Меню

Классификации народов мира географическая конфессиональная расовая лингвистическая хозяйственно культурная

Классификации народов мира: географическая, конфессиональная, расовая, лингвистическая, хозяйственно-культурная

Этнографическое изучение и описание народов мира имеет в своей основе их научную систематизацию. Путем классификации выделяются народы и группы народов, обитающие в одном географическом регионе, стоящие на одном уровне хозяйственного и социального развития, обладающие общими культурными чертами. Каждый из этих признаков, положенный в основу классификации, важен при исследовании тех или иных этнических явлений. Так, выявление родства по происхождению и культуре позволяет классифицировать родственные народы, что лежит в основе этногенетических исследований. Однако полную характеристику народа, его места среди прочих народов мира дает только совокупность наиболее существенных и фундаментальных классификационных признаков. К их числу можно отнести географическую, антропологическую, языковую и хозяйственно-культурную принадлежность. Существуют и иные, второстепенные принципы классификации, например по религиозному признаку. Таким образом, систематизация народов мира основывается на сумме классификации естественнонаучных и социальных явлений, характеризующих этносы и присущие им черты.

Рассмотрим значение каждого из названных видов классификации народов.

Географическая классификация предусматривает распределение человечества по отдельным группам и народам в соответствии с местами их обитания. Но при этом она не учитывает их происхождения, уровня развития хозяйственных и социальных отношений, облика культуры. Поэтому географическая классификация больше используется при описании народов, чем при их исследовании. Вместе с тем расселенные по соседству народы нередко имеют общее происхождение и сходную культуру.

Географические регионы, по которым распределяются народы мира, определяются в литературе по-разному. Так, в советской науке принято выделение Средней Азии в самостоятельную область, в буржуазной литературе ее часто включают в Центральную Азию. Во многих изданиях прошлых лет Центральная Азия включалась в Восточную Азию, хотя правильнее выделять ее в качестве самостоятельного региона. По-разному классифицируются географические регионы Африки. В буржуазной науке принято подразделение народов на европейские и внеевропейские. Советские ученые не согласны с таким приемом классификации. Наконец, по понятным причинам, только в советской этнографии «Зарубежная Европа» и «Зарубежная Азия» выделяются как самостоятельные географические регионы.

В общем виде географическая классификация народов мира, принятая в советской этнографии, выглядит следующим образом:

Народы СССР с подразделением на народы европейской части СССР, Сибири и Дальнего Востока, Кавказа, Средней Азии.

Народы Зарубежной Азии. Это понятие чрезмерно общее и объединяет совершенно различные по происхождению, историческим судьбам и культуре народы, численность которых превышает два миллиарда человек. Поэтому можно выделять в виде самостоятельных регионов области Западной, Южной, Юго-Восточной, Восточной и Центральной Азии.

Народы Африки. Условно Африку можно разделить на Восточную, Западную, Северную и Южную. В литературе нередко ограничиваются выделением Северной и Тропической Африки.

Народы Австралии и Океании. Ареал подразделяется на области: Австралия и Тасмания, Полинезия, Микронезия, Меланезия.

Народы Америки. Америка делится на три крупные области: Северную, Центральную и Южную.

Народы Зарубежной Европы.

Антропологическая классификация. Антропология исследует физические различия между людьми, исторически сложившиеся в ходе их развития в различной естественно-географической среде. Физические различия между группами людей, живущими на значительном друг от друга расстоянии, в разных природных условиях, называются в науке расовыми. Расы — это исторически сложившиеся группы людей, связанные единством происхождения, которое выражается в общих наследственных морфологических и физиологических признаках, варьирующихся в определенных пределах Расы постоянно смешиваются, поэтому они имеют не столько наследственный, сколько исторически сложившийся характер. Антропология считает расы совокупностью территориальных групп людей, а не отдельных особей. По всем главным морфологическим, физиологическим и психологическим особенностям, которые характеризуют современных людей, сходство между всеми расами очень велико, а различия не существенны. Можно полагать, что современные расы начали складываться в позднем палеолите, и с тех пор они все время изменяются вследствие смешений и других причин. Расовые признаки не имели и не имеют никакого значения для исторического развития людей, уровня развития разных групп человечества, их культуры. тем не менее данные антропологии играют существенную роль при этнографических исследованиях, так как Дают важные сведения о происхождении народов, их этногенезе. Одновременно исследование рас и расовых признаков позволяет бороться с антинаучными, расистскими концепциями реакционных буржуазных ученых.

Признаки, по которым выделяются расы, очень различны. Одни из них описательные, другие сугубо специальные. Существенным расовым признаком является форма волос головы и степень развития третичного волосяного покрова (усы, борода). У большей части обитателей Европы волосы обычно мягкие, прямые или волнистые. У монголоидов, обитателей Восточной и Юго-Восточной Азии и ряда других областей мира, они тугие и прямые. У африканцев — жесткие и курчавые. Третичный волосяной покров сильно развит у обитателей Европы, Передней Азии, Закавказья, коренного населения Австралии. Значительно . слабее он выражен у многих групп африканцев, населения некоторых частей

Европеоиды обитают в наши дни на всех континентах и подразделяются на многие расы «второго порядка» (или малые расы). Среди европеоидов выделяются светло-пигментированные (блондины), темно-пигментированные (брюнеты) и промежуточные (шатены, темно-русые) группы. Европеоиды образуют в некоторых областях смешанные с монголоидами группы, главным образом в СССР, Зарубежной Азии и Америке.

Основные области расселения монголоидов — Сибирь и Зарубежная Азия. Нередко к монголоидам причисляют антропологически очень своеобразных американских индейцев. Монголоидная раса подразделяется на континентальную, тихоокеанскую, арктическую, или эскимосскую, ветви. Монголоиды образуют также смешанные и переходные типы. К числу контактных групп относятся южноазиатский, полинезийский и некоторые другие расовые типы.

Области распространения негроидной расы находятся в Африке. Негроиды, потомки выходцев из Африки, широко расселены в Новом Свете. К негроидной расе относятся негры, негрили, бушмены и готтентоты.

К австралоидной расе принадлежат коренное (население Австралии, папуасы и меланезийцы, негритосы и веддоиды — малорослые обитатели внутренних частей островов Юго-Восточной Азии и Шри Ланки. Существует много переходных групп между негроидной, австралоидной и европеоидной расами. К ним могут быть отнесены дравиды Южной Азии, эфиопы, смешанные группы населения в Америке, Африке и в других областях земли.

Контактную курильскую (айнскую) расу составляют айны, сочетающие в себе черты монголоидов и австралоидов.

Языковая классификация. Данные о истории языка имеют подчас решающее значение при этногенетических исследованиях, „выявление языкового родства означает обычно и установление генетического родства между народами. вместе с тем этнические общности, имеющие общее происхождение и пользующиеся общими по происхождению языками, могут сильно различаться по хозяйству и культуре, что объясняется историческими причинами. Это обстоятельство несколько ограничивает значение данных о языке и языковой классификации при этнографических исследованиях, поэтому они используются в этнографии наряду с другими данными.

История языка восстанавливается сравнительно-историческим языкознанием путем сопоспоставления родственных по происхождению— языков, входящих в одну языковуюсемью, развивающуюся из диалектов общего языка-основы. Язык-основа — это реальная общность диалектов древних племен или народностей, к которым в конечном счете генетически восходят все языки той или иной группы (языковой семьи) родственных языков. Два или более языка называются родственными в том случае, когда они являются следствием эволюции одного и того же языка. Совокупность родственных языков обозначается понятием языковая семья. Так, русский, таджикский и английский языки родственны между собой, так как восходят к общему индоевропейскому языку — основе. Если язык развивается на сплошной этнической территории, то со временем в разных ее областях возникают некоторые языковые особенности, называемые диалектами.

Язык представляет собой общественное явление и существует только в обществе; общество не может существовать без языка. Язык возник вместе с человечеством и формировался, в ходе антропогенеза и последующих исторических эпох. Как историческое явление язык непрерывно развивается, изменяются главные его элементы: грамматика, лексика, фонетика. Чаще всего совершается спонтанное изменение, являющееся следствием преемственности поколений и накоплением новшеств в языке без заимствования из чужих языков. Наблюдаются также изменения, связанные с заимствованиями из чужих языков. Наконец, происходит смена населением языка. Как считают лингвисты, в областях с давно сложившимися цивилизациями, смена языка была по крайней мере один раз, но нередко и чаще. При этом прежний язык как субстрат оказывал влияние на развитие нового языка. Все эти явления приводили к разветвлению первоначального языка-основы, складыванию языковых семей, их ветвей и более мелких групп.

Рассматриваемые процессы лучше всего видны на примере наиболее изученной индо-европейской семьи. В нее входят в наши дни славянские, германские, романские, балтийские, индийские, иранские, кельтский, армянский, греческий, албанский языки. Многие индоевропейские языки (древнегреческий, латинский, санскрит, авестийский, индоевропейские языки Хеттского царства, хорезмийский, согдийский, скифские и др.) давно вышли из употребления и называются «мертвыми».

К индоевропейским относят языки, которые восходят к индоевропейскому языку-основе и продолжают его в непрерывной преемственности. Индоевропейская языковая семья, как и все прочие семьи, явление чисто историческое и не предполагает какой-либо общей для всех входящих в нее языков, грамматической, лексической или фонетической характеристики. Поэтому сейчас нет ни одной черты, по которой можно определить тот или иной язык как индоевропейский. Констатация индоевропейской семьи только устанавливает факт, что некогда существовал момент, когда эти языки входили в индоевропейский язык-основу и, таким образом, генетически родственны между собой. Общность у них только по происхождению.

Время сложения индоевропейской семьи языков точно не известно, но произошло это не позднее эпохи бронзы, а в дальнейшем складывались языковые ветви. Еще позже дифференцировались современные языки. Так обстояло дело, например, со славянскими) языками, из языка-основы которых выделились в свое время восточнославянские, южнославянские и западнославянские языки. В свою очередь уже в относительно позднее историческое время из восточнославянской ветви выделились русский ,украинский и белорусский языки; из южнославянской — болгарский, сербо-хорватский, словенский, македонский; из западнославянской — польский, чешский, словацкий, верхне-и нижнелужицкий. В каждом из перечисленных языков выделяются локальные диалекты и говоры.

Читайте также:  Основы конфигурирования коммутаторов

Существуют гипотезы о том, что и современные языковые семьи восходят к каким-то очень древним языкам-основам и что, таким образом, между ними существует генетическое родство. Так, высказывалось предположение об очень древних связях индоевропейских языков с другими семьями, в частности семито-хамитской. Но данные, которыми располагает в настоящее время лингвистика, еще не позволяют достаточно выяснить наличие таких генетических связей.

Помимо индоевропейской имеются и другие крупные языковые семьи:

— Семито-хамитская, с ветвями семитской, кушитской, берберской и чадской.,

— Уральская семья с финно-угорской и самодийской ветвями.

— Алтайская семья с ветвями тюркской,монгольской, тунгусско-маньчжурской.

— Кавказская семья с ветвями картвельской, абхазо-адыгской, нахско-дагестанской.

— Конго-кордофанская (нигеро-кордофанская), нило-сахарская и койсанская семьи.

— Австроазиатская семья, в которую входят группы вьет, мяо-яо, мон-кхмер, мунда и пр.

— Австронезийская или малайско-полинезийская семья.

Кроме того, существуют более мелкие языковые семьи, а также отдельные языки, не входящие ни в какую языковую семью (такие, как японский и корейский). Хозяйственно-культурная классификация

Среди перечисленных видов классификаций народов мира только хозяйственно-культурная является собственно этнографической и основывается на этнографических методах изучения хозяйства и культуры. Рассматриваемый вид классификации имеет существенное значение для этнографии и необходим при исследовании проблем этнической истории, истории возникновения и развития хозяйства и материальной культуры, исторических и культурных связей между народами, наконец, при установлении глобальной непрерывности и общности человеческих культур.

Этнографические данные показывают, что при одном и том же уровне социально-экономического развития и в одинаковых условиях природно-географической среды у народов, даже не связанных между собой исторически и относящихся к разным этническим и языковым группам, возникают сходные явления в хозяйстве и материальной культуре. Сходные по этим признакам народы классифицируются по хозяйственно-культурным типам (ХКТ). Под хозяйственно-культурным типом понимают в этнографии комплекс особенностей хозяйства и культуры, который исторически складывается у разных народов, близких по социально-экономическому развитию и обитающих в сходных условиях среды.

Хозяйственно-культурные типы формировались на протяжении всей человеческой истории в ходе приспособления людей к окружающей среде. При этом одни типы очень древние, другие возникли позднее.

Почти ничего не известно о хозяйственно-культурных типах, существовавших до времени возникновения человека современного вида, и высказываемые по этому поводу предположения не идут далее рабочих гипотез.

Хозяйственно-культурные типы, просуществовавшие до нового времени, начали формироваться в позднем палеолите. Значительные изменения произошли в традиционных хозяйственно-культурных типах по мере становления капитализма, а затем мировой системы социализма. Поэтому хозяйственно-культурная классификация имеет исторически ограниченное значение и мало применима к современным условиям, за исключением периферии развитых индустриальных обществ. Существенным образом изменяется со временем содержание и значение отдельных хозяйственно-культурных типов, например типа плужного земледелия в эпоху возникновения цивилизации, в средние века и в наши дни. Основными, определяющими элементами ХКТ являются характер и уровень развития хозяйства. Уровень развития культуры имеет в этом виде классификации второстепенное значение, так как человеческие культуры исключительно разнообразны и не дают возможности построить четкую систематику. В соответствии с уровнем хозяйственного развития ХКТ могут быть распределены по трем группам. Первая группа характеризуется преобладанием присваивающих отраслей деятельности (охота, рыболовство, собирательство). Вторая — преобладанием ручного мотыжного земледелия и животноводства. Третья — объединяет плужных земледельцев.

Первая группа ХКТ наиболее архаична и соответствует первобытнообщинному уровню социально-

Следующие группы хозяйственно- культурных типов связаны с производящим ( хозяйством. Земледелие и животноводство возникло примерно 10—11 тыс. лет тому назад в Восточном Средиземноморье, на юго-западе Средней Азии, возможно, и в Юго-Восточной Азии, позднее — в Америке. К эпохе развитого родового строя и времени разложения первобытнообщинных отношений относится тип ручного мотыжного земледелия, сложившийся еще в первичных центрах возникновения производящего хозяйства. В древности он получил распространение в зоне умеренного климата, а впоследствии — в тропиках, на периферии классовых обществ. Дальнейшее развитие производящего хозяйства привело к возникновению в древнейших государствах Азии и Африки ХКТ плужного орошаемого земледелия. Позднее, с начала нашей эры, плужное земледелие получило широчайшее распространение почти во всех природно-географических зонах земли, за исключением Арктики и Австралии. Одновременно с плужным земледелием развилось и животноводство. По мере социально-экономического развития плужных земледельцев все большее значение у них приобретало сначала ремесло, а затем промышленность. В ходе общественного разделения труда в конце эпохи бронзы и начале железного века во многих засушливых областях Азии, позднее и Африки выделился самостоятельный ХКТ в виде кочевого и полукочевого скотоводства. Кочевничество представляло собой экстенсивное пастбищное скотоводство в условиях среды, непригодной для ведения интенсивного земледелия. Наибольшего развития кочевничество достигло в средние века, но постепенно стало изживать себя как экстенсивная форма хозяйства, и кочевники либо переходили к товарным видам животноводства, либо к оседлому земледелию и другим видам занятий. В наше время кочевничество сохраняется только в отдельных, наиболее отсталых районах Зарубежной Азии и Африки.

Источник

Лингвистическая классификация народов мира.

Основана на методах сравнительно-исторического языкознания (компаративистика) и установления генетического родства между языками.

1) Индоевропейская семья

а) Славянская группа подгруппы:

– восточнославянская (RUS, UKR, BEL)

– западнославянская (POL, SLV, CZH)

– южнославянская (SLO, CRO, SRB, MAK, BLG)

б) Балтийская группа (LT,LV)

в) Германская группа (GER, AVT, UK, NED, US, ISL, SWE, NOR, DEN)

г) Кельтская группа (IRL, гэлы, уэльсцы, бретонцы)

д) Романская группа (IT, SWZ, FR, SP, MEX, BRZ, MLD, ROM)

е) Иранская группа (белуджи, персы, таджики, афганцы, осетины)

ж) Индоарийская группа (бенгальцы, непальцы, цыгане, ведды, мальдивцы)

отдельные группы: ALB, GRE, ARM, Нуристанцы

2) Картвельская семья (грузины)

3) Дравидийская семья (народы IND: Тамилы, Мавры и т.д.)

4) Уральско-юкагирская семья

а) Финно-угорская группа (HUNG, FIN, EST, карелы, ижорцы, коми-пермяки)

б) Самодийская группа (ненцы, энцы)

5) Алтайская семья

а) Тюркская группа (TRK, AZB, туркмены, татары, ногайцы, якуты, узбеки)

б) Монгольская группа (монголы КНР, калмыки, калмыки, буряты, моголы)

6) Корейская семья (группа Алтайской семьи)

7) Японская семья (группа Алтайской семьи)

8) Эскимоссо-алеутская семья

9) Афроазиатская (Семито-хамитская) семья

а) Семитская группа (подгруппы):

– североцентральная (арамейские (ассирийский) и ханаанейские (евреи) языки)

– южноцентральная (арабы – метаэтническя общность)

– эфиосемитская (SUD, ETHP)

б) Берберская группа.

в) Кушитская группа.

г) Чадская группа.

10) Нило-сахарская семья

а) Восточносуданская группа (нубийцы, масаи и др.)

б) Центральносуданская группа (бонго, пигмеи и др.)

11) Северокавказская семья

а) Абхазо-адыгская группа (абхазы, адыгейцы, кабардины, черкесы)

б) Нахско-дагестанская группа (лезгины, чеченцы, ингуши)

12) Сино-тибетская семья

а) Китайская группа

б) Тибето-бирманская группа

+ восточно- и западно-гималайские группы

13) Aвстро-азиатская (мон, ва, мнонг, куй, булан и др.)

14) Австронезийская семья (малайцы, яванцы, мори, лалаки и др.)

15) Австралийская семья (аборигены: мабунаг, питжантжатжара и др.)

16) Североамериканская (апачи, навахи, ирокезы, майя)

17) Центральноамериканская семья (ацтеки и др.)

18) Чукото-камчатская семья (чукчи, коряки, ительмены)

ЯЗЫКОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ НАРОДОВ МИРА.

Исторически языковая и этническая принадлежность часто совпадают, что делает языковую классификацию важной основой при выделении и определении этносов и этнических общностей при изучении происхождения народов (их этногенеза). Языки народов мира классифицируются по языковым семьям и их ветвям на основе методов сравнительно-исторического языкознания и установления генетического родства между языками. При этом родство языков может означать и родство по происхождению, однако некоторые лингвисты полагают, что за время своего существования народ мог неоднократно менять язык, что ограничивает возможности использования лингвистических данных при решении этногенетических задач.

Сравнительное языкознание, основываясь на анализе фонетики, грамматики и словарного состава (лексики), устанавливает наличие или отсутствие родства между языками. Два или более языка называются родственными в том случае, когда они являются следствием эво­люции одного и того же языка. Это позволяет объединять родственные по происхождению языки в языковые семьи, являющиеся основными единицами лингвистической классификации. Такого рода языковые семьи развивались в ходе истории из «языка-основы». Но язык — это исторически развивающееся и изменяющееся во времени явление, поэтому родственные по происхождению языки в наше время не только могут сильно отличаться один от другого, но также не иметь многих признаков, характеризующих их языковую семью в целом. Поэтому языки классифицируются не по их современному состоянию, а по принципу исторического генетического родства. Например, родственные по происхождению русский, английский, персидский и другие языки относятся к одной индоевропейской языковой семье, так как восходят к общему языку-основе. Но их историческое развитие шло совершенно по-разному, и сегодня взаимопонимание между носителями этих языков невозможно. Со временем внутри языка развиваются диалекты, которые могут стать самостоятельными языками. В отличие от языка, служащего средством общения для целой я этнической общности, диалект (говор, наречие) — это региональный вариант внутри языка, употребляемый ограниченной группой людей, связанных территориальной, а иногда и социальной или иной общностью.

Язык — общественное явление и может существовать только в обществе. Как историческое яв­ление язык непрерывно развивается, изменя­ются главные его элементы: грамматика, лек­сика, фонетика. Чаще всего совершается спонтанное изменение, являющееся следстви­ем преемственности поколений и накоплени­ем новшеств в языке без заимствования из чужих языков. Наблюдаются также измене­ния, связанные с заимствованиями из чужих языков. Наконец, происходит смена населени­ем языка. Как считают лингвисты, в областях с давно сложившимися цивилизациями, сме­на языка была по крайней мере один раз, но нередко и чаще. При этом прежний язык как субстрат оказывал влияние на развитие ново­го языка. Все эти явления приводили к раз­ветвлению первоначального языка-основы, складыванию языковых семей, их ветвей и более мелких групп. И так как этносы и языки часто совпадают, языковая классификация составляет одну из основ выделения этнических общностей и установления их происхождения.

Читайте также:  Зависимость температуры кипения воды от высоты над уровнем моря

Ученые пытаются обнаружить связи между целыми языковыми семьями, восходящие к еще более древним временам и языкам—основам, однако эта проблема еще гипотетична. Так, в частности выдвинуто предположение, что в глубокой древности ряд известных сегодня языковых семей объединялись в единую семью «ностратических» языков. Эта гипотетическая макросемья включала языки Евразии и Африки: индоевропейские, картвельские, семито-хамитские, уральские, тюркские, монгольские, тунгусо-маньчжурские, корейский, дравидские языки и многие другие.

Число языковых семей, а тем более их групп (языковых ветвей), языков и . говорящих на них народов, очень велико, в связи с чем здесь приходится ограничиться перечислением лишь основных семей и групп, а также языковых семей и языков хотя и небольших народов, но имеющих по тем или иным причинам особое значение для этнологии и истории первобытного общества.

В наше время она широко представлена на всех континентах, а также извест­на по ряду мертвых, древнеписьменных языков. Время сложения индоевропейской семьи языков ученые относят к периоду не позднее эпохи бронзы, а возможно, и к более раннему времени. В дальнейшем шло выделение языковых ветвей (групп), а еще позднее — существующих сегодня языков. Области, где происходило первона­чальное формирование народов, говоривших на индоевропейских языках, точно не установлено, и по этому поводу существует значительное число гипотез.

В индоевропейскую семью входят языковые ветви или группы, отдельные языки, на которых говорят следующие народы:

а) восточнославянская подгруппа. Народы: русские, украинцы, белорусы;

б) западнославянская подгруппа. Народы, поляки, лужичане, чехи, словаки;

в) южнославянская подгруппа. Народы: словенцы, хорваты, славяне-мусульмане (боснийцы), сербы, черногорцы, македонцы, болгары.

Балтийская группа. Народы: литовцы, латыши.

Германская группа. Народы: немцы, австрийцы, германошвейцарцы, лихтенштейнцы, эльзасцы, люксембуржцы, фламандцы, голландцы, фризы, африканеры, евреи Европы и Америки, англичане, шотландцы, ютландоирлапдцы, англоафриканцы, англоавстралийцы, англоновозеландцы, англоканадцы, американцы США, багамцы, сентк.ггены, ямайцы, гренадцы, барбадосцы, тринидадцы, белизцы, гайанцы-креолы, суринамцы-креолы, шведы, норвежцы, исландцы, фарерцы, датчане.

Кельтская группа. Народы: ирландцы, гэлы, уэльсцы, бретонцы.

Романская группа.Народы: итальянцы, сардинцы, санмаринцы, италошвей-царцы, корсиканцы, ретороманцы, французы, монегаски (монакцы), нормандцы, франкошвейцарцы, валлоны, франкоканадцы, гваделупцы, мартиникцы, гвианцы, гаитийцы, реюньонцы-креолы, маврикийцы-креолы, сейшельцы, испанцы, гибралтарцы, кубинцы, доминиканцы, пуэрториканцы, мексиканцы, гватемальцы, гондурасцы, сальвадорцы, никарагуанцы, костариканцы, панамцы, венесуэльцы, колум­бийцы, эквадорцы, перуанцы, боливийцы, чилийцы, аргентинцы, парагвайцы, уругвайцы, каталонцы, андоррцы, португальцы, галисийцы, бразильцы, антильцы, румыны, молдаване, аромуны, истрорумыны.

Албанская группа. Албанцы.

Греческая группа. Народы: греки, греки-киприоты, каракачаны.

Армянская группа. Армяне.

Иранская группа. Народы: талыши, гилянцы, мазендаранцы, курды, белуджи, луры, бахтиары, персы, таты, хазарейцы, чараймаки, таджики, памирские народы, пуштуны (афганцы), осетины.

Нуристанскя группа. Нуристанцы.

Индоарийская группа. Народы: бенгальцы, ассамцы, ория, бихарцы, тхару, хиндустанцы, раджастханцы, гуджератцы, парсы, бхилы, маратхи, конкани, панджабцы, догра, синдхи, пахари западные, кумаони, гаркхвали, гуджар, непальцы, кашмирцы, шина, кохистанцы, кхо, пашаи, тирахи, индомаврикийцы, суринамцы-индопакистанцы, тринидадцы-индопакистанцы, фиджииндийцы, цыгане, сингалы, ведды, мальдивцы.

Иранские языки: западные (фарси (персидский), а также дари и таджикский, курдский, белуджский, талышский и др.); восточные (пашто, памирские, осетинский и др.).

Финно-угорская группа. Народы: финны, карелы, вепсы, ижорцы, эстонцы, ливы, саами, марийцы, мордва, удмурты, коми, коми-пермяки, венгры, ханты, манси.

Самодийская группа. Народы: ненцы, энцы, нганасаны, селькупы.

Юкагирская группа. Юкагиры.

Тюркская группа. Народы: турки, турки-киприоты, гагаузы, азербайджанцы, карадагцы, шахсевены, карапапахи, афшары, каджары, кашкайцы, хорасанские тюрки, халаджи, туркмены, салары, татары, крымские татары, караимы, башкиры карачаевцы, балкарцы, кумыки, ногайцы, казахи, каракалпаки, киргизы, узбеки уйгуры, алтайцы, шорцы, хакасы, тувинцы, тофалары, урянхайцы, юйгу, якуты долганы.

Монгольская группа. Народы: халха-монголы, монголы КНР, ойраты, дарха-ты, калмыки, буряты, дауры, ту (монгоры), дунсян, баоань, моголы.

Тунгусо-маньчжурская группа. Народы: эвенки, негидальцы, эвены, орочи, удэгейцы, нанайцы, ульчи, ороки.

Южная группа. Народы: тамилы, ирула, малаяли, ерава, ерукала, кайкади, каннара, бадага, курумба, тода, кодагу, тулу, телугу.

Центральная группа. Народы: колами, парджы, гадаба, гонды, кхонд (куй, куви), конда.

Северо-восточная группа. Народы: ораон (курух), малто.

Северо-западная группа. Брагуи.

КОРЕЙСКАЯ СЕМЬЯ. Корейцы.

ЭСКИМОССКО-АЛЕУТСКАЯ СЕМЬЯ. Народы: эскимосы (включая гренландцев), алеуты.

Китайская группа. Народы: китайцы, хуэй (дунгане), бай.

Тибето-бирманская группа. Народы: тибетцы, бхотиа, шерпа, бутанцы, ла-дакхи, балти, магар, цян, мьянма (бирманцы), ицзу, тудзя, наси, хани, лису, лаху, чин, куки, мизо (лушей), манипур (мейтхей), нага, микир, карены, кая.

Качинская группа. Народы: качин (цзинпо), сак и др.

Группа бодо-гаро. Народы: гаро, бодо, трипура и др.

Группа миджу. Народ миджу.

Группа дигаро. Народы: дигаро, миду.

Группа мири. Народы: ади (абор), мири и др.

Группа дхимал. Народ дхимал.

Группа лекча. Народ лекча.

Восточногималайская группа. Народы: рай (кирати), лимбу и др.

Группа невари. Народ невари.

Группа гурунг. Народы: гурунг, таманг (муруми), лимбу и др.

Источник



Основные классификации этносов

Классификации этносов в классической этнологии выделяются по следующим критериям: географическому, антропологическому, языковому и хозяйственно-культурному.

Географическая классификация. Спомощью такой классификации этносов выделяются условные географические регионы, в которых расселены народы мира. Эта классификация используется главным образом при внешнем описании народов.

Классификация такого типа опирается на факт географического соседства народов и отражает совместный характер их проживания в пределах какой-то определенной, чаще всего обширной территории.

Географическая классификация не отвечает на вопросы о происхождении народов, о процессах их формирования, о хозяйственном и культурном облике, об уровне социально-экономического развития, но позволяет пространственно упорядочить и распределить этносы по регионам.

Единой принятой во всех странах географической классификации не существует. Самое простое деление: народы Австралии и Океании, народы Азии, народы Америки, народы Африки, народы Европы.

Этот вид классификации необходим для упорядочения описываемых народов при создании этнической картины мира.

Антропологическая классификация. Антропология как наука изучает процесс происхождения человека, его эволюцию, расогенез, морфологические и физические особенности. В основе антропологической классификации лежит принцип деления народов по расам. В ней акцент делается на биологическом, генетическом родстве между различными этническими группами.

Современная этническая картина мира убеждает нас, что между людьми имеются физические (телесные) различия. Обычно они определяются визуально (цвет кожи, черты лица, строение скелета, тип волос и т.д.). Особенно заметны в этом отношении телесные, или антропологические, различия между территориальными группами людей, удаленными друг от друга и живущими в различной естественно-географической обстановке. В повседневной жизни и в науке подобные различия между физическими типами людей обычно называют расовыми. Расовые различия всегда наследственны: они передаются от родителей к детям на протяжении многих поколений. Понятно, что сходство многих наследственных физических признаков у разных людей или целых их групп служит веским доказательством общности их происхождения, или генетического родства. Термин «раса» ввел Франсуа Бернье.

Раса – это большая группа людей, которые различаются наследственными физическими особенностями и связаны общим происхождением и определенной областью обитания.

Формирование основных рас, как предполагают ученые, происходило приблизительно в промежутке сорок — шестнадцать тысяч лет до нашей эры. Однако на этом процесс расогенеза не закончился, он продолжался и позднее. Одновременно с возникновением рас происходило и их постоянное смешение, вследствие чего «чистых» рас в мире не существует, все они обнаруживают те или иные признаки смешанности.

При рассмотрении проблем антропогенеза и расогенеза современная наука исходит из убеждения, что биологически человечество едино, все люди нашей планеты относятся к одному биологическому виду. Но некоторые особенности физического строения людей меняются в зависимости от их проживания в той или иной части света. Такие особенности, передаваемые по наследству и характерные для больших групп людей, принято называть расовыми признаками. Важнейшими из них являются следующие:

1. Форма волос, где учитываются две особенности: жесткость и извилистость. По извилистости волосы разделяют на прямые, широковолнистые, узковолнистые, курчавые разных степеней.

2. Третичный волосяной покров, появляющийся в период поло- вого созревания. При этом учитываются густота волос и площадь поверхности кожи, которую они занимают: особое внимание обращается на усы и бороду мужчин.

3. Цвет кожи. Он может изменяться в диапазоне от бледно- розового до темно-коричневого и почти черного. Шкала цветов кожи насчитывает до 36 оттенков. Наиболее светлая кожа у жителей Северной Европы, наиболее темная — у жителей Центральной Африки.

4. Цвет волос. Принято различать черные, темно-русые, светло-русые, белокурые, рыжие волосы.

5. Цвет глаз (окраска радужной оболочки). Темные глаза — черные, карие, желтые; глаза смешанных или переходных цветов— желто-зеленые, зеленые, серые; светлые глаза — светло-серые, голубые, синие.

6. Рост. Средняя длина тела у человека составляет 165 см для мужчин и 154 см для женщин. Наименьший средний рост на планете зафиксирован у пигмеев бассейна реки Конго — 141 см для взрослоro мужчины. Самый высокий средний рост — 182 см отмечен для населения, живущего южнее озера Чад. Средний рост выше 175 см имеют черногорцы, шотландцы, шведы, норвежцы, полинезийцы.

Читайте также:  Как сменить аккаунт Гугл на смартфоне и зачем это нужно

7. Пропорции тела. По пропорциям соотношения длины конечностей и длины тела, ширины плеч и таза выделяют следующие типы фигур: а) брахиморфный («брахис» — короткий, «морфо»— форма) тип — относительно короткие руки и ноги, длинное туловище, широкие плечи и таз; б) долихоморфный («долихос» — длинный) тип — сравнительно длинные конечности, короткое туловище, узкие плечи и таз; в) мезоморфный («мезос» — средний) тип — занимает промежуточное положение между первыми двумя.

8. Параметры головы. Здесь основным показателем является соотношение ширины головы (поперечный диаметр) к длине (продольный диаметр), выраженное в процентах. Соотношение меньше 75,9 % — доликефалия («кефалос» — голова); между 76 и 80,9%— мезокефалия; больше 81 % — брахикефалия.

Кроме отмеченных выше расовых признаков в антропологии отмечают также ширину, высоту, горизонтальную профилировку лица, выступание челюстей (прогнатизм), наличие эпикантуса (складка кожи верхнего века у внутреннего угла глаза, прикрывающая слезный бугорок), параметры носа, высоту и толщину губ.

Выделяют следующие основные расы: европеоиды, монголоиды, негроиды, австралоиды. Кроме того, в результате смешения образовалось 25 малых или переходных рас.

Языковая (лингвистическая) классификациядает наиболее конкретное представление об этническом родстве соответствующих народов, об общих истоках происхождения той или иной культуры.

Языковая панорама современного мира отличается богатством и сложностью. Ученым известно около 6000 языков, на которых разговаривают различные этнические общности и группы. Причем только в редких странах люди разговаривают на одном языке, зато есть страны, где существует более 100 языков.

В основе языковой классификации лежат два критерия: язык и этническая принадлежность. Язык вообще является основой человеческой культуры, так как представляет собой чисто человеческий способ передачи информации посредством системы специально производимых символов. Возникновение языка шло параллельно с развитием культуры и становлением современного человека.

Исследования в области родства тех или иных языков важны как показатели близости культур и соответственно народов, говорящих на этих языках. Обычно при классификации языков народов мира с целью восстановления их родства используются следующие основные разряды: говор, диалект, язык, группа родственных языков, языковая семья. При этом родство языков может означать и родство по происхождению.

Сравнительное языкознание устанавливает наличие или отсутствие родства между языками. Это позволяет объединять их в языковые семьи, являющиеся основными единицами лингвистической классификации. Такого рода языковые семьи появились в процессе развития из языка-основы. Но язык — это исторически развивающееся и изменяющееся во времени явление, поэтому родственные по происхождению языки в наше время могут не только сильно отличаться один от другого, но и также не иметь многих признаков, характеризующих их языковую семью в целом. Поэтому языки классифицируются не по современному состоянию, а по принципу исторического генетического родства.

Язык — общественное явление и может существовать только в обществе. Языки подвержены самым различным изменениям: спонтанным, а также обусловленным заимствованиями из чужого языка, вследствие чего наличие общих слов вовсе не обязательно свидетельствует о родстве языков. Таким образом, языки проходят столь же сложные пути исторического развития, как и этнические общности. И так как этносы и языки часто совпадают, языковая классификация составляет одно из оснований для выделения этнических общностей и установления их происхождения.

Наконец, этнология учитывает родство между языками и культурами более отдаленного типа, обозначаемого лингвистами понятием «языковая семья». Ученые-лингвисты выделяют 12 таких языковых семей, охватывающих около 96% языков мира. В свою очередь, каждая из семей подразделяется на подсемьи, или ветви, состоящие из языков, более близких друг другу, чем языкам других подразделений. Почти каждый язык имеет варианты, обусловленные социальными и географическими факторами. Такие варианты были названы диалектоми.

Этнологический смысл языковой классификации заключается в том, что народы, принадлежащие к одной языковой семье, обычно имеют общие элементы в своей материальной и духовной культуре.

Хозяйственно-культурная классификация. Современная этническая картина мира представляет собой довольно сложное и пестрое образование, поскольку состоит из более чем 200 суверенных государств, в которых проживает от 3 до 5 тыс. этносов и этнических групп. В этом этническом многообразии обращает на себя внимание сходство культур народов, живущих по соседству. Это обстоятельство послужило основанием для еще одного вида классификации народов мира, получившего название «хозяйственно-культурная классификация». Она базируется на этнологических методах исследования хозяйства и культуры и используется при изучении этногенеза народов, их этнической истории, истории хозяйства, материальной и духовной культуры, проблем, связанных с этническими процессами культурных и исторических отношений между народами. Методологической основой такой типологизации является выделение хозяйственно-культурных типов. В этнологии под хозяйственно-культурным типом понимаются определенные комплексы особенностей хозяйства и культуры, которые складываются исторически у разных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных условиях среды.

Определяющие признаки хозяйственно-культурного типа— характер, облик и уровень развития хозяйства и хозяйственной деятельности людей. Число хозяйственно-культурных типов ограничено и может быть увязано с этапами социально-экономического развития общества. Классификация этносов по хозяйственно-культурным типам касается только традиционных культур.

Отличительной особенностью хозяйственно-культурной классификации является подчеркивание исключительной зависимости хозяйственно-культурной типологии от условий географической среды вообще и от условий хозяйственной деятельности человека в частности. В то же время вопрос об общности культур этнических групп, об общей исторической судьбе народов отодвигается на второй план.

Прочие классификации. Вдополнение к рассмотренным можно назвать еще несколько видов классификаций этнических общностей. Из них следует отметить прежде всего конфессиональную принадлежность (христианство: католицизм, протестантизм, православие; ислам: суннизм, шиизм и др.); тип культуры; форму семьи; вид орудий труда и оружия; форму жилищ и поселений; и т.п.

Источник

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ НАРОДОВ МИРА

(выделены пароды, наибольшие по численности населения в пределах семей)

1. ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ СЕМЬЯ

Славянская группа: восточнославянская подгруппа — русские, белорусы, украинцы; западнославянская подгруппа — поляки, лужичане, чехи, словаки; южносла­вянская подгруппа — болгары, македонцы, сербы, черногорцы, хорваты, словенцы, боснийцы-мусульмане, мусульмане.

Балтийская группа: литовцы, латыши. Германская группа: шведы, датчане, норвежцы, исландцы, немцы, евреи, австрийцы, голландцы, фламандцы, англичане, шотландцы, англоканадцы, англоамериканцы, англоавстралийцы, англоновозеландцы, ямайцы, барбадоецы, гайанцы, суринамцы и др.

Кельтская группа: ирландцы, уэльсцы, бретонцы.

Романская группа: итальянцы, французы, валлоны, франкоканадцы, франкошвейцарцы, гвианцы, гаитийцы, каталонцы, испанцы, мексиканцы, гватемальцы, кубинцы, венесуэльцы, колумбийцы, перуанцы, чилийцы, аргентинцы, португальцы, бра­зильцы, кабовердцы, румыны, молдаване, сардинцы, корсиканцы.

Греческая группа: греки.

Албанская группа: албанцы.

Армянская группа: армяне.

Иранская группа: персы, таджики, хазарейцы, луры, бахтиары, курды, белуджи, осетины, афганцы.

Нуристанская группа: нуристанцы.

Индоарийская группа: кашмирцы, синдхи, маратхи, пахари, панджабцы, раджастханцы, гуджаратцы, хиндустанцы, непальцы, бихарцы, ория, бенгальцы, ассамцы, сингалы, мальдивцы, цыгане.

2. СИНО-ТИБЕТСКАЯ СЕМЬЯ

Китайская группа: китайцы, хуэй, бай, дунгане.

Тибето-бирманская группа: тибетцы, невары, нага, манипури, мьянма, хани, ицзу, туцзя, карены.

3. СЕМЬЯ НИГЕР-КОНГО

Атланто-Конголезская группа: фульбе, волоф, диола, темне, кисси, моси, гурма, груси, лоби, сенуфо, чамба, гбая, мба, банда, занде, кру, бакве, бете, акан, аньи, бау­ле, эве, фон, йоруба, бини, игбо, нупе, ибибио, тив, бамилеке, кикуйю, суахили, кон­го, ганда, руанда, рунди, луба, малави, макуа, шона, суто, зулу, пигмеи, иджо.

Группа манде: малинке, бамбара, сусу, менде, сонинке.

Кордофанская группа: коалиб, кадугли-кронго.

4. СЕМИТСКАЯ СЕМЬЯ

Северо-Центральная группа: евреи Израиля.

Южно-Центральная группа: арабы (саудовцы, сирийцы, иракцы, египтяне, алжир­цы, марокканцы и др.).

Эфиосемитская группа: тигре, тиграи, амхара, гураге.

5. БЕРБЕРСКАЯ СЕМЬЯ: кабилы, зенага, туареги.

6. КУШИТСКАЯ СЕМЬЯ: беджа, афар, сомали, оромо, сидамо.

7. ЧАДСКАЯ СЕМЬЯ: хауса, ангас, бура, котоко.

8. АВСТРОНЕЗИЙСКАЯ СЕМЬЯ

Малайско-полинезийская группа: тям, малайцы, сунды, яванцы, мадурцы, балийцы, малагасийцы, бисайя, тагалы, илоки, чаморро, белау, амбонцы, атони, тетум, южнохальмахерцы, маршалльцы, кирибати, науру, фиджийцы, тонга, самоа, тувалу, таитяне, маори, гавайцы.

Тайваньская группа: гаошань.

9. ДРАВИДИЙСКАЯ СЕМЬЯ: брагуи, ораоны, гонды, телегу, тамилы, малаяли, каннара.

10. АЛТАЙСКАЯ СЕМЬЯ

Тюркская группа: турки, азербайджанцы, туркмены, татары, башкиры, карачаевцы, балкарцы, кумыки, ногайцы, казахи, каракалпаки, киргизы, узбеки, уйгуры, алтайцы, шорцы, хакасы, тувинцы, якуты, чуваши, халха (халха-монголы), буряты, ойраты, калмыки, монгоры, дунсян.

Тунгусо-маньчжурская группа: эвенки, эвены, нанайцы, удэгейцы, маньчжуры, ко­рейцы, японцы.

11. УРАЛЬСКО-ЮКАГИРСКАЯ СЕМЬЯ

Уральская группа: финно-угорская подгруппа: финны, карелы, эстонцы, саамы, мордва, марийцы, удмурты, коми, коми-пермяки, ханты, манси, венгры; самодийская подгруппа: ненцы, нганасаны, селькупы.

Юкагирская группа: юкагиры.

12. АВСТРОАЗИАТСКАЯ СЕМЬЯ

Мон-кхмерская группа: моны, кхаси, кхмеры, вьетнамцы, мыонг, сенои, семанги.

Группа мунда: мунда, санталы.

13. ПАРАТАЙСКАЯ СЕМЬЯ

Тайская группа: сиамцы, лао, тхай, шан, чжуан, буи, юан.

Кам-суйская группа: дун.

14. НИЛО-САХАРСКАЯ СЕМЬЯ: сонгаи, тубу, маба, фур, сара, багирми, бонго, мору-мангбету, нубийцы, луо, динка, масаи, календжин, берта, кунама.

15. СЕВЕРОКАВКАЗСКАЯ СЕМЬЯ

Абхазско-адыгская группа: абхазы, адыгейцы, черкесы, кабардинцы.

Нахско-дагесганская группа: чеченцы, ингуши, аварцы, лакцы, даргинцы, лезгины.

16. КАРТВЕЛЬСКАЯ СЕМЬЯ: грузины.

17. СЕМЬЯ МЯО-ЯО: мяо, яо.

18. АВСТРАЛИЙСКАЯ СЕМЬЯ: австралийцы-аборигены.

19. КОЙСАНСКАЯ СЕМЬЯ: кой-коин (готтентоты), горные даммара.

20. ЭСКИМОССКО-АЛЕУТСКАЯ СЕМЬЯ: эскимосы, алеуты.

21.ЧУКОТСКО-КАМЧАТСКАЯ СЕМЬЯ: чукчи, коряки, алюторцы, ительмены.

22. ПАПУАССКИЕ СЕМЬИ: чимбу, дугум-дани, капауку, бунак, бонгу, тернатцы.

23. СЕМЬИ ИНДЕЙСКИХ НАРОДОВ

СЕМЬЯ НА-ДЕНЕ: атапаски, навахо, апачи, тлинкиты, хайда.

СЕВЕРОАМЕРИНДСКАЯ СЕМЬЯ: алгонкины, ирокезы, сиу, майя, киче, кикче.

ЦЕНТРАЛЬНОАМЕРИНДСКАЯ СЕМЬЯ: шошоны, ацтеки, отоми, миштеки, сапотеки.

СЕМЬЯ ЧИБЧА-ПАЭС: чибча, паэс, ленка.

АНДСКАЯ СЕМЬЯ: кечуа, аймара, арауканы.

ЭКВАТОРИАЛЬНО-ТУКАНОАНСКАЯ СЕМЬЯ: араваки, гуарани, хибаро, тукано.

Источник