Меню

Инновационный подход в работе с гиперактивными детьми старшего дошкольного возраста

Инновационный подход в работе с гиперактивными детьми старшего дошкольного возраста

Я работаю педагогом — психологом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении “Детский сад “Мастерок” города Абакана, Республики Хакасия и хотела бы поделиться опытом своей работы (Приложение 1).

Проблема распространённости синдрома дефицита внимания с гиперактивностью актуальна не только потому, что является одной из современных характеристик состояния здоровья детского организма. Это важнейшая психологическая проблема цивилизованного мира, доказательством чему является то, что:

  • Во-первых, дети с гиперактивностью плохо усваивают школьную программу;
  • Во-вторых, они не подчиняются общепринятым правилам поведения и часто становятся на преступный путь. Более 80% криминального контингента составляют лица СДВГ;
  • В-третьих, с ними в 3 раза чаще происходят различные несчастные случаи, в частности, они в 7 раз чаще попадают в автокатастрофы;
  • В-четвёртых, вероятность стать наркоманом или алкоголиком у этих детей в 5 — 6 раз выше, чем у детей с нормальным онтогенезом;
  • В-пятых, нарушениями внимания страдают от 5% до 30% всех детей школьного возраста, т.е. в каждом классе обычной школы 2 — 3 человека — дети с нарушениями внимания и гиперактивностью.

Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в дошкольном возрасте обусловлена ещё и тем, что данный синдром — одна из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском возрасте.

Длительное проявление невнимательности, импульсивности и гиперактивности, ведущих признаков СДВГ, нередко приводит к формированию девиантных форм поведения. Когнитивные и поведенческие нарушения продолжают сохраняться почти у 70% подростков и более у 50% взрослых людей, которым в детстве ставился диагноз СДВГ. В подростковом возрасте у гиперактивных детей рано развивается тяга к алкоголю, наркотическим веществам, что способствует развитию деликвентного поведения. Для них, в большей степени характерна склонность к правонарушениям. Последствия СДВГ во взрослом возрасте также проявляются неудачами в личной жизни и трудностями в построении профессиональной карьеры.

Обращает на себя внимание и тот факт, что синдрому дефицита внимания с гиперактивностью уделяется основное внимание только при поступлении ребёнка в школу, когда налицо школьная дезадаптпция и неуспеваемость.

Изучение детей с гиперактивностью и развитие дефицитарных функций имеет важное значение для психолого — педагогической практики именно в дошкольном возрасте. Ранняя диагностика и коррекция должны быть ориентированы именно на дошкольный возраст (5 лет), когда компенсаторные возможности мозга велики, и есть возможность предотвратить формирование стойких патологических проявлений.

Каковы же психологические особенности детей с симптомами гиперактивности?

В последнее время родители, воспитатели и родители всё чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребёнке. Большинство детей дошкольного возраста отличаются подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания.

С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ёрзают, не стоят, а крутятся или залезают куда — нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать.

Родители жалуются на то, что ребёнок не даёт им покоя — он постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним всё время что-то случается, а для того чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но замечания и наказания не приносят результатов.

Во время коллективных занятий такие дети часто скакивают с места, не понимают, чего от них хочет воспитатель, не могут выполнить задание до конца. Гиперактивный ребёнок получает больше всех замечаний, окриков, “отрицательного внимания”; он мешает другим детям и обычно попадает в число “изгоев”. Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять своё поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе.

Гиперактивное поведение начинает появляться в большинстве случаев после четырёх лет и продолжается до подросткового возраста. Однако некоторые люди и в зрелом возрасте продолжают сохранять некоторые черты гиперактивности: излишнюю подвижность, суетливость, импульсивность, эмоциональность и болтливость.

Наиболее сложный период жизни гиперактивных детей связан с поступлением в школу. Несмотря на то, что после семи лет дети становятся более усидчивыми, проблемы продолжаются, и на первый план выступает так называемый “дефицит внимания”. Учащимся гиперактивностью трудно сосредоточить внимание и удержать его на чём-то одном, трудно запомнить и выполнить инструкции учителя, не отвлекаясь на внешние раздражители.

“Гиперактивность проявляется у детей несвойственными, для нормального, соответствующего возрасту, развития ребёнка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью и гиперактивностью”

Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет. Пики проявления данного синдрома совпадают с пиками психоречевого развития. В 1 — 2 года, 3 года и в 6 — 7 лет. В 1 — 2 года закладываются навыки речи, в 3 года у ребёнка увеличивается словарный запас, в 6 — 7 лет формируются навыки чтения и письма.

Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления гиперактивности:

  • Дефицит внимания;
  • Импульсивность;
  • Повышенная двигательная активность

Р.Кэмпбелл к проявлениям гиперактивности также относит расстройство восприятия. Он считает, что повышенная активность способствует проявлению трудностей в учёбе и трудностей принятия любви окружающих, а проблема восприятия проявляются в неадекватном восприятии окружающей среды (букв, слов)

В основе гиперактивности, как правило, лежит минимальная мозговая

дисфукция (ММД), которая и является причиной возникновения школьных проблем примерно половины неуспевающих учащихся.

Несмотря на то, что этой проблемой занимаются многие специалисты, в настоящее время среди родителей и педагогов всё ещё бытует мнение, что гиперактивность — это всего лишь поведенческая распущенность, а иногда и просто “распущенность” ребёнка или результат неумелого воспитания.

Основными причинами возникновения гиперактивности у детей, прежде всего, является патология беременности, родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша, генетическая обусловленность. В 85% случаев возникновения гиперактивности диагностируется патология беременности и/или родов.

Можно выделить три “западни”, которые подстерегают родителей при воспитании гиперактивного ребёнка.

Западня Содержание Пути преодоления
№ 1 Недостаток эмоционального внимания, часто подменяемого медицинским уходом Больше общаться с ребёнком, вникать в его проблемы, играть вместе с ним в его детские игры, беседовать “по душа”
№ 2 Недостаток твёрдости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением ребёнка Составить список запретов и чётко следовать ему. Составить список: что должны проконтролировать родители (сегодня, завтра, через неделю).
№ 3 Неумение воспитывать в детях навыки управления гневом Работа с гневом

Н.Н.Заваденко отмечает, что многие дети с диагнозом “СДВГ” имеют нарушения в развитии речи и трудности в формировании навыков чтения, письма и счёта, 66% — обнаружили признаки дислексии и дисграфии, 61% — признаки дискалькулии.

В своей работе использую три направления работы по снижению симптомов гиперактивности у детей дошкольного возраста.

Работа с родителями

В работе с родителями использую:

  • Анкетирование (Приложение 2)
  • Семинары — практикумы “Гиперактивный ребёнок. Почему он такой?”

Родители гиперактивного ребёнка, как правило, испытывают трудности при взаимодействии с ними. Так, некоторые стремятся жёсткими мерами бороться с “непослушанием” дочери или сына, усиливают дисциплинарные способы воздействия, увеличивают рабочие нагрузки, строго наказывают за малейший проступок, вводят непреклонную систему запретов. Другие, устав от бесконечной борьбы со своим чадом, махнув на всё рукой, стараются не обращать внимания на его поведение или, “опустив руки”, предоставляют ребёнку полную свободу действий, тем самым лишая такой необходимой для него поддержки взрослых. Некоторые родители, слыша и в детском саду, и в школе упрёки и замечания в адрес своего ребёнка, начинают винить только себя в том, что он такой. Во всех этих случаях родители часто теряются при выборе линии поведения с ребёнком. С ними необходимо проводить планомерную разъяснительную работу.

  • Прежде всего, надо объяснять мамам и папам, бабушкам и дедушкам, что ребёнок ни в коей мере не виноват, что он такой, и что дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения, а в большинстве случаев даже ухудшат ситуацию.
  • Объяснить родителям, что с гиперактивным ребёнком необходимо общаться мягко, спокойно.
  • Почаще хвалить его за успехи и достижения, даже самые незначительные.
  • Учить родителей правильно давать инструкции. Указания должны быть немногосложными, и содержать не более 10 слов. В противном случае ребёнок просто “выключится” и не услышит вас.
  • Родители не должны давать ребёнку несколько заданий сразу.
  • Родители должны быть последовательными при исполнении санкций. В противном случае ребёнок каждый раз будет жертвой настроения мамы или папы и станет бояться не конкретного наказания со стороны взрослого, а любой неожиданной “эмоциональной бури”. Всё приведёт к тому, что ребёнок станет скрывать происшествия от родителей, и детско-родительские отношения ухудшаться.
  • В повседневом общении с гиперактивными детьми родители должны избегать резких запретов, начинающихся словами “нет” и “нельзя”
  • Ограничит пребывание таких детей в местах скопления большого количества людей, стараться не приглашать в дом сразу много гостей.
  • Соблюдение чёткого режима.
  • По возможности надо оградить ребёнка от длительных занятий на компьютере и от просмотра телевизионных передач, особенно способствующих его эмоциональному возбуждению.

В работе с родителями, важно изменить их отношение к своему ребёнку, стиль взаимодействия с ним. Начало работы заключается в объяснении причин поведения на основе сбора анамнеза. Они должны понять, что дисциплинарные меры воздействия на гиперактивного ребёнка не действуют. Эмоциональный фон общения с ребёнком должен быть ровным, позитивным, но без эйфории от его успехов и отвержения из-за неудач. Тактика вседозволенности также недопустима, так как такие дети очень быстро становятся манипуляторами.

Читайте также:  Однородные определения дополнения обстоятельства таблица

Гиперактивным детям должны даваться инструкции, содержащие не более 10 слов. Нельзя просить сделать сразу несколько поручений, так как ребёнок просто не запомнит их. Лучше давать следующее задание после выполнения предыдущего. Предлагается обязательный контроль качества выполнения поставленной задачи.

Система запретов и ограничений должна быть чёткой и неукоснительно выполняемой, количество запретов должно быть сведено до минимума (они должны касаться исключительно безопасности и здоровья детей). Совместно с ним должны быть разработаны санкции, которые последуют в случае нарушения запрета.

Важно обратить внимание родителей на построение фраз в общении с гиперактивным ребёнком. Более эффективно давать малышу позитивную альтернативу его негативному поведению, перепроектировать его. Лучше сказать “можно бегать на улице”, чем сказать “ прекрати беготню!”. Но ещё более эффективно — включиться в игру ребёнка, направить в нужное русло.

Чтобы ребёнок смог услышать взрослого и включиться в новую деятельность, необходимо дать ему время на подготовку, предупредить об изменениях. Можно использовать звуковой сигнал.

Гиперактивных детей необходимо приучать к режиму, к чёткому распорядку дня. Нежелательно изменять его даже в исключительных ситуациях.

Параллельно ведётся работа с педагогами по организации взаимодействия с гиперактивными детьми, которая включает в себя:

  • Индивидуальные беседы и консультации;
  • Анкетирование педагогов (Приложение 3)
  • Семинары — практикумы

“Взаимодействия педагогов с гиперактивными детьми”

“Эффективное взаимодействие с гиперактивными детьми посредствам воздушных шаров”

Третьим, важным составляющим, являются коррекционно-развивающие занятия с детьми.

Поводом для зачисления в коррекционную группу является:

  • Заключение психиатра;
  • Пожелания родителей;
  • Наблюдение и отзывы воспитатели.

А сейчас поподробнее рассмотрим коррекционно-развивающие занятия с детьми (Приложение 4)

Это простые упражнения с воздушным шариком и мухобойкой. У воздушных шариков своя прелесть. Они послушны, с ними можно упражняться в балансировании на пальце, ноге, их можно подбрасывать, наносить по ним удары рукой. Своей невесомостью они прямо побуждают к различным манипуляциям, в целом же это хорошее средство для развития координации между зрением и движениями рук, ног, тела. Играя с воздушными шарами самостоятельно или с товарищами, можно вволю набегаться и напрыгаться.

Игры с шарами увлекают детей, а в комбинации с мухобойкой — простым бытовым предметом, который мы используем в игровых целях, можно создавать целую серию новых, увлекательных занятий, требующих подвижности и смекалки. Все игры с воздушными шарами сгруппированы в соответствии с шестью фазами кинезиотерапии по ослаблению гиперактивного поведения, разработанными Кипхардом.

Только благодаря работе во всех трёх направлениях, возможен видимый результат.

Так, например, первичная диагностика показала 100% двигательную расторможенность, дефицит внимания и импульсивность поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Систематические занятия по программе “Волшебные шарики” начинаются в сентябре.

В январе — проведенная промежуточная диагностика показала некоторое снижение проявлений симптомов гиперактивности.

Итоговая диагностика, проведённая в апреле, показала снижение проявлений симптомов гиперактивности и даже отсутствие у некоторых детей вообще. Дети стали более усидчивыми, внимательными, снялись мышечные зажимы, стали лучше контролировать своё поведение, стала лучше координация движений.

Проанализировав результаты начальной и итоговой диагностик, я сделала вывод, что данная программа с воздушными шарами даёт неплохие результаты, поэтому планирую продолжить работу по данному направлению.

Источник

Как работать с гиперактивными детьми

«Советовать человеку с СДВ (синдром дефицита внимания) стараться — примерно то же самое, что предлагать близорукому присмотреться как следует»

Эдвард Хэлловэлл

Кто такой гиперактивный ребёнок?

Понятие гиперактивный состоит из двух слов “гипер” – выше нормы, “активный”- действенный, деятельный. Под гиперактивностью понимают состояние, при котором двигательная активность и возбудимость человека выше нормы является непродуктивной и необоснованной, а также признаком неуравновешенной нервной системы.

В основе всего лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-нервопотолог, при проведении специальной диагностики. Поэтому ставить диагноз гиперактивности ребёнка может только врач, если о ребенке говорят, что он гиперактивный — это не всегда показатель дисфункции. Часто учителя и родители так называют просто физически активных детей.

Первые проявления гиперактивности заметны у детей в возрасте до 7 лет. По статистике, приведенной Расселлом Баркли говорится, что диагностированных мальчиков в три-шесть раз больше, чем девочек. В каждом детском коллективе встречается ребёнок, который не может подчиняться инструкциям, долго сидеть на одном месте, сохранять тишину. Не всегда, но среди таких детей и встречаются гиперактивные. Они создают дополнительные трудности учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, неконтролируемы и безответственны. Гиперактивный ребенок легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко ждёт ответа на них.

Причины возникновения гиперактивности:

  1. Генетические факторы (особенности строения головного мозга)
  2. Родовые травмы
  3. Инфекционные болезни, перенесенные в первые месяцы жизни ребёнка.
  4. Больше причин можно найти здесь.

Внешние проявления гиперактивности

Гиперактивного ребёнка часто можно спутать с ребёнком с повышенной тревожностью. Главное их отличие в том, что последний не несет социального разрушения, как в случае с гиперактивный ребёнком, который является источником ссор, обид, драк и разного рода конфликтов и недоразумений.

Итак, рассмотрим признаки гиперактивного ребёнка подробнее:

1. Дефицит активного внимания.

Ребенку трудно удержать внимание, с удовольствием берётся за задание, но не доводит до конца. Ребёнок испытывает сложности в самоорганизации и часто теряет вещи.

2. Постоянная двигательная активность.

Неусидчивый ребёнок, спит мало в сравнении с другими детьми даже в младенчестве. Много говорит и постоянно ерзает.

Может толкнуть сверстника без видимой причины, не может дождаться своей очереди, отвечает быстро и не всегда правильно, ведь для него главное ответить, а значит привлечь к себе внимание. Не соблюдает и не подчиняется правилам.

НО: уровень интеллектуального развития не зависит от наличия гиперактивности, может существенно быть выше возрастной нормы.

Если несколько данных признаков существуют, то можно предполагать гиперактивность. Первое что надо сделать сообщить об этом родителям, чтобы они обратились к психологу. Но все же не всегда родители видят проблему в работе с такими детьми для педагога, отказывая в визите к психологу.

Советы при работе с гиперактивными детьми

  1. Ребенку легче работать в начале дня, чем в середине или в конце. Учитывая этот факт, стоит проводить более сложные занятие в первой половине дня, более подвижные занятия, где можно выбросить энергию, переносить на вторую половину дня.
  2. При индивидуальной работе, проявление гиперактивности отсутствует, если нет возможности включить ребёнка в групповую работу, возможно стоит рассмотреть вариант индивидуальных занятий.
  3. Нагрузка ребёнка должна соответствовать возможностям. Если все остальные дети выполняют задание в течении 10 минут, а гиперактивный ребёнок управился за 5 минут, возможно не выполнив задание полностью, не стоит заставлять его закончить. Это не принесёт никакой пользы. Стоит переключить на другую деятельность. Урок необходимо планировать, добавляя разные виды деятельности, производя более частую их смену. Например, после выполнения 2-3 заданий провести физкультурную разминку или игру. Особенность таких детей в том, что они могут делать несколько дел одновременно, но не выносят однотипных заданий.
  4. Во время урока следить, чтобы ученик был с «вами», а не «витал в облаках». Иногда достаточно коснуться руки ученика во время урока или задать вопрос именно ему, обратив внимание на себя.
  5. Гиперактивные дети плохо ориентируются во времени, поэтому могут не успевать выполнить задание или потратить больше времени, чем нужно. Здесь есть два варианта – или напоминать о времени, или научить ребенка пользоваться таймером.
  6. В связи с повышенной эмоциональностью дети остро реагируют, если с ними не играют или не общаются, ведь сами они очень общительны и любят поговорить. В такой ситуации стоит вмешаться учителю в игру для правильного распределения ролей, иначе у гиперактивного ребёнка может понизиться самооценка.

Личный опыт

Я столкнулась с гиперактивным ребёнком в начале своей работы в качестве репетитора по английскому языку. Знакомая попросила позаниматься с сыном 4-х лет, до этого не имевшим опыт занятий вообще и не имеющим представление о том, что такое урок. Федор постоянно двигался, сидел на месте 3 минуты, очень увлекался насекомыми, быстро схватывал информацию. Так как пробное занятие состоялось летом, я решила, что занятия будут проходить на улице. Занятия планировали по 35 минут с частой сменой заданий. Задания тщательно подбирались, ведь если они не отвечали интересам Фёдора, замотивировать его сделать что-то было просто невозможно.

Изучение алфавита происходило в стихотворной форме. Так Федор за одно занятие запомнил стихи на все 26 букв. Слова запоминали в формате употребления их в играх и составлении диалогов. Больше внимания уделяли разговорной форме языка, стараясь делать письменные задания за столом за 3-5 минут, чтобы Федор не терял к ним интерес.

Гиперактивного ребёнка можно научить всему, стоит лишь придумать систему поощрений, так как наказания совсем не работают в данном случае. Систему поощрений стоит разработать вместе с родителями, чтобы и на занятиях и дома эта система мотивации ребёнка была единой. Работа с такими детьми требует очень сильных эмоциональных затрат от учителя.

Читайте также:  Основные компоненты ПЦР смеси и их функции

Как вы работает с гиперактивными детьми? Какие пути взаимодействия с ними применяете в своей практике?

Источник



Методы и приемы психолого-педагогической работы с гиперактивными детьми дошкольного возраста в рамках структурной модели работы с педагогами ДОУ
статья

Сухрякова Анна Николаевна

Большинство педагогов ДОУ испытывают трудности в работе с гиперактивными детьми. Поэтому педагогам необходимо не только знать физиологические и психологические особенности гиперактвного ребенка, но и владеть методами и приемами работы с ним.

Скачать:

Вложение Размер
Методы и приемы психолого-педагогической работы с гиперактивными детьми дошкольного возраста в рамках структурной модели работы 22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приемы психолого-педагогической работы с гиперактивными детьми дошкольного возраста в рамках структурной модели работы с педагогами ДОУ.

«Ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться»

Доктор мед.наук, профессор Ю.С. Шевченко

В настоящее время проблема гиперактивности является актуальной, так как с каждым годом увеличивается число гиперактивных детей.

Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством и суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которых ребенок часто не замечает. Педагоги, работая с гиперактивными детьми, отмечают у них нетерпеливость, непоследовательность, импульсивность, вспыльчивость, неугомонность. Для гиперактивных детей может быть характерно деструктивное, оппозиционно вызывающее, а иногда и разрушительное поведение. Гиперактивность – это чрезмерная активность, слабый контроль побуждений.

Гиперактивность – это проблема, которая требует своевременной диагностики, а также психологической и педагогической коррекции.

Педагогам группы отводится ведущая роль в процессе адаптации гиперактивного ребенка к жизни в обществе. Современный педагог должен знать физиологические и психологические особенности гиперактивного ребенка, владеть практическими методами организации работы с гиперактивными детьми в детском саду.

При организации психолого-педагогической работы с гиперактивными детьми акцент делается на развитии умений ребенка:

— доводить начатое до конца;

— контролировать свои движения;

— снимать мышечное напряжение;

— контролировать свои эмоциональные проявления;

— расширять поведенческий репертуар во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

Работа с гиперактивными детьми организуется в трех направления:

1. Развитие дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля).

2. Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

3. При необходимости работа с гневом.

Подбирая игры, особенно подвижные, для гиперактивных детей, необходимо учитывать такие их особенности, как неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому необходимо включать таких детей в коллективную деятельность поэтапно: сначала индивидуально, затем в малую группу, потом в коллективные игры.

Игры на коррекцию гиперактивности должны быть подобраны в следующих направлениях:

— игры на развитие внимания;

— игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения, релаксация;

— игры, развивающие навыки волевой регуляции;

— игры, направленные на развитие умения общаться.

Важным моментом во взаимодействии с гиперактивным ребенком является наличие четко сформулированных, понятных ему правил поведения в группе, на прогулке, во время занятий. Четкие, понятные правила, дополненные терпением и пониманием педагогом, готового в нужный момент напомнить правила, направить поведение ребенка в нужное русло, а также эмоционально-нейтральный тон при обращении к ребенку, поможет ему постепенно контролировать свое поведение.

В общении с гиперактивным ребёнком педагоги должны соблюдать следующие правила:

1. Не замечать мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребёнка, иначе он еще более возбудится.

2. При необходимости применять позитивный физический контакт: взять ребёнка за руку, погладить его по голове, прижать к себе.

3. Во время занятий сажать ребенка рядом с собой, чтобы уменьшить отвлекающие моменты.

4. В середине занятия дать возможность подвигаться: физ.минутка, попросить что–нибудь поднять, принести и т.п.

5. Хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свой восторг, если он довёл какое-то дело до конца.

Правила работы с гиперактивным ребенком

  • Работать с ребёнком в начале дня, а не вечером.
  • Уменьшить рабочую нагрузку ребёнка.
  • Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
  • Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
  • Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  • Посадить ребёнка во время занятий рядом с взрослым.
  • Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  • Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее.
  • Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции.
  • Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
  • Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.
  • Предоставлять ребёнку возможность выбора.
  • Оставаться спокойным, сдерживать раздражение

«Скорая помощь» в работе с гиперактивным ребенком

  • Отвлечь ребенка от его капризов.
  • Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).
  • Задать неожиданный вопрос.
  • Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действие ребенка).
  • Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.
  • Не приказывать, а просить (но не заискивать).
  • Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит Вас).
  • Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).
  • Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.
  • Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).
  • Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.
  • Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит).

Профилактическая работа с гиперактивным ребенком

  • Заранее договариваться с ребенком о времени игры, длительности прогулки и т.д.
  • Об истечении времени ребенку сообщает не взрослый, а заведенный заранее будильник, что будет способствовать снижению агрессии ребенка.
  • Выработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение.
  • Выработать и расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе и дома.
  • Просить ребенка вслух проговаривать эти правила.
  • Перед началом занятия ребенок может сказать, что он хотел бы пожелать себе сам при выполнении задания.

Выполнение педагогами ряда психолого-педагогических рекомендаций, поможет им эффективно строить общение с гиперактивным ребенком. В свою очередь это окажет положительное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка. У него будут сформированы навыки общения, игровые умения. Внимание будет более устойчивым. Он сможет контролировать свое поведение.

Таким образом, гиперактивным детям необходима помощь со стороны педагогов, которые владеют различными методами и приемами работы с ними.

  1. Брязгунов И.П., Касатникова И.В. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях. М.: Институт психотерапии, 2001.
  2. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.: Академия, 2005.
  3. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М.: Школа пресс, 2001.
  4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. СПб.: Речь, 2010.
  5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь, 2006.
  6. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Проблемы маленького ребенка. СПб.: Речь, 2002.
  7. Мурашова Е.В. Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы»: Гиподинамический и гипердинамический синдром. Екатеринбург: У-Фактория, 2007.
  8. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М.: ТЦ Сфера, 2002.
  9. Токарь О.В. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников. М.: Флинта, 2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности психолого-педагогической работы с аутичными детьми дошкольного возраста.

Данный реферат выполнен в рамках обучения на курсах повышения квалификации по дисциплине — Психолого-педагогическая работа учителя — дефектолога с ограниченными возможностями здоровья .

Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми дошкольного возраста

Основными проявлениями гиперактивности являются дефицит внимания, импульсивность и повышенная подвижность ребенка. По данным исследований, он встречается у 4–9% дошкольников и младших школьников.

Проектная деятельность на тему:»Методы и приемы песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста».

Коррекционно-развивающая работа психолога с детьми в детском саду. Песочная терапия.

«Особенности работы с гиперактивными детьми дошкольного возраста»

Данный материал проанализирован и систематизирован в рамках выполнения плана самообразования Статья подготовлена детским психологом: Янкиной Наталией.

Мастер-класс для воспитателей «Использование методов и приемов наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению технологии наглядного моделирования.Задачи: познакомить педагогов с технологией наг.

Особенности работы с гиперактивными детьми дошкольного возраста.

Работа с гиперактивными детьми в детском саду.

Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста.

Источник

«Особенности работы с гиперактивными детьми дошкольного возраста»

Янкина Наталия
«Особенности работы с гиперактивными детьми дошкольного возраста»

«Особенности работы с гиперактивными детьми дошкольного возраста»

Представление темы по самообразованию для педагогов детского сада.

Представляет педагог-психолог ГБОУ Янкина Н. А.

Место проведения: музыкальный зал

Материал: компьютерная презентация, мяч, предметы разной фактуры (мех, вата, стекло, дерево, маска.

Цель: повышение психологического просвещения воспитателей о работе с гиперактивными детьми.

Л. С.Выготский писал: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений».

То есть, не существует речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения.

Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей. Одной из сфер, которая подвергается изменениям является эмоционально — волевая.

Выделаю следующие отклонения в эмоционально-волевой сфере:

Гиперактивность

Последнее время мы все чаще слышим понятие «гиперактивный» ребенок. Какой он? Каковы причины гиперактивности ребенка? Что делать в данной ситуации. Наша тема будет посвящена сегодня именно детской гиперактивности.

Что такое гиперактивность? «Гипер…» — (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «activus» и означает «действенный, деятельный».

Гиперактивность — это совокупность симптомов психической и моторной активности. Чаще всего гиперактивность сопровождается синдромом дефицита внимания (СДВГ). Она проявляется в двигательной расторможенности ребенка и его неспособности сосредоточить внимание на какой-либо конкретной деятельности, отсутствии целенаправленности. Обычно диагноз гиперактивности ставится ребенку при жалобах взрослых на его чрезвычайную подвижность, непоседливость, плохое поведение, непослушание. Также гиперактивность может сопровождаться нарушениями сна. У детей с СДВГ имеется минимальная мозговая дисфункция головного мозга, что, в свою очередь, проявляется в плохой координации движений, эмоциональной неустойчивости, дефектах речи и легких неврологических нарушениях, выявляемых при осмотре неврологом.

Гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз. Гиперактивность — это не болезнь, это небольшое отклонение от нормы.

В понятие СДВГ входят следующие симптомы:

К нарушениям внимания относятся, трудности его удерживания (несобранности, снижение избирательности внимания, выраженная отвлекаемость с неусидчивостью, частыми переключениями с одного занятия на другое, забывчивость и т. п.

Что такое импульсивность?

Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав. во время занятий выкрикивает ответ, не дослушав вопроса; перебивает других; бывает не в состоянии ждать своей очереди в играх и во время занятий; без специального умысла может совершать необдуманные поступки (например, ввязываться в драки, выбегать на проезжую часть дороги).

Что такое гиперактивность?

гиперактивности в дошкольном возрасте проявляется неусидчивостью, суетливостью, признаками двигательного беспокойства.

Причины гиперактивности:

• Общее ухудшение экологической ситуации.

• Инфекции матери во время беременности и действие лекарств в этот период.

• Пищевые отравления будущей матери. Принятие ею алкоголя, наркотиков, курение, травмы, ушибы в области живота.

• Иммунологическая несовместимость (по резус-фактору).

• Хронические заболевания матери.

• Преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом, кесарево сечение.

• Любые заболевания младенцев с высокой температурой и приемом сильнодействующих лекарств.

• Астма, пневмонии, сердечная недостаточность, диабет, заболевания почек могут выступать, как факторы, нарушающие нормальную работу мозга.

Особенности проявления гиперактивности.

Характерными чертами поведения гоперактивного ребенка являются рассеянность, неусидчивость, негативизм, невнимательность, частая смена настроения, вспыльчивость, упрямство, агрессивность. Такой ребенок часто оказывается в центре событий, поскольку он самый шумный. Гиперактивный ребенок общителен, у него много товарищей, но отношения с ними нестабильны, поверхностны, так как свое поведение он не контролирует.

Гиперактивный ребенок с трудом усваивает навыки и не понимает многие задания. Т. к. постоянно отвлекается, не доводит начатое дело до конца, не слышит обращенной к нему речи, отвечает невпопад, не понимает последствий своего поведения. Ему тяжело усваивать учебный материал. Чаще всего самооценка у такого ребенка занижена. Ребенок не бывает в течение дня расслабленным, успокаивается только во время сна. Находясь в общественных местах, такие дети сразу привлекают к себе внимание, т. к. все время что-то хватают, трогают и совершенно не слушают родителей.

Гиперактивные дети импульсивны, чрезмерно возбудимы, они не умеют сдерживать свои желания, управлять своим поведением. Особенности поведения таких детей свидетельствуют о недостаточно сформированных регулятивных механизмов психики и прежде всего самоконтроля произвольного поведения.

Но не все подвижные дети явлются гиперактивными, важно научиться распознавать где распущенность, и ребенок является в силу своего темперамента подвижным, а где СДВГ, и просто надо ему помочь совладать с собой т. к. он не виноват в своем недуге.

— Большую часть дня «не сидит на месте», предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы, но если его заинтересовать — может и книжку почитать, и тот же паззл собрать.

— Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов.

— Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) — скорее исключение.

— Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный — в садике, в гостях у малознакомых людей.

— Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать «коллеге по песочнице», но сам редко провоцирует скандал.

Гиперактивный ребенок:

— Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.

— Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.

— Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.

— Ребенок — неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно.

— Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию — дерется, кусается, толкается,причем пускает в ход подручные средства: палки, камни…

Но без определенного вмешательства со сторона взрослых ему сложно находться в социуме. Поэтому основное направление коррекции эмоционально-аффективного поведения гиперактивных детей состоит в изменении характера их двигательной деятельности.

Эффективные результаты коррекции достигаются при сочетании психологических и педагогических методов, один из которых являются упражнения и игры, направленные на развитие движений и самоконтроля поведения детей.

Также игры и упражнения направленные на развитие внимания и координации у детей, в которых подробно объясняются правила и показывается каждое движение. В процессе усвоения правил и содержания игры дети должны действовать по инструкции взрослого и под его наблюдением.

Игровая терапия имеет широкие возможности при оказании помощи гиперактивным детям, существенно сглаживая их двигательное беспокойство и суетливость позволяя контролировать их действия и поступки с помощью определенного игрового сюжета и связанных с ним правил и ролей. Особенно полезны в этом плане коллективные игры ритмичного характера, сопровождающиеся стихотворным текстом проводящиеся под руководством взрослого.

Для беспокойного расторможенного ребенка игра является единственной реальной возможностью активно погружаться и игровую ситуацию, сосредоточиваться на ней хотя бы на непродолжительное время,

Т. е. для достижения эффекта важно выдерживать такую ритмичность, при которой напряженные и энергичные действия сменяются моментами затишья и расслабления.

Проводя с дошкольниками подобные игры, необходимо максимально задействовать их мелкую моторику, в связи с чем обязательным элементом совместного игрового действия являются пальчиковые игры. На фоне приятных сенсорных впечатлений можно выстроить игровой сюжет, который переносится в рисунок, игру за столом, что позволяет удерживать ребенка на определенном месте и постепенно переходить к формированию самоконтроля и познавательной мотивации. Активное внимание стимулируется через увлечения ребенка. (Игра «Зайчик»)Чтобы ребёнок смог услышать взрослого и включиться в новую деятельность, необходимо дать ему время на подготовку, предупредить об изменениях. Можно использовать звуковой сигнал.

Работая с гиперпожвижными детьми, следует помнить, что насильственно сдерживаемое стремление ребенка к движению находит свое проявление в бурных истериках и разрушениях. Поэтому наша задача – найти возможность позитивного использования двигательной энергии и активности таких детей.

Невозможно добиться исчезновения СДВГ за несколько месяцев и даже лет. Причем признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются и во взрослой жизни.

В условиях детского сада педагог может придерживаться следующих правил:

• Ребенок всегда должен находиться перед глазами воспитателя;

• включать в занятия физкультминутки элементы игры и соревнования,;

• предоставить ребенку возможность обращаться за помощью в случае любого затруднения;

• направлять энергию в полезное русло (вымыть доску, полить цветы, раздать материал для занятия и т. д.).

• Общение с гиперактивным ребенком должно также быть мягким, спокойным, поскольку он восприимчив к настроению взрослых.

• Чем меньше замечаний вы делаете, тем лучше. В данной ситуации его лучше отвлечь. Такой ребенок очень нуждается в похвале, поэтому необходимо делать это очень часто, даже за мелочь.

• будьте последовательны в своих требованиях к нему.

• создавать ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны;

• помнить, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!

Презентация о проведении недели «Зимние игры и забавы» в детском саду Презентация о проведении недели «Зимние игры и забавы» в ГБОУ детский сад №994 с 21 января по 25 января 2013 года в детском саду проводилась.

Использование сказкотерапии для профилактики эмоционального выгорания педагоговИспользование сказкотерапии для профилактики эмоционального выгорания педагогов Совместно с педагогом психологом, в течении 2011-2012 учебного года нами были проведены встречи с педагогическим коллективом, направленные.

Источник