Меню

Класс фрагмент электронной таблицы



Задания к § 3.1. Электронные таблицы —

96. Установите соответствие.

97. Откройте любой имеющийся в вашем распоряжении файл, созданный в табличном процессоре. Изучите способы перемещения по электронной таблице. Сделайте записи.

98. Откройте любой имеющийся в вашем распоряжении файл, созданный в табличном процессоре. Изучите способы выделения ячеек в электронной таблице. Сделайте записи.

99. Установите соответствие между основными элементами интерфейса электронной таблицы и их названиями.

1 — поле имени ячейки
2 — строка формул
3 — заголовки столбцов
4 — заголовки строк
5 — ячейка
6 — табличный курсор (активная ячейка)
7 — маркер заполнения

100. Число 12,5 ввели в ячейку электронной таблицы и стали изменять ее формат. Установите соответствие между установленным форматом и тем, что отображается в ячейке.

101. Выясните, что будет отображено в ячейках электронной таблицы при выборе указанных форматов ячеек.

102. Укажите адреса выделенных диапазонов ячеек.

103. Укажите количество ячеек в диапазонах.

а) A1:B5 5 ячеек
б) G23:G153 131 ячейка
в) B11:D13 9 ячеек

104. Рассмотрите фрагмент электронной таблицы.

Укажите:

105. Дан фрагмент электронной таблицы в режиме отображения формул. Как он будет выглядеть в режиме отображения значений?

Режим отображения формул:

Режим отображения значений:

106. Фрагмент электронной таблицы содержит числа и формулы. Какое значение будет в ячейке С4, если в нее ввести следующую формулу?

107. В выделенные ячейки впишите формулы для вычисления значений соответствующих выражений.

108. Запишите арифметические выражения в виде формул для электронной таблицы, вычислите их значения.

109. Запишите арифметические выражения, соответствующие формулам для электронной таблицы, вычислите их значения.

Источник

Практикум по информатике «Электронные таблицы»

Темы практических работ:

  • Практическая работа №1. Ввод данных в ячейки, редактирование данных, изменение ширины столбца, вставка строки (столбца)
  • Практическая работа №2. Ввод формул
  • Практическая работа №3. Форматирование таблицы
  • Практическая работа №4. Абсолютная и относительная адресация ячеек
  • Практическая работа №5. Встроенные функции
  • Практическая работа №6. Логические функции
  • Практическая работа №7. Связывание рабочих листов
  • Практическая работа №8. Обработка данных с помощью ЭТ
  • Практическая работа №9. Решение задач с помощью ЭТ
  • Практическая работа №10. Формализация и компьютерное моделирование

Практическая работа №1. Ввод данных в ячейки, редактирование данных, изменение ширины столбца, вставка строки (столбца)

1) выбрать нужную ячейку;
2) щелкнуть мышью в строке формул или дважды щелкнуть левой кнопкой мыши внутри ячейки;
3) отредактировать содержимое ячейки;
4) нажать Enter или щелкнуть мышью в другой ячейке.

Изменение ширины столбца (высоты строки):

1) подвести курсор мыши к границе столбца (строки), курсор примет вид двойной стрелки;
2) передвигать границу до нужного размера, не отпуская левой кнопки мыши;
3) отпустить левую кнопку мыши.

Вставка строки (столбца)

1) выделить строку (столбец), перед (слева) которой нужно вставить новую строку (столбец);
2) выбрать Вставка, Строки (Столбцы)

1) Введите данные следующей таблицы:

Подберите ширину столбцов так, чтобы были видны все записи.

2) Вставьте новый столбец перед столбцом А. В ячейку А1 введите № п/п, пронумеруйте ячейки А2:А7, используя автозаполнение, для этого в ячейку А2 введите 1, в ячейку А3 введите 2, выделите эти ячейки, потяните за маркер Автозаполнения вниз до строки 7.

3) Вставьте строку для названия таблицы. В ячейку А1 введите название таблицы Индивидуальные вклады коммерческого банка.

4) Сохраните таблицу в своей папке под именем банк.xls

Практическая работа №2. Ввод формул

Запись формулы начинается со знака «=». Формулы содержат числа, имена ячеек, знаки операций, круглые скобки, имена функций. Вся формула пишется в строку, символы выстраиваются последовательно друг за другом.

1) Откройте файл банк.xls, созданный на прошлом уроке. Скопируйте на «Лист 2» таблицу с «Лист 1».

2) В ячейку С9 введите формулу для нахождения общей суммы =С3+С4+С5+С6+С7+С8, затем нажмите Enter.

3) В ячейку D3 введите формулу для нахождения доли от общего вклада, =С3/C9*100, затем нажмите Enter.

4) Аналогично находим долю от общего вклада для ячеек D4, D5, D6, D7, D8

5) Для группы ячеек С3:С9 установите Разделитель тысяч и разрядность Две цифры после запятой, используя следующие кнопки , , .
6) Для группы ячеек D3:D8 установите разрядность Целое число, используя кнопку
7) Добавьте две строки после названия таблицы. Введите в ячейку А2 текст Дата, в ячейку В2 – сегодняшнюю дату (например, 10.09.2008), в ячейку А3 текст Время, в ячейку В3 – текущее время (например, 10:08). Выберите формат даты и времени в соответствующих ячейках по своему желанию.
8) В результате выполнения задания получим таблицу

9) Сохраните документ под тем же именем.

Практическая работа №3. Форматирование таблицы

1) Для изменения формата ячеек необходимо:

  • выделить ячейку (группу ячеек);
  • выбрать Формат, Ячейки;
  • в появившемся диалоговом окне выбрать нужную вкладку ( Число, Выравнивание, Шрифт, Граница);
  • выбрать нужную категорию;
  • нажать ОК.

2) Для объединения ячеек можно воспользоваться кнопкой Объединить и поместить в центре на панели инструментов

Задание. 1) Откройте файл банк.xls, созданный на прошлом уроке.

2) Объедините ячейки A1:D1.

3) Для ячеек В5:Е5 установите Формат, Ячейки, Выравнивание, Переносить по словам, предварительно уменьшив размеры полей, для ячейки В4 установите Формат, Ячейки, Выравнивание, Ориентация — 450, для ячейки С4 установите Формат, Ячейки, Выравнивание, по горизонтали и по вертикали – по центру

4) С помощью команды Формат, Ячейки, Граница установить необходимые границы
5) Выполните форматирование таблицы по образцу в конце задания.

9) Сохраните документ под тем же именем.

Практическая работа №4. Абсолютная и относительная адресация ячеек

1) Формула должна начинаться со знака «=».
2) Каждая ячейка имеет свой адрес, состоящий из имени столбца и номера строки, например: В3, $A$10, F$7.
3) Адреса бывают относительные (А3, Н7, В9), абсолютные ($A$8, $F$12 – фиксируются и столбец и строка) и смешанные ($A7 – фиксируется только столбец, С$12 – фиксируется только строка). F4 – клавиша для установки в строке формул абсолютного или смешанного адреса.
4) Относительный адрес ячейки изменяется при копировании формулы, абсолютный адрес не изменяется при копировании формулы
5) Для нахождения суммы можно воспользоваться кнопкой Автосуммирование , которая находится на панели инструментов

1) Откройте файл банк.xls, созданный на прошлом уроке. Скопируйте на «Лист 3» таблицу с «Лист 1».
2) В ячейку С9 введите формулу для нахождения общей суммы, для этого выделите ячейку С9, нажмите кнопку Автосуммирование, выделите группу ячеек С3:С8, затем нажмите Enter.

3) В ячейку D3 введите формулу для нахождения доли от общего вклада, используя абсолютную ссылку на ячейку С9: =С3/$C$9*100.

Читайте также:  Таблица близорукости норма зрения

4) Скопируйте данную формулу для группы ячеек D4:D8 любым способом.
5) Добавьте две строки после названия таблицы. Введите в ячейку А2 текст Дата, в ячейку В2 – сегодняшнюю дату (например, 10.09.2008), в ячейку А3 текст Время, в ячейку В3 – текущее время (например, 10:08). Выберите формат даты и времени в соответствующих ячейках по своему желанию.
6) Сравните полученную таблицу с таблицей, созданной на прошлом уроке.
7) Добавьте строку после третьей строки. Введите в ячейку В4 текст Курс доллара, в ячейку С4 – число 23,20, в ячейку Е5 введите текст Сумма вклада, руб.
8) Используя абсолютную ссылку, в ячейках Е6:Е11 найдите значения суммы вклада в рублях.

9) Сохраните документ под тем же именем.

Практическая работа №5. Встроенные функции

Excel содержит более 400 встроенных функций для выполнения стандартных функций для выполнения стандартных вычислений.
Ввод функции начинается со знака = (равно). После имени функции в круглых скобках указывается список аргументов, разделенных точкой с запятой.
Для вставки функции необходимо выделить ячейку, в которой будет вводиться формула, ввести с клавиатуры знак =, нажать кнопку Мастера функций на строке формул. В появившемся диалоговом окне

выбрать необходимую категорию (математические, статистические, текстовые и т.д.), в этой категории выбрать необходимую функцию. Функции СУММ, СУММЕСЛИ находятся в категории Математические, функции СЧЕТ, СЧЕТЕСЛИ, МАКС, МИН находятся в категории Статистические.
Задание. Дана последовательность чисел: 25, –61, 0, –82, 18, –11, 0, 30, 15, –31, 0, –58, 22. В ячейку А1 введите текущую дату. Числа вводите в ячейки третьей строки. Заполните ячейки К5:К14 соответствующими формулами.

Отформатируйте таблицу по образцу:

Лист 1 переименуйте в Числа, остальные листы удалите. Результат сохраните в своей папке под именем Числа.xls.

Практическая работа №6. Связывание рабочих листов

В формулах можно ссылаться не только на данные в пределах одного листа, но и на данные, расположенные в ячейках других листов данной рабочей книги и даже в другой рабочей книге. Ссылка на ячейку другого листа состоит из имени листа и имени ячейки (между именами ставится восклицательный знак!).
Задание. На первом листе создать таблицу «Заработная плата за январь»

На втором листе создать таблицу «Заработная плата за февраль»

Переименуйте листы рабочей книги: вместо Лист 1 введите Зарплата за январь, вместо Лист 2 введите Зарплата за февраль, вместо Лист 3 введите Всего начислено. Заполните лист Всего начислено исходными данными.

Заполните пустые ячейки, для этого введите в ячейку С9 формулу , в ячейку D9 введите формулу , в остальные ячейки введите соответствующие формулы.

Сохраните документ под именем зарплата.

Практическая работа №7. Логические функции

Логические функции предназначены для проверки выполнения условия или для проверки нескольких условий.
Функция ЕСЛИ позволяет определить, выполняется ли указанное условие. Если условие истинно, то значением ячейки будет выражение 1, в противном случае – выражение 2.
=ЕСЛИ (условие; выражение 1; выражение 2)
Например, =ЕСЛИ (В2>20; «тепло»; «холодно»)
Если значение в ячейке В2>20, то выводится сообщение тепло, в противном случае – холодно.

1) Заполните таблицу и отформатируйте ее по образцу:

2) Заполните формулами пустые ячейки. Абитуриент зачислен в институт, если оценка по математике 4 или 5, в противном случае – нет.
3) Сохраните документ под именем студент.
Совместно с функцией ЕСЛИ используются логические функции И, ИЛИ, НЕ.
Например, =ЕСЛИ(И(Е4 =3); «выиграет»; «проиграет»). Если значение в ячейке Е4 =3, то выводится сообщение выиграет, в противном случае – проиграет.

1) Откройте файл «Студент».
2) Скопируйте таблицу на Лист 2.
3) После названия таблицы добавьте пустую строку. Введите в ячейку В2 Проходной балл, в ячейку С2 число 13. Изменим условие зачисления абитуриента: абитуриент зачислен в институт, если сумма баллов больше или равна проходному баллу и оценка по математике 4 или 5, в противном случае – нет.

4) Сохраните полученный документ.

Практическая работа № 8. Обработка данных с помощью ЭТ

1. Заполните таблицы.
2. Заполните формулами пустые ячейки. Засушливым считается месяц, в котором количество выпавших осадков меньше 15 мм (воспользуйтесь формулой СЧЕТЕСЛИ).
3. Заполните столбец Прогноз:

  • засуха, если количество осадков 70 мм;
  • нормально (в остальных случаях).

4. Представьте данные таблицы Количество осадков (мм) графически, расположив диаграмму на Листе 2. Выберите тип диаграммы и элементы оформления по своему усмотрению.
5. Переименуйте Лист 1 в Метео, Лист 2 в Диаграмма. Удалите лишние листы рабочей книги.

6) Установите ориентацию листа – альбомная, укажите в верхнем колонтитуле ( Вид, Колонтитулы) свою фамилию, а в нижнем – дату выполнения работы.
7) Сохраните таблицу под именем метео.

Практическая работа № 9. Решение задач с помощью ЭТ

Задача 1. Представьте себя одним из членов жюри игры «Формула удачи». Вам поручено отслеживать количество очков, набранных каждым игроком, и вычислять суммарный выигрыш в рублях в соответствии с текущим курсом валюты, а также по результатам игры объявлять победителя. Каждое набранное в игре очко соответствует 1 доллару.
1. Заготовьте таблицу по образцу:

2. В ячейки Е7:Е9 введите формулы для расчета Суммарного выигрыша за игру (руб.) каждого участника, в ячейки В10:D10 введите формулы для подсчета общего количества очков за раунд.
3. В ячейку В12 введите логическую функцию для определения победителя игры (победителем игры считается тот участник игры, у которого суммарный выигрыш за игру наибольший)
4. Проверьте, что при изменении курса валюты и количества очков участников изменяется содержимое ячеек, в которых заданы формулы.
5. Сохраните документ под именем Формула удачи.

Выполните одну из предлагаемых ниже задач.

1. Для обменного пункта валюты создайте таблицу, в которой оператор, вводя число (количество обмениваемых долларов) немедленно получал бы ответ в виде суммы в рублях.
Текущий курс доллара отразите в отдельной ячейке. Переименуйте Лист 1 в Обменный пункт. Сохраните документ под именем Обменный пункт.

2. В парке высадили молодые деревья: 68 берез, 70 осин и 57 тополей. Подсчитайте общее количество высаженных деревьев, их процентное соотношение. Постройте объемный вариант круговой диаграммы.
Сохраните документ под именем Парк.

Практическая работа №10. Формализация и компьютерное моделирование

При решении конкретной задачи необходимо формализовать изложенную в ней информацию, а затем на основе формализации построить математическую модель задачи, а при решении задачи на компьютере необходимо построить компьютерную модель задачи.

Читайте также:  Как сделать таблицу для ведения бюджета на основе данных об операциях из приложения банка

Пример 1. Каждый день по радио передают температуру воздуха, влажность и атмосферное давление. Определите, в какие дни недели атмосферное давление было нормальным, повышенным или пониженным – эта информация очень важна для метеочувствительных людей.

Формализация задачи – атмосферное давление считается:

  • нормальным, если находится в пределах от 755 до 765 мм рт.ст.;
  • пониженным – в пределах 720-754 мм рт.ст.;
  • повышенным – до 780 мм рт.ст.

Для моделирования конкретной ситуации воспользуемся логическими функциями MS Excel.

2. В ячейку С3 введите логическую функцию для определения, каким (нормальное, повышенное или пониженное) было давление в каждый из дней недели.
3. Проверьте, как изменяется значение ячейки, содержащей формулу при изменении числового значения атмосферного давления.
4. Сохраните документ под именем Атмосферное давление.

В 1228 г. итальянский математик Фибоначчи сформулировал задачу: «Некто поместил пару кроликов в некоем месте, огороженном со всех сторон стеной. Сколько пар кроликов родится при этом в течение года, если природа кроликов такова, что каждый месяц, начиная с третьего месяца после своего рождения, пара кроликов производит на свет другую пару?»

Эта задача сводится к последовательности чисел, в дальнейшем получившей название «Последовательность Фибоначчи»: 1, 1, 2, 3, 5, 8, …,
Где два первых члена последовательности равны 1, а каждый следующий член последовательности равен сумме двух предыдущих.
Выполните компьютерное моделирование задачи Фибоначчи.

Источник

Класс фрагмент электронной таблицы

Дан фрагмент электронной таблицы:

A B C D
1 2 4 6 8
2 =В1/А1 =С1-В1 =D1/A1

Какая из формул, приведённых ниже, может быть записана в ячейке В2, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку?

A B C D
1 2 4 6 8
2 2 2 4

Из диаграммы видно, что значения в ячейках попарно равны. Заметим, что A2 = C2, следовательно, В2 = D2 = 4.

Найденному значению В2 соответствует формула, указанная под номером 1.

Дан фрагмент электронной таблицы:

A B C D
1 2 4 6 8
2 =D1/B1 =D1-В1 =C1/3

Какая из формул, приведённых ниже, может быть записана в ячейке C2, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку?

A B C D
1 2 4 6 8
2 2 4 2

Из диаграммы видно, что значения в ячейках попарно равны, A2 = D2, следовательно, B2 = C2 = 4.

Найденному значению C2 соответствует формула, указанная под номером 4.

Дан фрагмент электронной таблицы:

A B C D
1 3 4 2 5
2 =А1*3 =В1-1 =D1-2

Какая из формул, приведённых ниже, может быть записана в ячейке А2, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку?

A B C D
1 3 4 2 5
2 9 3 3

Из диаграммы видно, что значения в трёх ячейках равны. Следовательно, A2 = C2 = 3.

Найденному значению A2 соответствует формула, указанная под номером 2.

Дан фрагмент электронной таблицы:

A B C D
1 3 4 2 5
2 =D1-C1+1 =В1*4 =D1+A1

Какая из формул, приведённых ниже, может быть записана в ячейке B2, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку?

A B C D
1 3 4 2 5
2 4 16 8

Из диаграммы видно, что значения в двух ячейках равны и эти значения меньше двух других, следовательно, B2 = A2 = 4.

Найденному значению B2 соответствует формула, указанная под номером 1.

А2 будет равно 2, поскольку D1=5;5-2+1=2;значит и неизвестная часть будет равна 2

Не забывайте про приоритет выполнения операций. Операции с одинаковым приоритетом выполняются последовательно. А у сложения и вычитания одинаковый приоритет.

Дан фрагмент электронной таблицы:

A B C D
1 2 4 6 8
2 =С1/А1+1 =С1-В1 =D1/A1

Какая из формул, приведённых ниже, может быть записана в ячейке А2, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку?

A B C D
1 2 4 6 8
2 4 2 4

Из диаграммы видно, что значения в ячейках попарно равны, B2 = D2, следовательно, A2 = C2 = 2.

Найденному значению A2 соответствует формула, указанная под номером 3.

Источник

Информатика

План урока:

Электронные таблицы, табличный редактор

Фактически в каждой сфере деятельности, в первую очередь, в экономике, бухгалтерском и банковском деле, широко применяется представление данныхс помощью таблицы.

В 1979г. американцы Д. Бриклини Б. Френкстон создали первый табличный редактор, концепция которого была разработана еще в 1961г. Р. Маттезихом.

Электронная таблица – это компьютерная программа, позволяющая хранить и обрабатывать информацию в табличнойформе. Такие прикладные приложения называются еще табличными редакторами (процессорами).

Ниже представлен фрагмент электронной таблицы.

1awe

Основные понятия табличного редактора:

  • Ячейка – наименьший табличный компонент, образуемый при скрещивании строки электронной таблицы и столбца, в котором хранится информация.
  • Строка – ряд смежных горизонтальных ячеек.
  • Столбец – ряд смежных вертикальных ячеек (другое название «колонка» или «графа»).

Каждая колонка электронной таблицы имеет буквенное наименование, а строка – числовое. Таким образом, соединение буквы и цифры на пересечении строки и столбца будет указывать адрес (ссылку)ячейки.

  • Диапазон ячеек – совокупность смежных ячеек, состоящая из нескольких клеток строки и/или столбца. Он обозначается указанием верхней и нижней границ диапазона.

2yhd

Данные в ячейках электронных таблиц используются разного формата: текст (надписи, заголовки, заметки), формулы или числа.

Примеры формата данных электронной таблицы

3tutu

Возможности современных электронных таблиц позволяют производить различные операции:

  • математические вычисления с применением функций и формул;
  • анализ воздействия разнообразных факторов на данные;
  • сортировка информации по заданным параметрам;
  • создание графиков и диаграмм на основе данных;
  • ведение бухгалтерского и банковского учета;
  • организация различных баз данных и т.п.

Три самых распространенных табличных процессоров:

  1. Open Office Calc – свободно распространяемая программа, входящая в состав пакета OpenOffice.org.
  2. Gnumeric –свободный бесплатный редактор табличных документов, аналог Microsoft Excel.
  3. Microsoft Excel – одна из наиболее популярных приложений в мире, созданная корпорацией Microsoft. Табличный редактор Excel обладает богатыми ресурсами и свободно применяется как в коммерческих целях, так и в домашнем использовании.

Табличные редакторы

oioio

При открывании Microsoft Excel создает рабочую книгу, каждая страница которой представляет таблицу из 256 столбцов и более 65 тысяч строк.

Табличный редактор Excel – мощный инструмент для нахождения суммы, разности, частного, произведения, среднего арифметического, поиска максимума и минимума и других математических операций. Для проведения вычислений в электронных таблицах нужно ввести в ячейку необходимую формулу – выражение, задающее необходимые математические действия.

Для выполнения правильных вычислений в табличном редакторе необходимо знать основные правила записи формул:

  1. Любая формула должна записываться со знака «=».
  2. Формула может содержать числа, адреса отдельных ячеек или диапазона, знаки операций и функции.

Символы математических операций, используемые в электронных таблицах

4rtet

  1. Если выражение содержит адрес ячейки, то формула оперирует с ее содержимым. Это позволяет автоматически пересчитать результат при изменении значения ячейки.

Пример формулы с использованием ссылок

5yryry

Можно увидеть, что в электронной таблице записанная формула соответствует следующим подсчетам: 2*4+6.

  1. Формулы могут содержать одну или несколько функций. Функции табличного редактора — встроенные вычислительные инструменты, обеспечивающие автоматические расчеты. После указания названия функции в формуле в скобках вводятся разного рода параметры (число, адрес ячейки или диапазона ячеек и др.), разделенные между собой «;».
Читайте также:  6 Принятие и объявление решения суда

Встроенные функции

6gfdgd

Табличное представление информации

Любое сообщение может быть закодировано различными методами. Учитывая форму представления информации различают:

  • числовые данные;
  • текстовую форму;
  • звуковые сообщения;
  • видеоматериалы;
  • графическую информацию.

Виды информации по форме представления

7yuyuy

Рассмотрим подробнее графический способ представления информации, который имеет ряд преимуществ:

  1. облегчает восприятие человеком, благодаря наглядности;
  2. допускает компьютерную обработку;
  3. помогает в сравнительно небольшом объеме охватить суть информации.

Одним из видов наглядных средств является таблица – самая простая и удобная форма упорядочивания однотипных данных. Основными элементами ее графики является полосы и колонки. Таблицы легко создаются, редактируются и широко применяются в разнообразных областях деятельности.

Структура таблицы

Структуры данных таблицы зависит от ее типа:

  • разъяснительные (могут в сжатом виде преподнести большой объем теоретического материала);
  • сравнительные (осуществляют сравнение различных параметров нескольких объектов);
  • обобщающие (тематические) (позволяют произвести систематизацию текстовых сообщений).

Любая таблицы состоит из следующих элементов:

  1. Номер таблицы – нумерационный заголовок.
  2. Общий заголовок – имя таблицы.
  3. Верхний заголовок (его еще называют «головкой») – первая строка таблицы, предназначенная для ввода наименований столбцов.
  4. Боковой заголовок (или «боковик») – левый столбец, в котором записываются имена строк.
  5. Прографка – совокупность горизонтальных и вертикальных полос таблицы, в которой находятся данные, относящиеся к головке и боковику.
  6. Ячейка – основной табличный элемент, образующийся пересечением строки и столбца.
  7. Строка – ряд смежных ячеек, ограниченный линиями сверху и снизу.
  8. Графа (столбец) таблицы – вертикальная колонка данных.

Структура таблицы

8yuyuy

Для того, чтобы корректно составить таблицу, необходимо знать некоторые правила оформления таблицы:

  • Оформление таблиц начинается с написания номера таблицы, представляющий собой сочетание слова«Таблица» + порядковый номер («Таблица 1»). Размещается он в правом верхнем углу. Это делается для упрощения ссылки на конкретную сводку в документе.
  • Общий заголовок располагается по центру. Он призван давать четкое представление о хранящейся в таблице информации.
  • Наименования строк и столбцов должны быть короткими и понятными. Они записываются с заглавной буквы.В конце заголовков и данных в табличных ячейках точки не принято ставить.
  • Имена строк и колонок можно печатать в свободном порядке. В том случае, когда наименований достаточно много целесообразнее их объединить в группы или перечислить в алфавитной последовательности.
  • Единицы измерений (в том случае, если в прографке указываются числовые данные), записываются только в заголовке. Они вводятся после наименования,через«,». Например, «Температура, °С».
  • Вся область прографки заполняется полностью. Если возникают трудности с заполнением конкретной клетки, то используют прочерк или другой условный знак. Часто используемые символы:

? – неустановленные сведения;

– заполнение неосуществимо;

– необходимо использование информации из вышерасположенной ячейки.

Переход текстовой формы в табличную

Зачастую табличная форма применяется для наглядности представления текстовых сообщений.

Таблицы встречаемые в повседневной жизни

9Risunok6

Последовательность действий, которых необходимо придерживаться для того, чтобы составить таблицу:

  1. Подчеркнуть в тексте названия предметов, их свойства и параметры.
  2. Обдумать табличную структуру, число необходимых строк и колонок, боковые и верхние заголовки.
  3. Ввести необходимые данные в сводку.

Представление информации в форме таблицы

10uiui

Ярким примером является табличная форма баз данных, которые представляют собой организованный определенным способом большой объем информации. К таким базам данных можно отнести телефонные справочники, картотеки, прайсы и прочее.

Различают следующие виды таблиц:

  • v «Объекты – свойства» (в сокращении ОС). Таблица этого типа включает сведения о параметрах отдельных объектов, принадлежащих к одному и тому же классу.

Обобщенная форма таблиц типа ОС

11gfsg1 2

Численность табличных строк обусловлено численностью объектов, а численность графов – от анализируемых свойств. Прографка заполняется содержанием свойств. Причем, если число параметров намного превосходит число объектов, то возможно боковик перенести в верхний заголовок, т.е. значения строк и столбцов поменять местами. Делается это для большей наглядности представляемых данных.

Изменение значения строк и столбцов

12tutu

  • v «Объекты-объекты-один» (или ООО). Данная таблица сообщает о единственном значении объектов, принадлежащим к различным классам.

Обобщенная табличная форма ООО

13ljjlh1 5

Отличительная особенность таких таблиц:

— прографка содержит исключительно данные одного типа.

Пример таблицы типа ООО

14lhlh1 6

Таким образом, можно убедиться, что информация, преобразованная в табличный вид, удобна, компактна и легко обозрима.

Табличный способ обработки информации позволяет без труда упорядочить однотипные данные, которые в виде сплошного текста вызывают затруднения при зрительном восприятии.

Табличный способ решения логических задач

Перевод текстовой формы информационных сообщений в табличную облегчает решение задач на логическое мышление. Преобразование данных позволяет установить существование или отсутствие связи между объектами. Только таблица сможет учесть все возможные варианты решения.

Алгоритм решения логических задач с помощью таблицы:

  1. Построить таблицу, определив число строк и графов согласно данным задачи.
  2. Внимательно прочитать каждое условие, отыскав опорные точки, позволяющие сделать исключение. Проставить в нужную ячейку соответствующий символ.
  3. Анализируя условие задачи, сравнивая и устанавливая связи и противоречия, заполнить пустые ячейки таблицы.
  4. Проверить обязательно условие: в каждой строке или столбце должен находиться только один знак «+», а в остальных знак «-». Знаки можно заменить на 0 или 1.
  5. Найти решение, используя метод последовательных исключений.

Разбор решения задачи табличным способом.

15rtrt

Решение задачи №1 табличным способом

16tyty

1.Определиться со структурой таблицы. Она должна содержать 4 строки (бутылка, стакан, кувшин и банка) и 4 столбца (молоко, лимонад, квас и вода).

Составление таблицы к задаче №1

17yuyu

2.Заполнить ячейки. Анализируя первое утверждение задачи, можно выяснить, что и вода и молоко не могут находиться в бутылке. Нужно поставить прочерки в нужных клетках.

18iuii

  1. Согласно второму утверждению, «сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом», т.е. в кувшине не может находиться ни лимонад, ни квас. Поставить «-».

19uiuiu

4.Так как известно, что банка наполнена не лимонадом и не водой, тогда следует проставить прочерки в строке «банка» в подходящих ячейках.

20ioio

5.Последнее предположение о том, что стакан поставили возле банки и сосудом с молоком, означает, что молоко находится не в стакане и не в банке. Можно поставить «+» в оставшуюся незанятую ячейку и выяснить, что в кувшин оказался сосудом для молока.

21rtrt

6.Так как в любой строке или в колонке допускается лишь единственный плюс, можно заполнить таблицу полностью.

22wewe

Ответ: Бутылка наполнена лимонадом, в стакане хранится вода, кувшин является сосудом для молока, а в банке соответственно квас.

Источник