Меню

Искусство Древней Греции Периодизация



Художественные особенности скульптуры Древней Греции (таблица)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Систематезированные в таблицу художественные особенности скульптуры Древней Греции , по периодам

Просмотр содержимого документа
«Художественные особенности скульптуры Древней Греции (таблица)»

Скульптура Древней Греции

Художественные особенности

Высота статуи до 3 метров;Воплощали идеал мужской красоты,силы и здоровья;Фигура прямостоящего юноши с выставленной вперёд ногой, руки сжатыв кулаки и вытянуты вдоль тела.Лица лишены индивидуальности;

Выставлялись в общественных местах, в

близи от храмов;

Воплощали изысканность и утончённость;

Позы однообразны и статичны;

Хитоны и плащи с красивыми узорами из

параллельных волнистых линий и каймой по

Волосы завиты в локоны и перехвачены

На лице загадочная улыбка

в изобразительном искусстве изображение

стоящей человеческой фигуры, опирающейся на одну ногу: при этом, если правое плечо поднято, то правое бедро опущено, и

Первая попытка греческой скульптуры разорвать плен неподвижности. Движение передается только при рассмотрении фигуры спереди. При взгляде сбоку поза атлета воспринимается несколько странной, а экспрессия движения угадывается с большим трудом.

4 в.до н.э. Государственная художественная коллекция. Дрезден.

Небольшая статуэтка служительницы культа Диониса. Полуобнажённая, в дикой пляске, фигура уже не стоит, не поворачивается, а вращается вокруг оси в стремительном, бурном движении

Голова раненого воина

Битва греков с Амазонками

Вошел в историю скульптуры как вдохновенный певец женской красоты.По преданию, Пракситель создал две статуи Афродиты, запечатлев на одной из них богиню одетой, а в другой —

обнаженной. Афродиту в одеждах приобрели жители острова Коса, а обнаженная была установлена на одной из главных площадей острова Книд, куда со всех концов Греции

стали съезжаться поклонники прославленного творения скульптора,преумножая славу города.

Голова Александра Македонского

Геракл борющийся со львом

2 в.до н.э. Лувр Париж

Богиня победы была представлена слетающей с постамента в форме кормы корабля. Её прекрасное мощное тело облегают намокшие одежды ; винтообразный поворот, широко применявшийся со времён Скопаса, как бы прорезает воздух, наполненный брызгами солёного моря. Могучие крылья Ники тяжело трепещут за спиной, каждое перо на них показано отдельно, Образ стоит на грани «натурального»,но остаётся величавым и поэтичным.

Венера (Афродита) Милосская.

2 в.до н.э. Лувр Париж

Богиня изображена полуобнажённой, так что одеяние, закутывая ноги и низ торса, является постаментом Для открытых рук, которые были показаны в движении. Возможно, в одной из них Афродита держала яблоко. У неё простая причёска, лицо и фигура, представлены довольно обобщённо. Вероятно, она стояла на высоком постаменте и смотрела на зрителя сверху вниз. Афродита с острова Мелос строга и сдержанна.

Гибель Лаокоона и его сыновей

1 в.до н.э. Ватиканский музей . Рим.

Группа «Лаокоон» рассчитана на восприятие анфас (спереди). Зритель видит сразу и бородатого троянского жреца Лаокоона, тщательно пытающегося сорвать с себя змеиные путы и двух его детей, один из которых уже погибает. Работа исполнена виртуозно. Анатомия человека передана с невиданной ранее тщательностью доходящей почти до натурализма. Правда, фигуры сыновей не очень убедительны – греки всегда ценили красоту лишь зрелых людей ; детей они изображали как уменьшенных взрослых.

Источник

Искусство Древней Греции. Периодизация

Содержание страницы:

Предисловие

Теримином «античная культура» впервые стали называть в эпоху Возрождения греко-римскую культуру, древнейшую из известных в то время, т. к. «античный» — от латинского «antiquus» — означает «древний». Теперь, когда известны более древние, чем греко-римская цивилизации Древнего Востока, термин «античный» приобрёл чисто условное значение и относится именно к культурам Древней Греции и Древнего Рима.

Древняя Греция является частью античного мира, культура которого развивалась в бассейне Средиземного моря, Причерноморья и в сопредельных странах в период с 3-го тысячелетия до н.э. до середины V века н. э.

Древнегреческое искусство развивалось под влиянием трёх очень различных культурных потоков:

  • — эгейского, ещё сохранившего жизненную силу в Малой Азии;
  • — дорического, порождённого волной северного дорийского нашествия, склонного к введению строгих корректив в традиции крито-микенского стиля, умерить вольную фантазию и динамизм критского декоративного узора через простейшую геометрическую схематизацию, упрямую, жёсткую и властную;
  • — восточного, донёсшего в Элладу образцы художественного творчества Египта и Месопотамии, законченную конкретность пластических и живописных форм, своё замечательное изобразительное мастерство.

Однако простого слияния этих трёх потоков не было бы достаточно для проявления нового и великого искусства.

. Ни пустынь, ни степей. Ничего бескрайнего, кроме голубого спокойного неба. Земля, в которую то тут, то там широко врезывается море. И кажется, что до него всюду близко. А там, на море, столько островов, что нигде не теряешь сушу из виду. И, вероятно, поэтому грек не ощущал себя потерянным в окружающем мире, как египтянин в ровной желтизне песка или скиф в зелени степей. Куда бы не устремлял он свой взор, мир представлялся ему стройно разбитым по каким-то естественным граням. И в этом мире он как-то сразу находил себе место. Место хозяина солнечного края, дарованного ему богами.

Государственная система в Греции была создана особая — по масштабу страны и в согласии с навыками её обитателей. Не единое государство, как на Востоке, постоянно расширяющееся в стремлении к мировому господству, а ряд государств, совсем небольших в тех границах, что определили природа и былая родовая организация. Это повлекло за собой соперничество между государствами, но содействовало самоутверждению древнего грека в своём обособленном уголке. Эти государства образовывались вокруг городов, которые служили их экономическими и культурными центрами.

Гражданин такого города-государства, по гречески — «полиса», ощущал себя подлинно независимым и полновластным. А ведь, например, в Египте подданных фараона придавливало само величие государства — в обожествлении царя они видели залог крепости государства и собственной коллективной силы. Фараон стоял неизмеримо выше остальных людей, он был недоступен для рядовых своих подданных, власть его окутывалась тайной божественного происхождения, и потому сам облик египетского царя возвеличивался в искусстве.

Но уже на Крите, относительно небольшом острове, царь представлялся своим подданным лишь богатым хозяином, отпрыском знатного рода, лучше других преуспевшего в ратном деле и организации своего материального благополучия. А граждане Эллады полностью избавились от священного трепета перед самим понятием высшей и незыблемой власти, уже больше не существующей.

Вольные духом, они узрели идеал в собственном усовершенствовании, в полном раскрепощении своих человеческих качеств и возможностей, как подобает человеку и гражданину, доблестному духом и прекрасному телом.

Раз древний грек воспринимал природу не как неразгаданную тайну, а как видимую объективную реальность, его искусство должно было стать реалистическим. Художественное творчество Эллады впервые в истории мира утвердило реализм как абсолютную норму искусства. Но не реализм в точном копировании природы, а в завершении того, что не могла совершить природа. Искусству надлежало стремиться к тому совершенству, на которое она лишь намекнула, но которого сама не достигла.

Периодизация истории и культуры Древней Греции

Сложную и многообразную историю Древней Греции принято делить на несколько периодов, согласно которым строится и история древнегреческого искусства.

Царь-жрец. Росписи дворца в Кносе

Во второй половине 3-го тысячелетия до н. э. происходит массовое передвижение южно-европейских племён на юг, в области Восточного Средиземноморья, и к концу 3-го тысячелетия до н. э. протогреческие племена ахейцев и ионийцев расселились на территории Южной и Средней Греции, вытеснив пеласгов и лелегов — автохтонное население, во второй половине 2-го тысячелетия до н.э. греческие племена заселили острова Эгейского моря. Первые государства ахейцев (Кнос, Фест, Микены, Тиринф, Пилос) образовались в нач. 2-го тыс., в эпоху бронзы.
К началу 1-го тысячелетия до н.э. ионийцы утвердились на западном побережье Малой Азии, получившей название Ионии.

Эгейская культура (общее название цивилизаций бронзового века на островах Эгейского моря, Крите, в материковой Греции и Малой Азии) развивалась неравномерно, ее центры переживали эпохи упадка и расцвета в разное время. Города, укрепленные стенами с башнями и бастионами, с общественными зданиями и храмами появились в западной Анатолии в 3-м тысячелетии до н. э.; укрепленные поселения в материковой Греции — в конце 3-го тысячелетия; на Крите крепости неизвестны со 2-го тысячелетии до н. э.

Читайте также:  Диета при гипертонии правила составления меню

Ученые выделяют несколько локальных археологических культур (цивилизаций), входящих в эгейскую культуру. Это, прежде всего, минойская (на острове Крит), кикладская (на островах Эгейского моря), элладская (в материковой Греции) культуры, а также фессалийская, македонская, западно-анатолийская.

Эгейская и крито-микенская культура является связующим звеном между культурами Востока и Древней Греции. Она охватывала несколько районов со своими оригинальными культурными четами и вместе с тем переплетающимися друг с другом. Самым древним из центров эгейской культуры, была Троя, воспетая Гомером. В бронзовом веке значительным культурным центром стал Крит. Здесь впервые в истории Европы возникло рабовладельческое общество, сформировались цветущие города: Кнос, Фест, Гурния.

В XV веке до н.э. в результате стихийной катастрофы Крит теряет свою ведущую роль, его завоёвывают пришельца с материковой Греции — ахейцы. Во второй половине 2-го тысячелетия до н.э. ведущими культурными центрами в Эгейском бассейне становятся поселения материковой Греции: Микены, Тиринф, Пилос.

В начале XII века до н.э. в период Троянской войны ранние рабовладельческие государства эгейского мира приходят в упадок. Вскоре после Троянской войны начинается движение с севера новой волны греческих племён — дорийцев, продолжавшееся на протяжении всего XI века до н.э.. Эта волна разрушила очаги эгейской культуры. Вторжение дорийцев повлекло распад государств и оживление родовых отношений.

Период греческой истории с XI по IX века до н. э. называют гомеровским, потому что главным письменным источником для его изучения служат поэмы Гомера «Иллиада» и «Одиссея».

В XI веке до н.э. племена дорийцев, ионийцев, эолийцев расселяются по территории Греции, захватывают Эгейские острова, достигают Малоазийского побережья. К IX в. Грецию заселяли: эолийцы — Северную Грецию, дорийцы — Среднюю Грецию и Пелопоннес, ионийцы — Аттику и острова.

За волной вторжений дорийцев в XII — XI вв. последовали «тёмные времена», когда сельскому населению Греции, разделённому на отдельные общины, приходится всё начинать как бы заново: учиться строить, писать, создавать новую культуру. Но этот временной промежуток от XI до VII веков до н.э. стал не только периодом культурных потерь и разрушений, потерь контактов с Востоком, замкнутости, но и периодом подготовки эллинской культуры. Вырабатывался единый язык, на котором складываются песни и сказания, объединённые Гомером в конце периода в эпические циклы. Зарождаются святилища в Олимпе и Дельфах. Складываются общегреческое религиозное единство. Вся Греция была разделена на небольшие самостоятельные области, в которых управляли племенной вождь (басилевс), совет старейшин (буле) и народное собрание (агора), состоявшее из свободных членов общины. С ростом социальной дифференциации народное собрание и племенной вождь постепенно утрачивают своё прежнее значение. Бразды правления концентрируются в совете старейшин, в состав которого теперь входят не самые пожилые, а наиболее знатные и богатые граждане.

С конца VIII века до н.э. в Греции начинаются большие сдвиги в экономике, социальном строе, культурной жизни. Уходит в прошлое патриархальный быт мелких поселений гомеровского периода. Ему на смену приходит разделение труда, отделение ремесла от сельского хозяйства и его более глубокая дифференциация.

Ремесленники начинают селиться вокруг укреплений. Зарождается город как торгово-ремесленное поселение. Города стали также местами концентрации нарождающегося класса рабовладельцев, так как создаются условия для боле широкого применения рабского труда в ремесленных мастерских, строительстве, сельском хозяйстве.

Родовые институты превращаются в орудие господства родовой знати, против которой борется демос (земледельцы, ремесленники, торговцы), добиваясь уравнения в политических правах, передела земли и отмены долгового рабства. В ходе этой борьбы складываются характерные черты греческих городов-государств — полисов, для которых характерны: агора — народное собрание полноправных граждан (мужчин), составлявших привилегированное меньшинство населения; совет, суд присяжных, гражданское ополчение, выборные должностные лица и т.д.

Таким образом, в Греции создаётся новая и более прогрессивная по сравнению со странами Древнего Востока форма политической власти рабовладельцев — рабовладельческая республика. В различных районах борьба демоса с родовой знатью имела неодинаковые последствия. В одних случаях родовая знать подчиняла себе остальных членов общины, и в результате получалась аристократическая республика, как например, в Спарте. В других случаях в городах устанавливалась единоличная форма правления — тирания, которая всё же нигде не удерживалась долгое время. В третьих в результате победы демоса устанавливалась республиканская демократическая форма правления. Однако и в демократических городах-государствах полноправными гражданами были только местные рабовладельцы.

Вне зависимости от формы правления греческое государство представляло собой гражданскую общину с экономическим и политическим центром в укреплённом городе, вокруг которго объединялось население небольшой, как правило сельской территории. В политическом отношении рабовладельческая Греция всегда делилась на сотни самостоятельных городов-государств.

В формировании греческого рабовладельческого общества большую роль сыграла колонизация греками в VII — VI веках до н.э. Средиземноморского побережья, а также Черноморского о Мраморного морей. Она расширила границы греческого мира, способствовала укреплению связей с другими племенами, форсировала развитие морской торговли и товарно-денежных отношений. Активное взаимодействие греков с другими народами в результате колонизации, военных столкновений, притока рабов-иноземцев пробуждает в них сознание определённого единства греческого мира. Рождаются понятия «эллины» и «Эллада». Общегреческие святилища становятся важными центрами экономических, политических и культурных связей между изолированными городами-государствами.

Напряжённая политическая жизнь формирующихся полисов рождала новые взгляды на мир, на место человека в обществе.

Всю первую четверть V века до н.э. длились греко-персидские войны, в ходе которых персы опустошили и разграбили Аттику, захватили Афины, разрушили Акрополь. Но в конечном итоге победили греческие полисы, находившиеся на более высокой ступени общественного развития и обладавшие более высокой военной организацией.

В ходе греко-персидских войн развивается самосознание свободных граждан, усиливается их политическая активность, рождается эллинистическая демократия, основанная на принципе прямого народовластия, когда любой свободный гражданин вне зависимости от его имущественного положения мог занять самую ответственную должность, если на него падёт жребий, а высшим органом государственной власти становится народное собрание.

В религии получают развитие нравственно-мистические направления.

Третья четверть V века до н.э. — кратковременный период расцвета афинской рабовладельческой демократии. В это время Афины были самым значительным культурным центром Эллады и переживали «золотой век» своего экономического, политического и культурного развития.

Эту эпоху величайшего культурного расцвета Афин Вольтер назвал «веком Перикла», так как с его именем связана высшая слава Афин. Именно в лице Перикла, главы демократической партии, из года в год избиравшегося на высшую должность стратега, идеи гражданственности и патриотизма нашли яркого и авторитетного выразителя. Он заботился о процветании Афин, покровительствовал всем искусствам, привлекал в Афины лучших художников.

Период поздней классики — это время постепенного разрушения старых идеалов, появления новых форм и образов в ответ на те политические и общественно-социальные коллизии, которые переживает Греция в это время.

Концентрация всё больших богатств в руках крупных рабовладельцев приводит в конце V века к вытеснению труда свободных граждан более дешёвым трудом рабов. Афинские земледельцы разорялись. Перикл искал выход из кризиса в усилении эксплуатации союзников по Афинскому морскому союзу и в ожесточённой борьбе с другими государствами Греции — соперниками Афин. Росло недовольство таким положением вещей как среди неимущих граждан, так и среди угнетённых афинской гегемонией членов Афинского морского союза.

Одновременно с Афинским союзом существовал и Пелопонесский, возглавляемый Спартой. В составе этого союза находились полисы, где преобладали олигархические порядки. К Спарте тяготели как олигархические слои всех греческих городов, так и ущемлённые Афинами приверженцы полисной независимости. Демократические же элементы всей Греции ориентировались на Афины. Борьба демократических и олигархических течений постоянно перерастала в острые конфликты, которые привели к Пелопонесской войне, длившейся более четверти века и закончившейся победой Спарты над Афинами. Но политическое владычество оказалось непрочным, столкновения между полисами продолжались.

Читайте также:  Элементы таблицы майкрософт ворд

В конце V века до н.э. с началом глубокого кризиса и междоусобных войн в греческом обществе растёт индивидуализм и утрачивают смысл демократические идеалы времён Перикла. Вместе с ними терпит крушение сама демократическая система. Теряется прежний высокий смысл народных собраний.

Сократ углубляется в изучение собственного «я». Действительность оказывается не такой гармоничной, как думали афиняне. Распространяются философские течения стоицизм, скептицизм, рассматривающие человека не в союзе с окружающим миром, а в противостоянии ему.

В этот период на историческую арену выдвинулось новая сила — Македонское государство, представлявшее собой монархию, опиравшуюся на земледельческую аристократию. Греческие полисы настолько истощили и ослабили друг друга во взаимной борьбе, что не смогли защитить свою независимость и покорились македонскому царю Филиппу II. Сын Филиппа II Александр начал поход против персов, закончившийся полным разгромом Персидской державы, на развалинах которой возникло новое громадное государство — империя Александра Македонского, оказавшаяся недолговечной.

Статуя Ники — богини победы.

Хронологическими границами эллинизма принято считать, с одной стороны, смерть Александра Македонского — 323 г. до н.э., с другой — год присоединения к Риму Египта — 30 год до н.э.

Держава Александра Македонского была непрочным и временным объединением. После его смерти она распалась на ряд отдельных греко-восточных государств. Между этими государствами происходили частые войны, ареной которых становилась и Греция, утратившая своё экономическое и политическое значение.

Во II веке до н.э. греческие города испытывали постоянное вмешательство в их внутренние дела со стороны Рима, который поддерживал олигархические слои против демократии, а в середине века поставил под свой постоянный контроль все города Греции. С утверждением Римской империи Греция под названием Ахея была превращена в отдельную римскую провинцию.

Уже в походах Александра МАкедонского замкнутый полисный мир столкнулся с восточным «варварством», со множеством новых представлений и идей. Таким образом, создалась возможность взаимодействия античного мира и Востока, выработки общего культурного языка, лёгшего в основу всей последующей истории европейской цивилизации. Эти процессы продолжались и после смерти Александра Македонского, так как и после распада его империи греческая культура осталась в этих государствах, возникших на Востоке после его завоеваний.

Греки несли с собой на Восток свои производственные навыки, свои государственные и правовые нормы, обычаи, религию и культуру и одновременно сами многое воспринимали от местных народов.

В то же время открывавшийся эллину необъятный мир с возникавшими и распадавшимися на глазах огромными державами оказывался лишённым гармонии. Рушились привычные формы существования, привычные связи и представления. Человек оказывался беспомощным перед социальными катастрофами, войнами, гибелью целых городов. Житель эллинистического мира потрясён огромностью событий, свидетелем которых он является, и малой ролью отдельной человеческой личности. Он стремится познать законы нового, сложного мира, что ведёт к бурному развитию науки и обособлению философии от специальных дисциплин. Возникают эпикуреизм, стоицизм, новое развитие получают кинизм (цинизм), скептицизм и другие философские системы. Но для всех философских систем этого периода характерен в той или иной мере индивидуализм, стремление противопоставить слепой силе судьбы нравственно сильную личность.

Заключение

Античная культура, открытая в эпоху Возрождения, стала фундаментом, без которого не было бы и современной европейской цивилизации, так как именно в античной культуре были заложены основы и демократии, и юриспруденции, и и философии, не говоря уже об искусстве, которое оказало огромное влияние на развитие искусства Западной Европы.

Статья подготовлена с использованием материалов из следующих источников:

  1. История стилей в искусстве и костюме. Сидоренко В. И. Ростов-на-Дону:Феникс, 2004.
  2. Любимов Л. Искусство Древнего мира: Кн. для чтения. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1980.

Источник

Искусство Древней Греции: периоды, виды, орнаменты, цвета

Искусство Древней Греции было и остается одним из самых ярких в европейской культуре, им до сих пор вдохновляются люди всех творческих профессий. Рассматриваемый период идет примерно с 1050 года до н. э. и до эпохи Римской империи.

Периоды Древнегреческого искусства:

    • Геометрический (Геометрика, Гомеровский). Назван так по виду вазописи, которая развита лучше все из искусств, в отличие от архитектуры, которая начинает развиваться почти с нуля. Характерные особенности — геометрический орнамент, для создания которого используются линейка и циркуль. Также начинают появляться узоры — меандры, зубцы, треугольники, волны, сетки.

    Древнегреческая вазопись. Статья Искусство Древней Греции: периоды, виды, орнаменты, цвета на http://juliafaranchuk.ru

    Автор: Юкатан — собственная работа , CC BY-SA 3.0, Ссылка

    Архаический. В этот период сформировалась скульптура (статуи обнажённого юноши-атлета (курос) и задрапированной девушки (кора)) и вазопись (чернофигурная керамика, подражание египетскому стилю — поза «левая нога вперёд», «архаическая улыбка», «волосы-шлем»). Для скульптуры используются такие материалы как мрамор, известняк, бронза, терракота, дерево и металлы.

Древнегреческая скульптура. Статья Искусство Древней Греции: периоды, виды, орнаменты, цвета на http://juliafaranchuk.ru

Автор: неизвестен — Marsyas, 07.04.2007, CC BY-SA 2.5, Ссылка
Классический. Главным является дорический стиль, который становится все легче и изящнее. Но также постепенно входят в силу ионический и коринфский стили. Храмы становятся все более гармоничными и изящными благодаря использованию мрамора, который поддается очень тонкой обработке.

Древнегреческая архитектура. Статья Искусство Древней Греции: периоды, виды, орнаменты, цвета на http://juliafaranchuk.ru

Кариатиды
Эллинизм. Характерен многими художественными направлениями от утверждения внутреннего покоя до «суровой любви к року».

Древнегреческая скульптура. Статья Искусство Древней Греции: периоды, виды, орнаменты, цвета на http://juliafaranchuk.ru

Лаокоон с сыновьями

Виды Древнегреческого искусства:

  • Архитектура. Древнегреческая архитектура — это основа всей европейской и множества других стилей во всем мире. Основные стили: дорический, ионический, коринфский.Древнегреческая архитектура. Статья Искусство Древней Греции: периоды, виды, орнаменты, цвета на http://juliafaranchuk.ru
  • Скульптура. Древнегреческая скульптура — еще больше, чем архитектура повлияла на поздние периоды всего мирового искусства. Уже из классического периода до нас дошли великие имена.
    Древнегреческая скульптура. Статья Искусство Древней Греции: периоды, виды, орнаменты, цвета на http://juliafaranchuk.ru
  • Живопись. Древнегреческая живопись почти не сохранилась, косвенно мы можем судить о ней по вазописи.
    Древнегреческая живопись. Статья Искусство Древней Греции: периоды, виды, орнаменты, цвета на http://juliafaranchuk.ruSee page for author [Public domain], via Wikimedia Commons
  • Декоративно-прикладное искусство (вазопись, костюм). Древнегреческая вазопись — это декоративная роспись сосудов специальными красками с последующим обжигом. Греческая керамика — наиболее частая находка археологов как на территории Греции, так и в Этрурии, на Ближнем Востоке, в Египте и Северной Африке.
    Древнегреческая вазопись. Статья Искусство Древней Греции: периоды, виды, орнаменты, цвета на http://juliafaranchuk.ruДревнегреческий костюм характеризует симметрия и следование линиям тела. Она никогда не кроилась и не шилась, главное — драпировка, в чем греки достигли небывалого мастерства.

Древнегреческая одежда. Статья Искусство Древней Греции: периоды, виды, орнаменты, цвета на http://juliafaranchuk.ruИз книги «Иллюстрированная история стиля и моды с древнейших времен» Готтенрот Ф.

  • Литература. Древнегреческая литература, по дошедшим до нас сведениям, была огромна, но до нас дошло совсем немного, очень часто — лишь имена. Она сложилась благодаря тому, что грекам были присущи живость восприятия окружающего мира, глубокое проникновение в суть явлений, легкость и точность мыслей. Все это, несомненно, результат благоприятного политического строя, поощрявшего умственные усилия и широту взглядов.
  • Театр. Древнегреческий театр изначально служил видом поклонения Дионису, позднее он стал одним из факторов общественного развития, помогая распространению в народе религиозных и социально-этических понятий. Основным видом театральных произведений были драмы, которые показали влияние на драму римскую и новоевропейскую, а некоторые из них появляются на сценах до сих пор (в переводах).Древнегреческая маска. Статья Искусство Древней Греции: периоды, виды, орнаменты, цвета на http://juliafaranchuk.ru
  • Музыка. Древнегреческая музыка, также как и прочие виды искусств, оказала влияние на развитие европейской профессиональной музыкальной культуры и музыкальной науки. Само слово «музыка» произошло из греческого (от слова «муза») — μουσική. Она была одной из основных предметов античного образования, наряду с грамматикой, гимнастикой и рисованием.Древнегреческая музыка. Статья Искусство Древней Греции: периоды, виды, орнаменты, цвета на http://juliafaranchuk.ru
  • Орнаменты Древней Греции

    Орнаментальное искусство Древней Греции развивалось по большей части в вазописи и архитектурном декоре. Началось все с элементарных геометрических мотивов — волн, кругов. Затем появляется разделение на ярусы, символизирующие небо вверху, воду внизу и задуманный сюжет посередине.

    Один из главных орнаментальных мотивов — меандр, усложненная форма зигзага, позаимствованный из египетской культуры, но использовавшийся чисто по-гречески — линейно, поясами охватывавший вазу.

    Меандр. Статья Искусство Древней Греции: периоды, виды, орнаменты, цвета на http://juliafaranchuk.ru

    Позже на первый план выйдет пальметта (элемент в виде пальмового листа), которая греками дополнится волютой (завитком, спиралью).

    Пальметта. Статья Искусство Древней Греции: периоды, виды, орнаменты, цвета на http://juliafaranchuk.ru

    Также в орнаментике используются стилизованные изображения растений — аканта, листьев алоэ, водяных растений, винограда, плюща, цветов жимолости, лавра и оливкового дерева.

    Акант. Статья Искусство Древней Греции: периоды, виды, орнаменты, цвета на http://juliafaranchuk.ru

    Общественное достояние, Ссылка

    Цвета в декоративно–прикладном искусстве Древней Греции

    Цвета имели огромное значение, особенно в одежде. Абстрактные значения цветов внедрялись очень медленно, и сильно отличались от наших представлений. Например, красный был чистым цветом и стоял отдельно. Белые и яркие цвета — героические, темные же цвета обозначали повседневное.

    Вначале преобладали четыре цвета: белый, желтый, красный, черный. Иногда использовались зеленый, синий и серый. Источником белой краски служил известняк и мел, черной — сажа, желтой — глина, окрашенная лимонитом, красной — глинозем, зеленой — малахит. Позже появился пурпурный цвет (полученный из пурпуровых улиток).

    Статья Искусство Древней Греции: периоды, виды, орнаменты, цвета на http://juliafaranchuk.ru

    Как рисовать в стиле искусства Древней Греции?

    Чтобы создать рисунок, орнамент, паттерн в заданном стиле, нужен хотя бы вот такой краткий обзор, из которого мы узнаем о видах и периодах искусства Древней Греции, об основах орнаментики и цветовых предпочтениях. Теперь нам нужно совместить хотя бы 2 категории (можно больше), чтобы создать свое видение. Такими парами могут быть: музыкальный инструмент + цвета, ваза + орнамент, одежда (драпировка) + орнамент, орнамент + цвет. Продолжите сами. Удачи!

    Книга по теме:

    Для получения скидок на OZON введите промокод OZONLKGFL

    Статья снова создана в помощь коллегам из группы для подготовки к очередной теме январского челленджа от Spoonflower — Greek Art.

    Источник

    Искусство Древней Греции (таблица)

    Особенности географического положения. Торговля. Обилие камня.

    Этнос (греческий суперэтнос, начиная с 1900 г. до н.э. постепенно вытеснил и ассимилировал коренное неиндоевропейское население Пелопонесса и Балканского полуострова). 12 в. до н.э. – приход дорийцев. Периодизация.

    Гомеровский период 11-8 вв. до н.э. Сближение дорийцев, ионийцев и иолийцев. Создание общегреческой письменности (на основе финикийского буквенного письма). Возникновение колоний на островах и в Малой Азии. Формирование рабовладельческих городов-государств – полисов.

    Становление мифологических культов Кроноса, Зевса (святилище в Олимпии), Геи, Аполлона (Дельфы), Афины, Афродиты и др Формирование системы общегреческих святилищ (Олимпия, Дельфы). 776 г. до – первые Олимпийские игры..

    Эволюция деревянной архитектуры от простейших форм до более развитых

    Ксоаны – деревян столбы, у кот-х верхн часть оформлена в виде головы и плечей.

    Керамические изделия и мелкая пластика из бронзы и обожженной глины (в том числе микенские 15-12 вв. из святилищ в Дельфах и Олимпии)

    9-8 вв. до н.э. — вазы геометрического стиля. Первоначальные абстрактные росписи сменяются сюжетными: культовые, и в т.ч. погребальные шествия, мореплавание, битвы и пр.

    Архаи-ческий период (VII-VI вв. до н.э.).

    Расцвет деревянной архитектуры. Выработка системы архитектурных ордеров и типологии храмов.

    VI в. – переход к каменной архитектуре.

    Дорический ордер: храм Аполлона в Коринфе, Храм Посейдона в Пестуме (6 х 13 колонн).

    Ионический ордер: Храм Артемиды в Эфесе, Дидимейон, храм Геры на Самосе.

    Складываются главные греческие святилища. Комплекс в Олимпии: храмы Зевса и Геры.

    Каменная скульптура: Круглая:

    Критская школа (VII в.): Аполлон, Артемида и Лето из храма в Дреросе.

    1. более суровая дорийская школа (Аполлоны из Тенеи, из Беотии)

    2. ионийская школа (курос с о. Мелос)

    2-я пол. VI в. – синтез = аттическая школа: ст-и Клеобиса и Битона; Аполлон из Навкратиса; летящая Нике; Гера с о. Самос; множество кор с афинского Акрополя.

    Бронзовая: фигурки воинов в конических шлемах из Олимпии, разработка темы Зевса-копьеметателя.

    Терракота: группа «Зевс, несущий Ганимеда»

    Декоративная: фронтоны, метопы, фризы.

    Фронтон в Горгоной Медузой из дорического храма Артемиды на о. Корфу, 6 в. до н.э.;

    фронтон «Геракл, борющийся с тритоном» из Гекатомпедона (Афинский Старый Акрополь, 6 в. до н.э.);

    кариатиды из, сокровищницы сифносцев (Дельфы), рельефные метопы из скоровищницы афинян и сикионцев (Олимпия).

    Живописные метопы из Ферма, Коринфские и родосские вазы с пестрой росписью коврового стиля.

    VI в. – господство чернофигурного стиля (килик Эксекия, кратер Клития).

    Ок. 530-520-х гг. – изобретение краснофигурной росписи.

    Класси-ческий период (V-IV вв. до н.э.)

    Афинский Акрополь – символ новой столицы, поиск панэллинского стиля. Пропилеи (437-432 гг. до н.э., архитектор Мнесикл): фасад — дорические колонны, центральный проход – ионическая колонада. По бокам – здания пинакотеки и библиотеки. Справа – ионический амфипростиль: храм Ники Аптерос (449-421 гг. до н.э., арх-р Калликрат). На высоком пиргосе (9 м), украшенном рельефами с изображениями Ники (Ника, развязывающая сандалию и др.)

    Два главных храма – Парфенон (447-432 гг. до н.э.; арх-ры Иктин и Калликрат; 8 х 17 колонн, посвящен Афине Парфенос-деве) и Эрехтейон (421-407 гг. до н.э.; арх-ры Архилох и Филокл; несиммтеричный, имеющий 4 разных фасада; посвящен Афине и Посейдону).

    Театры в Афинах, Дельфах, Эпидавре.

    Галикарнасский мавзолей (сер. IV в. до н.э.).

    1-я пол. V в. до н.э. – «строгий стиль».

    «Трон Людовизи» (Рождение Афины из пены)

    Вотивные плиты с изображениием Афины (ок 460 г. до н.э.)

    Мирон: Дискобол, Афина и Марсий (ок 450 г. до.э.).

    Высокая классика – 2-я пол 5 в. До н.э.

    Фидий (ок. 500/490 – ок. 431 гг. до н.э.): Две колоссальных хризоэлефантских статуи Афины в акрополе: Афина Промахос и Афина Парфенос; колосс Зевса из храма в Олимпии;

    Поликлет (2-я пол V в. до н.э.): Дорифор; Раненая амазонка.

    1-я пол. IV в. до н.э. – постклассический стиль:

    Пракситель (ок. 390 – ок. 330 гг. до н.э.): Гермес с Дионисом;

    Аполон Сауроктон (убивающий ящерицу), Афродита Книдская.

    Скопас(cер. IV в. до н.э.): Менада, фигуры Геракла.

    Лисипп (2-я пол 4 в. до н.э.): Апоксиомен (атлет, очища-ющий себя скребком), Геракл Фарнезский,

    Фронтоны:

    Храм Зевса в Олимпии (соревнование Пелопса с Эномаем – восток; кентавромахия — запад),

    Парфенон (Рождение Афины из головы Зевса – восточный; Спор Афины и Посейдона — западный). Метопы Парфенона (Фидий и его школа). Зофорный фриз Парфенона с изображением. Фриз храма Никик Аптерос: юг – война греков с персами, запад и север – пелопонесская война (?), восток – собрание богов. Великих Панафиней. Фриз с амазономахией Скопаса и его школы на Галикарнасском мавзолее

    Расцвет монумен-тальной живописи: Полигнот, Микон, Парасий, Аполлодор, Апеллес, Никий, Евфранор, но дошли только восторженные отзывы современ-ников Продолжается развитие красно-фигурной вазописи. В конце V – и особенно в IV в. до н.э. – расцвет раннеиталийского, в частности апулий-ского керамического искусства, где выделяются вазы флиаков (мастер Астей) с театрально-историческими сценами

    Элли-нисти-ческий период (332-30 гг. до н.э.)

    В храмовой архитектуре акцент переносится на оформление фасада и внутренних помещений (храм Афины Алеи в Тегее). Ионические храмы Артемиды в Магнесии на Меандре, храм Афины в Приене. Но на первый план выдвигается гражданская архитектура (дома собраний, советов, гимнасии и пр.). Жилая архитектура – внимание к интерьеру (дома в Приене).

    Интенсивное строительство городов: гг. Пирей, Приена, Галикарнас – регулряная планировка, г. Милет – булевтерий, г. Пергам – комплекс из дворца, дорического храма Афины, алтаря Зевса.

    Излюбленными становятся коринфские капители + смешение элементов различных ордеров для усиления декоративно-представительных функций.

    2-я пол. IV в. – предэлинистический стиль

    III I вв. до н.э. — эллинистической искусство

    300-240 гг. до н.э. – ранняя фаза закрытого стиля

    статуи Демосфена, работы Полиевкта, «Афродита» Дойдалса, «Девушка» Антия

    240-150 гг. до н.э. – развитая фаза открытого стиля:

    «Фавн» Барберини, большой и малый «Галлы» из Пергама, «Ника Самофракийская»

    150-50 гг. до н.э. — поздняя фаза: влияние оригинальной позднеэллинистической ступени классицизма + проявление новоаттического эклектизма и архаизма. «Клеопатра» из Делоса, «Боец» Боргезе, группа Лаокоона.

    Характерно изображение людей самых разных социальных слоев и возрастов: «Сидящие» в Капитолийском музее, «Пьяная старуха».

    Понтреты: Александра, Эпикура, Псевдо-Сенеки, Бостонского Гомера.

    Рельефы Икария и Делона свидетельствуют об интересе к жанровым и пейзажным изображениям.

    Расцвет терракотовых статуэток (особенно в Танагре и Мирине). Первоначально были расписаны.

    Большой (Ги-гантомахия) и

    Малый (фриз Телефа) фризы Пергамского алтаря

    Рельефная керамика (мегарские кубки, каленские сосуды). Красноглинная пергамская керамика заложила основы римской Terra sigillata.

    Наивысший расцвет ювелирного искусства

    Баталь-ная мозаика «Битва Алекса-ндра с Дарием»

    Мозаика Диоску-рида – интерес к жанро-вым и пейзаж-ным сценам.

    Источник