Меню

Как организовать занятия в игровой форме



Игровые задания при работе со слоговой таблицей

Основное назначение слоговой таблицы состоит в том, что­бы обеспечить формирование навыка чтения прямого открыто­го слога.

Необходимо добиться, чтобы дети начинали воспринимать слияние как единый графический элемент, то есть ребёнку дос­таточно было бы увидеть напечатанные рядом буквы, чтобы уз­нать в этом сочетании знакомый слог. Для того чтобы прямые открытые слоги воспринимались как единая зрительная и про­износительная единица, необходимо их многократное прочтение как на занятиях знакомства с новыми буквами, так и на всех по­следующих. Под влиянием упражнений закрепляются связи не только между образом буквы и её произнесением, но и между образом слога и его произнесением.

Прямые открытые слоги читаются по горизонтали и по вер­тикали. В таблице сочетаются два основных приёма обучения чтению слияний. Если мы читаем по горизонтали, то один и тот же согласный прочитывается с разными гласными, то есть ис­пользуется приём протяжного произнесения согласного и при­соединения гласного. Если мы читаем по вертикали, то разные согласные прочитываются с одним и тем же гласным, то есть используется приём чтения по аналогии («Читаем на А»).

Слоговые таблицы являются не только средством достижения автоматизма в чтении прямых открытых слогов. С их помощью вы­рабатывается целый ряд других языковых и читательских навыков.

Предлагаемые игры содействуют решению следующих задач:

— повторение графического облика изученных букв;

— отработка умения соотносить звук и букву;

— формирование правильного произношения;

— автоматизация навыка чтения прямых открытых слогов;

— сравнение звучания твёрдых и мягких согласных, упраж­нение в чтении слогов с ними;

— упражнение в чтении слов.

Работать со слоговой таблицей можно фронтально (таблица выставляется на доске) или индивидуально (таблицы у каждого ребёнка).

Игры

«Я начну, а ты продолжи»

Педагог называет слог и показывает карточку со стрелкой, указывая направление: вверх, вниз, вправо, влево. Вызванный ребенок находит на таблице названный слог и читает, начиная с него, слоги по таблице в указанном направлении.

«Прыгаем по кочкам»

Педагог, передвигая указку по таблице, показывает разные слоги. Дети хором читают указанные слоги.

«Придумай слово»

Педагог показывает слог на таблице, дети придумывают с этим слогом слова. Игру можно проводить в виде соревнования меж­ду детьми или группами детей — кто больше.

«Кто какголос подаёт»

Педагог показывает картинку животного или птицы. Дети находят в таблице слог, соответствующий их голосам: кури­ца (ко), гусь (га), кукушка (ку), мышка (пи), корова (му), коза (ме), цыплёнок (пи),баран (бе).

«Покажислог»

Педагог показывает предметную картинку, дети показывают в таблице первый (второй, третий) слог её названия: заборы (за), дерево (де).

«Угадай слово»

Педагог набирает по таблице слово, последовательно пока­зывая слоги. Дети молча читают его и по вызову педагога назы­вают. Можно придумать с этим словом предложение.

«Найди такой же слог»

Педагог показывает детям слоговую карточку. Дети читают слог на карточке и находят его на слоговой таблице.

«Не разорви цепочку»

Педагог даёт детям задание читать друг за другом по таблице слоги с одинаковыми согласными (по горизонтали) или с одина­ковыми гласными (по вертикали). Цепочка считается разорван­ной, если кто-то из детей задержится, не сумеет вступить вовремя и прочитать слог. Можно играть рядами или группами. Выигры­вает ребенок (ряд, группа), который не разорвёт цепочку.

«Построим слог»

К таблице вызываются три ребенка. Один из них молча пока­зывает согласный в столбце таблицы, второй — гласный из верхней строки, а третий — слог на пересечении горизонтали и вертикали и читает его. Слог можно читать хором.

Один ребенок показывает и читает слог с твёрдым соглас­ным, второй должен показать и прочитать слог с одноименным мягким согласным.

Педагог спрашивает, какой слог находится:

— между слогами ЛИ и ЛЁ;

— слева (справа) от слога ТЫ;

— сверху (снизу) от слога РЮ.

Дети отыскивают нужный слог. Вызванный ребенок находит его и читает. Игру можно проводить как соревнование между двумя детьми или группами детей.

«Договори слово исоставь его»

Педагог показывает слог на таблице. Ребенок придумывает слово, начинающееся с него, и набирает слово по таблице.

«Какой слог пропал?»

Педагог закрывает один из слогов таблицы прямоугольником из цветной бумаги. Дети должны догадаться, какого слога не хва­тает. Вызванный ребенок называет слог. Педагог снимает бумагу, дети читают хором. Можно собирать слог из букв разрезной аз­буки, а затем проверять правильность выполнения задания.

«Лесная школа»

Педагог сообщает детям игровую ситуацию: «Звери в своей лесной школе тоже учатся читать слоги». Педагог предлагает де­тям показать, как бы прочитал слоги тот или иной зверь. Ребенок выбирает игрушку или картинку животного, подставляет её к слогу и читает его, стараясь голосом передать характер животного.

Два ребенка могут изображать разговор животных, читая слоги по очереди, имитируя особенности поведения избранных животных.

Приложение 3

Игровые задания при работе с таблицами для чтения

В таблицах для чтения представлены буквы, слоги, слова. Их можно читать по столбикам и по строчкам. Отрабатывать на­вык чтения слов различной слоговой структуры рекомендуется в указанной последовательности: ГС, СГ, СГС, СГСГ, СГСГС, СГСь, ССГС, СГСС, СССГССГ (Г- гласная буква, С- согласная буква).

«Читаем на заданную букву»

Ребенок прочитывает столбик или строчку слов на заданную букву.

«Снежный ком»

Таблица для чтения вывешивается, или одинаковые таблицы раздаются каждому ребенку. Вызванный ребенок читает одну букву (слог, слово). Следующий ребенок читает то, что было прочитано предыдущим, и материал новой строки. Каждый сле­дующий ребенок читает то, что было прочитано его предшест­венниками, и материал новой строки или столбика, как бы нама­тывая новый слой и увеличивая объём материала для чтения -катает «снежный ком» или «наматывает клубок». Чтение про­должается до тех пор, пока не закончится столбик или строка.

«Отгадай и прочитай»

Педагог выбирает столбик или строчку слов, по которой де­ти будут работать. Затем читает значение слова (его он берёт в толковом словаре), дети по значению находят нужное слово.

Например, педагог называет значение слова: «Крупные морские животные», дети находят слово киты (табл. 5). «Найди и прочитай»

Детям раздаются карточки с цифрами. Им необходимо про­читать слово (в ряду слов) или столбик слов с соответствующим количеством слогов (табл. 17, 18).

Можно раздать карточки со схемами слов различного звуко­вого состава. Дети по схеме находят слово или столбик слов и читают его.

«Найди слово»

Дети находят в указанном столбике слово, названное педагогом.

«Новая буква»

Прочитать два слова и сказать, какая новая буква появилась (нас — наст — таблица 15; рос — трос — табл. 16).

«Найди общую букву»

Прочитать строчку слов и сказать, какая буква есть во всех этих словах (табл. 17).

Источник

«Роль слоговых таблиц в формировании у старших дошкольников навыка чтения»

Вера Александровна Борщёва
«Роль слоговых таблиц в формировании у старших дошкольников навыка чтения»

РАБОТА СО СЛОГАМИ.

Чтение по слогам применялось еще в 19 веке. Сейчас эта методика тоже становится очень

популярной. В этом пособии хочу рассказать о своей работе по слогослиянию.

На начальном этапе овладения чтением многие дети затрудняются в слогослиянии. Чтобы ребёнку было легче и быстрее научиться сливать в слоги, мною было создано пособие «Беговая дорожка». За основу взят принцип обучения чтению Н. С. Жуковой.

Читайте также:  Атакама пустыня которая является самой сухой в мире

Учение слиянию букв в один слог выполняется следующим образом. Ребёнок ставит пальчик на первую букву и ведёт им по дорожке до второй буквы»: «Тяни первую букву до тех пор, пока ты со спортсменом не добежишь по дорожке до второй буквы». Обязательно объясним, что бежим от красной вертикальной полосы слева направо.

В итоге ребёнок должен самостоятельно, водя пальчиком от одной буквы к другой, свободно читать слоги из двух гласных, гласного и согласного. Первую букву надо немного потянуть, а вторую читать коротко.

Чтение прямого слога (согласный + гласный) – самый ответственный момент начального обучения грамоте. Нельзя допускать побуквенного прочтения слогов. Напоминаем, что первую букву надо тянуть и, добежав до второй, прочитать её, «не разрывая дорожки». Если этого не происходит,говорим: «Ты вместе со спортсменом упал, попробуй ещё».

Прочтение слогов из трёх букв можно предлагать только тем детям, которые слитно и свободно читают слоги из двух букв. Объясняем, что по беговой дорожке мы бежим от согласной буквы к гласной, это слитное чтение двух букв, а кружок – это или гласная без предшествующей согласной, или согласная, или согласная с мягким знаком, т. е. добавление отдельной буквы и остановка движения.

«Роль слоговых таблиц в формировании у старших дошкольников навыка чтения»

Многократное внимательное чтение однотипных слогов предупреждает склонность ребёнка читать по догадке, способствует закреплению навыка слогослияния.

С этой целью мною разработаны слоговые таблицы, по которым дети учатся сливать в слоги, ориентироваться на листе бумаги (крайний левый столбик, второй справа столбик, верхняя, нижняя строка, закреплять понятия «столбик», «строка».

Слоговые таблицы помогают расширить круг игровых заданий, сформировать у детей умение читать слоги и слова.Принцип их создания довольно прост: в верхней строке таблицы размещены гласные, в первом столбике (в крайнем левом) — согласные, а на пересечении горизонтали и вертикали — слоги. Детям дается вся таблица сразу, и она должна быть перед глазами по возможности весь период обучения чтению. Таблица служит своего рода средством обучения с опережением и помогает детям привыкнуть к графическому облику букв и слогов, быстрее их запомнить.

Слогинапечатаны по принципу последовательности: от простого к сложному (закрытый, открытый слог, слог со стечением согласных).

На первоначальном этапе работы с таблицами можно использовать слоговые таблицы И. Л. Калининой и Н. А. Гегелия.

Чтение слоговых таблиц (по Калининой, Гегелия)требования: шрифт крупный и чёткий, на первых порах гласные можно выделять красным цветом. В таблицах есть значки-подсказки – дуга – согласная с последующей гласной. Точка – это или гласная без предшествующей согласной, или согласная, или согласная с мягким знаком. Таблицы можно даже назвать «языколомательными», но если ребёнок освоит их, то в дальнейшем сможет читать самые длинные и сложные слова.

Рекомендации: не следует переходить к следующей таблице, если не отработано чтение предыдущей. При чтении таблиц нужно чётко объяснить ребёнку, что дуга – это слитное чтение двух букв (проводить по дуге указкой, пальчиком, а точка – добавление отдельной буквы и остановка движения. Читать можно по строчкам и по столбикам.

Цель слоговых таблиц – обеспечить формирование навыка чтения слога.

Достоинство слоговых таблиц состоит в том, что дети, которые обучаются чтению, осознают закономерность расположения слогов в таблице, учатся находить нужный слог на пересечении горизонтали и вертикали, осознают звукобуквенную структуру слога (сочетание согласного с гласным) и в результате чего начинают воспринимать и воспроизводить его как единое целое.

Прямые открытые слоги читаются по горизонтали и по вертикали. В таблице сочетаются два основных приема обучения чтению слияний. Если мы читаем по горизонтали, то один и тот же согласный прочитывается с разными гласными, т. е. используется прием протяжного произнесения согласного и присоединения гласного. Если мы читаем по вертикали, то разные согласные прочитываются с одним и тем же гласным.

А У О И Ы А У О И Ы

М АМ УМ ОМ ИМ ЫМ МА МУ МО МИ МЫ

С АС УС ОС ИС ЫС СА СУ СО СИ СЫ

Н АН УН ОН ИН ЫН НА НУ НО НИ НЫ

Х АХ УХ ОХ ИХ ЫХ ХА ХУ ХО ХИ ХЫ

К АК УК ОК ИК ЫК КА КУ КО КИ КЫ

Г АГ УГ ОГ ИГ ЫГ ГА ГУ ГО ГИ ГЫ

П АП УП ОП ИП ЫП ПА ПУ ПО ПИ ПЫ

Б АБ УБ ОБ ИБ ЫБ БА БУ БО БИ БЫ

Д АД УД ОД ИД ЫД ДА ДУ ДО ДИ ДЫ

Т АТ УТ ОТ ИТ ЫТ ТА ТУ ТО ТИ ТЫ

мра мру мро мри мры рма рму рмо рми рмы

ска ску ско ски скы кса ксу ксо кси ксы

нла нлу нло нли нлы лна лну лно лни лны

хка хку хко хки хкы кха кху кхо кхи кхы

кра кру кро кри кры рка рку рко рки ркы

гла глу гло гли глы лга лгу лго лги лгы

пта пту пто пти пты тпа тпу тпо тпи тпы

бра бру бро бри бры рба рбу рбо рби рбы

дма дму дмо дми дмы мда мду мдо мди мды

тва тву тво тви твы вта вту вто вти вты

Для детей, которые выучили все буквы (хорошо усвоили зрительный образ букв, использую методику А. Н. Корнева «Называние – поиск – прочтение (Найди, покажи, назови)». В ней используется оригинальный способ обучения ребенка осознанию буквосочетания как цельного графического элемента. То есть, в качестве единицы чтения используется не отдельно взятая буква, а слог, который является и единицей письма. Данная методика позволяет ребенку быстрее овладевать навыками грамотного чтения и более легко переходить от чтения к письму.

По слоговой таблице дети повторяют изученные буквы, читают слоги-слияния, совершенствуют артикуляционные умения, учатся дополнять прочитанные слоги до полных слов, соединять слоги в слова. Столь необходимая и полезная работа не должна становиться скучной и однообразной. Таблицы различаются набором букв, обозначающих гласные и согласные звуки, набором слогов и порядком их расположения, а также перечнем слов, которые можно составить из имеющихся на таблице букв и слогов. Каждый раз работа должна начинаться с повторения изученных букв. Читаются буквы верхней строки, левого столбика, а на отдельных таблицах и правого. Чтение в строке предполагает чтение слева направо и справа налево, в столбце – снизу вверх, сверху вниз и в произвольном порядке. После повторения букв, дети последовательно читают слоги в строках и столбиках.

Можно использовать чтение цепочкой, слоговое и выборочное, при этом логопед называет строку и столбец, а ребёнок читает напечатанный там слог. К примеру, прочитай в первой строке второй слог, четвёртый, третий, пятый и первый слог. Или прочитай слог в первом столбике в третьей строке.

Читайте также:  Опорная схема для анализа эпизода Спор Базарова и Павла Петровича Кирсанова урок литературы в 10 кл по ром

Чтение слогов-слияний по слоговым таблицам можно организовать как индивидуальное (вслух и самостоятельное, цепочкой, парами, хоровое.

Дошкольники читают слоги с изученными буквами. Постепенно с изучением новых букв увеличивается количество слогов для чтения. Это позволяет расширить количество и разнообразить задания.

Следующий этап работы — чтение слов, объединенных в группы с одинаковой ритмической и слоговой структурой. Как показали эксперименты Л. А. Румянцевой (1952г., детям легче читать группы слов, которые имеют одинаковую слоговую и ритмическую структуру. По мере продвижения в технике чтениядаются группы до 50 слов: двусложные, трехсложные со слогами типа СГ, ГС (ЛУНА, КУЧА, КОРОВА, двусложные и трехсложные типа СГСГС, СГСГСГС (ВЕНОК, МОЛОТОК, односложные, двусложные и трехсложные слова со стечением согласных (ЛИСТ, АРКА, ПОЕЗД, ВОЛКИ, СТЕНА, СТАКАН, СТУПЕНИ, КАРТОЧКА)

Как разбивать слово на слоги

Слог — это один звук или несколько звуков,произносимых одним выдыхательным толчком воздуха: го-ра, ма-ши-на.

1.В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками. Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими. Слог — это один звук или несколько звуков,произносимых одним выдыха-тельным толчком воздуха: во-да, на-у-ка.

В слове столько слогов, сколько гласных звуков.

Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): ободок — о-бо-док; страна — стра-на; ночник — но-чник; миниатюра — ми-ни-а-тю-ра. Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного.

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

Открытый слогоканчивается на гласный звук: во-да, стра-на.

Закрытый слогоканчивается на согласный звук: сон, лай-нер.

Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слогиобычно наблюдаются в конце слова: ноч-ник (первый слог открытый, второй — закрытый, о-бо-док (первые два слога открытые, третий — закрытый).

В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-чник, ди-ктор.

В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные): май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка.

4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один,например: изжить [иж:ыт’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить. Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги.

То же самое можно проследить на примере глагола уезжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет — у-е-зжать, а деление слова для переноса — уез-жать.

Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться.

Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц].

При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся.

5.При сочетании нескольких согласных в середине слова: два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-ттечь, да-нный; два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша-пка, ра-вный. Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный): буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь,й: мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.

1. Жукова Н. С.Букварь: Учебное пособие – М. : ЭКСМО, 2012.

2. Корнев А. Н.Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи: метод. пособие – М. : Айрис-пресс, 2007

3. Корнев А. Н. «Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие», СПб. : МиМ, 1997.

4. Калинина И. Л. «Учим детей читать и писать». М. : Флинта, 2001.

5. Гегелия Н. А. «Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых» : пособие для логопеда / Гегелия Н. А. — М. : ВЛАДОС, 1999. — 240 с. — (Коррекционная педагогика).

Роль игры как ведущего вида деятельности дошкольников в формировании фонематических процессов В соответствии с требованиями ФГОС ДО возросла роль игры как ведущего вида деятельности дошкольников. Игры вызывают устойчивый интерес к.

Консультация для педагогов ДОУ «Роль системного подхода в формировании основ здорового образа жизни у дошкольников». «Система» — слово греческое (systema, буквально означает целое, составленное из частей; совокупность элементов, находящихся в отношениях.

Консультация «Роль семьи в формировании чувства патриотизма у дошкольников»Консультация «Роль семьи в формировании чувства патриотизма у дошкольников» В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание.

Методы комплексной сказкотерапии в формировании коммуникативных УУД у старших дошкольников Методы комплексной сказкотерапии в формировании коммуникативных УУД у старших дошкольников Роль сказки в воспитании подрастающего поколения.

Использование мнемотехнических таблиц для развития речи дошкольников Ход: В наше время остается проблема развития речи детей. Она выражается в следующем: 1. Маленький словарный запас детей. 2. Бедная речь,.

Особенности формирования навыка чтения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости — задержка психического развития. Дети этой категории составляют около.

Роль геокэшинга в совершенствовании пространственных представлений у старших дошкольников Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в.

Сообщение из опыта работы «Роль игры в формировании коммуникативных навыков дошкольников» Сообщение из опыта работы «Роль игры в формировании коммуникативных навыков дошкольников» Подготовила воспитатель 1 квалификационной категории.

Роль театрализованных игр в формировании творческой активности старших дошкольников Автор: Мурсакаева Светлана Борисовна На всех этапах становления педагогики проблема развития детского творчества, имеет большое педагогическое.

Занятие по подготовке к овладению элементами навыка письма и чтения. Звуки [Р]-[Р’] и буква Р Звуки Р– РЬ и буква Р. Подбор слов (картинок) к схемам. Задачи: Закрепить правильное произношение звука Р. Учить детей характеризовать звук.

Источник

Как в игровой форме составить с ребенком слоги слияния?

Чтобы ребенок научился читать, знания букв и направления чтения недостаточно. Слоги слияния – это неотъемлемые элементы устной речи. При их произношении речевой аппарат работает иначе, чем при воспроизведении отдельных звуков. Слитное «НА» отлично по звучанию от «Н-А», как бы быстро не проговаривали или не пропевали 2 звука. Чтобы понять это, достаточно обхватить ладонью шею и низ челюсти и прислушаться, как работают язык, голословные связки и мышцы в том и другом варианте. Слогослияние проходят в 1 классе или по желанию родителей изучают раньше.

Слово

Слоги слияния — это…

Слогами слияния принято называть сочетания 2 букв, где первая всегда согласная, а вторая гласная или же мягкий знак: «НА», «ПА», «РЕ», «СО», «ТЬ», «СЬ». По сути, каждое слово представляет собой комбинацию отдельных букв и слогов слияния: «КА-ША», «ЛО-Ж-КА», «ПО-ТО-ЛО-К». Слогослияние – обязательный элемент техники чтения слова.

Читайте также:  Себя показать на других посмотреть

Чтобы научиться читать, нужно:

  • знать все буквы и соответствующие им звуки;
  • знать направление, откуда и куда читать (слева направо);
  • знать слоги слияния, характерные для языка, и правильно их произносить;
  • научиться разбивать слова на слоги слияния и отдельные буквы.

Каждый слышал выражение «читать по слогам», или, как говорили раньше, «по складам». Именно путем складывания «Аз» и «Буки» («Азбуки») учили читать детей вплоть до девятнадцатого века. Слоги-склады нужно было запоминать наизусть. Но сам подход к их изучению был слишком сложный и от методики на некоторое время отказались.

Сегодня методика чтения по складам усовершенствована и доработана. Н. А. Зайцевым. Гениальный российский педагог взял за основу обычные кубики, и на каждой стороне разместил по букве или складу. Обучаясь чтению таким образом, дети не испытывают затруднения слияния отдельных букв и с легкостью складывают слова.

Девочка с игрушками-буквами

Зачем их изучают?

Для любого взрослого человека разделить слово на слоги не составляет труда. Он это делает с легкостью, даже не задумываясь. Но ребенку данное умение изначально недоступно. Для него слово, особенно незнакомое, видится набором букв, которые необходимо каким-то образом произнести слитно.

Что дает изучение слогов слияния в 1 классе?

  • Ребенок совершенствует фонематический слух, понимает, как согласная становится твердой, а как мягкой. Например, в слоге «НО» «Н» твердая, а в «НЯ» – мягкая.
  • Закрепляется соотношение звуков и букв. Диван читается как «ДИ-ВА-Н», а не «ДЭ-И-В-А-Н».
  • Автоматизируется слогослияние (слогослияние – это слияние букв в слог). Ребенок читает «ДА» вместо «Д-А» на автомате, без заминки.
  • Увеличивается скорость чтения.
  • Ребенок может легко написать сложное слово, диктуя его себе по слогам.
  • При изучении слогов слияния практически исключены ошибки с пропуском букв, в отличие от методик чтения, где слова воспринимаются цельно.

Помимо слогов слияния, существуют обратные, начинающиеся с гласной: «АН», «ИН», ОМ». Они хоть и легче в плане слитного произношения букв, но не являются первичными элементами устной речи. Их изучение может навредить. Ребенку будет сложно разбить слово, потому как непонятно, какие из них – слияния или обратные, нужно выделить. Например, «КА-ТО-К» или «К-АТ-ОК» или «КА-Т-ОК»?

Упражнение для малышей - слоги слияния с буквой Л

Методики

Освоение слогов слияния можно добиться разными способами. Первый, который приходит на ум – последовательно выучить буквы, затем слоги, и только тогда приступать к чтению слов. Такой метод прост для учителя, но сложен для ребенка. Дело в том, что 33 буквы русского алфавита образуют близко 200 вариантов пар.

Таблица:

Таблица со слогами слияния

Ребенку придется зубрить их, причем долго, и без понимания, для чего это нужно. Конечно, это убьет желание учиться на корню.

Наиболее удобный и простой способ освоить слоги слияния – учить их постепенно и вместе с буквами, по принципу – от самых часто встречающихся и легких в произношении к сложным. То есть по букварю.

Страницы букваря с буквой М

Страницы букваря с буквами М и Н

Рекомендуется начать изучение с буквы «Н» (после знакомства с гласными). А именно, освоить ее написание, научиться распознавать на слух в разных частях слова, определять мягкую и твердую форму. На следующем этапе нужно, подставляя карточки с гласными, называть слоги «НА», «НИ», «НУ», «НО». Только после этого ребенок сможет составить и прочесть слово («НО-С», «О-НА», «НИ-З», «НИ-НА»), используя различные схемы по чтению.

Слоги слияния с буквой Б

Обучение чтению по слогам

По мере введения новых букв будут появляться новые группы слогов слияния. Их следует прорабатывать отдельно и в комбинации с уже изученными.

Простые слова для чтения по слогам

Распечатайте таблицу со слогами слияния и положите на парту ребенку. Постепенно он привыкнет к ней и начнет хорошо ориентироваться, находить и читать нужную пару. Это очень полезный навык, который облегчит учебу и сейчас, и в будущем.

Как организовать занятия в игровой форме?

Мало какому ребенку интересно изучение букв и слогов путем зубрения сухого материала. В них нет смысла, непонятно, для чего это надо и как пригодится в будущем. Только прочтение первых слов дает ощущение удовлетворения и гордости за себя: «Я научился читать!». Открывается смысл самого чтения. Ребенок понимает, сколько нового и интересного с его помощью можно узнать.

Крайне важно не погубить интерес к учебе. Занятия должны быть интересны ребенку.

Девочка с цветными карандашами

7 советов по организации занятий:

Карточка с заданиями для изучения слогов слияния

  1. Излагайте материал доступно и понятно, простым для детского понимания языком.
  2. Объясняйте смысл слов, приводите примеры использования слогов в словах и предложениях.
  3. Задействуйте иллюстрации, красочные картинки, стишки, песни, загадки, чтобы привлечь внимание и заинтересовать.
  4. Играйте в игры со слогами.
  5. Все, что рассказываете, отрабатывайте на практике. Используйте творческие задания.
  6. Изучайте слоги последовательно. Не переходите к следующей группе, пока не будет хорошо усвоена предыдущая. Проверяйте знания ребенка, давая задания для самостоятельной работы. Например, из каких букв можно составить слоги слияния:

    Ответ для карточки 23 «НА», «НИ», для карточки 24 – «СИ», «СА».

  7. Избегайте переутомления ребенка. В 1 классе длительность урока не может превышать 35 минут. Примерно в середине обязательна разминка (физкультминутка, подвижная игра).

Пример игры

Вырежьте из картона 6 карточек и напишите разным цветом: «ЧУ», «ДО», «МА», «ЛО», «ЗА», «РЯ». Положите на парте перед ребенком первый слог слияния «ЧУ» и предложите прочитать. Затем добавьте «ДО», пусть прочтет его тоже. Попросите соединить слоги и прочитать их вместе. Какое слово получилось («ЧУДО»)? Теперь возле «ДО» положите карточку «МА». Пусть ребенок прочтет отдельно слоги слияния, а затем слово. Продолжайте цепочку: «ЧУДО» — «ДОМА» — «МАЛО» — «ЛОЗА» — «ЗАРЯ».

Обучение грамоте у каждого ребенка происходит со своей скоростью. Одни дети все схватывают налету, другим нужно время дорасти до понимания и умения. Важно акцентировать внимание на том, что получается хорошо, вызывать интерес к освоению нового. Поначалу слоги слияния могут даваться тяжело, но затем процесс пойдет по накатанной!

Источник

Слоги-слияния: полная таблица + комментарии (ВАЖНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ!) («Домашний репетитор»)

Слоги-слияния: полная таблица + комментарии (ВАЖНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ!) («Домашний репетитор»)

Этот тренинг является частью цикла тренингов на нашем сайте www.strana-znaek.ru. Цикл посвящен домашнему репетиторству навыков чтения. Тренинг может полезен как родителям дошкольника, так и педагогам.

Слог-слияние – это сочетание согласной и последующей гласной, либо сочетание согласной и мягкого знака. Такие буквосочетания — наиболее трудный и важный элемент обучения чтения. Системное представление материала в нашей статье оптимально для обучения чтению. В устной речи при чтении в таких случаях два звука как бы сливаются в один для сочетания согласной и гласной, либо твердый согласный становится мягким.

Ниже приведена полная таблица распространенных слогов-слияний.

В таблице выделены и подчеркнуты слоги, в которых дети наиболее часто делают ошибки. Данная таблица пригодна как для обучения чтению, так и для контроля за усвоением материала.

Если ребенок знает все буквы – ему легче читать по столбцам, чем по строкам. Взрослый должен контролировать, чтобы чтение слогов-слияний производилось ребенком как бы «автоматически». Обучение чтению можно производить по частям. Рекомендуем взрослым распечатать и сделать несколько рабочих экземпляров таблицы, вычеркивая при обучении и контроле слоги-слияния, который ребенок узнает и быстро читает (то есть навык доведен «до автоматизма»).

Для обучения чтению и развитию навыка чтения слогов-слияний нами разработан букварь-тренажер, включающий 1000 слов простой структуры >>>

Источник