Меню

Как отразить в учете бюджетные обязательства и денежные обязательства по заработной плате

Как отразить в учете бюджетные обязательства и денежные обязательства по заработной плате?

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.«Клерк» Рубрика Учет в госсекторе

Каков порядок отражения в учете бюджетных обязательств и денежных обязательств по заработной плате? В чем заключается принципиальное отличие одного понятия от другого? В статье автор представил разъяснения по данным вопросам.

Согласно ст. 6 БК РФ под бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

Бюджетные обязательства принимаются получателями бюджетных средств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, другим правовым актом, соглашением (п. 3 ст. 219 БК РФ). При этом государственные (муниципальные) контракты, иные договоры, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, казенное учреждение заключает и оплачивает в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) и с учетом принятых и неисполненных обязательств (п. 5 ст. 161 БК РФ).

Таким образом, заключение трудового договора (контракта) с работником казенного учреждения означает, что учреждение приняло на себя бюджетные обязательства по его исполнению.

В соответствии с п. 140 Инструкции № 162н, а также с учетом разъяснений Минфина, приведенных в Письме от 21.01.2013 № 02‑06‑07/155 «О порядке отражения обязательств в бухгалтерском учете организаций сектора государственного управления», к принятым бюджетным обязательствам текущего финансового года относятся расходные обязательства, предусмотренные к исполнению за счет соответствующего бюджета в текущем финансовом году, в том числе принятые и неисполненные бюджетные обязательства прошлых лет, которые подлежат отражению в бюджетном учете в следующем объеме:

  • обязательства по выплате денежного содержания (денежного вознаграждения, денежного довольствия, заработной платы) работникам получателей средств соответствующего бюджета, предусмотренные к исполнению за счет средств соответствующего бюджета в текущем финансовом году, – в объеме утвержденных ЛБО;
  • обязательства по оплате за счет средств соответствующего бюджета работникам, лицам, замещающим государственные должности РФ, государственным служащим, военнослужащим, иным категориям работников получателей бюджетных средств командировочных расходов (в том числе по выплате авансовых платежей), осуществлению иных выплат (суточных, разъездных и т. п.) в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством РФ, предусмотренные к исполнению в текущем финансовом году, – в сумме начисленных обязательств (выплат);
  • обязательства по осуществлению за счет средств соответствующего бюджета обусловленных законодательством РФ выплат государственным (муниципальным) служащим, а также лицам, замещающим государственные должности РФ, работникам казенных учреждений, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (обладающим статусом военно­служащих, проходящих военную службу по призыву), лицам, обучающимся в государственных образовательных учреждениях (воспитанникам), предусмотренные к исполнению в текущем финансовом году (публичные обязательства, не относящиеся к нормативным), – в сумме начисленных обязательств (выплат);
  • обязательства по уплате обусловленных законодательством РФ обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ (налогов, сборов, пошлин, взносов, включая обязательства по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, иных выплат), предусмотренные к исполнению за счет средств соответствующего бюджета в текущем финансовом году, – в сумме начисленных обязательств (платежей).

Денежные обязательства – это обязанность получателя бюджетных средств уплатить в бюджет, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в силу положений закона, иного правового акта, условий договора или соглашения (ст. 6 БК РФ). Следовательно, своевременная выплата заработной платы (денежного довольствия) является обязанностью казенного учреждения и данные обязательства переходят в разряд денежных обязательств.

Учет принятых обязательств и (или) денежных обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих принятие обязательств, по перечню, установленному учреждением в рамках формирования учетной политики, с учетом требований финансового органа по санкционированию оплаты принятых денежных обязательств (п. 318 Инструкции № 157н).

В бюджетном учете для отражения получателями бюджетных средств принятых учреждениями обязательств Инструкцией № 157н предусмотрены соответствующие счета аналитического учета (разд. 6 «Санкционирование расходов экономического субъекта»).

Доведенные лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года

Переданные лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года

Полученные лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года

Полученные бюджетные ассигнования текущего финансового года

Источник

Статья 219. Исполнение бюджета по расходам

1. Исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), с соблюдением требований настоящего Кодекса.

2. Исполнение бюджета по расходам предусматривает:
принятие и учет бюджетных и денежных обязательств;
подтверждение денежных обязательств;
санкционирование оплаты денежных обязательств;
подтверждение исполнения денежных обязательств.

3. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств .
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

4. Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты, а в случаях, связанных с выполнением оперативно-розыскных мероприятий и осуществлением мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, в соответствии с платежными документами.

5. Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

Для санкционирования оплаты денежных обязательств по государственным (муниципальным) контрактам дополнительно осуществляется проверка на соответствие сведений о государственном (муниципальном) контракте в реестре контрактов, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и сведений о принятом на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту условиям данного государственного (муниципального) контракта.

Оплата денежных обязательств (за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.

Оплата денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам может осуществляться в пределах доведенных до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований.

6. Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субъектов международного права, а также проверки иных документов, подтверждающих проведение неденежных операций по исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств.

(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Комментарий к статье 219 БК РФ

1 — 2. Комментируемая статья, изложенная в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ полностью в новой редакции, определяет обязательные этапы по исполнению бюджета исходя из «жизненного цикла» бюджетного обязательства (принятие, подтверждение, санкционирование оплаты, подтверждение исполнения). Согласно определению, данному в ст. 6 Кодекса, бюджетные обязательства — это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

Последовательное описание этапов и процедур исполнения бюджета по доходам и расходам предусматривает право финансовых органов (Минфина России, финансовых органов субъектов РФ, финансовых органов муниципальных образований) на установление порядка исполнения соответствующего бюджета в рамках установленных Кодексом требований.

3. Пункт 3 комментируемой статьи регламентирует первый этап «жизненного цикла» бюджетного обязательства — принятие получателем бюджетных средств бюджетных обязательств:

получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) лимитов бюджетных обязательств. Соответственно, в ст. 6 Кодекса определено, что лимит бюджетных обязательств — это объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде);

формой принятия получателем бюджетных средств бюджетных обязательств является заключение государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Получатель бюджетных средств принимает также бюджетные обязательства в случаях, установленных с законом, иным правовым актом и (или) соглашением.

4. Этап подтверждения денежных обязательств согласно п. 4 комментируемой статьи заключается в процедуре подтверждения получателем бюджетных средств обязанности оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства. Данная процедура осуществляется путем составления и представления платежных и иных документов, необходимых для санкционирования оплаты денежных обязательств. Разумеется, объем подтвержденных денежных обязательств не может превышать объем принятых денежных обязательств.

В пункте 4 комментируемой статьи предусмотрено, что в случаях, связанных с выполнением оперативно-розыскных мероприятий, получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства только в соответствии с платежными документами. Данное изъятие согласуется с нормой п. 5 ст. 241 Кодекса, предусматривающей, что исполнение бюджета по расходам на оперативно-розыскную деятельность ФОИВ, уполномоченными ее осуществлять, организуется с соблюдением особенностей, установленных в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

5. Этап санкционирования оплаты денежных обязательств в соответствии с п. 5 комментируемой статьи выражается в процедуре совершения разрешительной надписи (акцепта) платежных и иных документов, необходимых для санкционирования оплаты денежных обязательств. Совершению разрешительной надписи (акцепту) должна предшествовать проверка наличия документов, которые предусмотрены порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным соответствующим финансовым органом в соответствии с положениями Кодекса.

Читайте также:  Как правильно пишется слово неаккуратно

Непосредственно оплата денежных обязательств должна осуществляться в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.

В отношении оплаты денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам установлено, что она может осуществляться в пределах доведенных до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований (т.е. без предварительного доведения до конкретных получателей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств на их принятие, т.к. бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств установлены непосредственно законом и подлежат исполнению в силу закона). Однако в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ данное положение п. 5 комментируемой статьи вступает в силу только с 1 января 2009 г. С 1 января по 31 декабря 2008 г. оплата денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам согласно указанному Закону осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.

Неперечисление либо несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств влечет применение мер принуждения, предусмотренных ст. 293 Кодекса, финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись, — мер принуждения, предусмотренных ст. 296 Кодекса, а финансирование расходов сверх утвержденных лимитов — мер принуждения, предусмотренных ст. 297 Кодекса.

6. Заключительный этап «жизненного цикла» бюджетного обязательства — подтверждение исполнения денежных обязательств — согласно п. 6 комментируемой статьи осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы РФ, субъектов международного права, а также проверки иных документов, подтверждающих проведение неденежных операций по исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств.

Другой комментарий к статье 219 Бюджетного Кодекса РФ

Комментируемая статья определяет действия, через которые выражается исполнение бюджета бюджетной системы Российской Федерации по расходам.

Приказом Минфина России от 30.09.2008 N 104н утвержден Порядок доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня.

Приказом Минфина России от 01.09.2008 N 87н утвержден Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета.

«Внимание!»
Заключение муниципальных контрактов на срок более 1 года с превышением лимитов бюджетных обязательств не является нарушением статьи 219 БК РФ только в случае соблюдения положений статей 72 и 79 БК РФ и принятых в соответствии с ними муниципальных правовых актов местных администраций муниципальных образований.

Такие разъяснения приведены в Письме Минфина России от 12.12.2014 N 02-10-09/64499 и объясняются следующими положениями.

Согласно пункту 3 статьи 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели решениями о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, принимаемыми в соответствии со статьей 79 БК РФ, на срок реализации указанных решений.

Иные государственные контракты, заключаемые от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальные контракты, заключаемые от имени муниципального образования, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, могут заключаться в случаях, предусмотренных соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации муниципального образования, в пределах средств и на сроки, которые установлены указанными актами, а также в соответствии с иными решениями Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования, принимаемыми в порядке, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Согласно пункту 2 статьи 79 БК РФ бюджетные инвестиции в объекты муниципальной собственности и принятие решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в указанные объекты осуществляются в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования.

«Официальная позиция»
В Письме от 11.07.2014 N 02-03-10/34010 Минфин России разъяснил, что статьей 219 БК РФ предусмотрена обязанность финансового органа муниципального образования установить порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств местного бюджета в соответствии с положениями БК РФ.

Таким образом, положения о порядке осуществления вышеуказанной дополнительной проверки, в том числе основания для отказа в санкционировании оплаты денежного обязательства по контракту, должны быть предусмотрены Порядком санкционирования.

Финансовым органом муниципального образования в Порядке санкционирования может быть предусмотрено осуществление проверки на соответствие информации, содержащейся в муниципальном контракте, сведениям об обязательстве, возникшем на основании данного муниципального контракта, поставленном на учет в финансовом органе муниципального образования, и сведениям о муниципальном контракте, размещенным в реестре контрактов, при наличии таких сведений в реестре контрактов, ведение которого предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
«Судебная практика»
В Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 06.03.2012 N А69-2235/2011 суд, анализируя положения статьи 219 БК РФ, пришел к выводу о том, что учреждение, являющееся получателем бюджетных средств, вправе осуществить выплату аванса (предварительной оплаты) за поставку продукции (выполнение работ, оказание услуг) только в пределах лимитов бюджетных обязательств на условиях и в размере, определенных Правительством РФ, в соответствии с договорами, заключенными в рамках действующего законодательства РФ.

Здесь необходимо отметить, что пунктом 29 Постановления Правительства РФ от 27.12.2014 N 1563 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» установлено, что получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг в пределах доведенных им в установленном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств вправе предусматривать авансовые платежи:
а) по договорам (государственным контрактам) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг (за исключением договоров (государственных контрактов), условиями которых предусматривается обязательство по выполнению работ (оказанию услуг), их этапов продолжительностью не более одного месяца после оплаты договора (государственного контракта), этапа его исполнения) до 30 процентов суммы договора (государственного контракта), но не более 30 процентов лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, после подтверждения выполнения работ (оказания услуг), предусмотренных указанными договорами (государственными контрактами) (их этапов) в объеме произведенных платежей;
б) по договорам (государственным контрактам) о выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации:
на сумму, не превышающую 600 млн.рублей, — до 30 процентов суммы договора (государственного контракта), но не более 30 процентов лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации;
на сумму, превышающую 600 млн.рублей, — до 30 процентов суммы договора (государственного контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации, с последующим авансированием выполняемых работ после подтверждения выполнения предусмотренных договором (государственным контрактом) работ в объеме произведенного авансового платежа (с ограничением общей суммы авансирования не более 70 процентов суммы договора (государственного контракта).

Источник



Книга «Учет операций по санкционированию расходов в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8». Издание 2

Издательство ООО «1С-Паблишинг» (ISBN 978-5-9677-2636-1), стр. 184, формат 60х90 1/8 (А4).

Серия «1С:Бухгалтерский и налоговый консалтинг. Учебные материалы»

Авторы: методисты фирмы «1С» Кадыш Е. А., Фадеева И. В.

В книге «Учет операций по санкционированию расходов в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» рассматриваются вопросы санкционирования расходов, в том числе отражение на счетах бухгалтерского и бюджетного учета операций по санкционированию расходов с использованием Редакции 2 «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» в соответствии с нормативными документами для государственных и муниципальных учреждений в данной сфере.

Книга может оказать большую практическую помощь бухгалтерам государственных и муниципальных учреждений для ведения качественного учета с применением программного продукта «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», а также рекомендуется для использования в учебном процессе и подготовки к аттестациям «1С:Профессионал» и «1С:Специалист-консультант» по прикладному решению «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» (Редакция 2).

Второе издание книги подготовлено на основе материалов семинаров 1С:Консалтинг:

  • «Санкционирование расходов: отражение в Учетной политике и бухгалтерский учет. Применение «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»» (https://1c.ru/news/events/event.jsp?id=913);
  • «Отчетность государственных и муниципальных учреждений за 2016 год с применением «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»» (https://1c.ru/news/events/event.jsp?id=919).

Актуальная информация и график проведения семинаров 1С:Консалтинг размещены на сайте 1С в разделе «Мероприятия» по адресу: http://www.1c.ru/news/events/index.jsp

Подробная информация о полном ассортименте книг по программным продуктам «1С:Предприятие 8» размещена на сайте «1С:Предприятие 8»: books.1c.ru.

Книга в подарок! Акция «Зима подарков 1С:ИТС»

Читайте также:  Зигота что это и значение термина Строение клетки

Пользователи ИТС БЮДЖЕТ ПРОФ, заключившие годовой платный договор в период с октября 2015 г. по февраль 2016 г., получат книгу «Государственные и муниципальные учреждения: учет в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» на практических примерах» (Издание 2) в подарок! Подробнее по участию в акции: http://its.1c.ru/zima.

Код Наименование Рекоменд. розничная цена, руб., вкл. НДС 10%
4601546129864
ISBN 978-5-9677-2636-1
Учет операций по санкционированию расходов в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»
Издание 2.
Учебные материалы «1С:Бухгалтерский и налоговый консалтинг»
470

КНИГУ МОЖНО ПРИОБРЕСТИ У ПАРТНЕРОВ ФИРМЫ «1С» ИЛИ В ОТДЕЛЕ РОЗНИЧНЫХ ПРОДАЖ: МОСКВА, СЕЛЕЗНЕВСКАЯ,21

По материалам книги

Бухгалтерский учет денежных обязательств

Напомним определение понятия «денежные обязательства», содержащееся в п. 308 Инструкции № 157н:

денежные обязательстваобязанность учреждения уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

В п. 141 Инструкции № 162н содержатся общие требования к порядку отражения принятия и исполнения различных видов денежных обязательств. Положения п. 141 удобно анализировать, представив их в виде следующей таблицы (Таблица 7).

Денежное обязательство

Основание принятия, сумма ден. обязательства

Аналитический разрез

В части расчетов с контрагентами по авансовым платежам, за исключением подотчетных сумм и платежей в бюджет

Разность дебетовых оборотов счета 120600 (авансы, выданные в текущем финансовом году) и кредитовых оборотов по счету 120600 (авансы, зачтенные в текущем финансовом году)

Получатели авансового платежа

Дебетовые остатки по счету 120600 на начало периода и кредитовые обороты по счету 120600, их изменяющие

Кредитовые обороты по счету 130200

Обороты по счету 130200 по увеличению (уменьшению) кредиторской задолженности по принятым в текущем периоде денежным обязательствам в счет авансовых платежей прошлых лет

Дебетовые обороты по счетам 130200 «Расчеты по принятым обязательствам», 130402 «Расчеты с депонентами», 130403 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда» в части исполненных в текущем периоде принятых денежных обязательств прошлых лет

В части расчетов с подотчетными лицами

Дебетовые обороты по счету 120800 за вычетом кредитового оборота по возврату выданных в текущем периоде средств

Остатки выданных подотчетных средств на начало текущего года по соответствующим счетам аналитического учета счета 120800, а также кредитовые обороты, их изменяющие

Дебетовые обороты по счету 120800 в части полученных в текущем периоде денежных средств в возмещение перерасходов прошлых лет

В части расчетов по обязательным платежам в бюджеты

Кредитовые обороты по счету 130300 (130302730 — 130313730) — начисленные (принятые) в текущем периоде платежи

Виды платежей в бюджет (налоги, взносы, пошлины, сборы и иные обязательные платежи)

Показатели расчетов по излишне уплаченным платежам, числящиеся на начало текущего периода по счету 130300, а также кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты

Дебетовые обороты по счету 130300 (130302830 — 130313830) — обязательства по оплате платежей прошлых лет, числящихся на начало текущего года, исполненные в текущем периоде

В части расчетов по расходам на обслуживание долговых обязательств

Кредитовые обороты по счету 130100 – начисленные (принятые) в текущем периоде обязательства, подлежащие к исполнению в текущем финансовом году

По каждому долговому обязательству

Дебетовые обороты по счету 130100 – исполненные в текущем периоде обязательства прошлых лет по расходам на обслуживание долговых обязательств

Таким образом, с целью определения сумм принимаемых в текущем периоде денежных обязательств данные по счетам бюджетного учета необходимо подразделять на 3 составляющих:

1) обязательства, обязанности выплат, уплаты авансовых платежей, возникшие в текущем году;

2) обязательства (перерасходы, недоимки) прошлых лет, погашенные в текущем году – кредитовые остатки по счетам;

3) остатки уплаченных в прошлые годы авансовых платежей (переплат) – дебетовые остатки по счетам.

При этом в 1-й составляющей не должны учитываться обороты по начислениям в счет уплаченных в прошлые годы авансовых платежей (переплат по платежам в бюджеты).

Учет денежных обязательств в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»

Денежные обязательства — обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения» (ст. 6 БК РФ).

Основаниями для принятия денежного обязательства являются:

  • при поставке товаров — накладная и (или) акт приемки-передачи, и (или) счет-фактура;
  • при выполнении работ, оказании услуг — акт выполненных работ (услуг) и (или) счет, и (или) счет-фактура;
  • исполнительный документ (исполнительный лист, судебный приказ);
  • иные документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации (далее — документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств).

Не требуются документы-основания для подтверждения денежных обязательств, связанных с:

  • обеспечением выполнения функций казенных учреждений — подотчетные средства, заработная плата, взносы на обязательное социальное, медицинское и пенсионное страхование, налоги;
  • социальными выплатами населению;
  • предоставлением бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;
  • предоставлением субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг;
  • предоставлением межбюджетных трансфертов;
  • предоставлением платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;
  • с обслуживанием государственного (муниципального) долга;
  • исполнением судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти Российской Федерации (государственных органов Российской Федерации) либо должностных лиц этих органов;
  • выполнением оперативно-розыскных мероприятий.

Денежные обязательства по авансовым платежам возникают из условий договора, контракта.

При расчетах с подотчетными лицами денежные обязательства принимаются к учету на основании утвержденных руководителем учреждения письменных заявлений получателя аванса с дальнейшей корректировкой на суммы произведенных расходов по принятому и утвержденному руководителем авансовому отчету.

Рассмотрим отражение принятых денежных обязательств в программе.

В программе нет отдельного документа, отражающего принятие денежного обязательства. Функционал отражения в бухгалтерском учете принятого денежного обязательства включен в документы оприходования товаров, работ, услуг, начисления заработной платы налогов, взносов и обязательных платежей в бюджет.

Для отражения в учете принятия денежного обязательства следует установить флаг в позицию «Принять денежное обязательство» на соответствующих закладках следующих документов:

  • Документ «Поступление услуг, работ» (Рис. 2.69-2.70).

Бухгалтерские записи документа:

  • Документ «Поступление ОС, НМА, НПА» (Рис. 2.71-2.72).

Бухгалтерские записи документа:

  • Документ «Поступление МЗ» (Рис. 2.73-2.74).

Бухгалтерские записи документа:

Следует обратить внимание, что у всех вышеперечисленных документов в случае наличия автоматически сформированной бухгалтерской записи «Зачтен выданный аванс» сумма принятого денежного обязательства будет уменьшена на сумму зачтенного аванса.

Следует напомнить, что в случае авансовой предоплаты, предусмотренной договором, денежное обязательство должно быть принято на сумму авансового платежа в момент регистрации бюджетного обязательства.

  • Документ «Отражение зарплаты в учете» (Рис. 2.77-2.78)

Бухгалтерские записи документа:

  • Документ «Заявление на выдачу аванса» (в случае заполнения данными табличной части расчета (обоснования) размера аванса) (Рис. 2.79-2.80):

Бухгалтерские записи документа:

Следует отметить, что в документах поступления материальных запасов при выборе типовой операции «Поступление от подотчетных лиц» нет возможности сформировать бухгалтерские записи по принятию денежных обязательств (Рис. 2.81-2.82).

Корректировка денежных обязательств (уменьшение или увеличение) согласно сумме фактических расходов происходит в документе «Авансовый отчет» с обязательным условием наличия ссылки на документ – основание документа «Авансовый отчет» — «Заявление на выдачу аванса» (Рис. 2.82).

В случае, если заполненная информация на закладке «Израсходовано» не совпадает с выданным авансом по КЭК, происходит корректировка денежных обязательств (Рис. 2.83-2.84).

Бухгалтерские записи документа:

Также следует помнить, что согласно п. 141 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина РФ «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» от 6 декабря 2010 г. № 162н, остатки выданных авансовых платежей, числящиеся на начало текущего периода по соответствующим счетам аналитического учета счета 120600000 «Расчеты по выданным авансам», а также кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты, в показатели принятых денежных обязательств за текущий период не включаются.

Источник

Когда обязательство признавать балансовым, а когда отражать на 500-х счетах

Чиновники до сих пор не отменили раздел 5 Инструкции № 157н, и сегодня бухгалтеры по-прежнему должны применять в учете счета санкционирования. О том, как изменился учет обязательств, и об особенностях отражения отдельных операций узнаете из статьи.

  • Содержание:
  • Два вида обязательств
  • Связь кредиторской задолженности и обязательств
  • Проводки и отчетность по обязательствам
  • Новое в принятии обязательств

Два вида обязательств

Обязательства бывают двух видов. Определение для первого вида есть в стандарте «Концептуальные основы».

  1. Обязательством признается задолженность, которая возникла из-за произошедших фактов хозяйственной жизни.
  2. Погашение долга приведет к выбытию активов, которые заключают в себе полезный потенциал или экономические выгоды.
  3. Обязательства, которые принимают к бухучету, возникают в силу закона, иного нормативного правового акта, муниципального акта или договора (контракта, соглашения).
Читайте также:  Классификация и подсчет запасов нефти адаптировано

Из этого следует, что обязательство — это в первую очередь кредиторская задолженность, которую отражают на счетах раздела 3 «Обязательства»: 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам», 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты», 0 304 00 000 «Прочие расчеты с кредиторами».

Второй вид обязательств упомянут в разделе 5 «Санкционирование расходов экономического субъекта» Инструкции № 157н. Их учитывают на счете 0 502 00 000. Далее в статье обязательства из раздела 3 будем называть кредиторской задолженностью, а из раздела 5 — просто обязательствами.

Связь кредиторской задолженности и обязательств

Все выплаты учреждения должны иметь основания — это нормы действующего законодательства, договор, соглашение, контракт. Для учета оснований выплат применяют счет 0 502 01 000 «Принятые обязательства». Обязательства можно принимать двумя способами: в объеме плановых назначений (бюджетных назначений) либо по каждому заключенному договору или контракту отдельно.

В объеме плановых назначений принимают обязательства по выплате заработной платы, компенсаций по командировочным расходам, уплате имущественных налогов. То есть те расходы, которые не подпадают под действие законов о закупках. Соответственно, второй способ используют во всех остальных случаях. Само по себе обязательство еще не означает, что у учреждения появилась задолженность, которую необходимо оплатить, скорее, речь идет о подтверждении законности предстоящих расходов.

Обязательство, которое отражено на счете 0 502 01 000, не имеет прямого отношения к кредиторской задолженности. Она появляется в учете вместе с документом, который подтверждает фактические расходы (накладная или акт выполненных работ, расчетно-платежная ведомость, налоговая декларация). Одновременно с признанием кредиторки признается денежное обязательство на счете 0 502 02 000 «Принятые денежные обязательства». Таким образом, величина кредиторской задолженности сравнима с объемом показателей принятых денежных обязательств, но только когда нет авансовых выплат. Денежное обязательство принимают не только по фактически произведенным расходам, его также можно принять и авансом (авансы по заработной плате, по поставке товаров, выполненным работам, оказанным услугам, по выдаче средств в подотчет). В этом случае показатель по счету 0 502 02 000 увеличивается, а параллельных записей ни на каких счетах не производят.

Исполнение денежного обязательства уменьшает величину кредиторской задолженности либо образует дебиторскую на счетах 0 206 00 000, 0 208 00 000, в отдельных случаях и на 300-х счетах. При этом по действующей методике отражения в учете обязательств исполнение денежных обязательств не уменьшает остаток по счету 0 502 02 000, его величина отражает только общий объем принятых денежных обязательств.

Проводки и отчетность по обязательствам

Объем принятых, исполненных и неисполненных обязательств фиксируют в отчете о бюджетных обязательствах (ф. 0503128) и отчете об обязательствах учреждения (ф. 0503738). Приведем примеры заполнения этих отчетов.

Пример 1. Учреждение заключило контракт на поставку продуктов 26 марта на сумму 100 000 руб.

По его условиям надо уплатить аванс в размере 30 процентов от суммы контракта в течение пяти дней после подписания. Предоплату перечислили 30 марта. Бухгалтер сделал записи:

ДЕБЕТ 0 506 10 340
КРЕДИТ 0 502 17 340
— 100 000 руб. — отражено принимаемое обязательство;

ДЕБЕТ 0 502 17 340
КРЕДИТ 0 502 11 340
— 100 000 руб. — принято обязательство 26 марта;

ДЕБЕТ 0 502 11 340
КРЕДИТ 0 502 12 340
— 30 000 руб. — принято денежное обязательство 26 марта;

ДЕБЕТ 0 206 34 560
КРЕДИТ 0 201 11 610
— 30 000 руб. — исполнено денежное обязательство — уплачен аванс 30 марта. Одновременно отражено увеличение забалансового счета 18.

В образце 1 обязательства отражены в отчете (ф. 0503738).

Образец 1. Отчет об обязательствах (ф. 0503738) (фрагмент)

Пример 2. Учреждение заключило контракт на поставку продуктов 26 марта на сумму 100 000 руб.

По его условиям надо уплатить аванс в размере 30 процентов от суммы контракта в течение пяти дней после его подписания. Однако предоплату не перечислили до конца месяца. Бухгалтер сделал проводки:

ДЕБЕТ 0 506 10 340
КРЕДИТ 0 502 17 340
— 100 000 руб. — отражено принимаемое обязательство;

ДЕБЕТ 0 502 17 340
КРЕДИТ 0 502 11 340
— 100 000 руб. — принято обязательство 26 марта;

ДЕБЕТ 0 502 11 340
КРЕДИТ 0 502 12 340
— 30 000 руб. — принято денежное обязательство 26 марта.

Отчет об обязательствах (ф. 0503738) представлен в образце 2.

Образец 2. Отчет об обязательствах (ф. 0503738) (фрагмент)

Пример 3. Учреждение заключило контракт на поставку продуктов 26 февраля на сумму 100 000 руб.

По его условиям надо уплатить аванс в размере 30 процентов от суммы контракта в течение пяти дней после подписания.

Аванс перечислили 2 марта. Продукты контрагент поставил 15 марта. Окончательный расчет произвели 20 марта. Записи будут такими:

ДЕБЕТ 0 506 10 340
КРЕДИТ 0 502 17 340
— 100 000 руб. — отражено принимаемое обязательство;

ДЕБЕТ 0 502 17 340
КРЕДИТ 0 502 11 340
— 100 000 руб. — принято обязательство 26 февраля;

ДЕБЕТ 0 502 11 340
КРЕДИТ 0 502 12 340
— 30 000 руб. — принято денежное обязательство 26 февраля;

ДЕБЕТ 0 206 34 560
КРЕДИТ 0 201 11 610
— 30 000 руб. — исполнено денежное обязательство — уплачен аванс 2 марта. Одновременно отражено увеличение забалансового счета 18;

ДЕБЕТ 0 105 32 340
КРЕДИТ 0 302 34 730
— 100 000 руб. — получены и приняты к учету продукты 15 марта;

ДЕБЕТ 0 302 34 830
КРЕДИТ 0 206 34 660
— 30 000 руб. — произведен зачет аванса 15 марта;

ДЕБЕТ 0 502 11 340
КРЕДИТ 0 502 12 340
— 70 000 руб. — принято денежное обязательство 15 марта;

ДЕБЕТ 0 302 34 830
КРЕДИТ 0 201 11 610
— 70 000 руб. — исполнено денежное обязательство — произведен окончательный расчет 20 марта. Одновременно отражено увеличение забалансового счета 18.

Бухгалтер сформировал отчет об обязательствах (ф. 0503738) (образец 3).

Образец 3. Отчет об обязательствах (ф. 0503738) (фрагмент)

Пример 4. Учреждение заключило контракт на поставку продуктов 26 февраля на сумму 100 000 руб.

По его условиям нужно уплатить аванс в размере 30 процентов от суммы контракта в течение пяти дней после его подписания.

Предоплату перечислили 2 марта. Продукты в учреждение поставили 25 марта. Окончательный расчет с поставщиком до конца месяца не произвели.

Бухгалтер сделал проводки по санкционированию расходных обязательств:

ДЕБЕТ 0 506 10 340
КРЕДИТ 0 502 17 340
— 100 000 руб. — отражено принимаемое обязательство;

ДЕБЕТ 0 502 17 340
КРЕДИТ 0 502 11 340
— 100 000 руб. — принято обязательство 26 февраля;

ДЕБЕТ 0 502 11 340
КРЕДИТ 0 502 12 340
— 30 000 руб. — принято денежное обязательство 26 февраля.

При уплате аванса он записал:

ДЕБЕТ 0 206 34 560
КРЕДИТ 0 201 11 610
— 30 000 руб. — исполнено денежное обязательство — уплачен аванс 2 марта. Одновременно отражено увеличение забалансового счета 18.

После того как продукты поступили в учреждение, проводки будут такими:

ДЕБЕТ 0 105 32 340
КРЕДИТ 0 302 34 730
— 100 000 руб. — получены и приняты к учету продукты 25 марта;

ДЕБЕТ 0 302 34 830
КРЕДИТ 0 206 34 660
— 30 000 руб. — произведен зачет аванса 25 марта;

ДЕБЕТ 0 502 11 340
КРЕДИТ 0 502 12 340
— 70 000 руб. — принято денежное обязательство 25 марта.

Отчет об обязательствах (ф. 0503738) смотрите в образце 4.

Образец 4. Отчет об обязательствах (ф. 0503738) (фрагмент)

Новое в принятии обязательств

Все расходы по закупкам, в том числе расходы через подотчетных лиц, делают по двум основаниям: результаты конкурсных процедур либо закупка у единственного поставщика. До 2018 года в бухгалтерском учете конкурсные процедуры отражали на счете 0 502 07 000 «Принимаемые обязательства».

С января 2018 года изменения в инструкциях № 162н, № 174н и № 183н обязали отражать принимаемые обязательства и при закупках у единственного поставщика. Теперь главбухам нужно уточнить учетную политику в части выбора методики отражения принимаемых обязательств по закупкам у единственного поставщика. Раньше основанием признания принимаемого обязательства было извещение о закупках, размещенное в ЕИС. Но при закупках у единственного поставщика извещение формируется и размещается не во всех случаях. Следовательно, необходимо выбрать и закрепить в учетной политике документы, которые станут основанием, сроки их передачи в бухгалтерскую службу и ответственных исполнителей учреждения.

Возможны такие варианты.

  1. Сами контракты (договоры), которые заключены с единственным поставщиком.
  2. Заявление на выдачу в подотчет на хознужды.
  3. План-график закупок, в котором содержится информация о закупках по основаниям, предусмотренным подпунктами 4, 5 п. 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (для закупок с совокупным объемом до 100 000 руб. и до 400 000 руб.).

Также требуется предусмотреть возможность раздельного учета принимаемых обязательств по конкурентным закупкам и по закупкам у единственного поставщика. Такое разделение необходимо для правильного заполнения графы «С применением конкурентных способов» отчета об обязательствах (ф. 0503738).

Источник