«КамАЗ» никого не подпустил к подиуму. Итоги насыщенного «Дакара»
Легендарный ралли-марафон не обошелся без скандалов. А россиянин Владимир Васильев в последний момент попал в топ-6 в зачете внедорожников.
Ралли-рейд «Дакар». Итоговый зачет
Мотоциклы
1. Кевин Бенавидес (Аргентина, «Хонда») — 47:18.14
2. Рикки Брейбек (США, «Хонда») — 4.56
3. Сэм Сандерленд (Великобритания, «КТМ») — 15.57
Квадроциклы
1. Мануэль Андухар (Аргентина, «Ямаха») — 60:28.29
2. Джованни Энрико (Чили, «Ямаха») — 33.44
3. Пабло Копетти (США, «Ямаха») — 3:00.58
Внедорожники
1. Стефан Петерансель (Франция, «Мини») — 44:27.11
2. Нассер Аль-Аттия (Катар, «Тойота») — 14.51
3. Карлос Сайнс-старший (Испания, «Мини») — 1:01.57.
6. Владимир Васильев (Россия, «Мини») — 3:29.38
Мотовездеходы SSV
1. Франсиско Лопес Контардо (Чили, «Кан-Ам») — 53:41.02
2. Остин Джонс (США, «Кан-Ам») — 17.23
3. Арон Домжала (Польша, «Кан-Ам») — 51.53.
16. Сергей Карякин (Россия, «Кан-Ам») — 11:07.04
Грузовики
1. Дмитрий Сотников (Россия, «КамАЗ») — 48:21.21
2. Антон Шибалов (Россия, «КамАЗ») — 41.38
3. Айрат Мардеев (Россия, «КамАЗ») — 1:16.35.
7. Андрей Каргинов (Россия, «КамАЗ») — 2:51.01
«Дакар-2021» ударно дал старт новому авто- и мотоспортивному году. Несмотря на нынешнюю кризисную ситуацию в мире, организаторы отлично постарались, чтобы провести все этапы в Саудовской Аравии без особых проблем. Интрига сохранялась до последнего дня практически во всех классах, однако главным итогом для нас является превосходство команды «КамАЗ-мастер» над остальными грузовиками. Впрочем, шестое место Владимира Васильева в зачете внедорожников — тоже отменный результат.
Экипажу Сотникова нет равных
Благодаря ярким выступлениям «КамАЗ-мастера» класс грузовиков всегда являлся наиболее успешным для россиян. Еще перед началом нынешнего двухнедельного марафона было известно, что особого сопротивления россияне не ощутят и на этот раз. Главными соперниками представлялись МАЗы во главе с Сергеем Вязовичем. Белорусы начинали хорошо, но уже на четвертом этапе экипаж Вязовича потерял возможность побороться за победу. Дальнейшие технические проблемы МАЗа привели к сходу белорусского коллектива. Второй МАЗ Алексея Вишневского после сложного старта также не соперничал с КамАЗами и закончил марафон на шестой позиции. Поэтому российский коллектив, состоящий из четырех экипажей, разыгрывал призовые места между собой.
У действующего чемпиона Андрея Каргинова с первого этапа марафон не задался. Технические неполадки заставили российский экипаж отыгрывать большое количество времени, но финиш на седьмом месте — максимум в сложившейся ситуации. В борьбу за подиум могли вмешаться чехи Мартин Мацик на «Ивеко» и Алеш Лопрайс на «Праге», однако Дмитрий Сотников создал себе большой задел еще в первой половине марафона, а Антон Шибалов и Айрат Мардеев уверенно взяли свое после дня отдыха.
Последние этапы превратились в формальность, и экипаж Дмитрия Сотникова впервые завоевал «Золотого бедуина». Шибалов финишировал с отставанием в 40 секунд, а на последнем этапе с ним произошел курьезный инцидент: КамАЗ так высоко подпрыгнул на небольшом песчаном трамплине, что задел низко летящий вертолет. К счастью, особых повреждений ни грузовику, ни вертолету это не принесло, и Шибалов сумел закончить этап. Тройку призеров замкнул Айрат Мардеев, что позволило «КамАЗ-мастеру» занять весь подиум — в четвертый раз в истории.
14-я победа легенды
В зачете внедорожников борьба за победу развернулась между многоопытными фаворитами. 55-летний Стефан Петрансель и 50-летний Насер аль-Атийя устроили настоящую погоню друг за другом, тогда как другие заметные гонщики Карлос Сайнс — старший и Себастьян Леб критиковали организаторов за сложность прохождения некоторых этапов. Легендарный испанец несколько раз заблудился, из-за чего потерял очень много времени. Приключения Сайнса, который на протяжении нескольких минут не мог найти правильный путь, уже вошли в фольклор «Дакара». А Леб нахватал проблем еще на старте. Пробитые шины, технические неполадки, штраф за превышение скорости и навигационные проблемы завершили провальный марафон легенды классических ралли.
К сожалению, россиянин Владимир Васильев на первых этапах также столкнулся с рядом проблем, но во второй половине он и его штурман Дмитрий Цыро брали стабильностью. К моменту завершения «Дакара» Васильев находился на седьмом месте в общем зачете, но затем комиссары добавили к результату его главного соперника Халида аль-Кассими из ОАЭ пять минут штрафа. Благодаря этому экипаж Владимира поднялся на шестую строчку. Напомним, что лучший результат нашего гонщика, который проехал «Дакар» в шестой раз, — пятое место в 2015 году. Победу же в общем зачете одержал Петрансель, для которого этот успех стал 14-м на «Дакаре». Насер аль-Атийя, закончивший гонку вторым, уступил французу всего 15 минут. Бронзовым призером стал Сайнс-старший.
Событийный марафон Карякина
Сергей Карякин, который мог пропустить «Дакар» из-за финансовых трудностей, провел яркий ралли-марафон в зачете мотовездеходов. Россиянин не рисковал на первых этапах, но сохранял надежду на победу. Решающим стал вечер после восьмого этапа, когда Карякин обвинил соперников из Саудовской Аравии в нарушении правил. Дело в том, что во время двухдневного марафонского этапа участники должны были обслуживать технику сами, без помощи механиков. Россиянин заподозрил саудитов в помощи своим, однако буквально через день Карякин получил обвинения уже в свой адрес. Несмотря на скандалы, россиянину все равно не удалось выиграть в своем классе. Технические неполадки на девятом этапе испортили «Дакар», пусть Карякин и сумел победить на десятом. Проблемы и штрафы принесли россиянину лишь 16-й результат в своем классе.
Неплохо себя проявил самый молодой гонщик нынешнего «Дакара» Сет Кинтеро. 18-летний парень сумел взять несколько этапов, но также не обошелся без технических проблем, что предопределило его большое отставание на финише от победителя. Подиум в зачете мотовездеходов заняли Франсиско Контрадо, Остин Джонс и Арон Домжала соответственно.
Грустный финал «Дакара»
Класс квадроциклов у многих особого интереса не вызывает: Андухар, Энрико и Копетти распределили места на подиуме. А вот зачет мотоциклов представлялся самым интригующим. Лидеры менялись после каждого этапа, но на последнем этапе явными фаворитами были Кевин Бенавидес и Рики Брабек на «Хонде», а также Сэм Сандерленд на КТМ. В итоге представители «Хонды» во главе с Бенавидесом выиграли общий зачет, а Сандерленд из-за провального последнего этапа не сумел побороться за победу и взял бронзу.
Этот класс является еще и самым опасным, что нынешний ралли-марафон в лишний раз доказал. Во время сложнейших седьмого и восьмого этапов многие гонщики получили серьезные травмы, в том числе и фатальные. К сожалению, французский мотогонщик Пьер Шерпен во время финального дня «Дакара» скончался от последствий травм, полученных еще на седьмом этапе.
Источник
Итоги ралли Дакар 2021: все классы — результаты, факты и пару слов о технологиях будущего
2 января 2021 года в королевстве Саудовская Аравия стартует ралли Дакар-2021. Общая длина кольцевого маршрута, который начинается и заканчивается в портовом городе Джидде, составляет около 7,700 км, а общая длина зачетных спецучастков — около 4,800 км. Участникам предстоит соревноваться в скорости и навигации по пыльным дорогам, горным участкам и, конечно же, пескам.
Автомалиновка будет особо следить за соревнованиями в зачете грузовиков, где с 2012 года выступает команда Минского автозавода. Наивысшее достижение беларуской команды — 2 место экипажа Сергея Вязовича на Дакаре-2018. В 2021 году Вязович поднялися на третье место подиума, поэтому на Дакаре-2021 у него стартовый номер 502. А победителем Дакара-2020 стал экипаж Андрея Каргинова из команды КамАЗ-мастер, который поведет грузовик под номером 500.
Немного об истории и регламенте ралли Дакар
Ралли Дакар до 2008 года проходило от Парижа до Дакара через пески Сахары, затем до 2021 года — в Южной Америке. В 2021 году ралли вернулось в восточное полушарие и проходит на Аравийском полуострове, пока только в Саудовской Аравии, хотя имеются планы заехать и соседние страны.
Но в 2021 году о расширении географии речь не идет. Ралли будет проходить в условия жестких ограничений, когда пилотам и членам команд строжайше запрещено общаться с местным населением. Экипажи и персонал прошли двухнедельный карантин в комфортабельном отеле и, как минимум, трижды сдадут местным медикам тест на коронавирус. Так что в спортивную борьбу вполне может вмешаться медицинский фактор.
Маршрут ралли Дакар-2021 изменен по сравнению с прошлым годом — он компактнее и проходит против часовой стрелки. На маршруте будет меньше непроходимых песков, а также прямых песчаных участков, которые давали преимущество КамАЗам с их очень мощными моторами. Но в команде МАЗ тоже поработали над этой составляющей техники, которая на Дакаре-2020 оказалась слабым местом. А главным аргументом МАЗа станут новые грузовики капотной компоновки, которые по регламентным причинам пока не могут использоваться российской командой. В противостоянии двух сильнейших команд планеты у каждого экипажа будут шансы победить в главном ралли 2021 года!
Трасса делится на однодневные участки, а соревнования проводятся на скоростных спецучастках, время прохождения которых суммируется в общем зачете. Порядок на старте определяется результатами предыдущего спецучастка. В зачете ралли побеждает экипаж, который прошел все спецучастки за минимальное суммарное время, с учетом добавленных штрафов.
Навигация по спутниковым системам запрещена, а для отслеживания перемещения экипажей применяется специальный GPS-трекер, предоставленный организаторами. Дорожные книги с ориентирами на каждом этапе выдаются за 10 минут до старта (это новшество было испытано на нескольких этапах в прошлом году). Направление до ближайшей контрольной точки выдается на прибор только в том случае, если она находится в пределах видимости. Можно также за штраф узнать координаты одной или нескольких следующих точек маршрута на карте.
Африканские маршруты
Африка – континент неспокойный. Низкий уровень жизни, политическая нестабильность, терроризм – эти факторы преследовали ралли на протяжении всего африканского этапа. Организаторы Дакара смогли провести гонку по начальному маршруту 2 раза: в 1979 г. и в 1980 г. Гонщики после высадки на африканский континент следовали через Алжир, Мали, Нигер и далее на восток через небольшие африканские страны до синегальского Дакара.
Но уже в третьем заезде, в 1981 г., из соображений безопасности маршрут начинают менять: гонка проходит, минуя ту или иную страну. В 1984 г. маршрут проложили со значительным отклонением на юг, с заездом в Кот-д’Ивуар. Сложная ситуация в Алжире привела тому, что с 1989 г. высадка на африканском континенте попеременно осуществлялась в Тунисе, Ливии и Марокко.
Несмотря на небольшие изменения в маршрутах, общее направление движения в течение 12 лет лежало с северного побережья Африки на юг, в центр континента, и затем – на западное атлантическое побережье. 1992 год стал революционным. Организаторы отказались от крюка с севера на запад и решили провести первую в мире трансафриканскую гонку. Участники ралли проехали континент с севера на юг – от Ливии до ЮАР. Маршрут, естественно, максимально выпрямили, но все равно вышло длинно – более 12 тыс. км.
Из соображений безопасности с 1994 г. кататься по центральной Африке перестают. Аккуратно прокладывают путь по западному побережью с заездом в относительно спокойные Мавританию и Мали.
Выделяются маршруты 2000 и 2003 г. Первый – снова стал трансафриканским, только на этот раз – с запада на восток. Гонщики проехали от Дакара до Каира. В 2003 г. пунктом назначения стал Шарм-эль-Шейх.
Африканская история закончилась в 2008 г., когда за несколько дней до начала гонок МИД Франции официально предупредил организаторов, что их проведение по предполагаемому маршруту несет в себе потенциальную угрозу безопасности не только участникам, но и нескольким тысячам зрителей. Террористы предполагали провести атаку в Мавритании, по которой проходила большая часть пути. Времени на проработку нового маршрута не было: заезд был отменен.
Ралли Дакар-2021: расписание и результаты этапов
Ралли Дакар-2021 проходит по Саудовской Аравии. Пролог 2 мая — квалификационный, он определяет расстановку экипажей на старте ралли.
дата и время* | старт | спецучасток | финиш | ||
02/01 2021 | 17:13 | Джидда | 11 км | Джидда | |
1 | 03/01 2021 | 13:30 | Джидда | 277 км | Биша |
2 | 04/01 2021 | 09:30 | Биша | 457 км | Вади-аль-Давасир |
3 | 05/01 2021 | 09:30 | Вади-аль-Давасир | 403 км | Вади-аль-Давасир |
4 | 06/01 2021 | 12:08 | Вади-аль-Давасир | 337 км | Эр-Рияд |
5 | 07/01 2021 | 11:05 | Эр-Рияд | 456 км | Аль-Кайсума |
6 | 08/01 2021 | 12:10 | Аль-Кайсума | 448 км | Хаиль |
11/01 2021 | отдых | Хаиль | |||
7 | 10/01 2021 | 10:21 | Хаиль | 453 км | Сакака |
8 | 11/01 2021 | 11:45 | Сакака | 375 км | Неом |
9 | 12/01 2021 | 10:50 | Неом | 465 км | Неом |
10 | 13/01 2021 | 11:04 | Неом | 342 км | Аль-Ула |
11 | 14/01 2021 | 10:32 | Аль-Ула | 464 км | Янбу |
12 | 15/01 2021 | 10:29 | Янбу | 200 км | Джидда |
* Указано местное время (GMT+3) для старта спецучастка грузовиков.
Происшествия
- В 1982 году Марк Тэтчер, сын премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер, вместе со своим французским штурманом Шарлоттом Верне и механиком, исчезли на шесть дней. 9 января 1982 года они отделились от колонны автомобилей после остановки для ремонта неисправной рулевой системы. Они были объявлены пропавшими без вести 12 января. После крупномасштабного поиска алжирский военный поисковый самолёт Lockheed L100 обнаружил их белый Peugeot 504 на расстоянии 50 км от трассы. Тэтчер, Верни и механик не пострадали.
- Организатор ралли Тьерри Сабин погиб, когда его вертолет Ecureuil разбился в 07:30 часов во вторник, 14 января 1986 года, на дюне в Мали во время внезапной песчаной бури. Также погибли певец Даниэль Балавуан, пилот вертолёта Франсуа-Ксавье Банью, журналистка Натали Оден и Жан-Поль Лефур, радиоинженер французского радио RTL[13].
- Шесть человек — три участника и три местных жителя — погибли во время ралли 1988 года. В ходе инцидента Байе Сиби — 10-летняя малийская девочка — была сбита гонщиком, в то время как она пересекла дорогу. Машиной команды, которая вела видеосъёмку, были сбиты мать и дочь в Мавритании в последний день гонки. Участники ралли погибли в трёх отдельных авариях. Гонщики также были обвинены в возникновении пожара, который вызвал панику на поезде, курсировавшим между Дакаром и Бамако, где погибли ещё три человека[14].
- В 2003 году французский водитель Даниэль Небот разбил свою Тойоту. При этом погиб его напарник Бруно Кови[15][16].
- 10 января 2005 года испанский мотоциклист Хосе Мануэль Перес умер в испанской больнице после аварии, случившейся за неделю до этого на седьмом этапе ралли. Итальянский мотоциклист Фабрицио Меони, двукратный победитель ралли, стал вторым погибшим в том году участником. Это произошло 11 января 2005 года на одиннадцатом этапе. 13 января 2005 года пятилетняя сенегальская девочка была раздавлена под колёсами грузовика службы поддержки, в результате чего общее число смертей достигло пяти.
- Ралли Дакар 2008 было отменено по соображениям безопасности после убийства четырёх французских туристов в декабре 2007 года в Мавритании (на территории которой ралли проходит на протяжении восьми дней). Французская компания Amaury Sport Organisation, отвечающая за организацию ралли, в своем заявлении сообщила, что французское правительство рекомендовало им отменить гонку, которая должна была стартовать 5 января 2008 года в Лиссабоне. Также в заявлении говорилось, что были высказаны прямые угрозы в отношении ралли от Аль-Каиды и связанных с ней организаций[17][18].
- 7 января 2009 года было найдено тело 49-летнего мотоциклиста Паскаля Терри из Франции, которое лежало на отдалённой части второго этапа между Санта-Роса-де-Ла-Пампа и Пуэрто-Мадрин. Он считался пропавшим без вести в течение трёх дней.
- 4 января 2010 года погибла женщина, наблюдающая за «Ралли Дакар» — машина, принимающая участие в гонке, свернула с курса и сбила её во время открытия субботнего этапа. Внедорожник был под управлением Мирко Шультиса и его помощника Ульриха Леарди.
- 1 января 2012 года на трассе «Ралли Дакар» погиб аргентинский мотоциклист Хорхе Боеро.
- 9 января 2013 года, в ходе пятого этапа «Ралли Дакар 2013», недалеко от перуанского города Такна, в 10 км от границы с Чили произошло лобовое столкновение автомобиля Land Rover Defender команды сопровождения одной из гоночных команд и двух местных автомобилей такси. В результате инцидента погибли двое местных зрителей, ещё семеро человек (включая троих британцев) с травмами различной степени тяжести были отправлены в местную клинику[19].
- 11 января 2013 года, на седьмом этапе «Ралли Дакар 2013», в результате лобового столкновения с автомобилем местной полиции погиб французский мотоциклист — дебютант «Ралли Дакар» — 25-летний Тома Буржен (№ 106), занимавший после 6-го этапа 68-е[20] место в общем зачёте мотоциклов. Трагедия случилась в 8:23 по местному времени на чилийском отрезке 806-километрового этапа. Бригада экстренной медицинской помощи, обслуживающая ралли, прибыла на место ДТП и констатировала смерть мотогонщика, которая, вероятнее всего, была мгновенной в результате сильного удара[21][22].
- 6 января 2015 года польский мотогонщик Михал Херник погиб в ходе третьего этапа «Ралли Дакар 2015». Тело 39-летнего мужчины было найдено в 300 метрах от трассы. Директор ралли Этьен Лавинь сообщил, что спортсмен был без шлема и на месте происшествия признаков аварии не обнаружено, мотоцикл был также не повреждён. Михаил Херник впервые участвовал в «Дакаре»[23]. По результатам судебно-медицинской экспертизы причиной смерти названо обезвоживание[24].
Ралли Дакар-2021: онлайн трансляция и новости на Автомалиновке
Автомалиновка проводит текстовые онлайн трансляции всех этапов ралли Дакар-2021, публикует ключевые новости и отчеты. Особое внимание уделяется спецучастку грузовиков — примерное время начала его трансляции указано выше в таблице этапов (оно уточняется организаторами в день старта), а за несколько часов до указанного времени начинается предварительная трансляция с других номинаций Дакара.
Предварительные результаты каждого этапа публикуются по завершению спецучастка лидирующими экипажами, окончательные результаты — по мере готовности данных у организаторов, обычно это происходит на следующий день.
Сложности с названием
На каком основании дакаровская гонка была названа «ралли» — не совсем понятно. Значение слова «ралли» — гонка по трассе, которая может проходить и на коротких дистанциях, и на продолжительных расстояниях между городами и странами. Однако наличие автомобильной дороги общего назначения, любой, необязательно асфальтированной, является отличительным элементом такого вида гонки. Напротив, Париж-Дакар – это езда по бездорожью на выносливость (человеческую и транспортного средства). Чтобы устранить терминологическую путаницу, придумали название «ралли-рейд» («rally raid» — «ралли-набег»), которое стало обозначать гонку по бездорожью. Но сложный термин не прижился: до сих пор употребляют просто «ралли», хотя это и неверно.
Источник
Финишная черта. Итоги ралли-марафона Дакар-2021
Спустя 30 лет после своей первой победы на Дакаре, одержанной на мотоцикле, Стефан Петерансель добавил в свою коллекцию 14-го «Золотого Бедуина» и стал первым в истории гонщиком, выигравшим главный ралли-марафон планеты на трех разных континентах. А Кевин Бенавидес вписал своё имя в историю как первый южноамериканец, победивший в мотозачете, тогда как его соотечественник Мануэль Андухар стал сильнейшим среди квадроциклистов. В мотовездеходах, как и в 2019-м, доминировал чилиец Франсиско Лопес. Ну а подиум в категории грузовиков в полном составе заняла российская команда КАМАЗ-мастер во главе с Дмитрием Сотниковым, впервые выигравшим Дакар.
После 12 этапов и более 8000 километров, пройденных с 3 января, долгожданного финиша в Джидде достигли 64 мотоцикла, 11 квадроциклов, 50 автомобилей, 43 багги и 32 грузовика. Ещё 16 участников завершили ралли-марафон, воспользовавшись правом вернуться в гонку в зачете Dakar Experience после схода.
Мотоциклы: Бенавидес на вершине
Наверное, дело не в том, что он перекрасился в блондина, но в этом году Кевин Бенавидес изменился… и победил! Его предыдущие четыре участия на Дакаре состояли из взлетов и падений: стремительный дебют в 2016-м, когда он остановился в шаге от подиума, обидное второе место после досадной навигационной ошибки в 2018-м в родном городе Сальта, стоившей ему победы. Да и на нынешнем Дакаре аргентинцу тоже пришлось через многое пройти. На пятом этапе он упал и сломал нос, ушиб лодыжку, что не помешало ему выйти в лидеры генеральной классификации. Правда, лидировал он недолго – уже на следующий день откатился назад и занял выжидательную позицию. После драмы напарника по Honda Начо Корнехо Бенавидес вернулся на вершину турнирной таблицы и выдержал напряженный поединок с Сэмом Сандерлендом до последних километров предпоследнего этапа. К тому же не стоило сбрасывать со счетов его американского напарника Рики Брабека, ставшего в итоге вторым и обеспечившего Honda первый победный дубль на Дакаре с 1987 года, когда два первых места заняли Сирил Невё и Эди Ориоль.
В зачете Original by Motul, где участники ехали без технической поддержки команд, победил литовский мотогонщик Арунас Гелазнинкас, опередивший на час прошлогоднего триумфатора Эмануэля Гиенеса.
Кевин Бенавидес Фото: Dakar
Квадроциклы: Аргентинец, да не тот
Не только в категории мотоциклов победа осталась за Аргентиной. Среди квадроциклистов сильнейшим также стал гонщик из этой южноамериканской страны. Само по себе это ничуть не удивительно, учитывая, что в категории квадроциклов с момента её запуска в 2009-м аргентинцы выиграли шесть раз. Но победы, скорее, ждали от Николаса Кавильяссо. И действительно после невыразительного старта победитель Дакара-2019 захватил инициативу и на день отдыха отправился лидером. Но поломка мотора на марафонском этапе выбила его из гонки. Тут и вышел на первый план другой аргентинец, который до этого уже победил на этапе и сидел в засаде, ожидая своего шанса взять ход гонки под свой контроль.
Мануэль Андухар Фото: Dakar
Автомобили: «У Мистера Дакара» всё под контролем
Легких побед на Дакаре не бывает, но если кто и может опровергнуть это утверждение, так это Стефан Петерансель. Судите сами, претендентов на победу и как минимум на подиум перед стартом было предостаточно: Себастьен Лёб, Жиниель Де Вильерс, Мартин Прокоп, Ясир Сейдан, Матье Серрадори, Бернхард Тен Бринке и много других достойных гонщиков. Но уже к третьему этапу всё свелось к противостоянию Петеранселя со своими товарищами по прошлогоднему подиуму. А после неудачи Карлоса Сайнса у француза по сути остался один конкурент – Нассер Аль-Аттия. Катарец выиграл в общей сложности шесть спецучастков, включая пролог, и оказывал жесткий прессинг. Но Петерансель выдержал натиск, а за три дня до финиша вместе со своей единственной победой на этапе увеличил свое преимущество с 4 минут и 50 секунд до 18 минут. Большего ему не требовалось, чтобы в 14-й раз выиграть Дакар.
Расстроенный Карлос Сайнс обеспечил X-Raid Mini двойной подиум, тогда как напарник Аль-Аттии Якуб Пшигонски повторил свой лучший результат, финишировав четвертым, хотя, конечно, для Toyota это стало слабым утешением. А вот где действительно могут быть довольны, так это в Bahrain Raid Xtreme – в дебютном для команды Дакаре Нани Рома занял пятое место.
Нассер Аль-Аттия, Стефан Петерансель и Карлос Сайнс Фото: Dakar
Мотовездеходы: Доминатор Чалеко
В своем десятом по счету Дакаре Чалеко Лопесу пришлось иметь дело с новичками категории мотовездеходов, каждый из которых был быстрее другого. Дважды выигравший на этапах Сет Кинтеро, как и Крис Мик, а также Кристина Гутьеррес, ставшая первой девушкой за последние 15 лет, которой покорился спецучасток Дакара. И всё же опытный чилиец хорошо понимал, когда стоит атаковать, а когда – нет. До начала шестого этапа он демонстрировал образцовую стойкость. Да и потеря часа из-за поломки не выбила его из колеи. Лопес выиграл три следующих этапа и вернулся на вершину генеральной классификации, отыграв 36 минут отставания от Арона Домзалы. В дальнейшем он с каждым днем отрывался всё дальше, тогда как молодые соперники Сет Кинтеро, Арон Домзала и Остин Джонс один за одним ошибались, и обеспечил себе вторую победу на Дакаре после 2019 года.
Франсиско Лопес Фото: Dakar
Грузовики: Первая победа Сотникова
С 2017 года Дмитрий Сотников неизменно выигрывал на Дакаре минимум по одному этапу и потому вполне обоснованно считался одним из главных фаворитов перед стартом в Джидде. И если в прошлом году другой гонщик КАМАЗ-мастер Андрей Каргинов доминировал, выиграв семь этапов, то Сотников взял титул путем стабильных результатов. 11 из 12 этапов он завершил в первой тройке, единственным исключением стал лишь предпоследний СУ, где Дмитрий финишировал четвертым. И тогда как в этот раз Каргинов потерял полтора часа уже на первом этапе, Сотников со старта возглавил генеральную классификацию и никому больше не уступил лидерство. Для КАМАЗа эта победа стала 18-й по счету на Дакаре и пятой подряд.
Ильгиз Ахметзянов (механик), Дмитрий Сотников (гонщик) и Руслан Ахмадеев (штурман) Фото: КАМАЗ-мастер
Перформанс
Соперникам изначально следовало воспринимать его всерьез. Сет Кинтеро присутствовал в списке участников ещё год назад, но тогда не смог выйти на старт, поскольку не получил водительские права – на тот момент ему было 17 лет. Но он пообещал вернуться через год и показать, на что способен. Что же, сказал – сделал. Хотя гонщик Red Bull и выбыл из числа претендентов на победу, потеряв десять минут на девятом этапе, он оставил о себе очень благоприятное впечатление. Кинтеро стал самым молодым гонщиком, победившим на спецучастках Дакара, причем дважды. Впечатляющий дебют!
Сет Кинтеро Фото: Dakar
Тяжелый удар
На двух предыдущих Дакарах хотя бы один гонщик заводской команды Yamaha финишировал в первой десятке мотозачета. Но в этом году у «Синих» пять сходов! Кошмар начался на втором этапе с поломки мотоцикла Эндрю Шорта, затем выбыл Джейми Маккэнни, которого также подвела техника. В строю остались Росс Бранч, Франко Каими и Адриен ван Беверен. Первым из этой тройки выбыл Кайми, со слезами покинувший гонку после падения. На следующий день такая же участь постигла и Бранча. Ван Беверен оставался последней надеждой Yamaha. И команда даже перестраховалось – заменила мотор, пусть и ценой потери 15 минут. Но в начале финального этапа неудача всё-таки постигла француза – спустя полчаса тщетных попыток устранить поломку он был вынужден сдаться.
Адриен Ван Беверен Фото: Dakar
Статистика: 19
19 лет назад в своем третьем по счету Дакаре польский мотогонщик Марек Дабровски финишировал 21-м. А на финише нынешнего ралли-марафона он приветствовал своего сына Конрада, которому привил страсть к Дакару и, конечно, передал, знания и опыт, пригодившиеся Дабровски-младшему. И юный гонщик в своем дебюте финишировал 28-м в генеральной классификации мотоциклов. Что сказать, это подвиг! Большая загадка, как молодое поколение гонщиков так быстро адаптируется в самом физически сложном классе на Дакаре. Одно можно сказать с уверенностью: самородок из Варшавы, который готовится поступить в университет, уже привлек внимание заводских команд. Такие таланты появляются не каждый год.
Конрад Дабровски Фото: Dakar
Минутка классики
В начале 80-х первые попытки Ива Санхилла довести две багги своего производства до Розового озера не увенчались успехом. Спустя 40 лет две его машины успешно доехали до берега Красного моря в Джидде в рамках зачета Классика Дакара. Мало того, Майк Дуттон выиграл этот зачет.
Финиш Дакара-2021 Фото: Dakar
Источник
Ралли Дакар-2021: новости, онлайн трансляция и результаты этапов
2 января 2021 года в королевстве Саудовская Аравия стартует ралли Дакар-2021. Общая длина кольцевого маршрута, который начинается и заканчивается в портовом городе Джидде, составляет около 7,700 км, а общая длина зачетных спецучастков — около 4,800 км. Участникам предстоит соревноваться в скорости и навигации по пыльным дорогам, горным участкам и, конечно же, пескам.
Автомалиновка будет особо следить за соревнованиями в зачете грузовиков, где с 2012 года выступает команда Минского автозавода. Наивысшее достижение беларуской команды — 2 место экипажа Сергея Вязовича на Дакаре-2018. В 2020 году Вязович поднялися на третье место подиума, поэтому на Дакаре-2021 у него стартовый номер 502. А победителем Дакара-2020 стал экипаж Андрея Каргинова из команды КамАЗ-мастер, который поведет грузовик под номером 500.
Немного об истории и регламенте ралли Дакар
Ралли Дакар до 2008 года проходило от Парижа до Дакара через пески Сахары, затем до 2019 года — в Южной Америке. В 2020 году ралли вернулось в восточное полушарие и проходит на Аравийском полуострове, пока только в Саудовской Аравии, хотя имеются планы заехать и соседние страны.
Но в 2021 году о расширении географии речь не идет. Ралли будет проходить в условия жестких ограничений, когда пилотам и членам команд строжайше запрещено общаться с местным населением. Экипажи и персонал прошли двухнедельный карантин в комфортабельном отеле и, как минимум, трижды сдадут местным медикам тест на коронавирус. Так что в спортивную борьбу вполне может вмешаться медицинский фактор.
Маршрут ралли Дакар-2021 изменен по сравнению с прошлым годом — он компактнее и проходит против часовой стрелки. На маршруте будет меньше непроходимых песков, а также прямых песчаных участков, которые давали преимущество КамАЗам с их очень мощными моторами. Но в команде МАЗ тоже поработали над этой составляющей техники, которая на Дакаре-2020 оказалась слабым местом. А главным аргументом МАЗа станут новые грузовики капотной компоновки, которые по регламентным причинам пока не могут использоваться российской командой. В противостоянии двух сильнейших команд планеты у каждого экипажа будут шансы победить в главном ралли 2021 года!
Трасса делится на однодневные участки, а соревнования проводятся на скоростных спецучастках, время прохождения которых суммируется в общем зачете. Порядок на старте определяется результатами предыдущего спецучастка. В зачете ралли побеждает экипаж, который прошел все спецучастки за минимальное суммарное время, с учетом добавленных штрафов.
Навигация по спутниковым системам запрещена, а для отслеживания перемещения экипажей применяется специальный GPS-трекер, предоставленный организаторами. Дорожные книги с ориентирами на каждом этапе выдаются за 10 минут до старта (это новшество было испытано на нескольких этапах в прошлом году). Направление до ближайшей контрольной точки выдается на прибор только в том случае, если она находится в пределах видимости. Можно также за штраф узнать координаты одной или нескольких следующих точек маршрута на карте.
Ралли Дакар-2021: расписание и результаты этапов
Ралли Дакар-2021 проходит по Саудовской Аравии. Пролог 2 мая — квалификационный, он определяет расстановку экипажей на старте ралли.
дата и время* | старт | спец участок | финиш | ||
---|---|---|---|---|---|
02/01 2021 | 17:13 | Джидда | 11 км | Джидда | |
1 | 03/01 2021 | 13:30 | Джидда | 277 км | Биша |
2 | 04/01 2021 | 09:30 | Биша | 457 км | Вади-аль-Давасир |
3 | 05/01 2021 | 09:30 | Вади-аль-Давасир | 403 км | Вади-аль-Давасир |
4 | 06/01 2021 | 12:08 | Вади-аль-Давасир | 337 км | Эр-Рияд |
5 | 07/01 2021 | 11:05 | Эр-Рияд | 456 км | Аль-Кайсума |
6 | 08/01 2021 | 12:10 | Аль-Кайсума | 448 км | Хаиль |
11/01 2021 | отдых | Хаиль | |||
7 | 10/01 2021 | 10:21 | Хаиль | 453 км | Сакака |
8 | 11/01 2021 | 11:45 | Сакака | 375 км | Неом |
9 | 12/01 2021 | 10:50 | Неом | 465 км | Неом |
10 | 13/01 2021 | 11:04 | Неом | 342 км | Аль-Ула |
11 | 14/01 2021 | 10:32 | Аль-Ула | 464 км | Янбу |
12 | 15/01 2021 | 10:29 | Янбу | 200 км | Джидда |
* Указано местное время (GMT+3) для старта спецучастка грузовиков.
Ралли Дакар-2021: онлайн трансляция и новости на Автомалиновке
Автомалиновка проводит текстовые онлайн трансляции всех этапов ралли Дакар-2021, публикует ключевые новости и отчеты. Особое внимание уделяется спецучастку грузовиков — примерное время начала его трансляции указано выше в таблице этапов (оно уточняется организаторами в день старта), а за несколько часов до указанного времени начинается предварительная трансляция с других номинаций Дакара.
Предварительные результаты каждого этапа публикуются по завершению спецучастка лидирующими экипажами, окончательные результаты — по мере готовности данных у организаторов, обычно это происходит на следующий день.
Ралли Дакар-2021: участники в зачете грузовиков
На старт ралли Дакар-2021 заявлены 107 мотоциклистов, 18 квадроциклистов, 67 экипажей на внедорожниках, 19 — на легких протоипах, 42 — на мотовездеходах, 45 — на грузовиках и 24 в особом классе Classic на старой технике 20 века. Беларусь представлена двумя экипажами команды МАЗ-СПОРТавто в зачете грузовиков и одним экипажем в зачете внедорожников. А всего гонщиков и экипажей — 322 .
КамАЗ | Андрей Каргинов , Антон Шибалов , Дмитрий Сотников , Айрат Мардеев |
МАЗ | Сергей Вязович , Алексей Вишневский |
Iveco | Мартин Мацик , Ярослав Вальтр , Ричард де Грот , Вильям ван Грониген , Дэйв Бергманс , Хосе Мартинс |
Tatra | Алеш Лопрайс , Мартин Солтис , Игнасио Касале , Ян Томанек , Томаш Томечек |
Renault | Мартин ван ден Бринк , Герт Хузинк , Паскаль де Бар |
Hino | Терухито Сугавара |
Scania | Маурик ван дер Хевель , Кароль Фазекас |
MAN | Альберто Херреро , Матиас Берингер , Джайвер Джакост , Хорди Хувантени , Паоло Калабриа , Хорди Эстеве Оро , Жолт Дараци , Ахмед Бенбекти , Тарик Аль-Раммах , Михаэль Бауманн , Жорж Жинеста , Сильвен Беснард , Дусан Рандишек |
DAF | Вильям де Грот , Питер Александр Кут , Авив Кадшай , Ричард Гонсалес , Томас Робино |
Volvo | Митчел ван ден Бринк |
Mercedes | Джулио Верзлетти , Ибрахим Альмуна , Алекс Агуиррегавирия |
По сравнению с Дакаром-2021 нет экипажа Ginaf, зато вернулась Sсania и дебютирует Volvo.
Ралли Дакар-2021: экипажи из Беларуси
И снова на ралли Дакар три беларуских экипажа МАЗ-СПОРТавто! Но в отличие от прошлого года, только два из них будут выступать в зачете ралли:
Первый экипаж — Сергей Вязович (пилот), Павел Гаранин (штурман), Антон Запорощенко (механик).
Второй экипаж: Алексей Вишневский (пилот), Максим Новиков (штурман), Сергей Сачук (механик).
Запасной экипаж: Александр Василевский (пилот) .
Экипажи МАЗ будут бороться за призовые места на двух капотных грузовиках MAZ-6440RR, мощность моторов которых была увеличена по сравнению с 2020 годом. Машины оснащены автоматическими коробками передач. Гоночные грузовики используют серийные кабины МАЗ, также на заводе изготовлены рама, каркас безопасности, панели кузова, системы охлаждения мотора, воздуха и многое другое.
А так же в ралли Дакар-2021 участвует экипаж в классе внедорожников на пикапе Toyota Hilux: Андрей Голобородько (пилот) и Андрей Рудницкий (штурман). Пилот является дебютантом Дакара, а штурман выступал на Дакаре-2020 в составе российского экипажа.
КамАЗ и его основные соперники на ралли Дакар-2021
Предпочтительные шансы на победу имеет российская команда КамАЗ-мастер, которая хорошо организована и выставляет четыре равных по силе экипажа — поэтому при удачном стечении обстоятельств способна занять весь подиум (что однако, им не удается — но два экипажа они проводят на подиум стабильно).
Основным соперником КамАЗа на последних ралли является беларуский МАЗ. Когда-то грозное итальянское Iveco ослабло и распалось на мелкие команды. Жерар Де Рой, победитель Дакара-2016, обещал приехать на Дакар-2021, но его компания De Rooy стала экономической жертвой эпидемии Covid’19. Лидером на технике Iveco должен стать чех Мартин Мацик. А также неплохо смотрятся в песках Саудовской Аравии пилоты на чешских грузовиках Tatra во главе с Алешем Лопрайсом и на французской технике Renault во главе с Мартином ван ден Бринком.
МАЗы на ралли Дакар-2021: видео
Источник
Дакар-2021: тройной подиум КАМАЗа, неудача Карякина и личный триумф организаторов
Иван Беликов
Финишировал 43-й в истории Дакар. Уже во второй раз он прошел на территории Саудовской Аравии: 12 дней участники штурмовали пески, камни и иногда плутали на маршруте длиной 4767 км так, что у некоторых попросту сдавали нервы. Мы подвели итоги главного ралли-марафона планеты.
Прогулка КАМАЗа за победой
Единственное, что могло остановить КАМАЗ-мастер на пути к 18-й победе в Дакаре, — это вспышка коронавируса в команде. К счастью, этого не произошло. В своей лиге «Синяя Армада» имела и техническое, и численное преимущество. Вы скажете: «Ведь так было и на предыдущих Дакарах». Да, но в прошлые годы российскую команду иногда прессинговала голландская Team De Rooy на грузовиках IVECO, а в 2012-м и 2016-м она даже выигрывала. Однако из-за коронакризиса транспортная компания Жерара де Роя оказалась в тяжелом финансовом положении и выставить команду на Дакар-2021 не смогла. С других частников спрос был невелик: голландская команда Mammoet Rallysport на грузовиках Renault, чешские InstaForex Loprais Team на машинах Praga и Buggyra Racing на Татрах никогда не ехали на Дакаре на равных с КАМАЗом. Все они на финише прошлогоднего ралли-рейда отстали от российской команды на пять с лишним часов.
Была определенная надежда на МАЗ-СпортАвто, одну из двух заводских команд грузового зачета наряду с КАМАЗом. И лидер белорусской дружины Сергей Вязович отлично начал гонку: выиграл пролог, третий этап и поднялся на второе место общего зачета. Но повторилось то, что случилось с МАЗом на ралли-рейде «Золото Кагана» в Астрахани осенью прошлого года: капотник МАЗ-6440RR оказался быстр, но ненадежен. Трижды по ходу четвертого и пятого этапов на грузовике Вязовича разобралось соединение двигателя и автоматической коробки передач. Две первые поломки экипаж устранил, хотя и потерял в сумме 20 часов, но с третьей уже не справился. На финиш пятого этапа экипаж прибыл утром следующего дня на буксире — и сошел с дистанции.
Второй гонщик МАЗ-СпортАвто Алексей Вишневский не смог подхватить знамя лидера команды. Многократному чемпиону Беларуси по дрифту пока не хватает опыта в ралли-рейдах, чтобы бороться за победы на этапах и подиум в общем зачете.
Источник