Меню

Государство основной институт политической системы



Обществознание. 11 класс. Государство как политический институт. Понятие, функции, формы.

Обществознание. 11 класс.

Государство как политический институт.

Понятие, функции, формы.

Государство —политический институт, осуществляющий функции управления обществом.

Признаки государства:
  • суверенитет;
  • наличие территории;
  • система органов и механизмов осуществления публичной власти;
  • публичный характер власти (то есть власть распространяется на всё общество);
  • исключительное право использовать общеобязательные правовые нормы;
  • право законно использовать принуждение силами армии, органов охраны порядка и безопасности;
  • исключительное право взимания налогов и иных обязательных платежей.
Функции государства:
  • внешние,
  • внутренние.
Внешние функции государства:
  • обеспечение национальной безопасности страны,
  • участие в решении глобальных проблем,
  • развитие взаимовыгодного сотрудничества,
  • отстаивание государственных интересов в международных отношениях.
Внутренние функции государства:
  • политическая – управление государством,
  • законотворческая,
  • экономическая – регулирование экономических процессов,
  • хозяйственная – производство общественных благ,
  • охранительная – обеспечение правопорядка и безопасности, соблюдение прав и свобод граждан;
  • социальная – развитие образования, здравоохранения, поддержка социально незащищённых категорий населения;
  • экологическая – защита и сохранение окружающей среды.
  • культурно-просветительская – создание условий для развития культуры,
  • идеологическая (воспитательная) – воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей.

Форма государства.

Форма государства — это структура, внутреннее устройства государства, включающее его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики.

Источник

«Государство-основной институт политической системы»

Политические институты. Государство и его признаки.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Политические институты. Государство и его признаки.

План изучения темы: 1.Понятие политического института. 2. Государство как политический институт. Его признаки. 3. Функции государства. 4. Формы государственного устройства в современном мире.

Политический институт- это совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения политической потребности. Прежде всего- это государство, парламент, президентство, политические партии и группы давления, правовые системы и суды, избирательные системы и т.д.

Политическая карта мира

Форма территориального устройства Административно-территориальное и национальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами власти. унитарные федеративные конфедеративные

Форма государственного режима Совокупность способов и методов осуществления политической власти. тоталитаризм демократия авторитаризм

форма правления Структура высших органов государственно власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними. монархия республика

Теологическая теория. Объясняет возникновение государства Божественной волей. идеи незыблемости подчинения государственной воле как власти бога, но вместе с тем и зависимости государства от божественной воли

Марксистская (материалистическая) теория. государство появилось в результате общественного разделения труда, возникновения частной собственности, классов и эксплуатации Государство- “машина подавления в руках господствующего класса” (рабовладельцев, феодалов или буржуазии).

Завоевательная теория. (французские историки 19 в. Гизо и Тьерри, австрийский социолог Л.Гумплович, известный марксистский теоретик К.Каутский и др.) государство является результатом завоевания одних народов другими — согласно ей, завоеватели вынуждены были создавать его для управления покоренными.

“Контрактная” теория происхождения государства, среди приверженцев были английские философы Т.Гоббс и Д.Локк а также французский мыслитель 18 в. Ж. — Ж. Руссо, опирается на т.н. “теорию общественного договора”, государство возникает в результате договора всех членов общества об его учреждении при выходе из “естественного” (родоплеменного) состояния.

Конфликтная теория. Ее приверженцами выступают американские политологи М.Фрид и Р.Карнейро, основывается на том, что в уже находящемся на родоплеменной стадии человеческом обществе на определенном моменте неизбежно усиливается конкуренция в борьбе за жизненно важные ресурсы, что порождает большое количество внутренних конфликтов и войн. Единственный же выход из подобного состояния учреждение государственной власти, способной обеспечить порядок.

существующие еще до создания государств торговые обмены между племенами на больших расстояниях способствуют усилению власти вождей племенных союзов – получая из — за пределов своих владений диковинные товары, они неизбежно усиливают свою власть и влияние, постепенно создавая вокруг себя государственный аппарат. Торговая теория автор — американский политолог М.Уэбб

Ирригационная рассматривается происхождение государства на примере Древнего Египта. Агроклиматические условия этой страны — пустыня, узкая полоса обрабатываемых земель, орошаемых во время сезонных разливов Нила — требовали регулируемого и равномерного распределения воды между земледельческими общинами. необходимость в централизованной системе орошения, для существования которой, в свою очередь, требовалось специализированное чиновничество; бюрократия же постепенно создает централизованное государство.

Унитарное государство представляет собой единую, политически однородную организацию, состоящую из территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Наличие единого общенационального суверенитета, единой конституции, системы законодательства и гражданства; Единая система органов государственной власти. Все решения на местах принимаются только в рамках предписаний центральных властей.

Федерация — это устойчивый союз регионов, самостоятельных в пределах распределенных между ними и Центром полномочий, имеющих собственные законодательные, судебные и исполнительные органы, избираемые (формируемые) непосредственно на местах. Наличие двойного суверенитета, двойной системы законов и двухуровнего государственного аппарата; Суверенитет федерации по ключевым вопросам выше суверенитета ее субъектов Региональные органы власти — администрация (правительство) и парламент — формируются населением регионов, одновременно подотчетны ему и центральному правительству, могут принимать решения в пределах предоставленных им Конституцией страны полномочий; Наличие двухканальной системы налогообложения; Территория федерации состоит из территорий отдельных ее субъектов(штатов, республик и т.д.)

Конфедерация – более или менее постоянный союз государств, полностью сохраняющих свой государственный суверенитет, для реализации каких — либо совместных целей. Члены конфедерации передают в компетенцию союзных органов решение лишь ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи, денежной системы. Конфедерации существовали некоторое время после провозглашения независимости в США (1776 — 1787), Швейцарии (с момента создания до 1848 г.), Германии (1815 — 1867) до объединения ее в единое государство военным путем во времена канцлера Бисмарка. Наконец, идея создания конфедерации США и Великобритании для закрепления их преобладания в мире и противодействия наступлению коммунизма прозвучала в знаменитой речи британского премьера У.Черчилля 1946 г. в Фултоне, но она так и не была реализована.

Домашнее задание. 1. Используя уч. географии (форзац), выписать 10 самых больших государств, площадь их территории, форму правления, форму национально-территориального устройства (Заполнить таблицу); 2. Работа с Конституцией РК: законспектировать форму правления, форму национально-территориального устройства нашего государства. № Государство Площадь территории Форма правления Форма национально-терр.устр.-ва

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

1.Понятие политического института.

2. Государство как политический институт. Его признаки.

3. Функции государства.

4. Формы государственного устройства в современном мире.

1 . Политический институт — это совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения политической потребности. ( Прежде всего- это государство, парламент, президентство, политические партии и группы давления, правовые системы и суды, избирательные системы и т.д. ) Главная функция всех институтов- регулирование общественно-политических процессов и явлений с целью сохранения их стабильности и поддержания равновесия между ними.

2. Государство как политический институт. Его признаки.

Государство –основной институт политической системы общества,создаваемый для организации и управления жизньюопределенного населения на определенной территориис помощью государственной власти,имеющей обязательный характер для всех его граждан.

Читайте также:  Ещ один Рейтинг миллезимов по версии Роберта Паркера

— монополия на легальное применение силы

— исключительное право на издание законов

— право на взимание налогов и сборов с населения

Аппарат государства- это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами, единством конечной цели и взаимодействием, наделенных властными полномочиями, а также располагающих материально-техническими возможностями для осуществления своих функций.

Государственные органы являются структурными звеньями государственного аппарата.

3. Функции государства.

Социальное назначение государства выражается в его функциях, т.е. главных направлениях его деятельности по осуществлению актуальных задач.

Обычно функции государства подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние функции обеспечивают удовлетворение разнообразных интересов населения страны. К ним относятся экономическая, социальная, культурная, экологическая функции, а также функции охраны правопорядка. Внешние функции направлены на установление взаимовыгодного экономического, политического, культурно-технического, экологического и военного сотрудничества с другими государствами, на обеспечение обороноспособности страны.

4. Формы государственного устройства в современном мире.

Форма государства –совокупность внешних признаков государства, включающая три элемента: форму государственного устройства, форму правления и политический режим.

Форма государственного устройства- административно-территориальная организация государства, а также система взаимоотношений центральных и региональных органов власти. Выделяют две формы государственного устройства: федерацию и унитарное государство.

Федерация -форма государственного устройства, при которой входящие в ее состав административно-территориальные образования (субъекты) обладают ограниченной юридической и политической самостоятельностью.

К федеративным государствам относятся: Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Индия, Канада, Россия, США, и др.

Унитарное государство- форма государственного устройства, административно-территориальные образования которой не имеют политической самостоятельности.

К унитарным государствам относятся: Великобритания, Япония, Испания, Италия, Нидерланды, Казахстан, Узбекистан и т.д.

Конфедерация — более или менее постоянный союз государств, полностью сохраняющих свой государственный суверенитет, для реализации каких — либо совместных целей.

Члены конфедерации передают в компетенцию союзных органов решение лишь ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи, денежной системы.

Форма правления характеризуется порядком формирования высших органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство), а также распределением между ними полномочий и функций.

Современным государствам присущи две формы правления: монархия и республика.

Республика -форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами). В рамках республиканской формы правления принято различать президентскую, парламентскую республики и республику смешанного типа.

Парламентская республика характеризуется тем, что парламент формально является полновластным органом, который формирует политически ответственное перед ним правительство и избирает президента, являющегося лишь главой государства, но не исполнительной власти. Классическая модель парламентской республики существует в Италии и ФРГ.

Президентская республика характеризуется тем, что избираемый, как правило, всенародно президент юридически и фактически является главой государства и исполнительной власти.

Монархия- форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследования.

В современном мире сохраняются два типа монархии- абсолютная и конституционная.

Абсолютная монархия характеризуется юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти в руках монарха. Он осуществляет исполнительную власть совместно с правительством, а законодательную- при помощи законосовещательных органов (назначаемых или выборных). В настоящее время в мире сохраняются восемь абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия.

Конституционная монархия- власть монарха ограничена конституцией или законами, а также действующими законодательными и исполнительными органами государства.

Источник

ГОСУДАРСТВО КАК ОСНОВНОЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

1 Государство – это политическая общность, имеющая определенную структуру, организацию политической власти и управление социальными процессами на определенной территории.

2 Государство является наиболее важным институтом политической системы. Значимость государства определяется максимальной концентрацией в его руках власти и ресурсов, позволяющих ему эффективно и решающим образом влиять на социальные изменения.

3 С момента своего возникновения государство неоднозначно трактовалось в истории политической мысли. Выдвигались самые разнообразные причины возникновения и существования государства: в теологической теории это – Божественная сила; в договорной – сила разума, сознания; в психологической – факторы психики человека; в органической – биологические факторы; в материалистической – социально-экономические факторы; в теории насилия – военно-политические факторы.

В литературе выделяются факторы, влияющие на образование государства: географические, этнические, демографические, информационные.

Возникновение государственности обусловлено причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо в качестве главной, определяющей. Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения социально-экономической жизни, как инструмент упорядочения совместного удовлетворения интересов общества, групп, классов, социальных слоев, отдельных личностей.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

1 Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. Они подразделяются на внутренние и внешние.

2 Внутренние функции:

Экономическая функция государства выражается в организации, координации, регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций.

Социальная функция состоит в удовлетворении потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья; в предоставлении социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи; в страховании жизни, собственности, здоровья.

Правовая функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, которые регулируют общественные отношения и поведение граждан, охрану общественного строя от разрушительных действий экстремистов.

Культурно-воспитательная функция направлена на создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, приобщения их к достижениям мировой художественной культуры, возможности самореализации в творчестве.

Политическая функция государства состоит в обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке политического курса, отвечающего потребностям и чаяниям широких слоев населения, или поддержании политического господства класса-собственника.

Экологическая функция. С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим рационального природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению здоровой, нормальной среды обитания.

3 Внешние функции – функции взаимовыгодного сотрудничества в экономической, социальной, технологической, культурной, торговой областях с другими государствами, функция защиты от внешних угроз – обороны страны.

ПРИЗНАКИ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВА

1. Признаки государства:

наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны, материализованной в специфических принудительных учреждениях и распространяющейся на всю территорию страны и на всех находящихся там лиц (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть – это чиновники, армия, полиция, тюрьмы);

система налогов, податей, займов (необходимы для материального обеспечения государственной политики: экономической, социальной, оборонной, для содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальные ценности и занятых только управленческой деятельностью);

территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени, вероисповеданию);

суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях);

право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства);

монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти).

Читайте также:  Митральный стеноз с недостаточностью I05 2

2 Структура государства:

По разделению власти:

− система законодательных (представительных) учреждений;

По выполняемым функциям

Органы, осуществляющие внутренние функции:

− охрана правопорядка, безопасности (полиция, суд, прокуратура);

− социально-экономическое регулирование (финансово-налоговый аппарат, органы связи, коммунальной службы, транспорта);

− духовное производство (учреждения образования, культуры, органы информации).

Органы, осуществляющие внешние функции:

− органы межгосударственных отношений.

ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ

1 Типология государств – это их специфическая классификация, проводимая, в основном, с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.

2 При формационном подходе главным критерием являются социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государств: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.

Достоинства формационной типологии:

• использует плодотворную идею делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно влияют на общество;

• показывает поэтапный, естественно-исторический характер развития государства.

• формационная типология однолинейна и характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и не всегда «вписывается» в начерченные для нее схемы;

• недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные).

3 При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовные признаки – культурные, религиозные, национальные, психологические.

Достоинства цивилизационной типологии:

• факторы культуры выделены как существенные в определенных условиях;

• в связи с расширением количества духовных критериев, которые характеризуют особенности тех или иных цивилизаций, получается более «заземленная», близкая к реальности типология государств.

• недооцениваются социально-экономические факторы;

• по сути эта типология не столько государства, сколько общества.

ФОРМА ГОСУДАРСТВА

1 Форма государства – это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Форма государства определяет – кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.

От формы государства зависит сама политическая жизнь в обществе, устойчивость государственных институтов.

2 Элементы формы государства:

форма правления. Характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские;

форма государственного устройства. Отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные;

политический (государственный) режим. Представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политический (государственные) режимы.

Источник

Тема 6. Государство как политический институт.

1. Понятие политического института.

2. Государство как фундаментальный институт политической системы.

3. Признаки государства.

4. Функции государства.

5. Типы государства.

Сфера политики— социальное пространство, об­разующееся совокупностью организованных дей­ствий и взаимоотношений людей. Одной из форм та­кой организации выступают политические институты. В состав политического института входят:• опре­деленные группы людей, уполномоченных обществом выполнять социально-политически значимые функ­ции; • организации для выполнения людьми тех или иных функций; • совокупность материальных и иных средств деятельности, позволяющих организациям или группам лиц выполнять установленные полити­ческие действия; • совокупность политических ролей и норм, реализация которых имеет важное значение для определенных социальных групп и общества в целом.

Политический институт— система учреждений и организаций, упорядочивающих политические и дру­гие общественные отношения с помощью материаль­ных и идеальных средств и на основе определенных норм. К политическим институтам относятся госу­дарство, государственные и политические органы и политические учреждения, политические партии. По­литические институты действуют в сфере политичес­ких отношений, обеспечивают осуществление поли­тической власти. Они предназначены для удовлетво­рения политических потребностей и интересов отдельных индивидов или их групп.

Элементы политических институтов;цели, функ­ции и роли, вытекающие из целей, средства, учреж­дения, санкции. Целями политических институтовявляются вопросы, составляющие сферу их деятель­ности. Это могут быть контроль над общественной и политической жизнью, выработка методов удержа­ния, захвата и укрепления власти, формирование по­литического сознания граждан, их политического вы­бора. Средства политических институтовсостав­ляют материальные, идеальные и символические формы управления, имеющие социальную и полити­ческую значимость.

Политические институты изменяются вместе с из­менением общественных структур, с которыми они связаны политическими отношениями. Политические институты пронизаны политическими ценностями(вид социальных ценностей, признаваемых не отде­льными людьми, а большими группами, целыми со­обществами). Объективной основой политических ценностей являются общие жизненные потребности и долговременные интересы больших социальных групп и индивидов. Политические ценности преиму­щественно имеют субъективное значение, поэтому необходимы формы их объективации. Одной из форм объективации ценностей служат политические сим­волы.

Политические символы— ценности и признанные в обществе отношения, которые они выражают. Во­площая в себе общественно-исторический опыт, цен­ности выступают объективными элементами полити­ческих институтов. Через ценности устанавливается определенное отношение индивидов к политическим институтам. Приверженность граждан к данным поли­тическим ценностям является необходимым услови­ем стабильной работы политических институтов и способности выполнять свои роли.

Государство— особый политический институт, ка­чественно отличающийся тем, что определяет прави­ла, по которым протекает политическая жизнь, отве­чает за соблюдение и изменение этих правил.

Значе­ниегосударства: • государство является самой массовой политической организацией, так как оно включает в себя всех членов общества независимо от степени их активности; • любой человек способен участвовать в жизни государства как политической организации, так как его поведение — активное или пассивное — влечет за собой те или иные политичес­кие процессы; • государство обладает суверенитетом или полной независимостью от других политических образований как внутри общества, так и за его преде­лами. Это значит, что оно обладает верховенством по отношению ко всем гражданам, к политическим и не­политическим объединениям; •государство является собственником ресурсов и средств производства. Это право государства может осуществляться в абсо­лютной форме, когда оно выступает в качестве моно­полиста, или частично, когда государственная соб­ственность ограничена другими формами собствен­ности; • государство обладает развитой системой юридических средств, при помощи которых оно мо­жет осуществлять контроль и регулирование в поли­тической жизни. Средствами контроля и регулирова­ния являются законодательные акты, издающиеся государственными органами; • государство имеет специальный аппарат, который следит за соблюдени­ем положений законодательства и помогает госу­дарству достигать стоящих перед ним целей. К таким органам относятся суд, прокуратура.

Особое внимание уделяется вопросу о происхож­дении государства. В политологии выделяются пять концепций происхождения государства:

• патриархальная теория— концепция происхож­дения государства как продолжения отцовской опе­кунской власти в семье, осуществляемой к общей пользе. Она зародилась в Древней Греции и полу­чила теоретическое обоснование в XVII в. в работах английского мыслителя Р. Фильмера;

• теологическая концепция— теория, согласно ко­торой государство является священным и непри­косновенным институтом, дарованным Богом для организации жизни людей;

• теория общественного договора— концепция происхождения государства, в соответствии с кото­рой возникновение государства есть результат до­говора находящихся в догосударственном состоя­нии индивидов с целью обеспечить правопорядок, гарантирующий пользование естественными пра­вами. Она получил распространение в XVII—XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо;

Читайте также:  Фонетика и фонетический разбор слова

• теория «насилия» или «захвата»— концепция, в соответствии с которой государство возникает в результате акта насилия, завоевания одного на­рода другим, более сильным и организованным. Оно создается для укрепления власти. Теорети­ческие обоснования она находит в трудах Е. Дю­ринга, Л. Гумпловича, К. Каутского; * социально-экономическая теория— концепция, согласно которой государство возникает как ре­зультат общественного разделения труда и появле­ния классов, находящихся в противоречии. Оно со­здается для закрепления господства одних классов

В вопросе о сущности государствавыделились две основные линии. Перваявосходит к класси­ческой традиции в истории политической мысли и ее представляют политические теории Аристотеля, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, К. Маркса. Государство рас­сматривается как необходимая форма организации общества, его политического бытия. Вторая линияуделяет внимание институциональной стороне госу­дарства. Государство— политический институт, по­нимаемый как система норм, содержанием которых является определение поведения людей в обществе. Государство есть союз людей, политическая об­щность, подчиненная единой верховной власти. Оно представляет собой организацию, которая управляет обществом на основе системы норм. Они регулируют поведение людей и имеют своей целью обеспечение общих интересов, защиту прав и свобод человека.

Признакамигосударства как политического инсти­тута являются:

•наличие группы людей, осуществляющей верхов­ную власть от имени определенного класса или большинства общества и управляющей общими де­лами;

•монополия на принуждение в отношении членов об­щества в интересах господствующего меньшинства или большинства данной страны;

•право от имени общества осуществлять внутрен­нюю и внешнюю политику;

•исключительное право издания законов и правил, обязательных для всего населения в пределах дан­ной территории, право взимания налогов для соб­ственного содержания и общественных нужд.

Государство — политический институт особого ро­да, представляющий высшую ступень политического сообщества людей. Ему свойственны также другие социально-политические характеристики:

•наличие институтов, обеспечивающих права чело­века и систему социально-политических и правовых ценностей, единого языка как средства общения;

•наличие единого экономического и культурного пространства;

•материально-природной основой политического сообщества является территория. В соединении с государством она превращается в социально-поли­тическое пространство. Ее социальное значение состоит в том, что она составляет среду для жизне­деятельности данного сообщества. Политическое значение ее в том, что она составляет простран­ственные границы действия государства;

•население также имеет значение для государства. Оно представляет собой социальную группу, кото­рая под воздействием государства объединяется в народ, обретающий общие существенные черты образа жизни, общественного сознания и психоло­гии.

Как субъект политической жизни государство от­личается сложной структурой.В ее состав в зави­симости от политического режима, исторических традиций и других факторов могут входить институт президентства, правительство, институты местной власти, институт судебной власти. Они выполняют за­конодательные, исполнительные и судебные функ­ции.

Государство является устойчивой структурой поли­тической организации общества. Оно составляет ее основу в силу того, что выполняет ряд отличительных функций. Функции государства— обязанности, круг деятельности, назначение и роль государства в об­ществе в наиболее обобщенной форме. Принято вы­делять внутренние и внешние функции.

К внутреннимфункциям государства относятся;

1) политическая функция— действия государства, связанные с осуществлением политической власти, поддержанием политического господства доминиру­ющего в государстве класса, подавлением воли угне­таемых классов, обеспечением политической ста­бильности. Она позволяет устанавливать отношения с политическими партиями, профсоюзами, другими общественными институтами по вопросам формиро­вания государственных структур. Благодаря ей осу­ществляются властные полномочия, вырабатывается программно-стратегические цели и задачи развития общества;

2) правовая функция— действия госу­дарства по осуществлению правотворчества, уста­новлению правовых норм и принятию законов. Она позволяет регулировать общественные отношения и поведение граждан. Правовые нормы — это правила поведения, санкционируемые государством, наруше­ние которых влечет за собой меры наказания;

3) эко­номическая функция— действия государства по выработке и осуществлению налоговой политики, вы­делению кредитов, использованию экономических санкций, стимулов в развитии отраслевой экономики. Она позволяет влиять на транспорт, энергетику, ис­пользовать долгосрочное планирование и программирование;

4) социальная функция— действия го­сударства, включающие удовлетворение потребно­стей людей в работе, жилье, поддержании здоровья. Она способствует осуществлению социальной защи­ты престарелых, инвалидов, молодежи, безработных, страхованию жизни, здоровья, собственности;

5) об­разовательная функция— действия государства, направленные на реформирование системы образо­вания, на выработку образовательной политики, ох­ватывающей весь процесс образования от дошколь­ного до университетского. Государство обеспечивает демократизацию образования, его непрерывность, предоставляет людям равные возможности его полу­чения;

6) культурно-воспитательная функция— действия государства, служащие условиями для удовлетворения культурных запросов людей, форми­рования высокой духовности и гражданственности. Для осуществления этой деятельности государство привлекает такие социальные структуры, как церковь, теле- и радиокомпании, печать, издательства, него­сударственные общественные организации.

Внешние функции государствасвязаны с внеш­ней политикой и международными отношениями:

• оборонная функция— действия государства, на­правленные на защиту границ, территории страны;

• военно-агрессивная функция— действия госу­дарства, направленные на вмешательство в дела других государств;

• дипломатическая функция— действия государ­ства по поддержанию и развитию межгосудар­ственных отношений, осуществлению внешней тор­говли, координации совместной деятельности с другими государствами в различных сферах, учас­тие в блоках, союзах.

Государства не однородны и разделяются по раз­ным признакам. По степени устойчивости поли­тической жизни,постоянства и преемственности в основах ее развития государства разделяют на: а) стабильные государства— характеризуются высокой степенью преемственности в политической жизни, постоянством государственных и политиче­ских структур; б) неустойчивые государства— от­личаются частой сменой президентов, парламентов, правительств, конституций, длинной чредой путчей.

В зависимости от того, какой сфере отдается преимуществов государстве, какие государствен­ные функции развиваются в первую очередь, можно выделить: а) государства военного и полицейского типа— преобладают структуры и функции государ­ственного насилия — армии, военно-промышленные комплексы, органы охраны порядка и безопасности, угрозы и репрессии; б) социальное государство— приоритетно развивает социальную сферу и прово­дит активную социальную политику, направленную на улучшение жизни всего населения, на предупрежде­ние и смягчение социальных конфликтов; в) в право­вом государствевсе социально-политические про­цессы подчинены верховенству закона, который на­правлен на обеспечение всеобщего равноправия и социальной справедливости.

По существующим в странах политическим ре­жимамвыделяются три типа государства: тоталитар­ное, авторитарное и демократическое. Они различа­ются по степени обеспечения гражданских прав и свобод.

Тоталитарное государство – такой тип государства, для которого характерны насильственное политическое господство обществе, запрещение конституционных прав, тотальный контроль за всеми сферами общественной жизни, цензура в средствах массовой информации, господство единой, общей для всех идеологии, нетерпимость к инакомыслию.

Авторитарное государство – тип государственной власти, основанный на сильной неограниченной власти одного человека или группы лиц. Главной задачей такого государства является обеспечение безопасности правящей верхушки и установление порядка в обществе, развитие внешней политики и обороны страны.

Демократическое государство – тип государства, характеризующийся тем, что источником власти является народ, он непосредственно или через своих представителей участвует в разработке или принятии законов. В таком государстве гарантируются права и свободы всем гражданам, существует выборность органов.

Источник

Adblock
detector