Меню

II Основные темы и идеи лирики Твардовского

II. Основные темы и идеи лирики Твардовского.

1. Прослушав лекцию, запишите её в виде плана, перечислив основные темы и идеи лирики поэта.

Среди поэтов ХХ века особенное место занимает А. Т. Твардовский. Его лирика привлекает не только образной точностью, мастерством слова, но и широтой тематики, важностью и непреходящей актуальностью поднимаемых вопросов.

Большое место в лирике, особенно в ранней, занимает «малая родина», родная Смоленская земля. По Твардовскому, наличие «малой, отдельной и личной родины имеет огромное значение». С родным Загорьем «связано все лучшее, что есть во мне. Более того – это я сам как личность. Эта связь всегда дорога для меня и даже томительна».

В произведениях поэта часто возникают воспоминания детства и юности: лесная смоленская сторона, хуторок и деревня Загорье, беседы крестьян у отцовской кузницы. Отсюда пошли поэтические представления о России, здесь с отцовского чтения заучивались наизусть строки Пушкина, Лермонтова, Толстого. Стал сам сочинять. Пленили его «песни и сказки, что слышал от деда». В начале поэтического пути помощь оказал М. Исаковский, работавший в областной газете «Рабочий путь», – публиковал, советовал.

Ранние стихи «Урожай», «Сенокос», «Весенние строчки» и первые сборники – «Дорога» (1938), «Сельская хроника» (1939), «Загорье» (1941) связаны с жизнью села. Стихи богаты приметами времени, щедро наполнены конкретными зарисовками жизни и быта крестьян. Это своеобразная живопись словом. Стихи чаще всего повествовательные, сюжетные, с разговорной интонацией. Чьи поэтические традиции напоминает это (вспомнить особенности поэзии Некрасова)?

Автору удаются колоритные крестьянские типы («мужичок горбатый», «Ивушка»), жанровые сцены, юмористические ситуации. Наиболее известное – «Ленин и печник» – рассказ в стихах. Ранние стихи полны молодого задора, радости жизни.

Столбы, селенья, перекрестки,

Хлеба, ольховые кусты,

Посадки нынешней березки,

Крутые новые мосты.

Поля бегут широким кругом,

Поют протяжно провода,

А ветер прет в стекло с натугой,

Густой и сильный, как вода.

В военных и послевоенных сборниках «Стихи из записной книжки» (1946), «Послевоенные стихи» (1952) главное место занимает тема патриотическая – в самом важном и высоком значении этого слова: военные будни, долгожданная победа, любовь к родине, память о пережитом, память о погибших, тема бессмертия, антимилитаристический призыв – вот скромно очерченный круг проблем. По форме стихи разноплановы: это и зарисовки с натуры, и исповеди-монологи, и торжественные гимны:

Стой, красуйся в зарницах

И огнях торжества,

Мать родная, столица,

Крепость мира, Москва!

Тема войны – одна из центральных в творчестве Твардовского. Погибшие на войне сделали все для освобождения родины («Все отдав, не оставили / Ничего при себе»), поэтому и дано им «горькое», «грозное право» завещать оставшимся беречь в памяти прошедшее, завершить в Берлине долгий путь и никогда не забыть, какой ценой долгожданная победа была завоевана, сколько было отдано жизней, сколько разрушено судеб.

А. Т. Твардовский пишет о великом солдатском братстве, рожденном в годы испытаний. Великолепный образ Василия Теркина сопровождал бойцов на фронтовых дорогах. Жизнеутверждающе звучит мысль о необходимости «счастливым быть» всем, кто из братьев-воинов остался в этой войне жив.

Можно сказать, что память о войне так или иначе живет в каждом послевоенном стихотворении. Она стала частью его мироощущения.

Ученик читает наизусть.

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, –

Речь не о том, но все же, все же, все же…

– Что дало право литературоведу сказать, что память о войне в стихотворении «Я знаю, никакой моей вины…» «выходит наружу с огромной, пронзительной силой боли, страдания и даже какой-то собственной вины перед теми, кто навсегда остался на далеком берегу смерти»? Обратите внимание, что в самом стихотворении нет высокой лексики, нет и «далекого берега смерти», о котором пишет исследователь.

В произведениях о войне А. Т. Твардовский отдает дань уважения доле вдов и матерей погибших солдат:

Вот мать того, кто пал в бою с врагом

За жизнь, за нас. Снимите шапки, люди.

В позднем творчестве А. Т. Твардовского можно увидеть целый ряд тем, которые принято называть «философскими»: размышления о смысле человеческого бытия, о старости и молодости, жизни и смерти, смене людских поколений и радости жить, любить, работать. Многое в сердце человека, в его душу заложено в детстве, в родном краю. Словом благодарности начинается одно из стихотворений, посвященных родине:

Спасибо, моя родная

Земля, мой отчий дом,

За все, что о жизни знаю,

Что в сердце ношу своем.

Твардовский – тонкий лирик-пейзажист. Природа в его стихах предстает в пору пробуждения жизни, в движении, в ярких запоминающихся образах.

Ученик читает наизусть:

И, сонная, талая, И с ветром нежно-зеленая

Земля обвянет едва, Ольховая пыльца,

Листву прошивая старую, Из детских лет донесенная,

Пойдет строчить трава. Как тень, коснется лица.

И сердце почует заново,

Что свежесть поры любой

Не только была, да канула,

А есть и будет с тобой.

«Снега потемнеют синие», 1955

– «Жизни выстраданной сласть», свет и тепло, добро и «горькое недобро» воспринимаются поэтом как непреходящие ценности бытия, наполняющие каждый прожитый час смыслом и значением. Вдохновенный труд дает человеку, по мнению Твардовского, чувство достоинства, осознание своего места на земле. Немало строк посвящено писательскому труду: друзьям и врагам, людским достоинствам и порокам, открывающимся в сложную пору исторического безвременья. Как истинно русский поэт Твардовский мечтает о свободном творчестве, независимом от политиков, трусливых редакторов, двоедушных критиков.

…За свое в ответе,

Я об одном при жизни хлопочу;

О том, что знаю лучше всех на свете,

Сказать хочу. И так, как я хочу.

Поэт подчеркивал свое единство со всеми людьми:

Просто – мне дорого все, что и людям,

Все, что мне дорого, то и пою.

Таким А. Т. Твардовский и остался до последнего, «контрольного» часа своей жизни.

2. Прочитайте статью «Лирика» в учебнике (с. 258–260), дополните материалом свой план.

3. Проверка и обсуждение получившихся планов лекции.

III. Практическая работа.

Анализ стихотворения «Я убит подо Ржевом». (Класс заранее разбит на группы. Вопросы предварительно распределены.)

Карточки с заданиями

1. «Тот, кто провел на фронте несколько лет и уцелел физически и морально, хранит в душе не только память об опасностях, горьких утратах и невзгодах, которые несет с собой война. Он помнит и другое: напряженное ощущение ясно осознанной цели, фронтовую дружбу, товарищеское единство, ту слитность чувств, которых потом, в мирной жизни, ему на первых порах даже как-то не хватало».

С. Я. Маршак. «Ради жизни на земле». 1961

– Как в стихотворении «Я убит подо Ржевом» отразились «горькие утраты и невзгоды» войны, «товарищеское единство», «слитность чувств», которые хранил в душе поэт, познавший «глубину всенародно-исторического бедствия и всенародно-исторического подвига»?

2. Уже в записях «С Карельского перешейка» обозначаются мотивы, определившие неповторимое своеобразие поэтических произведений Твардовского о Великой Отечественной войне: «Сжималось сердце при виде своих убитых. Причем особенно грустно и больно, когда лежит боец в одиночку под своей шинелькой, лежит под каким-то кустом, на снегу. Где-то еще идут ему письма на полевой почте, а он лежит. Далеко уже ушла его часть, а он лежит. Есть уже другие герои, другие погибшие, и они лежат, и он лежит, но о нем уже реже вспоминают».

Сопоставьте страницу фронтовой прозы поэта со стихотворением «Я убит подо Ржевом». Что объединяет давнюю дневниковую запись и поэтическое произведение?

3. «Созданный Твардовским монолог павшего воина «Я убит подо Ржевом» – это накаленное страстным поэтическим пафосом слово от имени «мертвых, безгласных», – свидетельство огромного богатства лирического «я» поэта, его душевной широты, человечности, присущей ему способности быть «чувствилищем своего народа» (Горький), выразителем его переживаний и дум».

Л. К. Швецова. «А. Т. Твардовский». 1971

В подлинно художественном произведении форма и содержание взаимообусловлены. Как бы подчеркивая эту мысль, А. Твардовский пишет: «Форма первого лица в «Я убит подо Ржевом» показалась мне наиболее соответственной идее единства живых и павших «ради жизни на земле». (О стихотворении «Я убит подо Ржевом», 1969.)

– Почему в монологе павшего воина «я» органично переплетается с «мы» «мертвых, безгласных»? Проследите по тексту, какие обращения используют «мертвые, павшие», взывая к живым. Выпишите эти обращения. О чем говорит изменение характера обращений от начала к концу стихотворения?

Читайте также:  Таблица веса по возрасту в зависимости от пола собаки

4. Своеобразие языка стихотворения «Я убит подо Ржевом» – «в обычном для Твардовского непринужденном сочетании… прозаизмов, конкретных примет реального, хотя несколько обобщенного солдатского языка… и высоких поэтизмов».

А. В. Македонов. «Творческий путь Твардовского». 1981

Подтвердите эту мысль критика примерами из художественного текста.

– Как бы вы теперь ответили на вопрос: «В чем своеобразие лирики Твардовского»?

Источник

Практическая работа по литературе на тему «Основные мотивы лирики А. Твардовского («О сущем», «Памяти матери» и др.)»

Сочинения

Твардовский А.Т. — поэт двадцатого века. Он вошел в литературу как летописец важных событий времени, в котором жил писатель. С ним мы познакомились на уроке, где изучили подробно жизнь Твардовского и его лирику. На уроке мы сделали заключения, где понимаем, вся жизнь автора и все его творчество переплетались тесно с жизнью страны и народа. Каждое его стихотворение, каждая его работа заслуживает внимания, ведь автор поднимает самые разнообразны вопросы, и затрагивает разные темы в своей лирике.

Если говорить об основных мотивах, об особенностях лирики Твардовского и ее тематике, то стоит сказать что его стихотворения разнообразны. Здесь просматриваются и философские мотивы, затрагивает автор и тему малой родины, волнует автора и тема поэта и поэзии, просматриваются и стихотворения о любви. Однако значительное место в работах Твардовского отведено теме войны и памяти в лирике писателя.

Тема войны и памяти в лирике Твардовского

Если остановиться на лирике, где автор поднимает тему памяти, то здесь мы увидим два направления. Твардовский с помощью стихотворений рассказывает читателям, насколько важна память о погибших солдатах, кроме того, писатель отмечает важность семейной памяти, важность рода и той цепочки, что идет от поколения к поколению, но которую так старательно разрушали репрессии.

Если говорить о памяти погибших на войне, то здесь я бы выделила поэму Василий Теркин и стих Я убит подо Ржевом. Если же говорить о важности воспоминаний о своем родстве и корнях, то данная тема хорошо прослеживается в работе Памяти матери, в поэме По праву памяти и во многих других его работах.

Тематику войны автор впервые затронул, когда стал участником Великой Отечественной, где он работал корреспондентом. Его военная лирика, как хроника жизни на фронте, где автор писал и о подвигах и о быте солдат, где писатель создает образ человека на войне. Автор своим творчеством пытается показать настоящие реалии. Читая работы Твардовского, мы видим его любовь к Родине, его ненависть к врагам. В творчестве писателя чувствуется боль за родную землю, за народ, которому пришлось страдать, перенося бедствия военных лет.

Особенности лирики Твардовского

Особенности лирики писателя в том, что стихи Твардовского написаны глазами очевидца, донося читателям всю правду, искренне и со всей суровостью. Это автор сделал для того, чтобы мы, потомки, знали правду прошлых времен, лучше понимали нравственное величие, которое народ сумел пронести сквозь сложные годы, полные тяжелых испытаний.

Лирика А.Т. Твардовского

А какую оценку поставите вы?

Поэмы А. Т. Твардовского

Коллективизация и раскулачивание («Страна Муравия»), Великая Отечественная война и героизм народа («Василий Теркин»), «оттепель» при Хрущеве («За далью – даль»), развенчивание культа личности и тоталитаризма («По праву памяти») — главные этапы исторического развития страны в 20-60-х годах XX века стали частью судьбы самого Твардовского и нашли отражение в его поэмах. Автор воссоздает на страницах произведений прошлое, чтобы еще раз напомнить современникам: каждый из нас ответственен за то, что происходит с народом и страной. Наиболее ярко эта мысль воплотилась в его последней поэме.

Творчество военных лет Твардовского А.Т.

Призванный в 1939 году в армию, А. Твардовский участвовал в финской кампании 1939—1940 годов в качестве корреспондента военной газеты. Событиям тех лет посвящены цикл стихов «В снегах Финляндии» (1939—1940) и прозаические записи «С Карельского перешейка» (опубликованы в 1969 году). Весной 1940 года Твардовский был награждён орденом Красной Звезды. На смену юношескому порыву вырваться из отцовского хутора приходит понимание: малая родина — вот чем силён поэт. Заметим, что именно Твардовский обогатил наш словарь этим понятием.

Постепенно лирический герой Твардовского осознаёт себя частицей исторического времени, которое вмещает и память о прошлом — о детстве, о родном доме. День сегодняшний мыслится им как продолжение прошедшего и исток будущего.

Многое было дано понять Твардовскому ещё «на той войне незнаменитой», на которой он оказался в 1939 году. Память — это нить, связующая человека с историей, с народом, с отчим домом, с жизнью, наконец. Одним из аспектов темы памяти в лирике Твардовского военных лет стало воспоминание о мирной, довоенной жизни, описанием которой сменялся рассказ о военных событиях, подчёркивая нелепость, противоестественность происходящего.

И, шевеля в губах окурок, Сонливо глядя на огонь, Боец, парнишка белокурый, Тихонько трогает гармонь.

И все пришедшие погреться Сидят сговорчивым кружком, Сидят на корточках, как в детстве, Как в поле где-нибудь, в ночном…

«Зима, под небом необжитым…», 1940

В годы Великой Отечественной войны поэт ещё не раз будет обращаться к этому опыту, сопоставляя, переживая его снова и снова, а спустя три десятилетия подготовит цикл «Стихи из записной книжки» (1961), который составят особенно, если можно так сказать, «личные» произведения, соединившие все аспекты темы памяти. Поэт размыкает границы пространства и времени, делая читателя участником событий, которые переживает лирический герой. По жанровой природе цикл «Стихов из записной книжки» близок лирическому дневнику в прозе, расцвет которого пришёлся на послевоенные годы.

Из записной потёртой книжкиДве строчки о бойце-парнишке,Что был в сороковом годуУбит в Финляндии на льду.

Лежало как-то неумелоПо-детски маленькое тело.Шинель ко льду мороз прижал,Далёко шапка отлетела.

Казалось, мальчик не лежал,

А всё ещё бегом бежал,Да лёд за полу придержал…Среди большой войны жестокой,С чего — ума не приложу, —Мне жалко той судьбы далёкой,Как будто мёртвый, одинокий,

Как будто это я лежу,Примёрзший, маленький, убитыНа той войне незнаменитой,Забытый, маленький, лежу.

Две строчки, 1943

Специальным корреспондентом фронтовой печати Твардовский участвовал в Великой Отечественной войне с первых её дней. Он выступал в армейской и фронтовой печати с очерками, стихами, фельетонами. Были опубликованы стихи поэта, объединённые во «Фронтовую хронику» (1941—1945), многочисленные очерки и корреспонденции. Главным трудом этих лет стала поэма «Василий Тёркин» (1941—1945). Поэма представляет собой свободное повествование, композиционным центром которого является сквозной образ заглавного героя — рядового солдата Василия Тёркина. В этом образе поэт воплотил черты «обыкновенного» парня, который «В каждой роте есть всегда, / Да и в каждом взводе…».

В годы войны были написаны стихотворения «Война — жесточе нету слова…» (1944), «В поле, ручьями изрытом…» (1945). Твардовский работал над книгой очерков «Родина и чужбина» (1942-1946).

Ощущением времени пронизана и пейзажная лирика военных лет. Время осознаётся как философская категория, оно принадлежит вечности, в которой соединяются жизнь и опыт разных поколений. «Ноябрь», «Отцов и прадедов примета…», «Перед войной, как будто в знак беды…» — эти и другие стихотворения входят во «Фронтовую хронику» Твардовского.

В свой полный цвет входило лето,Земля ломилась, всем полна…Отцов и прадедов примета, —Как будто справдилась она:

Гром грянул — началась война…

«Отцов и прадедов примета…», 1942

Поэзия А.Т. Твардовского удивительно точно передаёт глубокую народную философию, отражает крестьянское понимание жизни. Она наполнена народными просторечными словами, значение каждого из которых нам теперь не только нужно проверить по словарю (зачастую и нет их в словарях), но и осознать. «Справдилась» — одно из таких слов. Примета стала «правдой» — истинным, т. е. реальным событием. «Правда» не в войне, а в дедовских приметах, в исторической мудрости, опыте народа. В одном слове выражена идея целого произведения.

В первый год войны Твардовский начал создавать лирическую поэму «Дом у дороги», завершённую в 1946 году (Сталинская премия 1947 года). В поэме, написанной в форме путевого дневника, отразились впечатления поэта от поездок по Уралу и Сибири. Образ дороги не только конкретен (дорога из Москвы во Владивосток), но и символичен — лирический герой размышляет о «дороге» жизни. В стремлении к правде Твардовский затрагивает проблему ответственности своего поколения за создание и поддержку политического мифа о Сталине — мудром правителе.

Военная тема в лирике А. Твардовского

А. А. Твардовский считается признанным поэтом военной темы. Он сам прошел войну в качестве сотрудника фронтовой газеты «Красная звезда», а потому писал именно о том, что волновало обычного солдата и человека на войне.

Читайте также:  Полезная и позновательная таблица

В центре внимания поэта становятся не героические события, а военные будни, о которых он рассказывает простым языком солдата. Стихотворение «Рассказ танкиста» представляет собой воспоминание об одном военном эпизоде. Сюжет его очень прост: в тяжелом бою танкистам помог мальчишка, который разведал, откуда враги ведут огонь. Известно, что поводом для его написания послужил реальный случай при боях за Полтаву, рассказанный поэту его знакомым.

Перед читателем предстает война во всей ее ужасной реальности. Автор использует в стихотворении разговорный язык, а потому создается впечатление, что танкист, от имени которого ведется повествование, рассказывает о событиях таким же солдатам, как и он сам. Он говорит просто, в доверительной манере:

Тут угадай-ка, за каким домишкой Он примостился, столько всяких дыр.

Рассказчик употребляет много просторечных слов и выражений, таких, как «парнишка», «мальчонка», «а он гвоздит — не выглянуть из башен», «черт его поймет». Мы можем предполагать, что нынешний танкист — в прошлом обычный человек, быть может, даже крестьянин, который привык работать на земле, а не воевать. Не случайно он танком вминает пушку «в рыхлый, жирный чернозем», а потом вытирает пот со лба, как после трудной работы.

В стихотворении звучит мотив вины лирического героя за то, что он забыл спросить имя мальчика, который помог ему:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку; А как зовут, забыл его спросить.

И в то же время, читая стихотворение, мы понимаем, что таких ребят было много. Они встречали солдат, когда те входили в город, и старались быть полезными, неся то мыло с полотенцем к танку, то «недозрелые сливы». Вся страна поднялась на борьбу с врагом. Все делали одно общее дело — приближали победу.

«Рассказ танкиста», как и многие другие стихотворения поэта, напоминает очерк, зарисовку эпизода танковой атаки, однако за всем этим описанием обычных на войне событий стоит резкое неприятие войны, ее страшной сущности, когда даже дети становятся ее невольными участниками.

Одно из самых знаменитых военных стихотворений Твардовского — это стихотворение «Я убит подо Ржевом». Героем его становится погибший солдат. У него нет имени, потому что таких безымянных героев было сотни тысяч на войне. И погиб солдат негероической смертью: ни в бою, ни в разведке, а при налете:

Я убит подо Ржевом, В безымянном болоте, В пятой роте, На левом, При жестоком налете.

И теперь он, как и многие другие, лежит в родной земле, став ее частью:

Я — где корни слепые Ищут корма во тьме; Я — где с облачком пыли Ходит рожь на холме…

Погибшие спрашивают живых: взят ли Ржев, «удержались ли наши там, на Среднем Дону», не прорвался ли враг к Волге, отстояли ли Москву? Они уверены, что враг не победил, потому что они погибли за Родину:

И у мертвых, безгласных, Есть отрада одна: Мы за Родину пали, Но она спасена.

Погибшие солдаты просят помнить о них, потому что в великой победе есть и частичка их ратного труда («наша кровная часть»). Они завещают живым жить и беречь победу, доставшуюся столь дорогой ценой:

И беречь ее свято, Братья, счастье свое — В память воина-брата, Что погиб за нее.

Тему цены победы продолжает одно из самых трогательных произведений А. Твардовского — стихотворение «В тот день, когда окончилась война…». В центре внимания автора уже послевоенное время. Во время праздника за столом наступает минута, когда «прощались мы впервые со всеми, что погибли на войне». Тогда, на войне, все были в равном положении, потому что смерть могла забрать солдата в любой момент.

Судьба распорядилась так, что кому-то довелось погибнуть, а кто-то пережил войну и вернулся домой. Поэта не оставляет чувство вины перед павшими. Я живой, а другие — мертвые — вот тот мотив, который звучит во многих произведениях Твардовского, посвященных войне. Уже в 1966 году он пишет стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…». Оно — одно из самых трогательных в творчестве Твардовского. Это лирический монолог, где передаются чувства действительно страдающего человека, который постоянно осмысляет то, что происходило на войне. Видно, что лирический герой (а он здесь выражает мысли самого автора) все время решает для себя вопрос: а не виновны ли живые в смерти тех, кто погиб. Все ли они сделали для того, чтобы эти люди остались живы. С одной стороны, автор убежден, что нет никакой его «вины, в том, что другие не пришли с войны». Но с другой стороны, в стихотворении слышатся мотивы покаяния перед мертвыми, передается ощущение вины, свойственное по-настоящему совестливым людям:

В том, что они — кто старше, кто моложе — Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь, — Речь не о том, но все же, все же, все же…

Последняя строка, где трижды повторяется слово «все же» показывает всю силу сомнений поэта, его не утихающую боль о павших. Многоточие, которым заканчивается стихотворение, говорит нам о том, что автор так и не решил для себя эту проблему и будет, наверное, всю жизнь вести сам с собой этот мучительный разговор.

Свое творчество Твардовский посвятил всем тем, кто отстоял свободу Родины: и тем, кто не вернулся с войны, и тем, кто остался в живых.

Источник



Основные темы и мотивы лирики А. Т. Твардовского
презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему

Исаева Клавдия Владимировна

Презентация на тему биографии и творчества А.Т. Твардовского

Скачать:

Вложение Размер
tvardovskiy.pptx 1.55 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Основные темы и мотивы лирики А. Т. Твардовского Урок литературы в 7 классе Подготовил: учитель русского языка и литературы Исаева К.В.

Цели : познакомить с биографией поэта, его творчеством; подчеркнуть любовь поэта к родной природе, выразительность и простоту языка, выражающего глубину чувств Твардовского; учить анализу стихотворений, отбору материала, его расположению, использованию.

Твардовский – художник с мудрым сердцем и чистой совестью, до последнего дыхания преданный поэзии, человек большого гражданского мужества и честности. К. Кулиев

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 12 классе «Основные темы и мотивы лирики Н.М. Рубцова-Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности».

Пояснительная записка: данная тема актуальна для учащихся- осужденных в нравственном аспекте, так как лирика Н.М. Рубцова заставит учащихся задуматься о своей жизни, поможет осужденным «от.

Презентация «Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова»

В презентации кратко освещены центральные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова.

Презентация «Основные темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова»

Данная презентация может служить иллюстративным сопровождением к беседе учителя с учащимися по теме «Основные темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова.

Творчество А.С Пушкина. Основные темы и мотивы лирики Пушкина. Анализ стихов.

Практическая работа: анализ стихов. Подробный план-конспект: Основные темы в лирике А.С. Пушкина. Тексты стихотворений, анализ, вопросы для проверки.

Творчество А.С Пушкина. Основные темы и мотивы лирики Пушкина. Анализ стихов.

Практическая работа: анализ стихов. Подробный план-конспект: Основные темы в лирике А.С. Пушкина. Тексты стихотворений, анализ, вопросы для проверки.

Биография А.С Пушкина. Основные темы и мотивы лирики

Урок повторения жизни и творчества А.С. Пушкина. Знакомство с основными темами и мотивами лирики поэта.

Сообщение на тему » Основные темы и мотивы лирики К.Бальмонта»

Сообщение по литературе в котором освещаяются основные темы и мотивы лирики поэта Серебряного века К.Бальмонта.

Источник

Основные темы и мотивы лирики твардовского таблица

Теперь, перечитывая все эти стихи, поражаешься, как в рамках общей ясной социальной направленности Твардовского тех лет вырос этот особый пафос кровной близости, родства. Тут сказалось традиционное семейное начало, играющее такую большую роль в русской де­ревне. В 30-е годы оно подвергалось большим испытаниям и ударам: тысячи семей раскалывались, разбредались, и это также отразилось в ряде стихотворений и поэме Твардовского тех лет, вплоть до истории кулака Бугрова, бросившего своего сына, чтобы украсть коня. Но в разных формах происходило и расширение семейного начала за рамки традиционной деревенской семьи; выходцы из одной и той же семьи уходили из нее в са­мые разные сферы деятельности, как в «Семье кузнеца», но в той или иной мере сохраняли семейные корни, связи. И внутри семьи развивались более равноправные, достойные отношения. В сочетании этого расширения се­мейного начала с тенденцией сохранения семейной общ­ности Твардовскому виделось одно из поэтических на­чал времени, и он старался его художественно закрепить. Напомню для сравнения, что в творчестве многих крупнейших советских поэтов того времени — Багрицкого, Сельвинского, даже отчасти Светлова — семейное на­чало, традиции часто изображались как нечто, требующее преодоления или даже отрицания.

К «семейному» кругу мотивов примыкает круг стихов о девушках-невестах, об отношениях жениха и невесты и вся любовная лирика Твардовского, в которой также проглядывает принцип доминирующего семейного нача­ла. Отсюда стихи о невестах, о свадьбах («Семейный спор»). В стихах о любви преобладает повествовательно-сюжетная «лирика другого человека». Но имеются и сти­ли, близкие к любовной лирике в традиционном понима­нии — «Размолвка», «Звезды, звезды. », «Мы на свете мало жили. ». В этих стихах образ любящего совпадает с образом автора, лирического «я», хотя опять-таки нельзя вполне отождествлять это «я» с «я» биографическим. Мотивы любви присутствуют и в некоторых сти­хах с внешне совсем другой тематикой, иногда как вто­рой текст или подтекст (например, в лирическом пейзаже «Ледоход», 1936, и др.).

Любовная лирика Твардовского очень своеобразна. Нет ни одного стихотворения, которое содержало бы обычное для поэзии прямое объяснение в любви. Это чувство высказывается системой косвенных деталей, ассоциаций, соотнесений с поведением других людей. Чув­ство всегда очень чистое, но и очень сдержанное. Ни намека на любовь-страсть. В одном из лучших стихотворе­ний о любви это прежде всего любовь девушки-невесты, будущей жены, в которой «Столько нежности подруги // Столько гордости жены». И в этой любви нечто материн­ское: «Вся ты им живешь и дышишь, // Вся верна, чиста, как мать». И при всей сдержанности любовь у Твардовского — полнота самоотдачи другому человеку. Тут ведь заключается суть «вопроса» в таком редком для Твар­довского образце «чисто» любовной лирики, как «Звезды, звезды. ».

Звезды, звезды, как мне быть,

Звезды, что мне делать,

Чтобы так ее любить,

Вот прошло уже три дня, Как она сказала:

— Полюбите так меня,

Чтоб вам трудно стало.

Чтобы не было для вас

Все на свете просто,

Чтоб хотелось вам подчас

Прыгнуть в воду с моста.

Чтоб ни дыма, ни огня

Вам не страшно было.

Полюбите так меня,

Чтоб я вас любила.

А примирение любящих в прекрасном стихотворении «Мы на свете мало жили» наступает именно от того, что и в момент разрыва любящая женщина подумала не о себе, не о своем уходе, уже как будто решенном, а о том, как на прощанье печку затопить, для того, с кем она хочет порвать. И тогда родились «настоящие слова». Благородство любви доходит у Твардовского до того, что и отвергнутый любящий желает любимой прежде всего счастья с другим («Невесте», 1936). Это благородство тем более благородно, что не претендует на благо­родство и выражено самой обычной разговорной, даже просторечной и простодушной речью. Мотив очень редкий в мировой лирике. Один необыкновенный предшественник у Твардовского был — это Пушкин, с его словами: «Как дай Вам бог любимой быть другим!» Но у Пушкина вместе с тем — полнота любви, страсти именно от этой полноты, преодолевающей ревность, преодо­левающей эгоистическую сторону любви. А здесь скорее особое чувство товарищества в самой любви и в отношениях к другим людям, и примирение с необходимостью: «Ничего тут не попишешь, // Да и нечего писать».

Может быть, отсутствием в любовной лирике Твар­довского непосредственно страстного, сосредоточенного на самой любви чувства объясняется и еще одна ее осо­бенность. В ней скорее больше первых проявлений зарождающейся любви («Случай на дороге», «Шофер», «Про теленка»), иногда только намеков да ее возможность. А с другой стороны, особенно сильно то, что непо­средственно готовит к семейному началу. Но оборотной стороной этой благородной и чистой и вместе с тем очень по-новому конкретной, психологически богатой любов­ной лирики является чрезмерность самой этой сдержанности. Любовь часто изображается как некий душевный запрос или вопрос о том, как надо или можно любить. И любовь эта обычно спокойная, далее чуточку рассудочная. Поэтому так спокойно протекает и размолвка в стихотворении «Размолвка». В стихотворении от име­ни влюбленной девушки, обращающейся к любимому, эта влюбленная не забывает ему напомнить: «Милый мой, не зазнавайся, // Не один на свете ты». И начинается стихотворение словами: «Погляжу, какой ты милый». Хотя есть в этом своеобразном любовном объяснении-нравоучении и подлинное чувство. И везде поэт больше зоркий наблюдатель, чем участник. Любовной лирике не хватает иногда непосредственной эмоциональности, но есть подлинные открытия новых форм душевного благородства и чистоты любви. И с удивительной тонкостью и наблюдательностью была подмечена и описана быто­вая реальность, даже как бы деловитость любовных от­ношений в различных жизненных ситуациях, всегда связанных с трудовыми делами и отношениями.

Образы-мотивы женщины-матери, жены, невесты, возлюбленной часто сопрягаются у Твардовского с изо­бражением женщины-работницы, мастерицы («Встреча», «Что он делал. », «Подруги», «Катерина», «Мать и дочь» и др.), подобно героиням очерков, о которых го­ворилось в предыдущей главе (сравни «Рассказ Матре­ны», 1937, и «Софья Лобасова», 1936). И женщины — трудовой подруги, иногда даже руководительницы («Катерина»). И суммируя эти мотивы, возникает другая большая тема у Твардовского этого периода: женской доли, ее исторических изменений. Одно время Твардовский даже собирался писать об этом поэму или большой цикл стихов. В стихах Твардовского нет отрицательных женских образов. Много внимания уделяется различным мотивам женского несчастья, горя — неудавшейся, несо­стоявшейся любви, неудавшейся жизни, — обычно с конкретной, социально-исторической мотивировкой этих женских судеб. Социальная мотивировка пронизывает и описание новых возможностей женщины в нашем обществе. Отсюда своеобразный пафос нового женского рав­ноправия, подъема женского человеческого достоинства одновременно с сохранением женской скромности. Появляются и образы женщин, которые стали знаменитыми колхозницами, и стихотворение о бывшей птичнице, ставшей знаменитой летчицей («Полина», 1938).

Семейные и «женские» мотивы переплетаются с другими мотивами человеческих контактов, общностей, товарищества, дружбы, даже просто соседства, земляче­ства, даже только «сверстничества» («Здравствуй, сверст­ница»). Отсюда такие стихи, как «Товарищу», «Друзь­ям», «Легко бывает вспоминать», и др. Все это сливается в теме новой человеческой общности, родства в ши­роком смысле слова, сочеловечности людей. И в этой новой общности — преодоление разъединенности, отчуж­денности, эгоизма, которые порождены частнособственническим свинством, стяжательством, недоверием, зло­бой. Крайним проявлением опять-таки является потеря кулаком Бугровым элементарного чувства отца к сыну. Но Твардовский описывает и менее резкие формы иска­жения собственническим началом нормальной человече­ской общности. Так, в сдержанно-драматическом, горьком стихотворении «Выезжали ночью в холодок» (1934) ребенок боится отца, который приказал ему следить, чтобы кнут не потерялся, и потеря кнута становится трагическим детским переживанием. Ласкательное обращение мальчика — «бать» звучит как горькая ирония, — но все же напоминание о силе семейной связи имеется и здесь.

Все эти мотивы зародились в прошлом периоде, но теперь они в известной мере освобождаются от напряженного социологизма. Лирическое начало, непосредственно личное и личностное по-прежнему для Твардовского четко социально мотивировано. Но присутствует и как естественное проявление нормальных человеческих чувств и свойств возникающей новой человеческой общности и лучших традиций прошлого.

Почти все эти разнообразные темы, мотивы возникли, как мы видели, еще у раннего Твардовского 1925—1932 годов, особенно 1926—1932 годов. Их круг теперь даже больше сосредоточился. И не продолжались те первые опыты изображения людей чисто городского труда, от уборщицы в учреждении до нового работника суда, которые мы видели у раннего Твардовского. Не продолжились и проблемы таких стихотворений, как «Доклад» или «Зеленый город». Но произошло и существенное обогащение, расширение, переосмысление ряда тем, только намеченных в предыдущем периоде, их более конкретно-личностное развитие. Отсюда усиление моти­вов семьи, дружбы, человеческой общности, ростков новых человеческих отношений. И часто в одном и том же стихотворении сплетались пучки нескольких тем, а са­мым общим явился пафос новой действительности, стрем­ление найти ее целостный образ. В этом пафосе были иллюзии, но была и реальная основа. Назревало и предчувствие новой гигантской трагедии истории. И реальный порыв к новой лучшей жизни, ее новой конкретности и преемственность этого порыва с исконными ценностя­ми трудового человека — народа, а также с исконными противоречиями человеческой жизни.

Источник