Меню

Финансовое право понятие предмет метод и источники

Финансовое право: понятие, предмет, метод и источники

Рыночная экономика при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Являясь частью рыночных экономических отношений, финансы одновременно выступают важным инструментом реализации государственной политики. Вот почему необходимо знать природу и сущность финансов, разбираться в особенностях функционирования правовых норм, регулирующих правовые отношения, учиться посредством этих норм воздействовать на общественные отношения.

Финансовое право — совокупность юридических норм регулирующих общественные отношения в процессе финансовой деятельности государства.

Финансовое право состоит из двух частей — Общей и Особенной.

Общая часть включает:

  • нормы, регулирующие общие принципы, финансово-правовые нормы и финансовые правоотношение;
  • финансовую деятельность государства и муниципальных образований;
  • вопросы регулирования финансового контроля в государстве;
  • финансово-правовую ответственность.

Особенную часть составляют следующие институты:

  • финансового права;
  • бюджетного права;
  • налогового права;
  • банковского и небанковского кредитования;
  • страхового дела;
  • денежного и валютного обращения;
  • деятельности на рынке ценных бумаг.

Поскольку финансовое право имеет свой предмет правового регулирования и обусловленный им метод, оно представляет самостоятельную отрасль права.

Предметом регулирования финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, направленной на выполнение своих задач и функций и состоящей в управлении денежными средствами. Эти отношения отличаются не только своим содержанием, но и составом участников. Своеобразие предмета регулирования обусловливает и особенности метода регулирования.

Метод финансового права — совокупность юридических приемов, способов и средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли права. К особенностям метода финансового права можно отнести преобладание позитивных обязываний, конформизм, императивность, неравенство субъектов, рекомендации и согласования.

Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.

К предмету финансового права относятся: закрепление структуры финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, а также местным самоуправлением в лице соответствующих органов, регулирование на основе этих исходных норм отношений, характерных для процесса финансовой деятельности.

Система российского финансового права — это объективно обусловленное общественными финансовыми отношениями внутреннее строение, единство и взаимосвязь финансово-правовых норм, расположение их в определенной последовательности. Эти нормы группируются в соответствующие правовые институты.

Вся деятельность государства по аккумуляции, перераспределению и использованию фондов денежных средств регулируется нормами финансового права. Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах органов государственного управления (министерств, ведомств и др.), регулирующих вопросы финансов в пределах соответствующей отрасли или сферы управления, а также в локальных актах, принимаемых трудовыми коллективами, администрацией предприятий, организаций.

Структура финансово-правовой нормы такая же, как и норм иных отраслей права:

  • гипотеза — определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникнуть финансовые правоотношения, и указывает на субъекты — участников этих правоотношений;
  • диспозиция — содержит предписание о том, как должны поступать участники финансовых отношений, т.е. определяет их права и обязанности;
  • санкция — способ защиты установленных финансово-правовым нормам — указывают на меры финансового воздействия за нарушение предписаний государства в области финансов.

В зависимости от содержания финансово-правовые нормы классифицируются следующим образом:

  • материальные — закрепляют структуру бюджетной системы, виды и объем денежных обязательств юридических и физических лиц перед государством, закрепляют материальное, денежное содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых правоотношений;
  • процессуальные — устанавливают порядок применения и действия норм материального права.

По характеру воздействия на участников финансовых отношений выделяют нормы:

  • обязывающие — регулируют активное поведение субъектов и предписывают в категорической форме совершать определенные действия — вносить в доходбюджетаналоги;
  • запрещающие — регулируют пассивное поведение субъектов финансовых отношений и предписывают не совершать действий, нарушающих финансовую дисциплину и законность;
  • уполномочивающие — содержат дозволение определенным органам или должностным лицам конкретизировать предписания, содержащиеся в норме.

Нормами финансового права регулируются правоотношения в сфере денежного обращения и рынка ценных бумаг, валютные правоотношения.

Для решения задач и выполнения своих функций государство образует основной фонд денежных средств — бюджет. Вопросы правового регулирования деятельности по перераспределению и аккумуляции средств в бюджет, а также во внебюджетные фонды тоже полностью относятся к сфере финансового права и регулируются финансово-правовыми нормами.

Основной рычаг государства по аккумуляции денежных средств для обеспечения функционирования государственной власти, да и общества в целом, — это налоги. Поэтому нормами финансового права регулируется и институт налогов.

Кроме того, нормами финансового права регулируются отношения в области государственного кредита, т.е. по вопросам государственного внутреннего и внешнего долга а также страхового дела, банковской деятельности и банковского кредита. И это вполне естественно, ведь аккумулируется и перераспределяется вся реальная физическая масса денег, функционирующая в государстве именно через банковскую систему, т.е. с ее помощью перераспределяются и все средства государственной казны.

Курс финансового права, изложенный в данном учебнике и рассматривающий наиболее актуальные вопросы правового регулирования одной из важнейших областей деятельности государства, тесно связан с другими отраслями публичного права, в частности, с гражданским правом, а также с рядом экономических и юридических дисциплин. Однако если административное право охватывает организацию и деятельность государства в целом, то финансовое право регулирует только общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства. Связь финансового права с гражданским обусловлена тем, что в предмете гражданского права среди имущественных отношений имеются и денежные. Помимо этого, часть отношений в области кредита, расчетов, страхования также регулируется нормами гражданского права. Отличительным признаком финансового права в этом случае выступает то, что в отличие от гражданско-правовых отношений, предусматривающих равенство сторон, финансово-правовые отношения подразумевают наличие властных полномочий, присущих государственным и финансово-кредитным органам.

Тесно соприкасается курс «Финансовое право» и с курсами «Финансы», «Финансовый менеджмент», «Экономика финансов», «Экономическая теория». Но названные курсы рассматривают финансы и финансовую деятельность как экономическую категорию, а финансовое право как правовая наука изучает нормы, практику их применения при осуществлении перераспределения и использования государством денежных фондов.

Таким образом и экономическая наука и правовая наука взаимно изучают процессы, связанные с использованием финансов в развитии экономики.

Источники финансового права Российской Федерации — это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.

Главный источник финансового права — Конституция Российской Федерации, конституции и уставы субъектов Федерации.

Среди источников финансового права немало таких, которые содержат нормы и других отраслей права — государственного, административного, гражданского и т.д. К ним относятся законы о местном самоуправлении, о банках, о предприятиях и предпринимательской деятельности и др.

Нормы финансового права содержатся также в указах Президента РФ, в указах президентов республик, входящих в состав РФ, в актах органов исполнительной власти — постановлениях Правительства РФ.

Акты органов исполнительной власти субъектов Федерации и акты местной администрации также являются источниками финансового права.

Большую группу источников финансового права составляют акты финансово-кредитных органов — Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Федеральной налоговой службы (приказы, инструкции и др.).

Источник

Право. 11 класс

Конспект урока

Урок №15. Финансовое право. Налоговое право

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Что регулирует финансовое право?

Читайте также:  Авансовый отчет для бюджетников порядок заполнения в 2021 году

Что представляет банковская система?

Глоссарий по теме:

Банк – кредитная организация, осуществляющая операции по денежным вкладам, кредитованию, открытию и ведению банковских четов.

Лицензия – выдаваемое специально уполномоченным органом государственного управления или местного самоуправления разрешение на осуществление видов деятельности, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат лицензированию.

Вклад – денежные средства в валюте РФ или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода.

Финансовое право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства, юридических и физических лиц.

Ключевые слова: Денежное обращение; наличное обращение; безналичное обращение; эмиссия денежных знаков; банк, лицензия; вклад; финансовое право

Основная литература по теме урока:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.1/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 248с. – (Инновационная школа), стр.100-106.

На уроке мы узнаем, что такое финансовое право.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ касающихся вопросов финансового права.

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока.

Финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

Предмет финансового права — это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.

Основной метод финансово-правового регулирования — государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями

Налоговое правоотношение — вид финансового правоотношения, урегулированное нормами подотрасли (раздела) финансового права — налоговым правом, субъекты которого наделяются определенными правами и обязанностями, возникающими в связи с взиманием налогов.

Субъекты налоговых правоотношений

В налоговых правоотношениях участвуют различные субъекты:

  • налогоплательщики (юридические и физические лица),
  • органы Министерства по налогам и сборам,
  • федеральные органы налоговой полиции,
  • кредитные организации.

В налоговых отношениях в определенных случаях участвуют и другие субъекты, например, работодатели (юридические лица и предприниматели, действующие без образования юридического лица) при перечислении налогов, взимаемых с заработной платы своих сотрудников.

Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает данное правоотношение — обязательный безвозмездный платеж (взнос), размер которого определяется в соответствии с установленными налоговым законодательством правилами.

Содержание налогового правоотношения, как и любого другого правоотношения, раскрывается через права и обязанности субъектов правоотношения.

Налоговое правонарушение, согласно статье 106 НК РФ, — это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое НК РФ установлена ответственность.

К ответственности за налоговые правонарушения могут быть привлечены как организации, так и физические лица в случаях, предусмотренных гл.16 Налогового кодекса. Последние могут быть привлечены к ответственности с шестнадцатилетнего возраста.

Перечень налоговых правонарушений указан в главе 16 Налогового кодекса. К ним, в частности, отнесены:

  • нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе;
  • нарушение срока предоставления сведений об открытии и закрытии счета в банке; непредставление налоговой декларации;
  • нарушение установленного способа представления налоговой декларации;
  • грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;
  • неуплата или неполная уплата сумм налога;
  • невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов; несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения арестованным имуществом и имуществом, находящимся в залоге;
  • непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;
  • неправомерное несообщение сведений налоговому органу;
  • неуплата налога в результате применения нерыночных цен;
  • несвоевременное представление уведомления о контролируемых сделках и указание в нем недостоверных сведений.

К числу наиболее часто совершаемых правонарушений, за которые законом предусмотрена административная ответственность, относятся:

  • Несоблюдение сроков сдачи отчетности
  • Непредставление в ФНС документов, необходимых для осуществления контроля
  • Ненадлежащее ведение бухучета

Уголовная ответственность за налоговые правонарушения

  • уклонение от уплаты налогов, реализованное путем непредставления обязательной документации в контролирующий орган
  • умышленное включение в такую документацию сведений, не соответствующих действительности
  • ответственность предпринимателей и организаций в случае сокрытия принадлежащего им имущества, на которое может быть обращено взыскание при неисполнении ими своих обязательств налогоплательщиков

Права налогоплательщиков

  • Получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах.
  • Получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.
  • Использовать налоговые льготы, если они предусмотрены законодательством.
  • Проводить зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, страховых взносов, пеней, штрафов.
  • Представлять пояснения по исчислению и уплате налогов, страховых взносов, а также по актам проведенных налоговых проверок.
  • Требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах.
  • Не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов.
  • Обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц.
  • На соблюдение и сохранение налоговой тайны.

Обязанности налогоплательщиков

  • Уплачивать законно установленные налоги и сборы.
  • Вести в установленном порядке учет доходов и расходов.
  • Представлять налоговые декларации (расчеты).
  • Исполнять обязанности налогового агента.
  • Применять контрольно-кассовую технику (или бланки строгой отчетности).
  • Сообщать в свой налоговый орган обо всех подразделениях, созданных на территории Российской Федерации (кроме филиалов и представительств) в течение 1 месяца со дня создания. Об изменении сведений об обособленном подразделении – в течение 3 дней со дня изменения.
  • Сообщать по утвержденной форме в свой налоговый орган обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, которые закрываются, в течение 3 дней со дня принятия решения о закрытии.
  • Сообщать по утвержденной форме в налоговую инспекцию обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях в течение 1 календарного месяца.
  • Не менее 4 лет обеспечивать сохранность налоговой и в течение 5 лет бухгалтерской отчетности.

Разбор типового тренировочного задания

Прочитайте суждения. Впишите правильные слова в клетки.

По горизонтали:

1. денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени

3. одна сотая доля

По вертикали:

2. термин, означающий недостачу, недостаточность в чём-либо

Разбор типового контрольного задания

Соотнесите функции центрального и коммерческих банков

мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал

консультирование, предоставление экономической и финансовой информации

кредитование предприятий, государства и населения

Хранение золотого и валютного запаса страны

Осуществление национальной денежно-кредитной политики

Источник



Финансовое право: система и структура

Правовые нормы, которые регулируют финансовую деятельность, группируются внутри области финансового права в конкретные правовые институты, а также подотрасли. Также способны формироваться и внутриотраслевые разделы.

Институтом финансового права называют взаимосвязанные и взаимообусловленные группы норм права, которые регулируют однородные общественные отношения конкретной небольшой области внутри правовой отрасли.

Подотраслью права называют более обширные группировки правовых норм, которые регулируют однородные общественные отношения, и состоящие из некоторого числа сходных касательно предмета правового регулирования институтов финансового права.

Разделы включают в себя нормы, которые взяты из разных базисных институтов финансового права на основании вторичного перераспределения норм.

Порядок размещения институтов внутри правовой отрасли обусловлен именно системой социальных отношений в области финансовой деятельности. Если сказать по-другому, то в основе образования системы финансового права стоит реально существующая система финансов, конкретной составляющей которой обязан соответствовать правовой институт системы финансового права. Получается, что предметом любого из внутриотраслевых финансово-правовых образований (то есть института, либо раздела, либо подотрасли) считаются определенные общественные финансово-экономические отношения, которые являются одноименной составляющей финансовой системы. К примеру, бюджет (как составляющая финансовой системы) – некие отношения по накоплению, дальнейшему распределению и применению бюджетных денежных средств (составляющая системы финансов) – бюджетное право (то есть сочетание норм, которые регулируют отношения по накоплению, распределению и применению бюджетных средств).

Читайте также:  Урок практикум по обществознанию по теме Правовое государство и гражданское общество

Структура финансового права

В структуре финансового права выделяют следующие части: Общую и Особенную.

Предмет финансового права – это отношения, появляющиеся в сфере финансовой деятельности, то есть некие финансовые социальные отношения.

Финансовые социальные отношения можно представить следующими группами отношений:

  • В качестве отношений, реализация которых тесно связана с накоплением, распределением и применением фондов денежных средств, которые представлены строго материально (с разделением данных фондов на децентрализованные и централизованные).
  • В качестве отношений, которые опосредуют данные процессы.

Первая из данных групп обязана соотноситься с Особенной частью финансового права, выступая в виде предмета следующих отраслевых образований: налоговое право, бюджетное право, банковское право и так далее.

Касательно второй группы, ее стоит соотнести уже с Общей частью финансового права. Данные отношения выступают предметом следующих финансово-правовых образований: денежное право, финансовая ответственность и учет, правовая база финансового контроля.

Подобный подход делает допустимым и вторичное выделение некоторых разделов (то есть комплексных подотраслей, а также институтов), к которым относятся институты Общей, а также Особенной частей касательно признака однородности регулируемых отношений. К примеру, раздел «Финансовый контроль» обязан включать в себя институт Общей части финансового права, как бюджетный контроль (институт бюджетного права), а также налоговый контроль (институт налогового права) и банковский контроль и надзор (институт банковского права). Также допустимо рассматривать в виде подотрасли финансовую ответственность и финансовый учет.

Получается, что система финансового права, являясь структурированной согласно Общей и Особенной частей, выглядит таким образом.

Общая часть финансового права

Общая часть финансового права (то есть отраслевые образования, которые опосредованно связаны с накоплением, распределением, а также применением децентрализованных и централизованных фондов).

К первой группе относятся нормы, которые регулируют:

  • Общие принципы, формы права и методы финансовой деятельности субъекта публичного характера (сюда можно отнести государство, а также муниципальные образования).
  • Правовое положение (то есть полномочия) определенных органов государства, а также местного самоуправления, которые занимаются осуществлением финансовой деятельности.
  • Финансовую правосубъектность других участников финансовых правоотношений.
  • Прочие общие положения из сферы финансовой деятельности.

Ко второй группе, то есть к группе сопутствующих отношений, стоит причислить отношения, которые связаны с общими положениями касательно контроля финансов и финансовой ответственности, а также отношения в области бухучета.

Нормы, которые регулируют базис данных отношений, считаются отраслевыми образованиями (или институтами) в рамках Общей части финансового права.

К подотрасли Общей части финансового права можно причислить денежное право, к которому относятся такие институты, как:

  • Денежное обращение (так как реальное функционирование всей финансовой системы в материальном ключе обеспечивается перемещением наличных денежных средств, а также расчетами безналичного характера, то есть денежным обращением). Сюда могут войти: а) совокупности норм, которые регулируют процессы эмиссии; совокупности норм, которые регулируют наличное денежное обращение; б) совокупности норм, которые регулируют денежное обращение безналичного характера. Конкретно денежное обращение приводит в действие финансовую систему. Без него совокупность материальных фондов денежных средств можно назвать застывшим образованием.
  • Валютное регулирование, в которое включены нормы по установлению, а также введению валютных ограничений и валютному контролю за их осуществлением.

Особенная часть финансового права

Особенная часть финансового права включает в себя определенные блоки.

Блок первый. Отраслевые образования, которые напрямую связаны с накоплением, распределением, а также применением централизованных денежных фондов.

  1. Бюджетное право, являясь известной подотраслью финансового права, считается главным отраслевым образованием, так как нормы бюджетного права занимаются регулированием отношений по формированию, распределению, применению абсолютно всей совокупности бюджетов государства (бюджетной системы). Остальные институты финансового права тем или иным способом связаны с бюджетным правом Российской Федерации.
  2. Сочетание норм, которые регулируют организационные процессы по накоплению, перераспределению, применению средств целевых централизованных фондов, являющихся внебюджетными (то есть Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования – как региональные, так и федеральный).
  3. Сочетание норм по образованию, перераспределению, а также применению средств, которые получают с помощью государственного либо муниципального кредита.

Общественные отношения в области государственного и муниципального кредита характеризуются разноплановостью. Государство и муниципальное образование способны играть роль дебитора, гаранта, а также кредитора; кредиты бывают внутренними и внешними; реализуемыми опосредованно либо непосредственно с помощью выпуска государственных ценных бумаг.

Блок второй. Отраслевые образования, которые напрямую связаны с накоплением, распределением, применением децентрализованных денежных фондов.

Банковское право

Можно сказать, что банковское право выступает также комплексной отраслью российского права. То есть банковское право в качестве отрасли права РФ реципирует определенные институты прочих отраслей права РФ, например, из гражданского и финансового права.

Получается, что отношения, которые возникают во время банковской деятельности, делятся на две крупных составляющих части, то есть вертикальные отношения (подчинения и власти) – между Центробанком РФ и системой кредитных учреждений, а также горизонтальные (диспозитивные) – между кредитными учреждениями, к примеру, между коммерческими банками, и их отношениями непосредственно с клиентами.

При этом Центробанк РФ – это не до конца государственный орган, он выступает всеми признанным и непосредственным проводником государственной политики в любой области банковской деятельности, не считая собственную оперативную деятельность, которая самостоятельна. Из этого вытекает, что императивные установления Центробанка РФ (в качестве правовых норм) системам кредитных учреждений (например, коммерческим банкам) касательно образования резервных фондов, строгого соблюдения установленных лимитов первичного уставного капитала, прочих экономических нормативов (к примеру, коэффициента ликвидности и прочее) имеют финансово-правовой характер. Получается, что в пределах финансового права сосредоточен системообразующий блок норм, которые входят составным элементом в банковское право в качестве отрасли права РФ.

К данному отраслевому образованию причисляют такой институт финансового права, как банковский кредит. Данный институт занимается регулированием отношений по банковскому кредитованию в следующих направлениях. В первую очередь, это финансово-экономические отношения по выдаче кредитов Банком РФ (кредитор конечной инстанции) системе кредитных учреждений. Во-вторую очередь, это отношения по банковскому кредитованию, возникающие во время взаимодействия коммерческих банков друг с другом и с их клиентами. Отношения с клиентами в общем не считаются финансово-правовыми, но и в их регулировании заметен финансово-правовой вектор, который состоит в том, что, в первую очередь, ставки по кредитам нельзя устанавливать меньше, чем ставка рефинансирования, установленная Центробанком РФ (императив проводника государственной политики очевиден), и, во вторую очередь, государство с помощью системы Сбербанка способно оказывать воздействие на потребительский спрос денежных средств в правильном для него направлении.

Получается, что, являясь подотраслью финансового права (в узком понимании), банковское право считается элементом отраслевого образования более значительного уровня, к которому причисляют также нормы прочих отраслей права РФ, к примеру, гражданского (банковское право в качестве комплексной отрасли права РФ).

Инвестиционное право

Как и касательно банковского права, сейчас бытует мнение о допустимом выделении инвестиционного права в самостоятельную, отделенную от прочих, комплексную отрасль права РФ, в которой будут собраны нормы следующих отраслей первого порядка: гражданской, финансовой, уголовной, трудовой, административной, процессуальной. Комплексность метода правового регулирования целостных отношений в сфере инвестиционной деятельности обуславливается совокупностью публично-правового и частно-правового регулирования отношений инвестирования.

Читайте также:  Основные функции Всемирного банка структура роль в мировой экономике

При этом инвестиционное право выступает в роли подотрасли финансового права, как и банковское. Так, оно объединяет далеко не все инвестиционно-правовые нормы, а только такие, которые причисляются к области публичного регулирования децентрализованных денежных фондов, которые образуются во время инвестиционной деятельности.

Финансы коммерческих организаций в качестве института финансового права

По существующему правилу активы всех коммерческих организаций находятся непосредственно в их собственности. Публично-правовой вектор, который присутствует в данном сегменте экономических отношений, состоит в установлении конкретных обязательных правил, которые должны быть оформлены подходящими нормами финансового права, императивно указывающими на важность строгого соблюдения некоторых требований по накоплению, распределению, применению микрофондов денежных средств. В общем, распоряжение данными активами как собственными фондами для коммерческих организаций остается диспозитивным.

Благодаря нормам финансового права осуществляется необходимость установления на уровне страны критериев образования некоторых частных фондов, среди которых выручка от продажи товаров, услуг, работ, прибыль организации, ее доходы, фонд оплаты труда сотрудников, амортизационные фонды экономических субъектов, резервные фонды, а также прочие целевые денежные фонды.

Страховое дело

Это некое сочетание норм, которые регулируют отношения по формированию, распределению, применению средств, которые поступают в результате обязательного страхования. Такое сочетание норм – это правовой институт в системе финансового права.

Отношения в сфере страхования считаются предметов прочих отраслей права РФ, например, права гражданского. Получается, что нормы права, которые регулируют обязательное страхование, размещенные структурно в пределах финансового права, представляют собой элемент межотраслевого правового образования.

К отношениям, которые регулируются императивными нормами финансового права, стоит причислить, к примеру, отношения, которые возникают в сфере ОСАГО (обязательное страхование гражданской ответственности), обязательного страхования военных, а также приравненных к ним индивидов, обязательного страхования финансовых вкладов и проч.

Источник

Финансовое право России: альбом схем

Финансовое право России: альбом схем (под ред. проф. А.Н. Козырина). — Система ГАРАНТ, 2008 г.

Вместо вступления (Краткая методическая записка)

Учебный курс «Финансовое право» занимает особое место в учебном процессе на юридическом факультете. При изучении этого базового курса студенты, обучающиеся по специальности «Юриспруденция», сталкиваются, как правило, с многочисленными трудностями.

Во-первых, «Финансовое право», пожалуй, как никакая другая юридическая дисциплина, самым тесным образом связано с экономической наукой. Для успешного усвоения этого учебного курса от студента потребуется владение как финансово-правовыми категориями, так и основами экономических знаний.

Во-вторых, чрезвычайно обширным становится сегодня сам предмет финансового права — российское законодательство, регулирующее публичные финансы, и складывающаяся на его базе правоприменительная практика. «Разрастание» предмета финансового права порождает новые требования к современному стилю преподавания финансового права: компактное изложение учебного материала, выявление существенных, наиболее важных тенденций развития правового регулирования финансовых отношений (при этом подробности, детали, частности неизбежно отступают на вторые позиции).

В-третьих, финансовое законодательство отличается динамизмом, очень нестабильно и периодически изменяется. Реформы налогового и бюджетного регулирования, административная реформа заставляют студентов изучать многие вопросы финансового права «с листа», используя в качестве источника только нормативный правовой акт, и фактически лишают их учебно-методических пособий, поскольку стремительные изменения финансового законодательства приводят к быстрому устареванию учебников и иной учебно-методической литературы.

Облегчить сложившееся непростое положение с учебно-методическим обеспечением курса «Финансовое право» призван предлагаемый читателю альбом схем. В нем собраны переложенные в схемы и иные графические изображения основные постулаты науки финансового права, позволяющие студентам и аспирантам усвоить содержание программ по финансовому праву, а также познакомиться с важнейшими изменениями по ключевым направлениям финансово-правового регулирования (налоги, бюджет, валютное регулирование, государственный кредит и т.д.).

Альбом схем может использоваться как дополнение к базовому учебнику (учебному пособию), как материал для работы на семинарских занятиях и, наконец, как один из способов повторения и закрепления усвоенного материала при подготовке к экзамену по финансовому праву.

Альбом схем подготовлен в Центре публично-правовых исследований (www.plrc.ru). При составлении схем авторы опирались на богатый опыт преподавания финансового права в ряде российских вузов, прежде всего в Государственном университете — Высшей школе экономики, и использовали информационные ресурсы справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

Работа подготовлена в соответствии с программой учебного курса «Финансовое право» на основе законодательства Российской Федерации, действующего по состоянию на 1 сентября 2007 г. Учтены изменения, внесенные в Бюджетный кодекс РФ, вступающие в силу с 1 января 2008 г.

Авторы выражают благодарность рецензентам — доктору юридических наук, профессору Н.И. Кузнецову и В.А. Кинсбурской, ряд замечаний которых позволил улучшить содержание данной книги.

Источник

Финансовое право. Учебное пособие в схемах. Игнатьева С.В., Вашкович Н.Ю.

СПб.: ГУАП, 200 6 . — 59 с.

Учебное пособие в схемах предлагает рассмотрение наиболее сложных теоретических вопросов дисциплины «Финансовое право». В формализованном виде представлены такие финансово-правовые институты, как бюджетное устройство и бюджетный процесс, финансовый контроль; основы налогового права, институты государственного кредита и страхования, денежного обращения и валютного регулирования.

Предназначено для студентов высших учебных заведений по специальностям 030501 «Юриспруденция» и 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Формат: pdf / zip

Размер: 467 Кб

Скачать / Download файл

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА 4
2. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ 5
3. ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА 6
4. СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ РОССИИ 7
5. СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО ПРАВА 8
6. ВИДЫ ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ НОРМ 9
7. ПРИЗНАКИ И ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ НОРМ 10
8. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 11
9. МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 12
10. АУДИТОРСКИЙ (НЕЗАВИСИМЫЙ) ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РФ 13
11. АТТЕСТАЦИЯ НА ПРАВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 14
12. БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО 15
13. СТРУКТУРА БЮДЖЕТА 16
14. ДОХОДЫ БЮДЖЕТА РФ 16
15. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ РФ 18
16. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС 19
17. ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ 20
18. НАЛОГОВОЕ ПРАВО И НАЛОГОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ 21
19. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ 22
20. НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ 23
21. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ 24
22. ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 25
23. СИСТЕМА НАЛОГОВ И СБОРОВ В РФ 26
24. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ 27
25. КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ 28
26. ВИДЫ НАЛОГОВ В РФ 29
27. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ 30
28. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ 31
29. АКЦИЗЫ 32
30. ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ (ВЗНОС) 33
31. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ 34
32. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ 35
33. ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ 36
34. НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФ 37
35. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 38
36. НАЛОГ С ИМУЩЕСТВА, ПЕРЕХОДЯЩЕГО В ПОРЯДКЕ НАСЛЕДОВАНИЯ И ДАРЕНИЯ 39
37. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 40
38. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ 41
39. ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА РФ 42
40. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РФ 43
41. ФОРМЫ ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ РФ 44
42. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА В РФ 45
43. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СТРАХОВАНИЯ 46
44. ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА РФ 46
45. БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ В РФ 48
46. ОБЪЕКТЫ ВАЛЮТНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 50
47. СУБЪЕКТЫ ВАЛЮТНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 51
48. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ 52
Библиографический список 53

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

Источник