Меню

Инструменты государственной экономической политики таблица с примерами влияние



Инструменты государственной экономической политики

  • В чем сущность государственной экономической политики
  • Как оказывает влияние на экономику, основные инструменты
  • Методы прямого и косвенного воздействия, таблица с примерами
  • Административные, экономические, институциональные методы

В чем сущность государственной экономической политики

Экономическая политика — совокупность мер, действия правительства по выбору и осуществлению экономических решений на макроэкономическом уровне. Реализация экономической политики предполагает достижение общественно значимых целей. Цели экономической политики определяются состоянием экономики страны на данный момент.

Экономическая политика государства направлена на финансовое благосостояние страны. Ее реализация осуществляется через использование определенной совокупности мер. Это своего рода инструменты, которые представляют собой механизм, способный воздействовать на ход экономики. Для умения их рационального использования нужно знание структуры упомянутых мер.

Меры воздействия на экономику представлены многочисленными группами. Выбор той или иной группы обусловлен поставленной целью. Что касается экономических целей, то они могут быть макро- и микроэкономическими.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Макроэкономика — раздел экономической теории, изучающий функционирование экономики в целом, экономическую систему как единое целое, совокупность экономических явлений.

Микроэкономика — раздел экономической теории, изучающий поведение отдельных экономических агентов в ходе их производственной, распределительной, потребительской и обменной деятельности.

Как оказывает влияние на экономику, основные инструменты

В зависимости от той или иной преследуемой цели разрабатывается определенная экономическая политика. В ее основу закладываются те или иные инструменты воздействия.

Для регулирования экономики в целом по стране используется фискальная политика. Здесь основным инструментом воздействия является государственный бюджет. Он основан на понятиях: доходы и расходы.

Доход государственной казны осуществляется за счет налогов, акцизов и прочего. К основным расходам относится трата на субсидии и оборону, а также на развитие рыночной конъюнктуры.

Таким образом, госбюджет, будучи инструментом управления экономики, принимает непосредственное участие в решении социально-экономических вопросов.

Не менее значимым инструментом фискальной политики является налогообложение. Оно влияет не только на государство, но и на разного вида налогоплательщиков.

Базируется политика на двух принципах:

  • получение блага;
  • принцип платежеспособности.

К тому же не последнее место в экономике страны занимают инструменты кредитно-денежной политики. Здесь акцент делается на ключевой ставке рефинансирования Центробанка, на норме наличия обязательных резервов, на операциях на открытом рынке.

Бюджетно-налоговые инструменты в области экономики позволяют обеспечить занятость населения, налаживают производство, а также способствуют повышению ВВП. Всего этого удается достичь за счет изменения в нужный момент госрасходов и налога.

Таким образом, ключевыми инструментами государственной экономической политики являются бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика.

Методы прямого и косвенного воздействия, таблица с примерами

Воздействие государства на экономику делится на прямое и косвенное.

Под прямым воздействием подразумевается участие государства в процессе производства. При таком подходе субъекты страны лишены возможности самостоятельно принимать определенные решения. Они обязаны беспрекословно повиноваться предписаниям государства. Хорошим примером является здесь налоговое законодательство, различного рода инвестиции и правила в области отчислений, осуществляемые на законодательном уровне.

Для развития экономики на уровне государства прямые методы гораздо эффективнее методов косвенных, но они являются существенным препятствием для развития рыночной экономики.

Косвенное воздействие базируется на использовании некой финансовой системы, что допускает самостоятельность и вариативность решений со стороны отдельно взятых субъектов. В подобных случаях государством созданы лишь предпосылки для принятия самостоятельных решений, а предпринимательство в каждом субъекте руководствуется своим планом действий в той или иной сфере. При этом все принятые самостоятельно решения должны соответствовать общим государственным задачам.

Плюсом косвенных методов воздействия на экономическую ситуацию в регионе можно считать отсутствие влияния неожиданного дисбаланса на равновесие экономики в целом. К минусам относят возможность появления дисбаланса между принимаемым государством мер и изменениями в хозяйственных результатах.

Административные, экономические, институциональные методы

Значимой классификацией способов воздействия государства на экономику считается деление по организационно-институциональному критерию. Здесь к основным типам относят такие методы воздействия:

  • административные;
  • институциональные;
  • экономические.

В основу теории административных мер положена правовая инфраструктура.

Административные меры направлены на обеспечивание и поддержание стабильности правовой стороны общества, на защиту предпринимателей в области конкуренции, на защиту собственности, на обеспечение свободы выбора во время решения экономических вопросов.

В силу широкого и многостороннего охвата административные меры можно разделить на:

  • запретительные;
  • разрешительные;
  • принудительные.

Под экономическими мерами подразумевается воздействие со стороны государства на экономику через определенные рычаги. В данном случае речь идет о влиянии на формирование спроса и предложения, на уровень бюджетной централизации, а также на формирование структур и основ в области экономики. Ярким примером данный мер можно считать налогово-финансовую и денежно-кредитную политику.

Институциональным методом является госвоздействие, которое способствует поддержке уже имеющихся общественных институтов и появлению новых. Это институт права и экономики.

Источник

Что такое монетарная политика

Один из наиболее мощных экономических инструментов государства — монетарная (денежно-кредитная) политика. Она позволяет воздействовать на такие макроэкономические компоненты, как объём денежной массы, активность на кредитном рынке и курс национальной валюты. Инвестору необходимо понимать роль денежно-кредитной политики в экономике, поскольку она является одним из основных факторов, определяющих стоимость финансовых активов и их перспективы.

Понятие монетарной денежной политики

Под монетарной политикой подразумеваются действия и сообщения Центробанка, направленные на достижение экономических целей, утверждённых властями страны.

За реализацию монетарной политики государства отвечает специальный финансовый институт, обладающий значительной независимостью. В РФ это Центробанк, в США — ФРС (Федеральная резервная система), в ЕС — ECB (Европейский центральный банк). Благодаря своей автономности центробанки в определённой степени защищены от давления со стороны госструктур и отдельных политиков.

В разных странах функции монетарной политики схожи. Они включают в себя:

  • профилактику инфляции;
  • содействие росту экономики;
  • проведение антикризисных мероприятий.

Есть и различия, обусловленные особенностями экономик: так, американская ФРС содействует поддержанию высокого уровня занятости населения, а Центробанк РФ стремится обеспечить устойчивость курса рубля.

Ключевые направления денежно-кредитной политики в РФ устанавливаются Центробанком совместно с Правительством. Ежегодно, не позднее 1 декабря, они передаются на рассмотрение в Госдуму (согласно ст. 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» № 86-ФЗ от 10.07.2002 г.).

Для определения стратегии деятельности ЦБ используется специальный документ, который содержит основные ориентиры денежно-кредитной политики. В нём указаны:

  • цели монетарной политики;
  • анализ её текущего состояния;
  • прогнозы и сценарии;
  • методы монетарной политики.

Подобные документы, рассчитанные на длительную перспективу, формируются и другими центробанками.

Так, 27 августа 2020 г. ФРС США опубликовала Заявление о долгосрочных целях и стратегии денежно-кредитной политики, в котором говорится, что раз в пять лет будет проводиться глобальный пересмотр её инструментов и направлений.

Важным компонентом подобных документов является публикация целевого показателя инфляции, поддержание которого обеспечивают инструменты денежно-кредитной политики государства. В РФ этот ориентир установлен на уровне 4%, а в США и Великобритании он составляет 2%.

Инструменты монетарной политики государства

Денежно-кредитная политика является одним из двух основных инструментов, применяемых государством для регулирования экономики. Второй — бюджетно-налоговая политика, за которую отвечает Минфин. Координация налогового бремени и регулирования параметров бюджета с монетарной политикой помогает поддерживать стабильность экономики.

Актуальные инструменты денежно-кредитной политики ЦБ перечислены в Главе VII Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» № 86-ФЗ от 10.07.2002 г. К ним относятся:

  1. Ключевая процентная ставка — определяет цену кредитов ЦБ для коммерческих банков.
  2. Нормы обязательного резервирования — они регулируют, какой процент своих капиталов банки должны хранить в ЦБ.
  3. Операции на открытых рынках — деятельность ЦБ по купле-продаже ценных бумаг, в основном — гособлигаций. Понятие «открытый рынок» подразумевает, что Центробанк работает не с определёнными агентами, а со всеми дилерами.
  4. Рефинансирование — предоставление кредитов от ЦБ коммерческим банкам.
  5. Операции с валютой — купля-продажа Центробанком долларов и евро для стабилизации курса рубля.
  6. Отслеживание показателей денежной массы — установка ЦБ соответствующих индикаторов и их мониторинг.
  7. Прямые количественные ограничения — определение границ для операций кредитных организаций.
  8. Эмиссия облигаций ЦБ.
Читайте также:  Оформление ячейки таблицы html

Инструменты монетарной политики Центробанка обычно применяются комплексно, так как дополняют друг друга.

Возможно использование и других методов, самый важный из которых — публичные выступления руководства ЦБ, касающиеся дальнейших направлений монетарной денежной политики государства.

Виды монетарной политики

Когда инструменты применяются комплексно, речь идёт о проведении монетарной финансовой политики. Выделяют три её разновидности: мягкая, жёсткая и нетрадиционная. Первые две являются уже привычными для экономик, а третья приобрела популярность во время ипотечного кризиса 2007–2008 гг. и эпидемии COVID-19.

Для мягкой политики характерны:

  • низкая базовая ставка ЦБ;
  • низкие нормы резервирования;
  • скупка гособлигаций.

Такие действия приводят к увеличению денежной массы и скорости её оборота, обеспечивая доступность кредитов. Происходит стимулирование экономического роста, но возникают и неблагоприятные последствия — ускоряется рост инфляции, и на финансовых рынках образуются пузыри. Тогда в ход идёт политика сдерживания, применяющая противоположные меры, среди которых:

  • высокая базовая ставка ЦБ;
  • повышенные нормы резервирования;
  • продажа гособлигаций.

Её результатом является уменьшение денежной массы и повышение стоимости кредитов. В конечном итоге не только падает деловая активность, но и происходит снижение инфляции и ужесточение финансовой дисциплины в экономике. Снова приходит время для мягкой политики.

Теоретическое определение нетрадиционной денежно-кредитной политики отсутствует. На практике она включает в себя:

  • сверхнизкие базовые ставки;
  • количественное смягчение (QE) — скупка ЦБ на свой баланс ценных бумаг частного сектора;
  • нулевые нормы резервирования;
  • щедрую помощь финансовым структурам в рефинансировании кредитов;
  • заявления Правительства о массовых вливаниях средств в экономику.

Именно такая политика проводилась ведущими центробанками в недавних кризисных ситуациях.

Так, с началом эпидемии COVID-19 ФРС США предприняла следующий комплекс мер:

  • базовая ставка снижена до 0–0,25%;
  • уменьшены до нуля требования к обязательному банковскому резервированию;
  • приняты поправки в документ о стратегических целях денежно-кредитной политики страны: его дополнили положением, согласно которому целевая инфляция должна составлять 2% на протяжении среднесрочного периода, а не в определённый момент времени;
  • начата программа массовой скупки ценных бумаг, причём не только инвестиционного характера. Как следствие, баланс ФРС вырос за год примерно на 3 трлн долл.

В Европе ECB предпринял схожие меры:

  • законсервировал нулевую базовую ставку и отрицательную ставку по депозитам (—0,5%);
  • запустил скупку активов;
  • оказал массовую помощь в рефинансировании кредитов.

Подобные меры предпринимали центробанки Японии (BOJ) и Китая (PBC): помощь в рефинансировании, сверхнизкие ставки и массовая скупка ценных бумаг.

Результатом всех этих действий стало повышение суммарного баланса крупнейших центробанков: к марту 2021 г. он составил около 26 трлн долл.

Центробанк Баланс
ФРС 7,5
ECB 7,1
PBC 3,9
BOJ 7,1

Рис. 2. Балансы крупнейших центробанков на начало марта 2021 г. (трлн долл.). Источник — сайты центробанков

Однако в заявлениях руководства ведущих центробанков подчёркивается, что QE, сверхнизкие ставки и остальные инструменты нетрадиционной политики не будут действовать постоянно.

Как монетарная политика влияет на фондовый рынок

Проводимая властями денежно-кредитная политика непосредственно воздействует на цены:

  • акций;
  • облигаций;
  • биржевых товаров (коммодити).

Инструменты денежно-кредитной политики могут как минимум в краткосрочном плане решающим образом влиять на стоимость активов.

Наиболее показательным примером является кризис реального сектора из-за COVID-19. Хотя в 2020 г. ВВП США упал на 3,5%, акции уверенно продолжали рост, подстёгиваемые QE и другими инструментами сверхмягкой монетарной политики.

Противоположная картина наблюдалась на рынке гособлигаций. Сначала из-за кризиса их доходность резко снизилась: массовая скупка инвесторами, убегающими от рисков, привела к повышению котировок гособлигаций и, как следствие, к относительному уменьшению процентных выплат. По мере реализации антикризисных мероприятий инвесторы стали забирать средства, в частности, для приобретения акций.

Также вверх пошли цены и на многие биржевые товары. К примеру, золото подорожало за 2020 год почти на 24%.

Но на более продолжительном отрезке времени одних только мер монетарной политики уже недостаточно — рост цен финансовых активов должен опираться на реальную ситуацию в экономике и результаты деятельности конкретных компаний и отраслей.

Суть монетарной политики государства заключается в использовании центробанком ряда инструментов для контроля инфляции, стабилизации валютного курса и проведения антикризисных мероприятий. Когда власти комплексно применяют эти методы, речь идёт об определённой денежно-кредитной политике правительства: стимулирующей, сдерживающей или нетрадиционной. Последняя активно используется мировыми центробанками для преодоления последствий COVID-19. Её основные инструменты — сверхнизкие базовые ставки, минимизация требований резервирования для банков и политика массовой скупки ценных бумаг, в том числе частного сектора (QE). Такое вливание денег в экономику способствовало росту акций и повышению цен на биржевые товары (коммодити). Обратная её сторона — возникновение инфляции, способствующей постепенному переходу к более жёсткому регулированию монетарной политики.

Остались вопросы по статье, хотите предложить интересную тему или знаете, как сделать «Открытый журнал» ещё лучше? Скорее пишите нам через форму обратной связи — мы с удовольствием ответим, тщательно изучим и обязательно примем во внимание. И не забудьте подписаться на нашу рассылку, иначе пропустите самое важное и интересное!

Источник

Инструменты государственной экономической политики таблица с примерами влияние

Библиографическая ссылка на статью:
Бавижев А.У. Экономическая политика государства // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/06/83875 (дата обращения: 14.07.2021).

Экономическая политика государства представляет собой область деятельности государства, в которой, соединяются идеологические, культурные и научные положения государственной власти.

Основные цели экономической политики государства заключаются в следующем:

1) обеспечение эффективного функционирования экономической системы страны посредством создания надлежащей правовой базы и регулирования общественной обстановки;

2) поддержание и регулирование конкуренции;

3) перераспределение дохода и, как следствие, богатства;

4) целесообразное перераспределение ресурсов для регулирования структуры национального продукта и контроля [3].

После определения целей, необходимо выделить факторы, которые влияют на ту или иную цель. Это поможет в прогнозировании проблем, которые могут возникнуть при достижении поставленных целей. На цель могут оказываться негативные, позитивные и вероятностные влияния. Естественно, что позитивные факторы необходимо поддерживать и развивать, негативные по возможности купировать и устранять. Что касается рисков и угроз, то для них стоит разрабатывать альтернативные варианты развития событий, предупреждать их развитие, желательно минимизировать. Факторный анализ необходим для дальнейшего эффективного формирования государственной экономической политики. В российской практике чаще всего идентификация проблемных факторов происходит на высшем государственном уровне, формируется политическая установка, которая очень часто субъективна и не имеет точного отражения существующей ситуации. Приятно отметить, что сейчас налаживаются обратные связи между государственными органами управления и органами местного самоуправления, что позволяет уменьшить субъективизм в принимаемых политических решениях. Важно при определении проблем учитывать мнение экспертов. Экспертная оценка поможет в ранжировании проблемных факторов и определении их влияния на поставленные цели. [1]

Административные инструменты связаны с обеспечением правовой инфраструктуры. С помощью таких инструментов государство создает правовую базу и правовые условия для нормального функционирования участников экономических отношений: предпринимателей и других субъектов хозяйственной деятельности. Данные инструменты обеспечивают юридическую стабильность, сохраняют конкурентную среду, охраняют права собственности и возможности самостоятельно принимать экономические решения. Примерами административных инструментов являются: Конституция Российской Федерации (например, статья 57 о взимании налогов), Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года №135-ФЗ, Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ.

Читайте также:  Таблица стандартных размеров пластиковых окон ПВХ по ГОСТу

Непосредственное воздействие на процесс хозяйствования государство оказывает с помощью экономических инструментов. К ним относят меры финансовой политики, денежно-кредитной политики, а также программирование и прогнозирование.

Основные направления экономической политики.

При рассмотрении государственной экономической политики необходимо определить её соотношение с другими частными государственными политиками. Экономическая политика является частной и вполне самостоятельной политикой. Многие ученые относят ее к государственным политикам высшего уровня.

Экономическая политика также, в свою очередь, состоит из вполне самостоятельных государственных политик низшего уровня (экономических направлений), которые в управленческом смысле тесно связаны друг с другом. Во-первых, это социальный блок. Он включает в себя вопросы социального обеспечения населения, демографического роста, трудоустройства населения. В него входят:

— Политика в сфере демографии и здравоохранения. Её цель – увеличение продолжительности жизни населения страны, управления внутренней и внешней миграцией;

— Политика в сфере доходов и оплаты труда, целью которой является определение уровня оплаты труда в сфере государственной занятости и силовых структур, содействия достижению целевого уровня самозанятости населения, воздействия на уровень корпоративной оплаты труда занятых;

— Пенсионная политика, которая направлена на достижение и поддержание коэффициента замещения пенсий на уровне успешных стран мира.

— Политика занятости, цель которой поддержание занятости населения.

— Политика в сфере образования – государственная политика в целях кадрового обеспечения потребностей национальной экономики Российской Федерации.

— Политика в сфере ЖКХ и жилья направлена на обеспечение жильем населения России и поддержания его технического состояния.

— Антиинфляционная политика – государственная политика сдерживания потребительских цен. [4]

Во-вторых, в экономической политике есть финансовый блок. В этой сфере экономическая политика решает вопросы финансирования экономического роста и устойчивого развития государства, а также вопросы развития и поддержания рыночных отношений. Данными вопросами занимаются:

— Инвестиционная политика, инструментарий которой позволяет различными методами финансировать инвестиционные фонды и стимулировать инвестиционную активность бизнеса в зависимости от целей государства;

— Денежно-кредитная политика, которая обеспечивает устойчивые темпы развития национальной экономики, стабильные цены, высокий уровень занятости, равновесие платежного баланса.

— Бюджетная и налоговая политики, при которых государство путем прямого и косвенного участия в бюджетной и налоговой сферах обеспечивает финансовый источник экономического роста и развития [2].

Перспективы развития российской экономики в условиях современного мирового хозяйства, которому присущи высокая динамика НТП, межстрановая асимметрия и финансовая неустойчивость, связаны с преодолением внешних и внутренних ограничений, приращением инновационнотехнологического, социально-экономического, организационного и экологического потенциалов, переходом к инновационной модели развития.

Сегодня необходима смена инерционной, рентоориентированной парадигмы хозяйственного поведения на всех уровнях экономики, что требует стратегического выбора – модернизации хозяйства с учетом прогрессивных тенденций, складывающихся в сфере государственной экономической политики: «Решение… экономических проблем, в особенности… связанных с НТР, часто не может быть основано на существующих методах, а требует новых идей и подходов».

Фискальная макроэкономическая политика распространяется на основные элементы казны государства и связана непосредственно с налогами, бюджетом, денежными поступлениями и расходами государства. В условиях рынка данная политика является основой экономической политики. К данной категории относят бюджетную, налоговую, а также политику расходов и доходов.

Важнейшей задачей фискальной политики является поиск способов и источников формирования денежных фондов государства, а также средств, которые будут способствовать выполнению целей экономической политики. Благодаря проведению финансово-бюджетной политики государственные органы могут регулировать глобальные процессы экономического характера в стране, поддерживать устойчивость денежного обращения, финансов, обеспечивать финансирование госсектора, способствовать лучшему использованию научно-технического и производственного и экономического потенциала. С помощью инструментов фискальной политики государство может оказывать влияние на совокупное предложение или спрос, тем самым воздействуя на конъюнктуру экономики, принимать противокризисные меры [5].

Кредитно-денежная макроэкономическая политика призвана регулировать денежную массу и обращение в государстве путем непосредственного самостоятельного воздействия или посредством центрального банка. Она оказывает влияние не только на деньги, но и на цены.

Таким образом, экономическая политика государства – это действия, которые направлены на регулирование экономических процессов c целью поддержания темпов роста экономики, они призваны ограничить инфляцию и обеспечить полную занятость. Основная задача макроэкономической политики заключается в балансировке безработицы и инфляции.

Библиографический список

  1. Байбакова Е.Ю. Клочков В.В. Экономические аспекты формирования сетевых организационных структур в наукоемкой промышленности// Управление большими системами, 2016.
  2. Байбакова Е.Ю., Клочков В.В. Анализ проблем и рисков ресруктуризации авиапромышленного комплекса России// Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2013. – №4 (193). — С. 7—17.
  3. Бодрова Е. В. О достижениях и противоречиях государственной политики РФ в нефтегазовой сфере // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 12 (50). Ч. 1. С. 34-37.
  4. Глазьев С. Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. М., 2016. 287 с.
  5. Гостева С. Р. Некоторые проблемы современной российской модернизации // Исторические, философские, политические и юридические науки, културология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 8 (14). Ч. 1. С. 58-65.

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Источник

Обществознание. 11 класс

Конспект урока

Обществознание, 11 класс

Урок № 21. Роль государства в экономике

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Роль государства в экономике.
  2. Общественные блага.
  3. Основы денежной и бюджетной политики государства.
  4. Денежно-кредитная (монетарная) политика.
  5. Государственный бюджет.
  6. Государственный долг.

Внешние эффекты – это связанные с производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц.

Государственное регулирование экономики — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.

Государственный бюджет – это сводный план доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов.

Государственный долг — сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам.

Кредитно-денежная политика (монетаризм) – экономическая политика государства, основанная на определяющей роли регулирования объема наличной и безналичной денежной массы, находящейся в обращении, с целью обеспечения последовательного эволюционного роста национальной экономики.

Налогово-бюджетная политика (фискальная) – регулирование правительством деловой активности с помощью мероприятий в области управления бюджетом, налогами и другими финансовыми возможностями.

Общественные блага – блага, которыми граждане пользуются независимо от того, оплачивают они их или нет.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю., Телюкиной М. В. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2016. — С. 80-91.

Бурковский, Петр Государственное регулирование аграрной экономики Краснодарского края / Петр Бурковский. — М.: LAP Lambert Academic Publishing,. 2015. – С. 156

Мельников, В. В. Государственное регулирование национальной экономики. Учебное пособие / В.В. Мельников. — М.: Омега-Л, 2015. – С. 352

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В передовых странах со смешанной экономической системой влияние государства на функционирование экономики не всегда одинаково.

Участие государства различается по масштабам, формам и методам влияния государства на экономику, по готовности людей мириться и поддерживать такое вмешательство государственных органов в экономическую жизнь.

Эти различия вызваны некоторыми факторами реального состояния дел, а также воздействием традиций и представлений, присущих для данного типа общества, что в настоящее время носит название менталитет.

Читайте также:  Как определить полноту стопы у ребенка

В целом, роль государства в экономике может быть представлена через следующие экономические функции:

— законодательство в области хозяйственной деятельности, обеспечение правовой базы и общественного климата, которые помогают эффективному функционированию рыночной системы;

— поддержка конкурентной борьбы и гарантия сохранности рыночного механизма;

— перераспределение денежных средств и материальных благ, которое направлено, прежде всего, на выполнение социальных гарантий и защиту нуждающихся в ней разных категорий граждан;

— контроль распределения ресурсов для изменения структуры национального продукта;

— стабилизация экономической системы в условиях колебания ситуации на рынке, а также поддержка экономического роста;

— предпринимательская деятельность государства.

Экономическими целями, которые стоят перед государством на современном этапе развития, являются:

— повышение доходов и уровня качества жизни людей;

— обеспечение постоянных темпов качественного экономического подъема;

— улучшение позиций страны и ее регионов в мире по сравнению с конкурентами, обеспечение международной конкурентоспособности страны;

— развитие человеческого капитала, повышение географической и образовательной мобильности населения;

— улучшение ситуации в окружающей среде для сбалансированности экономического развития.

— обеспечение полной занятости

Общественные блага – это блага, используемые людьми независимо от того, оплачивают они их или нет (защита государства, охрана правопорядка, средства массовой информации, дорожное покрытие, метеорологическая служба).

Общественные блага доступны всем, они не находятся в продаже и финансируются из государственного бюджета.

Созданием общественных благ занимается государство, потому что в большинстве случаев это производство невыгодно для частных предпринимателей, а поддержка таких, сфер, как социальная защита, образование, научная деятельность, экология, частные производители не в состоянии обеспечивать самостоятельно.

Для создания общественных благ требуются большие финансовые средства, а у государства они есть, так как оно занимается сбором налогов. Таким образом налогоплательщики участвуют в производстве общественных благ.

Большую роль государство играет в тех сферах, в которых задействованы только частные фирмы, которые функционируют по законам рынка. Вмешательство государства в эти сферы необходимо из-за проблемы внешних эффектов или воздействий.

Внешние эффекты – это сопутствующие производству или потреблению благ расходы и выгоды для третьих лиц.

Хозяйственная деятельность предприятий может быть причиной таких последствий, отражающихся на людях, которые непосредственно не участвуют в производстве и потреблении этих благ.

Различают положительные и отрицательные внешние эффекты.

Отрицательные эффекты обусловлены появлением издержек у других лиц в результате производства или потребления товара, а положительные – если у данных лиц имеются выгоды, которые не оплачиваются ими производителям.

Реализация экономической политики связано с применение некоторых методов и форм ее регулирования.

В экономической политике государства выделяют два главных вида: стабилизационное и структурное.

Стабилизационная политика работает на оздоровление экономики, а структурная – на обеспечение ее сбалансированного развития.

Первое направление использует такие методы влияния на экономику, как бюджетно-налоговая (фискальная) и кредитно-денежная(монетарная) политика.

Второе направление включает в себя поддержку особо важных для развития всего хозяйства страны сфер, производство общественных благ, передача государственной собственности в частные руки, обеспечение конкуренции, антимонопольные меры и др.

Влияние государства на рыночный механизм может проводиться двумя путями: путем прямого и косвенного регулирования.

Прямое регулирование предполагает использование административного ресурса, а косвенное – экономических методов.

Примером прямого регулирования является прежде всего деятельность законодательной власти, увеличение государственных заказов, расширение государственного сектора в экономике.

Регулирование рынка с помощью методов фискальной и монетарной политики называется косвенным регулированием. В рыночной экономике как правило используют именно этот метод.

Монетаризм – экономическая политика государства, в которой решающая роль принадлежит регулированию объема наличной и безналичной денежной массы, находящейся в обращении, с целью обеспечения поэтапного роста государственной экономики.

Центральный банк является главным инструментом денежно-кредитной политики государства, также в этом участвуют и коммерческие банки.

Коммерческие банки получают денежные средства в центральном банке и выдают их своим клиентам за определенную плату, которая называется «процент»

Учетная ставка – это процент, под который коммерческие банки получают кредиты у центрального банка.

Центральный банк может делать кредиты дорогими или дешевыми путем повышения или понижения учетной ставки.

В случае подорожания кредитов, уменьшается количество людей, готовых их взять. Таким образом уменьшается количество денег, находящихся в обращении, а это приводит к снижению инфляции. Но при этом происходит спад производства. Понижая учетную ставку процента и делая кредит более дешевым, государство увеличивает число заемщиков, стимулируя их экономическую активность, что способствует подъему производства. Таким образом, государство может воздействовать на всю экономику путем изменения учетной ставки процента, стимулируя или ограничивая производство.

Часть средств коммерческих банков должна в виде резервов находиться в центральном банке для обеспечения выплат клиентам, пожелавшим забрать со счетов свои деньги.

Причиной удорожания кредита может быть увеличение нормы обязательных резервов, так как у коммерческих банков остается мало денег на выдачу кредитов. Это приводит к сокращению числа заемщиков и уменьшению денежной массы в обращении.

Роста денежной массы, находящейся в обращении и удешевление кредитов можно добиться уменьшив норму резервирования.

Так, оба метода денежно-кредитной политики позволяют государству, воздействуя на денежную массу в обращении, помогать экономике развиваться стабильно.

Государственный бюджет – это сводный план доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов.

Бюджет утверждается парламентом страны, а правительство отвечает за его исполнение.

Через бюджет государство перераспределят созданные обществом блага от непосредственных производителей к другим группам.

Государство, используя бюджет, может существенно влиять на экономику, стимулировать производство и социальные процессы.

Основные рычаги этого влияния – регулирование налогообложения и государственных расходов. Большинство правительств в условиях дефицита госбюджета предпочитает занимать деньги у граждан, хозяйственных и финансовых организация. Сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам называется государственным долгом.

Различают внешний и внутренний государственный долг.

Наиболее часто используемая форма одалживания – продажа государственных ценных бумаг.

Путем покупки и продажи государственных ценных бумаг центральный банк может либо вливать резервы в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда.

Государство может проводить и фискальную, и монетарную политику, усиливая или ослабляя те или иные механизмы воздействия на экономику.

Примеры и разбор решения заданий

1. Впишите слово, пропущенное в таблице.

Направлена на оздоровление экономики

На обеспечение сбалансированного развития экономики

Правильный вариант/варианты: структурная политика.

2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Проводником денежно-кредитной политики государства выступает центральный ____ (А) во взаимодействии с коммерческими банками. Центральный банк выдает денежные средства ____________ (Б) банкам, а последние – своим клиентам за определенную плату, называемую «процент за кредит». Учетная ______ (В) – норма процента, под который центральный банк дает кредиты коммерческим банкам. Повышая или понижая учетную ставку, центральный банк делает кредиты более дорогими или более ________ (Г). Если кредиты становятся более дорогими, то сокращается _____ (Д) желающих их брать. Это приводит к уменьшению количества денег в обращении и помогает снизить ________ (Е). Но при этом происходит спад производства.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

1) дешевый 4) ставка 7) корреляция

2) импорт 5) число 8) кредит

3) коммерческий 6) банк 9) инфляция.

Правильный вариант: банк, коммерческий, ставка, дешевый, число, инфляция.

Источник