Меню

Инвестрейтинг регионов от АСИ PR губернаторов который нельзя проверить

Инвестрейтинг регионов от АСИ: PR губернаторов, который нельзя проверить

Сейчас подобный рейтинг актуален, как никогда. Агентство Moody’s подтвердило рейтинг России на уровне Ваа3 (это предпоследняя ступень инвестиционной категории), а заодно спрогнозировало долгосрочную стагнацию и низкий уровень инвестиционной активности из-за возможного расширения санкционного давления, запрета на поставки технологий, коррупции и прочих неприятностей. Тут уж властям каждого региона необходимо показать всё, на что они способны. Национальный рейтинг от Агентства стратегических инициатив мог бы стимулировать конкуренцию среди регионов и помочь инвесторам определиться, куда лучше вкладывать свои деньги. Но у «Новых Известий» возникло немало вопросов к результатам этого рейтинга и методике оценки инвестиционной привлекательности субъектов РФ.

На первом месте рейтинга оказалась Москва. Здесь ничего удивительного. Столичные власти могут ничего не делать, но всё равно и люди, и бизнес стремятся сюда – здесь больше всего возможностей, больше всего связей с нужными людьми, самый большой спрос на товары и услуги. На втором месте уже традиционно (с 2019 года) располагается Татарстан. Это тоже не новость: республика нередко становится испытательным полигоном для отработки новых технологий и приёмов, там построили Иннополис, есть нефть и деньги на реализацию инфраструктурных проектов. Замыкает тройку Тюменская область, которая в прошлом году не входила даже в топ-30 регионов. Подобный взлёт иначе, как чудом не назвать: главный научный сотрудник Института социальной политики НИУ ВШЭ Наталья Зубаревич недавно отмечала, что инвестиции в регион за период 2013-2019 годов сократились на 11%, а в 2020 году просели ещё на 9%. Хотя до этого Тюменская область была в самом топе: на 3 месте в 2019 году, в 2018 году – на 1 месте, а в 2017 году – на 6 месте.

Стремительные взлёты и падения вообще очень свойственны этому инвестиционному рейтингу: сейчас на 5 месте оказалась Башкирия. Весьма удивительно на фоне прошлогоднего госзахвата Башкирской содовой компании. Это было самое громкое после Юкоса изъятие собственности в России. На инвесторов подобные дела обычно действуют, как красный сигнал светофора – никто не хочет работать в таких непредсказуемых условиях. Но непредсказуемые перемещения по таблице рейтинга – привычное дело для рейтинга АСИ. Так в 2017 году, например, Чувашия обогнала Москву, Московскую область, Тюменскую область и Калужскую область, которая смогла привлечь производителей автомобилей, их компонентов и бытовой техники, и оказалась на 2 месте рейтинга. Хотя изменение инвестиционной привлекательности – дело совсем не быстрое. Оно требует пересмотра многих бюрократических процессов, цифровизации, разработки и внедрения программ поддержки, строительства инфраструктуры, не говоря уже об изменении самого отношения чиновников к инвесторам.

В чем причины таких резких скачков, которые не всегда гармонируют с окружающей действительностью? Посмотрим на методику оценки. Объективные численные показатели у АСИ оказались не в приоритете. Большинство баллов начисляется на основе экспертных оценок и опросов предпринимателей. Утверждённая методика показывает, что 27 параметров основываются на опросах, 4 показателя – на экспертных оценках, и только 7 показателей – на официальных и объективных статистических данных. Результаты опросов, как прекрасно видно из открытых социологических исследований, могут быть интерпретированы с точностью до наоборот. Так на прошлой неделе ВЦИОМ сделал выводы о том, что более половины россиян готовы платить повышенные налоги, хотя формулировка вопросов «Налоги могут быть и высокими, лишь бы бедные люди могли получать от государства больше поддержки в виде бесплатных услуг (образования, здравоохранения, безопасности и другого)» может говорить о том, что люди желают получать больше поддержки от государства. Тем более что 24,6% населения, по оценке FinExpertiza, получают менее 60% от национального медианного располагаемого дохода и попадают в категорию бедных по международной классификации. Да и сам медианный доход невелик – порядка 27 тыс рублей в месяц.

Вернемся к рейтингу АСИ. Вопрос простой: «а судьи кто»? Экспертный совет состоит в первую очередь из представителей окологосударственных организаций: «ОПОРА РОССИИ», Торгово-промышленная палата РФ, «Деловая Россия», Российский союз промышленников и предпринимателей, Российский фонд прямых инвестиций, Министерство экономического развития, ВЭБ.РФ, РАНХиГС, The Boston Consulting Group (были замечены в представлении интересов московских властей вопреки интересам населения) и других. Реальный бизнес оказывается в стороне.

Получается, что рейтинг носит сугубо субъективный характер, а доля объективных показателей, которые можно проверить, сведена к минимуму. Более того, из официальных публикаций невозможно даже узнать, на основе каких же показателей выстрелил тот или иной регион. Всё это больше похоже на большую PR-акцию отдельных глав областей и республик. Остается только надеяться, что не очень дорогую и не за бюджетный счет. Верится? Нам тоже не очень.

Источник

Названы регионы, возглавившие рейтинг состояния инвестклимата

МОСКВА, 9 июл – РИА Новости. Москва заняла первое место и сохранила лидерство в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в регионах России по итогам 2019 года. На втором месте – Республика Татарстан, которая также удержала свою позицию, тройку замыкает Тульская область, поднявшаяся сразу на три пункта.

Результаты рейтинга представила генеральный директор Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева на заседании наблюдательного совета АСИ под председательством президента РФ Владимира Путина.

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах РФ ежегодно готовит АСИ совместно с деловыми объединениями. Рейтинг состояния инвестиционного климата оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявляет лучшие практики, а его результаты стимулируют конкуренцию в борьбе за инвестиции на региональном уровне.

Москва сохранила лидерство и по итогам 2019 года заняла первое место в рейтинге. Как отметила глава АСИ, регион побил свой рекорд прошлого года. На втором месте расположился Татарстан, который также удержал свою позицию. На третью строчку рейтинга поднялась Тульская область, занявшая в прошлом году шестое место. Санкт-Петербург улучшил позицию (+1 пункт) и занял четвертое место. Первую пятерку рейтинга замыкает Московская область, поднявшаяся на два пункта.

В первую десятку вернулся Краснодарский край (сразу +7 пунктов) и расположился на шестом месте. Седьмое место в рейтинге заняла Белгородская область, улучшив свою позицию на один пункт. Калужская область в этот раз заняла только восьмое место, резко опустившись на четыре пункта. Первую десятку замыкают Башкортостан и Ярославская область (+7 и +8 пунктов ), занявшие девятое и 10-е место соответственно.

Вторую двадцатку рейтинга открывает Новгородская область и занимает 11 место (+3 пункта). Тюменская область по итогам 2019 года сделала резкий скачок и опустилась сразу на 9 пунктов – с третьего на 12-е место. На 13-й строчке – Ленинградская область, которая также ухудшила свои позиции и потеряла сразу четыре пункта. ХМАО занял 14-е место (+3 пункта). Воронежская область сохранила позицию и по-прежнему располагается на 15-й строчке рейтинга. На 16-е место поднялась Смоленская область (+4 пункта). Ульяновская область сделала резкий скачок вниз с 10-го на 17-е место. Нижегородская область поднялась на рекордные 39 пунктов (с 57 пункта), вошла в первую двадцатку и заняла 18-ю строчку рейтинга. Новосибирская область сохранила позицию и заняла 19-е место. Замыкает двадцатку Якутия, которая улучшила свой результат на два пункта и стала единственных дальневосточным регионом, попавшим в топ-20.

Читайте также:  Оценка адекватности модели экономического прогнозирования

Как отметила Чупшева, регионы ДФО продемонстрировали позитивную динамику в рейтинге. Так, Якутия замкнула первую двадцатку, Амурская область, Камчатский край и Сахалинская область вошли в ТОП-30, а Бурятия и Приморский край вплотную приблизились к этому показателю. Чупшева также отметила серьезную работу Забайкальского края, который сумел с одной из последних позиций (с 84 места) переместиться сразу в середину рейтинга – на 54 позицию.

Также глава АСИ отметила хорошую динамику Калмыкии, Севастополя и Крыма.

«В этом году половина регионов улучшили свой интегральный индекс по сравнению с прошлым годом, при этом 31 из них демонстрируют устойчивый рост второй год подряд», — добавила она.

Источник



Таблица рейтинга инвестиционного климата

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявляет лучшие практики, а его результаты стимулируют конкуренцию в борьбе за инвестиции на региональном уровне.

Результаты Рейтинга
9 июля 2020 года Агентством стратегических инициатив был представлен топ-30 регионов Национального инвестиционного рейтинга субъектов РФ.

Структура рейтинга

Рейтинг состоит из 44 показателей, которые группируются в 17 факторов, составляющих 4 направления:

1. Регуляторная среда.
Качество предоставления государственных услуг – показатели эффективности оказания различных государственных услуг для бизнеса: время прохождения, количество процедур и удовлетворенность предпринимателей типовыми административными процедурами (например, регистрация юридических лиц, выдача разрешений на строительство, выдача лицензий, регистрация прав собственности на недвижимость, подключение к электросетям).

2. Институты для бизнеса.
Эффективность институтов для бизнеса — наличие и качество инструментов защиты и улучшения инвестиционной среды. Показатели работы и динамики развития институтов и механизмов для бизнеса (например, наличие и качество законодательства, защищающего права инвесторов, механизмы поддержки инвестиционной деятельности, оценка уровня коррупции и развития механизмов ГЧП).

3. Инфраструктура и ресурсы.
Наличие и качество инфраструктуры – показатели работы и уровня развития инфраструктуры, а также доступности ресурсов для ведения бизнеса и инвестиционной деятельности (например, оценка мер государственной поддержки и наличие финансирования, наличие физической инфраструктуры и ресурсов – таких, как автомобильные дороги, телекоммуникационная инфраструктура, наличие объектов инвестиционной инфраструктуры (технопарков, промышленных парков и инкубаторов), наличие, квалификация и достаточность необходимых трудовых ресурсов).

4. Поддержка малого предпринимательства.
Уровень развития малого предпринимательства (например, количество субъектов малого предпринимательства в расчете на 1 тысячу человек населения региона) и эффективность различных видов поддержки малого предпринимательства (например, оценка процедур получения государственного и муниципального заказа для субъектов малого и среднего предпринимательства, оценка необходимой для ведения бизнеса недвижимости, оценка доступности кредитных ресурсов и т.д.).

Кроме того, вне рамок Рейтинга проводится сбор данных по 31 дополнительному показателю в целях анализа их применимости для включения в методологию в будущих периодов, а так же для выявления лучших практик в регионах по показателям, не включенным в Рейтинг.

Сбор и первичная обработка данных

Получение информации по показателям осуществляется путем проведения опросов предпринимателей и экспертов, а также с использованием статистических данных.

Выделяются три различных подхода к формированию выборок для опросов:

1. Показатели, оцениваемые путем экспертной оценки.
Для каждого региона формируется база из 35-40 экспертов на основании списков кандидатов, представленных деловыми объединениями («Опора России», ТПП РФ, РСПП, «Деловая Россия») и Агентством стратегических инициатив (АСИ). Выборка респондентов для экспертной оценки формируется случайным образом из списка представленных кандидатов. Количество опрошенных респондентов по каждому из регионов – не менее 20.

2. Показатели, оцениваемые путем опроса предпринимателей из общей генеральной совокупности.
Опрос по показателям, по которым нет специфических требований к респондентам, осуществляется с помощью многоступенчатой стратифицированной (квотной) выборки, представляющей качественную модель бизнеса региона в общем, а также репрезентирующей каждый регион по двум критериям – размер и отрасль предприятия. Объем базовой выборки составляет 300 респондентов на регион (максимальная статистическая погрешность составит 5,5%).

3. Показатели, оцениваемые путем опроса предпринимателей из специальных генеральных совокупностей.
Отбор респондентов осуществляется по критериям, описанным в гл. 5 Методологии — например, реальный опыт взаимодействия предпринимателей с органами власти по тем или иным вопросам либо получение определенных услуг, столкновение с определенными ситуациями и т.п.
Для каждой группы вопросов формируется базовая совокупность. При этом могут использоваться списки потенциальных респондентов, представленные деловыми объединениями («Опора России», ТПП РФ, РСПП, «Деловая Россия»), АСИ, а также федеральными, региональными и местными органами исполнительной власти, ведомствами, организациями, осуществляющими оцениваемые действия (например, регистрацию предприятий или подключение к электросетям). Минимально возможное количество опрошенных при целевом отборе для каждого региона – 25 респондентов (за исключением ситуаций, когда вся генеральная совокупность менее 25).

Источник

РЕЗЮМЕ

Очередной ежегодный рейтинг инвестпривлекательности регионов, подготовленный агентством RAEX, показывает, что в мировой пандемический кризис субъекты РФ вступили с нарастающими инвестиционными рисками. Основная, если не единственная надежда для многих территорий перед лицом наступающего социально-экономического шторма – поддержка со стороны федерального бюджета.

Бюджетный вариант

Перелом в траектории развития инвестиционных рисков на уровне регионов наметился еще по итогам прошлого рейтинга – после двух лет снижения основные составляющие интегрального инвестриска сначала замерли, а теперь, как следует уже из самого последнего рейтинга, стали нарастать. И это несмотря на то, что ряд статпоказателей по итогам 2019 года были относительно неплохими: доля регионов, где инвестиции в основной капитал падали, уменьшилась (41% против 45% годом ранее), а объем самих капвложений продемонстрировал рост – с 4,3% по итогам 2018-го до 5,4% в 2019 г.

Назревающие негативные тенденции вырвались на поверхность немногим позже – за первую половину нынешнего года инвестиции рухнули на 4% (падение показателя отмечено почти в половине субъектов федерации). Спад оказался бы еще заметнее, если б не спешная реализация федеральными властями пакета антикризисных мер – по оценке Минэкономразвития, рост капитальных расходов консолидированного бюджета в январе–августе составил 34,8%.

Читайте также:  Закодировать с помощью i бит заполни таблицу

Самым ярким примером влияния казенных денег на социально-экономическое положение региона в нынешнем рейтинге продемонстрировал город федерального подчинения Севастополь, улучшивший свое место в списке по интегральному риску сразу на 7 позиций (с 55 места в прошлом рейтинге до 48 в нынешнем). Такой рывок легко объясним: компактная территория с небольшим населением уже который год выступает получателем огромных по местным меркам сумм из Центра: только за прошлый год по госпрограмме «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя» было выделено свыше 141 млрд рублей. Реализация программы продолжается, и, нетрудно предположить, именно она станет основным демпфером, который поможет причерноморской муниципии сравнительно безболезненно пережить 10%-ный (индекс промышленного производства в Севастополе за январь-сентября 2020 г. составил 72% к такому периоду прошлого года, за январь-июнь 2020 – 79%, то есть спад больше 20%) спад промпроизводства, зафиксированный Росстатом по итогам первой половины нынешнего года. Другой пример заметного снижения уровня инвестриска в рейтинге связан, что также логично, с углеводородами: улучшение на 7 позиций у Ямало-Ненецкого АО (с 36 позиции на 29) объясняется достигнутой в прошлом году стабилизаций на мировом рынке нефти и газа, поступления от добычи которых служат основным источником развития местной экономики.

Мало не покажется

Впрочем, приведенные примеры лишь подсвечивают общую безрадостную картину. По ряду ключевых показателей, принимаемых для оценки положения дел в регионах, ситуация развивается пессимистично – причем фронтально. По данным Росстата, доля территорий, где наблюдается падение доходов населения, с 27% в 2019 году подскочила до 95% по итогам второго квартала года нынешнего (см. график 2), а в целом за 2020 год МЭР ожидает снижения реальных располагаемых доходов на 3,0%.

Это неизбежно привело к провалу в обороте розничной торговли за январь-сентябрь 2020 г. почти на 5% (см. график 3) – указанная тенденция характерна для 85% регионов.

На фоне карантинных ограничений произошел рост безработицы. За апрель-июнь 2020 года ее уровень увеличился до 6,0% (против 4,6% за аналогичный период прошлого года). Особенно выпукло проблема занятости проявляется в сфере малого и среднего бизнеса – оказанная федеральным и региональными властями поддержка в данном секторе помогает, конечно, несколько снизить остроту проблемы, но не способна полностью нивелировать последствия локдауна для наиболее уязвимого сегмента предпринимательской деятельности. Можно с уверенностью спрогнозировать, что удар по МСБ скажется на показателях в рейтинге тех регионов, где малый бизнес наиболее развит и в нем занято заметная доля населения. А это в первую очередь мегаполисы – в Петербург (2 место по интегральному риску в нынешнем списке) число предприятий МСБ на 1000 человек населения составляло по итогам 2019 г. 42,5, в Москве (6 место по интегральному риску) – 41,7. Конечно, преувеличивать влияние «малой экономики» на города-миллионники не стоит, но падение занятости в секторе, следовательно, снижение доходов у этой части населения неизбежно скажется и на общей ситуации в столицах. Что уж говорить про регионы вроде Самарской области, также входящей в топ-10 по числу предприятий МСБ на 1000 чел., — здесь влияние кризиса через низовую экономику будет только усиливаться, способствуя, можно предположить, дальнейшему ухудшению уровня инвестиционного риска (в нынешнем рейтинге область опустилась на 4 позиции в списке, заняв 17 место).

Жизнь взаймы

Ухудшение состояния дел с экономикой на уровне регионов фиксируют и другие показатели, главный из которых – снижение ВВП, которое, по данным Росстата, во втором квартале 2020 г. составило 8,0% (год к году). Причем это падение затронуло практически все регионы, значимые с точки зрения вклада в российскую экономику. Ведь из 85 субъектов РФ более половины (52%) валового внутреннего продукта формируют всего 10, а именно: Москва (6 место по интегральному риску в нынешнем рейтинге) и Санкт-Петербург (2 место), Московская (1 место) и Свердловская области (16 место), Ханты-Мансийский (19) и Ямало-Ненецкий (29) автономные округа, Краснодарский (9) и Красноярский (36) края, республики Татарстан (7) и Башкортостан (23). Перечисленные регионы закономерно занимают верхние строчки в нашем рейтинге по потенциалу (см. таблицу 3), т.е. доле на общероссийском рынке. Но даже они вынуждены для смягчения последствий кризиса и карантинных ограничений прибегать к заимствованиям и рассчитывать на поддержку из центра. К примеру, даже в сравнительно спокойном (на нынешнем фоне) 2019 году такие экономические гиганты, как Подмосковье, Свердловская область и Башкирия входили в топ-10 регионов по дефициту консолидированного регионального бюджета с показателями соответственно 9,1%, 6,4% и 4,3% превышения расходов над собственными доходами.

Указанная тенденция только нарастает. По данным Минфина, за 10 месяцев текущего года объем государственного долга субъектов РФ вырос более чем на 100 млрд. рублей, при этом половина регионов показала прирост объема задолженности перед федеральным бюджетом. В целом за январь-октябрь текущего года объем межбюджетных трансфертов вырос на 57,3% к аналогичному прошлогоднему периоду.

Понятно, что такие изменения в неизбежно ведут к усилению контроля за региональными бюджетами, которое выразилось в принятие президентом решения о личной ответственности министра финансов за исполнение региональных бюджетов. Пока это временная мера, но в условиях нарастающего кризиса она может стать и постоянной. А т.к. в нынешних условиях «лишние», в том числе инвестиционные ресурсы есть только у федерального центра, то его роль в формировании инвестпривлекательности регионов в очередной раз возрастет.

График. Инвестиционный рейтинг российских регионов 2020 год

Источник: RAEX (РАЭКС-Аналитика)

Условные обозначения

Источник

Рейтинг регионов по инвестиционной привлекательности

Автор статьи: Евгений СмирновЕвгений Смирнов
# Инвестиции Рейтинг регионов по инвестиционной привлекательности

Лидеры рейтинга

Первые три места в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов РФ заняли Москва, Республика Татарстан и Тульская область.

В июле этого года во время заседания Наблюдательного совета АСИ был представлен рейтинг регионов России-2020, который показал все преимущества и недостатки бизнес-среды субъектов для отечественных и иностранных инвесторов. Были также озвучены наиболее эффективные практики повышения показателя и шаги по улучшению инвестиционного климата конкретных регионов. Однако полную картину можно получить, проанализировав показатели не только текущего года, но и прошлых лет.

Под инвестиционной привлекательностью субъекта понимают определенное количество факторов, которые отличают регион от других и в полной мере характеризуют его инвестиционный климат. Данный показатель определяется двумя параметрами:

  1. Инвестиционный потенциал — насколько субъект готов к инвестиционным вливаниям и может ли он обеспечить гарантии всем участникам рынка. В этот параметр включаются так называемые частные потенциалы, среди которых ресурсы и сырье, образовательный и производственный уровень, инфраструктурные показатели, особенности оказания институционных услуг, развитие науки и техники, прибыльность основных отраслей экономики, объем налогов и прочее.
  2. Инвестиционный риск — включает финансовые, экономические, социальные, политические, криминальные и экологические риски. Данный параметр снижает индекс инвестиционной привлекательности, заставляя предпринимать определенные шаги по улучшению бизнес-ситуации в регионе.
Читайте также:  Посмотреть таблицу лиги чемпион

Флаг России

Тщательный анализ инвестиционной привлекательности субъектов РФ прошедшего 2019 и текущего года позволяет не только сформировать позитивное мнение инвесторов о том или ином регионе, но также выявить причины, способствующие снижению показателей и своевременно предпринять шаги по улучшению инвестиционного климата.

Исходной информацией для оценки привлекательности инвестиций в конкретный субъект выступают законодательные акты, региональные исследования, публикации и опросы. Но самыми важными источниками для оценки являются статистические данные по развитию регионов, которые собираются уполномоченными органами. На основании полученных данных компания Эксперт РА составляет рейтинги, которые позволяют потенциальным инвесторам получить максимум информации по интересующему субъекту.

Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2019–2020 года

Существует множество методик оценки показателя бизнес-привлекательности субъектов Федерации. Они различаются между собой позициями в методологическом расчете и самими методами проведения расчетов. Национальный рейтинг субъектов Федерации базируется на официальной информации, которая собирается Росстатом и уполномоченными федеральными ведомствами. Среди них — Министерство экономического развития РФ.

За последние четыре года явно виден рост привлекательности некоторых регионов для успешной и долговременной инвестиционной деятельности. Однако в определенные периоды показатель лидирующих субъектов снижался. По данным прошлых лет, почти 80% всех иностранных инвестиционных вливаний получают лишь 16 регионов.

Чем интересны регионы РФ для инвесторов

Инвестиционная привлекательность субъектов РФ в 2020 году

На лидирующих позициях в рейтинге 2020 года оказались мощные регионы с большим ресурсно-сырьевым потенциалом. Анализ показал падение бизнес-привлекательности субъектов-аутсайдеров. Исключением является Калужская область, власти которой приложили усилия для разработки выгодных условий для инвестиционных вложений, направленных на инновационные и технологичные отрасли.

Что же касается субъектов по отдельности, то национальный рейтинг регионов России 2020 года охватил всех участников и отображает следующие результаты:

  • Два региона (Москва и Республика Татарстан) обладают отличным потенциалом и характеризуются минимальным риском для инвесторов.
  • В четырех регионах наблюдается низкий показатель и риск на экстремальном уровне.
  • Средний потенциал и высокий риск показали 10 субъектов.
  • Незначительным потенциалом с высокими рисками отличились 12 регионов.
  • У одиннадцати регионов оценка инвестиционной привлекательности выявила незначительный потенциал и риск на умеренном уровне.
  • Оставшиеся субъекты показали снижение потенциала, но умеренные риски.

На снижение показателей субъектов-аутсайдеров повлияли низкие темпы развития инфраструктуры, слабая экономика, отрицательные данные по притоку инвестиций, разработка неэффективных бюджетов и внушительная долговая нагрузка. В качестве метода создания приемлемых условий для инвесторов, регионам рекомендовано усилить государственную поддержку и расширить возможности бюджетов в данном направлении.

Специалистами Минэкономразвития и Агентства стратегических инициатив была разработана обширная «дорожная карта» по улучшению инвестиционного климата — как субъектов в отдельности, так и страны в целом. Её реализация стала одной из приоритетных задач, поставленных перед государством. Таким образом, рейтинг регионов России 2020 внушает инвестиционный оптимизм, о чем свидетельствуют уже проведенные оценки.

АСИ: рейтинг инвестиционной привлекательности 2020 года

Являясь совместным проектом АСИ (Агентства стратегических инициатив), Торгово-промышленной палаты, Российского союза предпринимателей и промышленников, а также других деловых объединений, рейтинг дает оценку предпринимаемым шагам региональных властей по улучшению инвестиционного климата субъектов. В процессе оценивания выявляются эффективные практики, а результаты рейтинга выполняют важную цель — создание конкурентоспособной инвестиционной среды и стимулирование регионов к борьбе за инвестиции.

В этом году на заседании Наблюдательного совета АСИ был представлен национальный рейтинг регионов России 2020 от АСИ. В оценке полученных данных важное место занимал не только анализ инвестиционного климата по традиционным показателям, но также критерии качества оказания различных государственных услуг. Здесь речь идет о выдаче разрешений и лицензий, регистрации юридических лиц, поддержке малого бизнеса и прочее.

По традиции последних лет была озвучена первая двадцатка лидеров, но специалисты отметили, что многие субъекты улучшили свои показатели благодаря ранее разработанной «дорожной карте» и предпринимаемым экономическим усилиям региональных и местных властей.

Двадцатка лидеров рейтинга инвестиционной привлекательности субъектов РФ (2020 год)

Первые двадцать мест в рейтинге расположились следующим образом:

  • Москва осталась на первом месте.
  • Татарстан тоже сохранил прежнюю позицию — второе место.
  • Прорыв по улучшению привлекательности бизнес-среды для инвестиций совершила Тульская область (+3 позиции, третье место).
  • Санкт-Петербург поднялся на одну позицию и стал четвертым в рейтинге.
  • В десятке лучших также оказались Московская, Белгородская, Калужская, Ярославская области, Краснодарский край и Республика Башкортостан.

Экспертами также был отмечен отличный результат Ханты-Мансийского автономного округа — Югра и Новгородской области, которые заняли 14 и 11 места соответственно в рейтинге инвестиционной привлекательности.

Рейтинг регионов РФ в 2020 году по инвестиционной привлекательности

Субъект Итоги 2020 года Итоги 2019 года Сравнение позиций
Москва 1 1
Республика Татарстан 2 2
Тульская область 3 6 +3
Санкт-Петербург 4 5 +1
Московская область 5 7 +2
Краснодарский край 6 13 +7
Белгородская область 7 8 +1
Калужская область 8 4 -4
Республика Башкортостан 9 16 +7
Ярославская область 10 18 +8
Новгородская область 11 14 +3
Тюменская область 12 3 -9
Ленинградская область 13 9 -4
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 14 17 +3
Воронежская область 15 15

Выводы

На основании данных рейтинга инвестиционной привлекательности субъектов РФ за 2020 год, можно с уверенностью отметить — залогом первых мест в рейтинге становятся хорошие условия для ведения бизнеса, природные ресурсы и столичные преимущества.

На первых строчках по-прежнему находится Москва. Постепенно выбиваются в лидеры регионы с развивающимся ресурсным потенциалом. Важным условием для инвестиционного успеха также остается комфорт оказания институционных услуг, что доказали Белгородская и Калужская области.

Лидеры среди регионов для инвестиций

В ряде регионов наблюдается повышение инвестиционного потенциала, что достигнуто поддержкой государства и разумным распределением средств между отраслевыми структурами. Многие субъекты занялись проведением реформ, включая создание системы привлечения инвесторов, снижение барьеров административного уровня, оптимизация регистрационных процедур и прочее. Появляются интенсивные иностранные вливания из Китая и других стран, что восполняет пробел от потери некоторых европейских партнеров.

Многообещающий «Региональный инвестиционный стандарт» пока не дал ощутимых результатов, однако эксперты прогнозируют положительный эффект через 2–3 года. Поэтому перед рядом субъектов страны стоит важная задача — воплотить реформы не на бумаге, а на практике.

Источник