Меню

Грузоподъ мность подвижного состава при перевозке

Грузоподъёмность подвижного состава при перевозке

Грузовместимостью подвижного состава называется наибольшее количество груза, которое может единовременно перевозиться передвижным составом, исходя из его максимально допустимой полной массы и размеров кузова.

Грузовместимость оценивается следующими параметрами: фактической грузоподъёмностью и коэффициентом грузовместимости.

Фактическая грузоподъёмность , т, определяется по формуле

где a, b, h – внутренние габаритные размеры кузова: соответственно длинf, ширина, высота, м; h1 – расстояние от верхнего края платформы до уровня погрузки груза, м; ρ0 – объёмная масса (плотность) груза, т/м3.

Удельная объёмная грузоподъёмность, т/м3, регламентируется при проектировании подвижного состава, является отношением полезной грузоподъёмности к внутреннему объёму кузова и определяется отношением номинальной грузоподъёмности к полному объёму кузова:

где qн – номинальная грузоподъёмность подвижного состава, т;

Vк – полный объём кузова, м3.

Грузовместимость оценивается применительно к тем видам грузов, для перевозки которых данный передвижной состав предназначен. Основным параметром, характеризующим каждый вид груза, является его объёмная масса. Подбор передвижного состава для перевозки грузов производят с учётом соотношения удельной объёмной грузоподъёмности и удельной грузовместимости.

В случае, если значение удельной объёмной грузоподъёмности qv соответствует удельной грузовместимости, обеспечено полное использование грузоподъёмности данного подвижного состава.

При перевозке грузов , для которых удельная грузовместимость меньше удельной объёмной грузоподъёмности (qвм qv), используется полностью грузоподъёмность передвижного состава при неполном использовании вместимости кузова.

Степень возможного использования полезной грузоподъёмности передвижного состава при перевозке грузов с разным объёмным весом и другими особенностями характеризует коэффициент грузовместимости γ. В основном степень возможного использования полезной грузоподъёмности подвижного состава зависит от соотношения между внутренними геометрическими размерами кузова и объёмной массы груза. от особенностей груза и конструкции кузова. Все эти факторы учитываются коэффициентом грузовместимости.

Коэффициент грузовместимости определяется для конкретного вида груза и его упаковки и рассчитывается по формуле

где Vк – внутренний геометрический объём кузова передвижного средства, м3;

η – коэффициент использования объёма кузова при данном виде груза;

ρ0 – объёмная масса (плотность) груза, т/м3;

qн – номинальная грузоподъёмность передвижного средства, т.

Коэффициент грузовместимости показывает, какая часть грузоподъёмности подвижного состава может быть использована при перевозке данного груза. При γ≥1
грузоподъёмность передвижного средства может быть использована полностью. Чем меньше значение коэффициента грузовместимости, тем меньше используется грузоподъёмность передвижного состава.

Коэффициент использования объёма кузова η является отношением фактически используемого объёма кузова при данном виде груза и его упаковки к его полному геометрическому объёму. В случае возможности полного использования объёма кузова, например погрузки бортовой платформы вровень с бортами или кузова фургона на его полную высоту, η = 1. Когда же по особенностям данного вида груза и условиям его перевозки полный внутренний объём кузова не может быть использован, η fуд – полное использование грузоподъёмности пола кузова достигается при неполном использовании его полезной площади.

Для штучных и пакетированных грузов, перевозимых в один ярус, высота загрузки соответствует высоте грузового места. При укладке тарно-штучных грузов в несколько ярусов превышение уровня бортов подвижного состава определяется условием обеспечения устойчивого положения груза во время перевозки.

Нередко объём кузова передвижного средства не может быть полностью использован из-за отсутствия кратности размеров штучного груза с размерами кузова, при этом, чем больше размеры груза и меньше размер кузова, тем большая часть площади пола кузова может остаться неиспользованной.

На рис. 1 показаны характерные случаи неполного использования объёма кузова из-за отсутствия кратности размеров тары и размеров кузова передвижного состава. Для разных видов штучных грузов и схем их укладки, значения коэффициента использования объёма кузова η следующие:

— ящики, кипы η = 0,61…0,95;

— брёвна, бруски, дрова η = 0,68…0,98;

— бочки, рулоны η = 0,39…0,68;

— мешки, кули η = 0,6…0,8

Рис. 1. Использование площади пола кузова подвижного состава

При перевозке в открытом кузове некоторые виды грузов могут быть погружены выше уровня бортов. В таких случаях коэффициент использования объёма кузова больше единицы.

Важнейшими характеристиками перевозимого груза являются масса грузовой единицы и её габаритные размеры, которые позволяют определить максимальную загрузку кузова транспортных средств. Рассмотрим автомобиль марки ГАЗ 2705. Масса грузовой единицы 7,5 кг, а габаритные размеры (длина, ширина, высота) 600 мм, 400 мм, 300 мм. Размеры кузова (длина, ширина, высота) 3000 мм, 2000 мм, 1500 мм.

Дк, Шк, Вк – длина, ширина и высота кузова;

Дгр, Шгр, Вгр – длина, ширина и высота грузовой единицы.

При расчёте максимальной загрузки транспортных средств необходимо использовать зависимости оптимизации, содержащие операторы выбора альтернатив.

Количество располагаемых единиц груза по длине кузова транспортного средства определяется по следующей формуле:

Nд = [Дк
/ (ДгрORШгрORВгр)], ед

где […] – минимальное целое число;

OR – оператор выбора альтернатив – или (Дгр
или Шгр или Вгр).

Выбор Дгр или Шгр или Вгр производится с целью достижения максимума Nд.

Nд = 3000 / 600 = 5

Количество располагаемых единиц груза по ширине кузова транспортного средства определяется по следующей формуле:

Nш = [Шк
/ (ДгрORШгрORВгр)], ед

Nш = 2000 / 400 = 5

В расчётах Nш при выборе Дгр или Шгр или Вгр не используется значение знаменателя принятое в расчёте максимального целого Nд.

Количество располагаемых единиц груза по высоте кузова транспортного средства можно определить по следующей формуле

Nв = [Вк
/ (ДгрORШгрORВгр)], ед

Nв = 1500 / 300 = 5.

В расчётах Nв при выборе Дгр или Шгр или Вгр не используются значения знаменателей принятых в расчётах максимально целых значений Nд и Nш.

При осуществлении расчётов необходимо руководствоваться также ограничениями, вытекающими из свойств перевозимого груза (максимальная высота укладки, ориентация и т.д.).

Максимально возможное количество единиц груза помещаемого в кузов транспортного средства определяется по следующей формуле

Nmax = Nд· Nш · Nв

Nmax = 5 · 5 · 5 = 125.

Значение Nmax не должно превышать предельного значения (Npred), рассчитываемого по следующей формуле

где Q – грузоподъёмность транспортного средства, т;

mгр – масса грузовой единицы, т.

Если Nmax>Npred, то Nmax необходимо принять равным Npred.

Npred = Q / mгр = 1500 / 7,5 = 200

Nmax qн, объём кузова не может быть использован полностью и в передвижном средстве необходимо загрузить массу груза , соответствующую его номинальной грузоподъёмности объёмом Vг =qн/ρ0.

Источник

Перевозка грузов на автомобильном транспорте

Грузовиком называют транспортное средство, у которого кабина и кузов крепятся к несущей раме. С помощью этих автомобилей производят транспортировку на ближние и дальние расстояния различных видов грузов: сыпучие, жидкие, стройматериалы, технику, запчасти, лес. Подобные перевозки – дело ответственное и опасное, так как дополнительная загруженность автомобиля влияет на его маневренность и поведение на дороге. К тому же, разные типы перевозимого груза требуют различных условий. Для некоторых нужен определенный температурный режим, в то время как другие нуждаются в особом оборудовании и оснащении для удобства транспортировки (например коники для лесовозов). Поэтому были сконструированы и созданы различные виды грузовых автомобилей, разработаны нормы, а к особо опасным установлены специальные требования и документация.

Правила перевозки груза в соответствии с видом транспорта: классификация автомобилей

Все грузы перевозятся в кузове, поэтому именно в соответствии с этой частью автомобиля строится классификация, выделяют следующие основные типы:

Полный список документов, необходимый для оформления карты.

Боротовой

Этот вид грузовика появился раньше всех остальных. Автомобиль соединяется с кузовом, который представляет собой открытую платформу, со всех сторон оборудованную бортами. Чтобы автомобиль было проще загружать и разгружать, борты сделаны подвижными. Их можно откидывать, а потом возвращать в исходное положение.

По правилам перевозки грузов, на таких автомобилях можно транспортировать строительные материалы, и другие типы изделий, не требующих особых условий.

Фургон

Транспортное средство, соединенное с крытым кузовом. Покрытие может быть либо металлическим, либо тентованным. Разница между фургоном и бортовым грузовиком – наличие у первого кузова с полностью закрытой крышей и боковыми стенами. Это позволяет значительно расширить сферу применения этого вида транспорта и перечень разрешенных к перевозке грузов. Благодаря крытому фургону появляется возможность поддерживать определенные условия транспортировки, защитить перевозимые изделия от воздействия внешних факторов: ветра, снега, дождя, пыли и грязи.

В свою очередь, фургоны могут иметь различные модификации, созданные в соответствии с законодательными нормами:

Тентованный – конструкция состоит из каркаса и натянутого поверх него плотного матерчатого тента, зафиксированного шнуровкой.

Металлический – кузов, в котором дно, крыша и стены сделаны из металла. Обладает повышенной прочностью.

Рефрижератор – тип транспортного средства с холодильной установкой. Есть возможность регулировать и поддерживать определенную температуру внутри фургона, подходит для перевозки продуктов питания. Транспортировка таким автомобилем является одной из наиболее дорогих.

Изотерм – изнутри покрыт специальным теплоизолирующим материалом, способным некоторое время поддерживать температуру. Отличие от рефрижератора – нет возможности менять температурные условия, а время сохранения исходной температуры ограничено.

Читайте также:  Синонимы антонимы омонимы паронимы что это такое

Цистерна – тип фургона под жидкие, наливные грузы, сделана из стали, либо алюминия. Может иметь форму круга, эллипса или «чемодана», один или несколько изолированных между собой отсеков.

Транспортная характеристика прицепов и полуприцепов

Начиная разговор о прицепах и полуприцепах, необходимо для начала сказать несколько слов о тягаче, от которого и зависит движение всей конструкции автомобиля. Тягач – это самостоятельное транспортное средство, оборудовано двигателем и может совершать передвижения без воздействия механической силы. Именно к нему прикрепляются дополнительные элементы – прицепы и полуприцепы. Без наличия тягача они не могут осуществлять движение. Отличие между этими двумя транспортными средствами несущественные, но они есть и их нужно учитывать.

Прицеп

Самостоятельное транспортное средство без двигателя. Имеет собственную опору – колесные оси. Согласно ПДД, на нем разрешены различные габариты.

Полуприцеп

Самостоятельным транспортным средством не является, так как не способен удерживать равновесие. Чтобы балансировать, ему необходимо опираться на тягач.

Почему важно понимать различия между прицепом и полуприцепом? Дело в том, что они по-разному влияют на маневренность автомобиля. Полуприцеп полностью дублирует действия автомобиля, поэтому таким автопоездом проще управлять. Прицеп более непредсказуем на дороге, особенно в условиях дождя или гололеда. Его часто заносит на поворотах, что может спровоцировать аварийную ситуацию. Поэтому, согласно ПДД, для негабаритных грузов в прицепе, нужно получить особую категорию прав.

Разрешенные габариты

В ПДД есть пункт, касающийся негабаритного багажа, а также разрешенных параметров и размеров. Он не должен:

загораживать обзор на дорогу водителю;

закрывать собой регистрационные номера транспортного средства, фары, габаритные и ходовые огни;

выступать более чем на 1 метр спереди и сзади, и более чем на 0,4 – по бокам, если на нем отсутствует опознавательный знак «Крупногабаритный груз»;

транспортироваться в ночное время суток без прикрепленных к его краям световозвращающих фонарей (сзади красный, спереди – белый).

Если есть необходимость увеличить максимально разрешенные габариты, это можно сделать, добавив к длине не более 2 метров. Наличие знака «Крупногабаритный груз» при этом строго обязательно.

Каждый грузовик имеет свои технические характеристики и особенности. Поэтому перед погрузкой обязательно нужно обратить внимание на возможности автомобиля. Завод-изготовитель транспортного средства указывает максимально разрешенный вес и габариты. Во избежании поломки машины и из соображений безопасности, превышать данные параметры категорически запрещается.

Цены на карты для тахографов можно узнать — Здесь!

Требования при перевозке опасных грузов на автомобильном транспорте

Для начала необходимо определить, какие именно изделия и вещества считаются опасными. Согласно ПДД, к ним относятся:

грузы с повышенной взрывоопасностью;

вещества, провоцирующие окисление;

легковоспламеняющиеся и самовозгорающиеся жидкости или твердые материалы;

сжатые газообразные вещества;

грузы, обладающие повышенной радиоактивностью;

едкие вещества, вызывающие коррозию.

Такие виды грузов представляют опасность для окружающей среды. Они могут загрязнить воздух, атмосферу воду, а также нанести серьезный вред здоровью человека и даже представлять опасность для жизни. Поэтому к такому типу перевозок предъявляются особые требования со стороны действующих правил дорожного движения:

  • Наличие у предприятия лицензии

Ее получение регламентируется на уровне законодательства Российской Федерации.

Его необходимо оформить ответственному лицу в местных органах Госатомнадзора России.

  • Свидетельство для транспортного средства

Автомобиль должен иметь отметку о том, что он подходит для транспортировки данного вида опасного груза. При перевозки некоторых видов груза, кузов должен быть окрашен в определенный цвет или иметь надписи ( «Едкое вещество», «Аммиачная вода»; метанол – оранжевый кузов с черной полоской, самовозгорающиеся предметы материалы – красный и тд.)

Предприятие обязано обеспечить проведение инструктажей для водителей о правилах перевозки тех или иных опасных веществ.

Оформить заказ на карты для тахографа.

Передвижение грузового автомобиля, перевозящего особо опасные вещества производится по строго отведенному маршруту, составленному транспортной компанией.

Источник



Типы и виды грузовых железнодорожных вагонов

Вагон — это единица подвижного состава железных дорог, предназначенная для транспортировки пассажиров или грузов. Для надежной транспортировки вагоны оборудованы всеми необходимыми устройствами. В данной статье мы подробно расскажем о видах грузовых железнодорожных вагонов и об их характеристиках.

  1. Основные показатели железнодорожных вагонов
  2. Виды железнодорожных вагонов
    • Крытый вагон
      • Вагоны-рефрижераторы
      • Вагоны-термосы
      • Вагоны-ледники
    • Полувагон
    • Транспортеры
    • Цистерна
    • Думпкар
    • Хоппер
    • Вагон-автомобилевоз

Основные показатели железнодорожных вагонов

Использования грузовых вагонов характеризуется определенным набором показателей. Благодаря им можно рассчитать какой тип груза лучше транспортировать. Выделяют варианты вагонов особого назначения. Такие вагоны транспортируют тяжелые и громоздкие грузы. Это могут быть автомобили, цемент, скотч и различные специальные грузы. Однако для всех типов вагонов существует единые показатели для характеристики.

  • грузоподъемность, допустимая к транспортировке на данном вагоне масса груза;
  • количество осей: четырехосные, грузоподъемность которых находится в пределах 68-71 тонны, и восьмиосные, грузоподъемность которых достигает 120-132 тонны;
  • универсальность использования: универсальные, предназначенные для транспортировки широкого спектра грузов, и специализированные, предназначенные для транспортировки определенного типа грузов.

Отдельно выделяют вагоны для перевозки жидкостей. И варианты для технического обслуживания железнодорожного полотна – вагоны-мастерские, вспомогательные и пожарные.

Виды железнодорожных вагонов

Все типы грузовых вагонов для железнодорожных перевозок условно разделяются на «закрытые» и «открытые». В последнем случае вагоны используются для перевозки в основном негабаритных грузов, погрузка которых производится сверху краном или же для перевозки контейнеров. Также в таких вагонах можно транспортировать грузы, которые можно хранить в любых условиях, среди них древесина песок уголь и прочие. Остальные грузы перевозятся в закрытых вагонах.

Крытый вагон

Крытые модели необходимы для транспортировки грузов, нуждающихся в защите от атмосферных осадков. К таким грузам относятся высокоценные продукты и продукция пищевой промышленности. Кузов вагона представляет собой конструкцию, состоящую из рамы с полом, 4-х стен и крыши. Погрузка и выгрузка в универсальных крытых вагонах осуществляется через двери, расположенные в боковых стенах. Такой тип вагонов подразделяется на универсальные и специализированные. Универсальные предназначена для транспортировки тарно-штучных и тарно-упаковочных грузов, а в специализированных перевозят автомобили и бумагу.

Типы и виды грузовых железнодорожных вагонов

Крытый вагон

Внутренние размеры Вес (т) Объем (м3) Загрузка (т)
15724х2764х3050 26 138 68

Вагоны-рефрижераторы

Вагоны-рефрижераторы относятся к крытым вагонам и предназначены для транспортировки скоропортящихся грузов при помощи использовании специализированного оборудования для поддержания определенных температурных условий. Грузоподъемность таких вагонов от 25 до 40 тонн.

Вагоны-термосы

Такой тип крытых вагонов предназначен для транспортировки термически подготовленных скоропортящихся грузов. Основное отличие от вагонов-рефрижераторов в отсутствии специализированного оборудования. Поддержание температурного режима обеспечивается за счет теплоизоляционного покрытия и запаса тепловой энергии при погрузке. Имеют ограничения по срокам и дальностям транспортировки грузов.

Вагоны-ледники

Вагоны-ледники осуществляют транспортировку скоропортящихся грузов при использовании сменного хладагента.

Полувагон

Такой тип вагонов используется для транспортировки навалочной продукции (различной руды, угля и флюса), контейнеров и автомобилей. Полувагоны не имеют крыши, то это позволяет полностью механизировать погрузку. Дополнительно в полу у таких вагонов есть люки для быстрой разгрузки сыпучих материалов. Полувагоны бывают специализированными и универсальные. Универсальные оснащены разгрузочным люком в полу и открывающимися внутрь дверьми. А специализированные предназначены только для транспортировки насыпных грузов.

Типы и виды грузовых железнодорожных вагонов

Полувагон

Внутренние размеры Вес (т) Объем (м3) Загрузка (т)
12120х2880х2730 23 73 69

Транспортеры

Такие вагоны — это специальные многоосные платформы с количеством осей до 40 штук. Они подходят для транспортировки грузов, чья масса доходит до 400 тонн. К ним относят фермы мостовых кранов и трансформаторы. Площадные платформы имеют несущую балку и нижнюю погрузочную площадку, где располагается груз. Колодцевые платформы предназначены для грузов круглой или квадратной формы. Сцепные платформы состоят из секций, которые соединены автосцепками без поглощающих аппаратов. На сочлененных платформах груз транспортируется между двумя секциями. Такие платформы оснащены системой гидравлических подъемников.

Типы и виды грузовых железнодорожных вагонов

Платформа

Внутренние размеры Вес (т) Объем (м3) Загрузка (т)
13300х2770х400 23,5 71

Цистерна

Цистерны — это специальные вагоны, необходимые для транспортировки жидкостей и газообразных грузов. Обычно они выполнены в форме цилиндра. Для удобства загрузки сверху вагона расположен колпак с крышкой, а для выгрузки предусмотрен сливной прибор. Различают цистерны общего назначения – для транспортировки нефтепродуктов, и специализированные – для транспортировки определенных типов наливных грузов.

Типы и виды грузовых железнодорожных вагоновЦистерна

Внутренние размеры Вес (т) Объем (м3) Загрузка (т)
27 83 67

Думпкар

Такой вагон-самосвал вагон-самосвал используется для перевозки и механизированной разгрузки сыпучих и крупнокусковых грузов. В отличие от других вагонов, имеет кузов, наклоняющийся при разгрузке, и борта, откидывающиеся при наклоне кузова. По способу разгрузки выделяют думпкары с пневматической разгрузкой и с гидравлической разгрузкой.

Типы и виды грузовых железнодорожных вагонов

Думпкар

Внутренние размеры Вес (т) Объем (м3) Загрузка (т)
10800х6900х3200 29 70 180

Хоппер

Хопперы также применяются для транспортировки сыпучих грузов, включая зерно, цемент, удобрения. Выделяют два вида таких вагонов: открытые и закрытые. Закрытые используются для грузов, которым необходима защита от атмосферных влияний. Открытые подходят для той продукции, которую можно высушить без потери качества. Саморазгружающийся вагон бункерного типа, имеет в нижней части люк, из которого под действием тяжести груз выгружается.

Читайте также:  16 Формы торгового обслуживания покупателей и методы продажи товаров

Типы и виды грузовых железнодорожных вагонов

Хоппер

Внутренние размеры Вес (т) Объем (м3) Загрузка (т)
10330х3850х3250 23 81 70

Вагон-автомобилевоз

Такой тип вагонов предназначен для транспортировки легковых автомобилей, микроавтобусов, автомобильных прицепов и другой колесной техники.

Типы и виды грузовых железнодорожных вагонов

Вагон-автомобилевоз

Источник

Правила перевозки скоропортящихся грузов

Скоропортящиеся грузы, как хорошо видно по их названию, тем и отличаются, что имеют ограниченный срок годности, а потому их перевозка требует особых условий — поддержания определенной температуры и соблюдения сроков доставки. Если эти условия не будут выполнены, то груз испортится и полностью утратит свои товарные качества: все, что с ним можно будет сделать, это выбросить. А значит, он не будет реализован и клиент потерпит убытки, потеряв и товар, и потраченные на него деньги.

Сложность перевозки скоропортящихся грузов состоит в том, что всегда, как бы тщательно ни соблюдались все необходимые условия и сколь бы четко ни был продуман план транспортировки, остается риск не довезти товар в его качественном виде. Та же задержка в пути вполне может возникнуть по причинам, независящим от перевозчика (закрытие дороги на ремонт и необходимость объезда, затрудненное движение из-за аварии и т.п.), и увеличить время доставки настолько, что оно превысит максимально допустимые отведенные на транспортировку сроки.

На самом деле факторов риска, сопутствующих перевозкам скоропортящихся грузов, немало: дорожная обстановка, качество дорожного покрытия, погода (а именно — внешняя температура), запыленность и загазованность воздуха, воздействие микроорганизмов, уровень влажности и др. Чтобы их минимизировать, тем более нужно четко соблюдать необходимый температурный режим транспортировки, а также правила упаковки груза, его погрузки и размещения в кузове автомобиля.

Скоропортящиеся грузы обычно классифицируют по двум признакам — по происхождению и температурному режиму, который они требуют.

  • продукты растительного происхождения: фрукты, овощи, зелень, грибы и т.д.;
  • продукты животного происхождения: мясо, рыба, яйца, молоко и др.;
  • продукты переработки: сыры, колбасные изделия, консервы и пр.;
  • живые растения: цветы, саженцы;
  • грузы, используемые в медицинских целях: лекарственные препараты, кровь, плазма и т.п.

По уровню температурной обработки выделяют:

  • свежие грузы: могут перевозиться в своем естественном состоянии без температурной обработки;
  • охлажденные: требуют поддержания температуры в промежутке от -6 до +4°C;
  • замороженные: хранятся при температуре от -7 до -17°C;
  • глубокозамороженные: перевозятся при температуре от -18°C и ниже;
  • подогретые: подразумевают не уменьшение, а увеличение температуры транспортировки — выше температуры окружающей среды.

Кроме того, в санитарных правилах фигурирует и такое разделение продовольственного сырья и пищевых продуктов:

  • нескоропортящиеся: способны храниться дольше 30 дней при обычном температурно-влажностном режиме;
  • скоропортящиеся: могут сохранять свои качества в течение 30 дней и только при условии соблюдения специального температурного режима;
  • особо скоропортящиеся: их срок годности меньше 72 часов, а температура хранения и транспортировки не выше +6°C.

Выбор транспортного средства для перевозки скоропортящихся грузов

От того, к какому именно виду относится тот или иной груз, целиком зависит выбор автомобиля, в котором он поедет. Это будут:

  • либо «ледники», в которых для охлаждения внутреннего помещения используется лед;
  • либо рефрижераторы, обеспечивающие температурный режим с помощью холодильной установки;
  • либо «термосы», способные определенное время без дополнительного оборудования поддерживать температуру выше температуры окружающей среды.

Вообще же, перевозить скоропортящиеся грузы можно любым видом транспорта — автомобильным, морским, железнодорожным, воздушным. Однако если воздушный транспорт довольно дорогостоящий и используется тогда, когда крайне важны максимально сжатые сроки доставки (например, при перевозке биологических тканей и органов). Морской — несколько медлителен и предпочтителен для транспортировки грузов с достаточно длительным сроком хранения. Железнодорожный, хотя и относительно дешевый и имеет хорошую проходимость (для товарных поездов нет «пробок» и они могут сохранять одинаковую скорость чуть ли не на всем участке пути), подразумевает большие объемы груза и, как правило, не обеспечивает прямую доставку товара — к двери клиента.

Автомобильный же везет груз «от двери до двери» и не требует дополнительной перегрузки, которая может сказаться на качестве и сохранности товара. Кроме того, автомобили используются чуть ли не в каждой «цепочке» доставки — от порта, аэропорта, железнодорожной станции к пункту назначения и т.п. И они же развозят товар из складов по точкам розничной продажи, а потому являются наиболее популярным и распространенным способом доставки «скоропорта».

Правда, прежде чем приступить к перевозке такого вида грузов, автомобили и подвижной состав должны пройти специальную процедуру допуска: выдержать испытания на соответствие санитарным, термическим и пр. нормам и получить особое свидетельство СПС. Свидетельство имеет такую аббревиатуру по названию документа, регулирующего перевозки скоропортящегося груза, — Соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок. Что касается России, то это Соглашение, кстати, регламентирует не только международные, но и внутренние грузоперевозки.

С чего начинается перевозка скоропортящегося груза?

С правильного выбора транспортного средства (в зависимости от вида груза, температурного режима, требующегося для его перевозки, массы, размеров…), упаковки и маркировки, соответствующей всем требованиям, и подготовки сопроводительных документов.

В число обязательных документов, сопровождающих скоропортящийся груз, входят:

  • товарно-транспортная или транспортная накладная;
  • путевой лист;
  • сертификат качества, содержащий основные характеристики товара и подтверждающий его соответствие нормам и стандартам;
  • ветеринарный сертификат — для продуктов животного происхождения;
  • санитарно-гигиенический сертификат, подтверждающий гигиеническую безопасность продукта;
  • карантинный (или фитосанитарный) сертификат на продукты растительного происхождения, свидетельствующий об отсутствии заболеваний;
  • обычные документы на автомобиль — технический паспорт, сертификат о прохождении техосмотра, страховой полис;
  • свидетельство СПС (допуск к перевозке скоропортящихся грузов);
  • лист контрольных проверок температуры груза и воздуха в кузове автомобиля.

Кроме того, у водителя при себе обязательно должна быть справка о прохождении медицинского осмотра.

Упаковка скоропортящихся грузов

Чтобы скоропортящиеся грузы выдержали транспортировку и сохранили свои качества, они должны быть упакованы в соответствии с установленными требованиями.

Так, например, замороженные мясные блоки следует завернуть в пергамент (целлофан) или аналогичный по свойствам материал и поместить в контейнеры или коробки из гофрированного материала. Копченые мясные изделия — в специальные ящики, обеспечивающие свободную циркуляцию воздуха. Солонину — в прочные, не дающие течи заливные бочки, доверху заполненные рассолом. Замороженную рыбу — в ящики, выстланные изнутри бумагой или другим изолирующим материалом. На дно тары для охлажденной рыбы (а также на каждый ряд рыбы) насыпают слой чистого дробленого льда. Бруски дрожжей заворачивают в бумагу и выкладывают в чистые и не имеющие посторонних запахов ящики. А яйца птиц упаковывают в тару с тисненными или гофрированными прокладками.

Для каждого вида груза предусмотрен свой особый порядок упаковки, который должен неукоснительно соблюдаться. Кроме того, огромное значение имеет температура погрузки и транспортировки товара (она специально указывается грузоотправителем в 5-й графе транспортной накладной) и маркировка тары.

Специальные обозначения скоропортящихся грузов

Для скоропортящихся грузов существует несколько вариантов обозначения, предупреждающих о том, при каких условиях его нужно перевозить и как с ним обращаться при погрузочно-разгрузочных работах.

  • Знак «Скоропортящийся груз»: говорит о том, что груз не может находиться под влиянием высокой или низкой температуры и для его защиты и сохранности требуется особый температурный режим — охлаждение, проветривание и т.д.

Знак Скоропортящийся груз | Справочник логиста TRANS.RU

  • Знак «Беречь от сырости»: требует защиты от влаги и, как правило, используется для маркировки сыпучих грузов (сахар, соль и пр.).

Знак Беречь от сырости | Справочник логиста TRANS.RU

  • Знак «Беречь от солнечных лучей»: свидетельствует о том, что перевозимый груз подвержен порче при высоких температурах, действии прямых солнечных лучей и т.п.

Знак Беречь от солнечных лучей | Справочник логиста TRANS.RU

  • Знак «Ограничение температуры»: вместе с ним должен быть указан диапазон температурных значений, при которых товар можно хранить, транспортировать и перегружать.

Знак Ограничение температуры | Справочник логиста TRANS.RU

  • Знак «Герметичная упаковка»: запрещает открывать упаковку при хранении, погрузке/разгрузке и транспортировке.

Знак Герметичная упаковка | Справочник логиста TRANS.RU

С чего начинается погрузка скоропортящегося груза?

Погрузка скоропортящихся грузов тоже подразумевает свои нюансы.

Во-первых и прежде всего необходимо четко следить за тем, при какой температуре груз был предоставлен к отправке. Для этого и предусмотрен специальный лист контрольных проверок: в него грузоотправитель заносит значения температуры груза и температуры в кузове автомобиля, измеренные перед погрузкой, а грузополучатель — температуру в кузове прибывшего автомобиля и температуру прибывшего груза. Кроме того, может быть предусмотрена промежуточная проверка, выполненная непосредственно водителем. Правда, она требуется все реже: транспортные средства, предназначенные для перевозки скоропортящегося груза, выпускаются сейчас со штатными термографами. Этот прибор автоматически фиксирует значения температуры на протяжении всего пути, и по составленному им графику легко определить, как менялся температурный режим и не выходила ли температура за установленные нормами значения.

Во-вторых, грузоотправитель обязан предоставить перевозчику необходимые сопроводительные документы, а в транспортной/товарно-транспортной накладной в отдельной графе отметить температурный режим, максимальную продолжительность транспортировки и другие особые условия, при которых груз должен перевозиться и соблюдение которых обеспечит его сохранность.

Читайте также:  Лошадь гороскоп совместимости Совместимость Лошади в любовных отношениях

В-третьих, грузоотправитель передает перевозчику груз в чистой, сухой, прочной таре, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам, не подвергшейся коррозии и пр. порче. Если есть такая возможность, тара должна быть опломбирована, если нет, то пломбируется транспортное средство.

Однако прежде чем начать загрузку, грузоотправитель должен убедиться в том, что автомобиль допущен к перевозке «скоропорта», и визуально оценить его готовность к рейсу (чистота кузова, отсутствие видимых повреждений, коррозии и т.д.) В свою очередь и водителю необходимо проверить состояние груза: осмотреть тару, свериться с документами и, если есть сомнения, а упаковка не герметичная, вскрыв тару, непосредственно удостовериться в качестве перевозимого груза. Единственное — то, что упаковка вскрывалась, обязательно должно быть отмечено в документах.

Кроме того, нужно учитывать некоторые правила погрузки:

  • замороженные грузы плотно укладывают друг на друга с максимальным использованием полезного пространства;
  • свежие и охлажденные грузы должны быть уложены так, чтобы не препятствовать естественной циркуляции воздуха: между потолком и верхним рядом груза оставляют зазор не менее 30 см;
  • между последним рядом груза и задней стенкой кузова автомобиля никакого зазора вообще не должно быть;
  • если габариты ящиков не позволяют ровненько «вписать» их по длине и ширине кузова (остается пространство между ними и стенками автомобиля), необходимо создать специальные условия (использовать, например, дополнительный материал), чтобы не дать ящикам с грузом спокойно перемещаться и биться друг о друга во время транспортировки;
  • при использовании при перевозке специальных крючьев (для мясных туш) нельзя нагружать их больше того максимального веса, на который они рассчитаны;
  • фрукты и овощи должны быть отсортированы по зрелости и сортам и плотно уложены в ящик в уровень с его краями — чтобы плоды не бились и не терлись.

Сборные перевозки скоропортящихся грузов

В принципе, различные скоропортящиеся грузы можно перевозить вместе. Даже те, для которых предусмотрены разные температурные режимы хранения. Для обеспечения приемлемых условий для транспортировки каждого вида груза используется специальная передвигаемая по длине кузова изолирующая разделительная стенка. Однако хотя такая стенка и поддерживает разность температурных уровней, перевозить вместе глубокозамороженные/замороженные и свежие/охлажденные грузы все равно нельзя.

Точно так же категорически нельзя совмещать с другими грузами те, которые имеют стойкий сильный запах или другие особенности, а именно:

  • рыбу: замороженную, охлажденную, соленую, вяленую, копченую, копчено-вяленую, сухую;
  • сельдь, икру, сухие рыбные концентраты;
  • мясо: охлажденное, копченое;
  • копченые колбасы;
  • все виды сыров;
  • имеющие сильный аромат плоды и фрукты: апельсины, лимоны, мандарины, дыни;
  • с резким запахом овощи: лук, чеснок;
  • хлебные дрожжи;
  • маргарин.

Транспортировка и сроки доставки скоропортящегося груза

При перевозке скоропортящихся грузов одно из главных условий — четкое соблюдение сроков доставки. Время транспортировки определяют по фактическому расстоянию перевозки и среднесуточному пробегу грузового автомобиля (600 км). При этом различают три вида сроков доставки:

  • уставный: фигурирует в договоре с перевозчиком и определяет сроки, в которые груз должен быть доставлен от отправителя к получателю;
  • технологический (или срок транспортабельности груза): максимальный срок, в который груз сохраняет свои качества и по истечении которого он уже считается испорченным;
  • предельный: предназначен для установления ответственности перевозчика за несвоевременную доставку груза и, как следствие, за его несохранность и потерю его качества.

Если совместно перевозятся разные грузы, то при установлении сроков доставки нужно ориентироваться на тот груз, который наиболее подвержен риску быть испорченным и имеет меньший срок годности.

При этом перевозчик должен вообще отказаться от перевозки груза, чей срок годности истечет во время пути или если предполагаемая продолжительность перевозки превышает срок транспортабельности груза.

Что делать в непредвиденных ситуациях?

Как бы тщательно ни была организована перевозка скоропортящегося груза, сколь бы скрупулезно ни были учтены все требования и правила, какие бы меры ни были приняты для минимизации факторов рисков, насколько бы выверенным ни был маршрут доставки, на сто процентов обезопасить транспортировку от форс-мажорных обстоятельств, могущих привести к порче товара, все равно, к сожалению, нельзя.

Если, например, из-за технической неисправности автомобиль не может продолжать движение или вышло из строя холодильное оборудование, если имеются внешние признаки начинающейся порчи товара, если автомобиль исправен, но из-за возникшей по каким-то причинам задержки в пути не успевает довезти груз в срок и т.п., то должны быть приняты экстренные меры. Скоропортящийся товар необходимо передать для реализации в местную торговую сеть.

Если же перевозка обошлась без эксцессов и груз доставлен получателю вовремя, последний должен измерить температуру товара и температуру воздуха в кузове автомобиля (и внести значения в лист контрольных проверок), оценить состояние упаковки, а после разгрузки помыть и продезинфицировать транспортное средство (или доплатить за санитарную обработку перевозчику).

Источник

Подвижной состав автомобильного транспорта

К подвижному составу автомобильного транспорта относятся грузовые и легковые автомобили, автобусы, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы.

В зависимости от назначения различают подвижной состав транспортный и специального назначения.

Транспортный подвижной состав предназначен для перевозки грузов и пассажиров и соответственно делится на грузовой и пассажирский. К грузовому относятся грузовые автомобили, включая седельные тягачи, прицепы и полуприцепы; к пассажирскому — автобусы, пассажирские автобусные прицепы и легковые автомобили.

Подвижной состав специального назначения используют для разных особых работ. В него входят автомобили для поливки и уборки улиц, пожарные, санитарные, автогудронаторы, автомобили с компрессорными установками и др.

Грузовой подвижной состав в зависимости от типа кузовов делится на автомобили:

  • общего назначения с бортовой платформой;
  • самосвальные для перевозки навалочных грузов;
  • специализированные, оборудованные кузовами, специально приспособленными для перевозки определенных видов грузов и для особых условий перевозок (фургоны, цементовозы, панелевозы, цистерны, контейнеровозы и др.).

Специализированный подвижной состав

Специализированный подвижной состав

Специализированный подвижной состав:

а — фургон;
б — цементовоз;
в — панелевоз.

Грузовые автомобили общего назначения и специализированные в зависимости от грузоподъемности различают:

  1. особо малой грузоподъемности (до 1 т) — для перевозки небольших партий грузов, обычно в пределах города;
  2. малой грузоподъемности (от 1 до 3 т) — для перевозки товаров в торговой сети (доставки товаров населению на дом и в сельском хозяйстве);
  3. средней грузоподъемности (от 3 до 5,0 т) — для перевозки массовых, грузов промышленных предприятий, строительных материалов и сельскохозяйственных грузов;
  4. большой грузоподъемности (от 5 до 8 т) — для массовых перевозок по дорогам с твердым покрытием;
  5. особо большой грузоподъемности (свыше 8 т) — для перевозки руды, угля, вывозки породы, работы на крупных стройках и т. д.

Прицепной подвижной состав используют для повышения производительности грузовых автомобилей и снижения себестоимости перевозок. Его делят на прицепы, полуприцепы и роспуски.

Прицепы и полуприцепы

Прицепы и полуприцепы

Прицепы и полуприцепы:

а — одноосный прицеп;
б — двухосный прицеп;
в — полуприцеп-фургон;
г — прицеп-роспуск.

Прицепы буксируют при помощи дышла обычными грузовыми автомобилями, имеющими буксирный прибор. Они бывают одноосные, двухосные и многоосные (трайлеры). Двухосные и многоосные прицепы снабжены поворотным устройством.

Полуприцепы имеют одну или две оси, расположенные под задней частью кузова. Передняя часть кузова полуприцепа во время движения опирается на опорно-сцепное устройство седельного тягача, через которое на раму тягача передается часть силы тяжести полуприцепа и находящегося в нем груза. Передняя часть отцепленного полуприцепа поддерживается двумя опирающимися на грунт подвижными (телескопическими) стойками, снабженными катками.

Роспуски применяют для перевозки длинномерных грузов. Роспуск состоит из рамы с дышлом, на которой установлен поворотный брус со стойками. Часть собственной силы тяжести и груза передается на дорогу через колеса роспуска.

Прицепы и полуприцепы оборудуют габаритными фонарями, фонарем освещения номерного знака и световыми указателями поворотов, Для всех видов прицепного подвижного состава, за исключением прицепов, имеющих общую массу (с грузом), не превышающую 750 кг, обязательно наличие тормозов.

Пассажирский подвижной состав

Автобусы в зависимости от габаритной длины делят на особо малые (до 5,0 м), малые (6,0 — 7,5 м), средние (8,5 — 9,5 м), большие (10,5 — 12,0 м) и особо большие сочлененные (16,5 — 18,0 м).

Легковые автомобили разделяют на классы по рабочему объему (литражу) двигателя: особо малый класс (микролитражные автомобили — до 1,2 л), малый класс (малолитражные автомобили — от 1,2 до 1,8 л), средний класс (от 1,8 до 3,5 л), большой класс 3,5 л и выше.

Контрольные вопросы

Что относится к подвижному составу автомобильного транспорта?

Как делят автомобильный транспорт по назначению?

Как делят грузовой подвижной состав?

Как разделяют автомобили по грузоподъемности?

Как делят прицепной подвижной состав?

Как различают пассажирский подвижной состав?


«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова

Источник