Меню

История гос и права заруб стран doc

Структура Конституции 1795 г.

Новая конституция состояла из Декларации прав и обязанностей человека и гражданина и основного текста, разделенного на 14 глав и 377 статей. [281]

Уже по традиции Конституция начиналась с раздела о правах и свободах человека , дополненных в этот раз ещё и обязанностями.

Далее следует основной текст Конституции. Первые 2 статьи вводные, в них провозглашалась неделимость Французской республики (т. е. по форме правления — республика, по форме государственного устройства — унитарное государство), а источником суверенитета — французский народ.

Глава I (без названия) посвящена административно-территориальному делению страны (ст. 3-7 ). Ее особенностью является то, что поименно перечислены все 87 департаментов (ст.3). Кроме того, впервые действие Конституции было распространено и на колонии , которые объявлены дополнительной частью республики (ст. 6). По Конституции 1791 г. колонии не считались частью Франции, и действие Основного закона на них не распространялось. Конституция же 1793 г. вопрос о колониях не затрагивала.

Глава II «Политическое положение граждан» (ст. 8-16) регулирует вопросы приобретения и прекращения французского гражданства.

Глава III «Съезд избирателей для избрания выборщиков» (ст. 17-32) посвящена определению избирательных прав граждан и избранию выборщиков на первичных собраниях. Всего в главе 16 статей .

Глава IV «Съезды выборщиков» (ст. 33-43) является продолжением Главы III и регулирует процедуры созыва и деятельности съездов выборщиков. Всего в ней 11 статей .

Глава V «Законодательная власть» (ст. 44-131) регулирует деятельность законодательной ветви власти и подразделяется на следующие отделы:

Общие положения (ст. 44-72)

Совет пятисот (ст. 73-81)

Совет старейшин (ст. 82-109)

Гарантии членов законодательного Корпуса (ст. 110-123)

Взаимоотношения между Советами (ст. 124-127)

Обнародование законов (ст. 127-131).

Всего в Главе V 88 статей .

Глава VI «Исполнительная власть» (ст. 132-173) посвящена деятельности органов исполнительной власти, на отделы не подразделяется, всего в ней насчитывается 42 статьи.

Глава VII «Административный и муниципальный корпусы» (ст. 174-201) регулирует деятельность органов местного управления. Всего в ней насчитывается 28 статей.

Глава VIII «Судебная власть» (ст. 202-273) регулирует деятельность судебной ветви власти и подразделяется на 5 отделов :

Общие положения (ст. 202-209)

Гражданский суд (ст. 209-221)

Исправительный и уголовный суд (ст. 222-253)

Кассационный трибунал (ст. 254-264)

Верховный суд (ст. 265-273).

Итого в Главе VIII насчитывается 72 статьи.

Глава IX«О вооруженных силах» (ст. 274-295) состоит из 3 отделов:

Общие положения (ст. 274-276)

О местной национальной гвардии (ст. 277-284)

О действующей национальной гвардии (ст. 285-295)

Всего в Главе IX насчитывается 22 статьи , что значительно больше соответствующих разделов в Конституциях 1791 и 1793 гг. (там вооруженным силам посвящено соответственно 13 и 8 статей).

Глава X «Народное просвещение» (ст.

Налоги (ст. 302-314)

Национальное казначейство и счетоводство (ст. 315-325).

Всего в Главе XI 24 статьи, что опять намного больше, чем в Конституциях 1791 и 1793 гг. (вопросам налогообложения и финансов там посвящено всего по 5 статей). Следовательно, можно сделать вывод, что разработчики Конституции 1795 г. считали вопрос о

финансах государства слабоурегулированным и требующим особой регламентации.

Глава XII «Внешние сношения» (ст. 326-335), т. е. всего 10 статей , что опять-таки намного больше, чем в предыдущих Конституциях (1 и 4 статьи соответственно).

Глава XIII «Пересмотр Конституции» (ст. 336-350), всего 15 статей (в предыдущих Конституциях 8 и 3).

ГлаваXIV «Общие положения» (ст. 351-377). Глава эта очень специфическая. Сюда вошли нормы, не подпадавшие в сферу регулирования предыдущих глав. К тому же в «лучших» традициях Конституции 1791 г. сюда попали нормы о правах человека, в частности, судебно-процессуальные, по сути дублирующие Декларацию прав и обязанностей. Почему законодатели не распределили эти нормы в соответствующие разделы — непонятно. Складывается впечатление, что Главу XIV создали искусственно, лишь бы не остановиться на Главе XIII. Суеверие, не иначе.

Попробуем сделать некоторые выводы. Если исходить только из структуры Конституции, то, во-первых , сразу бросается в глаза её колоссальный объём и многословность . Она ровно в 3 раза больше предыдущей Конституции 1793 г. (377 статей против 124). Если предыдущая Конституция по форме и формулировкам предельно лаконична и доступна простому обывателю, не юристу, то эта — её полная противоположность. Огромный объём, часто расплывчатые формулировки и повторы делали её, на наш взгляд, малопонятной для большинства населения. Это был явный шаг назад по сравнению с Конституцией 1793 г., зато у юристов-профессионалов появилось широкое поле для деятельности.

С другой стороны, Конституция 1795 г., всё-таки более проста для понимания (по структуре), чем Конституция 1791 г. В ней использована сплошная нумерация статей. Сами статьи объединены в 14 глав, некоторые из которых подразделяются на отделы.

Во-вторых , по расположению названий глав и их месту в конституции можно судить о преемственности Конституции 1795 г. с предыдущими конституционными документами. В начале идет Декларация прав, к которой добавлены и обязанности, затем Главы III-V, посвященные формированию и деятельности законодательной власти. Затем идут Главы VI-VII об исполнительной власти и местной системе управления, а после них Глава VIII о судебной власти. При этом соотношение количества статей в этих разделах выровнялось. Законодательной власти в общей сложности посвящены 115 статей (16+11+88), исполнительной власти — 70 статей (42+28), судебной власти — 72 статьи . Приоритет законодательной власти сохранился, но он теперь не настолько огромен, как в Конституции 1793 г. (там соотношение статей, посвященных законодательной, исполнительной и судебной власти выглядит как 51, 23 и 16).

В-третьих , в отличие от двух предыдущих Конституций резко возросло внимание законодателей к судебной власти (72 статьи против 16 по Конституции 1793 г. и 27 по Конституции 1791 г). Объясняется это, видимо, приниженным положением судов и нарушениями законности в годы якобинской диктатуры, отсюда и стремление повысить авторитет судебных учреждений, повышенное внимание к структуре судов.

Теперь проанализируем основной текст Конституции 1795 г., заодно сравнив его с предыдущими Конституциями.

Источник

Формы правления во Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 17:51, практическая работа

Краткое описание

Анализ различных конституций в таблице.

Файлы: 1 файл

История гос и права заруб стран.doc

Год принятия и название конституции Глава государства и его полномочия Структура и полномочия законодательных органов Избирательное право Структура и полномочия исполнительной власти
Конституционная монархия 1791 г. Конституция Франции, принятая 3 сентября1791 года Конституция подчеркивала, что король царствует «лишь в силу закона», и в связи с этим предусмотрела королевскую присягу «на верность нации и закону» и те основания, которые могли послужить поводом к отречению короля от трона. Более скромным стал и королевский титул: «король французов» вместо бывшего «король Божьей милостью». Расходы короля ограничивались цивильным листом, утверждаемым законодательной властью. Вместе с тем Конституция объявляла особу короля «неприкосновенной и священной», наделяла его значительными полномочиями.

Король рассматривался как верховный глава государства и исполнительной власти, на него возлагалось обеспечение общественного порядка и спокойствия. Он являлся также верховным главнокомандующим, назначал на высшие военные, дипломатические и иные государственные должности, поддерживал дипломатические отношения, утверждал объявления войны. Король единолично назначал и увольнял министров, руководил их действиями. В свою очередь, королевские указы требовали обязательно контрасигнации (подписи – скрепы) соответствующего министра, что в известной мере освобождало короля от политической ответственности и перекладывало ее на правительство.

Обладая правом вето, король мог не согласиться с постановлением законодательного корпуса. Признанию этого права короля предшествовала острая и длительная борьба в Учредительном собрании. В конечном счете, Конституция закрепила за королем отлагательное, а не абсолютное вето, как этого добивались сторонники сохранения сильной королевской власти. Вето короля преодолевалось лишь в том случае, если два последующих состава законодательного корпуса представят тот же законопроект «в тех же самых выражениях». Королевское вето не распространялось, однако, на законодательные факты финансового или конституционного характера

В Конституции содержались положения, гарантирующие созыв депутатов и начало работы собрания. Члены законодательного собрания должны были руководствоваться клятвой «жить свободными или умереть». Они не могли подвергаться преследованиям за выраженные словесно или письменно мысли или за действия, совершенные при выполнении ими обязанностей представителей.

В Конституции содержался перечень полномочий и обязанностей Законодательного собрания, причем особо было выделено его право на установление государственных налогов и обязанность министров отчитываться в расходовании государственных средств. Это делало министров в известной степени зависимыми от законодательной власти. Собрание могло возбуждать дела о привлечении министров к суду за совершение ими преступлений «против общественной безопасности и Конституции». Только Законодательное собрание обладало правом законодательной инициативы и объявления войны.

Главным назначением Национального собрания являлось принятие законов. Законопроект, принятый Собранием, подлежал утверждению королем. Но если отвергнутый королем законопроект был вновь принят следующими двумя новыми составами Национального собрания, то он приобретал силу закона (т.е. королевское вето было отлагательным).

Депутаты Национального собрания должны были избираться на основе двустепенных выборов, в которых могли участвовать только активные граждане. Ими признавались лица, имеющие французское гражданство, которым «исполнилось 25 от роду, проживающие в определенном месте, в течение установленного законом времени, уплачивающие прямой налог в размере оплаты не менее трех рабочих дней, не находящиеся в услужении, внесенные в список национальной гвардии. Право быть выборщиками получили те активные граждане, размеры дохода которых в зависимости от места их проживания равнялись оплате труда за 100-200 рабочих дней, те, которые нанимали или арендовали имущество стоимостью, эквивалентной оплате труда за 400 рабочих дней.

нового органа государственной власти — Национального Учредительного

Законодательный корпус (Национальное собрание). Он состоял из од-

ной палаты и избирался на один год. Принятый Национальным собранием законопроект приобретал силу закона лишь в том случае, если

40дней спустя после его рассылки в департаменты в большинстве из

них одна десятая часть первичных собраний не отклоняла данный законопроект. По ряду вопросов Национальное собрание могло издавать декреты, имеющие окончательную силу.

мужчин. Возможность избирать предоставлялась всем гражданам, имеющим постоянное место жительства не менее шести месяцев. Каждый

француз, пользующийся правами гражданства, мог быть избран на всем

собранием из кандидатов, выдвинутых списками от первичных и

департаментских собраний. Совет нес ответственность перед Национальным собранием.

советами: Советом старейшин, куда входят женатые мужчины в возрасте не моложе 40 лет, и Советом пятисот (намек на опыт демократии в Афинах), составленным из депутатов не моложе 30 лет. Этот

Совет предлагает законы, а старейшины утверждают.

Сохранялись принципы всеобщего избирательного права для всех французов старше 21 года (с цензом оседлости в 1 год). Но для выборщиков второго уровня устанавливались повышенные возрастной и имущественный цензы. Исполнительная власть возглавляется Директорией из пяти чело-

век, назначаемых советами. Республиканский строй сохраняется.

Выборы двухстепенные. Вводятся высокие цензы для избирателей —

имущественный, возрастной, ценз оседлости.

Установленный Конституцией VIII года режим консульства был очевидно переходной политической формой. Обстоятельства сложились так, что режим эволюционировал в особую разновидность монархии, реально основанной на военной диктатуре – цезаризм.

Население с высокими возрастным и имущественным цензами (старше 40 лет и выше 1 тыс. франков уплачиваемых в год налогов) избирало Палату депутатов.. Избирателями также могли быть только лица с хорошим имущественным положением.

были армия, полиция, административный аппарат. Президент не зависел от парламента и избирался на 4 года непосредственно населением.

Президент наделялся широкими полномочиями: правом внесения законопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования и т. д.

бюджет, решение вопросов войны и мира, утверждение торговых договоров и некоторые другие вопросы. Депутаты собрания избирались сроком на 3 года.

возрасте от 21 года, пользовавшиеся гражданскими и политическими

правами. Избранными могли быть те же лица, достигшие 25-летнего

возраста. Впоследствии был введен шестимесячный ценз оседлости для

избирателей, увеличенный затем до трех лет.

Президент назначал и смещал министров, командующих армией и флотом, префектов, губернаторов колоний и других высших должностных лиц.

Президент не мог быть переизбран на второй срок, не имел права роспуска Национального собрания.

Конституция предусматривала учреждение Государственного совета,

назначаемого на 6 лет

правами. Избранными могли быть те же лица, достигшие 25-летнего

возраста. Впоследствии был введен шестимесячный ценз оседлости для

избирателей, увеличенный затем до трех лет.

отсрочить заседания палат, потребовать повторного обсуждения законопроекта, уже согласованного палатами. С согласия Сената он распускал Палату депутатов до истечения законного срока ее полномочий.

Президент являлся главой вооруженных сил. Ему предоставлялось право назначения на все высшие военные и гражданские должности.

путем особыми коллегиями выборщиков по департаментам на 9 лет.

Сенат как верхняя палата парламента был постоянно действующим

учреждением. Он не мог быть распущен и каждые 3 года обновлялся на

одну треть. Как и Палата депутатов, он обладал правом законодатель-

ной инициативы, разработки законов, контроля за деятельностью

правительства. Лишь финансовые законы должны были в первую очередь представляться в нижнюю палату и приниматься ею.

Заседания палат проходили одновременно, но каждая из них работала

самостоятельно. На единое Национальное собрание они созывались в

случае избрания президента или пересмотра конституции.

Источник



Конституция Франции 1795 г., ее принципы, система высших органов и ее значение

Пришедшая к власти в результате переворота группа умеренных депутатов Конвента, отражавших интересы республикански настроенных кругов французской буржуазии, получила название термидорианцев.

Первое время термидорианцы были вынуждены сохранять систему государственных органов, созданную якобинцами. При этом сам механизм революционной диктатуры был постепенно разрушен, отменено чрезвычайное социально-экономическое законодательство якобинцев.

Комитет общественного спасения, где заседали теперь участники антиякобинского заговора, потерял значение правительственного органа. Были упразднены Парижская коммуна — оплот якобинцев, а также революционные комитеты, реорганизован Революционный трибунал.

Но и реформированная термидорианцами политическая система ассоциировалась с революционными традициями. Поэтому с особой остротой вновь стал вопрос о восстановлении конституционного строя.

Формально считалось, что в силе оставалась конституция 1793 г., принятая якобинским Конвентом и подтвержденная первичными собраниями выборщиков. Хотя якобинская Конституция так никогда и не применялась, первоначально сами термидорианцы ставили вопрос о поправках и добавлениях, необходимых для ее введения в действие. Однако вскоре, в частности под воздействием новых революционных волнений, правые термидорианцы усмотрели в якобинской конституции “организованную анархию” и приняли решение о подготовке нового конституционного документа. Они спешили с конституированием новой власти, тем более что вновь напомнила о себе политическая опасность со стороны открытых врагов республики — роялистов, фейянов и т. д. В августе 1795 г.

Следуя установившейся в период революции традиции, термидорианцы вынесли текст конституции на плебисцит, и она была поддержана подавляющим большинством первичных собраний выборщиков, так как народ рассчитывал с помощью новой Конституции спасти и укрепить республику, отвести угрозу реставрации, сохранить демократические завоевания революции.

Отмежевываясь от крайностей революции и политического безрассудства вождей якобинцев, авторы новой Конституции сохранили не только девиз революции: “свобода, равенство, братство”, но и ее важнейшие достижения — республиканизм, народный суверенитет, представительные органы и т. д.

Текст Конституции 1795 г. отличался напыщенностью и многословием (372 статьи), но при этом она была весьма умеренной по своему политическому содержанию.

Декларация прав и обязанностей человека и гражданина, которая была предпослана Конституции, уже не была проникнута революционным духом (отсутствовало право народа на восстание, на сопротивление угнетению и т.д.) и делала упор на закрепление экономических, моральных и правовых устоев общества. Так, например, в ней подчеркивалось, что собственность “лежит в основе мировой культуры, всего производства, всех средств труда и всего социального строя”.

Конституция отменяла всеобщее избирательное право и восстанавливала имущественный ценз. Следуя уже испытанной в 1791—1792 гг. политической модели, новая конституция в статье 22 заложила в основу республиканского строя принцип разделения властей. Однако новая организация государственной власти отличалась громоздкостью, доктринерством, чисто внешним подражанием образцам античной демократии.

В системе разделения властей законодательному корпусу отводилось ведущее место. Авторы конституции проявили политическую осторожность и отказались от создания “всемогущего” законодательного органа по типу Национального конвента. Впервые в истории французского конституционализма законодательный корпус был создан не на однопалатной, а на двухпалатной основе.

Право законодательной инициативы по конституции предоставлялось только Совету пятисот, но решение последнего становилось законом только после одобрения Совета старейшин. Отклоненный последним законопроект мог вноситься повторно только спустя год. Законодательная власть, таким образом, заведомо становилась источником политической конфронтации, а следовательно, и нежизнеспособной.

Политическая нестабильность и неустойчивость были присущи и исполнительной власти, которая также была изначально обречена на малую эффективность. Она вручалась Директории из 5 членов, избираемых путем тайного голосования законодательным корпусом. Ежегодно Директория обновлялась путем переизбрания одного из ее членов. Председательствовали в ней поочередно все члены в течение трех месяцев. Для осуществления чисто управленческих функций Директория назначала министров, которые, однако, не составляли правительство. Псевдодемократические государственные формы, введенные Конституцией 1795 г., не учитывали реального соотношения политических сил, не могли обеспечить экономической и правовой стабильности. Хотя по Конституции 1795 г. исполнительные и управленческие рычаги не должны были концентрироваться в одних руках, ведущую роль в Директории играл один из лидеров термидорианцев, беспринципный карьерист Баррас. Как и многие другие представители правящей верхушки, он откровенно стремился использовать государственную казну для личного обогащения.

Откровенная коррупция, поразившая и сами правительственные круги, ухудшила и без того тяжелое финансовое положение республики. Директория не в состоянии была решить те проблемы, которые стояли перед новым сформировавшимся за годы революции гражданским обществом. Сохранялась опасность монархической, феодальной реставрации и нового революционного взрыва масс, вызванного бедственным положением городских низов и возрождением популярности якобинских идей.

Непоследовательность, резкие повороты в политике Директории, то обрушивавшей удары против якобинцев, то начинавшей борьбу против дворян-эмигрантов и неприсягнувших священников, то облагавшей высоким подоходным налогом финансистов и спекулянтов, делали политическую обстановку в Франции непредсказуемой. Ненадежность правительства Директории, проводившей “политику качелей”, делала весь созданный в 1795 г. конституционный режим все более непопулярным и неустойчивым.

Источник

47.Характеристика Конституции Франции 1795 г

Конституция Франции 22 августа 1795 г. сменила никогда не вступавшую в действие Конституцию 1793 г. За 4 года эта была уже третья по счету Конституция, что свидетельствует о крайней политической нестабильности в стране.

Каждая новая смена режима сопровождалась

и изменением Основного закона — Конституции. Ни до, ни после история не знала случаев, когда бы Конституции менялись со столь калейдоскопической быстротой. Конституция 1795 г. явилась следствием так называемого термидорианского переворота, ликвидировавшего якобинскую диктатуру М. Робеспьера. В советской историографии события 9 термидора II года Республики (27 июля 1794 г.) оценивались сугубо отрицательно как контрреволюционный

переворот, покончивший с революцией. [279] В последнее время большинство французских и российских историков считают, что термидорианский переворот был скорее закономерной реакцией большинства общества на крайности террора, от которого страдали не только настоящие контрреволюционеры, но и сторонники Революции и Республики, по-иному, чем Робеспьер, понимавшие задачи Революции и направление развития страны (примеры Дантона, Демулена, Эберта, Ру и других революционеров, ставших жертвами террора, хорошо известны). [280] К тому же после победы революционной французской армии над интервентами при Флерюсе 26 июня 1794 г. угроза Реставрации монархии по сути исчезла и продолжение политики террора лишалось главного основания — борьбы с контрреволюцией. Террор становился бессмысленным. Однако правительство Робеспьера продолжило прежнюю политику, чем и подписало себе приговор.

По нашему мнению, термидорианский переворот вовсе не означал окончания революции. Республиканское устройство сохранилось, как сохранились и все основные достижения Революции. Скорее можно говорить о начале нисходящего этапа Революции, завершившегося «переворотом 18 Брюмера» Наполеона Бонапарта в ноябре 1799 г. В 1795 г. к власти пришли дельцы, новая буржуазия, нувориши, нажившиеся и сколотившие крупный капитал на спекуляции национальными имуществами. Они не хотели реставрации монархии, но не желали и дальнейшего углубления Революции, продолжения террора. Стабильность — вот их главный лозунг. Этого же желала и большая часть французского общества, хотя и расколотого на многочисленные социальными слои с разными политическими представлениями о будущем развитии страны. Этим и объясняется так называемая «политика качелей », применявшаяся термидорианским режимом на всём протяжении своего существования.

Но вернемся к 1795 г. После переворота 27 июля 1794 г. Национальный Конвент начал разработку новой Конституции, которая бы отражала новые политические реалии. Разработка и обсуждение проекта Конституции шла в течение года и, наконец, 22 августа 1795 г . новая Конституция была принята (по революционному календарю 5 фруктидора III года Республики).

48. Установление консульства во Франции. Конституция 1799года. Установление империи

В результате правительственного заговора 9 ноября 1799 года во Франции был совершенвоенный государственный переворот. Генерал Наполеон Бонапарт с помощью войск разогнал высший орган законодательной власти — Законодательный корпус и высший орган исполнительной вла­сти —

Исполнительная власть была передана Исполнительной комиссии, со­стоявшей из трех консулов. Реальная власть сосредоточилась у первого консула, пост которого занял Бонапарт. Законодательный корпус был заменен двумя законодательными комис­сиями, задачей которых стала выработка новой конституции. Демократические силы не смогли оказать сопротивления новой дикта­туре. Новый режим поддержало крестьянство, которому была обеща­на, а впоследствии и обеспечена защита его собственности на землю. Особенность государственного переворота состояла в том, что он был осуществлен не только посредством заговора политической «верхуш­ки», но и при прямой поддержке армии, ставшей опорой государствен­ной власти в условиях политической неустойчивости и неэффективнос­ти системы конституционных органов.

Режим Консульства юридически закреплялсяКонституцией 1799 г. Основными чертами государственного строя стали верховенство прави­тельства и представительство по плебисциту. Правительство состояло из трех консулов, выбираемых сроком на 10 лет. Первым консулом Конституция назначила Наполеона Бонапарта. Как первому консулу ему вручались особые полномочия:

• он осуществлял исполнительную власть;

• назначал и смещал министров, членов Государственного совета, по­слов, генералов, высших чиновников местного управления, судей;

• обладал правом законодательной инициативы.

Второй и третий консулы имели совещательные полномочия. Законопроекты могло предлагать только правительство, то есть первый консул. Органами законодательной власти по Конституции были:

• Государственный совет, осуществлявший редактирование этих за­конопроектов;

• Трибунат, обсуждавший их;

• Законодательный корпус, принимавший или отвергавший их целиком без прений;

• Охранительный сенат, утверждавший их.

Таким образом, эти органы не имели самостоятельного значения, а только маскировали единовластие первого консула. Административно-территориальное управление осуществлялось с помо­щью разделения страны на департаменты, дистрикты, коммуны. Руко­водство департаментом осуществлял назначаемый правительством пре­фект, а в дистрикте — супрефект.

Мэров и членов совещательных советов коммун и городов назначало правительство. Устанавливалась строгая иерархическая подчиненность должностных лиц первому консулу.

По итогам плебисцита 1802 г. Бонапарт был объявленпожизненным кон­сулом с правом назначения преемника, что означало, по сути, возоб­новление монархии.

В 1804 г. Бонапарт был провозглашенимператором французов, полнос­тью сосредоточившим в своих руках исполнительную и законодательную власть. Основными рычагами императорской власти стали:

• армия, превратившаяся к моменту образования империи в профессио­нальную и включавшая привилегированные войска — императорскую гвардию. Она приобрела огромное влияние на политическую жизнь стра­ны;

• полицейская система, развитию и укреплению которой Наполеон уде­лял особое внимание. При министерстве полиции была создана система политического сыска и шпионажа. Генеральные комиссары и комисса­ры полиции в округах и городах формально подчинялись префектам, но ‘фактически назначались министром полиции и действовали под его руководством;

С переходом Франции к империи сформировавшееся на базе развиваю­щегося капитализма гражданское общество приобрело стабильность и порядок, но утратило все основные демократические завоевания рево­люции. Правительство преследовало любые проявления свободомыслия: запрещались публичные собрания и манифестации, устанавливалась жесткая цензура над прессой и т. д.

Конец империи был предопределен военными поражениями Франции. В 1812 г. наполеоновские армии вторглись в Россию и в ходе освободи­тельной войны были разгромлены. В 1814 г. русские войска совместно с войсками союзников вступили во Францию. Империя Наполеона потерпела крах.

49. ЛЕГИТИМНАЯ МОНАРХИЯ: ХАРТИЯ 1814 г.

После краха империи Наполеона I в 1814 г. во Франции была реставрирована монархия Бурбонов. Реставрация осуществлялась на почве временного компромисса между дворянством, желавшим сохранить остатки феодального строя, и верхушкой буржуазии, стремившейся сохранить богатства и преимущества, полученные в ходе революции и правления Наполеона. Политическим выражением реставрации являлась октроированная королем (изданная единолично монархом, как бы дарованная им народу) Хартия 1814 г. Она установила во Франции конституционную монархию. В Хартии содержались ссылки на «божественное провидение» и декларировалось, что «вся власть сосредоточивалась во Франции целиком в особе короля». Прежде всего, Хартия подчеркивала невозможность передела собственности: «Все виды собственности неприкосновенны, не исключая так называемой национальной» В Хартии нашли свое выражение также либеральные идеи. В ней говорилось о равенстве французов перед законом, о гарантиях личной свободы, о свободе слова и печати о недопустимости преследования за политическую деятельность.

Исполнительная власть осуществлялась королем (он назначал министров), а законодательная – делилась им с палатой пэров и палатой депутатов. Законодательная инициатива принадлежала только королю (осуществлялась путем издания королевских ордонансов). Монарх утверждал и обнародовал законы, от его имени осуществлялось правосудие, им же назначались судьи. Несмотря на это, нельзя было говорить о восстановлении королевского абсолютизма дореволюционного образца. Палата пэров целиком назначалась королем, пэры могли быть как пожизненными, так и наследственными. Палата депутатов избиралась на 5 лет. Король созывал палаты на сессию, мог объявлять перерывы в их работе, распускать палату депутатов. Избирательное право носило «сверхцензовый» характер. Участвовать в голосовании могли лишь французы старше 30 лет. уплачивающие прямой налог в размере 300 франков (таковых было не более 15 тыс. человек). От депутата требовалось достижение 40 лет, уплата прямого налога в 1 тыс. франков (таких лиц на всю страну набиралось не более 5 тыс.). Таким образом, в выборах участвовала лишь аристократическая элита, на поддержку которой и рассчитывал Людовик XVIII Вместе с тем «легитимная монархия» Бурбонов сохранила в основных чертах судебную и административную систему Первой империи.

После поражения Наполеона под Ватерлоо в 1815 г. произошла «вторичная» реставрация монархии и власти стали проводить политику полного восстановления абсолютизма. В 1820 г. был принят Закон «О двойном вотуме», который предоставлял право крупным налогоплательщикам иметь два голоса при выборах в палату депутатов. Закон о выплате эмигрантам, потерявшим в ходе революции земли, компенсации, вызвал недовольство королевской политикой. Правительство Карла X было свергнуто в июле 1830 г. Карл X бежал из Франции, престол был передан герцогу Луи Филиппу Орлеанскому. Государственный строй Франции после июльской революции – «июльская монархия».

Источник

Французская Конституция 1795 г.

Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран . 2006 .

Смотреть что такое «Французская Конституция 1795 г.» в других словарях:

ФРАНЦУЗСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ 1795 — Конституция III года, бурж. респ. конституция, принятая термидорианским Конвентом 22 авг. Являясь отступлением от демократич. принципов якобинской конституции 1793, она восстанавливала имуществ. и возрастной ценз, отменяла всеобщее избират. право … Советская историческая энциклопедия

Французская Революция — История Франции Портал Франция Доисторическая Франция До кроманьонцев: Олдувай, Аббевиль, Ашёль, Мустье Кроманьонцы … Википедия

Французская революция XVIII века — История Франции Портал Франция Доисторическая Франция До кроманьонцев: Олдувай, Аббевиль, Ашёль, Мустье Кроманьонцы … Википедия

Конституция III года — См. также: Конституция, Конституция (значения) и Конституция Франции В Викитеке есть полный текст … Википедия

Французская революция — Содержание I. Место Ф. революции в европейской истории. II. Основные причины Ф. революции. III. Общий ход событий с 1789 по 1799 гг. IV. Непосредственное влияние революции на внутреннюю историю Франции и других стран. V. Историография Ф.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Французская революция и страны континентальной Европы — Революция в Бельгии Страны континентальной Европы по разному испытали на себе влияние Французской революции. Революционное движение раньше всего вспыхнуло в Бельгии, входившей в состав Габсбургской империи. Реформы австрийского императора Иосифа… … Всемирная история. Энциклопедия

КОНСТИТУЦИЯ — (лат.eonstitutio установление,устройство) в материальном смысле представляет собой писаный нормативный акт. совокупность актов или конституционных обычаев, которые провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина и определяют… … Энциклопедия юриста

Великая Французская революция — История Франции Портал Франция Античность Римская Галлия (220 до н.э.–481) Средневековая Франция … Википедия

Великая Французская Революция — История Франции Портал Франция Доисторическая Франция До кроманьонцев: Олдувай, Аббевиль, Ашёль, Мустье Кроманьонцы … Википедия

Великая французская буржуазная революция — История Франции Портал Франция Доисторическая Франция До кроманьонцев: Олдувай, Аббевиль, Ашёль, Мустье Кроманьонцы … Википедия

Источник

Читайте также:  Понятие о ротации и ротационной таблице