевых листков;

5. Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц);

1.Учебник «Биология.10-11класс», созданный под редакцией академика Д.К.Беляева и профессора Г.М.Дымшица / авт.-сост. Г.М. Дымшиц и О.В.Саблина.- М.: Просвещение, 2018г.стр.75-78

1.А.А.Кириленко «ЕГЭ. Биология. Раздел «Генетика» , Учебно — методическое пособие.- Ростов н/Д: Легион, 2009г. С 68-70

2.А.Скворцов, А.Никишов, В. Рохлов. Универсальное учебное пособие. Биология, 6-11 классы
Школьный курс. М. «АСТ — Пресс», 2000 г. стр. 394-395

Читайте также:  Заполните таблицу операция клавиша или комбинация клавиш

3.О.Л.Ващенко «Биология. Интерактивные дидактические материалы. 6-11 классы (+CDpc)

6. Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);

  1. Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru
  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru
  3. Открытый колледж Биология http://college.ru/biology/

7. Теоретический материал для самостоятельного изучения;

Онтогенез – индивидуальное развитие организма.

Эмбриональный период, именуемый эмбриогенезом, берёт начало с соединения ядер женской и мужской половых клеток и представляет собой процесс оплодотворения. Так, у тех организмов, которым свойственно внутриутробное развитие, эмбриогенез заканчивается рождением, у организмов с личиночного типа развитием – выходом из зародышевых оболочек.

Эмбриональный период развития имеет несколько стадий:

1.Зигота. При оплодотворении мужская половая клетка, достигая яйцеклетки, провоцирует её развитие. В ней начинают происходить химические и физические процессы, которые способствуют образованию симметрии яйцеклетки, ликвидации мембран ядер, в результате чего, ядра двух клеток соединяются, и образуется ДНК.

2. Дробление (первый этап развития зиготы) – начинается деление зиготы. В яйцеклетке, которая продвигается по фаллопиевой трубе, образуются борозды, благодаря чему происходит деление клеток. Образовавшиеся таким путём клетки называются морулы. Эту стадию проходят все многоклеточные организмы, которые размножаются половым путём, различным является только процесс деления клеток (радиальное, билатеральное, спиральное). Особенностью деления клеток является то, что они не растут. Этот процесс предполагает образование из одной крупной клетки (яйцеклетки) большого количества клеток мелких, с меньшим количеством цитоплазмы возле ядер. Эмбриональный период на этом не заканчивается, рассмотрим следующие стадии развития эмбриона.

3. Бластула (образование многоклеточной структуры в форме пузырька) – состоит из слоя клеток, которые именуются эмбриональными. Размер бластулы приближается к размерам яйцеклетки, поэтому при делении клеток, возрастает число ядер и ДНК.

4. Гаструляция – стадия движения клеток эмбриональных, в результате чего образуются три слоя зародышевых листов. Эта стадия характеризуется возрастанием синтеза белков и рибосом, в этот период происходит выпячивание полюса (вегетативного) внутрь бластулы, противоположные полюса соединяются, и полость бластулы ликвидируется. При этом образуется новая полость, которая получила название бластопор или первичный рот.

Таким образом, гаструляция является необходимым моментом развития эмбриона, поскольку эмбриональный период на этой стадии даёт возможность формированию его органов и тканей, а также систем организма. Следует отметить, формирование тканей и органов эмбриона в разные периоды имеют разную чувствительность к повреждающим воздействиям среды, например, к инфекциям, радиации или химическим агентам. Эти периоды повышенной чувствительности называют критическими, здесь повышается вероятность развития отклонений.

Так, эмбриональный период имеет несколько критических моментов. Рассмотрим их более детально: 1. Период бластулы (первые две недели после зачатия) – эмбрион либо погибает, либо продолжает развиваться без отклонений. В это время погибает большое количество эмбрионов (40%), которые начали своё развитие из мутированных половых клеток. 2. С двадцатого по семидесятый день после оплодотворения – период наибольшей ранимости эмбриона, поскольку начинают закладываться и формироваться все жизненно важные органы. 3. Плодный период характеризуется быстрым ростом плода. Здесь довольно часто могут возникать нарушения его развития только в тех органах, которые не закончили своего формирования. Таким образом, эмбриональный период онтогенеза характеризуется формированием и развитием эмбриона путём делением клеток, образования у него тканей, органов и систем. У различных живых организмов этот период разнится по времени, но в любом случае, начинается он с момента зачатия и заканчивается рождением новой жизни

Эктодерма — наружный слой кожи – эпителий, нервная система, эмаль зубов, производные кожи: волосы, ногти, когти, рога, копыта, чешуя рыб, пресмыкающихся, кожные железы, органы чувств: глаза, уши и др.

Энтодерма — эпителий внутренних органов: кишечника, жабр, легких. Пищеварительные железы – печень, поджелудочная железа.

Мезодерма хрящевая и костная ткань, мышцы, почки, сердечно — сосудистая система, половые железы, дентин зубов.

На развивающийся зародыш оказывает влияние окружающая среда. В большей степени эта зависимость проявляется у беспозвоночных животных. У плацентарных млекопитающих посредником между зародышем и окружающей средой является организм матери, от которого эмбрион получает питание, кислород, тепло.

Основателем современной эмбриологии является российский учёный К.М.Бэр. В 1828 г. он опубликовал сочинение «История развития животных».

Заслуга создания эволюционной эмбриологии также принадлежит замечательным русским ученым А.О. Ковалевскому, И.И. Мечникову, А.Н. Северцову, И.И. Шмальгаузену. Современным представлениям о зародышевых листках, наука обязана А.О. Ковалевскому, который обнаружил эктодерму, энтодерму и мезодерму у всех групп хордовых.

Немецкие ученые Ф. Мюллер и Э. Геккель сформулировали биогенетического закона, согласно которому онтогенез, т.е. индивидуальное развитие вида, есть краткое повторение филогенеза – исторического развития вида которому он относится. В 1866 Геккел вводит понятие онтогенез.

Российский ученый — академик А.Н. Северцов установил, что в индивидуальном развитии животных повторяются признаки не взрослых предков, а их зародышей.

На протяжение всего времени внутриутробного развития плод, напрямую связанный с организмом матери через уникальный орган – плаценту, находится в постоянной зависимости от состояния здоровья матери.

Влияние никотина.

В последнее время ведётся много споров на тему, влияет ли курение на развитие плода. Известно, что никотин, попадающий в кровь матери, легко проникает сквозь плаценту в кровеносную систему плода и вызывает сужение сосудов. Если поступление крови в плод ограничена, то снижается его снабжение кислородом и питательными веществами, что может вызвать задержку развития. У курящих женщин ребёнок при рождении весит в среднем на 300-350г меньше нормы. Существуют и другие проблемы, связанные с курением при беременности. У таких женщин чаще происходят преждевременные роды и выкидыши на поздних сроках беременности. На 30% выше вероятность ранней детской смертности и на 50% — вероятность развитие пороков сердце у детей, чьи матери не смогли во время беременности отказаться от сигарет.

Столь же легко через плаценту проходит и алкоголь. Употребление спиртного при беременности может вызвать у ребенка состояние, известное, как алкогольный синдром плода. При этом синдроме наблюдается задержка умственного развития, микроцефалия (недоразвития головного мозга), расстройства поведения (повышенная возбудимость, невозможность сосредоточиться), снижение скорости роста, слабость мышц.

Влияние наркотических веществ.

Особенно чувствителен плод к вредному воздействию наркотических веществ. Если женщина имеет зависимость от наркотических препаратов, то её ребёнок, как правило, в эмбриональный период развитие приобретает такую же зависимость.

После рождения у него возникает синдром отмены (ломка), потому что исчезает постоянное поступление наркотика, который до этого ребёнок получал из крови матери через плаценту. Так как героин, кокаин и другие наркотики в первую очередь поражают нервную систему, у таких детей ещё в период внутриутробного развития может возникнуть поражение головного мозга, что приведёт в дальнейшем к задержке умственного развития или нарушения поведения.

Влияние лекарственных препаратов.

Лекарственные препараты, которые продаются в аптеке без рецептов, всегда тщательно проверяются на влияние вредных воздействий. Однако, если возможно, было бы желательно ограничить приём лекарств, особенно на ранних стадиях беременности и в критические для развития плода периоды, потому что многие лекарственные препараты очень легко проходят через плаценту.

Трагедия, которая потрясла Западную Европу связанна с талидомидом. Препарат в начале 60-х гг. ХХ в. выписывали многим беременным, страдающих от постоянных приступах тошноты. Довольно быстро выяснилось, что это лекарство вызывало нарушения развития конечностей у плода: они либо отсутствовали, либо были недоразвиты. Лекарство было запрещено, но несколько тысяч детей уже родились. Часто у новорожденных, чьи матери принимали талидомид, кисти или стопы росли прямо из туловища. Степень недоразвития конечностей зависела от того, на какой стадии беременности мать принимала лекарство.

Для развития плода представляют серьёзную опасность вирусные заболевания матери во время беременности. Наиболее опасны краснуха, гепатит В и ВИЧ-инфекции. В случае заражения краснухой на первом месяце беременности у 50% детей развиваются врождённые пороки: слепота, глухота, расстройства нервной системы и пороки сердца.

8. примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий).

Установите последовательность стадий эмбриогенеза хордового животного.

Запишите в таблицу, соответствующую последовательность цифр

Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные).

Источник

Adblock
detector