Меню

Картинка к сочинению Таблица Свита Воланда



Таблица Свита Воланда

Имя героя

Описание героя

Коровьев

Кот Бегемот

Считается представителем второй свиты – демон ‑ паж. На вид он обычный черный кот больших размеров, который ведет себя, как человек. Любимое занятие шутить и приврать. Является не разлучным в своих деяниях с Коровьевым

Азазелло

Является представителем третьей свиты — демон ‑ убийца. В романе представлен, как рыжеволосый мужчина маленького роста, но с широкими плечами, бельмо на одном глазу и торчащий клык во рту. Автор специально сделал его таким, чтобы образ третьей свиты был запоминающий читателю. По характеру он грубоват, не любит иметь дело с женщинами. За его характер боятся представители первой и второй свиты Воланда.

Гелла

Является представительницей четвертой свиты Воланда и единственная представительница прекрасного пола. Рыжеволосая молодая ведьма с зелеными глазами, этим автор пытался дать нам понять ее колдовскую сущность. Шрамом на ее прекрасной шее показывает нам о причине ее смерти

«Мастер и Маргарита» — роман Михаила Афанасьевича Булгакова, работа над которым началась 1920-х годов и продолжалась, как это не звучит печально, до смерти самого писателя. В произведение мы видим, как идет переплетение многих судеб и имеет необычный религиозный подтекст, для того времени, в котором он был написан. Булгаков много времени уделил написанию борьбы сил добра и зла. «Тьму» Михаил Афанасьевич представил в виде Воланда и свиты.

Воланд — это олицетворение Сатаны, который представлен не злодеем, а вершитель человеческих судеб. Своими методами он пытается разбудить в людях все светлое, что есть в человеке, но осуждая и наказывая тех, кто не смог побороть свои пороки, а наоборот упали в них с головой. Образ Воланда является одним из неоднозначным в романе. Все свои он выполнял при помощи своей свиты.

Воланд и его свита, не похожи на каноное восприятие жителей преисподни. Ведь эта пятерка не старается искушать и сбивать людей с пути истинного. В романе «Мастер и Маргарита» они своими провокациями пытаются их вернуть к свету.

Также читают:

Картинка к сочинению Таблица Свита Воланда

Популярные сегодня темы

Но что это за окном? Неужели случилось? Простое чудо природы меняет все течение жизни: выпал первый снег! Белые дома и деревья, улочки без пыли, укрытые нежной снеговой пеленой… Как же это все красиво!

Павел Иванович Чичиков — один из самых неоднозначных героев в эпохе реализма. Гоголь становится новатором, провозгласив «итак, припряжем подлеца!». Это говорит о том, что писатель стремился показать реальность такой

После прочтения любого рассказа самый закономерный вопрос — о чем он? В случае с «Уроками французского» однозначный ответ дать сложно. Он о жизни, которая иногда может быть тяжелой, о добре и зле, о людях.

Следует отметить, что на протяжении довольно долгого времени «Декамерон» был запрещен церковью. Неудивительно, ведь среди искрометных рассказов есть весьма провокационные. По сути, данное творение описывает эпоху

Действия в рассказе «В дурном обществе» происходят в городе Княжье-Вено. Главным героем является Вася, у него умерла мама, когда ему было шесть лет. Его отец (богатый человек, судья) сильно горевал и совсем забыл про сына.

Источник

Образ Воланда и его свиты в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

  • Определить роль и значение образа Воланда и его свиты в романе М. Булгакова.
  • Развивать умения анализа эпического произведения.

1. Роман «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова — один из интереснейших и загадочных в русской литературе. И на этом уроке нам предстоит еще раз в этом убедиться. Нужно сказать, что демонологические образы в литературе упоминаются часто. В русских народных сказках встречаются черти, водяные, русалки, леший и Баба-Яга. В цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя мы встречаем ведьм, колдунов, нечистая сила изображена иронично, ее легко подчинить своей воле. В поэме «Демон» М. Ю. Лермонтов создает иной образ. Его герой изгнанник, павший ангел, потерявший интерес не только к добру, но и к злу. В трактовке Достоевского демонов и ангелов заключает в себе человеческая душа. И эта двойственность ведет к бесконечной борьбе добра и зла в душе каждого. Эта борьба отражается в мыслях и поступках героев Достоевского.

2. Попробуем определить, какова природа образа Воланда у Булгакова.

Романный Воланд -это дьявол, сатана, князь тьмы, воплощение зла. Имя взял из «Фауста» Гете. Так называет себя сам Мефистофель: «Дворянин Воланд идет!» В поэме упоминается лишь однажды, а в русских переводах всегда опускается.

Давайте припомним, как появляется Воланд в романе. Для этого необходимо погрузиться в обстановку роману. Закроем глаза и представим:

— В каком мы городе? ( В Москве на Патриарших прудах)

— Какая погода и какое время года? ( Весна, май, небывало жаркий закат)

Липовая аллея, где нет никого, кроме 2 мужчин (Михаил Александрович Берлиоз и Иван Бездомный). «Был тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать. Солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо. Напившись абрикосовой воды, они уселись на скамейке лицом к пруду. В это время появился первый человек в аллее».

Обратимся к портрету Воланда: «Росту он был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а справой золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду — лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом — иностранец.»

— Какой прием использует Булгаков, создавая портрет Воланда? (Парцелляция) Почему именно этот прием?

3. С какой целью Воланд приезжает в Москву?

— Берлиозу он сообщает, что прибыл, чтобы изучить найденные рукописи Геберта Аврилакского (чернокнижника десятого века)

— Сотрудникам Театра Варьете — выступить с сеансом черной магии

— Буфетчику Сокову — просто хотел повидать москвичей в массе, а удобнее всего это сделать в театре

— Маргарите — провести бал весеннего полнолуния

Из всего этого что следует? Воланд многолик, как и подобает дьяволу, надевает разные маски.

4. Раскрыть образ Воланда помогут определенные символы и мотивы.

Мотив знания. Он владеет информацией о каждом жителе планеты, ныне живущем или давно умершем, способен узнать будущее и заглянуть в прошлое, может читать мысли. Но не в этом его сила. Это лишь инструменты. Он изучает суть добра и зла. Он наблюдает, как меняется человек с течением времени. «Ну что же, люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было:Человечество любит деньги, из чего бы они не были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны, ну что ж и милосердие иногда стучится в их сердца: обыкновенные люди:в общем: напоминают прежних: квартирный вопрос только испортил их.» Таков вывод Воланда о москвичах 30-х годов.

Мотив памяти. Сам он многое знает и помнит, но никто не может вспомнить ни его внешность, ни его имени. Эта необыкновенная способность делает атмосферу вокруг Воланда еще более загадочной.

Читайте также:  Рады вас видеть на е нашего кайт магазина RideStore

Символы солнца и луны. На протяжении всего романа Воланда сопровождает луна. Она выделяет эпизоды и детали, освещает темное, тайное и забытое. Луна расставила все на свои места и дала каждому то, что он заслужил.

Масонские символы. Масонство — всемирная, тайная организация, которая работает над материальным и моральным прогрессом, над умственным совершенствованием человечества. Обратим внимание на портсигар Воланда, вот его описание: «Он громадных размеров, червонного золота, и на крышке его при открывании сверкнул синим и белым огнем бриллиантовый треугольник.» Треугольник, перевернутый вершиной вниз, в масонстве является символом сатаны.

Шутовство. Вечные парные герои король и шут. Воланд и его свита — король и шуты, которые делают все, чтобы насмешить его.

5. Итак, свита Воланда. Кто к ней относится? Коровьев — Фагот, Бегемот, Азазелло, Гелла. (Подготовленные учащиеся рассказывают немного о каждом в сопровождении слайдов с портретами)

6. Похождения свиты. Вспомним эпизоды.(На доске записаны имена героев романа, учащиеся называют эпизод, связанный с этим персонажем)

1) Степа Лиходеев, директор Варьете, отправлен в Ялту.

2) Михаил Александрович Берлиоз попадает под трамвай.

3) Иван Бездомный пытается поймать нечистую силу и попадает в психиатрическую клинику.

4) Никанор Иванович Босой арестован за хранение долларов.

5) Римский, финансовый директор Варьете, напуганный Геллой, уезжает.

6) Варенуха, администратор Варьете, превращается в вампира.

7) Жорж Бенгальский остался на какое-то время без головы.

8) Прохор Петрович, председатель комиссии зрелищ, представлял собой «говорящий костюм».

9) Максимилиан Андреевич Поплавский, дядя Берлиоза, напуган и отправлен в Киев.

10) Маргарита Николаевна и Наташа превращаются в ведьм.

11) Представление в Варьете.

12) Пожар в Грибоедове. (Коровьев и Бегемот обедают)

13) Разгром в магазине, который устраивает Бегемот.

14) Сжигают квартиру №50 по улице Садовой №302 бис.

7. Чтобы проверить, насколько хорошо учащиеся знают эти эпизоды, проводится цифровой диктант. (За утвердительный ответ выставляется 1, а за отрицательный -2)

  1. Воланд при встрече с Берлиозом и Бездомным заявил, что он полиглот и знает очень большое количество языков.
  2. Бегемот прокатился на трамвае.
  3. Гелла была всегда одета в черное платье.
  4. Бегемот, чтобы пройти в ресторан Дома Грибоедова, представился Чеховым.
  5. Коровьев отличался красноречием, именно он сообщил в милицию, что Н. И. Босой хранит доллары в своей квартире.
  6. Крик совы помешал Гелле в преследовании Римского.
  7. Азазелло передает Маргарите крем, чтобы она смогла летать.
  8. Воланд играл с Бегемотом в шахматы.
  9. На балу Бегемот купался в бассейне с коньяком.
  10. Коровьев всегда ходил с тростью.

8.При помощи какой геометрической фигуры можно представить свиту Воланда?

(Например, при помощи круга: попав в их поле, невозможно выбраться)

9. — За что наказывает свита Воланда москвичей?

1) Наказана бюрократическая верхушка учреждений, занимающихся искусством (Степа Лиходеев, Варенуха, Римский, Жорж Бенгальский)

2) Разоблачение взяточничества и жадности (Наканор Иванович Босой, дядя Берлиоза)

3)Осуждение пошлости и приспособленчества людей, которых принято называть «простыми людьми» (разоблачение Семплеярова, Иван Николаевич — боров, буфетчик Соков)

— Какие приемы сатирического изображения использует Булгаков?

Гротеск — «самопишущий костюм» (гл. 17, 27); поющие грузовики (гл.17)

10. Поскольку коснулись теории литературы, предлагается повторить несколько терминов с опорой на роман.

«Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада» (эпитет)

«МАССОЛИТ разместился в Грибоедове так, что лучше и уютнее не придумать. Всякий, входящий в Грибоедова, прежде всего знакомился:» (метонимия)

» Головную Степину кашу трудно даже передать» (метафора)

«В кулисах стали переглядываться и пожимать плечами, Бенгальский стоял красный, а Римский был бледен«(антитеза)

«Фагот раскрыл рот , как птенец, и всю ее, карту за картой, заглотал» (сравнение)

11. Учащимся предлагается обсудить и прокомментировать несколько высказываний.

1) Роман Булгакова считают, особенно священнослужители, кощунственным, направленным против Бога. Иерей Георгий Белодуров говорит: «Это утонченная апология сатанизма! Глядя на Мастера и Маргариту, кое-кто может решить, что сговор с Сатаной вполне допустим». Другой священник Михаил Дунаев говорит: «И Сатана у Булгакова уже не выступает в роли сеятеля зла и врага человеческого, он может показаться этаким поборником справедливости».

2) Воланд — лишь побочное звено, двигатель сюжета, а главное в романе — это люди, с пороками и страстями, на фоне действий которых меркнет даже зловещая фигура Сатаны. Еще М. Волошин сказал: «В каждом человеке Дьявол с Богом борется, а поле битвы их — сердца человеческие».

3) Стремления Воланда направлены лишь на то, чтобы люди могли видеть и осознавать истинную картину мира. Воланд несет знание о добродетели и грехах. Ведь Сократ сказал, что поступать хорошо может только тот человек, который знает, что есть добро, а что есть зло.

4) Природа же истинно художественного произведения такова, что в нем нет лишнего, случайного — важно все. «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Дьявол (Воланд) хочет зла, но он не может выйти за рамки дозволенного свыше и, думая, что действует по собственной воле, только служит орудием Божественного промысла — невольно совершает благо.

5) Воланд — мудрый, величественный, поэтому привлекает сердца и губит поверивших ему смертных. Творит ли Воланд добро? Нет, он вершит зло. Воланд — обманщик и плут. Столкновение с ним изменило к лучшему личность Бенгальского, Лиходеева, Бездомного вовсе не потому, что этого хотел Воланд: просто они раскаялись, и дьявол более над ними не властен. Сила Тьмы всегда подчиняется воле Добра.

12. Подведение итогов урока. Какова роль Воланда в романе?

1. Образ заставляет задуматься над вечными проблемами соотношения в мире добра и зла, насилия и милосердия.

2. Воланд и его свита позволяют Булгакову показать, что зло исходит от самого человека, способного предавать и лгать. Милосердие тоже творят люди, не лишенные света в своих душах.

3. Можно предположить, что Воланд олицетворяет собой идеальную власть.

Источник

Свита Воланда: описание, характеристика и роль в романе Булгакова

Воланд в романе Булгакова появился не один. Его сопровождали персонажи, играющие, в основном, роль шутов. Свита Воланда устраивала разнообразные шоу, которые были отвратительными. Они были ненавистны московскому негодующему населению. Ведь все окружение «мессира» выворачивало наизнанку человеческие слабости и пороки. Помимо этого, их задачей было выполнение всей «грязной» работы по велению господина, прислуживание ему. Все, кто входил в свиту Воланда, должны были подготовить Маргариту к балу сатаны и отправке ее с Мастером в мир покоя.

Слугами князя тьмы были три шута — Азазелло, Фагот (он же Коровьев), кот с кличкой Бегемот и Гелла — вампир женского пола. Странными существами была свита Воланда. Описание каждого персонажа отдельно приведено ниже. Неподдельный интерес у каждого читателя знаменитого романа возникает относительно происхождения представленных образов и их имен.

Кот Бегемот

Описывая образ Воланда и его свиты, первым делом хочется описать кота. По сути, Бегемот — это животное-оборотень. Вероятнее всего, взят персонаж Булгаковым из апокрифической книги — «Ветхого Завета» Еноха. Также автор мог почерпнуть сведения о Бегемоте в книге «История сношения человека с дьяволом», написанной И. Я. Порфирьевым. В упомянутой литературе этот персонаж является морским чудовищем, бесом в виде существа с головой слона, имеющего клыки и хобот. Руки у демона были человеческие. Также имелся у чудища громадный живот, практически незаметный хвост маленького размера и очень толстые задние конечности, подобные таким, какие имеются у бегемотов. Этим сходством объясняется его имя.

Читайте также:  Центральный экономический район Рабочая тетрадь 9 класс Хозяйство и географические районы Ким Марченко Низовцев Ответы и ГДЗ

В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков представил читателям Бегемота в виде громадного кота, прототипом которому стал домашний питомец автора Флюшка. Несмотря на то что пушистый любимец Булгакова имел серый окрас, в романе животное черного цвета, так как его образ является олицетворением нечистой силы.

Превращение Бегемота

В то время, когда Воланд и его свита совершали заключительный полет в романе, Бегемот превратился в щуплого юного пажа. Рядом с ним находился рыцарь фиолетового цвета. Это был преобразившийся Фагот (Коровьев). В данном эпизоде Булгаков, видимо, отразил шуточную легенду из повести С. С. Заяицкого «Жизнеописание Степана Александровича Лососинова». В ней идет речь о жестоком рыцаре, вместе с которым постоянно фигурирует его паж. Главный персонаж легенды обладал страстью к отрыванию голов животных. Эта жестокость передана Булгаковым Бегемоту, который, в отличие от рыцаря, отрывает голову человеку — Жоржу Бенгальскому.

Дурачества и обжорство Бегемота

Мифологическое существо Бегемот является демоном плотских желаний, в особенности чревоугодия. Отсюда и появилось у кота в романе невиданное обжорство в Торгсине (валютном магазине). Таким образом, автор проявляет иронию по отношению к посетителям этого всесоюзного заведения, в том числе и к себе. В то время, когда за пределами столиц люди живут впроголодь, людей в больших городах поработил демон Бегемот.

Кот в романе чаще всего проказничает, паясничает, отпускает разные шутки, насмехается. Данная черта характера Бегемота отражает искрометное чувство юмора самого Булгакова. Такое поведение кота и его необычный вид стали способом вызывания у людей в романе страха и замешательства.

Демон Фагот — Коровьев

Чем еще запоминается Воланд и его свита читателям романа? Конечно же, ярким персонажем является представитель демонов, подчиненных дьяволу, Фагот, он же Коровьев. Это первый помощник Воланда, рыцарь и черт в одном лице. Коровьев представляется жителям Москвы переводчиком, служащим при иностранном профессоре, и бывшим регентом хора церкви.

Версий происхождения фамилии и прозвища этого персонажа несколько. Он связан и с некоторыми образами творений Ф. М. Достоевского. Так, в эпилоге романа «Мастер и Маргарита» в числе задержанных полицией людей из-за сходства фамилий с Кровьевым, упоминаются четыре Коровкина. Здесь, видимо, автор хотел указать на персонажа из повести Достоевского под названием «Село Степанчиково и его обитатели».

Также прототипами Фагота считается ряд рыцарей, являющихся героями некоторых произведений разных времен. Не исключена и вероятность того, что образ Коровьева возник благодаря одному из знакомых Булгакова. Прототипом демона мог стать реальный человек, слесарь-водопроводчик Агеич, который был редким пьяницей и пакостником. Он неоднократно упоминал в разговорах с автором романа о том, что в юношеские годы был одним из регентов хора в церкви. Это, видимо, и отразил Булгаков в ипостаси Коровьева.

Сходство Фагота с музыкальным инструментом

Музыкальный инструмент фагот был изобретен жителем Италии, монахом Афранио
дельи Альбонези. В романе резко обозначается связь (функциональная) Коровьева с этим каноником из Феррары. В романе четко определены три мира, представители каждого из которых составляют некие триады согласно похожим качествам. Демон Фагот принадлежит к одной из них, в которую также входят: помощник Стравинского Федор Васильевич и Афраний, «правая рука» Понтия Пилата. Коровьева же сделал своим главным сподвижником Воланд, и его свита этому не прекословила.

Фагот даже внешне схож с одноименным, длинным и тонким, сложенным втрое инструментом. Коровьев — высокий и худой. А в своем мнимом подобострастии он готов складываться втрое перед собеседником, но только для того, чтобы позднее беспрепятственно ему напакостить.

Превращение Коровьева

В тот момент, когда Воланд и его свита совершали свой последний полет в романе, автор представляет читателю Фагота в образе темно-фиолетового рыцаря, который имеет мрачное, неспособное улыбаться лицо. Думал он о чем-то своем, упершись в грудь подбородком и не глядя на луну. Когда Маргарита спросила у Воланда о том, почему так изменился Коровьев, мессир ответил, что однажды этот рыцарь пошутил неудачно, и его насмешливый каламбур о свете и тьме был неуместным. Наказанием ему за это стали шутовские манеры, гаерский вид и цирковая драная одежда на долгое время.

Азазелло

Из каких еще представителей сил зла состояла свита Воланда? «Мастер и Маргарита» имеет еще одного яркого персонажа — Азазелло. Имя его Булгаков создал путем преобразования одного из ветхозаветных. В книге Еноха упоминается падший ангел Азазел. Именно он, согласно апокрифу, научил людей создавать, оружие, мечи, щиты, зеркала и разнообразные украшения из драгоценных камней и не только. В общем, Азазелу удалось развратить население Земли. Также он научил воевать представителей мужского пола и лгать женщин, обратил их в безбожие.

Азаззелло в романе Булгакова отдает Маргарите волшебный крем, магически меняющий ее внешность. Наверное, автора привлекала идея совмещения в одном персонаже способности убить и обольстить. Маргарита видит демона в Александровском саду именно таким. Она воспринимает его за обольстителя и убийцу.

Основные обязанности Азазелло

Главные обязанности Азазелло непременно связаны с насилием. Объясняя Маргарите свои функции, он признает, что его прямой специальностью является надавать администратору по лицу, подстрелить кого-либо или выставить из дома, и прочие «пустяки» такого рода. Азазелло перебрасывает в Ялту из Москвы Лиходеева, выгоняет из квартиры Поплавского (дядю Берлиоза), лишает жизни при помощи револьвера барона Майгеля. Демон-убийца изобретает волшебный крем, который дарит Маргарите, давая ей возможность приобрести ведьмовскую красоту и некоторые демонические возможности. От этого косметического средства героиня романа обретает способность летать и становиться невидимой по ее желанию.

Гелла

Только одну женщину допустили в свое окружение Воланд и его свита. Характеристика Геллы: младший член дьявольского союза в романе, вампир. Имя этой героини Булгаков взял из статьи, имевшей название «Чародейство», опубликованной в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона. В ней отмечалось, что такое имя давали погибшим девушкам, ставшим впоследствии вампирами, на острове Лесбос.

Единственный персонаж из свиты Воланда, который отсутствует в описании заключительного полета — Гелла. Одна из жен Булгакова посчитала данный факт результатом того, что работа над романом не была завершена полностью. Но может быть и так, что автор намеренно исключил Геллу из важной сцены, как незначительного члена свиты дьявола, выполняющего лишь вспомогательные функции в квартире, варьете и на балу. К тому же Воланд и его свита не могли на равных воспринимать в такой ситуации рядом с собой представителя низшего разряда нечистой силы. Помимо всего прочего, Гелле не в кого было превращаться, ведь она имела свой первоначальный облик с момента трансформации в вампира.

Воланд и его свита: характеристика дьявольских сил

В романе «Мастер и Маргарита» силам зла автором определены необычные для них роли. Ведь жертвы Воланда и его свиты — не праведники, не порядочные и добрые люди, которых дьявол должен сбивать с истинного пути, а уже состоявшиеся
грешники. Именно их мессир и его ассистенты обличают и наказывают, избирая своеобразные меры для этого.

Читайте также:  20 САМЫХ ВАЖНЫХ английских глаголов

Так, директору варьете, Степе Лиходееву приходится отправиться необычным образом в Ялту. Туда его просто мистически зашвыривают из Москвы. Но, отделавшись страшным испугом, он благополучно возвращается обратно домой. А ведь грехов у Лиходеева достаточно много — он пьянствует, заводит многочисленные связи с женщинами, используя свое положение, ничем не занимается на работе. Как говорит в романе Коровьев о директоре варьете, он в последнее время жутко свинячит.

На самом деле ни сам Воланд, ни дьявольские ассистенты не влияют никоим образом на события, происходящие в Москве во время их визита в нее. Нетрадиционное представление сатаны по-булгаковски проявляется в том, что главарь потусторонних нечистых сил наделен некоторыми явно выраженными атрибутами Бога.

Источник

Свита Воланда

Булгаков в своем романе поднимает множество тем, в том числе о том, что в любом деле нужны соратники. Даже сам Сатана появился в современной Булгакову Москве не один. Свита Воланда играет в романе немаловажную роль.

Коровьев

Члены команды Воланда несут в себе несколько образов. Они являются верными слугами своего хозяина, при этом выполняя роль шутов. Шутовство персонажей показательно – они глумятся над жителями Москвы, высмеивая все пороки в человеческих душах. Свита Воланда в «Мастере и Маргарите» состоит из четырех человек: Коровьев, кот Бегемот, Азазелло и ведьма Гелла.

Коровьев-Фагот – старший помощник Воланда. Внешне он чем-то напоминает музыкальный инструмент, название которого носит и сам. Длинный и худой, он готов сложиться перед собеседником в мнимом уважении, что потом позволяет напакостить ничего не подозревающему объекту внимания. В последней сцене мы видим, что Коровьев превращается в красивого рыцаря, имеющего очень мрачное лицо без тени улыбки. На вопрос Маргарите почему Фагот так сильно изменился, Воланд ответил, что тот неудачно пошутил, за что теперь ему приходится шутить гораздо дольше, чем предполагалось. Наказанием за нелепую шутку для Коровьева стали нелепая драная одежда и шутовские манеры.

Кот Бегемот

Огромный черный кот-оборотень ходит на двух задних лапах, чем сводит жителей Москвы с ума. Он обладает искрометным юмором, обожает шутить и периодически привирает. Иногда Бегемот превращается в человека-толстяка в рваной кепке. Лицо у этого человека не случайно очень похоже на кошачье В характере Бегемота комично сочетаются склонность к философствованию, интеллигентные манеры и жуликоватость, агрессивность. После посещения свиты Воланда Москвы, в городе начали ловить и истреблять черных котов – такой резонанс вызвал персонаж у жителей столицы. В последнем полете Бегемот предстает перед читателями в виде юного мальчика-пажа.

Азазелло

Демон-убийца. Имея очень неприятную внешность, герой не претендует и на общительность. Замкнутый и грубый, он считает своей прямой обязанностью насилие и убийство, о чем прямо заявляет Маргарите при встрече. Азазелло некрасив и непропорционален. Он имеет маленький рост, но очень широкие плечи. Его отвратительное лицо выражает злобу, бельмо на глазу нагоняет неприятные чувства, а изо рта торчит клык. Азазелло является самым холодным и расчетливым помощником Сатаны. Его невозможно застать за шуткой – он выполняет свои дела серьезно и точно.

Гелла

Ведьма – вампир имеет невероятную красоту и шикарные рыжие волосы. Она хитра и беспринципна, не носит никакой одежды и выполняет вспомогательные дела при необходимости. Вампирша относится к низшему разряду помощников Сатаны и даже не появляется в сцене последнего полета. Ей не в кого перевоплощаться – после смерти она сохранила свой человеческой облик, появился только шрам на лице и демонические повадки вампира. Гелла – единственная девушка в свите Воланда,

Роман «Мастер и Маргарита» вобрал в себя яркие образы. Все герои, воплощающие нечистую силу, предстают перед читателем в совершенно неожиданных и непривычных образах. При создании каждого из образов Булгаков опирался на множество источников, в число которых вошли и Евангелие, и художественная литература, и даже словари и энциклопедии. Но все факты слились воедино в очень оригинальных характерах, которые были представлены Булгаковым читателю.

Источник

Булгаковская нечисть: кто есть кто в свите Воланда

«Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?» — говорит Воланд Левию Матвею. И на эту реплику апостолу нечем ответить. Нечистая сила в романе Михаила Булгакова « Мастер и Маргарита» — это одно из двух «ведомств», уравновешивающих мир. Первым «руководит» Иешуа Га-Ноцри, вторым — Воланд. Оба знают цену человеческим слабостям и страстям и имеют свои представления о справедливости. Но если с Иешуа все понятно, то милосердие Воланда вызывает по меньшей мере изумление.

Мы решили выяснить, кто же такой «князь тьмы» и почему его сопровождает такая странная свита.

Воланд

Сатана появляется уже в первой главе книги. По словам Мариэтты Чудаковой, изначально «Мастер и Маргарита» задумывался как роман о дьяволе, и в итоге Воланд играет куда более заметную роль, чем Иешуа.

Высокого роста, в костюме, с тростью, чей набалдашник выполнен в виде головы пуделя, он напоминает осовремененную версию Мефистофеля. Тот тоже явился Фаусту с пуделем, правда, с живым. У булгаковского героя функцию придворного животного выполняет кот Бегемот. Перед Балом Воланд страдает от боли в колене, оставленной ему «на память одной очаровательной ведьмой», с которой он познакомился «в тысяча пятьсот семьдесят первом году в Брокенских горах, на Чертовой Кафедре». И тут стоит напомнить, что первые легенды о докторе Фаусте появились именно в XVI веке, а шабаш на Брокене (аналог славянской Лысой горы) — как раз то место, где герои Гёте встретили призрак Маргариты.

В ранних редакциях романа сатана назван «Азазелло» и «Велиаром». Однако итоговое имя героя тоже отсылает нас к произведению немецкого классика: в главе «Вальпургиева ночь» Мефистофель назван «Junker Voland» (дословно — «господин Черт»). Иностранное происхождение («пожалуй, немец», гл. I) и эпиграф из « Фауста» тоже не оставляют сомнений в генеалогии булгаковского персонажа. При этом некоторые исследователи, среди которых филолог Борис Гаспаров, проводят параллели еще и с оперой Гуно — сценической интерпретацией гётевского «Фауста». К такому выводу ученых приводит музыкальный лейтмотив, постоянно сопровождающий повествование романа: среди прочего Воланд то и дело напевает арии, предназначенные для басов.

Итак, если с литературными прототипами разобрались, то по поводу реальных исторических лиц, которые могли бы стать прообразами Воланда, филологи спорят до сих пор. Мариэтта Чудакова отождествляет булгаковского сатану со Сталиным. К этой гипотезе исследовательницу подтолкнула кропотливая работа над черновиками романа и общение с Еленой Сергеевной Булгаковой, вдовой писателя. По мнению Чудаковой, образы Сталина и Воланда сомкнулись после телефонного разговора с «вождем народов», когда прозаик, отвечая на коварно заданный вопрос «Совсем ли мы (страна? власть?) вам надоели?», сказал, что передумал уезжать за границу. Беседа со Сталиным оказалась выгодной для Булгакова: был снят негласный запрет на постановку его пьес, в прессе прекратилась его травля. При этом сам писатель до конца жизни корил себя за малодушие и трусость, а новое отношение к себе воспринимал как результат сделки с дьяволом. В свете этой гипотезы линия Воланд — Мастер приобретает автобиографические черты.

Источник