Меню

Как научиться правильно писать без ошибок

Учимся писать прописные буквы

Заглавные (прописные и строчные) буквы русского алфавита представляют собой неотъемлемую часть обучения письму. Как правило, мы учимся писать их уже в школе, но порой подготовка дошкольников требует умения писать красивые буквы еще до поступления в первый класс.

учимся писать прописные буквы

Как научить ребенка писать?

Учить писать ребенка мы начинаем всегда с печатных букв. Малыш запоминает алфавит, расположение букв в нем, знакомится с тем, что есть заглавные (прописные) и строчные русские буквы. На данном этапе также стараемся объяснить ребенку, когда они употребляются на письме. И лишь когда печатные буквы будут усвоены, начинаем изучать буквы русского алфавита прописью. Способов обучения может быть много. Лучше всего совмещать некоторые из них, чтобы обучение шло результативнее.

учимся писать прописные буквы

Прописи

Обычно мы учимся писать заглавные и строчные буквы русского алфавита по прописям. Это наиболее удобный для педагогов и детей метод. Родителям, которые еще не успели приобрести прописи своим детям, можно посоветовать распечатать их здесь на сайте.

строчные и прописные буквы

Карточки с прописными буквами русского алфавита.

Все мы, взрослые, помним, что прописи представляют собой тетрадь в косую линию, где выведены образцы написания букв. Здесь есть как заглавные, так и строчные буквы. Изучать алфавит, не умея писать те или другие, невозможно.

красивые прописные буквы русского алфавита красивые прописные буквы русского алфавита красивые прописные буквы русского алфавита

Строчные и заглавные буквы

Карточки со строчными и заглавными русского алфавита.

Все мы, взрослые, помним, что прописи представляют собой тетрадь в косую линию, где выведены образцы написания букв. Здесь есть как заглавные, так и строчные буквы. Изучать алфавит, не умея писать те или другие, невозможно.

Рядом с образцами точками выводятся русские буквы, чтобы малыш имел возможность обвести их и понять, как нужно писать. Впоследствии ребенок пытается все делать самостоятельно. По прописям педагогу легко дать домашнюю работу, которую помогут выполнить родители. Вот некоторые образцы заглавных и строчных букв, которые можно использовать в работе с детьми. Распечатать их вы можете на сайте:

прописная буква а прописная буква а прописная буква а

прописная буква б прописная буква б прописная буква в

прописная буква г прописная буква г

прописная буква д прописная буква д прописная буква д прописная буква е прописная буква ё прописная буква ж прописная буква з прописная буква з прописная буква и прописная буква й прописная буква к прописная буква к прописная буква л прописная буква л прописная буква м прописная буква м прописная буква н прописная буква н прописная буква о прописная буква о прописная буква о прописная буква п прописная буква п прописная буква р прописная буква р прописная буква с прописная буква с прописная буква n прописная буква n прописная буква n прописная буква e прописная буква e прописная буква ф прописная буква ф прописная буква х прописная буква ц прописная буква х прописная буква ц прописная буква ц прописная буква ч прописная буква ч прописная буква ш прописная буква щ прописная буква щ прописная буква ъ прописная буква ы прописная буква ы прописная буква э прописная буква э прописная буква ю прописная буква я прописная буква я

Также на нашем сайте можно скачать и распечатать русский алфавит в прописях в полном объеме.

Видео уроки

Как ни странно, но видео материалы могут помочь в обучении написанию буквы русского алфавита. Как правило, они представляют собой мультфильмы, передачи, где показано поэтапно, как выписывать строчные и заглавные русские буквы, которые, кстати, в прописном варианте могут сильно отличаться. Так что сначала стоит показать ребенку видео материалы, а затем писать буквы самостоятельно.

Как ни странно, но видео материалы могут помочь в обучении написанию букв русского алфавита. Как правило, видео представляет собой мультфильмы, передачи, где показано поэтапно, как выписывать строчные и заглавные русские буквы, которые, кстати, в прописном варианте могут сильно отличаться. Так что сначала стоит показать ребенку видео материалы, а затем писать буквы самостоятельно.

Как их правильно употреблять?

Употребление заглавных и строчных букв русского алфавита также требует особого внимания. Если мы учимся писать, то обязательно должны учитывать это правило. Заглавные буквы употребляются в названиях:

  • стран;
  • континентов;
  • водоемов (рек, озер, морей, океанов);
  • планет, созвездий;
  • учреждений;
  • печатных изданий;
  • в именах, кличках и т. д.

Все названия, обозначающие единственное в своем роде явление, пишутся с заглавной буквы. Родовые и видовые названия мы пишем со строчной буквы.

Пропись в наши дни

С развитием компьютерных технологий буквы, написанные изящным округлым почерком, стали уже не столь важны. Многие работы можно теперь выполнять с помощью технологий, значит, красиво выписывать буквы на бумаге уже не обязательно.

Русский алфавит переживает новую эпоху в своем существовании. Чтобы выучить алфавит, теперь не обязательно обращаться к букварю. Эту роль могут принять на себя видео пособия, магнитные и говорящие электронные азбуки.

И почему-то становится жаль наш алфавит и его прошлое. В Древней Руси особое внимание уделяли красоте выписанных букв, а монахи посвящали года переписыванию одной книги. Конечно, сегодня никто не будет этим заниматься, но пропись хранит не только нашу историю и весь русский алфавит, но и создает отпечаток характера человека. И хотя буквы прописью на компьютере не напишешь, не лишайте ребенка удовольствия почувствовать волшебное прикосновение руки к бумаге. Как бы ни развивалась техника, рукописи не отойдут в прошлое!

Источник

Как научиться правильно писать без ошибок

Грамотно писать без ошибок чрезвычайно полезно и для взрослого, и для ребенка. Изложение своих мыслей на бумаге в эпоху Интернета стало все более сложным. Мы обрабатываем тонны входящей информации в день, но постепенно теряем элементарные навыки. Необходимость быстро прочитать и усвоить определенные сведения не дает нашему мозгу развивать словарный запас. Наша цель: прочитать по диагонали и как можно быстрее схватить суть.

Между тем, постоянное обучение и развитие навыков — залог постоянного развития нашего мозга. Даже если школьные диктанты остались далеко в прошлом и вы уже не ребенок — умение грамотно излагать свои мысли пригодится в составлении резюме, презентаций, брифов и т.д. Кроме того, одновременно вам удастся развить навыки устной речи, а это значит, что вы лучше будете аргументировать свою позицию, объяснять идеи и добиваться понимания с окружающими. А мы, в свою очередь, посоветуем вам способы научиться писать без ошибок. Полученные навыки можно будет применять не только в русском языке, но и в английском или любом другом иностранном, который вы изучаете.

Читайте также:  Периодичность и атомная структура

Моральный настрой важнее всего

Если вы планируете усовершенствовать свои навыки только для галочки, вряд ли процесс обучения доставит вам удовольствие. И вряд ли он принесет плоды, которыми можно будет гордиться в дальнейшем. Подумайте: грамотный человек создает впечатление собранного, образованного, заинтересованного. Постарайтесь держать эти мысли в своей голове, приступая к обучению. Подбадривайте себя на пути к достижению успеха.

Старайтесь больше читать

Чтение качественной литературы тренирует зрительную память. С помощью этого, вы сможете пополнить свой словарный запас. На подсознании мозг будет запоминать написание сложных слов. В процессе чтения в фоновом режиме ваша память будет откладывать новые словесные обороты, что, впоследствии, сделает вашу письменную речь более живой и богатой. Предпочтение лучше отдать классической литературе. Или научной фантастике. И главное — читать вдумчиво и с удовольствием.

Попробуйте читать вслух

Не зря интеллигенция прошлых веков часто устраивала литературные кружки, где практиковалось выразительное чтение вслух. Это отлично тренирует память. Однако, и здесь есть свои тонкости: читайте медленно, наблюдая за знаками препинания, с выражением. Только так чтение вслух будет приносить практическую пользу. Это, в свою очередь, поможет делать меньше синтаксических ошибок впоследствии. Чтение вслух развивает интонацию речи: делает ее более живой.

Правило 10 страниц

Тренируйте свою грамотность, переписывая отрывки из классической литературы. Выберите книгу со сложными предложениями, длинными описаниями. Не хватает времени на 10 страниц? Сократите их количество, но старайтесь заниматься этим регулярно. Уже через пару недель вы увидите, что делаете гораздо меньшее количество ошибок в своих текстах.

Заучивайте

Начните с правил русского языка. Если правило сложно воспринимать на слух — постарайтесь записать его. Повторяйте правила ежедневно, пока они полностью не отложатся в вашей памяти. Можно попробовать заучивать стихи — это также отличная стимуляция памяти. Поначалу может показаться, что такой подход слишком сложен. Но наш мозг пластичен, и учится вместе с нами. Уже через несколько недель регулярных тренировок, заучивание не только стихов, но и сложных отрывков прозы будет даваться вам намного проще.

Занимайтесь систематически

Периодически стоит устраивать себе проверочные диктанты и контрольные работы. Составьте список слов, вызывающих у вас сложности. Или определите правила, которые даются вам сложнее всего. Задайте дату контрольной работы и подготовьтесь к ней. Проанализируйте результаты: где вы добились успеха, а что можно улучшить? Попробуйте подключить к проверочным работам родственников и знакомых.

Орфографический словарь — друг человека

Сделайте его настольной книгой. Наличие словаря поможет вам быстро найти слово, вызывающее сложности. Делайте заметки на полях и закладки. Выписывайте слова, в которых вы чаще всего делаете ошибки. И не забывайте сверяться со словарем, если вы не уверены, как пишется то или иное слово.

Учитесь избирательно

Постарайтесь проанализировать, в какой области вы испытываете сложности? Это может быть пунктуация, грамматика, логические ошибки в построении предложений и многое другое. Делайте упор именно на то, что дается сложнее всего. Так вы быстрее сможете достичь результатов. А ваши маленькие победы станут мотивацией для дальнейшего развития.

Обратите внимание на наш курс “Полиглот”.

Он предназначен не только для тех, кто изучает языки. Программа курса направлена на развитие языковых навыков, в целом. Вербальные тренажеры от Викиум помогут развить ваши языковые навыки и углубить понимание языка. Это поможет не только научиться писать грамотно и без ошибок, но и последовательно выстраивать свою речь, а также облегчит изучение слов и правил в иностранных языках.

Источник



RusskiePravila.Ru

Проверяемые и не проверяемые ударением безударные гласные в корне слова

Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать такое родственное слово или форму этого же слова, чтобы эта гласная была под ударением.

Правописание чередующихся гласных в корнях слов

Если за корнем следует суффикс -а-, в корнях с чередующимися е(и) пишется и, а в корнях -лож-(-лаг-) и -кос-(-кас-) пишется а.

В корне гор-(гар-) в безударном положении пишется о. Исключения: выгарки, изгарь, пригарь (специальные и диалектные слова).

В корнях клон-(клан-), твор-(твар-) в безударном положении пишется о.

В корне зор- в безударном положении пишется а. Исключение: зоревать.

В корне -рос-(-раст-) перед ст и щ пишется а. Исключения: отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов, Ростислав, Ростокино.

В корне -скоч-(-скак-) перед ч пишется о, перед к пишется а. Исключения: скачок, скачу.

От значения зависит правописание о и а в корнях -мок-(-мак-) и -ровн-(-равн-):
-мок- — в значении «пропускать жидкость»;
-мак- — в значении «опускать в жидкость»;
-ровн- — в значении «гладкий», «ровный»;
-равн- — в значении «одинаковый, тождественный»

В корне -плав- всегда пишется а: плавать, плавучесть. Исключения: пловец, пловчиха, плывун.

Правописание непроизносимых согласных в корнях слов

Для проверки правописания корней с непроизносимыми согласными (стн, здн, лнц, рдц) нужно подобрать такое родственное слово, чтобы эта согласная стояла перед гласной.

Правописание о(ё) после шипящих в корнях существительных и прилагательных

В корне слова после шипящих пишется ё, если в родственных словах оно чередуется с е; если оно образовано от глагола или страдательного причастия прошедшего времени.

Читайте также:  Реформы смутного времени таблица

О и Ё в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных

В суффиксах и окончаниях после шипящих под ударением пишется о.

Правописание И-Ы после Ц

В корне после ц пишется и. Исключения: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыц.
В суффиксах и окончаниях после ц пишется ы (кроме слов на -ция).

Правописание О(Е) после Ц

В суффиксах и окончаниях под ударением пишется о, без ударения – е.

Мягкий знак в формах глаголов

Ь пишется в неопределенной форме глаголов: умываться, в форме повелительного наклонения: поставьте, в форме 2 л. ед.ч.: умываешься.

Правописание Ъ

Разделительный ъ пишется перед корневыми е, ё, ю, я после приставок на согласную и в иноязычных словах после следующих приставок на согласную: аб, ад, диз, ин, интер, кон, контр, об, суб, транс, а также после начального пан.

Правописание Ы-И на стыке приставки и корня

После приставки, оканчивающейся на твёрдую согласную, в корне слова вместо и пиши ы (как слышим, так и пишем). В слове взимать пишется и согласно произношению.
Примечание. Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова, например: пединститут, спортинвентарь.

После приставок меж-, сверх- сохраняется и, так как после шипящих и заднеязычных не пишется ы.

Сохраняется и также после иноязычных приставок и частиц (контр-, дез-, транс-, пан-, суб-, пост-, супер-).

Правописание приставок

Правописание приставок пре- и при-

Приставка при- употребляется в значениях:
– «приближение, присоединение, неполнота действия, близость»: пришить, приоткрыть, пришкольный.
– доведение действия до конца: пристукнуть.
– совершение действия в чьих-то интересах: припрятать.

Приставка пре- употребляется в значениях:
– «очень» (высшая степень проявления): пренеприятный.
– «пере-»: преградить.

Правописание приставок раз-(рас-) и других приставок (без-, воз- (вз-), из-, низ-, чрез- (через-) на з-с

В приставках на з-с з пишется перед звонким, а с — перед глухим согласным.

Правописание корня пол- в составе сложного слова

Пол- пишется через дефис перед корневыми гласными, л и прописными буквами. В остальных случаях пол- пишется слитно.
Приставка полу- пишется слитно.

Правописание сложных слов

Сложные слова — это слова, которые образованы с помощью соединения в одном слове двух основ.

Правописание сложных слов с соединительными гласными О и Е

Корни в сложных словах соединяются при помощи соединительной гласной о, если первая основа заканчивается на твердый согласный.

Корни в сложных словах соединяются при помощи соединительной гласной е, если первая основа заканчивается на мягкий согласный, шипящие и ц.

Слитное и дефисное написание сложных существительных

Через дефис пишутся
– названия сторон света: северо-восток, юго-запад;
– названия сложных механизмов и единиц измерения: дизель-мотор, койко-место. Исключение — трудодень;
– названия некоторых растений: Иван-чай;
– с начальными иноязычными элементами вице-, лейб-, штаб-, экс-.
– образованные из двух слов одной тематической группы (слова-синонимы, антонимы, уточняющие друг друга): горе-злосчастье (синонимы), плащ-палатка (плащ и он же — палатка).

Слитно пишутся сложные слова
с глаголом на и в первой части: сорвиголова. Исключение — перекати-поле;
с числительным в форме родительного падежа в первой части слова: пятикратный. Но: сороконожка (потому что не в прямом значении счёта). Исключения: 90 (девяностокилограммовый), 100 (стометровка), 1000 (тысячелетний);
названия жителя города: алмаатинец;
сложносокращённые: вещмешок.

Слитное и дефисное написание прилагательных

Через дефис пишутся прилагательные:
образованные от сочинительных словосочетаний: русско-английский словарь (словарь с русскими и английскими словами);
выражающие качество с дополнительным оттенком: светло-зеленый;
образованные от пишущихся через дефис существительных: нью-йоркский;
Остальные сложные прилагательные пишутся слитно.

Правописание суффиксов существительных и прилагательных

Суффиксы существительных

Суффикс -чик пишется в существительных со значением лица после корневых согласных д, т, з, с, ж, если перед ними нет других согласных: перебежчик; алиментщик.

Перед суффиксом -чик конечные согласные основы к, ц, ч заменяются т: раздача – раздатчик.

Перед суффиксом -щик пишется мягкий знак только после л: кровельщик.

Суффикс -ек пишется, если при изменении слова е выпадает: замочек – замочка, но: ключик – ключика.

Суффикс (безударный) -ец- пишется в существительных м.р.: колодец, -иц- — в существительных ж.р.: красавица.

Правописание суффиксов причастий

От основы инфинитива на -еть, -ить, -ти, -чь образуются срадательные причастия прошедшего времени с суффиксом -енн-.

От основы инфинитива на -ать, -ять образуются страдательные причастия прошедшего времени с суффиксом -нн-, при этом глагольные суффиксы –а- и –я- в причастии сохраняются.
(Грамотный человек. Учебное пособие. Л.Д.Беднарская, Л.А.Константинова, Е.П.Щенникова)

Источник

Как научиться грамотно писать?

  • Что случилось?
  • Я никаких правил не знаю, а пишу грамотно!
  • А сколько всего правил правописания в русском языке?
  • В каких словах люди ошибаются чаще всего?
  • Давайте по порядку. Кованая решетка или кованная решетка? Как различать причастия и прилагательные?
  • Почему пишется предынфарктный, но постинфарктный?
  • Напомните правило про -тся/-ться
  • С какой буквы пишется слово «вы»?
  • В течение месяца или в течении месяца?
  • Офшор или оффшор? Какое здесь действует правило?
  • Вы сказали: смотреть в словарь. А в какой?

Что случилось?

16 апреля более чем в 700 городах по всему миру пройдет Тотальный диктант по русскому языку — самая масштабная на планете акция по проверке грамотности. В преддверии (запомните, как пишется это слово!) диктанта «Медуза» попросила организаторов акции напомнить читателям некоторые правила.

Читайте также:  Вс про речевой оборот there is и there are

Я никаких правил не знаю, а пишу грамотно!

Поздравляем. Действительно, можно писать слова без ошибок, даже если вы не знаете, какое правило тут действует. Это так называемая врожденная грамотность (обратите внимание: слова, следующие после так называемый, не заключаются в кавычки). Конечно, никакая она не врожденная: если ребенок никогда не видел ни одного русского текста, он не напишет без ошибок слова девчонка, серебряный, майонез. Механизм «врожденной грамотности» такой: когда ребенок много читает, он просто выучивает, как пишутся слова. Сотни раз увидев в книгах слово серебряный, человек запоминает его графический облик, и ему не надо вспоминать правило «- н-/-нн- в суффиксах прилагательных». Но, конечно, достичь идеальной грамотности, ни разу не открыв учебник русского языка и справочник по правописанию, невозможно.

А сколько всего правил правописания в русском языке?

Точное число назвать сложно, потому что непонятно, как считать: где проходит граница между правилами и подпунктами правил? Но какие-то цифры можно назвать. Подготовленный Орфографической комиссией РАН полный академический справочник «Правила русской орфографии и пунктуации» под редакцией В. В. Лопатина (М., 2006) содержит 219 параграфов в части «Орфография» и 167 параграфов в части «Пунктуация». Если считать каждый параграф (независимо от его объема) отдельным правилом, тогда можно сказать, что в русском языке около 400 правил правописания.

В каких словах люди ошибаются чаще всего?

Можно назвать несколько «горячих точек» русского правописания. Это написание одной и двух букв н в причастиях и прилагательных, написание двойных согласных в русских и заимствованных словах, написание и/ы после приставок, употребление твердого и мягкого знаков, особенно в глаголах на -тся/-ться, слитное/дефисное/раздельное написание сложных слов, употребление прописных и строчных букв.

Давайте по порядку. Кованая решетка или кованная решетка? Как различать причастия и прилагательные?

Отглагольные прилагательные, образованные от глаголов несовершенного вида (такие глаголы отвечают на вопрос «что делать?»), пишутся с одной н: кованая решетка, жареная картошка, крашеные скамейки. В отличие от отглагольных прилагательных, причастия пишутся с двумя н. Опознать причастие помогают зависимые слова: кованная (кем?) мастером решетка, жаренная (на чем?) на сковородке картошка, крашенные (чем?) зеленой краской скамейки.

Почему пишется предынфарктный, но постинфарктный?

Дело в том, что эти приставки различаются по происхождению. После приставок иноязычного происхождения гипер-, дез-, интер-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс- для передачи звука [ы] пишется буква и, например: гиперинфляция, дезинформация, дезинтеграция, контригра, постимпрессионизм, постинфарктный. А после русских приставок, кончающихся на согласный, пишется, в соответствии с произношением, буква ы, например: безыскусный, безысходный, сыскать, изыскивать, подыгрывать, предынфарктный, предыстория, розыск, сымпровизировать. В каждом уважающем себя правиле должны быть исключения, и здесь они тоже есть. После русских приставок меж- и сверх- пишется и: межиздательский, сверхинтересный.

Напомните правило про -тся/-ться

Мягкий знак пишется в неопределенной форме глагола, которая отвечает на вопрос «что делать?», «что сделать?»: купаться, кусаться, считаться, бодаться. Например: малыш любит (что делать?) купаться. Мягкий знак не пишется в форме 3-го лица единственного и множественного числа. Эти формы отвечают на вопросы «что делает?», «что делают?», «что сделает?», «что сделают?»: купается, кусается, считаются, бодаются. Например: малыш охотно (что делает?) купается.

С какой буквы пишется слово «вы»?

Местоимение вы пишется с большой буквы только при обращении к одному лицу и только в текстах следующих жанров: личные письма, деловые документы (заявления, служебные записки и пр.) и анкеты. Например, в заявлении, адресованном начальнику: Прошу Вас предоставить мне… При обращении к нескольким лицам вы пишется только с маленькой буквы. Написание Уважаемые клиенты! Приглашаем Вас… — орфографическая ошибка.

В течение месяца или в течении месяца?

Нужно запомнить написание следующих слов и сочетаний:

— В течение чего-либо (во время чего-либо), например: в течение месяца. Но: изгибы в течении реки.

— В заключение чего-либо (под конец), например: в заключение доклада. Но: он написал статью, находясь в заключении (под арестом).

— Вследствие чего-либо (по причине), например: отставание вследствие болезни. Но: в следствии по этому делу появились новые детали.

Запомните также написание наречия впоследствии.

Офшор или оффшор? Какое здесь действует правило?

Правил написания двойных согласных в корнях заимствованных слов нет. Точнее, есть только одно правило: такое написание определяется в словарном порядке (по орфографическому словарю). Например, пишутся с одиночной согласной слова алюминий, галерея, балюстрада, дилетант, импресарио (да-да!), капучино, офис, офшор, тореро. Но пишется двойная согласная в словах аббревиатура, аккомпанемент, апелляция, коррозия, стеллаж, терраса, триллер, хлорофилл. Словом, каждый раз, если сомневаетесь, надо смотреть в словарь.

Вы сказали: смотреть в словарь. А в какой?

Самый полный орфографический словарь современного русского языка — Русский орфографический словарь под редакцией В. В. Лопатина и О. Е. Ивановой. В 2012 году вышло в свет 4-е издание этого словаря. В интернете есть удобный сайт «Грамота.ру», где можно проверить правописание, произношение, значение слов, задать вопрос специалистам справочной службы русского языка, написать интерактивные диктанты.

Автор: Владимир Пахомов, главный редактор «Грамота.ру», член экспертного совета «Тотального диктанта»

Источник