Меню

Как выучить аккорды на гитаре Практические советы по изучению и запоминанию аккордов

Как выучить аккорды на гитаре. Практические советы по изучению и запоминанию аккордов.

Как выучить аккорды на гитаре

Как выучить аккорды и не забывать их. Общая информация

Хоть базовых гитарных аккордов не так уж и много, у начинающих гитаристов могут быть определенные проблемы с их запоминанием. Аппликатур большое количество, одинаковые трезвучия могут браться на разных ладах и позициях. От такого потока информации гитарист может запутаться и совсем бросить освоение инструмента. Данная статья даст вам практические советы по тому, как запомнить аккорды, легко выучить их и использовать в песнях.

Зачем вообще учить аккорды на гитаре?

Зачем вообще учить аккорды на гитаре

По своей сути, вся музыка, так или иначе, состоит из аккордов. Основные темы композиций построены либо на риффах, которые строятся из трезвучий, либо на соло-партиях, которые, по сути, обыгрывают аккорды. Запоминать их названия, аппликатуру, а также ноты, которые они включают в себя – очень важная задача для любого музыканта. Не зная их, вы физически не сможете писать интересную и разнообразную музыку.

Как добиться результата?

Определитесь для чего вы хотите их выучить и какого уровня хотите достичь

как выучить аккорды

Это очень важно, поскольку, таким образом, вы поймете, сколько информации вообще нужно получать. Вы можете желать просто играть на акустической гитаре для друзей – и тогда подойдет только базовая практика и теория. Вам понадобится просто выучить названия аккордов и их аппликатуру.

Другое дело, если вы задумались о карьере профессионального музыканта. Тогда вам потребуется изучить построение аккорда, ноты, входящие в них, способы достройки трезвучий до септаккордов, и так далее.

Определите, какие песни вам нравятся

изучение аккордов

Это также относится к первому пункту. Если вы любитель бардовской песни, то опять же, вам не понадобится много сложных аккордов и способы их обыгрывать. Обратная ситуация обстоит с любителями рок-музыки и подобных жанров. В этом случае вам понадобится знать большой пласт теоретической информации, чтобы создавать интересные и замысловатые гармонии.

Старайтесь запоминать несколько аккордов за раз

Старайтесь запоминать несколько аккордов за раз

Не стоит посвящать целый день на то, чтобы выучить один аккорд. Это не так сложно, поэтому вы без проблем сможете освоить хотя бы пару-тройку за несколько часов занятий. Это ускорит процесс обучения и позволит проще запомнить аккорды.

Тренируйте перестановку аккордов

Тренируйте перестановку аккордов

Обязательно не только тренируйте зажим, но и саму перестановку аккордов. Сочиняйте простейшие гармонии из только что выученных трезвучий, тем самым обучаясь переставлять их, чтобы пальцы привыкали ко всем позициям.

Начинайте с простых песен

запомнить аккорды

Не стоит сразу бросаться с места в карьер. Учить аккорды лучше начиная с простых, а в этом хорошим подспорьем будут различные песни. Гораздо приятнее не просто двигаться по списку из книги по музыке, но одновременно с этим увеличивать свой репертуар и уже начинать исполнять песни на публике.

Прочитайте наши статьи про аккорды

Для того, чтобы лучше понять, как выучить аккорды, мы также советуем вам воспользоваться практическим статьями на нашем сайте:

Аккорды для начинающих – большой урок, посвященный наиболее элементарным и простым трезвучиям на гитаре.

Аккорды без баре – еще одна статья специально для новичков, где рассказывается про все позиции трезвучий без использования приема баррэ.

Как ставить аккорды – еще одна полезная для новичков статья, где рассказывается про разные позиции, которыми можно ставить трезвучия.

Изучение аккордов. Немного теоретической информации

Как отличать аккорды и запоминать их названия?

Как отличать аккорды и запоминать их названия

У каждого аккорда есть свое буквенное обозначение, а также аппликатура. В процессе запоминания вам сильно поможет разучивание песен, в которых ограниченное число трезвучий последовательно сменяет друг друга. В процессе вы будете запоминать, какой аппликатуре соответствует, какая буква, и наоборот. Кроме того, разучивая композиции, вы будете замечать, что аккорды там повторяются, что будет еще лучше закреплять их в памяти.

Буквенное обозначение аккордов

изучение аккордов

Трезвучия обозначаются семью буквами, по обозначениям нот тоники, которой они соответствуют – то есть: C, D, E, F, G, A, H (или B, в некоторых местах). Их довольно просто запомнить и вам останется только проассоциировать их с нужными аппликатурами.

Какие аккорды бывают по звучанию?

учим аккорды

Аккорды бывают минорные и мажорные. А на письме они отличаются только наличием или отсутствием буквы «m» после названия тоники. Кроме того, если вы сможете научиться отличать их на слух, то музицировать вам станет гораздо проще.

Учим аккорды на гитаре. Практические советы, которые помогут добиться успеха

Сделай карточки с аккордами

Вы можете сделать специальные карточки, на которых будут нарисованы позиции, а также названия аккордов. Ниже вы сможете посмотреть, как их можно оформить, а также найдете готовые карточки для скачивания.

Карточки с аккордами (PDF) — Скачать (281 кб)

Приложения для обучения на смартфон

В некоторых приложениях, таких как, например, Guitar Tuna, существуют разделы с аккордами, которые можно использовать как подсказку на крайний случай. Если вы забыли, как ставится тот или иной аккорд – подсмотрите туда, и таким образом вы быстрее запомните их.

Запишите «Аудио диктант»

аккорды учить

Запишите на диктофон названия аккордов и потом, слушая свою запись, проигрывать их на гитаре. Высший пилотаж – делать наоборот. Вы записываете на диктофон то, как аккорд звучит, а потом пытаетесь понять, что наиграли.

Живой диктант с помощником

Живой диктант с помощником

То же самое, но с живым человеком. Допустим, ваш друг диктует вам название аккорда, а вы ставите и играете его. Еще круче – когда товарищ будет играть аккорд, а вы не глядя, будете называть его.

Возьмите самую простую песню из 3-4 аккордов

Идеальный вариант для новичков, как мы уже сказали выше – разучивание песен. Таким образом вы сразу будете запоминать аппликатуры и названия, и в дальнейшем научитесь узнавать трезвучия по их буквенным обозначениям или позициям, если речь идет о табах.

Наблюдайте за левой рукой гитаристов и пробуйте повторить

Наблюдайте за левой рукой гитаристов и пробуйте повторить

Отличный способ лучше понять, какие аккорды можно ставить – следить за руками более опытных гитаристов и запоминать те позиции, которые они играют. Это можно делать как на живых выступлениях, так и по видео с их исполнением. Это довольно полезно, поскольку поможет разнообразить ваши партии и выучить новые аппликатуры.

Беспроигрышный вариант трех блатных аккордов. Начните с них

запомнить аккорды

Три блатных аккорда – наиболее простой вариант начать свой путь музыканта. Все они легко ставятся даже для новичков, а менять их можно в любом порядке, получая новые гармонии. Идеальный старт для начинающего гитариста.

Ведите свой аккордовый словарь. Записывайте аккорды которые выучили и те, которые нужно выучить

Ведите свой аккордовый словарь

Отличным способом того, как учить аккорды на гитаре, может стать составление так называемых аккордовых словарей. В него вы записываете название трезвучия, зарисовываете аппликатуру, а также фиксируете ноты, которые в него входят. Таким образом, вы всегда можете подсмотреть нужный аккорд, и, впоследствии, выучите их все.

Тренируйтесь каждый день минимум 30 минут

Как выучить аккорды на гитаре

А еще лучше – больше. Старайтесь каждый день заниматься гитарой, повторяя старые песни и разучивая новые. Так вы гораздо быстрее запомните всю базу, необходимую для каждого гитариста, а также перейдете к более сложным и интересным моментам, которые разнообразят ваши партии в любой группе.

Найдите единомышленника. Сообща учиться веселее, интереснее и легче

учить аккорды на гитаре

Попробуйте тоже заинтересовать своего друга игрой на гитаре. Одновременно заучивая различные моменты, вы сможете вдвоем репетировать и импровизировать, взаимно повышая навыки, друг друга.

Если все сложно, то просто обратитесь к преподавателю

Если все сложно, то просто обратитесь к преподавателю

На самом деле, это наиболее выигрышный вариант. Преподаватель порционно и структурировано будет давать вам знания, которые нужны в данный момент, а также поставит вам технику как правой, так и левой руки. Поэтому если вы решили научиться играть на инструменте – то лучше всего воспользуйтесь помощью учителя.

10 ошибок при изучении и запоминании аккордов

Ожидание быстрого результата и сдаться на первых шагах

Как и любое другое дело, учиться играть на гитаре – долгий процесс, который требует от вас времени. Вы точно не сможете сразу взять в руки гитару и начать играть, для этого потребуется потратить большее количество часов на занятия, упражнения и запоминание теории. Поэтому если у вас что-то не получается – просто оттачивайте этот момент, а не опускайте руки.

Недостаток наглядности и визуализации

Аккорды, помимо звуков, имеют еще и обозначения, а также аппликатуры – ни в коем случае не пренебрегайте ими. Видя то, как строится трезвучие, вы лучше запомните его, мышцы быстрее привыкнут к позициям, и прогресс не заставит себя ждать.

Начинать сразу со сложных аккордов

Всегда в обучении двигайтесь от простого к сложному. В этом случае обучение будет последовательным, и пройдет гораздо проще, чем, если вы сразу же сядете за тяжелые упражнения, аккорды и ритмические рисунки.

Отсутствие тренировок пальцев левой руки

В целом, это относится к упражнениям в целом. Вам обязательно нужно тренировать свои пальцы для того, чтобы было проще зажимать аккорды, и чтобы они звучали без каких-либо призвуков и дребезга. Обязательно занимайтесь этим во время обучения.

Смотреть на свои руки

Вообще, в этом нет ничего плохого, однако от этого нужно отвыкать. Таким образом, мышцы быстрее привыкнут ко всем позициям, и сменять аккорды вы будете уже на автомате, а не глядя на руки и думая, какую струну каким пальцем зажать.

Учить по одному аккорду

Об этом мы уже писали в разделе выше. Сами по себе аккорды учатся не очень сложно, поэтому вполне имеет резон за один раз учить по три-четыре трезвучия. Особенно это касается песен, потому что если вы начнете учить по одному аккорду за занятие, то обучение сильно затянется.

Отвлекаться на мизинец, чтобы он не мешал играть

Вместо этого активно подключайте мизинец к игре. Одна из главных проблем гитариста – слабый мизинец, который соскакивает или плохо прижимает струны. Старайтесь тренировать его с самого начала обучения, чтобы потом не закрывать эту проблему на более серьезном уровне.

Непонимание тоники

Тоника – это основная нота аккорда, по которой трезвучие обозначается на письме. Это стоит усвоить в первую очередь, чтобы правильно находить и ставить уже другие, более сложные позиции, и чтобы вам было проще определять тональность песни.

Не чистое звучание аккордов

Старайтесь, чтобы все ваши аккорды звучали чисто и без лишних призвуков. Зажимайте их лучше, и привыкайте к чистой игре с самого начала обучения.

Использование ограниченного количества источников и ресурсов для обучения

Постоянно пополняйте свои знания. Читайте статьи, смотрите видео уроки, и не пренебрегайте ничем, что может дать вам больше информации о гитаре и том, как она устроена.

Источник

Как выучить и ставить основные аккорды для игры на гитаре

Постигая гитару, хочется научиться играть песни любимых исполнителей. Это невозможно сделать без исполнения основных видов гитарных приемов. Главный вопрос, который встает перед новичками, — это “Как играть аккорды на гитаре?”. Как только начинающий музыкант освоит разберется с постановкой рук и изучат несколько основных аккордов, можно будет сыграть подавляющее большинство песен популярных исполнителей.

Аккорды представляют собой одновременное звучание трёх или большего количества нот. Для освоения игры на гитаре сначала необходимо изучить восемь основных движений. О них будет рассказано в статье. Лучше начинать обучение игре на акустической гитаре на уроках с педагогами, это поможет избежать ошибок и даст хороший старт в изучении инструмента.

Как играть аккорды на гитаре

  1. Какие аккорды бывают
  2. Аккорды для начинающих
    • Am – Ля минор
    • A – Ля мажор
    • D – Ре Мажор
    • Dm – Ре Минор
    • E – Ми Мажор
    • Em – Ми Минор
    • C – До Мажор
    • G – Соль Мажор
  3. Баррэ-аккорды
    • 5 советов как брать баррэ
  4. В заключение

Какие аккорды бывают

Трезвучия могут быть минорными или мажорными. Найти аккорды можно по их обозначению. Названия первых включают в себя большую латинскую букву и «m» после неё. В названии мажорных последней буквы нет.

Трезвучия различаются настроением, которое создают. Минорные создают печальную, грустную мелодию, а мажорные — бравурную и уверенную.

Аппликатура даёт полную информацию о том, как играть в песне. Изучение цифровок является обязательной темой уроков обучения игры на гитаре с нуля. Для графических записей используются следующие обозначения:

  1. Струны имеют номера от первой до шестой, если считать снизу вверх, от самой тонкой до самой толстой.
  2. Лады хорошо видно на грифе. Это его участки, отделенные вертикальными линиями. Самым крайним является первый, затем идут второй, третий и другие.
  3. Пальцы обозначают цифрами 1-4. Их нумеруют от указательного к мизинцу. Большой палец обозначают буквой «Т».

Обычно в цифровках делается обозначение в виде прямоугольника с вертикальными и горизонтальными линиями, на которой показаны детали: номера пальцев. Горизонтальные линии — это струны, вертикальные обозначают лады. Положение пальцев показывают черными кружками с цифрами внутри. Чтобы научиться играть на гитаре с нуля, нужно уметь читать такие обозначения.

Как играть аккорды на гитаре для начинающих

Цифровки популярный гитарных аккордов

Читайте также:  Что такое VR какие VR шлемы бывают и стоит ли их покупать

Аккорды для начинающих

Знание и использование всего нескольких базовых аккордов позволяют сыграть большинство популярных песен. Они могут выглядеть немного другими из-за несоблюдения тональности. Тем не менее речь идёт о тех же самых мелодиях. Чтобы выучить аккорды на гитаре достаточно отрепетировать их несколько раз, дать возможность сработать механической памяти. Следующим этапом в обучении будет тренировка быстрой смены одного аккорда другим. Рассмотрим несколько наиболее часто используемых и популярных аккордов.

Am – Ля минор

Он включает в себя ноты Ля, До, Ми. Его считают одним из наиболее простых. Ля минор регулярно используется в мелодиях и песнях. Вот как нужно сыграть аккорд на гитаре:

Как зажимать аккорды на гитаре

  1. Указательным на первом ладу необходимо прижать вторую струну.
  2. Средним — четвёртую.
  3. Безымянный — на третью.

Многие гитаристы начинали изучение построения трезвучий именно с Ля минор.

A – Ля мажор

Он также распространен, но встречается реже, чем предыдущий. Он включает в себя ноты Ля, Ми, До Диез. Чтобы его сыграть, используется только второй лад. Расскажем, как можно взять аккорд на гитаре. Пальцы располагаются следующим образом:

Как брать аккорды на гитаре

  1. Указательный — на четвёртой струне.
  2. Средний — на третьей.
  3. Безымянный — на второй

D – Ре Мажор

Здесь используются ноты Ре, Фа Диез, Ля. Чтобы взять D на гитаре, нужно:

Как зажимать струны на гитаре

  1. Прижать указательным третью струну на втором ладу.
  2. Средним держат первую на втором ладу.
  3. Безымянный ставится на второй в третьем ладу.

Чтобы использование этого трезвучия давало чистый звук, необходимо бить по четвёртой струне, используя ее в качестве тоники.

Dm – Ре Минор

Созвучие Dm включает ноты Ре, Фа, Ля. Рассмотрим, как держат этот аккорд на гитаре:

  1. Указательным пальцем прижимают первую струну на первом ладу.
  2. Средний ставят на третью струну на втором ладу.
  3. Безымянным нажимают на вторую на третьем ладу.

При работе с Ре Минор добиться чистого звучания можно только при игре на первых четырёх струнах.

Как правильно ставить аккорды на гитаре

E – Ми Мажор

Он хорошо звучит и очень популярен при игре на электрогитаре. Состоит из Ми, Си и Соль Диез. Чтобы его взять, пальцы нужно поставить в следующую позицию:

Как строить аккорды на гитаре

  1. Указательный палец ставят на третью струну в первом ладу.
  2. Средним прижимают пятую на втором.
  3. Безымянным надавливают на четвёртую на этом же ладу.

Em – Ми Минор

Em — один из наиболее часто используемых аккордов. Включает ноты Ми, Си, Соль. Для него используют два пальца. Чтобы его взять, пальцы располагают следующим образом:

  1. Указательный ставят на пятую струну на втором ладу.
  2. Средний — на четвёртую на этом же.

Безымянный при игре не используется.

Как играются аккорды на гитаре

C – До Мажор

До Мажор считается более сложным по сравнению с остальными, которые здесь приведены. Чтобы понять и запомнить, как он играется, нужно потратить больше усилий. Состоит из До, Ми, Соль. Его играют таким образом:

  1. Указательным пальцем прижимают вторую струну на первом ладу.
  2. Средний используют для четвёртой на втором.
  3. Безымянным надавливают на пятую на третьем ладу.

Чтобы он хорошо получился, нужно правильно ставить пальцы, не задевая другие струны.

Как строятся аккорды на гитаре

G – Соль Мажор

G использует ноты Си, Соль, Ре.

  1. Указательный ставят на пятую струну второго лада.
  2. Для среднего — шестая на третьем.
  3. Мизинец используют для первой третьего лада.

Это единственный вариант, в котором используется мизинец.

Как играть g на гитаре

Баррэ-аккорды

При игре на гитаре баррэ отличаются способом исполнения. Когда их играют, указательным пальцем одновременно зажимают несколько струн. Иногда этого бывает достаточно, а в некоторых случаях необходимо прижать струны дополнительно другими пальцами.

Когда берутся баррэ необходимо приложить большее физическое усилие, чем обычно. Поэтому для их освоения придется потренироваться, а возможно и обратиться к преподавателю по гитаре.

5 советов как брать баррэ

Для того, чтобы научиться брать аккорды баррэ, будет полезно ознакомиться с советами:

Как сыграть аккорд на гитаре

  1. Когда гитарист только учится, осваивать движение на первом ладу нельзя. Рекомендуется начать на пятом или седьмом. Это связано с тем, что на различных участках грифа натяжение будет отличаться: в середине оно слабее, а у края сильнее. После освоения можно переходить на четвёртый, третий, второй и первый лады. Если тренироваться каждый день, то можно освоить баррэ на каждом участке грифа.
  2. При исполнении, например, аккорда Bm на гитаре надо зажимать пальцем рядом с внутренним краем лада. Если так сделать, то звук будет приятным и мелодичным. Если зажать их посередине или с внешнего края лада, то звук будет менее благозвучным.
  3. При выполнении баррэ исполнители будут зажимать струны немного по-разному. Это связано с тем, что размер и строение ладони у людей отличаются. Поэтому нужно действовать так, как удобнее исполнителю. Эта манера является индивидуальной.
  4. Во время уроков баррэ нужно перестать концентрировать внимание на правой руке. Ей нужно просто делать взмахи вниз и не стоит перебирать струны. Особое внимание при этом нужно уделять движениям левой руки.
  5. Обучение выполнения баррэ включает не только репетиции и тренировки, но и отдых. При постоянном выполнении упражнений будут уставать руки и болеть пальцы. Нужно давать себе время для отдыха и восстановления.

Эти советы помогут легче научиться брать баррэ — F, Hm, Cm, Gm, B на гитаре. Однако это не отменяет необходимости постоянно учиться и посещать курсы игры на гитаре для совершенствования своего мастерства.

В заключение

Чтобы освоить исполнение аккордов на гитаре для начинающих, необходимо много времени уделять тренировке. Знание простых аккордов на гитаре позволит исполнять любимые песни под гитару самостоятельно. Зная базовые обозначения и разобравшись с цифровками, вы сможете без посторонней помощи разбирать и играть новые интересные произведения по аккордам.

Источник



Как запомнить аккорды по началам известных мелодий

Неважно, в чем причина острой необходимости в заучивании аккордов наизусть. Возможно, вам нужно блеснуть умениями перед друзьями-музыкантами. Или, что гораздо хуже, «на носу» экзамен по сольфеджио, а вы не отличаете трезвучие от квартсекстаккорда – преступление в рамках уголовного кодекса, по мнению вашего теоретика. Поэтому шансы хорошо написать диктант или опознать аккордовую последовательность близки к нулю.

Но, может быть, вам просто интересно и хочется выучить их для себя, для общего развития.

Для начала можно порекомендовать изучить аналогичную статью на ресурсе Music-Education, рассматривающую лёгкое запоминание интервалов, с которых начинаются популярные мелодии. Ведь изучить дом, не ознакомившись с принципами строения отдельных частей его конструкции, невозможно. Так и здесь: интервал – это один из двух или трёх кирпичиков, которые при правильном построении превращаются в дом-аккорд.

Приведём пример: мажорное трезвучие строится так – большая терция плюс малая терция. Если вы уверенно опознаёте в аккорде две терции, и первая из них – большая, то аккорд окажется мажорным трезвучием.

Если вы уже изучали материалы нашего музыкального класса, то усвоили некоторые азы и названия аккордов. Если же эти диковинные термины для вам являются новинкой, то напоминаем вкратце основные сведения.

  • Мажорные или большие – нижним кирпичиком которого является большая терция, а верхним – малая.
  • Минорное или малые – все ровно наоборот, внизу – малая терция и т.д.
  • Обращения трезвучий делятся на секстаккорды (первая и последняя ступень образуют сексту, нижний интервал – терция) и квартсекстаккорды (та же секста по краям, но нижний интервал – кварта).
  • Восходящие (звуки строятся снизу вверх) и нисходящие (звучат сверху вниз).
  • Септаккорды (крайние звуки образуют септиму).

Хочется уточнить, что под аккордом в приведённой ниже таблице подразумевается последовательное извлечение звуков, подобное, скорее, арпеджио. Но при помощи такого прослушивания аккордов они запоминаются проще, нежели взятые одновременно три или более звука.

Название аккорда Песни
Мажорное трезвучие Восходящий«Горные вершины»(версия Рубинштейна), «Беловежская пуща» (с третьей ноты) Нисходящий«Песенка о капитане» – (начало припева), «Euridice, Scene III: II.”A te, qual tu ti sia» Дж. Каччини
Минорное трезвучие Восходящий«Подмосковные вечера», «Виновата ли я», «Чунга-Чанга» Нисходящий«Я спросил у ясеня»
Развёрнутое мажорное трезвучие Восходящий«Марш весёлых ребят», «Прелюдия» И.С. Баха
Мажорный секстаккорд Восходящий«На тот большак»
Минорный секстаккорд Восходящий«Ave Maria» Дж. Каччини (Вторая часть, развитие, 1 м.58 сек. воспроизведения), «Das Heimweh D456» Ф. Шуберта
Мажорный квартсекстаккорд «Concerto in A Major for Basset Clarinet: II. Adagio», «Форели(The Trout)» Ф. Шуберта (сначала идёт ломаный на интервалы восходящий аккорд, потом сразу – нисходящий)
Минорный квартсекстаккорд Восходящий«Священная война» «Облака», «До чего дошёл прогресс», «Лесной олень» (начало припева), «Лунная соната» и «Piano Sonata No. 1 in F Minor, Op. 2, No.1: I. Allegro» Бетховена НисходящийL’Eté Indien (Репертуар Джо Дассена, аккорд проходит лейтмотивом бэк-вокала, потом в основной теме солиста)
Септаккорд «Степь да степь кругом» (на словах «умирал ямщик…»)

Это только вершина айсберга – небольшая таблица, благодаря которой вы можете легко запомнить, как звучит тот или иной аккорд. Возможно, со временем вы сумеете собрать собственную коллекцию музыкальных примеров, уверенно узнавая созвучия в знакомых или новых произведениях.

Вместо заключения + Бонус

Если попробовать составить шуточный хит-парад среди аккордов, то безусловным победителем окажется не лирическое и напевное малое трезвучие, а его второе обращение – минорный квартсекстаккорд. Его охотно использовали авторы патриотической музыки и романсов, классики и современники.

А ещё существуют произведения, проанализировав которые, вы найдёте, наверное, любой из существующих аккордов. Таким бессмертным творением является, скажем «Prelude» И. С. Баха, которая настолько не давала покоя следующим после композитора поколениям, что её увековечили дважды: в качестве отдельного произведения и как одну из самых красивых версий «Ave Maria». 150 лет спустя после написания прелюдии молодой Шарль Гуно написал размышления на тему мелодии Баха. По сей день гениальное сочетание между собой множества аккордов является одной из самых популярных классических мелодий.

Источник

Все аккорды таблица аккордов как запомнить

Гитара: строение аккордов (часть первая)

Перед начинающими обучаться игре на гитаре часто стоит задача освоения и запоминания аппликатурных форм и буквенно-цифровых обозначений различных аккордов. Это нужно для аккомпанемента, сочинительства, да и просто для более осознанного исполнения музыки по нотам, по слуху или «с рук». Кроме того, полезно знать некоторые термины, чтобы не «спотыкаться» о них при чтении различной литературы, особенно, если эти термины употреблены не совсем точно или не совсем уместно, что иногда встречается. Существует множество различных пособий, «таблиц аккордов» и т.п., касающихся этого вопроса. Как правило, попадаются громоздкие по объёму и потому трудные для запоминания таблицы или наборы примеров без систематического объяснения сути вопроса, т.е. строения аккордов. Не лучше ли самому научиться составлять такие таблицы аккордов? Ведь достаточно понять один раз, чтобы запомнить навсегда. Для того, чтобы освоить предлагаемый ниже материал, нужно лишь одно условие — необходимо немного знать нотную грамоту. Материал преподнесён очень сжато — читайте, не торопясь. По сути, это конспект традиционных учебников элементарной теории музыки (и немножко — учебников гармонии), сделанный по принципу «ничего лишнего», т.е. в основном только о строении аккордов.

P.S. Писал для себя, на чрезмерную научность не претендую 🙂

Соотношение двух звуков по высоте называется интервалом. Единицей измерения интервала является тон. Один лад на грифе гитары равен 0,5 тона. Например, звук, взятый на пятом ладу первой струны, на один тон ниже звука, взятого на седьмом ладу той же струны. Названия интервалов и их величины:

прима 0 тонов
малая секунда 0,5 тона
большая секунда 1 тон
малая терция 1,5 тона
большая терция 2 тона
чистая кварта 2,5 тона
тритон 3 тона
чистая квинта 3,5 тона (малая терция + большая терция)
малая секста 4 тона
большая секста 4,5 тона
малая септима 5 тонов
большая септима 5,5 тонов
чистая октава 6 тонов
нона октава + секунда
децима октава + терция
ундецима октава + кварта
дуодецима октава + квинта
терцдецима октава + секста

Составные интервалы (больше октавы) могут называться «большими», «малыми» или «чистыми», в зависимости от тех простых интервалов, которые прибавляются к октаве для их получения.

Слова «уменьшенный» и «увеличенный», которые прибавляются к названию интервала, означают уменьшение или увеличение этого интервала на 0,5 тона. Например, «уменьшенная квинта» равна «увеличенной кварте» и тритону и равна 3 тонам. Если интервал бывает «большой» и «малый», а не просто «чистый», то «уменьшается» малый интервал, а «увеличивается» большой. Например, «увеличенная секунда» равна 1,5 тона, а «уменьшенная секунда» равна 0 тонов.

Важным является осмысленное правописание интервалов. Например, если мы говорим о малой терции от ноты «до», то обязательно записывается нота «ми-бемоль», но никак не «ре-диез», поскольку последняя является увеличенной секундой от «до». Несмотря на то, что увеличенная секунда равна малой терции, хаотичная запись может существенно осложнить восприятие нот. При отсчитывании интервала следует перебирать названия нот строго по порядку, приписывая знак альтерации уже после того, как название ноты определено. Таким образом, терцией (не важно, какой) от «до» всегда является «ми», т.к. терция — это «третья». До нужной величины (в данном случае — малой терции) мы «подгоняем» нашу терцию бемолем.

Обращением интервала является интервал, полученный при переносе на октаву какого-либо из звуков первоначального интервала, когда звуки «меняются местами» по высоте, сохраняя свои названия (для обращения составных интервалов перенос осуществляется на две октавы). Простые (не составные) интервалы, являющиеся обращениями друг друга, в сумме составляют октаву, поэтому, если первый интервал является обращением второго, то второй обязательно является обращением первого (взаимообратимость интервалов). Список пар взаимообратимых простых интервалов:

  • секунда — септима
  • терция — секста
  • кварта — квинта
Читайте также:  Мужская сборная Польши по гандболу

Интервалы делятся на консонансы (более мягкие на слух) и диссонансы (более резкие). Совершенными консонансами являются прима, октава, квинта и кварта. Несовершенными консонансами являются большие и малые терции и сексты. Остальные интервалы — диссонансы.

Равенство интервалов по их величине при различных названиях называется энгармонизмом интервалов. Например, увеличенная кварта и уменьшенная квинта энгармонически равны.

Аккордом в принципе можно назвать любое созвучие, но наибольшее распространение имеют аккорды, состоящие из трёх или более звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям путём октавных переносов (о таких аккордах и пойдёт речь дальше). Например, «ля-до-ми» или «до-ми-ля». Естественно, аккорды могут содержать октавные удвоения, которые «не считаются». Например, вышеприведённый аккорд может содержать несколько «ля» в разных октавах (скажем, «ля-до-ми-ля»), но его суть от этого не изменится (как и от октавных перестановок звуков).

Аккорд получает своё название от своего самого нижнего звука после расположения этих звуков по терциям. Например, аккорд «до-ля-ми» называется «ля». Звуки аккорда имеют свои названия по интервалам от нижнего звука, который называется основным тоном аккорда. Следующий по высоте за основным тоном звук называется терцовым тоном или терцией аккорда, за ним идут квинтовый тон или квинта, септима, нона, ундецима и терцдецима. Например, аккорд «ми-ля-до-ми» взят с удвоенной квинтой. Некоторые звуки в аккорде могут быть, наоборот, пропущены. Например, аккорд «до-ля-до» взят с пропущенной квинтой.

Аккорды классифицируются в зависимости от количества звуков, из которых они состоят:

  • 3 — трезвучие
  • 4 — септаккорд
  • 5 — нонаккорд
  • 6 — ундецимаккорд
  • 7 — терцдецимаккорд

Поскольку терции бывают двух видов (большая или малая), трезвучия бывают четырёх видов:

  • мажорное трезвучие = большая терция + малая терция
  • минорное трезвучие = малая терция + большая терция
  • уменьшенное трезвучие = малая терция + малая терция
  • увеличенное трезвучие = большая терция + большая терция

Примечание: чтобы превратить минорное трезвучие в мажорное, достаточно повысить в нём терцовый тон на полтона.

Ещё одно примечание: уменьшенное и увеличенное трезвучия используются довольно редко.

Септаккорды образуются путём надстраивания ещё одной терции к трезвучиям. К каждому из четырёх видов трезвучий можно надстроить большую или малую терцию. Однако, септаккордов существует только семь, а не восемь видов, поскольку при надстраивании большой терции к увеличенному трезвучию получится звук, октавно удваивающий по звучанию основной тон этого трезвучия.

  • малый мажорный септаккорд (доминантсептаккорд) — мажорное трезвучие + малая терция
  • большой мажорный септаккорд — мажорное трезвучие + большая терция
  • малый минорный септаккорд — минорное трезвучие + малая терция
  • большой минорный септаккорд — минорное трезвучие + большая терция
  • уменьшенный септаккорд — уменьшенное трезвучие + малая терция
  • полууменьшенный септаккорд — уменьшенное трезвучие + большая терция
  • увеличенный септаккорд — увеличенное трезвучие + малая терция

Примечание: большой минорный и увеличенный септаккорды используются крайне редко.

Нонаккорды образуются путём надстраивания ещё одной терции к септаккордам. Свои названия имеют только два наиболее распространённых нонаккорда:

  • малый нонаккорд — доминантсептаккорд + малая терция
  • большой нонаккорд — доминантсептаккорд + большая терция

Ундецимаккорды и терцдецимаккорды образуются аналогично путём дальнейшего надстраивания терций и не имеют общепринятых названий.

Расположение аккордов и обращения

Обращением называется такое положение звуков аккорда, когда самым нижним из них (басом) является не основной, а какой-либо другой тон аккорда. Если в басу находится основной тон, говорят, что аккорд взят «в основном виде», в ином случае — «в обращении». При этом не рассматривается взаимное положение остальных звуков и их удвоения. Обращения трезвучий и септаккордов имеют свои названия:

  • трезвучие с терцовым тоном в басу — секстаккорд
  • трезвучие с квинтовым тоном в басу — квартсекстаккорд
  • септаккорд с терцовым тоном в басу — квинтсекстаккорд
  • септаккорд с квинтовым тоном в басу — терцквартаккорд
  • септаккорд с септимой в басу — секундаккорд

Обращения более сложных аккордов не имеют общепринятых названий.

Тон аккорда, соответствующий самому высокому звуку аккорда, определяет «мелодическое положение» аккорда. При этом не рассматривается взаимное положение остальных звуков и их удвоения. Например, аккорд «ля-до-ля-ми» находится в мелодическом положении квинты.

Различают мелодию и её аккордовое (гармоническое) сопровождение, аккомпанемент. По отношению к одновременно звучащему аккорду каждый звук мелодии может быть аккордовым или неаккордовым. Аккордовый звук является основным тоном, терцией, квинтой и т.д. того аккорда, который в данный момент звучит (или должен звучать). Неаккордовым является любой другой звук.

Задержание — неаккордовый звук, «оставшийся» от предыдущего аккорда и часто разрешающийся в аккордовый звук настоящего аккорда. Проходящий — неаккордовый звук, заполняющий интервал между аккордовыми звуками (иногда и двух разных аккордов) мелодическим движением по какой-либо гамме. Вспомогательный — это «проходящий» между повторениями аккордового звука. Предъём — неаккордовый звук, предвосхищающий звук следующего аккорда.

В музыкальных произведениях часто применяется четырёхголосное изложение, т.е. аккорды берутся в виде сочетаний из четырёх звуков. На гитаре, например, на правой руке используются для звукоизвлечения чаще всего четыре пальца. В четырёхголосии самый нижний звук аккорда называется басом, далее по порядку — тенор, альт и сопрано (мелодия). Тенор, альт и сопрано называются «верхними голосами».

Аккорд может иметь тесное, смешанное или широкое расположение. При тесном расположении каждый из трёх верхних голосов отстоит от своего соседнего на терцию или кварту (т.е. между ними нельзя вставить другие аккордовые звуки). При широком — на квинту, сексту или октаву. При смешанном — эти интервалы сочетаются. Как при тесном, так и при широком или смешанном расположении бас может находиться от тенора на любом расстоянии. Иногда аккорды в тесном расположении, у которых бас находится достаточно далеко от тенора, называют аккордами в широком расположении. Строго говоря, это не совсем верная терминология.

Буквенно-цифровые обозначения звуков и аккордов

Обозначения звуков и названий аккордов:

  • A — ля
  • B — си или си-бемоль
  • C — до
  • D — ре
  • E — ми
  • F — фа
  • G — соль
  • H — си

Остальные звуки и названия аккордов обозначаются буквами с добавлением знаков альтерации, например: A b — ля-бемоль, A # — ля-диез. Исторически есть некоторая путаница с обозначением си, т.к. «B» в различной литературе может означать как си, так и си-бемоль. Однако, H — это всегда чистое си, а B b — это всегда си-бемоль (последнее обозначение будет верным признаком того, что «B» будет использоваться для обозначения чистого си). В принципе, использовать «B» для обозначения чистого си удобнее, и чаще всего так и делают.

Буквенно-цифровые обозначения аккордов довольно разношёрстны и разнообразны в различных изданиях и странах, часто встречаются различные неточности. В общих чертах принципы обозначения следующие: мажорное трезвучие обозначается просто буквой без дополнительных пометок, минорное — с добавлением буквы «m». Остальные аккорды образуются как бы путём повышения или понижения тонов этих трезвучий и/или добавления дополнительных тонов, что обозначается в виде индекса соответствующими цифрами со знаками альтерации. Знаки альтерации могут заменяться на знаки «+» и «-«. Например, если к ля-минорному трезвучию добавить малую септиму (взятую от основного тона), а квинтовый тон понизить на полтона, получится полууменьшенный септаккорд, который может быть обозначен как Am 7b5 и т.п.

Вместо цифр могут использоваться специальные символы или сокращённые слова, сразу определяющие интервальный состав аккорда. Значения цифр следующие:

  • 2 — большая секунда
  • 4 — чистая кварта
  • 5 — чистая квинта
  • 6 — большая секста
  • 7 — малая септима
  • 9 — большая нона
  • 11 — чистая ундецима
  • 13 — большая терцдецима

Встречающиеся обозначения, для примера взят аккорд «ля»:

A мажорное трезвучие
Am минорное трезвучие
A #5 , A 5+ , A + , A aug увеличенное трезвучие
Adim, Averm уменьшенное трезвучие
A 7 доминантсептаккорд
Amaj 7 , A #7 , A 7+ , AM большой мажорный септаккорд; иногда для обозначения этого аккорда используется символ «приращения» (похожий на треугольничек или греческую букву «дельта») в виде индекса рядом с самой буквой аккорда
Am 7 малый минорный септаккорд
Am #7 , Am 7+ , Am(maj 7 ) большой минорный септаккорд
Am 7b5 полууменьшенный септаккорд; часто для обозначения этого аккорда используется символ перечёркнутого по диагонали кружочка в виде индекса рядом с самой буквой аккорда
A o , Adim 7 , Averm 7 уменьшенный септаккорд
A 6 мажорное трезвучие с большой секстой
Am 6 минорное трезвучие с большой секстой
A 7b5 , A 7/5- доминантсептаккорд с пониженной квинтой
A 7#5 , A 7/5+ доминантсептаккорд с повышенной квинтой
A 6/9 , A 6(add 9) мажорное трезвучие с секстой и ноной
A 9 большой нонаккорд
A 7b9 , A 7/9- малый нонаккорд
Amaj 9 нонаккорд на основе большого мажорного септаккорда
A 11 ундецимаккорд на основе доминантсептаккорда
Am 11 ундецимаккорд на основе малого минорного септаккорда
A 13 терцдецимаккорд на основе доминантсептаккорда
Amaj 13 терцдецимаккорд на основе большого мажорного септаккорда
Asus, Asus 4 трезвучие с чистой квартой вместо терции
Asus 2 , A 5(add2) трезвучие с большой секундой вместо терции
Aomit 3 , A 5 трезвучие с пропущенной терцией

Некоторые применяемые сокращения:

  • verm — нем. «vermindert», уменьшенный
  • dim — англ. «diminished», уменьшенный
  • aug — англ. «augmented», увеличенный
  • maj — англ. «major», больший
  • add — англ. «add», присоединять
  • sus — англ. «suspension», задержание
  • omit — англ. «omit», пропускать

В аккордах сложнее септаккорда (нон-, ундецим- и терцдецимаккордах) указывается цифра, обозначающая «самую дальнюю» ступень аккорда, т.е., например, в терцдецимаккорде присутствие септимы, ноны и ундецимы специальными цифрами не помечается, а как бы подразумевается само собой. При этом подразумевается, что эти тона берутся так, как они были бы обозначены просто цифрами без знаков альтерации, если не оговорено иное. Например, в аккорде A 13b9 надо брать малую септиму, малую нону (b9), чистую ундециму и большую терцдециму. Впрочем, многие тона часто пропускаются. В основном, могут быть пропущены без особого ущерба для звучания квинта (но только если она чистая) и тона, лежащие между септимой и «самым дальним» тоном аккорда, если они специально не альтерированы. Например, в аккорде A 13b9 можно не брать квинту и ундециму. Пропуск этих тонов не страшен потому, что они не несут в данном случае особой «смысловой нагрузки». Например, терцию нельзя пропускать потому, что от этого сразу потеряется миноро-мажорная окраска звучания, аккорд станет нейтральным, невыразительным (поскольку минорное трезвучие отличается от мажорного только терцовым тоном). Нельзя пропускать специально альтерированные тона, поскольку ради них аккорд как бы и «задуман». Вообще, нельзя пропускать тона, отсутствие которых изменит вид (класс) аккорда или сделает этот вид (класс) неопределённым. Самыми важными в этом плане являются терция и септима аккорда.

Обращения аккордов обозначаются с помощью дроби, в знаменателе которой указывается нота, лежащая в басу аккорда. Например, Am/C — это ля-минорный секстаккорд. Таким способом могут быть формально обозначены далеко не только обращения. Например, Am/F# — абсолютно то же самое, что и F #m 7b5 .

Иногда миноры также обозначаются просто строчной буквой. Например, «а» будет означать то же самое, что и «Am».

В рок-музыке часто используются чистые квинты, лишённые мажоро-минорной окраски. Такие аккорды обозначаются с помощью цифры 5. Например, аккорд A 5 будет состоять из двух звуков — «ля» и «ми» (возможно, с октавными удвоениями). Такие аккорды иногда называют «квинт-аккордами», и их можно представить себе как трезвучия с пропущенными терциями.

Аппликатурные формы аккордов

Аппликатурные формы различных аккордов вы можете найти в огромном количестве источников, поэтому здесь подробно рассматривать этот вопрос нет смысла. Однако, имеет смысл подумать о том, как удобнее запоминать аппликатурные формы, которых существует довольно много (слишком много, чтобы пытаться их запомнить бессистемно). Для начала следует уяснить, что некоторые аккорды используются значительно чаще других — их и будет полезно запомнить в первую очередь. В популярной, рок- и классической музыке чаще всего используются: мажорные и минорные трезвучия, доминантсептаккорд, малый минорный, уменьшенный и полууменьшенный септаккорды. Остальные созвучия используются ощутимо реже.

Имеет смысл хорошенько запомнить три основные универсальные аппликатурные формы мажорных и минорных трезвучий (эти формы можно легко двигать по грифу, получая разные по фактической высоте созвучия), т.к. эти формы используются чуть ли не в каждом произведении огромного количества музыкальных жанров:

Источник

Как быстро выучить аккорды на гитаре

Гитарных аккордов для 6 струнной гитары, конечно же, много. Помните образное исчисление – сколько звёзд на небе…? Вот примерно так и про аппликатуры на грифе. Хотя есть и более точные цифры. В одном из источников – распространённых аккордов 2341, в другом – 4625. Сказать много, ничего не сказать. И как разобраться со всем этим многообразием?

На этом занятии мы раскроем несколько методов, как выучить на гитаре аккорды довольно быстро, с интересом, без неосмысленной зубрёжки. Как освоить распространённые, базовые аппликатуры по определённым группам – открытые аккорды для начинающих, баррэ, сложные аккорды с надстройками.

Сразу, конечно, тысячу аккордовых сеток одним махом – не получится. Но базу основных аккордов (100-300 сеток, а то и больше), часто используемых в песенном аккомпанементе, наверняка вы сможете сформировать за короткий период времени. Причём самостоятельно дома, регулярно занимаясь на гитаре.

В зависимости от степени подготовки, уровня исполнительских навыков, вы можете сразу приступить к изучению конкретного метода (см. блоки статьи). Без последовательного ознакомления.

С чего начать – первые аккорды

Как учить аккорды новичку? Разберём поэтапно «траекторию» первых шагов в аппликатурной вселенной. Учим самостоятельно простые аккорды для песен с нуля, легко.

Ниже рассматривается краткий план действий. На каждом этапе метода освоения можно и нужно использовать и дополнительный материал (упражнения, аккордовые последовательности, песни). В том числе вы можете воспользоваться ссылками на занятия онлайн (с этого сайта), которые размещены в отдельных пунктах плана.

1. Сфокусируйте все свои усилия на первых трёх аккордах – Am, Dm, E. Это первое испытание для ваших пальцев. Пройдите сначала его. Пока другими аппликатурами не озадачивайтесь.

Читайте также:  Таблица область культуры достижения автор век

Разучивайте, играйте последовательности и песни на Am, Dm, E простым боем, с перебором. Каждый день занимайтесь.

Упражнения для тренировки пальцев на простых аппликатурах тут. Если вы не знаете, как читать аккордовые сетки, ознакомьтесь с этой статьёй.

2. В процессе штудирования трёх «блатных» (как их ещё называют) аккордов, изучите основы буквенно-цифровой системы обозначений аккордов. Теория пока пальцы отдыхают – без гитары.

Обозначение нот латинскими буквами:

ноты латинскими буквами

Как записывается название мажорных аккордов: большой латинской буквой основной звук, от которого построен аккорд. Например, E – ми мажор, C – до мажор, D – ре мажор и т.д.

Как обозначаются минорные аккорды: к латинской большой букве основного звука добавляется маленькая буква «m» (минор). Например, Am – ля минор, Dm – ре минор, Em – ми минор и др.

На первое время, для простых аккордов, этих знаний по системе обозначений пока будет достаточно.

Выполняя разбор новой аппликатуры, обязательно читайте и её название. Какой аккорд – минорный или мажорный, от какого звука (ноты) построен.

3. Три аккорда освоили – добавляйте четвёртый: A или A7.

В песенных последовательностях встречается в двух вариантах:

  • A – ля мажор
  • A7 – ля мажор септаккорд

A и A7

И снова практикуйтесь: разучите песню, а лучше несколько, уже на четыре аккорда. Обычно A или A7 добавляется после Am перед Dm. Например: Am/A7/Dm/E

Расширяйте свои познания в буквенно-цифровой системе. Вы уже, наверное, обратили внимание на цифру «7» в названии A7. Так вот, семёркой обозначаются септаккорды. Подробней о названиях аккордов этого типа читайте здесь.

4. Ещё два аккорда (C и G) – итого шесть.

Итак, учим аккорды на гитаре для начинающих дальше. К изученным четырём аккордам Am, A/A7, Dm, E – ещё новые С (до мажор) и G (соль мажор).

C и G

Владея этими шестью аккордами, пусть и простыми, на первых ладах, новичок может сыграть весьма солидное количество песен.

Перед переходом к следующему пункту хорошо попрактикуйтесь. Вы должные уверенно, без запинок играть разнообразные последовательности на Am, A (A7), Dm, E, G, С. Причём разными ритмами, переборами.

5. Следующий шаг – новая тональность: + 3 аккорда

Тональность обычно определяется аккордом, с которого начинается песня. Или же аккордом, на который постоянно возвращается аккордовая последовательность.

С определением тональности подробно вы можете ознакомиться в любом учебнике по музыкальной теории или в Википедии.

На предыдущих этапах мы разбирали группу аккордов в тональности Ля минор, т.е. последовательности с Am.

И теперь нужно выучить тональность Ми минор. Она, как и Ля минор, очень популярна. В ми миноре написано огромное количество песен.

Примечательно, что особо долго корпеть над сетками вам не придётся. Несмотря на то, что тональность новая, вам придётся освоить всего лишь три новых аккорда — Em, D, B7. А остальные вы уже знаете.

Em, D, B7

Итак, какие аккорды обычно используются в Ми миноре: Em, E, Am, D, G, С, B7.

Всё. Можно играть теперь песни и в новой тональности.

Вот и все пять этапов подготовки – метод, как быстро выучить простые аккорды.

Ещё об изучении простых аппликатур для начинающих гитаристов здесь (сетки, фото, последовательности, песни).

Давайте подведём итоги. После пяти простых этапов метода:

  • Вы знаете десять основных простых аккордов на первых ладах.
  • Умеете играть песни в двух тональностях – Ля миноре и Ми миноре.

Для новичка это неплохой старт.

Баррэ – пару аппликатур для начала

Продолжая разговор о количестве аккордов, можно ещё и уточнить… А сколько именно аппликатур с баррэ? Подсчитывать, конечно, не будем. Но отметим, что немало.

И вот вопрос, какие нужно выучить аккорды с баррэ в первую очередь? Конечно же те, которые подойдут для песни любой. В смысле, распространённые, часто используемые.

И для начала гитаристу-новичку лучше сконцентрироваться на изучении двух популярных аппликатур мажорного и минорного аккорда на баре. Занятия с максимальным КПД. Внимание не рассеивается на большое количество сеток. И ещё – можно уже играть песни в ля миноре с баррэ F, в разных тональностях с баррэ, а ещё перекладывать песни с простыми аккордами на баррэ (например, в ля миноре, но с баре). Минимум – но для тех, кто начинает осваивать приём, возможностей в плане исполнительской практики довольно немало.

Итак, как быстро выучить эти аппликатуры и находить на грифе от любого звука:

Мажорный аккорд, на примере С (до мажора):

мажорный аккорд на баррэ

  • Первый в форме открытого A – аппликатура с основным звуком (до) на 5-ой струне.
  • Второй в форме E – с основным звуком (до) на 6-ой струне.

И два минорных аккорда, на примере Cm:

два минорных аккорда

  • 1 в форме открытого Am – основной звук (до) на 5-ой струне.
  • 2 в форме Em – основной звук на 6-ой.

Используя эти аппликатуры, можно сыграть мажорные, минорные аккорды на баррэ от любого звука. Разберёмся, как задействовать эти сетки.

Например, как взять Am на баррэ в форме Em.

Принцип такой: вы просто «двигаете» по грифу необходимую аппликатуру, строите от заданного основного звука на басовой струне.

Пока не освоились с аккордами в позициях, сразу отталкиваемся от изученной сетки. Это баррэ Cm на 8-ом ладу. В аппликатуре основной звук расположен на 6-ой струне. В текущем аккорде это До. Это ориентир для построения аккорда.

У нас задача сыграть в такой же форме Am. Найдём на 6-ой струне его основной звук – ля. Чтобы построить от него аппликатуру. Звук ля через два лада ниже от до – на 5-ом ладу. Запоминайте зрительно его расположение.

звук ля на 6-ой струне

Зная, где находится основной звук на 6-ой струне (в данном случае ля), уже не трудно от него взять баррэ в форме Em. И получается уже Am на баррэ, в той же аппликатуре, что и Cm (который изначально изображён в сетке).

Am на 5-ом ладу

Используя этот метод, попробуйте самостоятельно найти аппликатуру от любой ноты. Сразу находите основной звук на 6-ой струне и потом от него строите аккорд.

По аналогии и форма с основным звуком на 5-ой струне. В качестве примера, найдём на грифе баррэ Em (ми минор).

Cm с основным звуком до на 3-ем ладу, 5-ой струне. А нам нужен звук ми. Его расположение – 7-ой лад, 5-ая струна. Находим на грифе и строим от звука ми баррэ Em (в такой же аппликатуре, как и Cm).

баррэ Em

Если вы недостаточно хорошо знаете расположение звуков на грифе, во время практических занятий первое время можно использовать шпаргалку (схема 6 струн – на каждом ладу какой звук).

Как видите, используя всего лишь по два аппликатурных шаблона минора и мажора, можно сыграть аккорды на баррэ от любого звука в разных последовательностях, тональностях. Достаточно хорошо запомнить 4 сетки и освоить принцип построения аккорда по основному звуку на басовой струне. Никаких долгих заучиваний.

Набравшись опыта, играйте на баррэ простые последовательности, песни, используя только эти четыре аппликатуры.

Например: Am (на 5 ладу в форме Em) – Dm (5 лад, в форме Am) – E (7-ой лад, в форме A)

Система CAGED: 5 аппликатур на баррэ для каждого аккорда

Как быстро запомнить все основные аккорды на баррэ? Пожалуй, самый лёгкий способ – использовать систему CAGED.

CAGED – это 5 базовых мажорных аккордов в открытой позиции. И их аппликатура используется для любого мажорного аккорда в позициях (на определённых ладах).

CAGED

То есть любой мажорный аккорд можно взять на грифе в этих 5 аппликатурах.

D в аппликатурах по CAGED

Например, D (ре мажор) – по системе CAGED:

  • в аппликатуре (форме) С – баррэ на 2-ом ладу;
  • в форме A – на 5-ом ладу;
  • в форме G – на 7-ом ладу;
  • в форме E – на 10-ом ладу
  • и в своей форме D, но закрытый на баррэ – на 12-ом ладу.

Аккорды в позициях можно найти и построить по расположению основного звука в аппликатуре. Например, в С основной звук (до) на 5-ой струне. И если нам нужен D, на этой же пятой струне находим ноту ре и строим от неё D в аппликатуре С (первая сетка на схеме).

Вам нужно запомнить всего лишь 5 сеток и научиться находить эти аппликатуры в позициях от заданного звука.

Всего 12 звуков – 12 мажорных аккордов от каждого звука – в 5-ти аппликатурах CAGED

Таким же образом, по CAGED можно использовать пять аппликатур минорного аккорда, а также мажорные и минорные септаккорды. Плюс к этому – на основе отдельных форм на баррэ (например, в аппликатуре A, G) применяются упрощённые аккорды.

Легко запоминаем сложные аккорды – по универсальной схеме

Если вы не очень часто используете сложные аккорды с надстройками в аккомпанементе, то двух аппликатур с основным звуком на 6-ой и 5-ой струне будет вполне достаточно.

Для более углублённого изучения вариант – освоить пять основных аппликатур в позициях каждого аккорда с надстройками.

А есть ещё и другой метод – как легко выучить сложные аккорды для гитары по универсальной схеме.

Но сразу оговоримся, что для его применения нужна определённая подготовка, навыки:

  • знание всех интервалов: от примы до октавы, а также составные интервалы (нона, ундецима, терцдецима);
  • строение аккордов (простых и сложных);
  • обозначение сложных аккордов по буквенно-цифровой системе.

Итак, суть метода.

В основе – аппликатура обычного мажорного аккорда. Например, баррэ в форме E. Его звуки в сетке обозначены жирными точками (цифры в кружках ступени мажорного аккорда – 1 (тоника), 3 (большая терция), и 5 (квинта) ). Это своего рода каркас для построения сложных аккордов.

универсальная схема

А точки поменьше – расположение остальных ступеней-надстроек относительно основной аппликатуры. Возле каждой точки обозначение – какая именно это надстройка. Для некоторых звуков в скобках указан второй вариант обозначения. Например, «9» – если нонаккорд (9-ая ступень добавляется к септаккорду) или «sus2» – если задержанный аккорд (эта нота в аппликатуре вместо 3-ей ступени, терции).

Универсальная схема даёт наглядное представление о расположении надстроек в позиции применительно к конкретной аппликатуре. При помощи неё легко построить аппликатуру с добавлением какой-либо надстройки, или нескольких надстроек. Другими словами, вы просто «перестраиваете», изменяете основной аккорд. И можно не заучивать отдельно сетки каждого сложного аккорда в позиции.

Разберём несколько примеров применения – будем выбирать аппликатуру для конкретных аккордов по универсальной схеме.

A7 (ля мажор септаккорд):

Выше рассмотренную схему размещаем относительно основного звука ля на 5-ом ладу.

схема от A

  • выбираем тонику (1) на 6-ой струне;
  • септиму (7) – на 4-ой струне;
  • мажорную терцию (3) на 3-ей струне и квинту (5) на 2-ой струне – из основного аккорда схемы.

И получаем A7 вот в такой аппликатуре:

A7

Ещё пример. Возьмём посложнее аккорд – A13.
(слева – выбранные звуки аккорда по схеме, а справа – уже аппликатура необходимого аккорда)

звуки аккорда по схеме

  • Тоника (1) без изменений – на 6-ой струне.
  • Септима (7) – на 5-ой.
  • Терция (3) – на 3-ей.
  • Терцдецима – на 2-ой.
  • Квинту (5) не используем, чтобы упростить аппликатуру.

Am7 (ля минор септаккорд):

звуки Am7аппликатура

Мажорную аппликатуру перестраиваем в минорную:

  • Большую терцию (3) заменяем на малую b3.
  • Тоника (1), септима (7) и квинта (5) также на 5-ом ладу.

Если выучить универсальную схему на память, можно сидя с гитарой буквально за 5 минут самостоятельно отыскать аппликатуру нужного заковыристого аккорда. Без таблиц, справочников и прочих шпаргалок. Ещё преимущество – по схеме можно проверить, правильно ли взяли аппликатуру аккорда с надстройками. На тот случай если сомневаетесь, или подзабыли постановку пальцев.

Универсальную схему можно составить на основе любого стандартного аккорда. Рисуете сетку. Добавляете в неё звуки основной аппликатуры (допустим баррэ D на 5-ом ладу, в форме A). Обозначаете близлежащие вокруг аппликатуры звуки – т.е. добавляемые ступени и альтерированные основные ступени. А потом по готовой схеме уже можно экспериментировать с аппликатурами, строить сложные аккорды.

На этом завершаем. Плодотворных, эффективный занятий! Не забывайте подкреплять изученные методы музыкальной теорией и исполнительской практикой.

Источник

Adblock
detector