Меню

Этапы развития ассоцианизма Доктрина ассоциаций Т Брауна



Приложение 1 Курс философии в таблицах

Курс философии в таблицах

Таблица 1. Четыре эпохи в философии

Таблица 2. Античная философия

Таблица 3. Средневековая философия

Таблица 4. Философия Нового времени

Примечание. В таблице в соответствии с избранной крупномасштабной классификацией философии Нового времени не конкретизируется рубрика «Авторы основных философских концепций» применительно к эпохе Возрождения. Безусловно, такие возрожденческие философы, как Николай Ку-занский, Марсилио Фичино, Джордано Бруно, заслуживают самых лестных оценок. Вместе с тем следует признать, что даже лучшим философам эпохи Возрождения не удалось создать концепции, сравнимые по своей масштабности с творениями Декарта, Локка, Канта.

Таблица 5. Философия XX века

Таблица 6. Философия о человеке

Таблица 7. Философия об обществе

Примечание. В философии XX в. общество чаще всего характеризуется в соответствии с избранными им ценностными ориентирами. Но надо иметь в виду, что путь к этим ценностям может быть различным, а именно: феноменологическим, герменевтическим, аналитическим, постмодернистским.

Таблица 8. Три главные ценности

Примечание. Ценность — это интерпретация, в которой субъект или группа людей выражает свои предпочтения. Всякая интерпретация совершается посредством использования определенных философских методов.

Таблица 9. Философия о красоте

Примечание. Под красотой в данном случае понимается главная ценность чувственно-эстетической жизни человека. Иначе говоря, красота не противопоставляется прекрасному или возвышенному.

Таблица 10. Философия о добре

Таблица 11. Три концепции чувственного познания

Таблица 12. Что такое рациональное познание?

Таблица 13. Три современные концепции истины

Таблица 14. Что такое истина?

Таблица 15. Уровни научного исследования

Таблица 16. Три теоретических метода

Таблица 17. Философия языка

Таблица 18. Философия техники

Таблица 19. Философия природы

Таблица 20. Второй (неприродный) пол

Таблица 21. Две интерпретации образования

Читайте также

II. Вексельный курс

Приложение I. Людвиг Витгенштейн и философская мысль XX века (Материалы коллоквиума в рамках X Всесоюзной конференции по логике, методологии и философии науки. Минск, сентябрь 1990 г.)

Приложение I. Людвиг Витгенштейн и философская мысль XX века (Материалы коллоквиума в рамках X Всесоюзной конференции по логике, методологии и философии науки. Минск, сентябрь 1990 г.) Программа Бюро коллоквиума: доктор философских наук Козлова М.С. доктор философских наук

1. Введение в курс логики

1. Введение в курс логики В своем развитии человечество прошло длинный путь – от далеких времен, когда первым представителям нашего рода приходилось ютиться в пещерах, до городов, в которых живем мы и наши современники. Такой временной разрыв не повлиял на сущность

Раздел 2 Систематический курс философии

Раздел 2 Систематический курс философии Философия человекаФилософия обществаФилософия историиФилософия как аксиологияФилософия познания и наукиФилософия языкаФилософия техникиФилософия природыФилософия второго полаФилософия

Приложение 4. Программа курса философии

Приложение 4. Программа курса философии Тема 1. Что такое философия?Тема 2. Античная философияТема 3. Средневековая философияТема 4. Нововременная философияТема 5. Философия наших днейТема 6. Философия человека, общества и историиТема 7. Философия как аксиологияТема 8.

Приложение 5. Примерное почасовое планирование кнрса философии (для вариантов I/II/ III

Приложение 5. Примерное почасовое планирование кнрса философии (для вариантов I/II/

Приложение 100 вопросов на понимание курса философии

Приложение 100 вопросов на понимание курса философии К Введению1. Уступает ли философия науке в рациональности?2. Уступает ли философия искусству в образности?3. Уступает ли философия религии в нравственном отношении?4. Обладает ли философия практической

ОМОЛАЖИВАЮЩИЙ КУРС КАЛИОСТРО

ОМОЛАЖИВАЮЩИЙ КУРС КАЛИОСТРО Калиостро обычно не причисляют к алхимикам, хотя сам он и говорил, что владеет тайной элексира жизни. Но тайну он получил не как алхимик, а как великий копт, то есть глава ужасно глупой ложи свободных каменщиков, отправляющей древнеегипетские

Приложение 2. Замечания о личности в политической философии

Приложение 2. Замечания о личности в политической философии Сначала — о предмете. Здесь будет говориться о личности с точки зрения политической философии. Но почему политическая философия, а, скажем, не экономическая? Только самые наивные и малообразованные наши

ПРИЛОЖЕНИЕ ИОАНН ПЕТРИЦИ «РАССМОТРЕНИЕ ПЛАТОНОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ПРОКЛА ДИАДОХА»

ПРИЛОЖЕНИЕ ИОАНН ПЕТРИЦИ «РАССМОТРЕНИЕ ПЛАТОНОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ПРОКЛА ДИАДОХА» ПРЕДИСЛОВИЕ[9]Нам следует познать сущность великих богословских теорий, но сперва надо уяснить идею настоящей книги. А ее идея заключается в следующем: во-первых, в том, чтобы выявить единое,

Читайте также:  Семилетняя война при елизавете петровне таблица

Приложение. Задача эстетики и философии религии

Приложение. Задача эстетики и философии религии § 35. Задача и принцип эстетики Природа и нравственный мир – то, что есть, и то, что должно быть, – обнимают, по-видимому, собою все, что может быть предметом человеческого познания. И тем не менее лишь за их пределами лежит

Источник

Возникновение и развитие философской мысли. Философия в схемах и таблицах (Аблеев С. Р.)

Данная статья представляет собой часть 2 главы книги Аблеева С. Р. «Философия в таблицах». Речь пойдет о возникновении и развитии философских учений. Таблица 12 посвящена регионам и периодам становления философии в Древнем мире. В таблице 13 отражены важнейшие географические центры философской мысли в различные исторические эпохи. Таблица 14 представляет влиятельные философские течения и некоторых крупных мыслителей Востока и Запада в течение трех тысяч лет.

Все схемы и таблицы из главы продублированы ниже в текстовом формате для удобства нуждающихся или для тех, у кого нет возможности просматривать изображения.

Таблица 12

Возникновение философии (регионы и периоды). Таблица

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
(РЕГИОНЫ И ПЕРИОДЫ)

1. САКРАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНАЯ МИФОЛОГИЯ И ПРЕДФИЛОСОФИЯ — Древняя арийская цивилизация (Центральная Азия, полуостров Индостан) — период, предсшествующий І тыс. до н. э.

2. САКРАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНАЯ МИФОЛОГИЯ И ПРЕДФИЛОСОФИЯ — Древняя египетская цивилизация (Северная Африка) — период, предсшествующий І тыс. до н. э.

3. САКРАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНАЯ МИФОЛОГИЯ И ПРЕДФИЛОСОФИЯ — Древняя вавилонская цивилизация (Западная Азия) — период, предсшествующий І тыс. до н. э.

4. РЕЛИГИОЗНО-МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ПРЕДФИЛОСОФИЯ — Древняя китайская цивилизация (Центральная и Юго-Восточная Азия) — период, предсшествующий І тыс. до н. э.

5. ПЕРВЫЕ ОФОРМЛЕННЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ — Древняя индийская цивилизация (полуостров Индостан) — І тыс. до н. э. (VI в. до н. э.).

6. ПЕРВЫЕ ОФОРМЛЕННЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ — Древняя китайская цивилизация (Центральная и Юго-Восточная Азия) — І тыс. до н. э. (VI в. до н. э.).

7. ПЕРВЫЕ ОФОРМЛЕННЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ — Древняя греческая цивилизация (средиземноморье) — І тыс. до н. э. (VI в. до н. э.).

Таблица 13

Важнейшие географические центры локализации философской мысли в истории. Таблица

ВАЖНЕЙШИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ ЛОКАЛИЗАЦИИ
ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

1. ДРЕВНИЙ МИР — Азия (Индия, Китай), Африка (Египет), Европа (Греция, Рим).

2. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ — Азия (Индия, Китай, Тибет, Ближний и Средний Восток), Африка (Египет), Европа (Западная, Восточная, Южная Европа, Европейская часть России).

3. ВОЗРОЖДЕНИЕ — Азия (Индия, Китай, Тибет, Ближний и Средний Восток), Африка (Северная Африка), Европа (Западная, Восточная, Южная Европа, Европейская часть России).

4. НОВОЕ ВРЕМЯ — Азия (Индия, Китай, Тибет, Ближний и Средний Восток, Япония), Африка (Северная Африка), Европа (Европа, Европейская часть России), Америка (Северная Америка).

5. НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ — Азия (Индия, Китай, Ближний и Средний Восток, Япония, Россия), Африка (Африка), Европа (Европа, Россия), Америка (Северная Америка).

Таблица 14

Крупные философы всех времен. Таблица

Крупные философы всех времен. Схема

НЕКОТОРЫЕ КРУПНЫЕ МЫСЛИТЕЛИ (Х. В. ДО Н. Э. — ХХ В.)

1. ДРЕВНИЙ МИР (ДО І В.)

  • Персия: Зороастризм (Зороастр)
  • Индия:
    Йога (Кришна, Патанджали)
    Санкхья (Капила)
    Веданта (Бадараяна, Вьяса)
    Джайнизм (Махавира)
    Буддизм (Гаутама Будда)
  • Китай:
    Даосизм (Лао-цзы)
    Конфуцианство (Кун Фу-цзы)
  • Греция:
    Пифагорейство (Пифагор)
    Платонизм (Платон)
    Аристотелизм (Аристотель)
  • Ближний восток: Христианство (Иисус Христос)

2. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (II — XIV ВВ.)

  • Египет: Мистическое Христианство (Ориген Александрийский)
  • Северная Африка: Христианство (Августин Блаженый)
  • Италия: Христианство (Фома Аквинский)
  • Арабский мир:
    Ислам (Мухаммед)
    Суфизм (Ибн-Араби)
    Исламская философия (аль-Кинди, аль-Фараби, Ибн-Сина, Ибн-Рушд)
  • Индия: Адвайта-веданта (Шри-Шанкара)

3. ВОЗРОЖДЕНИЕ (XV-XVI ВВ.)

  • Европа:
    Христианский пантеизм (Николай Кузанский)
    Пантеистическая натурфилософия (Николай Коперник, Джордано Бруно)
    Мистическое христианство (Якоб Беме)

4. НОВОЕ ВРЕМЯ (XVII-XIX ВВ.)

  • Европа:
    Эмпиризм (Френсис Бэкон)
    Рационализм (Рене Декарт)
    Натурфилософия (Михаил Ломоносов)
    Философский идеализм (Иммануил Кант)
    Философский идеализм (Георг Гегель)
    Марксизм (Карл Маркс)
    Позитивизм (Огюст Конт)
    Теософия (Елена Блаватская)
  • Восток: Эзотерическая философия (Махатма Мория, Махатма Кут-Хуми, Махатма Иларион)
  • Индия: Неоиндуизм (Рамакришна, Вивекананда)
  • Россия: Христианство (Владимир Соловьев, Лев Толстой)
Читайте также:  Значение Мирового океана характеристика ресурсы и роль в жизни людей

5. НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ (ХХ В.)

  • Европа:
    Психоанализ (Зигмунд Фрейд)
    Неопозитивизм (Людвиг Витгенштейн, Бертран Рассел)
    Экзистенциализм (Альбер Камю, Жан Сартр, Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс)
  • Россия-Европа: Христианство (Николай Бердяев)
  • Россия: Марксизм-ленинизм (Владимир Ленин)
  • Восток-Запад: Живая Этика (Елена Рерих, Николай Рерих)

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Источник

Таблица хронологии философии

Таблица хронологии философии:

1. Древнейшая Эра философии.
Дофалесова философия.

2. Старая Эра философии.
Фалесова философия.
6 век до н. э. Начало Фалесовой философии. 585 г. до н. э. — «расцвет Фалеса».

3. 529 г. н.э. — конец Древней фалесовой философии (закрытие платоновской академии) и начало средней (средневековой, схоластической, аристотелианской) фалесовой философии.

4. 1620 г. (издание Бэконовского «Нового Органона» ) — начало Новой Фалесовой философии (философии Нового времени)

5. 2011 г. — начало Оргаософии, Нефалесовой философии и Новой Эры философии.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Источник

Этапы развития ассоцианизма. Доктрина ассоциаций Т. Брауна

Развитие английской ассоциативной психологии в XIX веке (Браун, Джеймс Милль, Дж.Ст.Милль, А.Бэн, Г.Спенсер).Особенностью ассоцианизма XIX века явилось его соединение с философией позитивизма. В развитии ассоцианизма этого периода различают три этапа: а) наивысший расцвет (Т.Браун, Дж.Милль); б) пересмотр основных положений о предмете и методе ассоциативной психологии, начало кризиса системы ассоциагизма (Дж.Ст.Милль); в) Отступление от классического ассоцианизма по ряду проблем (А.Бэн).а)Т.Браун в “Лекциях по философии человеческого духа” (1820) продвинул учение об ассоциациях: ввел вторичные законы ассоциации – учение о дополнительных факторах. объясняющих возникновение в данный момент той или иной ассоциации из многих других. Мышление проанализировал как процесс решения задачи = выбор одной из ассоциаций, вызываемых предъявлением этой задачи. Развил учение об ощущениях: выделил из осязания ощущение тепла-холода, а также мускульное чувство и указал на его значение для формирования чувства уверенности в существовании предметов внешнего мира. он оторвал душевные явления от материальной основы и постулировал их подчиненность собственным, внутренним законам, которые открываются только в самонаблюдении. Только основания ассоциаций (простых внушений) лежат в мозгу, остальные связи представляют собой операции духа и называются относительными внушениями. В качестве метода признавал только самонаблюдение. Всякое сложное душевное явление он сводил к сумме составляющих его более простых. Познание трактовал механистически. Потребности он понимал биологизированно и относил вместе с ощущениями и чувствами удовольствия-неудовольствия к области чувственных процессов. Разделял потребности на два рода чувствований: ощущение неудовольствия + желание предмета, снимающего это неудовольствие. То есть уничтожалась специфика потребностей как особых психических состояний.

Дж.Милль (1773 — 1836) в труде “Анализ явлений человеческого духа”. Всю психологическую жизнь он сводит к ощущениям, представлениям и ассоциациям идей: есть только одно явление – ощущение, и один закон – ассоциации. Он выделил две причины закрепления ассоциаций: живость ассициируемых ощущений и частоту их повторения. Также Милль сформулировал общий закон ассоциаций: идеи зарождаются и существуют в том порядке, в котором существовали ощущения как их оригиналы.

Классический ассоцианизм (Т.Браун. Дж. Милль, Д.С. Милль). Значение ассоциативной психологии.Развитие ассоцианизма. Изучение органов чувств, нервно-мышечной системы, коры головного мозга имело анатомическую направленность (т.е. психическое соотносилось со строением различных частей организма). Однако обращение к этим органам сталкивало с необходимостью осмыслить эффекты их деятельности. Эффекты же относились к области психического (сознания). Поэтому естествоиспытатель вынужден был перейти на почву психологии. Черпать же в психологии анатомофизиолог мог только ту информацию, которую она (психология) к этому времени наработала. Как мы знаем, в психологии в ту эпоху доминировало учение об ассоциациях. Оно оставалось единственным направлением, способным не только описывать, но и объяснять факты. Идеи ассоцианизма получили наивысшую популярность в Англии, где лидерами этого направления выступили отец и сын Милли. Английский историк и экономист Джеймс Милль (1773-1836) вернулся к представлению о том, что сознание – это своего рода психическая машина, работа которой совершается строго закономерно по законам ассоциации. Всякий опыт состоит, в конечном счете, из простейших элементов (ощущений), образующих идеи (сперва простые, затем все более сложные). Никаких врожденных идей не существует. Джон Стюарт Милль: ментальная химия. Сын Джеймса – Джон Стюарт Милль (1806-1873) являлся в ту эпоху властителем дум не только в Англии, но и в континентальной Европе, а также в России. Его труды по логике, этике и другим наукам пользовались большой популярностью. Если для его отца образцом точного знания являлась механика, то сын находился под влиянием успешно развивавшейся в тот период химии. Он стал говорить о «ментальной (психической) химии», т.е. о возникновении из простейших элементов сознания новых, обладающих собственными качествами структур этого сознания – подобно тому, как из водорода и кислорода возникает совершенно новый продукт – вода. Постулат, согласно которому главная задача психологии – изучать законы возникновения и ассоциации идей как элементов сознания, на несколько десятилетий стал ее основой как самостоятельной науки. Когда вскоре возникла новая экспериментальная психология, которая, в отличие от Д.С.Милля, не ограничивалась общими, умозрительными соображениями о том, что идеи образуют новые синтезы, она, эта новая психология, следовала по стопам Милля. «Психическая химия» объясняла, почему многие ощущения, например звук скрипки или вкус апельсина (который является в действительности в значительной мере запахом), воспринимаются в виде простых и единых, хотя они обусловлены сложными стимулами, подобно тому, как вода представляется простой и единой, хотя она состоит из кислорода и водорода. Это воззрение существенно повлияло на программу работы первых психологических лабораторий. Предполагалось, что путем экспериментального анализа удастся вычленить «атомы» сознания и получить в психологии нечто подобное Менделеевской таблице. Принимая за исходное начало всех порождений человеческой культуры работу индивидуального сознания, Д. С. Милль основал направление, которое получило имя психологизма. Экономика, политика, мораль, право, воспитание рассматривались в качестве эффектов действия психологических законов. Ассоциация трактовалась как ключ ко всем человеческим феноменам и проблемам. Однако наибольшее влияние на психологию оказала не идея Милля о «ментальной химии», а его «Логика», первое же издание которой (1843) принесло автору всеевропейскую славу. Это произведение расценивается как одно из наиболее значительных явлений философской мысли XIX века в силу того, что выдвинуло на первый план проблемы методологии научного исследования. «Если историк науки в девятнадцатом столетии должен был бы назвать философский труд, который в середине этого столетия и вскоре после этого имел влияние, он несомненно отдал бы пальму первенства «Логике» Милля. Этот труд. был впервые рекомендован Либихом немецкому ученому миру, в то время мало интересовавшемуся философией, и к нему часто обращались, когда приходилось обсуждать философские вопросы. Так, работы Гельмгольца решающим образом развивались под знаком миллевской логики». Аргументация Милля сводилась к двум тезисам: а) имеются законы ума, отличающиеся от законов материи, но сходные с ними в отношении однообразия, повторяемости, необходимости следования одного явления за другим; б) эти законы могут быть открыты с помощью опытных методов – наблюдения и эксперимента. Ставя вопрос о создании особой эмпирической «науки об уме», Д.С.Милль отражал назревшую историческую потребность.

Читайте также:  Таблица разрядов и классов класс тысяч класс единиц

Источник