Меню

Как древние греки по всей земле рассеялись или Великая греческая колонизация

Как древние греки по всей земле рассеялись или Великая греческая колонизация

Сам термин «колонизация» какой-то пугающий. Как-то сразу возникают образы воинственных людей с ружьями и пушками, которые громят мирное местное население, покоряют его, грабят, а затем еще и угнетают.

На самом деле слово «колонизация» произошло от латинского «заселять» . Самыми первыми колонизаторами в истории можно считать финикийцев (о них подробно написано тут ). Но зато древние греки основали столько колоний по берегам Средиземного и Черного морей, что их запросто можно считать самыми серьезными колонизаторами античности.

И чего это грекам не сиделось дома, а тянуло их в дальние страны?

Ответ предельно прост: территория Греции сплошь покрыта горами, земля каменистая, а плодородных участков совсем немного . Население постепенно увеличивалось, в том числе и за счет добытых в военных столкновениях рабов, а кушать хотелось всем.

Греки, как отличные мореплаватели (вон, даже в дальнюю Колхиду за золотым руном осмелились отправиться!), бесстрашно плавали везде и видели, что за морями свободных плодородных земель сколько угодно.

А еще там проживают не особо развитые народы, у которых и государства-то еще не было. Но зато они уже возделывали поля и разводили скот – а это как раз и была та еда, так нужная грекам.

Сама Древняя Греция тоже не была единой, а состояла из многих свободолюбивых городов-государств – полисов. Каждый полис имел свое законодательство, суд, войско и все остальные атрибуты, присущие государствам. Между собой полисы и дружили, и воевали – все, как у настоящих держав.

Колонизацию проводил каждый полис на свой страх и риск. Снаряжали корабли, находили хороший участок: чтоб вода питьевая была, чтоб был он защищен и чтобы варвары сюда дорогу нашли для продукто/вещевого и денежного обмена.

Древние греки – народ очень законопослушный, поэтому всегда советовались с богами: удачно ли выбрано место? благословляют ли боги на строительство полиса? Если боги давали добро, то люди закладывали на выбранном месте город.

За три века греки создали обширную колониальную империю : воздвигли крупнейшие города в Причерноморье: Херсонес Таврический, Пантикапей, Ольвия, Тира, Неаполь Скифский, Боспор Киммерийский, Фанагория и другие.

А в Средиземноморье полисов, основанных греками, было и того больше: на островах и побережье Апеннин, на западной и в восточной части Балкан, на прибрежье Малой Азии и даже до Африки добрались.

Очень удачно греки устроились в Причерноморье: оно было заселено скифами, фракийцами, таврами, сарматами и другими племенами. Они охотно покупали у греков элитное дорогое, красиво разукрашенное оружие, металлические изделия, вина.

А для жен и дочерей приобретали ароматные масла, чтоб хорошо они пахли, всякую яркую бижутерию, ткани из шерсти более качественной выделки, чем ткани варваров, и разную керамическую утварь для хозяйства.

Обратно везли продукты сельского хозяйства, скаковых лошадей для армии, черноморскую рыбу, соль и рабов. Попутно сбывали излишек оливкового масла – этот продукт и сейчас занимает лидирующее место в экспорте Греции.

Для варваров греческая колонизация была сплошным плюсом: они приобщились к высокоразвитой культуре Древней Греции – это первое .

Второе – колонизация привела в движение социальную дифференциацию: купить дорогие товары могли только состоятельные люди общины – вожди, старейшины, дружинники. А это вело к ускорению процесса складывания государственности.

Третье – у варваров развивалось ремесло, потому что они перенимали греческие более развитые ремесленные способы и методы.

А греки избавили себя от перенаселения : в колониальных полисах проживало около 2 млн. человек. В особо отдаленные колонии ссылались проигравшие политические противники . И отлично развивались ремесла и торговля в самой Греции.

Так что, в истории записано, что греческая колонизация была мирной, совсем нестрашной, потому что воевать было невыгодно, а вот обоюдная торговля послужила на пользу всем.

Примечание. Все иллюстрации взяты из сети и принадлежат их владельцам.

Источник

Хронологическая таблица

776. Первая Олимпиада.

753. Основание Рима.

682. Афины: конец монархии.

624-546. Фалес из Милета. 621. Афины: законы Дракона.

594-593 Реформы Солона.

586. Депортация евреев в Вавилон.

580-500. Пифагор с Самоса.

570-480. Ксенофан из Колофона.

561-528. Тирания Писистрата в Афинах.

546. Падение Сарды. Покорение Киром Лидии и Ионии.

540-470. Парменид из Элей.

538. Кир освобождает евреев.

535-470. Гераклит из Эфеса.

510. Конец тирании Писистратов в Афинах.

510. Родился Зенон из Элей.

509. Рим: установление республики.

508. Афины: демократические реформы Клисфена

499. Восстание в Ионии.

499-428. Анаксагор из Клазомен. 494.

Дарий разрушает Милет. 492-432. Эмпедокл из Агригента. 490. Битва при Марафоне.

490. Родился Мелисс с Самоса. 485. Родились Протагор и Горгий.

Годы расцвета Гесиода из Аскры.

670-600 Мимнерм из Колофона.

650-600 Тиртей из Спарты.

640 Родился Солон.

600 Алкей и Сапфо с Лесбоса.

585. Предсказание солнечного затмения Фалесом.

580 Агора в Афинах.

570-560. «Ваза Франсуа».

550-480. Гекатей из Милета.

530. Начало аттической красно-фигурной живописи.

525. Родился Эсхил.

518. Родился Пиндар.

496. Родился Софокл. 495.

Храм Афины Афайи (о. Эгина). 484. Родились Еврипид и Геродот.

465. Храм Зевса (Олимпия). Пестрый портик (Стоя).

460. Расцвет живописца Полигнота.

460-370. Гиппократ с Коса.

458. Эсхил: «Орестея».

456. Смерть Эсхила.

455. Родился Фукидид. Фидий: Аполлон. 450. Мирон: Дискобол, Афина и Марсий. 447-438. Парфенон (Афины).

Родились Аристофан и Лисий.

442. Софокл: «Антигона».

440. Поликлет: Дорифор.

440. Метон: реформа календаря.

438-432. Мнесикл: Пропилеи (Афины).

438. Фидий: Афина Промахос (Парфенон) .

436. Родился Исократ.

435. Храм Аполлона (Дельфы).

431. Еврипид: «Медея». 430.

Родился Ксенофонт. Поликлет: «Диодумен». 428-426. Софокл: «Царь Эдип». 428.

Еврипид: «Ипполит». 425. Смерть Геродота. 423.

Аристофан: «Облака». 421.

Храм Ники Аптерос. 420-410. Эрехтейон. 415. Еврипид. «Троянки».

302 480. Пожар в Афинах; Фермопилы; битва при Саламине.

479. Битва при Платеях и Микале.

478. Делосский союз.

475. Родился Продик с Кеоса.

469. Родился Сократ.

461. Афины: приход к власти Перикла.

460. Родился Демокрит из Абдер.

451. Рим: «Законы XII таблиц». 446.

Заключение Тридцатилетнего мира между Спартой и Афинами. 444. Протагор пишет законы для Фурий. 431.

Начало Пелопонесской войны. 429.

427. Родился Платон. Горгий в Афинах. 424.

Читайте также:  Дана таблица истинности какому логическому выражению она соответствует

Сократ в экспедиции в Делий. 422.

Сократ в походе под Амфи-поль. 421. Никиев мир.

415-13. Сицилийская экспедиция.

406. Битва при Аргинусах. Суд над стратегами.

405-367. Дионисий I, тиран Сиракуз.

404. Афины: тирания «Тридцати».

403. Реставрация Фрасибулом демократии в Афинах.

401. Кир Младший против Артаксеркса II.

400. Война между Спартой и Персией.

399. Суд над Сократом и его смерть.

388. Первое путешествие Платона на Сицилию.

387. Платон основывает Академию.

386. Анталкидов мир.

384. В Стагире родился Аристотель.

371. Левктры: победа фиванцев над Спартой.

370. Смерть Демокрита и Антисфена.

367-343. Дионисий II, тиран Сиракуз.

367. Второе путешествие Платона на Сицилию.

366. Рим: консулат плебеев. 365-347. Аристотель в Академии. 362. Битва при Мантинее; конец гегемонии Фив. 361. Третье путешествие Платона на Сицилию. 360. Родился Пиррон Элидский.

336. Филипп II, царь Македонии.

406. Смерть Еврипида и Софокла.

405. Еврипид: «Вакханки» (посмертно) и «Ифигения в Авлиде». Аристофан: «Лягушки».

401-399. КсенофонтвАзии (Анабасис).

399. Смерть Фукидида.

385. Смерть Аристофана.

384. Родился Демосфен.

380. «Панегирик» Исократа.

370-350. Деятельность Праксителя.

370. Родился Лисипп.

355. Ксенофонт: «Греческая история». 360-340. Расцвет Скопаса.

355. Смерть Ксенофонта.

348. Завоевание Филиппом II Олинфа.

347. Умер Платон.

347-343. Аристотель уезжает в Асс, потом в Митилену.

347-338. Спевсипп во главе Академии.

346. Мир между Филиппом и Афинами. (Филократов мир).

343-336. Аристотель — воспитатель Александра Великого.

341. Родился Эпикур Самосский.

338-314. Ксенофонт во главе Академии.

338. Битва при Херонее. Укрепление власти Македонии.

336-323. Царствование Александра Македонского.

334. Поход Александра в Азию.

334. Аристотель основывает Ликей.

332. Родился Зенон Китионский.

331. Основание Александрии Египетской.

324. Пиррон начинает преподавание.

323. Смерть Александра Великого; начало эпохи эллинизма. 322-283. Птолемей I Лад, царь Египетский. 322.

Смерть Аристотеля. 322-287. Теофраст во главе Ликея. 323.

Смерть Диогена Синопского. 315. Родился Аркесилай.

314-270. Полемон во главе Академии.

312. Зенон Китионский в Афинах.

306. Эпикур основывает Сад.

301. Зенон начинает учить в Стое.

351. Демосфен: «I Филиппика».

350. Мавзолей в Галикарнасе.

340-260. Эвгемер из Мессины.

338. Смерть Исократа.

335-325. Акмэ Лисиппа.

330. Театр Дионисия (Афины).

325. Акме Апеллеса.

322. Самоубийство Демосфена.

320-239. Арат из Сол.

312. Аппиева дорога (Рим — Капуя).

310-230. Аристарх Самосский.

310-245. Каллимах из Кирены.

300. Акмэ Евклида.

283-247. Птолемей II Филадельф.

280. Родился Хрисипп из Сол.

275. Победа римлян над Пирром при Беневентуме.

272. Первое римское завоевание Тарента.

270. Кратет возглавил Академию.

265-240. Аркесилай во главе Академии.

264-241. I Пуническая война.

262. Смерть Зенона.

262-232. Клеанф из Асса возглавляет Стою.

247-221. Птолемей III Эвергет.

241-197. Аттал I Пергамский.

232-204. Хрисипп из Сол во главе Стои.

221-204. Птолемей IV Филопатор.

219. Карнеад родился в Киренах.

218-202. II Пуническая война.

212. Первое покорение римлянами Сиракуз.

204-181. Птолемей V Епифан.

196. «Освобождение Греции» Фламинином.

185. Родился Панэций Родосский.

168. Первое римское завоевание Македонии.

295-215. Аполлоний Родосский.

290. Мусейон и Библиотека в Александрии (библиотекари: Зенодот, Аполлон Родосский,

Эратосфен, Аристофан из Византии, Аполлоний Эйдограф, Аристарх).

287. Родился Архимед из Сиракуз.

285. Александрийский маяк.

275-195. Эратосфен из Кирены.

250. Первый перевод Библии (Септуагинта).

239-169. Квинт Энний.

234-149. Катон Цензор.

212. Убийство Архимеда.

190-126. Гиппарх Никейский.

156-155. Карнеад — посол в Риме.

149-146. III Пуническая война.

146. Первое римское завоевание Греции.

135. Родился Посидоний из Апа-меи.

134-121. Рим: эпоха Гракхов.

130. Родился Антиох Аскалонский.

129. Смерть Карнеада.

129-99. Панэций во главе Стои.

113-101. Война римлян против кимвров и тевтонов.

111-105. Югуртинская война. 110. Филон из Лариссы во главе Академии.

106. Родился Цицерон.

91-89. Гражданская война.

88. Филон уезжает из Лариссы в Рим.

87-84. Антиох Аскалонский.

86. Посидоний — посол в Риме.

82-79. Диктатура Суллы.

79. Цицерон слушает Антиоха в Афинах. 69.

Смерть Антиоха Аскалонского. 63.

60.1 триумвират: Помпеи, Цезарь, Красе.

54-51. Цицерон: «Государство».

51. Смерть Посидония из Апамеи.

49-46. Гражданская война между Цезарем и Помпеем.

46-44. Диктатура Цезаря.

146. Александрийский Мусейон.

86-35. Саллюстий. 84-54. Катулл.

65-58. Гораций. 63 до н.э.-21 н.э. Страбон. 59 до н.э.-17 н.э. Тит Ливии. 43. II триумвират: Антоний, Лепид 43. Убийство Цицерона. и Октавиан.

42. Энезидем создает наиболее значительные произведения. 31. Актийская война.

30. Взятие Александрии и присоединение Египта.

20. Родился Филон Александрийский.

4. Сенека родился в Кордубе.

14. Смерть Августа.

16-19. Сенека в Египте.

40. Смерть Филона Александрийского. 41-54. Клавдий.

41-49. Сенека в ссылке на Корсике. 46. Родился Плутарх из Херонеи. 49.

Клавдий изгоняет иудеев из Рима. 50.

Родился Эпиктет из Гиераполиса. 54-68. Нерон.

61-112. Плиний Младший. 64.

Пожар Рима. 69-79. Веспасиан. 65.

Самоубийство Сенеки. 70.

Взятие Титом Иерусалима: образование еврейской диаспоры. 79. Извержение Везувия. 79-

150. ФаворинАрелатский. 81-

96. Домициан. 96-98. Нерва. 98-117. Траян. 121. Родился Марк Аврелий. 125.

Умер Плутарх. 117-138. Адриан. 126.

Умер Эпиктет. 138-161. Антоний Пий.

150. Родился Климент Александрийский.

43 до н.э.-18 н.э. Овидий.

9. Алтарь Мира (по случаю побед Августа).

23-79. Плиний Старший.

50. Фрески виллы Мистерий близ 50. Акмэ Герона. Помпеи. 50-64. Св. Павел: Послания. 54-120. Тацит.

65-100. Композиции Евангелий. 70-140. Светоний. 80. Колизей (Рим). 100-178. Клавдий Птолемей. 113. Колонна Траяна. 125-164. Апулей. 129-

Источник



Урок истории по теме «Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей»

  • Познакомить с хронологическими рамками греческой колонизации, объяснить ее причины, ход и итоги.
  • Сформировать у учащихся знания о процессе греческой колонизации.
  • Создать яркое представление об образе жизни колонистов, их отношениях с местными жителями;
  • Расширить представление о понятии колония, освоить новые термины — Великая греческая колонизация, метрополия, Эллада, эллины.
  • Продолжить развивать у учащихся умения анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы, решать проблемные задачи.
  • Продолжить формирование у учащихся навыков работы с исторической картой, опорными конспектами.

Воспитательная: Повышение интереса учащихся к истории.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: развивающий урок

Оборудование: опорный конспект “Греческая колонизация” (для учеников Приложение 2, для учителя Приложение 3), изображение археологических находок обнаруженных в бывших греческих колониях (Приложение 1, слайд 4), исторические карты “Финикийские мореплаватели” (Приложение 1, слайд 1), “Территория Греции в VIII в. до н.э. (Приложение 1, слайды 2, 3), “Образование греческих колоний в VIII-VI веках до н.э.” (Приложение 1, слайд 5), ролевые рассказы о греческих переселенцах (Приложение 4), таблица “Сравнение греческих и финикийских колоний” (для учеников Приложение 5, для учителя Приложение 6).

Читайте также:  Итоги Олимпиады 2014 в Сочи чемпионы рекорды таблица медалей

Основные понятия: колония, Великая греческая колонизация, метрополия, Эллада, эллины.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Вводно-мотивационная часть, выявление исходного противоречия и постановка учебной задачи урока. Беседа с учащимися, актуализация ранее полученных знаний.
Вопросы и задания:

Что такое колония? Какой народ основал первые колонии? Где они были расположены? (покажите на карте) (Приложение 1, слайд 1).

Показать на карте территорию Греции к 8 в. до н.э. (Приложение 1, слайд 2).

Постановка проблемной ситуации:

Археологи находят тысячи древнегреческих предметов и архитектурных сооружений на берегах Средиземного и Черного морей. В Южной Италии открыты целые поселения и города; в египетских гробницах обнаружены сосуды, сделанные на о. Крит; на территории современных городов России и Украины (Севастополь (Херсонес), Керчь, Фанагория и др.) сохранились развалины древних греческих городов, монеты, предметы быта (Приложение 1, слайд 4).

Какие выводы можно сделать на основе археологических данных? Почему в Средиземноморье и Причерноморье археологи находят предметы греческой культуры?

В 8-6 веках до н.э. в Греции возникали полисы, греческие города-государства были хорошо развиты, НО! тысячи эллинов покидали свою Родину, переселялись в дальние края. Почему древние греки покидали “процветающую” Грецию и переселялись в чужие земли? Что заставляло их бросать родной дом и уезжать в неведомые страны? Почему греческую колонизацию называют Великой?

Сегодня на уроке мы должны решить эту задачу, рассмотрев следующие вопросы: причины греческой колонизации, направления и итоги Великой греческой колонизации.

Отвечают, что термин “колония” происходит от римского слова “заселять” и означает “земли, организованно заселённые людьми — выходцами из других стран”. Первые колонии-поселения основывали финикийцы по берегам Средиземного моря.

Показывают территорию Греции к 8 веку до н.э.

( Пояснение: так как на карте (Приложение 1, слайд2) не выделена территория Греции 8 века до н.э., то учащиеся самостоятельно на электронной доске закрашивают указанную территорию. На слайде 3 представлен правильный ответ).

Ученики работают в парах, вырабатывают гипотезы.

При ответе учащиеся отмечают, что на территории Причерноморья и Средиземноморья, существовали греческие поселения, об этом свидетельствуют развалины храмов, крепостных стен греческих полисов и иных архитектурных сооружений, а также географические названия, находки предметов быта, вооружения, культа.

Какие категории населения покидали Грецию?

Задание: В опорном конспекте (Приложение 2) на ленте времени (стрелка КОГДА?) укажите хронологические рамки Великой греческой колонизации, а также запишите шесть категорий колонистов-переселенцев (стрелка КТО?).

Вопрос и задание:

Каковы причины греческой колонизации? В виде условных обозначений зарисуйте их в опорный конспект (Приложение2, стрелка ПОЧЕМУ?)

Ученики зачитывают рассказы о греческих переселенцах (Приложение 4) [ 1] :

1 ученик — Анаргирос

2 ученик — Джорджиос

3 ученик — Лукас

4, 5 ученики – братья Амфилон и Додор

6 ученик — Крайос

Учащиеся формулируют ответы.

Учащиеся работают в парах с опорным конспектом, вносят временные рамки греческой колонизации (8-6 века до н.э.) и категории переселенцев:

1. Бедняки, задолжавшие знати

2. Крестьяне, потерявшие свои участки

3. Аристократы из тех городов, где к власти пришел демос

4. Вожаки демоса из городов, где победила знать

5. Купцы, разбогатевшие на заморской торговле

Примерные ответы учеников:

  1. Рост населения в Греции
  2. Захват земли знатью
  3. Нехватка плодородных земель для простых греков
  4. Не доставало продуктов питания, возникла опасность голода
  5. Угроза долгового рабства
  6. Борьба демоса и знати
  7. Необходимость развития торговли

Учащиеся работают в парах с опорным конспектом.

Какое место вы выбрали бы на месте греков для строительства нового колониального поселения?

Совершенно верно, древние греки основывали поселения в удобных для жизни местах, с плодородными землями. Как правило, они находились на морском берегу, где были хорошие гавани.

С помощью карты определите, местоположение греческих колоний. Назовите важнейшие колонии греков (Приложение1, слайд5). В опорном конспекте укажите направления греческой колонизации (Приложение2, стрелка КУДА?).

Примерные ответы учеников:

1. Поближе к морю, с удобной бухтой

2. Рядом с пресной водой

3. Там, где много свободной земли.

Учащиеся отмечают, что колонии были расположены вдоль Черного и Средиземного морей. Направления колонизации — Малая Азия, Северное Причерноморье (Ольвия, Херсонес, Пантикапей), Северная Африка, Южные Апеннины (Сиракузы), Северо-Западное Средиземноморье (Кирена).

Учащиеся работают в парах с опорным конспектом.

Новые города были независимы от старых, откуда выселились их жители. Государство, основавшее колонию, так и называлось по-гречески: “метрополия”, то есть “город-мать”. Греки-колонисты в свою новую жизнь переносили все то, чего они достигли ранее, все то, что лежало в основе их культуры.

Для того чтобы знать о жизни греков в колониях, мы должны выслушать сообщение.

На основе выше изложенного материала данных подтвердить или опровергнуть высказывание об общности культурных традиций, быта, политическом устройстве греческих колоний и метрополии.

Проверка опережающего задания о жизни колонистов (А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. Греки и скифы на северных берегах Черного моря).

Примерные ответы учеников:

Колониальный город имел своё правительство, войско, казну и чеканил монету. Колонией управляло Народное собрание, выбираемое гражданами, были архонты и Городской совет. Живя в колониях, греки не прерывали связи со своим родным городом и сохраняли с ним дружественные отношения. Родной город они называли метрополией, что означает “мать-город”.

Греки-колонисты были верны своим традициям и обычаям, в колонии они переносили все то, что лежало в основе их культуры: язык, письменность, мифы, религиозные обряды, праздники, архитектуру, устройство жилища, предметы быта, украшения, государственное устройство полисов.

Определите значение колонизации для греков. Ответ изобразите в виде опорного конспекта (Приложение 2, стрелка ИТОГИ).

Примерные ответы учеников:

1. Приобретение новых ценных территорий.

2. Колонизация расширила знания греков о других народах.

3. Греки осознали себя единым народом, отличающимся от других, они стали назвать себя эллинами, а родную страну – Элладой.

4. Колонизация способствовала успешному развитию торговли и ремесла, росту и обогащению городов (из Греции в колонии вывозили – вино, оливки, вазы, изделия ремесла; в Грецию из колоний ввозили — хлеб, скот, меха, рабу, соль, лес).

Работа учащихся с опорным конспектом.

Греческая колонизация охватила всё Средиземноморье и Причерноморье, приобщила к эллинской культуре жителей колонизированных и соседних с ними земель. Колонизация носила организованный характер. Она способствовала развитию хозяйства и торговли греческих полисов. Греческая торговля приобрела международный характер.

2. Используя дополнительную литературу найти ответ на вопрос: Какие современные государства и города существуют сейчас на землях бывших Греческих колоний?

3. Сравните греческую и финикийскую колонизации, используя следующую таблицу. (Приложение 5).

1. Годер Г. И. Методическое пособие по истории древнего мира (5 кл.). Пособие для учителей. Изд. 3-е, доп. и испр. М., “Просвещение”, 1977. 352 с. с ил.

Источник

Великая греческая колонизация

В истории Древней Греции это особенное явления, учитывая уровень экономического развития и возможности мореплавания. Колонизация или основание греческих поселений вдали от её территории, в основном, осуществлялась с помощью кораблей. Это благодаря тому, что Греция омывалась морями, имела удобные выходы на морские просторы, а корабли уже плавали не только имея в зоне видимости берег, но и совершали дальние переходы, ориентируясь по звёздам. География колонизации поражает своими расстояниями: от Атлантики до Кавказа. Несмотря на чисто практическую цель, колонизация в произведениях древнегреческих авторов представала и в романтическом стиле как это описано в путешествии Одиссея.

Причины древнегреческой колонизации

Великое переселение падает на период с 8 по 4 век до нашей эры – в истории этот период называют Архаическим. Историки выделяют несколько причин, которые способствовали возникновению необходимости поиска новых мест поселения. Первой называют – экономическую, поскольку к этому времени отмечен рост количества населения, а в условиях Греции (гористая местность), несмотря на благоприятный климат, земля не могла всех прокормить. С теми орудиями труда, которые были известны на то время, повысить интенсивность возделывания продукции сельского хозяйства, было практически не возможно. Применение труда рабов усугубляло ситуацию, и также сдерживало развитие сельскохозяйственного производства, т.к. на то время оно было основным. Греческое население стало испытывать нехватку продуктов, сниматься с насиженных мест в поисках более богатых для проживания мест.

Второй причиной называют – социальную. К тому времени сложившаяся правовая система позволяла закабалять свободных граждан за долги, что толкало их отдавать в счёт долга свои земельные участки и искать счастье вдали от родных мест. Торговля с другими странами и своими колониями становилась прибыльным делом, куда и устремлялась часть населения. Осваивая новые земли, они могли наладить свою жизнь и имели возможность разбогатеть, имея при этом постоянную связь с родиной.

Третьей причиной называют – социально – экономическая борьба
между различными группами населения при установлении тирании в некоторых полисах, сопровождавшейся репрессиями властей. Проигравшая сторона просто вынуждена была бежать из страны, либо погибнуть. Колония стала местом прибежища таких групп.

Четвертая причина связана с ростом ремесленного производства и нехваткой сырьевых ресурсов в самой Греции. Греческие колонии в скором времени стали играть ведущую роль в деле снабжения метрополии необходимым сырьём.

Пятая причина вытекает из предыдущих, поскольку с ростом производства требовалась дополнительная рабочая сила, которой уже не хватало на месте. Колонисты совершали набеги на окружающие земли, захватывали в плен жителей, превращали их в рабов и продавали на невольничьих рынках.

Последствия греческой колонизации

Надо сказать, что сама колонизация осуществлялась под надзором властей. Она снаряжала корабли и давала разрешение на выезд гражданам. Для целенаправленного переселения организовывались разведочные экспедиции, вёлся учёт, назначались руководители колоний. Географическое положение Греции обусловило направления переселения и организации поселений. В первую очередь началось освоение островов Эгейского моря, Малой Азии, а через проливы вышли в Чёрное море и добрались до устья Дона, затем западного направления — в сторону Италии через Ионическое и Адриатическое моря и, вплоть, до атлантического побережья. Позже греческие поселенцы появились на Ближнем Востоке и в Египте на побережье Африки. Достаточно назвать наиболее известные колонии, чтобы представить размах колонизации: Регия и Тарент в Италии, Ольвия, Херсонес и Византия на Чёрном Море, Навкратис в Египте.

Благодаря столь широкому и многочисленному оттоку населения из Греции, были сняты многие проблемы в самой Греции. Экономике Греции был дан новый толчок. Богатели полисы и, соответственно, их граждане. Значительно возросло количество рынков сбыта, источников сырья, был обеспечен дополнительный приток рабов. В Греции и в колониях появился слой экономически самостоятельных людей. Изменился уклад жизни, возросла мобильность населения, этим самым были ослаблены родовые связи. За счёт проявления собственной предприимчивости появилась возможность передвижения по социальной лестнице вверх.

Значение великой греческой колонизации.

В качестве причин мы называли экономическую, социальную и социально – экономическую. Выезд значительной части населения Греции за её пределы способствовал получению переселенцами земель для обеспечения продуктами как самих себя, так и дополнительно для населения страны. Была значительно снижена социальная напряжённость. Освоение новых земель дало толчок экономическому росту в судостроении, появлению новых ремёсел, развитию дополнительных торговых связей. Поднялась торговля, ибо из Греции вывозились традиционные греческие товары, а ввозились те, которых в ней не было и, в которых, она остро нуждалась.

Конечно, для того, чтобы проложить новые пути, освоить новые места, наладить связи с метрополией требовались люди, способные всё это осуществить. Совершенствование человека как личности было поставлено во главу угла. Такие науки как астрономия, агрономия, геология, медицина и другие стали необходимы в жизни. Дух соревновательности стал укладом жизни греков. Особенно это проявилось в спорте, способствовавшего совершенствованию человека как физически, так и духовно. Олимпийские игры родились именно на этой основе. Многочисленные мифы прославляли подвиги героев. Греки несли на новые земли свои достижения в ремесле, в мореплавании. Культурные достижения греков отражались и в местах расположения колоний. Были описаны многие земли и народы, составлены и уточнены морские карты. По описаниям греческих путешественников мы имеем представление об истории нашей страны в древности.

Источник