Меню

Какая цель внутреннего контроля преследуется



Внешний и внутренний контроль: основные цели и задачи. Производственный контроль. Особенности внешнего контроля

Контроль — это неотъемлемая часть стратегии длительной работы предприятия или компании. Какие цели при этом преследуются? Как осуществляется контроль? Об этом и будет идти речь в рамках данной публикации.

Общая информация

Внешний и внутренний контроль используется для получения информации о текущем состоянии организации, а также для выявления всех имеющихся злоупотреблений.

В чем же заключается разница между этими видами контроля? Внутренний осуществляется службой в самой организации и преследует такие цели:

  • увеличение эффективности принимаемых управленческих решений;
  • рационализация использования ресурсов;
  • достижение максимальной рентабельности и прибыли.

Осуществляется специалистами в самой структуре, как правило, по желанию руководства.

Внешний контроль возложен на специальные аудиторские фирмы, а также государственные структуры. В этом случае наибольший интерес для них представляет установление достоверности официально представленных данных, а также формирование заключения по проверенному предприятию.

Это часто сопровождается разработкой рекомендаций или же прямых указов (только в случае с государством) по устранению недостатков и недочетов. Несмотря на такие сложности, внешняя проверка не всегда бывает обязательной – экономический субъект может захотеть провести её и в добровольном порядке.

Какая цель внутреннего контроля преследуется?

Соответственные службы внутри организации проводят:

  1. Слежение за целесообразностью и эффективностью использования собственных, заемных и привлеченных денежных средств.
  2. Анализ и сопоставление фактических результатов с прогнозируемыми.
  3. Расчет финансовых оценок для инвестиционных проектов.
  4. Контроль состояния организации.

После проверки можно использовать инструменты финансового анализа, чтобы принимать более эффективные и необходимые управленческие решения. Но для полноценного видения картины необходим и внешний, и внутренний контроль. Почему именно так?

Цели внешнего контроля

Если же говорить о государстве, то для него проверки необходимы, чтобы квалифицировать платежеспособность предприятия, а также оценить риск его банкротства. Кстати, многие думают, что если обращение ведётся к частному предприятию, то тогда внешний и внутренний контроль разделять не следует, поскольку привлеченные специалисты будут работать над внутренней документацией. Это частично верно, но не полностью.

Да, частная компания вырабатывает свою оценку, во многом ориентируясь на внутреннюю документацию. Но только на ту, что им представила сама проверяемая организация! А в таком случае возможной является манипуляция. Если выясняется, что есть определённые расхождения во внутренних данных или же они опровергаются внешней информацией, то в таком случае по результатам проверки выносится вердикт – информация недостоверная, а сама организация сомнительная.

В наш век информации, чтобы пустить внешний и внутренний контроль по ложному следу, необходимо быть настоящим виртуозом, что, конечно же, не под силу подавляющему большинству. Ведь нужно не упустить даже самую малую деталь. Поэтому внешний и внутренний государственный контроль и находит нарушения так легко. Но это не всё.

Особенности внутреннего контроля

В данном случае собственники или руководство занимаются постановкой преследуемых задач. Причем в своих решениях они исходят из потребностей организации. Как правило, в данном случае решаются отдельные функциональные задачи. Цель и средства при этом выбираются самостоятельно. Исполнитель выполняет конкретные задания, полученные ним от руководства, которому он подчиняется. После сбора и обработки всех данных их передают вышестоящему начальству.

Особенности внешнего контроля

В данном случае привлекается стороннее лицо. Давайте рассмотрим в качестве примера взаимодействие предприятия и аудиторской компании. В качестве цели чаще всего выступает необходимость дать оценку достоверности имеющейся финансовой отчетности. При этом то, как будет организована работа, определяет сам аудитор. Следует отметить, что в таком случае взаимодействовать приходится не с подчинённым, а с равным партнером.

Установление взаимосвязи

Несмотря на определённые различия, внешний и внутренний контроль организации похожи и во многом позволяют дополнить себя и получить целостное представление о положении дел на предприятии. При этом могут использоваться даже одинаковые методы. Но из-за детальности, разницы в системе точности, а также ряда иных факторов результаты могут отличаться на порядок.

Специфика

Давайте в качестве примера рассмотрим внутренний и внешний финансовый контроль на производстве. Увы, в таком случае довольно часто встречаются факты кражи или тайной реализации продукции сотрудниками. Держать ситуацию в рамках теоретически и призван внутренний контроль. Но в реальности ответственное лицо может халатно относиться к своим обязанностям или вообще вступить в преступный сговор. Поэтому, чтобы не допустить потери средств, и должна реализовываться тактика двойного контроля.

Особенное внимание при этом уделяется ревизии. Так называется проверка, которая подтверждает достоверность отчетности, процессов её формирования, законность осуществляемых хозяйственных операций, а также их экономическую целесообразность. Сам производственный контроль может проводиться во вне- или плановом порядке.

Первый случай весьма вероятен, если есть подозрение на злоупотребление. Тогда как второй вариант необходим для поддержания ситуации в стабильном положении, а при выявлении отклонений — для корректировки её. Также во внеплановом порядке проверки любит проводить государство. Правда, тут не всё так легко, как может показаться на первый взгляд.

Для того чтобы провести проверку, необходимо обеспечить государство поводом. Таковым могут быть манипуляции с данными, сокрытие средств и прочие хитрости, направленные на увеличение чистой прибыли. В таком случае производственный контроль будет осуществлен без дополнительного уведомления, чтобы необходимые документы не были уничтожены.

Заключение

Как видите, контроль – это полезный и необходимый инструмент. Он позволяет руководству и собственникам компании держать организацию в ежовых рукавицах, не допуская негативных моментов или же наказывая виновных при их обнаружении. Для государства он полезен тем, что позволяет получать необходимые для функционирования налоги или же иные обязательные платежи, соблюдать законность и целесообразность израсходованных бюджетных средств и субсидий.

Что же делать, чтобы в проверках не было надобности? В рамках организации необходимо обеспечить четкую и качественную работу всех элементов, которые берут участие в бизнес-процессах. С государством сложнее. Полностью контроля со стороны правительства избежать не получится. Но его интерес можно минимизировать, если вести белую бухгалтерию, не стараться манипулировать или укрыть часть средств и работать согласно действующему законодательству.

Источник

Система внутреннего контроля в организации

Вопросы создания систем внутреннего контроля в организациях стали активно обсуждаться в профессиональном сообществе с момента вступления в силу норм ст. 19 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Несмотря на наличие публикаций по данной тематике, многие субъекты хозяйственной деятельности не в полной мере понимают необходимость формирования системы внутреннего контроля и механизм его реализации. Поэтому считаем необходимым дать некоторые разъяснения и рекомендации по внедрению системы внутреннего контроля и отражения ее в учетной политике организаций.

В первую очередь следует обратить внимание на то, что Закон разделяет понятия внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни и внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета.

Относительно первого Закон устанавливает, что «экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни» (п. 1 ст. 19).

Касательно внутреннего контроля функционирования учетной системы компании п. 2 ст. 19 Закона определяет, что «экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовывать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Следует обратить внимание на то, что к настоящему времени с понятием внутреннего контроля связано множество действующих нормативных документов, основными из которых являются:

  • ст. 19 «Внутренний контроль» Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности (одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25 декабря 1996 года);
  • п. 41 и п. 42 Правила (стандарта) № 8 (Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 года № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»);
  • п. 15-18 ст. 38 Федерального закона от 29 ноября 2001 года № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»;
  • ст. 10 Федерального закона от 7 февраля 2011 года «7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»;
  • ст. 9 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;
  • ст. 85 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
  • положение ЦБР от 16 декабря 2003 года № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах»;
  • информация Минфина РФ от 14 сентября 2012 года «О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности (ПЗ-9/2012)»;
  • система внутреннего контроля в банках: основы организации (Базельский комитет по банковскому надзору, Базель, сентябрь 1998 года) Подгруппа по управлению рисками Базельского комитета по банковскому надзору;
  • п. 16 плана Минфина РФ на 20122015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности (утв. приказом Минфина РФ от 30 ноября 2011 года № 440);
  • распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 4 апреля 2002 года № 421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения»;
  • ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Читайте также:  Золотой луг читательский дневник по рассказу М Пришвина

Сами понятия «внутреннего контроль» и «система внутреннего контроля» для отечественного бизнеса являются достаточно новыми. В общем-то, эти термины пришли из аудиторской практики.

Система внутреннего контроля (СВК) — совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, которая в т. ч. включает надзор и проверку, организованные внутри данного экономического субъекта его силами:

  • соблюдения требований законодательства;
  • точности и полноты документации бухгалтерского учета;
  • своевременности подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
  • предотвращения ошибок и искажений;
  • исполнения приказов и распоряжений;
  • обеспечения сохранности имущества организации 1 .

Система внутреннего контроля в организации, как правило, включает следующие элементы:

  • контрольная среда;
  • процесс оценки рисков;
  • информационная система, в т. ч. связанная с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • контрольные действия;
  • мониторинг средств контроля 2 .

Далее подробно рассмотрим состав и особенности указанных элементов системы внутреннего контроля в организации.

Контрольная среда включает официальную позицию, осведомленность и действия представителей собственника и руководства относительно системы внутреннего контроля, а также понимание значения такой системы. Контрольная среда оказывает влияние на сознательность сотрудников в отношении контроля. Она является основой для эффективной системы внутреннего контроля, обеспечивающей поддержание дисциплины и порядка. Далее приводится состав основных элементов контрольной среды организации (табл. 1).

Таблица 1. Состав контрольной среды организации

п/п Основные элементы
1 Доведение принципа честности до всеобщего сведения, поддержание его и других этических ценностей
2 Профессионализм (компетентность сотрудников)
3 Участие собственника или его представителей
4 Компетентность и стиль работы руководства
5 Организационная структура
6 Наделение ответственностью и полномочиями
7 Кадровая политика и практика

Процесс оценки рисков представляет собой выявление и по возможности устранение рисков в ведении хозяйственной деятельности, а также их возможных последствий. При этом следует учитывать, что риски могут быть связаны как с внешними, так и с внутренними событиями и обстоятельствами. Перечень основных факторов, рассматриваемых в процессе оценки рисков, приведен в табл. 2.

Таблица 2. Основные факторы, рассматриваемые в процессе оценки рисков

п/п Обстоятельства, влияющие на возникновение или изменение рисков
1 Внешние Изменения в окружении хозяйствующего субъекта (макроэкономические изменения, в т. ч. связанные с изменениями в нормативной среде, могут привести к изменениям в конкурентном давлении и к значительным изменениям рисков)
2 Внутренние Новый персонал (новые сотрудники могут иметь иную точку зрения на систему внутреннего контроля или иные приоритеты).
3 Внутренние Внедрение новых или изменение уже применяемых информационных систем (значительные и быстрые изменения в информационных системах могут изменить и риски, связанные с системой внутреннего контроля).
4 Внутренние Быстрый рост и развитие хозяйствующего субъекта (действующие средства контроля могут не справиться с возросшим объемом операций и способствовать росту риска их несоответствия новым условиям деятельности).
5 Внутренние Новые технологии (внедрение новых технологий в производственные процессы или информационные системы может изменить риск, связанный с системой внутреннего контроля).
6 Внутренние Новые подходы к ведению хозяйственной деятельности, новые виды товаров, работ, услуг (освоение новых видов деятельности, продукции, в отношении которых лицо имеет небольшой опыт, может стать причиной появления новых рисков, связанных с системой внутреннего контроля).
7 Внутренние Реорганизация хозяйственного лица может сопровождаться сокращением численности персонала и изменениями в распределении обязанностей, а также контрольных функций, выполняемых сотрудниками: они также могут повлиять на риск, связанный с системой внутреннего контроля.
8 Внешние и внутренние Расширение операций за рубежом (расширение объема хозяйственных операций за рубежом и открытие дочерних предприятий, филиалов, инвестиции в зарубежные предприятия влекут за собой новые и, как правило, необычные риски, которые могут оказать влияние на систему внутреннего контроля, например, дополнительные или изменившиеся риски в результате осуществления операций с иностранной валютой, дополнительные или изменившиеся риски в связи с особенностями зарубежного, в т. ч. налогового, законодательства).
9 Внешние и внутренние Новые принципы, стандарты, положения, инструкции в области ведения бухгалтерского учета и подготовки отчетности (принятие новых учетных принципов или их изменение может повлиять на риски, связанные с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности).

Рекомендация: При выявлении возможных рисков руководство рассматривает степень их важности, вероятность их возникновения и способы управления ими. Руководство может составлять планы, программы, осуществлять соответствующие действия для устранения этих рисков или принять решение игнорировать риски из-за дороговизны возможных средств контроля в отношении этих рисков либо по другим причинам.

Информационная система, в т. ч. связанная с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности, обеспечивает понимание сотрудниками обязанности и ответственности, связанных с организацией и применением системы внутреннего контроля. Главной составляющей системы является функция информирования персонала о значимости его участия в процессах и связи его действий в информационной системе с работой других сотрудников, а также понимание способов доведения до руководителей соответствующего уровня информации о каких-либо исключительных ситуациях.

Функционирование информационных систем, связанных с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности, обеспечивается следующими средствами:

  • техническими средствами;
  • программным обеспечением;
  • персоналом;
  • соответствующими процедурами;
  • базами данных.

Перечень основных функций информационных систем направленных на организацию внутреннего контроля приводится в табл. 3.

Таблица 3. Основные функции информационных систем внутреннего контроля

п/п Функции информационных систем
1 Идентификация и регистрация всех правомерных операций.
2 Своевременная и достаточно подробная фиксация операций, что позволяет надлежащим образом классифицировать операции для дальнейшего включения в финансовую (бухгалтерскую) отчетность.
3 Осуществление оценки объектов учета таким образом, чтобы соответствующая информация могла быть включена в финансовую (бухгалтерскую) отчетность в надлежащем суммовом выражении.
4 Определение периода времени, в котором имели место операции, что позволяет отнести их в учете к соответствующему отчетному периоду.
5 Представление надлежащим образом операций и относящихся к ним случаев раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Таблица 4. Перечень методов и процедур, применяемых в контрольных действиях

Проверка выполнения

Такие контрольные действия включают:

Обработка информации

Разнообразные контрольные процедуры в отношении обработки информации выполняются для проверки точности, полноты и санкционирования операций и делятся в области информационных систем на две большие группы средств контроля:

Общие средства контроля над информационной системой обычно включают средства контроля в отношении:

  • операций информационного центра и компьютерной сети;
  • приобретения программного обеспечения для операционной системы, его изменения и обслуживания;
  • защиты от несанкционированного доступа;
  • приобретения, развития и обслуживания прикладных программ информационных систем.
Читайте также:  Использование баз данных в приложениях ASP NET

Такие средства контроля применимы к универсальным компьютерам, мини-компьютерам и вычислительным машинам конечных пользователей в локальных сетях. Примерами таких общих средств контроля являются:

Прикладные средства контроля применяются к обработке отдельных видов информации. Эти средства контроля помогают удостовериться, что осуществленные хозяйственные операции были санкционированы в полном объеме и точно зафиксированы и обработаны.

Примерами прикладных средств контроля являются:

Проверка наличия и состояния объектов

Указанные контрольные действия направлены на обеспечение сохранности активов, включая:

Таблица 5. Перечень мероприятий, связанных с мониторингом средств контроля

п/п Мероприятия, связанные с мониторингом средств контроля
1 Наблюдение руководства за тем, своевременно ли подготавливаются выверки расчетов с банками;
2 оценка внутренними аудиторами соответствия действий персонала, занимающегося продажами, политике организации в отношении определенных условий договоров с покупателями;
3 осуществление надзора за соответствием действий персонала политике организации в области этики или деловой практики;
4 регулярную оценку организации и применения средств контроля, а также осуществление необходимых корректирующих мероприятий в отношении средств контроля вследствие изменения условий деятельности;
5 мониторинговые мероприятия могут включать использование информации, полученной извне;
6 руководство, осуществляя мониторинг, может также учитывать сообщения внешних аудиторов, касающиеся системы внутреннего контроля;
7 внутренние аудиторы или персонал, выполняющий аналогичные функции регулярно предоставляет информацию о функционировании системы внутреннего контроля, сосредоточивая основное внимание на оценке организации и применении системы внутреннего контроля, сообщает информацию о достоинствах и недостатках системы внутреннего контроля, а также дает рекомендации по ее улучшению.

Рекомендация: Система информирования персонала может принимать такие формы, как внутренние регламенты деятельности, руководства по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности, инструкции и указания. Доведение информации до сведения сотрудников может осуществляться с использованием средств электронной связи, устно и посредством распоряжений руководства.

Контрольные действия включают политику и процедуры, которые помогают удостовериться, что распоряжения руководства выполняются (например, что необходимые меры предприняты в отношении рисков, которые могут препятствовать достижению целей). Контрольные действия, осуществляемые вручную или с применением информационных систем, имеют различные цели и применяются на различных организационных и функциональных уровнях.

Мониторинг средств контроля включает наблюдение за тем, функционируют ли они и были ли они изменены надлежащим образом в случае необходимости. Мониторинг средств контроля представляет собой процесс оценки эффективного функционирования системы внутреннего контроля во времени.

В соответствии с вышеизложенными подходами и рекомендациями к формированию и оценке работы систем внутреннего контроля, необходимо обращать основное внимание на соответствие выстроенной в организации СВК действующим нормативным документом и основному идеологическому «посылу» заложенному в ней — стремлению к минимизации рисков в хозяйственной деятельности и своевременному выявлению нарушений.

Данные рекомендации следует использовать в организации начиная с первого этапа постановки СВК — на стадии формирования учетной политики на соответствующий временной период.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
  2. Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности (одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25 декабря 1996 года).
  3. Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 года № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности».
  4. Федеральный закон от 29 ноября 2001 года № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах».
  5. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности».
  6. Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».
  7. Федеральный закон от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
  8. Положение ЦБР от 16 декабря 2003 года № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах».
  9. Информация Минфина РФ от 14 сентября 2012 года «О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности (ПЗ-9/2012)».
  10. Система внутреннего контроля в банках: основы организации (Базельский комитет по банковскому надзору, Базель, сентябрь 1998 года). Подгруппа по управлению рисками Базельского комитета по банковскому надзору.
  11. План Минфина РФ на 2012—2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности (утв. приказом Минфина РФ от 30 ноября 2011 года № 440).
  12. Распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 4 апреля 2002 года № 421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения».
  13. Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

1 Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности (одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25 декабря 1996 года).

2 П. 42 правила (стандарта) № 8 (Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 года № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»).

Источник

Взаимосвязь и отличия внешнего и внутреннего финансового контроля и ревизии организаций и предприятий

Рубрика: Учет, анализ и аудит

Дата публикации: 01.06.2020

Статья просмотрена: 871 раз

Библиографическое описание:

Медведева, А. Ю. Взаимосвязь и отличия внешнего и внутреннего финансового контроля и ревизии организаций и предприятий / А. Ю. Медведева, А. А. Головахина, М. В. Чуб. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2020. — № 3 (25). — С. 32-36. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/169/5329/ (дата обращения: 24.07.2021).

Финансовый контроль можно понимать как многоаспектную и межотраслевую систему надзора, наделенную контрольными функциями различных государственных и общественных органов, деятельность которых направлена на наблюдение за финансово — хозяйственной деятельностью предприятий и организаций для оценки эффективности проведения хозяйственных и финансовых операций, выявления резервов государственного бюджета и внебюджетных фондов и надзор за рациональностью их использования. Назначением финансового контроля будет проявляться в содействии успешной реализации финансовой политики, рациональному и эффективному использованию имеющихся финансовых ресурсов организаций и предприятий, крайне необходимых для роста экономического потенциала и эффективности.

Внешний финансовый контроль представляет собой независимый от организации контроль, который проводится определенными специалистами в сфере учета, контроля и анализа хозяйственной деятельности. [2]

Внутренний финансовый контроль — это организованная самим хозяйствующим субъектом система контроля над соблюдением установленного порядка и правил ведения бухгалтерского учета и отчетности, а также эффективного функционирования системы внутреннего контроля хозяйствующих субъектов, которая регламентируется соответствующими документами. [2]

Взаимосвязь внешнего и внутреннего финансового контроля можно проследить в таблице.

Взаимосвязь внешнего ивнутреннего финансового контроля

Проверка соблюдения законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности.

Проверка соблюдения законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности.

Ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов, которые состоят в штате организации, а также привлекаемые для целей внутреннего контроля сторонние организации или внешние аудиторы.

Специально созданная служба хозяйствующего субъекта, подчиняющаяся руководителю.

Для недопущения нарушений в ходе составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления отчетности, а также оперативного

Нарушений и используется для получения информации о текущем состоянии организации.

Цель внешнего и внутреннего контроля будет зависеть от нескольких факторов, таких как уровень организации внутреннего контроля и уровень возможного воздействия различных факторов на внешний контроль организации.

Далее следует рассмотреть отличия внешнего и внутреннего финансового контроля. [1]

Отличия внешнего ивнутреннего финансового контроля

1. Обязательность проведения

Является обязательным по внутренним нормативным документам

2. Пользователи информации

3. Объем проверяемой информации

Объем ограничен в зависимости от вида проверки

Полная возможность доступа к любой информации, объем не ограничен

4. Зависимость содержания от поставленных задач

Зависимость определяется контрольным органом

Зависит от задач управления

5. Зависимость от руководства проверяемой организации

Зависит от руководства

Не зависит от руководства

6. Перманентность (постоянство)

Постоянство осуществляется только в период проверки

Имеется наличие возможности последующего контроля

Ревизия представляет собой средство внешнего контроля, которое направлено на осуществление интересов внешних пользователей и других лиц, заинтересованных в информации о деятельности хозяйствующих субъектов.

Читайте также:  Таблица значений сторон внешних и внутренних углов правильного многоугольника

Проведение ревизии осуществляется с целью подтверждения достоверности учетных процессов и отчетности, она может осуществляться как в плановом, так и во внеплановом порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Вопросы ревизии определяются программой, которая включает тему, период, по которому будет проводиться ревизия, список проверяемых объектов и вопросов.

Внутренний контроль имеет тесную взаимосвязь с ревизией. Эта взаимосвязь проявляется в использовании ревизией внутреннего контроля и в получении системой внутреннего контроля независимой оценки степени эффективности и надежности проводимой проверки. Они также используют одинаковые приемы и способы сбора данных, аналитические процедуры и систему доказательств, единую нормативную базу и имеют рабочую документацию и результативный документ, которым выступает отчет о результатах контроля.

Таким образом, внутренний и внешний контроль и ревизия взаимосвязаны между собой. Одним из основных средств финансового контроля можно считать ревизию, что говорит о ее влиянии на весь процесс проверки на предприятии.

Взаимосвязь и отличия внешнего и внутреннего финансового контроля и ревизии организаций и предприятий выражается прежде всего в наличии их общей цели, которой при этом выступает и имеет решающее значение соблюдения требования законодательства при выполнении деятельности как во время проверки, так и во время стандартной хозяйственной деятельности предприятия или организации. [2]

  1. Т. А. Пожидаева Сравнительная характеристика внешнего и внутрихозяйственного контроля за деятельностью организации// Международный бухгалтерский учет 2- 012. –С. 42–43.
  2. Г. Ф. Варнакова Контроль и ревизия. — М. — 2019. — С. 700.

Похожие статьи

Особенности применения методов внутреннего финансового.

Ключевые слова: внутренний контроль, внутренний финансовый контроль, документальный контроль, проверка. Слаженная работа разных подразделений компаний работает как единый организм.

Внутренний контроль хозяйственной деятельности: основные.

Рис. 1. Определение внутреннего контроля. Внутренний контроль сам по себе не является панацеей от неэффективного хозяйствования, «плохой» отчетности и ошибок в правоприменении бухгалтерского и налогового законодательств. Он лишь способствует достижению.

К вопросу о соотношении понятий «внутренний финансовый. »

С.А. Агапцов различает контроль внутренний и внешний «с точки зрения принадлежности контрольных функций… Службы внутреннего контроля создаются внутри отдельных ведомств и организаций, в то время как внешние контрольные службы не являются частью.

Система внутреннего финансового контроля и проверка.

В данной статье рассматривается понятие системы внутреннего финансового контроля, необходимость организации данной

Рассматриваются способы организации внутреннего финансового контроля, преимущества и недостатки каждого из рассматриваемых способов.

О разграничении проверки и ревизии как форм бюджетного.

бюджетный контроль, Российская Федерация, проверка, финансовохозяйственная деятельность, ревизия, налоговый контроль, социальное управление, проверяемая организация, Государственная Дума.

Система внутреннего контроля | Статья в журнале.

внутренний контроль, внешний контроль, система, хозяйствующий субъект, бухгалтерский учет, финансовохозяйственная деятельность, субъект хозяйствования, субъект, достижение целей организации.

Функционирование системы внутреннего контроля на примере.

Внутренний контроль расчетных финансовых средств сообразно к бюджетным организациям состоит из: контроля над соответствием законодательных требований, внутреннего бухгалтерского контроля и контроля за эффективностью и результатами деятельности [1, с.

Внутренний контроль в бюджетном учреждении

Одно из важнейших условий обеспечения эффективного использования денежных средств, трудовых и материальных ресурсов учреждения — правильно организованный внутренний финансовый контроль, а также действенный внутренний хозяйственный контроль.

внутренний контроль, финансовая устойчивость, бухгалтерский.

Внутрихозяйственный (внутренний) контроль за деятельностью филиалов, цехов, участков, бригад, отделов, служб и других внутрихозяйственных формирований обеспечивает повышение эффективности, защищает интересы предприятия от хищения и бесхозяйственности.

Источник

Взаимосвязь и отличия внешнего и внутреннего контроля

Тема: Внешний и внутренний контроль

Понятие внешнего и внутреннего контроля.

Взаимосвязь и отличия внешнего и внутреннего контроля.

Практические аспекты реализации алгоритмов внутреннего контроля на примере построения организационной модели внутреннего контроля процесса продаж.

Понятие внешнего и внутреннего контроля.

1. По характеру организации взаимоотношений субъекта и объекта контроля различают внешний и внутренний контроль.

Внутренним контроль является тогда, когда субъект и объект контроля входят в одну и ту же систему. Внутренний контроль может быть предусмотрен уставом организации или заложен в должностных инструкциях сотрудников. Объектом внутреннего контроля является производственная, финансово-хозяйственная деятельность, а именно технологические процессы, нормативное хозяйство, качество продукции и её соответствие потребностям рынка, а так же весь спектр финансовых показателей. Помимо общих контрольных задач перед внутренним контролем стоит задача соизмерения затрат и результатов хозяйствования.

Важную роль в организации внутреннего контроля играет уровень автоматизации технологического процесса и степень точности отражения его стадий в документации, т.е. организация документооборота.

Роль внутреннего контроля возросла с развитием рыночных отношений и частной собственности. Формы организации внутреннего контроля могут быть различными:

— служба внутреннего аудита;

— ревизионная служба бухгалтерии;

— независимый ревизионный отдел и др.

Одним из условий эффективного функционирования внутреннего контроля является его оперативность. Это позволяет:

— обеспечить связь контроля с регулированием производства;

— использовать в текущем управлении оперативную контрольную информацию, полученную с учётом принципа обратной связи, что обеспечивает динамичность принятия управленческих решений.

Т.о., надлежащий внутренний контроль непосредственно участвует в формировании конечных результатов хозяйствования.

Среди задач, стоящих перед внутренним контролем можно назвать следующие:

— предупреждение на стадии зарождения хозяйственной операции различного рода отклонения, возникновение которых может нарушить нормальный режим функционирования объекта контроля. Решение этой задачи отражает возможность превентивного воздействия на объект (предупреждение отклонений).;

— снижение вероятности возникновения отклонений непосредственно в ходе функционирования объекта;

— выявление допущенных отклонений.

Например, субъект контроля – сохранность товарно-материальных ценностей. Первая задача решается оценкой условий хранения, ввоза-вывоза ценностей, охраной помещения, эффективности документооборота и т.д. Вторая задача выражается в постоянной проверке наличия ТМЦ МОЛ. Третья задача – плановая инвентаризация.

При организации контроля предпочтение должно быть отдано решению первых двух задач, т.к. они позволяют своевременно предупредить нарушения. В противном случае служба внутреннего контроля будет заниматься констатацией имеющихся нарушений.

Контроль называется внешним, если он выражается в двух основных формах:

-выдача различного рода разрешений;

— выявление нарушений финансово-хозяйственной деятельности.

Выдача разрешений на вид деятельности осуществляется контролирующими органами в следующих формах:

— аккредитация и лицензирование – подтверждение способности эффективно и качественно осуществлять установленную деятельность, что выражается в виде выдачи соответствующего разрешения;

— экспертиза – проводится для оценки эффективности деятельности или её результатов;

— сертификация – подтверждение того, что продукция или услуги соответствуют требованиям ГОСТа или техническим условиям. Имеет целью защитить потребителя и, как правило, в обязательном порядке устанавливается законом.

Выявление нарушений в рамках внешнего контроля связано с соблюдением законодательных норм. Внешний контроль проводится как государственными органами, так и независимыми организациями. Основные его направления надо рассматривать в соответствии с понятием контроля.

Вид контроля Пример направления контроля Органы контроля
общий контроль сохранность имущества МЧС, Органы пожарной безопасность и т.д.
экономический контроль наблюдение за экономической ситуацией Органы статистики
финансовый контроль эффективность использования бюджетных средств Счётная палата

Взаимосвязь и отличия внешнего и внутреннего контроля.

Связь внешнего и внутреннего контроля выражается прежде всего в том, что они определены общей целью – это проверка соблюдения законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности. Степень такой связи может быть различной и зависеть:

1) от уровня организации внутреннего контроля;

2) от подверженности предприятия внешнему контролю.

Однако независимо от степени связи при внешних проверках используются результаты внутреннего контроля. Это необходимо для оценки эффективности внутреннего контроля и определения объема информации внешней проверки. Т.о. при достаточно эффективном функционировании обоих видов контроля предприятие всесторонне охвачено контрольными действиями.

Внешний и внутренний контроль так же объединяют единые методические приёмы проведения.

Источник