Меню

Как проводится свот анализ в школе

SWOT-анализ школы

При использовании SWOT-анализа школы появляется наглядный и удобный инструмент для оценки ее сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. Это дает возможность максимально эффективно выстроить образовательный процесс и систему управления в школе.

При необходимости обобщения и сведение в единое целое информации о позиции образовательного учреждения, а также составления наглядной и содержательной картины тенденций развития школы можно использовать SWOT-анализ (strength — сила, weakness – слабость, opportunities – возможности, threats – опасности).

Суть метода заключается в оценке сильных и слабых сторон организации, поиске возможностей и определении опасностей, которые появляются при функционировании в условиях рыночных отношений. Обычно SWOT-анализ используется для сравнения данных анализа внешней и внутренней среды школы, формирования общей картины при анализе действительности.

Как проводится свот-анализ в школе

На деятельность образовательной организации оказывают влияние множество факторов внутренней и внешней среды. При проведении SWOT-анализа образовательной деятельности эти факторы исследуются, выбираются те из них, которые оказывают наибольшее влияние. На этапе отбора факторов, которые будут учитываться, важно не допускать ошибок, иначе результаты анализы будут нерепрезентативными.

Рассмотрим, что понимается под четырьмя основными составляющими метода:

  1. Сила – направление, характеристика организации, которая придает ей дополнительные возможности, позволяет выделиться на фоне конкурентов. Это могут быть уникальные навыки, опыт, организационные ресурсы, сотрудничество с другими образовательными учреждениями.
  2. Слабость – отсутствие важного для дальнейшего развития организации элемента. Слабости могут заключаться в низкой квалификации сотрудников, неправильном распределении обязанностей, плохом месторасположении школы.
  3. Возможности позволяют школе добиться новых высот: получить новых клиентов, внедрить новые технологии, расширить перечень специальностей. Новые возможности могут появиться при уходе с рынка конкурента, появлении новых потенциальных клиентов рядом с образовательным учреждением и пр.
  4. Угрозы могут лишить образовательную организацию преимущества и нанести ей ущерб. Они могут быть обусловлены появлением конкурентов, ухудшением демографической ситуации и пр.

Примером SWOT-анализа деятельности образовательной организации является «мозговой штурм», в котором принимают участие все сотрудники. По отдельным направлениям можно привлекать работодателей, представителей вузов, абитуриентов и их родителей.

Во время «мозгового штурма» при проведении SWOT-анализа один из участников берет на себя роль посредника. Он направляет остальных, принимает и записывает предложения, обобщает информацию. Для удобства доску или лист разделяют на четыре части, куда записываются идеи.

Например, SWOT-анализ школы может быть представлен в виде таблицы

лицензии и аккредитация, статус государственного образовательного учреждения;

высокая квалификация сотрудников;

образовательные программы, которые не учитывают требования времени;

слабое взаимодействие с социальными партнерами;

слабая помощь в трудоустройстве студентов.

увеличение срока обучения на дополнительную профессиональную подготовку;

интерес международных фондов к профессиональному образованию;

нововведения в законодательстве.

отсутствие стабильности в социально-экономической среде;

ухудшение демографической ситуации.

В этой статье вы можете скачать пример SWOT-анализа в школе, чтобы лучше понимать, как работает этот метод в образовательной среде.

Полученные в ходе свот-анализа данные в школе являются основой для выработки стратегии развития образовательной организации в целом, ее подразделений и отдельных направлений деятельности. Рекомендуется проводить SWOT-анализ для каждого подразделения, направления работы.

Необходимые для анализа данные о внешней среде можно найти в маркетинговых исследованиях, информации о рынке труда.

Как использовать информацию, полученную в результате SWOT-анализа школы?

Стратегия развития школы должна базироваться не на возможностях школы, а на потребностях заинтересованных сторон. Необходимо постараться перевести слабые стороны и возможности в сильные стороны, а также компенсировать угрозы.

Если проанализировать представленный выше пример SWOT-анализа деятельности образовательной организации, то появляются такие стратегические направления развития образовательного учреждения:

формирование долгосрочной программы по развитию кадрового потенциала;

развитие международных связей;

улучшение имиджа путем публикации информации о достижениях школьников, потенциале образовательной организации.

внедрение образовательных программ дополнительной профподготовки и переподготовки для взрослых;

участие школы в международных проектах.

создание современных образовательных программ, разработанных с учетом требований рынка труда;

сотрудничество со службами занятости, работодателями;

совершенствование системы управления.

предоставление платных и прочих услуг для населения, поиск дополнительных источников финансирования;

предоставления образовательных услуг в области повышения квалификации и переподготовки.

Появившиеся в ходе анализа направления развития можно сгруппировать и определить их приоритеты. На основании этой информации сформировать стратегию школы. В этом процессе должны принимать участие все сотрудники, а также заинтересованные участники.

По приведенной ниже ссылке вы можете скачать таблицу, которая покажет, как можно использовать полученные в результате SWOT-анализа данные.

Использование свот-анализа в школе учителями

SWOT-анализ можно использовать не только при разработке стратегии развития школы, но и вводить в каждодневную практику работы с учениками. Например, этот метод подойдет при составлении плана урока, анализа проведенного урока с учениками или их самостоятельной оценки активности в классе.

В ходе применения SWOT-анализа определяются слабые и сильные стороны урока, оцениваются возможности образовательной среды для его обеспечения, обнаруживаются угрозы, которые необходимо преодолеть. Возможности – это полнота задействования потенциала учеников, угрозы – различные факторы, влияющие на успеваемость, например, мобильные телефоны, отвлеченные занятия на уроках и пр.

Как пример SWOT-анализа в школе рассмотрим анализ урока по русскому языку и литературе при условии, что методические материалы и техническое обеспечение удовлетворительны. Для проведения урока учитель подготовил видеоряд, интересные факты и пр.

Насколько использованы возможности образовательной среды? (видеоряд, диалог с учениками, использование слухового и визуального канала восприятия одновременно)

Смог ли урок противостоять угрозам?

Ученики не отвлекались на посторонние дела, но начали активное обсуждение после диалога или видеоряда, что привело к снижению внимания.

Задачи учителя: предотвратить обсуждение небольшими группами и вывести его на общеклассный уровень, давая возможность высказаться всем.

При проведении SWOT-анализ для школы при подготовке к уроку учитель может сразу обнаружить недостачу технического обеспечения, обратить внимание на слабые моменты в организации взаимодействия с учениками.

Несмотря на то, что SWOT-анализ пришел в образовательную среду из бизнеса, он может широко использоваться практически во всех сферах деятельности учебного заведения: от формирования общей стратегии развития до проведения отдельных уроков.

Источник

Анализ среды школы таблица

SWOT-анализ как инструмент для сопоставления данных анализа внутренней и внешней среды учебного заведения.

В целях обобщения большого объема работы по диагностике позиции образовательного учреждения, а также получения содержательной и наглядной картины состояния и тенденций развития образовательного учреждения и образовательного рынка, возможно использование метода SWOT- анализа. Метод SWOT-анализа обычно применяется для сопоставления данных анализа внутренней и внешней среды организации и сведения их в единое целое, что позволяет получить общую картину действительности. Принципы подобного анализа таковы: оценка сильных и слабых сторон образовательных учреждений в определенных условиях, открывающиеся возможности и возникающие опасности в условиях рынка (это так называемый SWOT-анализ: strength — сила, weakness — слабость, opportunities — возможности, threats — опасности).

SWOT-анализ проводится с помощью «мозговой атаки», при полном участии (в различных группах) всех сотрудников образовательного учреждения. Причем, очень важно не забыть о сотрудниках вспомогательных подразделений, например АХЧ, от которых в значительной степени зависит развитие образовательного учреждения. По тем направлениям деятельности, которые непосредственно связаны с оказанием услуг внешним клиентам (студентам, работодателям и т.д.) желательно привлечь представителей клиентов. Например, при анализе такого важного направления работы, как профессиональная ориентация, работа с абитуриентами, организация вступительных экзаменов, важно знать мнение самих абитуриентов и их родителей. Данную информацию можно получить либо через анкетирование, проводимое до SWOT-анализа, либо через привлечение клиентов для работы группы по SWOT -анализу. При анализе работы вспомогательных подразделений (отдела кадров, бухгалтерии, административно-хозяйственной части, столовой и т.д.) необходимо знать мнение об их работе основных подразделений, обеспечивающих образовательные услуги.

При проведении SWOT-анализа с помощью «мозговой атаки», один из участников дискуссии действует как посредник, направляющий остальных, принимающий предложения, записывающий их и обобщающий полученную информацию. Результаты записываются на доске или листе, разделенном на четыре части.

Читайте также:  Медальная таблица сочи 2014 за всю олимпиаду

Сильные стороны

Слабые стороны

Возможности

Проведение SWOT-анализа является основой для выработки стратегии развития образовательного учреждения в целом, отдельных его подразделений, отдельных направлений деятельности. Другими словами, SWOT-анализ желательно провести по работе каждого подразделения (и основного, и вспомогательного); каждого направления работы, охватывающего деятельность всего учебного заведения (учебная, воспитательная, методическая работа и т.д.); и, наконец, по деятельности всего учебного заведения в целом. Последнее исследование проводится Советом образовательного учреждения с подключением представителей заинтересованных сторон.

Данные о внешней среде содержатся в маркетинговых исследованиях и исследованиях рынка труда, и необходимо проверить, все ли они отражены в SWOT-анализе образовательного учреждения, а именно — в разделах «Возможности» и «Угрозы». Кроме того, надо проверить, не появились ли какие-либо дополнения в раздел «Возможности» после анализа потребностей заинтересованных сторон.

В основе стратегии развития образовательного учреждения должны лежать не возможности образовательного учреждения, а потребности заинтересованных сторон, т.к. без их удовлетворения образовательное учреждение не будет существовать. Например, даже если у образовательного учреждения есть возможность производить какую-либо реальную продукцию с целью ее реализации, это не может лежать в основе стратегии развития образовательного учреждения, так как противоречит устремлениям заинтересованных сторон. Этот вид деятельности, тем не менее, имеет право на существование, если способствует развитию материально-технической базы образовательного учреждения и является второстепенным по отношению к основному виду деятельности — предоставлению качественных образовательных услуг.

Из SWOT-анализа, приведенного в таблице 2, могут следовать такие стратегические направления в развитии образовательного учреждения, как:

А. из раздела «сильные стороны», которые необходимо и можно еще больше усилить:

создание долгосрочной программы развития кадрового потенциала образовательного учреждения, предусматривающей организацию регулярного повышения квалификации в области новых информационных технологий, изучение иностранного языка, регулярные стажировки на реальных рабочих местах, изучение новых педагогических технологий, повышение образовательного уровня сотрудников (обучение в ВУЗах, получение дополнительного образования, соискательство на ученые степени), развитие коммуникативных навыков через тренинги;

развитие международных связей: студенческие и преподавательские обмены, участие в международных проектах, использование международного опыта для повышения качества обучения;

улучшение имиджа образовательного учреждения через регулярное оповещение широкой общественности об успехах выпускников, о научно-методической работе сотрудников и т.д.

В. из раздела «возможности»

развитие образовательных программ дополнительной профессиональной подготовки и переподготовки, рассчитанных на взрослое население, заключение договоров о переподготовке безработных со службами занятости и т.д.;

проведение работы по включению образовательного учреждения в международные проекты и т.д.

С. из раздела «слабые стороны»

разработка новых образовательных программ, основанных на исследовании рынка труда;

развитие сотрудничества с представителями индустрии, профессиональными ассоциациями, службами занятости;

совершенствование системы управления образовательного учреждения и т.д.

D. из раздела «угрозы»

развитие платных образовательных и прочих услуг для различных категорий населения, проведение работы по привлечению дополнительных источников финансирования и т.д.;

развитие образовательных услуг в области переподготовки, повышения квалификации и т.д.

Источник



Методические рекомендации по проведению анализа внешней среды образовательной организации

Рыжиков Сергей Николаевич

Лебедянский торгово-экономический техникум

В образовательной организации при составлении плана развития необходимо применять инструмент SWOT-анализа. Для этого необходимо, прежде всего, провести анализ внешней среды образовательной организации, что будет способствовать определению стратегии ее развития.

Целью анализа внешней среды является выявление возможностей и угроз, которые образовательная организация должна учитывать при определении своих целей и их достижении.

Возможности — это положительные тенденции и явления внешней среды, формирующие условия для успешного развития образовательной организации. Это, например, совершенствование оплаты труда в соответствии с его качеством, дальнейшая оптимизация сети образовательных учреждений, привлечение внебюджетных средств в образовательную сферу (к примеру, упорядочение родительской платы за услуги в дошкольных образовательных учреждениях);

Угрозы — это отрицательные тенденции и явления, препятствующие успешному развитию ОО. Это, например, снижение количества учащихся во всех типах образовательных учреждений, снижение привлекательности педагогических специальностей на рынке труда [2], невостребованность подготовленных специалистов на рынке труда из-за несовершенства государственного заказа на подготовку кадров в сфере профессионального образования [2].

Для определения возможностей и угроз конкретной организации необходимо определить значимые для ее развития факторы внешней среды. Для повышения объективности анализа необходимо рассмотреть четыре узловых направления, анализ которых получил название PEST-анализ (Р — политика и право, Е -экономика, S — общество, Т – педагогические технологии).

Примерами политико-правовых факторов являются: уровень государственной поддержки образования; поддержка молодых педагогов со стороны государства, изменение законодательства РФ в области образования, государственное влияние в отрасли, включая долю бюджетных образовательных организаций.

В качестве экономических факторов могут быть выделены: общая характеристика экономической ситуации (подъем, стабилизация, спад); уровень инфляции; платежеспособный спрос населения, динамика занятости и безработицы; уровень доходов населения и т.п.

В рамках социокультурного направления (S-общество) могут быть рассмотрены такие факторы, как: уровень образования обществе; половозрастная структура населения; изменения в уровне и стиле жизни, демографические изменения, нехватка квалифицированных кадров, отношение к образованию.

Примерами технологических факторов являются: переход на новые образовательные стандарты, повышение требований к качеству образования, развитие информационных технологий.

При определении факторов внешнего окружения конкретной образовательной организации следует учитывать ее специфику, определяемую, например, отраслевой направленностью, размерами и т.п., и выбирать для последующего изучения те факторы, влияние которых на деятельность образовательная организации может быть определено. Например, для образовательной организации СПО, выпускающей специалистов в области металлургии, важно наличие в регионе металлургических предприятий.

Выявленные с учетом вышесказанного факторы внешней среды исследуемой организации следует отразить в таблице 1.

Источник

SWOT — анализ МБОУ СОШ №1

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен SWOT — анализ школы, в которой я работаю.Он позволяет проанализировать сильные и слабые стороны школы, возможости и риски.

Просмотр содержимого документа
«SWOT — анализ МБОУ СОШ №1»

SWOT-АНАЛИЗ
состо яния образовательной системы

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №1 мкр. Климовска г.о. Подольска Московской области

Угрозы (риски и ограничения)

Созданы условия для выполнения образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего общего образования. В параллели 9 классов три класса из шести обучаются по ФГОС, параллель 10 классов обучаются по ФГОС.

Насыщенность урочной и внеурочной деятельности, возможные перегрузки учащихся в сочетании с не сформированным здоровым отдыхом вне школы может вызывать усталость у учащихся;

При обновлении содержания образования нет полноценной поддержки от родительской общественности, частично проявляется сниженная активность и заинтересованность в участии жизни школы, а также при переходе на ФГОС;

Не все учащиеся готовы обучаться по ФГОС (нет или не сформированы необходимые компетенции);

Наличие перегруженности, нехватка кабинетов не позволяют достаточно полно организовать учебно-воспитательный процесс во внеурочное время.

Внедрение современных технологий развивающего обучения;

Создание системы повышения уровня педагогической образованности родителей;

Привлечение родителей к участию в общешкольных мероприятиях;

Привлечение социальных партнеров к решению вопросов развития школы;

Нет существенной профессиональной поддержки при освоении ФГОС со стороны внешних партнеров, приходится реализовывать ФГОС внутри организации, вследствие чего возможны угрозы допустимых ошибок;

Ограничения в освоение ФГОС вносит физическая неподготовленность некоторых учащихся воспринимать обновленное содержание образования, отсутствуют или недостаточно сформированы компетенции для их освоения у некоторых учащихся;

Консервативный подход некоторых педагогов по отношению к изменению системы обучения может вызвать трудности при освоении ФГОС ООО;

Риск увеличения объема работы, возлагающийся на администрацию и педагогов;

В школе отобран профессиональный состав педагогов, способный работать по требованиям ФГОС и формировать знание и развитие учеников по новому стандарту; педагогический коллектив пополняется молодыми специалистами.

Педагоги возглавляют методические объединения города;

Коллектив профессиональный и творческий;

Педагоги регулярно участвуют в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах, занимают призовые места;

Читайте также:  Слепая кишка Червеобразный отросток апендикс аппендикс Строение стенки червеобразного отростка апенд

Педагогический состав регулярно посещает курсы повышения квалификации, происходит обмен опытом;

У педагогов проявляется привычка работать по известной привычной модели подачи знаний, присутствует страх перед вступлением в эксперимент ФГОС ООО;

недостаточно изучаются и учитываются особенности личности и субъективный опыт учащихся.

Отсутствует оперативный анализ результатов пробных тестирований, оперативная коррекция неусвоенных вопросов и тем.

Работа некоторых классных руководителей частично осуществляется не должным образом, вследствие чего страдает профессионализм в общем, а также поведение учащихся;

На участие в различных конкурсах городского и областного уровня производятся большие физические и финансовые затраты;

Некоторые члены педагогического коллектива психологически не готовы меняться для работы с учащимися по новым стандартам, присутствует консерватизм, страх перед освоением ФГОС ООО;

Повышение эффективности работы с одаренными и талантливыми детьми с привлечением социальных партнеров;

Систематизация урочной и внеурочной деятельности учащихся;

Привлечение педагогов школы для участия в развитии и совершенствовании знаний и талантов учащихся;

Создание систематически проводимых мероприятий, направленных на вовлечение учащихся в участие в олимпиадах, конференциях и т.д. – например, в форме школьных конкурсов, викторин, брейн-рингов и т.п.);

Перераспределение обязанностей членов коллектива;

Замена кадров либо устранение или борьба с консерваторскими взглядами на функционал школы некоторых педагогов;

Увеличение численности учащихся, изменение уровня подготовки детей

Финансирование системы образования, вызывающее отсутствие возможности привлечения со стороны профессионалов, консультантов, научных деятелей для качественного и полноценного развития талантливых детей;

Нежелание должным образом работать с классными коллективами приводит к распаду как педагогического, так и учебного процесса в целом;

Наличие школьного сайта

Необходимость модернизации школьного сайта, создания школьного сетевого сообщества.

Высокий спрос потенциальных и реальных потребителей образовательных услуг на повышение компьютерной грамотности учащихся.

Выстроена система работы с одаренными и талантливыми детьми;

Проводятся элективные курсы, индивидуальные консультации, школьные олимпиады, конференции, участие в выездных проектах;

Участие в олимпиадах и конференциях на городском и всероссийском уровне;

Существует сопровождение и подготовка учащихся со стороны педагогов;

Дефицит временных ресурсов, как у учителя, так и у ученика;

Недостаточно помещений в школе для максимального развития детей (спортивных тренировочных площадок, кабинетов);

Недостаточное систематическое сопровождение со стороны воспитательной части (нет систематически проводимых мероприятий, направленных на вовлечение в участие в олимпиадах, конференциях и т.д. –в форме школьных конкурсов, викторин, брейн-рингов и т.п.);

Выявлением и поддержанием талантливых детей занимаются не все педагоги, существуют учителя, не преследующие данной цели в процессе обучения;

Система городских и областных (открытых) олимпиад, конкурсов, конференций различной направленности для всех категорий учащихся.

Расписание, урочная и внеурочная деятельность, кабинеты, оборудования соответствуют СанПИНам;

Просветительская работа педагогов, классных руководителей на темы здоровьесбережения, учителей физической культуры и ОБЖ;

Спортивная работа (спортивные мероприятия, эстафеты, проведение дней здоровья, спартакиад);

Привлечение социального партнерства в здоровьесбережение учащихся (проведение уроков физкультуры в крупных спортивных комплексах);

Организация медицинских осмотров для учащихся и учителей школы;

Использование здоровьесберегающих технологий во время уроков (использование мультимедийных технологий, зарядка, физкультминутка);

Недостаточное использование здоровьесберегающих технологий на уроках, периодически нецелесообразная рассадка учащихся в кабинете (обучающиеся с плохим зрением не всегда сидят на первых партах);

Для учащихся по показанииям относящихся к специальным медицинским группам нет специальных занятий физической культурой со специалистом медицинского профиля (ввиду отсутствия средств);

Нет дополнительных помещений и ресурсов для организованных спортивных занятий;

Ограниченная возможность для привлечения социальных партнеров для занятий в бассейне, на катке, лыжах и других видов спортивной деятельности;

Перегрузка учащихся урочной и внеурочной деятельностью;

Отсутствие возможности расширения площади (помещений), пригодных для здоровья сбережения;

Нездоровый и не всегда поддающийся контролю образ жизни семей;

Укомплектованность библиотеки периодическими изданиями научно ­популярного, методического характера.

Педагоги пользуются предметными сайтами, Интернет-ресурсами для обогащения опыта, с помощью Интернет-порталов общаются с педагогами других городов, происходит обмен опытом;

Отсутствие школьного медиа-центра.

Ограниченная возможность выездного обучения педагогов для обогащения и обновления знаний, знакомства с педагогами других регионов для расширения профессиональных связей;

Отдаленность нашего учреждения от других, с кем возможно социальное партнерство

Наличие кабинета информатики, выхода в Интернет, педагогического персонала, владеющего ИКТ, позволяет активно практиковать сетевое взаимодействие педагогов и учащихся в рамках различных образовательных Интернет-сообществ. Организация дистанционного обучения учащихся.

Отсутствие спонсорской помощи

В школе действуют определенные органы самоуправления (управляющий совет, родительские комитеты, совет старост).

Недостаточно высокая инициативность, самостоятельность и активность деятельности органов общественного управления.

Разработка и реализация программы эффективного взаимодействия школы с органами общественного управления.

Отсутствие законодательной ответственности органов общественного управления школы

Имеется опыт вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Активными участниками УВП являются родители 1-4 классов, активность родителей падает к концу 9-го класса, что свидетельствует об отсутствии эффективных форм работы с родителями учащихся подросткового и юношеского возрастов.

Возможность участия родителей в интернет-собраниях, родительских конференциях разного уровня.

Изменение социально-экономической ситуации.

Имеется определенная система воспитательной работы.

Положительная динамика уровня воспитанности детей.

Высокая социальная активность детей.

Наличие детей «группы риска», состоящих на учете совета профилактики школы.

Внедрение в систему воспитательной работы школы технологии социального проектирования.

Недостаток семейного воспитания.

Реализация рыночных принципов экономического развития страны способствует формированию образования как рыночной сферы, т.е. в первую очередь как сферы услуг, в последнюю – как духовной.

Положительный опыт использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Недостаточное обеспечение занятий физической культуры спортивным инвентарем

Заинтересованность потенциальных и реальных потребителей образовательных услуг лицея в сохранении и ук­реплении здоровья учащихся.

Организация летнего отдыха детей.

Неблагополучная ситуация в социуме относительно вредных привычек. Нездоровый образ жизни семей.

Итоги SWOT-анализа работы школы

Педагогический коллектив с высоким профессиональным уровнем и творческим потенциалом готов к апробации и внедрению в образовательный процесс школы инновационных образовательных программ и технологий, актуальных для развития системы образования.

Сформированная система школьного самоуправления, организованная работа органов государственно-общественного управления школой, работа общественных организаций являются основой для расширения социальной открытости школы для окружающего социума и создания системы эффективного управления школой.

В школе созданы условия для выполнения Федеральных Государственных образовательных стандартов.

С использованием УМК знания учащихся систематизируются, сокращает время поиска необходимой информации как для учителя, так и для ученика. С введением обновленного содержания образования у учащихся развивается абстрактное мышление, учащиеся стремятся к самосовершенствованию, происходит личностный рост, а также рост в развитии. Учащиеся быстрее адаптируются к школе, требованиям, коллективу.

Выстроена система работы с одаренными и талантливыми детьми. Проводятся элективные курсы, индивидуальные консультации, школьные олимпиады, участие в выездных проектах. Участие в олимпиадах и конференциях на городском и всероссийском уровне. Существует сопровождение и подготовка учащихся со стороны педагогов.

Расписание, урочная и внеурочная деятельность, кабинеты, оборудование соответствуют СанПИНам. Просветительская работа педагогов, классных руководителей на темы здоровьесбережения, учителей физической культуры и ОБЖ. Спортивная работа (спортивные мероприятия, эстафеты, проведение дней здоровья, спартакиад). Организация медицинских осмотров для учащихся и учителей школы. Использование здоровьесберегающих технологий во время уроков (использование мультимедийных технологий, зарядка, физкультминутка.

Источник

Анализ образовательной среды школы.

МБОУ СОШ №5 с. Иглино

Задание: Проанализировать образовательную среду школы.

Под образовательной средой (средой образования) В.А. Ясвин понимает систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. В структуру образовательной среды учёный включает следующие компоненты: субъекты образовательного процесса; социальный компонент; пространственно-предметный компонент; психодидактический компонент. В.А. Ясвин определяет среду образования как совокупность материальных факторов образовательного процесса и межчеловеческихотношений, которые устанавливают субъекты образования в процессе своего взаимодействия. Он вводит понятие локальной образовательной среды и выводит характеристики качества локальной образовательной среды. Интегративным критерием качества образовательной среды определяется ее способность обеспечить субъектам образовательного процесса возможности для эффективного личностного саморазвития.

Читайте также:  Как подключить Яндекс Метрику и Google Analytics в Google Tag Manager

Выделяют четыре типа образовательной среды (по Я.Корчаку):

догматическая – способствующая развитию пассивности и зависимости ребенка;

карьерная — способствующая развитию активности, но и зависимости ребенка;

«безмятежная образовательная среда», способствующая свободному развитию, но и обусловливающая формирование пассивности ребенка;

творческая — способствующая свободному развитию активного ребенка.

Объекты образовательной среды:

Вывод: В нашей школе преобладает творческая образовательная среда , которая способствует правильному, свободному развитию каждого ребенка.

Проанализировать «человеческие/доверительные» коммуникации

Коммуникация – это передача сообщения, обмен мыслями, информацией, т.е. – общение.

Во время коммуникации при помощи знаков происходит передача некоторого содержания от одного сознания (коллективного или индивидуального) к другому.

Коммуникация представляет собой социальный процесс. Она выполняет связующую функцию в обществе.

Человеческая коммуникация может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами. Функции коммуникации могут быть выделены только в исследовательских целях, поскольку в реальном процессе коммуникация предполагает «пересечение» функций и смену ролей адресанта и адресата. поскольку коммуникация представляет собой континуум, непрерывное взаимодействие в процессе общения. функции сообщений и коммуникативных актов, которые с прагматической точки зрения выделены Р. Димблби и Г. Бертоном: предупреждение, совет, информация, убеждение, выражение мнения, развлечение.

Сюда можно добавить функции, которые выделяют другие ученые: эмотивная, конативная, референтная, поэтическая, фатическая, метаязыковая . В отдельных актах коммуникации реализуются управленческая, информативная, эмотивная и фатическая (связанная с установлением контактов) функции (Назаретян 2006).

Фасилитация при проведении рабочих совещаний используя цифровые продукты.. Фасилитация рабочих групп и команд. Группа требует от своих членов компетентности в межличностном взаимодействии и использования навыков общения. При индивидуальном размышлении над проблемой и ее разрешении не используются навыки межличностного взаимодействия. Обсуждение проблемы с одним человеком требует некоторых навыков общения, а обсуждение проблемы в группе требует большей компетентности и использования широкого набора навыков межличностного общения. Умения слушать и слышать других, понимать то, что стоит за словами, совместно искать наиболее оптимальное решение проблемы необходимы для работы в группе.

Сравнение типов фасилитаций по типу выполнения техник

У каждого есть возможность представить свои идеи, мысли, восприятие

Затрачивается большее количество времени, чтобы собрать все воедино, группировать или анализировать.

Одно, общее мнение, общие идеи и взгляды.

Все равно нужны все для согласования

Есть возможность отбирать мысли других и требуется меньше времени для выражения идей, мыслей

Мнения отдельных людей может потеряться и мнения одного или двух человек может возобладать

Есть возможность сберечь усилия, получив мнение эксперта

Если эксперт ведет себя неверно, все может превратиться в пустое мероприятие.

На сегодняшний день существует большое разнообразие методов и техник фасилитации, эксперты из международной ассоциации фасилитаторов IAF насчитали более пятисот различных методов фасилитации.

При этом в практике организации групповой работы и повышения эффективности групповых решений наиболее популярными являются методы и техники для сбора информации с целью исследования проблем или генерации идей, и техники, связанные с созданием и принятием решений.

Приведем примеры таких методов и техник:

Сбор мнений/идей с помощью модерационных карт

Ранжирование с помощью меток

«В это же время в следующем году»

Двумерная матричная диаграмма

«Важное и желаемое»

Анализ поля сил Курта Левина

Сбор мнений/идей с помощью модерационных карт

Цель: сбор мнений и идей. Этот метод позволяет выставить мнение/идеи участников группы на общее рассмотрение для изучения и использования затем в процессе.

Когда используется: Можно использовать в тех областях, где нужно исследовать проблему, принимая во внимание большое количество факторов и задач, некоторые из которых могут быть не проявлены. Метод хорошо подходит для проведения сбора мнений, мозгового штурма, анализа проблемы или поиска решения.

Как применять:

1 фаза. Сбор идей с помощью карточек. Озвучиваете обсуждаемый вопрос или проблему (например:Что вас демотивирует на работе?) и вывешиваете написанный четкими буквами вопрос на доску. Затем просите каждого участника молча и индивидуально ответить на вопрос, может быть несколько вариантов ответа. При этом каждая идея должна быть написана на отдельной карточке, маркером и крупно. Раздаете участникам сессии модерационные карточки и маркеры, просите писать печатными буквами. Собираете карточки и перемешиваете.

2 фаза. Группирование идей. Фасилитатор знакомит с правилами этой фазы. Он озвучивает и показывает по очереди карты. Если группе не понятно содержание карты, то запрашиваем пояснение у автора, если все понятно, то сразу размещаем. Время на пояснения ограничено 30 секунд. Карточки, близкие по смыслу, размещаем в одну группу. Если мнение группы разделилось по поводу карты, то пишем копию карты и размещаем в их в две группы. Последнее слово за автором. Все конфликты визуализируются.

3 фаза. Присваиваем названия группам. Фасилитатор озвучивает карточки группы и просит придумать общее название этой группы, при этом группа должна прийти к общему решению. Избегайте семантики, если все понимают, что подразумевается под названием, то не спорьте о словах. Если трудно придумать название группы, то разбейте содержимое на две или более частей, и придумайте им названия. Название пишется на карточке круглой или овальной формы и прикрепляется сверху группы карточек. В итоге у вас получится несколько факторов — ключевых ответов на поставленный в начале встречи вопрос. Затем можно провести ранжирование с целью выявления важности выявленных факторов, проблем, решений.

«Важное и желаемое»

Цель : оценка вариантов и принятие решения. Помочь группе оценить применимость потенциальных решений, сценариев.

Когда использовать: обычно технику применяют когда уже выявлены самые важные проблемы или сформированы варианты решений.

Как применять:

Попросите группу перечислить критерии, которым бы они хотели чтобы соответствовал идеальный сценарий/вариант. Здесь важно отслеживать, чтобы участники не занимались поиском решений, а выписывали критерии.

Попросите группу распределить выписанные критерии на важные (должны быть выполнимы) и желаемые (хорошо бы, чтобы были выполнены).

Создайте таблицу критериев (Таб. 17.2) и впишите в нее возможные предложения/варианты.

Попросите группу оценить каждое предложение по всем критериям и отметить в таблице «+» — если предложение удовлетворяет критерию, «х»- если предложение не удовлетворяет критерию.

Уберите те варианты предложений/ решений, где есть крестик по какому-либо важному критерию.

Попросите группу суммировать галочки и крестики по каждому предложению и прийти к итоговому решению.

Оценка предложений по важным и желательным критериям.

Групповые формы работы, такие как совещания, митинги, стратегические сессии, рабочие и проектные группы все больше рабочего времени занимают у сотрудников и менеджеров организаций; современным лидерам и руководителям просто необходимо уметь создавать процессы производства решений в ходе групповой работы для получения качественных результатов и разработки инновационных продуктов. Изучение технологии фасилитации и инновационных методов групповой работы позволит современным лидерам и руководителям создавать эффективные процессы исследования проблем, создания и принятия решений, получать максимальную производительность от своих групп, а также использовать широкий арсенал методов и техник фасилитации групповой работы для решения различных типов задач, а не зацикливаться на привычных или «любимых» методах групповых обсуждений.

С внедрением технологии фасилитации и института фасилитаторов в организациях совещания и групповые формы обсуждений и работы становятся более качественными: быстрыми, эффективными, креативными и приносящими удовольствие участникам как от процесса, так и от результата. Это сильно влияет на групповую производительность и качество групповых решений, и как следствие на эффективность организации в целом. При этом в организации происходит изменение корпоративной культуры, от вертикальной и иерархичной переход к более горизонтальной, так как фасилитация это демократичный подход, позволяющий вовлекать сотрудников к исследованию проблем и выработке решений. В организациях, использующих фасилитацию групповой работы, активно развивается культура участия и диалога, что является неотъемлемой предпосылкой создания инновационной среды в организации и будущей прибыли.

Источник