Меню

Философия и наука единство сходства и различия



Понятие и социально-культурная роль философии. Философия в таблицах (Аблеев С. Р.)

Данная статья представляет собой 1 главу книги Аблеева С. Р. «Философия в таблицах». Речь пойдет о понятии философии и ее социально-культурной роли.

Все схемы и таблицы из главы продублированы ниже в текстовом формате для удобства нуждающихся или для тех, у кого нет возможности просматривать изображения.

Схема 1

Понятие и структура мировоззрения. Схема

ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ

1. ПОНЯТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ — система общих представлений о мире и человеке.

2. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ:

  • Миропонимание (рациональная, интеллектуально-познавательная сфера)
  • Мироощущение (чувственная, эмоционально-психическая сфера)

3. ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ УРОВНИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ:

  • знания
  • ценности и оценки
  • идеалы и нормы
  • убеждения.

Схема 2

Исторические типы мировоззрения. Схема

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЙ

  • Чувственное мировосприятие
  • Приверженность традиции
  • Символизм и аллегоричность
  • Отсутствие рациональных понятий
  • Преобладание чувственного мировосприятия
  • «Вера» возводится в принцип
  • Система догматов
  • Разум занимает подчиненное положение
  • Рациональное мировосприятие
  • Разум становится выше веры
  • Формируются абстрактные понятия
  • Используются наблюдения, сравнения, анализ, выводы, доказательства.

Таблица 3

Понятие философии. Таблица

ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?

Какие представления о предмете философии имели те или иные философы или философские течения.

  1. Пифагор — «Любовь к мудрости» (фило-софия).
  2. Гераклит — Философ — человек, занимающийся исследованиями.
  3. Платон — Особая наука, направленная на познание вечного истинного бытия.
  4. Сократ — Средство познания Добра и Зла.
  5. Аристотель — Исследование причин и принципов вещей.
  6. Эпикур — Путь достижения счастья посредством разума.
  7. Средневековая христианская философия — Средство рационального познания и доказательства Бога. Средство разъяснения истин Священного писания.
  8. Гегель — Наука об Абсолютном Разуме, постигающем самого себя.
  9. Кант — Способ познания мира через абстрактные метафизические понятия.
  10. Учение «Живая Этика» — Средство познания мира, основанное на духовной интуиции и разуме. Средство духовного совершенствования человека и мира.

Схема 4

Виды философии. Классификация. Схема

ВИДЫ ФИЛОСОФИИ (Часть 1)

КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ТРАДИЦИЙ И СИСТЕМ:

1. ПО ОРИЕНТАЦИИ НА КОНКРЕТНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ТЕОРЕТИЗАЦИИ

  • Обыденная философия
  • Религиозная философия
  • Мистическая философия
  • Научная философия

2. ПО ОТКРЫТОСТИ И ДОСТУПНОСТИ

  • Эзотерическая философия
  • Экзотерическая философия

3. ПО ИСТОРИЧЕСКОМУ ПРИЗНАКУ

  • Философия Древнего мира
  • Философия Средневековья
  • Философия эпохи Возрождения
  • Философия Нового времени
  • Философия Новейшего времени

Схема 5

Виды философии. Классификация. Таблица

ВИДЫ ФИЛОСОФИИ (Часть 2)

КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ТРАДИЦИЙ И СИСТЕМ:

1. ПО ГЕОГРАФИЧЕСКОМУ ПРИЗНАКУ

  • Восточная философия
  • Западная философия
  • Европейская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Арабская философия
  • Русская философия
  • И т. д.

2. ПО РЕШЕНИЮ ВОПРОСА О ПЕРВИЧНОСТИ ДУХОВНОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО НАЧАЛА

  • Идеалистическая философия
  • Материалистическая философия

3. ПО ОРИЕНТАЦИИ НА КОНКРЕТНЫЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ, ТЕОРИИ, ИДЕИ, РЕЛИГИИ

  • Буддийская философия
  • Христианская философия
  • Исламская философия
  • Рационалистическая философия
  • Теологическая философия
  • Позитивистская философия
  • Атеистическая философия
  • И т. д.

Таблица 6

Основные философские дисциплины. Таблица

ТРАДИЦИОННЫЕ РАЗДЕЛЫ ФИЛОСОФИИ
(ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ)

1. ОНТОЛОГИЯ — учение о бытии.

2. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ — учение о человеке.

3. ГНОСЕОЛОГИЯ (ЭПИСТЕМОЛОГИЯ) — учение о познании.

4. АКСИОЛОГИЯ — учение о ценностях.

5. ЛОГИКА — учение о законах мышления.

6. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ — учение о законах общественного развития.

7. ЭТИКА — учение о морали и нравственности.

8. ЭСТЕТИКА — учение о законах красоты.

9. ГЕРМЕНЕВТИКА — учение о смыслах.

10. ТЕОЛОГИЯ — учение о Боге.

Таблица 7

Основные составные части (дисциплины) современной философии. Таблица

ОСНОВНЫЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ (ДИСЦИПЛИНЫ)
СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ НАУКИ

1. Метафизика
2. Философия природы
3. Философия человека
4. Философия познания
5. Этическая философия
6. Социальная философия
7. Философия истории
8. Философия культуры
9. Философия политики
10. Философия образования
11. Философия техники
12. Философия религии
13. Философия языка
14. Философия искусства
15. Логика
16. История философии
17. Футуристическая философия

Таблица 8

Основной вопрос философии. Таблица

Основной вопрос философии. Схема

ОСНОВНОЙ ВОПРОС (ПРОБЛЕМА) ФИЛОСОФИИ
В ТРАКТОВКЕ РАЗЛИЧНЫХ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ

1. Древний мир — Новейшее время

Философское течение (школа): Буддизм (Гаутама Будда и др.)
Суть основного вопроса философии: Как избавиться от страданий, присущих земному бытию?

2. Древний мир — Новейшее время

Философское течение (школа): Ортодоксальная индийская философия (Капила, Патанджали, Вьяса Канада, Шанкара и др.)
Суть основного вопроса философии: Как избавиться от сансары (круговорота перерождений души), кармы (последствий своих поступков и мыслей), достичь мокши (освобождения от земного бытия) и бессмертия в духовных мирах?

3. Древний мир — Новейшее время

Философское течение (школа): Даосизм (Лао Цзы и др.)
Суть основного вопроса философии: Познание Дао и достижение бессмертия.

4. Древний мир

Философское течение (школа): Античные философские школы (Фалес, Пифагор, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Парменид, Демокрит, Платон, Аристотель и др.)
Суть основного вопроса философии: Что лежит в основе всех вещей? (Что есть истинное бытие?)

5. Средние века

Философское течение (школа): Христианская философия (Августин, Ориген, Василий Великий, Фома Аквинский).
Суть основного вопроса философии: Что есть Бог? Спасение души.

6. Средние века — Новейшее время

Философское течение (школа): Суфизм (Аль-Мисри, Аль-Мухасиби, Джунайд, Сухраварди, Ибн аль-Араби и др.)
Суть основного вопроса философии: Воссоединение с Богом

7. Средневековье и Возрождение

Философское течение (школа): Оккультная философия (Альберт Великий, Раймонд Луллий, Никола Фламмель, Якоб Беме, Парацельс, Евгений Филалет и др.)
Суть основного вопроса философии: Трансмутация сущности человека и достижение духовного бессмертия.

8. Новое время

Философское течение (школа): Эмпиризм, Рационализм (Бэкон, Декарт, Спиноза, Лейбниц и др.)
Суть основного вопроса философии: Каков истинный метод научного и философского познания?

9. Новое время

Философское течение (школа): Кант
Суть основного вопроса философии: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?

10. Новое время

Философское течение (школа): Гегель
Суть основного вопроса философии: Познание Абсолютного Духа и диалектической логики его развития.

11. Новое и Новейшее время

Философское течение (школа): Диалектический материализм (марксизм) (Маркс, Энгельс, Ленин и др.)
Суть основного вопроса философии: Соотношение материи и духа. Что первично: материя или дух? Способен ли дух познать материю?

12. Новейшее время

Философское течение (школа): Неопозитивизм (Шлик, Карнап, Нейрат, Рассел и др.)
Суть основного вопроса философии: Что есть истинное научное познание?

13. Новейшее время

Философское течение (школа): Лингвистическая философия (Витгенштейн, Хайдеггер и др.)
Суть основного вопроса философии: Проблема языка

14. Новейшее время

Философское течение (школа): Экзистенциализм (Камю, Сартр, Марсель, Ясперс и др.)
Суть основного вопроса философии: Проблема человека

15. Новейшее время

Философское течение (школа): Экзистенциализм (М. Хайдеггер)
Суть основного вопроса философии: Почему есть нечто, а не ничто?

16. Древний мир — Новейшее время

Философское течение (школа): Философия, близкая эзотерической традиции (теософия, Учение Храма, Живая Этика и др.) (Махатмы, Блаватская, Ла Дью, Рерихи и др.)
Суть основного вопроса философии: Познание мира. Совершенствование человека и мира.

Таблица 9

Социальные функции философии. Таблица

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ

  1. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ — связана с формированием индивидуального или коллективного мировоззрения — системы общих представлений о мире и человеке.
  2. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ (ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ) — связана с познанием мира и человека.
  3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ — связана с разработкой общих принципов и методов познавательной и практической деятельности человека.
  4. ЛОГИЧЕСКАЯ — связана с осмыслением и формулированием общих законов рационального мышления.
  5. ЦЕННОСТНАЯ (АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ) — связана с осмыслением и обоснованием значимости духовных ценностей для человека и общества.
  6. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ — связана с обоснованием ценности человеческой личности, ее достоинства, прав и свобод.
  7. ЭВРИСТИЧЕСКАЯ — связана с проникновением интеллектуальной интуиции в область неведомого и направлением научного познания.
  8. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ — связана с изучением законом красоты и ее восприятия человеческим сознанием.
  9. ПРАКТИЧЕСКАЯ — связана с выработкой смысла, целей, правил, принципов и механизмов практической жизни человека.
  10. КУЛЬТУРОТРАНСЛИРУЮЩАЯ — связана с обобщением и передачей от поколения к поколению важнейших достижений духовной культуры человечества.

Таблица 10

Главные типы философского познания и их спецификация. Таблица

ГЛАВНЫЕ ТИПЫ ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ

1. ОБЫДЕННАЯ (ЖИТЕЙСКАЯ) ФИЛОСОФИЯ — познание опирается на чувственное восприятие, произвольные умозрения, связанные или несвязанные с объективным опытом и реальностью.

2. РЕЛИГИОЗНО-ДОГМАТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — познание опирается на положения Священного Писания и догматы церкви. Исходит из приоритета веры над знанием. Использует разум для толкования и доказательства предметов веры.

3. МИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — познание опирается на личный или исторический мистический (духовный) опыт, эмпирическое, рациональное и иррациональное познание, которые осмысливаются и истолковываются средствами разума.

5. НАУЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ:

  • ЭМПИРИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — познание опирается на объективный опыт, который осмысливается и истолковывается средствами разума.
  • РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — познание опирается на доводы разума, исходящие из интеллектуальной интуиции.
  • РАЦИОНАЛЬНО-ЭМПИРИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — познание опирается на объективный опыт, доводы разума и действие интуиции (а также другие виды иррационального познания), которые истолковываются средствами разума.

Таблица 11

Что философия может дать каждому человеку? (Практический смысл изучения философии) Таблица ЧТО ФИЛОСОФИЯ МОЖЕТ ДАТЬ КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ?
(ПРАКТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ)

  1. Ответить на наиболее фундаментальные вопросы о мире и человеке.
  2. Помочь осмыслить свое место в мире и смысл жизни.
  3. Обучить принципам «мудрой жизни» (т. е. жизни без иллюзий, без страданий, без заблуждения и т. д.).
  4. Укрепить внутренний духовный «стержень» и развить способность стойко преодолевать жизненные трудности.
  5. Научить синтетическому (философскому) стилю мышления, т. е. способности глубоко и всесторонне видеть любую проблему и плодотворно решать ее.
  6. Научить совершенствованию и раскрытию своих внутренних сил.
  7. Научить познанию будущего.

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Источник

Философия и наука: единство, сходства и различия.

Возникновение первых научных учений относят к 6 в до н.э. Философское знание всегда было переплетено с естественнонаучным. Философия постоянно обрабатывала информацию из различных областей познания. В содержание философского знания входят такие понятия как атом, вещество и некоторые общие законы естествознания.

Философия — это рационально-теоретическое мировоззрение.

Познание — деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации знаний об объектах. Знание — результат познания.

Система знания считается наукой, если она отвечает определенным критериям:

1. объективность (изучение природных объектов, явлений, взятых самих по себе, независимо от интересов индивида, его субъективности).

2. рациональность — обоснованность, доказательность — в рамках любой науки что-то обосновывается.

3. нацеленность на воспроизведение закономерностей объекта

4. системность знаний — упорядоченность по определенным критериям

5. проверяемость — воспроизводимость знаний через практику

Философия не удовлетворяет только 5 критерию (не всякое философское учение может быть воспроизведено через практику), поэтому философия — это наука, но особого рода.

Как и наука, философия ищет истину, выявляет закономерности, выражает результат исследования через систему понятий, категорий. Однако в философии объект исследования рассматривается через призму отношения человека к миру, в ней существует антропный принцип, всякий оценочный момент содержит элемент субъективности. Науки нет без философии, а философии — без науки. Философия в том виде, в каком она есть сейчас, не была бы возможна без внешних по отношению к человеку, ее источнику, условий: уровень, достигнутый наукой в быту, высвобождает колоссальное количество времени для размышлений, никак не связанных с заботой о добывании куска хлеба насущного, защиты себя и близких от внешней среды. Только того, что сейчас человек спит в достаточно хороших условиях, хорошо питается, конечно, явно не достаточно для производства философской мысли, но это является хорошим подспорьем. И наоборот, наука (настоящая наука) без философии невозможна вдвойне, так как научные открытия (да и просто научную работу) необходимо осознавать, осмысливать, переживать, иначе это не будут открытия, а будет простая механическая работа по добыванию, отниманию у Природы новых, мертвых знаний. Мертвое же знание не может дать человеку ничего хорошего. Именно поэтому настоящий ученый должен быть, прежде всего, философом, а лишь затем естествоиспытателем, экспериментатором, теоретиком. Истина научная являет собой объективное знание. Она делает человека богаче в материальном плане, сильнее, здоровее, может быть даже повышает его самооценку. То есть она сугубо материальна, не сама по себе конечно, а по проявлениям. Философская же истина даже по проявлениям нематериальна, так как она есть, прежде всего, некий продукт деятельности человеческого сознания, причем именно разумно-нравственной его сферы.

Итак, наука и философия – не одно и тоже, хотя у них и немало общего. Общее между философией и наукой заключатся в том, что они:

1. Стремятся к выработке рационального знания;

2. Ориентированы на установление законов и закономерностей исследуемых объектов и явлений;

3.Выстраивают категориальный аппарат (свой язык) и стремятся к построению целостных систем.

1. Философия всегда представлена адресно, т.е. тем или иным философом, когда его идеи, труды могут быть самодостаточными и не зависеть от того, разделяют или не разделяют их другие философы. Наука же в конечном счёте – плод коллективного труда;

2. В философии (в отличие от конкретных наук) нет единого языка и единой системы. Плюрализм взглядов здесь – норма. В науке же – монизм, т.е. единство взглядов, как минимум, на основные принципы, законы, язык;

3. Философские знания не проверяемы экспериментально (иначе они становятся научными);

4. Философия не может дать точного прогноза, т.е. не может экстраполировать достоверные знания в будущее, ибо таковыми не обладает. Отдельный философ на основе определённой системы взглядов может лишь предсказывать, но не прогнозировать или моделировать, как доступно учёноному.

Соотношение философии и науки можно наглядно показать на кругах Эйлера, откуда хорошо видно, что их объёмы совпадают лишь частично.

Область совпадений их объёмов (заштрихованная часть) относится и к науке в её собирательном смысле и одновременно к философии, в той её части, где дело касается категорий, методологий, систематизации и т.п. Незаштрихованная часть объёма понятия «наука» — конкретные дисциплины, в понятии же «философия» незаштрихованная часть означает всё то, что отличает философию от науки и о чём уже так много было сказано. Этика и эстетика являются философскими дисциплинами, так как природа проблем этих дисциплин сродни философским проблемам.

Источник

Философия и наука в их единстве и различии

Философия и наука.

Философия первоначально являлась протознанием, единой и единственной наукой – «царицей наук», включающей в себя все известное человеку на данный исторический момент знание о природе, обществе, о нем самом — по всем направлениям. Такая ситуация продолжалась до ХУ века. В этот период начинается процесс формирования частных наук (физика, химия, биология и т.д.) со своим специфическим предметом. Конкретные науки «отпочковываются» от философии. Предмет частных наук – законы какой-то конкретная области бытия (природа — живая или неживая, психическая организация человека и т.д.), предмет философии – это законы и устройство мира в целом, законы, которые характерны не только для части, но для всего целого. Философия опираются в своем исследовании на данные частных наук, философия служит для частных наук методологией.

Итак, наука и философия не одно и то же, хотя у них и немало общего.

Общее между философией и наукойзаключается в том, что они:

· опираются прежде всего на разум и стремятся к выработке рационального знания;

· ориентированы на установление законов и закономерностей исследуемых объектов и явлений;

· выстраивают категориальный аппарат (свой язык), дают обоснование, аргументацию, доказательства выдвигаемых положений и стремятся к построению целостных систем.

· философия всегда представлена адресно, т. е. тем или иным философом, когда его идеи, труды могут быть самодостаточными и не зависеть от того, разделяют или не разделяют их другие философы. Наука же, в конечном счете, плод коллективного труда;

· в философии (в отличие от конкретных наук) нет единого языка и единой системы. Плюрализм взглядов здесь норма. В науке же нормой является монизм, так как непременно имеет место единство взглядов как минимум на основные принципы, законы и систему категорий (язык) в той или иной конкретной области науки;

· философия широко использует научные знания и факты, но окончательные выводы ее не могут считаться достоверными, ибо они в значительной степени базируются также на субъективных мнениях и суждениях философов. Наука же стремится в конечном счете к доказанным и проверенным знаниям, когда принципиальная возможность проверить или опровергнуть полученные знания является непременным условием их истинности, а следовательно, и их научной состоятельности;

· философские знания не проверяемы экспериментально (иначе они становятся научными);

· философия не может дать точного прогноза, т. е. не может экстраполировать достоверные знания в будущее, ибо таковыми не обладает. Отдельный философ на основе определенной системы философских взглядов может лишь предсказывать, но не прогнозировать или моделировать, как то доступно ученому.

Соотношение философии и науки можно наглядно показать на кругах Эйлера (рис. 2), где хорошо видно, что их объемы совпадают лишь частично.

Рис. 2. Соотношение философии и науки

4. Специфические черты философского знания:

· основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно имеет очень много общего с научным знанием (предмет, методы, логико-понятийный аппарат), но в то же время не является научным знанием в чистом виде;

· главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний;

· предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует другие науки, но не поглощает их, не включает в себя всенаучное знание, не стоит над ним;

· имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.)

· носит предельно общий, теоретический характер;

· содержит базовые, основополагающие идеи, которые лежат в основе других наук;

· во многом субъективно – несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

· является совокупностью объективного знания, ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

· изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

· имеет качество рефлексии – обращенности мысли на саму себя (познание обращено как на окружающий мир. Так т и на само себя);

· испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

· в тоже время динамично – постоянно развивается и обновляется;

· неисчерпаемо по своей сути;

· ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, « извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания,происхождение жизни, бессмертие души, наличие или отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

5. Функции философии:

1. Мировоззренческая – способствует формированию целостности картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром;

2. Методологическая — заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности;

3. Гносеологическая – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности;

4. Критическая – подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания;

5. Аксиологическая – заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки различных ценностей – морально-нравственных, социальных, идеологических и др. Цель этой функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков — поиск новых ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; реформации; кризис капитализма конца Х1Х-начала ХХ вв. и др.)

6. Социальная — объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения. Совершенствования общества.

7. Воспитательно-гуманитарная распространять гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществ, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни;

8. Прогностическая заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущеематерии, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Основные методы философии — это пути и средства с помощью которых осуществляется философское исследование:

· Диалектика — это метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются критически и последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений,развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

· Метафизика — метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения взаимосвязанности ), статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития) и однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

Источник

Сходства и различия философии и науки

Философия как наука

Известно, что философия и наука возникли практически в одно время в Древней Греции. Это период формирования новой установки человека по отношению к окружающему миру, в результате чего возникла философия (любовь к мудрости).

Первоначально термин «философия» имел смысл всеобщий, универсальной науки, изучающей мировое целое, единство сущего. Интерес к частным сферам бытия привел к отделению от философии частных наук. По Аристотелю философия — наука, исследующая первые начала и причины всего сущего.

Возникновение философии и науки связано с осознанием отличия знания (совокупность наблюдений, логического рассуждения, разума, мышления) и мнения (случайные, поверхностные наблюдения). Истинное знание — это знание о чем-то устойчивом, постоянном, неизменном, это знание сущности предмета; оно одно, однозначное. На достижении этого знания и были направлены усилия философов и ученых.

Если частные науки изучают какие-то отдельные сферы реальности, то философия — реальность в целом, единство всего сущего. Как частые науки, так и философия ищут в своем предмете устойчивое, неизменное, существенное. Таким образом, философия, согласно этой традиции — это наука, имеющая свой предмет исследования и пользующаяся средствами и методами в общем сходными со средствами и методами познания других наук. Отличие философии от других наук состоит в предметах познания.

Поскольку знание целого более важно, чем знание частей реальности, то и философия должна занимать особое место среди наук. Действительно, если мы будем знать всеобщие причины и начала, то мы тем самым будем обладать той основой, на которой продуктивно можно будет осуществлять любое научное познание. А значит, философия — это наука наук, самая главная наука. Она является той предпосылкой, той исходной основой, на которой строятся все частные науки.

Метафизический смысл философии в том, что это есть учение о началах бытия и познания. Значение этого термина в следующем: физика и естествознание исследует природу, чувственно наблюдаемую реальность. Философия же не ограничивается познанием только природы, ее интересует человек, человеческое общество культура, то есть вся реальность. Она как бы выходит за пределы чувственно воспринимаемой реальности природы. Этим термином называли не только философию, но и специальный метод философского познания. Отличительной чертой этого метода является выход за пределы чувственно данной реальности.

Рассмотрение философии в качестве науки, возникшее в древности, является весьма устойчивой тенденцией, сохраняющейся и в настоящее время в некоторых философских учениях. С возникновением опытно — математического естествознания в Новое время попытки представить философию в качестве науки усилились, достигнув своего апогея в философии Гегеля.

В современной философии проблема научности философии вновь приобрела актуальность. Позитивизм, утверждая конец прежней философии, стремился доказать, что право на существование имеет только «положительная философия», являющаяся обобщения научного знания. Близкой этим взглядам является позиция марксисткой философии, согласно которой подлинная философия должна основываться на достижениях наук. Результаты частно научного познания подтверждают, обосновывают философские положения, а философия дает научному познанию всеобщий универсальный метод. Однако ни та ни другая философия так и не привели к выработке всеобщего, универсального метода, который мог бы эффективно использоваться в современной науки.

В начале XX века основатель философской феноменологии Гуссерль вновь выступил с программой построения «философии как строгой науки». Исследования его учеников и последователей также не привели к удовлетворительным результатам. Возникшее учение экзистенциализм (философия существования) прямо подчеркивали ненаучность философии.

Сходства и различия философии и науки

Общим для философии и науки является то, что они выступают способами познания сущего. Но это познание у них имеет различный смысл. Наука познает конечные вещи, ограничивает предмет своего исследования тем, что известно в данное время. Каждый новый научный закон, научная теория расширяют познавательное поле. Предмет же философии неограничен, это все сущее, в его единстве.

Любая научная теория в конечном счете основывается на фактах, на чувственных данных, эмпирии. В философии так поступить нельзя. Во-первых, потому, что для эмпирического обоснования философских утверждений потребовалось бы обращаться ко всему опыту, ко всем фактам, что невозможно. Во-вторых, чувственный опыт, факты, с точки зрения философии, — это изменчивый, переходящий момент познания.

Ограничивая предмет своего исследования любая наука основывается на допущениях, предпосылках, которые не подвергаются сомнению, критическому осмыслению. Это приводит к определенному произволу и субъективизму, которые оправданы лишь практической эффективностью достигнутых результатов. Философские учения также основываются на определенных предпосылках, допущениях. Но они принимаются предварительно. Если философ мыслит не догматически, то он всегда обращает внимания на эти допущения, подвергая их критическому осмыслению. Критицизм — основная черта философского познания. Но критицизм не является отличительной чертой научного мышления, разница здесь состоит в том, что критика допущений в науки приводит к их замене новыми (как правило, не формулируемыми явно). Это объясняет достаточно быструю смену научных теорий. Философия не позволяет себе такой роскоши. Предпосылки философских учений критически осмысляются, корректируются, но меняются сравнительно редко. Будучи критически осмыслены, предпосылки в философии перестают играть роль предпосылок.

Частные науки исследуют сущее во всем его многообразии. При этом каждая из них изучает определенный срез сущего. Бесконечность всего сущего означает и бесконечность такого рода срезов, что приводит к дифференциации научных дисциплин. Это связано с все большей специализацией, разделением труда в науке. На стыке различных дисциплин появляются новые дисциплины, стремящиеся объединить исследования различных сфер реальности. В этом состоит тенденция к интеграции научного знания. Однако в целом ученый всегда заинтересован лишь в своей узкой области и мало заботиться о целостности всего научного знания.

В философии также происходят процессы дифференциации и интеграции знаний. Дифференциация здесь также связана со специализацией и разделением труда философов. Создание всеобъемлющих философских учений знаменует собой интеграцию философского знания. Все величайшие философские учения прошлого, будь то философия Аристотеля, Канта, Гегеля, а также современные философские учения (позитивизм, феноменология, философия всеединства и д. р) представляют собой грандиозные синтезы философского знания.

При наличии сходства по предмету и цели философия отличается от науки тем, что не ограничивается исследованием только бытия. В то время как наука сосредотачивается только на исследовании того, что есть, в сферу интересов философии попадает и небытие, ничто. В философии, берущей начало в Древней Индии, Китае небытие является одним из важнейших и существенных проблем. Важной проблемой оно является и в западноевропейской философской мысли. Наука не занимается проблемой небытия. Включение небытия в проблемное поле философии обусловлено тем, что она стремиться найти последние основание всего сущего. С момента своего возникновения философия стремиться к знанию всеобъемлющему, абсолютному. Отсюда устойчивая тенденция поиска Абсолюта как последнего основания всего сущего в классической философии. Отказ от этих поисков в современной неклассической философии привел к концу века к модификации представлений об Абсолюте, но сама тенденция сохранилась.

В философии и науке общее то, что обе они представляют собой сферы интеллектуальной, мыслительной деятельности. Их результаты выражаются в определенных интеллектуальных системах. При определенном сходстве этих результатов они все же различные.

Последнее касается не только охвата той сферы реальности, которую они объединяют, но и способа выражения. Наука стремиться достичь объективного знания, исключить субъективизм в любых его формах. Это выражается в научных теориях, достоинство которых усматривается в безличном знании.

Философии же характерно стремление к объективности результатов. Но изучая мировоззренческие проблемы, в том числе важнейшую их них соотношение человека и мира — философия не в состоянии исключить из своих результатов определенную позицию человека. А это неизбежно привносит определенного рода субъективизм в результаты философского познания. Субъективизм это не субъективизм отдельного философа. Субъективизм этот обусловлен той мировоззренческой позицией, которую он необходимо должно знать, решая философские проблемы. Этот субъективизм находит специфическое выражение в тех системах философии, которые строят философы. Изложение философских систем многообразно по своим формам: это и философские трактаты, для которых характерно монологическое изложение, это и системы, имитирующие строгие математические теории (философия Спинозы), это и поэмы, диалоги (Платон, Лейбниц), это и собрание афоризмов и отдельных зарисовок (Ницше, Розанов).

Источник

Философия и наука: сходства и различия. Соотношение философии и науки

Сходства и различия науки и философии всегда привлекали внимание людей. Такие разные, но говорящие об одном и том же. Такие вечные и на первый взгляд привычные вещи, как время, пространство и расстояние, можно рассмотреть совершенно с разных сторон. О том, что сближает философию и науку, поговорим в материале статьи.

Как и где родилась философия

Философия как наука родилась больше двух с половиной тысяч лет назад в таких странах, как Египет, Китай, Индия и Древняя Греция.

Определение философии

Прежде чем искать сходства и различия философии и науки, рассмотрим каждое понятие в отдельности. На греческом «философия» означает любовь к мудрости, и это определение как нельзя лучше вмещает в себя всю суть понятия.

Кто был первым?

В любой науке есть первооткрыватели, и философия не стала исключением. Первым человеком, причислившим себя к философам, был Пифагор. А в отдельную дисциплину ее ввел Платон.

Наука — это.

Несмотря на сходства и различия философии и науки, само определение того, чем является научная деятельность, сформировано на основе философского знания, которое гласит, что наука — одна из форм духовной деятельности человека, направленная на понимание законов мироздания, природы и общества. Никаких открытий не было бы совершено, если бы у человечества не возникали философские вопросы и желание найти на них ответы.

Кроме того, термин «наука» несет в себе несколько смыслов:

  1. Сообщество ученых и вся совокупность университетов и научных учреждений.
  2. Совокупность достоверных знаний о человеке и обществе в целом.
  3. Наука как процесс получения сведений и знаний.

Характеристики науки

Наука обладает своим набором характеристик, среди которых:

  • изучение конкретного предмета реальности;
  • получение достоверных знаний или конкретного результата;
  • оперирование локальными понятиями;
  • эмпирические и теоретические знания;
  • реализация ценностей.

Основные характеристики философии как научной дисциплины

Философия обладает следующими признаками:

  • учит мыслить общими категориями;
  • формирует ценности, важные для каждого человека в отдельности;
  • признает наличие общей реальности, единой для всех. Объединяет людей в одну большую семью, без государств, национальностей и территорий, имея в виду прежде всего духовную сущность, а не физический облик;
  • целью философии является сформированное мировоззрение.

Религия и философия

Разберемся теперь, в чем разница между такими близкими на первый взгляд понятиями, как «религия» и «философия».

Понятие философии гораздо шире, чем религия. Религия — это уверенность в существовании бога как творца мира, глубокое уважение к нему и соблюдение определенных канонов, прописанных в священных книгах («Библия», «Коран»). Гегель ставил религию очень близко к философии и искусству.

Вера и религиозное сознание берут верх над разумом и логическим мышлением. Для религии характерно отсутствие какой-либо гибкости мышления, догматизм и консерватизм в суждениях. На сегодняшний день официальными являются три мировые религии — буддизм, христианство (сюда относят католиков, протестантов и православных) и ислам. Древнейшей из всех религий считается буддизм.

Философия и наука

В чем выражается соотношение философии и науки друг с другом? Это две совершенно разных формы познания мира, самостоятельные, но дополняющие друг друга. Соотношение философии и науки выражается не только в поиске сходств и различий. Одно не может существовать без другого.

Так, философия — это утверждения, с которыми согласен отдельный человек, совокупность его общих взглядов на мир. Наука помогает совершенствовать философию через новые открытия и дополняет ее фактами для обоснования той или иной теории. История развития науки знает немало примеров этого факта. Так, например, раньше считали, что Земля плоская, а в результате сделанных наукой открытий удалось установить, что наша планета имеет форму шара. Это открытие опровергло одно философское мировоззрение на устройство мира и породило новые варианты. То же самое относится к природным явлениям, когда наводнение, землетрясение или гроза воспринимались исключительно как гнев богов. Со временем наука научилась не только предугадывать погодные условия, но и во многом контролировать их.

История развития науки была бы неполной без философии. Она выполняет следующие функции:

  • формирует новые предметные области для открытий в науке;
  • формирует и объясняет представления и принципы, устраняет возникающие противоречия;
  • приводит к осмыслению полученного результата;
  • систематизирует полученные научные знания, помогая дисциплинам определять свое место в познании картины мира в целом, устанавливает контакты и взаимодействие не только с науками, но и людьми.

Взаимосвязь философии с науками

Связь философии и гуманитарных наук гораздо крепче, чем можно подумать на первый взгляд, и характеризуется тем, что из нее вышло несколько научных дисциплин, среди которых:

  • логика — наука, изучающая правильное мышление;
  • аксиология — наука, которая изучает ценности;
  • этика — учение о манерах поведения;
  • эстетика — наука о прекрасном;
  • антропология — дисциплина о человеке;
  • гносеология — изучает теорию познания;
  • онтология — изучает бытие.

Научное определение времени

Время в науке и философии воспринимается по-разному. Начиная с древности, все великие умы задавались тем, что оно из себя представляет.

Наука выдвигает несколько определений понятия времени, основываясь на его характеристиках:

  • Время — это величина, значения которой зависят от единиц измерения.
  • С помощью временных отрезков люди устанавливают интервалы между событиями, которые произошли в жизни.
  • Время — параметр, описывающий взаимосвязь нескольких процессов между собой.
  • Шкала измерения времени может быть равномерной и неравномерной.
  • Время всегда направляется в сторону будущего.

Единицы времени в науке

  1. Единое на всю планету — система Гринвич.
  2. Поясное — включает 24 часа.
  3. Истинное время, измеряемое солнечными часами, установленными в разных точках Земли.
  4. Солнечное — усредненное на определенной территории.
  5. Звездное — его используют в астрономии.
  6. Летнее — часы переводят для экономии ресурсов энергии.

Человек разделяет время на интервалы для описания конкретных событий своей жизни, но это деление относительно. Настоящее — это временной момент, который сразу же становится прошлым.

Физика по-своему определила время, и это определение стало фундаментальным при создании часов: время — это обратимая величина движения объектов, которая измеряется последовательностью событий.

Некоторые концепции времени

  • Классическая физика утверждает, что время является непрерывной величиной с точки зрения квантовой теории. Она первостепенная и неопределяемая. Время является обязательным параметром для протекания любых процессов. Оно одинаково для всего, что происходит в мире, в любой точке планеты. Несмотря на ускорение или замедление некоторых физических процессов, время течет равномерно, и ничто не может повлиять на его ход.
  • Квантовая механика также признает необратимость хода времени, но утверждает, что оно течет неравномерно. Согласно ей, измерение даст информацию о том, в каком состоянии объект находился в прошлом, но в будущем появится другое, новое состояние.
  • Эйнштейн выдвигал свою теорию, которая популярна и сегодня. Наибольший интерес представляет тот факт, что время и пространство не являются самостоятельными. Так вблизи, массивных объектов пространство способно искажаться, а время — замедлять ход.

Таблица «Философия и наука»

Философия опирается в основном на внутренние ощущения человека, его чувства и переживания. Наука признает конкретику и расчет. Сходства и различия науки и философии представлены в таблице.

И философия, и наука ищут ответы на поставленные вопросы, призваны решать проблемы

Ищет ответы на вопросы о смысле жизни, собственном пути, разделении на духовное и материальное.

Наука призвана решать вопросы, возникающие в обществе в настоящее время.

Критическое осмысление прошлого, поиск новых решений, ведение мысленного диалога с предшественниками.

Ученые не зацикливаются на открытиях прошлого.

Философия использует в основном абстрактные понятия.

Наука призвана решать проблемы путем лабораторных исследований, опыта, наблюдения.

В философии могут вместе существовать несколько противоречивых подходов.

Наука отвергает сосуществование нескольких взаимоисключающих подходов.

Знание в философии многослойно.

Философия призвана найти истину как способ согласовать мысли и существование человека. Ценности утверждает как форму согласования человеческого бытия с его мыслями.

Абстрагируется от оценок и суждений, не делит на черное, белое, хорошее и плохое. Отвечает на конкретные вопросы: каким образом, для чего, почему и так далее.

Философия сегодня

Какие вопросы философия решает на сегодняшний день? В связи с развитием человека как личности, некоторые вопросы, которые были важны, скажем около 100 лет назад, на сегодняшний день ушли сами собой. Центральные вопросы философии сегодня:

  1. Является ли человек творцом своей жизни на самом глубоком уровне. Это не просто принятие решений, как было раньше, а вопрос формирования всех событий внутри индивидуального мира каждого человека.
  2. Взаимосвязь людей между собой как единого организма, даже тех, кто не подозревает о существовании друг друга. С этой точки зрения каждый человек воспринимается как клетка человеческого тела — нашей планеты. Каждая клетка выполняет свою работу, но она одновременно является маленькой частью большого целого организма.
  3. Есть ли существование разумной Вселенной или Бога-творца, и в каком направлении идет развитие.
  4. Вечные вопросы добра и зла. Некоторые философские произведения (такие как роман Булгакова «Мастер и Маргарита») затрагивают тему более глубоко, чем это принято в сказках и мифах. Герой произведения Иешуа перед своим распятьем утверждает, что не существует людей, которые были бы злы, потому что каждый выполняет свою задачу в этом мире.
  5. Поиск истины и личного пути каждого человека. Сегодня философия призывает человека не идти на поводу у маркетологов, психологов, магов и колдунов. Духовные лидеры, такие как Ошо, призывают человека доверять своей собственной жизни и всем происходящим в ней процессам, найти в себе мир. Современная философия говорит о том, что все ответы, которые человек пытается найти, все чувства, которые он хочет найти в других людях есть в нем самом. А его задача — раскрыть в себе источник силы и мудрости, который позволит быть счастливым, не привязываясь к людям, вещам, странам и обстоятельствам.
  6. Некоторые темы в философии и науке пересекаются, не смотря на различность методов: и философы и ученые пытаются сегодня разгадать тайну мозга и его взаимосвязь с организмом. Такая наука, как психосоматика, утверждает, что медицина сможет продвинуться далеко вперед, если вместо того, чтобы бороться с болезнью с помощью антибиотиков, вакцин и уколов, найдет первопричину ее возникновения внутри человеческого сознания. Известно, что острое нежелание человека жить приводит к таким заболеваниям как СПИД. Проблемы со спиной объясняют неуверенность человека в себе, собственной привлекательности и состоятельности.

Философия в культуре

Несмотря на все различия и сходства философии и науки, ей отведена особая роль в обществе. Культурная функция философии состоит в том, что, распространяясь в виде определенного знания, она создает условия для лучшего понимания окружающего мира, помогает сформировать новые представления, объединяя не только общество отдельного региона, но и нескольких стран между собой.

Эзотерика — наука будущего

Эзотерика — наука, изучающая сверхъестественные явления, которые человек пока не в силах объяснить ни с точки зрения философии, ни с точки зрения официальной науки. Сюда можно отнести вещие сны, разговоры с умершими родственниками, ощущение дежавю и много других необъяснимых, но интересных для человечества явлений.

Эйнштейн утверждал, что изучение физики помогло ему понять и поверить в существование Бога. Это утверждение доказывает, что философия и другие науки тесно связаны между собой. Также знаменитый ученый считал, что человек может получить любую реальность, которую он захочет, настроившись на определенную частоту. Поскольку все в мире состоит из энергии, человеку достаточно просто начать излучать в пространство те ощущения, мысли и эмоции, которые он хочет получить.

Никола Тесла, выдающийся физик, утверждал, что высшая точка развития человеческого сознания является в воплощении той реальности, которую человек может вообразить мысленно.

Надеемся, что представленный материал помог более четко проследить, как взаимодействуют между собой философия и другие науки, а также помог расширить горизонты восприятия привычных на первый взгляд вещей.

Источник

Читайте также:  Какими бывают размеры скатертей на стол и как их рассчитать