Меню

Инновационные методы работы социального педагога с детьми школьного возраста

Инновационные методы работы социального педагога с детьми школьного возраста

Емельянова Ирина Алексеевна
Инновационные методы работы социального педагога с детьми школьного возраста

Инновационные методы работы социального педагога с детьми школьного возраста.

Аннотация: В статье раскрываю теоретические, практические и современные подходы к инновационной деятельности социального педагога.

Ключевые слова: инновационные методы, социальный педагог, опыт работы социального педагога, инновации.

Развитие инновационных методик – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивается. Этот же процесс применим к любой человеческой деятельности, в том числе и в работе социального педагога.

В ФГОС отмечено, что в современных условиях актуальностью социального образования, в том числе и инновационных методов, является их разработка, внедрение в интенсивное развитие социальной сферы деятельности педагога.

Одним из средств такого развития являются инновационные методы, то есть это принципиально новые способы, тенденции, принципы взаимодействия социального работника с людьми, обеспечивающие эффективное достижение результата в психолого-педагогической деятельности.

Создавая и проектируя инновационные методы в работе социального педагога следует ориентироваться на специфику работы, обеспечивая социальное благополучие.

Овладевая инновационными методами, социальный педагог, применяет приемы, действия и способы для взаимосвязной деятельности, которые способствуют накоплению позитивного опыта, а также в практико-ориентированном обучении, способствуют логическим операциям, любознательности, познавательной мотивации познавательных действий, умениям анализировать, делать выводы и умозаключения с помощью инноваций.

Инновационные методы служат целенаправленному изменению, которое привносит новое внедрение (новшество) в работе по созданию, использованию и распространению чего-то нового, неизведанного и до конца, не изученного с целью внедрить новые элементы, улучшить и обновить их.

Внедрение инновационных методов в деятельность социального педагога обеспечивает экономию сил и средств, позволяет научно строить социально-педагогическую деятельность, способствует эффективности в решении задач, стоящих перед социальным педагогом. Инновационные методы в работе социального педагога позволяют решать весь широкий спектр задач социальной педагогики — диагностики, социальной профилактики, социальной адаптации и социальной реабилитации.

Научные инновации, продвигающие вперед прогресс, охватывают все области человеческих знаний. Одной из разновидностей социальных инноваций являются педагогические инновации.

Педагогическая инновация — это нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества, улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом.

Стоит сказать, что социальный педагог — это человек, работающий в той или иной сфере деятельности (школа, интернат, институт, детский сад, образовательные центры и т. д., затрагивающий человеческие факторы с помощью инновационных методов, которые аккуратно корректируют психику людей, помогают им в решении ситуации, преодолении барьеров и стереотипов самих себя с помощью различных теоретических, практических и инновационных методов [6, с. 336].

В фазе использования инновационных методов в работе социального педагогаиспользуют следующие этапы:

1. Этап распространения новшества, заключающийся в его широком внедрении, диффузии (распространения) новшества в новые сферы.

2. Этап господства новшества в конкретной области, когда собственно новшество перестает быть таковым, теряя свою новизну. Завершается этот этап появлением эффективной альтернативы или замены данного новшества более эффективным.

3. Этап сокращения масштабов применения новшества, связанный с заменой его новым продуктом.

В структуре инновационной работы социального педагога выделяется и организационно-методическая деятельность, которая является анализом и обобщением в методических секциях, семинарах, тренингах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам.

Поэтому накапливая данные по методам социально-педагогической работы на основе изучения методической литературы и инновационных технологиях мы можем сказать, что оно является пусковым механизмом для будущего инновационного исследования и развития циклов инновационного процесса социального педагога,а именно: зарождение идеи, планирование и моделирование идеи, разработка методов и реализация новшевства [1, с. 123].

Работая в образовательных учреждениях, социальный педагог применяет в профессиональной практической деятельности, подготовленности к работе с детьми, родителями, и другими социальными партнерами компетентность в своем мастерстве и для дальнейшей работы следующие подходы к современной организации обучения.

— личностно-ориентированный подход. Для достижения личностного роста и контакта с детьми, студентами, используется стратегия сотрудничества, помощи, понимания, уважения и поддержки при выборе методов и средств работы;

— сущностный подход отражается во взаимодействии социального педагога в направлении развития способностей детей на основе формирования сущностных системных знаний при установлении междисциплинарных связей;

— операционно-деятельностный подход основывается на ключевых позициях государственных образовательных стандартов. Умение действовать в процессе приобретения знаний, то есть знания усваиваются в ходе их практического применения;

— профессионально ориентированный (компетентностный) подход к обучению выражается в формировании у школьников и студентов профессиональной компетентности и профессиональных установок;

— акмеологический подход тесно связан с сущностным подходом при организации инновационного образования, заключающегося в разработке новых и обновлении существующих средств и методов обучения для формирования у детей и студентов творческого мышления, саморазвития, самосовершенствования, самообразования и самоконтроля;

— креативно-развивающийся подход формирует у детей, школьников и студентов продуктивное мышление и творческое отношение к деятельности, качества и способности творческой личности, научно-творческие умения и навыки;

— контекстный подход выражается в соответствии содержания изучаемых дисциплин государственному образовательному стандарту [2, с. 352].

Главным устойчивым результатом реализации инновационных методовв образовательной деятельности является:

— формирование инновационной инфраструктуры, обеспечивающей устойчивое развитие и дальнейшее изучение, и распространение передового опыта;

— лидерская позиция социального педагога на рынке образовательных услуг;

— создание позитивного имиджа учебного заведения.

Инновационными методами являются: интерактивные методы обучения, методы проектного обучения и компьютерные методы и технологии.

Интерактивный метод обучения основывается на психологии человеческих взаимоотношений. В нем рассматриваются способы знаний, формирование умений и навыков в процессе взаимоотношений и взаимодействий педагога и обучаемого, как субъектов учебной деятельности.

Предлагаем рассмотреть, как применяется интерактивный метод на практике социального педагога. Это может быть семинар-диспут, учебная дискуссия, дидактическая игра, «мозговой штурм», имитационные тренинги и т. д.

“Семинар – диспут” предполагает коллективное обсуждение какой — либо проблемы с целью установления путей её достоверного решения. Семинар — диспут проводиться в форме диалогического общения его участников. Он предполагает высокую умственную активность, прививает умение вести диалог, обсуждать проблему, анализировать и находить пути решения, данной проблемы, делать выводы, защищать свои взгляды и убеждения, четко и доступно излагать свои мысли.

Далее подробно рассмотрим метод проектного обучения.

К проектируемому изделию предъявляются такие требования, как технологичность, экономичность, экологичность, безопасность, эргономичность, эстетичность и др.

Методика проектного обучения способствует созданию педагогических условий для развития креативных способностей и качеств личности учащегося, которые нужны ему для творческой деятельности, независимо от будущей конкретной профессии [4, с. 168].

Теперь рассмотрим инновационные — компьютерные методики обучения в работе социального педагога.

Компьютерные инновационные методики обучения — это процессы сбора, переработки, хранения и передачи информации обучаемому (школьнику, студенту, педагогам и т. д.) посредством компьютера. К настоящему времени наибольшее распространение получили такие методические направления,в которых компьютер является:

• средством для предоставления своего плана, материала с индивидуальной программой для учащихся, социальным педагогом, с целью ознакомления и усвоения материала;

• средством информационной поддержки учебных процессов как дополнительный источник информации;

• средством для определения уровня знаний и контроля за усвоением учебного материала, подготовленным социальным педагогом согласно перспективному плану (тесты, анкеты, упражнения и т. д.);

• универсальным тренажером для приобретения навыков практического применения знаний;

• средством для проведения экспериментов и деловых игр социального педагога с учащимися (детьми, студентами и т. д.) с целью изучения и взаимодействия друг с другом и социумом в жизни [5, №1 – с. 4].

Также стали доступны новые инновационные методы такие как: видео – конференция, электронный личный дневник социального педагога и психолога, создание своей социальной группы в интернете, введение блога, сайта, дистанционное консультирование, индивидуальная беседа по скайпу и многое другое.

Сайт социального педагога. Создан, специально для социальных педагогов. Автором сайта является группа социальных педагогов, что определяет специфику оформления и наполнения ресурса. Предпочтение отдается практическим вопросам и проблемам, возникающим в профессиональной деятельности социального педагога.

Блог социального педагога, психолога, а именно портал предназначен для социальных педагогов и школьных психологов. Возможно также использование ресурса школьниками и их родителями. На портале присутствуют тесты, опросники, статьи, видео и аудиоматериалы [3,c 134].

Сегодня практически нет, не одной сферы в обществе, которая в той или иной степени не была бы охвачена инновационными методами и процессами.

Социальная сфера, одна из тех сфер, где просто необходимы инновации. Ведь инновации — это движение вперед, поиск новых более эффективных, рациональных путей решения поставленных вопросов, без новых методов мы так и будем топтаться на месте, а вместе с тем жизнь не стоит на месте, решаемые вопросы усложняются и требуют новых подходов.

1. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева; под ред. Г. М. Андреевой. –Москва: Аспект Пресс, 2019. – 123 с.

2. Гулина, М. А. Психология социальной работы: учебник нового века / М. А. Гулина; под ред. М. А. Гулина. – Санкт –Петербург: «Теория и практика», 2019. – 352 с.

3. Григорьев С. И. Теория и методология социальной работы: учебное пособие для вузов / С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, В. А. Ельчанинов; —Москва: «Открытое общество», 2018. – 134 с.

4. Крючков Ю. А. Теория и методы социального проектирования: учеб. пособие для студ. социологического факультета / Ю. А. Крючков; под ред. Ю. А. Крючков. –Москва: Союз, 2020. – 168 с.

5. Лазарев, В. С. Понятие педагогической и инновационной системы: учеб. пособие для студ. педагогического университета / В. С. Лазарев; под ред. В. С. Лазарев. –Москва: Социальная педагогика, 2020. № 1. — 4 с.

6. Подшивалкина В. И. Социальные технологии: проблемы методологии и практики: учеб. социальные технологии: проблема методологии и практики / В. И. Подшивалкина; под ред. В. И. Подшивалкина. –Волгоград: «Платформа», 2019. – 336 с.

Раннее выявление социального неблагополучия семьи в ДОУ. Организация работы в ДОУ с неблагополучными семьями Российское законодательство регулирует вопросы по социальной защите прав несовершеннолетних, основываясь на нормах международного права.

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС»Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС» Уважаемые коллеги! Рада поделиться с Вами очередной публикацией «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации.

Фотоотчет. Подготовка к 8 марта с детьми школьного возрастаФотоотчет. Подготовка к 8 марта с детьми школьного возраста Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию фотоотчет подготовки к весеннему, нежному празднику всех женщин — 8 марта. Традиционно наши.

Читайте также:  Как определитьразмер обуви собаки

Фрагмент занятия «Маски» с детьми младшего школьного возрастаФрагмент занятия «Маски» с детьми младшего школьного возраста Беседа Наденешь ее- и тебя не узнать, Ты рыцарь, бродяга, ковбой Кем хочешь, сумеешь в ней запросто стать. А снимешь вновь станешь собой.

Плакат «С Днем космонавтики!» Совместное творчество педагога с детьми раннего возрастаПлакат «С Днем космонавтики!» Совместное творчество педагога с детьми раннего возраста «Так чудесно в космосе! Так волшебно в космосе! В настоящем космосе Побывал однажды!» (О. Ахметова) Совместное творчество педагога с.

Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста» Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Система и методы работы с музыкально одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки»Система и методы работы с музыкально одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки» Система и методы работы с музыкально-одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки».В возрасте от трех до семи лет закладываются основы нравственного.

Совместная творческая деятельность педагога с детьми во второй половине дня. Фотоотчет. Из опыта работыСовместная творческая деятельность педагога с детьми во второй половине дня. Фотоотчет. Из опыта работы Уважаемые гости моей странички!Дорогие друзья! Одной из важных задач, поставленных перед педагогом в реализации вечернего времени, является.

Источник

Методы работы социального педагога.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описуются методы работы социального педагога. В процессе которых выявляются интересы и потребности детей, трудности, проблемы, конфликтные ситуации.

Просмотр содержимого документа
«Методы работы социального педагога.»

Методы работы социального педагога.

Достаточно много времени в работе социального педагога занимает изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности учащихся и социальной микросреды, условий их жизни. В процессе такого изучения выявляются интересы и потребности детей, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, типология семей, их социокультурный и педагогический портрет.

Какие же методы использует социальный педагог? Метод наблюдения – это самый распространенный и естественный метод.

Классификация видов наблюдения.

Условия проведения наблюдения.

Способ записи и регистрации данных.

Запись с графической регистрацией, с цифровой регистрацией, фото- и кинонаблюдения, комплексные.

Объекты и формы организации наблюдения.

Индивидуальные, групповые, командные.

Способы взаимоотношений наблюдателя и наблюдаемого.

Обычные, включенные, участвующие.

Визуальные, приборные, самонаблюдения.

Этот метод используется для изучения внешних проявлений поведения человека без вмешательства в его действия. Что для этого необходимо? Выработать умение точно наблюдать все аспекты внешних проявлений: мимика, жесты, речь, движения. И главное – научиться правильно, истолковывать их социальное значение. Важно проводить наблюдение в естественных условиях: на уроке, в игре, в общении. Предпочтительно до начала наблюдения составить план и отметить в нем то, на что нужно обратить особое внимание.

Алгоритм педагогического наблюдения.

Этапы педагогического наблюдения

Общая характеристика действий социального
педагога на этапе педагогического наблюдения

I этап. Подготовительный

Необходимо подготовиться к проведению педагогических наблюдений: сформулировать цель и задачи наблюдения, составить его план, подобрать средства и методы регистрации исследуемых показателей, подготовить место проведения наблюдения, провести инструктаж помощников и наблюдаемых, подготовить протоколы и бланки для записи наблюдаемых характеристик

II этап. Педагогическое наблюдение

На втором этапе осуществляется самонаблюдение. Здесь очень важно следить за ходом наблюдения, правильностью заполнения протоколов и бланков, исправностью применяемой аппаратуры

III этап. Обработка результатов педагогического наблюдения

Сюда входит первичная обработка данных, включающая в себя уточнение и восстановление выпавших данных и вычисление производных характеристик (отношений, разности, суммы, процентов и т.п.) и статистическая обработка результатов (расчет средней арифметической, стандартных отклонений, вариаций и т.п.)

IV этап. Анализ, интерпретация и обсуждение результатов педагогического наблюдения

Этап предусматривает анализ полученных результатов, описание исследуемого процесса, обсуждение материалов наблюдения, формулировки выводов, разработку практических рекомендаций, предложения по внедрению результатов наблюдений в практику, планирование новых наблюдений

Памятка для проведения педагогического наблюдения.

• Социальный педагог изучает ситуацию, явление или психические процессы, возникающие в ходе естественной жизнедеятельности подопечного(ых), воспитанника(ов).

• Социальный педагог не может активно вмешиваться в ход педагогических событий (урока, мероприятия, беседы, игры и др.), ситуаций (конфликта, спора и др.) или протекания психических процессов.

• Социальный педагог как исследователь может долго ожидать, чтобы возникли такие связи между явлениями и влияющими на них факторами и условиями, которые он хотел бы изучить.

• Социальный педагог фиксирует фон и условия протекания изучаемого явления и других фактов поведения.

• Социальный педагог фиксирует факты поведения подопечных воспитанников (или клиентов) и личностных проявлений психических процессов в сложившихся условиях и обстоятельствах.

• Социальный педагог как исследователь не может воспроизвести заново явление, которое он уже наблюдал, сохраняя те же условия и обстоятельства.

• Хронометрирование осуществляется на одном ученике с наиболее типичными характеристиками (или с характеристиками значимыми для социально-педагогического наблюдения). Методика хронометрирования должна соблюдаться в строгой последовательности.

К традиционным методам педагогических исследований относятся беседы. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Исследователи всех времен, умело применяя целенаправленные беседы, получали такую информацию, какую никакими другими способами получить невозможно. Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков. Информацию о нравственных, мировоззренческих, политических и других взглядах испытуемых, их отношении к интересующим исследователя проблемам также получают с помощью бесед. Но беседы — не всегда надежный метод. Поэтому его применяют чаще всего как дополнительный — для получения необходимых разъяснений и уточнений того, что не было достаточно ясным при наблюдении или использовании иных методов.

Чтобы повысить надежность результатов беседы и снять неизбежный оттенок субъективизма, применяются специальные меры:

1) разработка четкого, продуманного с учетом личности собеседника плана беседы;

2) обсуждение интересующих исследователя вопросов в различных ракурсах и связях;

3) варьирование вопросов, постановка их в приятной для собеседника форме;

4) умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах.

Искусству беседы нужно долго и терпеливо учиться.

Интервьюирование — проводимый по определенному плану устный опрос, при котором запись ответов респондента проводится либо исследователем (его ассистентом), либо механически (с помощью записывающих устройств на различные носители информации). В отличие от беседы, в которой респонденты и исследователь выступают активными собеседниками, вопросы, построенные в определенной последовательности, задает только исследователь, а респондент отвечает на них. Интервьюер может наблюдать за поведением опрашиваемого, что значительно облегчает интерпретацию полученных данных.

При составлении вопросов нужно иметь в виду следующие основные требования:

— опрос не должен носить случайный характер, а быть планомерным (при этом понятные отвечающему вопросы задаются раньше, более трудные — позднее);

— вопросы должны быть лаконичными, конкретными и понятными для всех отвечающих;

— вопросы не должны противоречить педагогическому такту и профессиональной этике.

При опросе следует придерживаться следующих правил:

1) во время интервью исследователь должен быть наедине с отвечающим;

2) каждый устный вопрос следует прочитать с вопросного листа дословно, в неизменной форме;

3) следует точно придерживаться порядка следования вопросов;

4) отвечающий не должен видеть вопросника или иметь возможность прочитать следующее за очередным вопросы;

5) интервью должно быть кратковременным (с учащимися, как правило, не более 15-20 мин, с взрослыми не более 30 мин);

6) интервьюирующий не должен воздействовать на отвечающего каким-либо способом (косвенно подсказывать ответ, качать головой в знак неодобрения, кивать головой и т.д.);

7) если интервьюирующий не понимает ответа, то он может задавать дополнительно лишь нейтральные вопросы (например, «Что Вы хотели этим сказать?», «Объясните немного подробнее?»);

8) если отвечающий не понимает вопроса, его нужно медленно прочитать еще раз (нельзя разъяснять отвечающему вопрос); если вопрос все еще не понят и после повторного чтения, против него следует написать: «Вопрос не понят».

9) ответы записываются в вопросник только во время опроса в заранее подготовленную графу вопросника.

Наиболее распространенной формой опроса является анкетирование, проведение которого предусматривает получение информации от респондентов путем письменного ответа на систему стандартизированных вопросов и заблаговременно подготовленных анкет. Для проведения анкетирования необязателен личный контакт исследователя с респондентами, так как анкеты можно рассылать и по почте или раздавать с помощью других лиц. Одним из преимуществ анкетирования перед беседой можно считать возможность опросить сразу всех, это зависит от количества подготовленных бланков анкет. Структура и характер анкет определяются содержанием и формой вопросов. Поэтому основной трудностью в построении любой анкеты является методика их подбора и формулировки. Необходимо, чтобы вопросы были понятными, однозначными, краткими и объективными. Для проведения анкетирования не обязателен личный контакт исследователя с респондентом, так как анкеты можно рассылать по почте или раздавать с помощью других лиц. Преимущество анкетирования перед вышеперечисленными методами опроса в том, что этот метод очень удобен для быстрого выяснения мнений большой группы опрашиваемых. Он может применяться на соревнованиях, совещаниях, собраниях, занятиях и т.д. Кроме того, результаты анкетирования удобно подвергать анализу методами математической статистики. Приступая к составлению анкеты необходимо:

— хорошо знать самому исследуемую проблему,

— уяснить цель опроса (Какой хочешь получить ответ?),

— предусмотреть выявление зависимости от социального положения, пола, стажа опрашиваемых,

— учесть возраст и подготовленность опрашиваемых,

— продумать место и время проведения опроса,

— проконсультироваться со специалиста.

Классификация вопросов:

По содержанию

Прямые вопросы. Такие вопросы нацелены непосредственно на решение задач исследования. Косвенные вопросы. Прямые вопросы перефразируют, если респондент неохотно отвечает.

По степени свободы ответа

Открытые вопросы. Такие вопросы не ограничивают ответа респондента. Закрытые вопросы. Возможность выбора заранее ограничивают определенным числом вариантов ответов.

Для получения новой информации.

Для подтверждения каких-то данных.

Для проверки на лживость.

Дезъюктивные вопросы — выбор одного варианта ответа.

Конъюктивные вопросы — выбор нескольких вариантов ответа.

Шкалированные вопросы — перевод качественного показателя в количественный. Используется оценка ответов по бальной системе.

Вопросы должны быть лаконичны и точны, соответствовать образовательному уровню респондентов. При использовании анкетного опроса очень важно правильно составить анкету.

«Памятка о подготовке бланка анкеты»

Общий план опросного листа (анкеты) включает в себя:

1. Введение (кто и для чего проводит опрос, как будут использоваться данные, гарантия анонимности, инструкция по заполнению анкеты, фамилия и инициалы исследователя);

2. Вступительные вопросы с целью заинтересовать респондента, максимально облегчить вхождение в работу (нельзя вступительные вопросы начинать с паспортных данных, задавать трудные; нельзя острые, интимные вопросы давать во второй части анкеты),

3. Заключительные вопросы (в конце анкеты следует давать легкие вопросы, а также вопросы о паспортных данных, в заключение выразить благодарность респонденту). При проведении анкетного опроса целесообразно соблюдать следующие правила:

Читайте также:  Таблица допустимого тока для медного провода

• разъяснение цели и практического значения опроса респондентам;

• предоставление возможности анонимных ответов (т.е. не указывать фамилию и другие данные, если этого не требуют задачи исследования);

• возможность на вписывание дополнительных данных и сведений помимо кратких ответов на уже сформулированные в анкете вопросы.

Педагогическое тестирование — это целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях по тщательно отработанным стандартизованным вопросам, позволяющее объективно выявлять индивидуальные различия испытуемых. Педагогическое тестирование это форма, основанная на применении педагогических тестов.

Педагогический тест — это инструмент, предназначенный для измерения облученности учащегося, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов.

Отличительные черты педагогического тестирования:

Значительное место в педагогических исследованиях отводится эксперименту — исследованию каких-либо явлений и процессов с целью проверки и обоснования научной гипотезы. Слово «эксперимент» — латинского происхождения, в переводе означает «опыт», «испытание».

Цель эксперимента — установление закономерностей между отдельными педагогическими воздействиями и их результатами в поисках наиболее эффективного способа управления педагогическим процессом.

Эксперимент, по сути, является строго контролируемым педагогическим наблюдением. Его особенность состоит в том, что экспериментатор ведет наблюдение за процессом, который сам и осуществляет. В педагогической практике различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса, в привычной для испытуемого обстановке) и лабораторный, который протекает в специально созданных и контролируемых условиях. Чаще всего все же используется естественный эксперимент.

Правила организации педагогических экспериментов.

Недопустимость риска для здоровья и развития испытуемых.

Гарантия от нанесения вреда испытуемым самочувствию, жизнедеятельности в настоящем и будущем.

Еще один метод – это метод изучения педагогической документации и продуктов детской деятельности. Этот метод позволяет получить различную информацию об исследуемом объекте. В качестве источников информации выступают планы и отчеты заведующих и педагогов дошкольных учреждений, конспекты занятий, продукты изобразительной деятельности и ручного труда дошкольников. Изучение этих материалов позволяет установить взаимосвязи между изучаемыми явлениями, выявить новые факты.

Социометрические методы позволяют исследовать межличностные отношения в коллективе. В процессе наблюдения или опроса исследователь может определить место, роль, статус испытуемого, различить стадии формирования внутриколлективных отношений.

В педагогических практике применяются также математические методы исследования, которые служат для обработки данных и результатов, полученных в процессе изучения, и отражаются в графиках, диаграммах, таблицах.

Источник



Методики и технологии работы социального педагога

Вы будете перенаправлены на Автор24

Методики работы социального педагога

Методика – это совокупность определенных методов, средств и приемов, направленных на целесообразное выполнение конкретной работы или деятельности.

Методика работы социального педагога – это определенная система способов, средств, форм и принципов организации социально-педагогической деятельности, реализуемой социальным педагогом с различным контингентом детей.

Методика работы социального педагога имеет свой объект.

Объект методики – это запланированный и организованный социальным педагогом вид деятельности.

Выбор той методики, на основании которой будет осуществляться работа, определяется социальным педагогом самостоятельно. Влияние на выбор методики оказывает цель и задачи работы социального педагога, контингент, которым ему приходится работать, а также проблема, требующая разрешения.

Готовые работы на аналогичную тему

Посредством методов, входящих в методику, социальный педагог оказывает на сознание, поведение и чувства ребенка необходимое целенаправленное воздействие, осуществляет работу с окружающей его средой. Все методы, которые могут быть использованы социальным педагогом, направлены в первую очередь на личность ребенка, с которым работает. А именно на формирование у нее таких навыков, как самосовершенствование, самоорганизация, самоутверждение, самовоспитание.

Совокупность методов, которые могут быть использованы социальным педагогом в своей профессиональной деятельности, принято классифицировать на две большие группы:

  • Теоретические (общенаучные) методы – это методы, представленные сравнением, анализом, обобщением, индукцией, дедукцией и т.д.
  • Практические методы – включают в себя наблюдение, консультирование, беседу, упражнения, убеждения и т.д.

Помимо методов, которые используются социальным педагогом в работе с детьми, существует и ряд методов, направленных на осуществление оценки эффективности его профессиональной деятельности. К данным методам относятся разнообразные приемы и оценки, позволяющие дать ответ на вопрос об общей эффективности деятельности социального педагога и в частности используемых им методов и средств.

Одним из наиболее продуктивных является метод сравнения, позволяющий отследить динамику состояния ребенка до работы с ним социального педагога и после неё. Разница между этими состояниями и есть критерий эффективности работы социального педагога.

К особой группе методов относятся методы коррекции, которые включают в себя наказание и поощрение. Важно помнить, что наказание должно быть понятно и соразмерно совершенному проступку и ни в коем случае не унижать ребенка. Методы поддержки используются тогда, когда ребенок совершил положительный поступок или же он находится в сложной ситуации и ему необходима помощь. В качестве помощи понимается психологическая поддержка, помощь в анализ собственного состояния и т.д. Поощрение подразумевает похвалу ребенка, признание его достижений.

В своей деятельности социальный педагог может использовать индивидуальные и групповые методы работы.

Кроме того, методы работы социального педагога могут подразделяться на:

  1. Социально-экономические – оказание необходимой помощи детям, в рамках общеобразовательной школы.
  2. Организационные – направлены на организацию и сплочение детского коллектива, оказание помощи семьям учащихся и т.д.
  3. Психолого-педагогические – включают в себя такие приемы как наблюдение, исследование, беседа и интервью.

Технологии работы социального педагога

Технология – это система конкретных знаний о средствах и способах качественного преобразования и обработки объекта социальной работы.

Любая технология состоит из нескольких звеньев, важнейшим из которых является подробное определение конечного результата и описание этапов, направленных на его достижение.

Технологии деятельности социального педагога представлены двумя основными видами:

  1. Педагогическая технология – это четкое научное проектирование и точное воспроизведение определенной последовательности приемов и средств, которые гарантируют получение ожидаемого результата.
  2. Технология социально-педагогической деятельности – это определенная совокупность методов, средств и приемов практической социально-педагогической деятельности, которая характеризуется целесообразной и рациональной последовательностью конкретных действий и применение социальным педагогом определенного инструментария.

По отношению к методике профессиональной деятельности социального педагога социально-педагогическая технология является более узким понятием. Это связано с тем, что любая методика подразумевает выбор социальным педагогом наиболее подходящей к конкретной ситуации технологии.

Реализация технологии профессиональной деятельности социального педагога осуществляется на основании его индивидуальных и личностных особенностей. То есть выбор технологии во многом зависит не только от поставленной цели и существующей проблемной ситуации, но и от личности, и профессионализма социального педагога.

Выбор технологии работы социального педагога зависят от ряда следующих факторов и условий:

  1. Поставленная социально-педагогическая цель.
  2. Наиболее эффективные способы достижения поставленной цели.
  3. Личностные особенности объекта социальной работы, его возможности, потребности и проблемы.
  4. Условия, необходимые для достижения поставленной цели.
  5. Особенности места реализация профессиональной деятельности (школа, социальное учреждение, кабинет в медицинском учреждении, работа на дому и т.д.).
  6. Имеющееся время по достижению цели социальной работы.
  7. Основные формы, в которых может быть реализована социальная работа.
  8. Основные особенности субъекта социально-педагогической деятельности, его возможности и потребности.

С учетом данных фактором, социальным педагогом подбирается наиболее эффективная технология социальной работы.

Использование в профессиональной деятельности социальным педагогом разнообразных социально-педагогических технологий способствует поэтапной реализации компонентов, необходимых для разрешения проблемной ситуации и достижения основной цели.

Реализация технологии профессиональной деятельности социального педагога подразумевает несколько последовательных этапов:

  • диагностирование проблемы;
  • поиск путей решения этой проблемы;
  • отбор и применение методик;
  • оценка правильности решения данной проблемы;
  • корректировка деятельности (при необходимости).

Источник

Для педагога

Автор: Воробьева Юлия Сергеевна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: МАОУ СОШ 8
Населённый пункт: г. Мирный Республика Саха Якутия
Наименование материала: Социальная педагогика
Тема: «Методы и формы работы социального педагога в образовательных учреждениях»
Раздел: среднее образование

«Методы и формы работы социального педагога в образовательных

1. Особенности социальной работы в образовательном учреждении

1.1. Должностные обязанности социального педагога вшколе

в современных условиях 5

1.2. Статус социального педагога в образовательном

2. Содержание работы социального педагога в образовательном

2.1. Основные принципы деятельности социальной службы 13

2.2. Формы,функции и методы школьной социальной работы 16

Заключение19

Список литературы21

Международной организацией труда, есть и профессия «социальный педагог».

социальной помощи и защиты населения, многим гражданам об этом мало что

известно. Социальная помощь детям принципиально отличается от социальной

помощи любым категориям взрослого населения тем, что обязательно должна

иметь педагогическую составляющую, связанную с воспитанием и образованием

ребенка, его развитием и успешной социализацией. Следовательно, деятельность,

современная социально-экономическая обстановка, политическая нестабильность

совершенствования системы социальной защиты человека, её инфраструктуры и

находит все большее применение. В свете социальных проблем, присущих школе

и другим учреждениям системы образования, участие социальных работников,

социальных педагогов и психологов становится все более необходимым.

взрослым, преодолевать определенные жизненные трудности.

Социальная педагогика как практическая деятельность ориентирована в основном

на работу с детьми и семьей. Если родители по каким-либо причинам не в

стремится выполнить социальный педагог.

Социальная работа в школе призвана сосредоточить внимание в основном на тех

применив альтернативные концепции к их устранению.

администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних

личностных прав и предупреждения их нарушения.

В данной работе объектом является работа социального педагога в

образовательных учреждениях, а предметом — формы, методы и принципы работы

школьного социального педагога.

раскрыть профессиональный статус социального педагога в школе.

выявить методы и формы деятельности социального работника в образовательных

1. Особенности социальной работы в образовательном учреждении

1.1. Должностные обязанности социального педагогавшколе в современных

Социальный (от лат. socialis — общественный) — означает «связанный с жизнью

и отношениями людей в обществе». Поэтому социальная служба должна быть

Социальный педагог — ключевая фигура в школе, призванная объединить усилия

семьи, школы, общественности, для оказания помощи ребёнку.

Официально профессия «социальный педагог» появилась в нашей стране лишь

около десяти лет назад.

расписание имеется необходимая нормативная база. В соответствии со статьёй 55

Отпуск 36 рабочих дней или 42 календарных дня (Постановление Правительства

РФ от 13 сентября 1994 г. № 1052).[1]

Теперь рассмотрим основные должностные обязанности социального педагога.

Социальный педагог организует воспитательную работу в классе, направленную

на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в

обществе, уважение к окружающей природе. Изучает психолого-педагогические

особенности личности и её микросреды, условия жизни, выявляет интересы и

образовательным учреждением, семьёй, средой, органами власти. Способствует

реализации прав и свобод обучающихся, созданию комфортной и безопасной

обстановки, обеспечению охраны их жизни и здоровья. Создаёт условия для

нуждающимся в опеке и попечительстве, детям с ограниченными физическими

Читайте также:  История возникновения мифы и реальность

разработке, утверждении и реализации образовательных программ учреждения,

несёт ответственность за качество их выполнения в пределах своей компетенции.

1.2.Статус социального педагога в образовательном учреждении

Содержание работы социального педагога в соответствии с квалификационной

характеристикой определяется ее педагогической направленностью. Это означает,

комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной

защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся.

Социальный педагог организует и проводит консультации по вопросам прав и

правовых возможностей и средств.

Основные должностные обязанности социального педагога состоят из:

Организации воспитательной работы в классе;

Направления на формирование общей культуры личности;

Адаптацию личности к жизни в обществе;

Уважение к окружающей природе;

Изучение психолого-педагогических особенностей личности и ее микросреды,

Выявление интересов и потребностей воспитанников;

Раскрытие проблем, конфликтных ситуаций;

Изучение отклонения в поведении;

семьей, средой, органами власти;

Способствовать реализации прав и свобод обучающихся;

Создавать комфортную и безопасную обстановку, обеспечивать охрану жизни и

способностей обучающихся во внеурочное время;

специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости и

других служб в оказании помощи обучающимся, детям, нуждающимся в опеке и

попечительстве, детям с ограниченными физическими возможностями, а также

попавшими в экстремальные ситуации;

Участвовать в разработке, утверждении и реализации образовательных программ

учреждения, нести ответственность за качество их выполнения в пределах своей

Проводить периодические рейды в семьи учащихся.

Направления работы социального педагога:

Работа с детьми «группы риска»;

Профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения;

Работа с детьми-сиротами;

Работа с детьми, находящимися под опекой;

Работа с неполными семьями;

Работа с детьми, родители которых алкоголики;

Работа с детьми-активистами;

Работа с детьми-инвалидами и т.д.

Социальный педагог имеет дело со следующими проблемами:

Школьный социальный педагог — в организации своей работы уделяет особое

Социальный педагог выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. Это

недостатками, школьники, которые приобщились к наркотикам или алкоголю.

Чаще всего они состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. А

также это дети одаренные.

Социальный педагог становится организатором внеурочного времени школьника,

работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей

социальной микросредой и общественностью микрорайона. Социальный педагог

периодически информирует педагогический коллектив школы о психологическом

климате в классах, о каждом трудном ребенке и об оказании ему помощи. Детей,

исключенных из школы, социальный педагог помогает устроить в другую школу.

Выявляя проблемы и трудности в сфере семьи, общения и отношения людей,

социальный педагог дифференцирует выявленные проблемы и «выводит» на их

Социальный педагог выполняет посредническую функцию в установлении связей

и контактов семьи и специалистов — психологов, социальных работников, врачей,

необходимы налаженные связи социального педагога с различными социальными

о бя з а н н о с т е й

педагог оформляет сберегательные вклады, решает вопросы по использованию

имущества и ценных бумаг обучающихся — сирот и оставшихся без попечения

родителей, выступает представителем образовательного учреждения и того или

инстанциях, обеспечивает экстренную помощь попавшим в трудную ситуацию.

При этом социальный педагог самостоятельно определяет задачи, формы, методы

проблем, меры социальной защиты и социальной помощи, реализации прав и

Социальный педагог должен быть посредником, привлекая медиков и юристов

самоубийства в результате жестокого отношения к ребенку, за побои и истязания,

Социальный педагог должен знать об охране материнства и детства, об охране

труда детей и подростков, о праве ребенка на пенсию. Он также должен уметь

решать вопрос усыновления, знать права приемных детей, особенности семей с

Социальный педагог сталкивается с проблемой лишения родительских прав. Это

тяжелая крайняя мера, к которой прибегают, когда родители не выполняют своих

обязанностей, злоупотребляют ими, вредно влияют на развитие ребенка, жестоко

обращаются с ними. В таких случаях ребенок определяется в детский дом, на

опеку или попечительство.

Социальный педагог должен знать об уголовной ответственности подростков,

несовершеннолетних за преступления. Ему следует знать, как ведутся судебные

разбирательства, как осуществляется защита и т.д.

руководствоваться следующей документацией:

1. Тексты административных документов по социально-педагогической работе.

Законов и подзаконных актов по осуществлению прав ребенка;

2. Должностная инструкция;

3. Перспективный, календарный план работы на год, месяц, неделю;

консультаций для отдельных групп населения;

6. Проекты или программы по отдельным наиболее актуальным направлениям

7. Документация: по учету правонарушений, отклонений в развитии, конфликтов в

коллективе; по освоению индивидуальных образовательных маршрутов детьми,

стоящими на внутришкольном контроле;

8. Документация по вопросам опеки и попечительства, регистрации по месту

жительства и трудоустройству, защите прав ребенка в органах МВД и судебных

9. Учет обращений родителей, учителей, учащихся и разрешение поставленных

ученика, класса, школы, социальных ожиданий родителей, учащихся, педагогов,

как субъектов образовательного процесса;

11. Учет мер по социальной защите детей из социально неблагополучных семей;

12. Методические рекомендации для родителей;

14. Систематизированная информация по городским и районным службам для

родителей и детей о возможных путях решения их проблем.

При работе с клиентами в обязанности школьного социального педагога входит:

используемых в ходе работы;

Изучение медико-психолого-педагогических условий, влияющих на личность, его

видов сотрудничества детей и взрослых;

предотвращение правонарушений; реабилитация клиентов;

различными общественными инстанциями и структурами оказывает содействие в

повышении социального статуса семьи.

способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности

личности обучающихся, обеспечению охраны их жизни и здоровья, установлению

усилия всего общества, всех государственных и общественных структур.

2.Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении

2.1.Основные принципы деятельности социальной службы

Основными принципами деятельности социальной службы являются:

Многофункциональность — выполнение комплекса разнообразных мер по охране

и защите прав личности школьника и педагога;

Объективность — учет как можно большего числа факторов существования и

развития школьного коллектива и отдельной личности; выработку непредвзятых

рекомендаций; учет возрастных особенностей и наклонностей каждой личности,

ее нравственную и моральную позицию;

школы, педагогами, учащимися, родителями, врачами, психологами, юристами,

информации о жизни школьного коллектива, его отдельных частей и личностей с

целью свободной ориентации во всех школьных делах и процессах, быстрого

нахождения средств квалифицированной помощи;

Интеграция — полученная информация должна аккумулироваться в замкнутую

Оперативность — быстрое разрешение или профилактика социальных проблем и

противоречий в данном школьном коллективе, у данной личности;

административных школ, органов управления образования и других властных

школьников и учет их интересов;

Адаптация — ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое

приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности и

Социально-педагогический модуль при школе создается с целью оказания помощи

имеющихся недостатков в развитии интеллекта, эмоционально-волевой сферы,

Его задачами являются:

Ранее выявление детей, испытывающих затруднения в обучении и воспитании, в

преодоления имеющихся у них недостатков развития;

имеющими те или иные отклонения в развитии;

имеющихся у них недостатков;

Обучение и воспитание детей в условиях, отвечающих их возможностям.

К основным направлениям социально-педагогического модуля относятся:

Социальная, педагогическая и психологическая диагностика детей, обучающихся

в территориально близких друг другу школах;

Социально-психологическая поддержка трудного ребенка и его семьи;

Социальный контроль за условиями воспитания детей, имеющих отклонения в

развитии, в школе и семье;

Социальная адаптация и психолого-педагогическая реабилитация в семье и школе.

консультационного подхода предполагает наличие как психологических, так и

социально-теоретических и педагогических знаний.

Деятельность педагога-консультанта сконцентрирована на проблемах отдельного

ученика. Педагог-консультант исследует общие отклонения от нормы, нарушения

в поведении учащегося. В его обязанность входит оказание помощи в конкретном

случае, помощь в учебном процессе, предоставление консультаций по отдельным

2.2. Формы, функции и методы школьной социальной работы.

К формам работы социального педагога можно отнести:

групповая работа со школьниками вне занятий (включая помощь в выполнении

школьных работ и предложений в области досуга);

предложения по организации занятий (например, игровые уроки, социальные

опытные тренинги в процессе занятий и т.д.);

соучастие и творческое представление в социальной жизни школы (поездки и

экскурсии с участием всего класса, праздники, отдых в загородных лагерях);

работа с родителями, представление интересов родителей;

профессиональная подготовка, профессиональная ориентация, помощь в смене

школьников, родителей и учителей, консультирование учебных групп, работа с

учителями в группах);

научное обоснование, сопровождение и оценивание.

Социальный педагог выполняет большой объем работы. Его клиентами являются

как ученики, так и их родители, их семья. Но в целом он выполняет следующие

содействие всех социальных институтов, учреждений физической культуры и

спорта, средства массовой информации.

2. Диагностическая, т.е. постановка «социального диагноза», для чего проводится

изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей,

семьи, социального окружения; выявление позитивных и негативных влияний и

различного рода проблем.

3. Организаторская, т.е. организация общественно-ценной деятельности детей и

взрослых, педагогов и волонтеров в решении задач социально-педагогической

помощи, поддержки воспитания и развития реализации планов и программ.

прогнозировании, проектировании процесса социального развития конкретного

микросоциума, в деятельности различных институтов по социальной работе.

5. Организационно-коммуникативная, т.е. включение добровольных помощников,

совместного труда и отдыха, налаживание взаимодействия между различными

институтами в их работе с детьми, с семьями.

6. Охранно-защитная, т.е. использование имеющегося арсенала правовых норм

воздействия на подопечных социального педагога.

7. Посредническая, т.е. осуществление связи в интересах ребенка между семьей,

образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка.

Следует остановиться на методах работы школьного социального педагога:

1. Метод убеждения — педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет

антиобщественного поведения. С помощью этого метода социальный педагог

2. Метод наблюдения. Именно он дает педагогу больше всего материала для

воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением

в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом. Не каждому педагогу

удается достичь успеха в общении с детьми. Но эту способность можно развить.

Начинающему педагогу помогут записи своих наблюдений, а общение поближе

нужно начинать с двумя-тремя ребятами, постараться узнать их.

3. Метод беседы — важно, чтобы социальный педагог готовился к беседе. Ему в

результаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в

4. Метод социометрии — при котором, для математической обработки собираются

данные бесед, анкетирования, опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния

Итак, социальный педагог выявляет нуждающихся в социальной помощи

способностей не могут усвоить школьного курса. Это дети, которые переживают

стрессы или в коллективе сверстников, в школе, или в семье. Это дети больные, с

теми или иными недостатками, школьники, которые приобщились к наркотикам

несовершеннолетних. А также это дети одаренные.

Иногда помощь этим детям может состоять только в том, чтобы разобраться

в их отношениях с окружающими. В другом случае — научить контролировать свои

поступки, быть в себе уверенным. Но в том и другом случаях от социального

Источник